Шайкам ночных грабителей представлялся полный простор для действия. Скопление же в столице всякого рода нищих, бродяг, безработных и воров, представляло богатый материал для пополнения этих шаек, с подвигами которых нас хорошо знакомит агиография. В житии пр. Андрея рассказывается, как диавол, искушая святого, принял вид старухи, ограбленной и избитой ночными грабителями 715 . Ночью же, с самого преподобного был стащен грабителями-нищими его плащ 716 . Только полная темнота могла позволить то смелое похищение медных статуй с ипподрома, которое в столице происходило не раз, и с одним примером которого нас знакомит житие пр. Луки Столпника 717 . Вышеприведённый рассказ жития Андрея Юродивого, о ночных безобразиях молодых пьяниц, возвращавшихся из весёлого дома и забранных случайно проходившей ночной стражей (обходы которой, как видно из только что приведённых случаев, мало достигали своей цели), пополняют картину константинопольских улиц ночью, а если к этому присоединить известие того же жития о многочисленности в столице бродячих собак 718 , то всё в общем довершит сходство ночного Царьграда с ночным Стамбулом. Следующей теневой стороной Константинопольской жизни являлось чрезвычайное развитие в этом огромном городе проституции. Знаменитая XIV новелла Юстиниана, направленная против торговли девушками, говорит о необычайном изобилии публичных домов (καταγωγα) в столице и её окрестностях, и называет, что раньше это зло сосредоточивалось только «в весьма немногих частях города», a ныне притоны разврата размножились повсюду, и даже в непосредственном соседстве с церквами. Несмотря на все предписания и заботы Юстиниану и Феодоре, конечно, не удалось пресечь публичный разврат в Константинополе, и мы знаем, что в IX веке в VI regio столицы существовал целый квартал проституток со статуей Афродиты посредине, который очистил им. Феофил, выгнав женщин из их помещений и построив на месте последних приют 719 . Другим приютом константинопольских гетер, был так называемый Кифи, превращённый потом Львом VI в убежище для стариков 720 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упреждаю, что таким вопросом я не думаю смутить Вас и тем омрачить Ваш праздник; напротив, чаю доставить Вам духовное утешение и обрадование. Ибо не могу ожидать, чтоб с неба Вас видели мрачною или туманною. Вы ещё не успели отуманиться, потому видимы светлою. По крайней мере мое искреннее благожелание Вам в день Вашего ангела есть: да будете и пребудете всегда таковы, чтоб небожители всегда видели Вас светлою. Тогда из сей жизни прямо к ним туда и перейдете. Вот этого Вам от всей души и желаю.   14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемненную душу видят бесы Хочу в дополнение к предыдущей речи и ещё кое-что сказать о том же. Перескажу Вам несколько опытов того, что душа в оболочке своей точно принимает вид, соответственный её внутреннему настроению. При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его чтили, то есть почитали. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А между тем этого никто не видал. Увидели просвещенные очи духовные святого Андрея . Но у небожителей они ещё просвещеннее. Таким образом, тогда, как нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей. Видите, сколько звезд на небе! Очей, на нас обращенных, ещё больше. Да ведь и сами мы можем если не видеть, то определять, каковы мы. Это сказывает нам совесть — неподкупный судия. Ее можно на время заглушить, но она всегда успевает высвободиться из-под гнета и возвысить свой голос, даже и у не совсем совестных. А у неопорочившихся голос её всегда чист и звонок. Она есть и именуется гласом Божиим в духе человека. В ней же отражается и то, какого мнения о нас или какой имеют на нас взгляд небожители. Так вот, когда совесть говорит, что мы чисты во всем пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается окрест души нашей — и все с неба видят нас светлыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Святые видели рай по степени раскрытия духовной способности и ослабления союза души с телом, так как по замечанию Премудрого «тело тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ум и не попускает ему возноситься в свойственную область духов» 764 . Отсюда, находящемуся в сверхъестественном состоянии человеку и потом пришедшему в себя, естественнее подумать, что тела с ним не было, нежели, что он находился в теле. Если же так, если человек, находясь в теле, без всякой перемены места (как видно из слов св. Андрея: «воспрянув, обретохся на месте, идеже бех первее, во угле лежащ, и удивляхся, где бех в видении, и что сподобихся видети» 765 , может быть восхищен до слышания неизреченных глаголов, и не сознавать, в теле-ли он тогда находится, или кроме тела, то можно и, кажется, должно думать, что и св. Андрей, во время сообщения с горним миром, находился в сверхъестественном состоянии духа, т. е. душа его раскрылась в это время для духовного мира до возможной степени раскрытия в теле, так что узы, соединявшие ее с телом, как бы вовсе уничтожились, прервались. Значит, св. Андрей во время восхищения был в теле, так сказать, кроме тела, был весь в духе, а дух весь в Боге. Св. Андрей юродивый выражает сущность полученного им откровения в раю в следующих словах: «слышах же премилосердого Творца моего, пресладкими и пречистыми своими усты, три словеса Божественная изрекшего ко мне. коих св. Андрей не восхоте явити». Можно думать, что св. Андрей восхищен был в рай, или до третьего неба, не столько для слуха, сколько для зрения. Это было прямое видение; св. Андрею позволено было в этом восхищении, так сказать, заглянуть в блаженное жилище духов и праведных душ, – посмотреть на их состояние, на занятия 766 , на предметы их окружающие, на взаимные отношения, вообще, если можно так выразиться, на их небесный быт. Так, св. Андрею позволено было вознестись духом в блаженное местопребывание небожителей, взглянуть на убранство и красоту небесного свода, от дивного созерцания которой никогда не согласился бы оторваться созерцающий, по словам преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нила Сорского 767 , если бы только это было в его воле, и если бы Бог не положил предела таковым видениям. Но отчего св. Андрей не хотел сказать, что ему говорил Иисус Христос? от того, должно быть, что, находясь в состоянии сверхъестественном, он слышал эти слова и имел видение, а когда закрылся от него духовный мир, то в нем осталось впечатление высокое: от умаления и сознания своего окаянства, трепета и ужаса, охвативших его при воспоминании о сем, он и «не восхоте явити» сказанных ему Иисусом Христом трех слов. В чем нравственный смысл разбираемого видения? для чего оно нужно было св. Андрею? а для того, чтобы укрепить его в подвиге юродства, который с начала приятия его и до конца был устлан терниями. Видение и слова Христа были, так сказать, опорою для св. Андрея в его трудном подвижничестве «да утешится зде на время», как рассказывал св. Андрей в начале видения 768 . Без нравственной высшей поддержки человек, сколько бы ни были велики силы его духа, не устоит никогда против беспрестанно вооружающихся на него бурь и смятений и падет под их тягостью. Св. Андрей в своей многоскорбной жизни только в Боге и мог находить себе утешение; на земле же он был почитаем, «яко юрод»; к Нему то он мысленно и переносился в горькие минуты своей жизни. После чего горести его растворялись сладостью, и изнемогавший дух воодушевлялся новою силою: «егда и ныне помыслю оное видение, говорил св. Андрей, исполняюся неизреченные радости 769 . Глава X. Разбор возражений против целесообразности «юродства». Значение «юродства», как высшего самоотвержения. Заключение Нам остается еще разобраться в тех возражениях и недоумениях, – которые вызывает и может вызывать «юродство» о Христе в малопонимающих сущность этого подвига. Возражения эти касаются прежде всего «юродства», как явления странного, непонятного, соблазнительного. Подобные возражения вызываются при поверхностном знакомстве с жизнью св. юродивых у интеллигентного человека, и притом, слишком далекого от той среды, от той жизни, какую рисуют Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Желаешь ли всей душой трудиться для Меня? Андрей отвечал: – Желаю, Господи! Царь дал ему вкусить нечто весьма горькое и при сем сказал ему: – Таков скорбный путь работающих Мне в сем мире. После сего Он дал вкусить Андрею нечто белее снега и слаще манны. Вкусив, Андрей возвеселился и позабыл горечь первой снеди. И сказал ему царь: – Такова у Меня пища для служащих Мне и мужественно до конца претерпевающих. И ты мужественно соверши свой подвиг, как начал: ибо, перенесши в сей жизни немного страданий, ты будешь вечно пребывать в жизни нескончаемой. Пробудившись от сна, Андрей пришел к мысли, что виденная им первая пища – горька прообразует терпение в здешнем мире, а последняя – сладкая – жизнь вечную. После сего господин Андрея в продолжение четырех месяцев держал его при себе, а затем отпустил на свободу. Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Он ходил по городу «терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых [тот, которого] весь мир не был достоин» ( Евр.11:37–38 ). Одни надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его. Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он как юродивый бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток не вкушал хлеба, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее телесную его наготу. Уподобляясь во всем святому Симеону , Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел «где главы приклонити». Нищие прогоняли его от своих шалашей, а богачи не пускали на дворы жилищ своих. Когда же ему необходимо было уснуть и несколько успокоить свое измученное тело, он искал мусора, где лежат собаки, и располагался между ними. Но и псы не подпускали к себе раба Божия. Одни, кусая, отгоняли его от себя, другие же убегали от него сами. Никогда не засыпал он под кровлею, но всегда на холоде и зное, валяясь как Лазарь в гноище и грязи, попираемый людьми и животными. Так страдал добровольный мученик и так смеялся над всем миром юродивый: «потому что немудрое Божие премудрее человеков» 6268 ( 1Кор.1:25 ). И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот что было писано о Ксении Григорьевне в 1847 году в одной официальной петербургской газете 3 . «Лет сорок, или быть может, несколько более назад, скончалась здесь в Петербурге вдова придворного певчего Андрея Федоровича, Ксения Григорьевна, известная в свое время под именем Андрей Федорович. Имея множество знакомых, большей частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостыней и ничего более не брала, как «царя на коне»; так называла она старинные копейки, на которых, как известно, было изображение всадника на лошади. – Дайте мне «царя на коне», – говорила она всегда умилостивительным голосом, брала копейку и уходила. Одни называли ее «сумасшедшей», другие «прокаженной» или юродивой, третьи «предсказательницей», потому что она предсказывала счастье или несчастье тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова. По ночам она уходила в поле молиться Богу и молилась по несколько часов, кланяясь в землю во все четыре стороны. Ночные отсутствия ее сначала возбуждали сомнения в недоверчивых людях, и даже полиция стала следить за ней, но скоро удостоверилась, что она точно ходила в поле молиться Богу. Предсказания ее не всегда заключали в себе какой-нибудь апокрифический, сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда-нибудь, она вдруг требовала, чтобы дали ей пирога с рыбой и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: «Нет, пекли, а не хотите мне дать». Тогда подавали ей такой пирог, потому что он точно был испечен. А иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намеками, как бы не желая смущать того, с кем говорила. Так, например, посетя один раз дом купчихи Крапивиной и, выходя из него, она взглянула на окна дома, сказала: «зелена крапива, а скоро завянет». Крапивина вскоре после того умерла. В той же газете за тот же год 4 мы нашли еще воспоминание о Ксении Григорьевне. После смерти мужа, рассказывается в газете, Ксения Григорьевна надела его белье, камзол, кафтан и вообще все платье покойника и, бросивши дом, расхаживала по грязным улицам тогда совершенно убогой Петербургской стороны, уверяя всех и каждого, что она Андрей Федорович. Долго носила она это платье, пока не истлело и не развалилось оно на ее теле. Будучи известна всему околотку, как юродивая, но честная женщина, она сначала возбуждала к себе жалость, а потом особое уважение. «Кто не принадлежит миру, тот принадлежит Богу», говорили ее современники и кормили, и одевали своего бедного Андрея Федоровича. Она не брала теплой одежды и, прикрывая грудь остатком камзола своего мужа, носила только самое необходимое женское платье. Зимой, в жестокие морозы, она расхаживала по улицам и Рыночной площади в каком-то оборванном балахоне и изношенных башмаках, надетых на босые ноги, распухшие и покрасневшие от мороза».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Дом свой новый Ксения отдала Прасковье Антоновой — вдове, которая раньше снимала у них с мужем комнаты. Попросила её только пускать в дом нищих и бездомных на ночлег. Раздала Ксения и деньги, и имущество. Осталась ни с чем. Родня мужа заволновалась, что дом и состояние покойного Андрея Фёдоровича разбазариваются. Назначили даже специальную комиссию, чтобы признать, что молодая вдова помешалась с горя. Комиссия с Ксенией Григорьевной поговорила и... убедилась, что она совершенно нормальная! Да, вдова Андрея Петрова не сошла с ума, как считали многие. Просто она перестала быть госпожой Ксенией Петровой, а стала юродивой. Кто такие юродивые? Юродивые, которых еще называют блаженными, — это люди, которые вдруг начинают вести себя необычно. Они отказываются от всего, что имеют, терпят невзгоды и поругания, нарушают все правила, говорят правду — в том числе и неприятную — в лицо всем, включая царей. За это их могут ругать, презирать, даже бить, но юродивые на это внимания не обращают. Они живут другой жизнью. Иногда — хуже нищих. Носят лохмотья, ходят босые, мёрзнут и голодают, кто-то надевает на себя тяжёлые вериги — железные цепи и пояса... Их часто принимают за сумасшедших, но они совсем не сумасшедшие. Ведь как человек сходит с ума? От болезни или от тяжелого горя, потрясения он вдруг перестает понимать, что с ним происходит, не может контролировать, что делает и говорит. У юродивых всё совершенно по-другому. Они свободно, добровольно выбирают свой путь. Если в действиях и словах настоящих сумасшедших нет никакого смысла, то в том, что делают юродивые — в каждом их слове, в каждом поступке, — всегда есть смысл. Юродивые молятся за всех людей, даже самых грешных, спасаются сами и спасают других. Непривычным языком и поступками юродивый доносит до всех, кто его окружает, кто к нему приходит, что-то очень важное. И оно обязательно связано с верой в Бога. Ведь юродивых не зря называют ещё «юродивые ради Христа». Всё, что они делают, направлено на то, чтобы послужить Богу и ближнему.

http://foma.ru/ksenija-peterburgskaja-ch...

Ковалевский, определяя «юродство» 94 , будет означать не мнимое безумие («буйство»), а отделенность некоторых лиц обществом и сознательная их отрешенность от общества для известных целей спасения. Но в нашей литературе, при определении слов: «юродивый», «юродство» оставляется в стороне первое значение этих слов, и определение дается только на основании внутреннего смысла, заключающегося в указанных словах; вот оно: «юродство есть мнимое безумие», а юродивые – мнимые безумные (эта мысль проходит чрез все сочинение о. Ковалевского); иногда же пренебрегается и эта сторона, и определение слова «юродивый» дается с одной стороны, не полное, а с другой – нелепое, при отсутствии всяких оснований подобное определение встречается в энциклопедическом словаре Павленкова 95 : «юродивые, читаем там, это есть пользующиеся в народном быту особым уважением, как прорицатели и ясновидцы, психические больные лица, ведущие скитальческий образ жизни и поражающие неразвитых людей странностями, причудами и нелепым бредом». Почти тоже самое говорит и г. Скабичевский: «в жизни зачастую случается, что там, где рисуется перед нами могучая сила, на самом деле таится жалкое бессилие. Так, крестьяне готовы бывают видеть особенного избранника неба в лишенном разума юродивом, которому место в психиатрической больнице» 96 . Такие определения или, точнее говоря, характеристики, могут получаться тогда, когда человек совершенно не знаком с известным явлением, и если имеет о нем какое-нибудь представление, то очень поверхностное и судит больше о явлении, руководясь внешними качествами его, а не углубляясь во внутреннее его содержание. Современники св. юродивых тоже считали их безумными и, конечно, потому, что руководились в своих суждениях о них соображениями чисто внешнего характера: «инии, говорится в житии св. Андрея 97 , ругахуся ему, яко безумну, инии бесна его быти мняху; мнози же зряще на него глаголаху: неистов есть человек сей, погуби ум, дабы тако не было и врагом нашим» 98 . Ростовцы «мняху св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде всего надо решить вопрос о месте восхищения св. Андрея. Область, куда был восхищен св. юродивый Андрей названа третьем небом, раем 732 . Что это за область третье небо? Где она находилась? Под именем неба в священном писании часто разумеется воздушное пространство, висящее над нашей землею 733 , в котором замечаются явления: ветра, мрака, облаков, туч, града, грозной бури, бывающие в воздухе. Впрочем, воздух в св. писании называется небом не в собственном значении этого слова; под именем неба собственно разумеется то необъятное для взора человеческого пространство, которое заключает в себе небесные тела и оканчивается в глазах шарообразным сводом 734 . Затем, в св. писании под именем неба разумеется небо высшее всех небес. На этом небе обитает Сам Бог 735 , бесплотные духи 736 и праведные души людей 737 . От того оно и называется обиталищем Божиим 738 , домом Отца Небесного 739 , небом небесе 740 , градом, которого художник и строитель есть Бог 741 и др. именами, которые все на человеческом языке означают не что другое, как мир духовный. Вероятно, и разумеется под третьим небом или раем, куда восхищен был св. Андрей, мир духовный. В основание этой вероятности можно полагать как самое название неба, куда был восхищен св. Андрей, третьим, так и название рая, тождественное третьему небу. Небо третье, т. е. высшее, совершеннейшее; оборот речи – еврейский, замечаемый и в наших богослужебных книгах 742 и выражающий собою полноту и совершенство предмета. Раем называлось всякое приятное место, но преимущественно тот едемский сад, где пребывали наши прародители. Так как на земле нет ничего того, чтобы человек знал и мог представлять выше и вожделеннее невинного состояния первобытной четы, то слово Божие применительно к человеческому понятию, употребляет слово рай и для выражения будущего его блаженства: «днесь со Мною будеши в раи» сказал Спаситель раскаявшему разбойнику» 743 , «наше жилище на небесех есть» 744 , «в дому Отца небесного обители многи суть» 745 . Поэтому то, и надо думать, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрея из тела; но трудно усмотреть необходимость в таком беспримерно чудесном действии, каково отлучение души от тела в живом человеке; мир духовный, как видели, – близ нас: преграда, отделяющая человека, есть чувственность последнего. Поэтому, со стороны человека нужно только, чтоб уничтожилось в нем преобладание чувственности, чтоб в его душе раскрылась способность сообщения с миром духовным и, человек, оставаясь в теле, без всякой перемены места, по мере раскрытия духовной стороны его, будет в обществе небожителей. Так, Иаков видит в сновидении лествицу, «утвержденную на земли, еяже глава досягаше до небес, и ангели Божии восхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней» 761 . Тайновидец, восхищенный в духе на великую и высокую гору, созерцает св. Иерусалим, «нисходящь с небесе от Бога, имущь славу Божию 762 . Но может ли человек, оставаясь в теле, быть в таком тесном чрезвычайном сообщении с горним миром, в каком находился св. Андрей? он был восхищен в рай, до третьего неба и слышал 3 слова от самого I. Христа, не сознавая был-ли он тогда в теле, или кроме тела. По свидетельству мужей, опытных в тайнах мира духовного, которые сами были зрителями, или приняли наставление от отцов и из уст их научились истине, такое сообщение человека с горним миром в теле возможно. Св. отцы говорят, что подобные видения бывают: а) внезапны и быстры: человек мгновенно, божественною силою, переносится из страны чувственной в духовную, б) столь сладостны для ума и сердца, что человек, если бы это зависело от его воли, никогда не разлучался бы с ними, с) способны до такой степени восторгать дух наш, что он как-бы вовсе отделяется от тела, забывает его, вследствие чего делается оно тогда бесчувственным и как бы мертвым. «Егда бывает неизреченное видение, говорит св. Исаак Сирин , перестанут тогда уста и язык и сердце, иже помыслом хранитель, и ум чувством кормник, и мысль скоро летящая: и не к тому имать мысль молитву, ни движение, ни самовластие, но наставлением наставляется силою иною и пленением содержится в час он, и бывает в непостижимех вещех, идеже не весть, ни хотение имать чего и в исступлении бывает, и по словеси апостолову, аще в теле, или вне тела – не весть».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010