31 декабря 1924 года состоялась хиротония епископа Германа (Коккеля), который стал викарием Ульяновской епархии с титулом Ибрессинский. В отличие от слабохарактерного епископа Виссариона, епископ Герман не боялся столкновений с обновленцами. Ему было поручено управление всей епархией, а также управление всеми чувашскими приходами Чувашской области. Епископ Герман был из многодетной чувашской крестьянской семьи Симбирской губернии. Пройдя миссионерские курсы в Казани, он получил от заведующего курсами епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, Андрея (князя Ухтомского) следующую характеристику: «Коккель может сделаться хорошим пастырем даже и с тою подготовкою, которая ему дана. А по своему характеру, трудолюбию, послушанию, безупречной трезвости, любви к храму Божиему Коккель заслуживает полного доверия и поощрения» . После хиротонии епископа Германа Святейший Патриарх Тихон сказал новопоставленному вполголоса: «Благословляю тебя бороться с обновленчеством! Неустанно борись!» . Прибыв в епархию, владыка объехал на лошадях множество приходов. Он вразумлял священников-обновленцев, уговаривал их покаяться и вернуться в лоно патриаршей Церкви. Епископ Герман основал школу для священнослужителей (возможно, псаломщицкая школа), выпускников которой рукополагал на места арестованных священников. За свою ревность он часто подвергался страшным побоям со стороны раскольников. Вскоре его назначают епископом Алатырским, однако переехать в Алатырь ему не позволили власти. 28 августа 1925 года преосвященный Герман был арестован и отправлен сначала в Ульяновск, потом в Чебоксары, после чего его переместили в Алатырь под подписку о невыезде . В декабре 1925 года появился новый раскол – так называемый григорианский, у истоков которого стоял архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский). Среди его ближайших единомышленников оказался и Ульяновский преосвященный Виссарион, который к этому времени перебрался из Нижнего Новгорода в Москву. Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 года. В своем завещании Святейший указал трех виднейших митрополитов, которые должны были стать местоблюстителями Патриаршего престола. Патриарх понимал, что власти попытаются обезглавить Церковь, и именно поэтому избрал трех человек. Местоблюстителем должен был стать первый из обозначенных им иерархов, а в случае его невозможности вступить в права местоблюстителя эти права передавались следующему по списку. Список же был следующим: митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский) и митрополит Петр (Полянский). После смерти патриарха Тихона из трех претендентов на свободе оставался только митрополит Крутицкий Петр. Сонм архиереев, присутствовавших тогда в Москве по случаю погребения Патриарха Тихона, утвердил митрополита Петра в правах Патриаршего местоблюстителя.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Иванченко Михаил Иванович; 21.11.1884, Харьковская губ.- 1.06.1984, Пайн-Буш, шт. Нью-Йорк, США), архиеп. Бруклинский. В 1910-1914 гг. учился на математическом фак-те Харьковского ун-та. По окончании ун-та получил назначение на учительскую должность в муж. гимназию г. Уфы, где одновременно управлял церковным архиерейским хором. По некоторым сведениям, после 1917 г. принял священство от Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) . В 1927 г. переехал в Харьков, где занимался научной работой при математической кафедре ун-та, а затем в звании профессора в течение 12 лет возглавлял кафедру математики в Харьковском электротехническом ин-те. За это время он написал ряд работ по специальности. В 1941 г. во время нем. оккупации возвратился к пастырской деятельности. В 1942 г. получил приход в пос. Котельва в Полтавской епархии от «митрополита всея Левобережныя Украины» неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Ф. Булдовского . В мае 1943 г., потеряв жену и 2 сыновей, погибших во время военных действий, принял монашество в Киеве с именем Досифей. Возведен в сан архимандрита. Служил в приходах Львова и Криницы. 17 нояб. 1944 г. участвовал в совещании епископов УАПЦ в г. Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) как представитель Полтавской епархии. Конец войны застал Д. в Германии, где в 1945 г. в Гейдельберге он основал правосл. приход. Вышел из состава УАПЦ и вернулся в РПЦ (обстоятельства перехода неизвестны). С 1951 г. служил в приходах Экзархата РПЦ в США: в Лопезе (шт. Пенсильвания), в Балтиморе, в Филадельфии, в Сан-Франциско. В февр. 1955 г. был определен к епископскому служению, при этом, согласно указу, хиротония должна была быть совершена не раньше смерти архиеп. Адама (Филипповского-Филипенко) . 25 дек. 1958 г. назначен настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в г. Нью-Йорке. 9 мая 1959 г. в этом соборе хиротонисан Канадским архиеп. Пантелеимоном (Рудыком), Агафоникским еп.

http://pravenc.ru/text/180335.html

Наиболее серьёзная его работа «Евангелие как основа жизни», вышедшая в 1898 году и за пять лет выдержавшая 18 изданий (два последние по 30 000 экземпляров). Он был редактором и почти единственным сотрудником очень передового в церковной прессе журнала «Друг трезвости», без причин закрытого правительством. Им было написано более десяти книг духовно-нравственного содержания. Как проповедник о. Григорий был весьма популярен. Его проповеди и внецерковные беседы, при полном отсутствии устарелых риторических приемов, заслужили широкую известность. Слушатели, особенно интеллигенция, находили в них ответы и отклики на волновавшие их в то время вопросы. Но царскому правительству неугодно было слышать голос справедливого суждения. Участь его была печальна: его лишили священнического сана, как грозного обличителя реакции в Церкви. Обновленцы впоследствии считали его, конечно, своим «предтечей». Но о. Петров был пастырем передовым, сугубо православным. Он ставил прежде всего, как основу для церковной реформы, нравственное обновление, ничего не имевшее общего с обновленчеством 415 . Можно припомнить благие начинания епископа Андрея (кн. Ухтомского) в области упорядочения приходской жизни в духе православного воспитания верующих в уважении к пастырству. Но всё это, как мы уже говорили, ретрограды встречали в штыки, не стесняя ни в чем разрушительной для Церкви работы всех этих Илиодоров и иже с ними. Смело можно провести параллель между последним царствованием с притеснениями Церкви Православной в годину жуткого и гнуснейшего царствования императрицы Анны Иоанновны. Об этом хорошо писал профессор Б. В. Титлинов: «Подозрительность мрачного царствования окутывала тяжкою мглою жизнь духовного сословия. Жестокая кара постигала в то время за самые незначительные проступки, в которых только как-либо можно было усмотреть политическую тенденцию. Подозрительность немецкого правления, остермановский режим, феофановщина, – всё это стало так возможно, после открытого признания за троном верховного значения в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Владимирская икона Божией Матери В письме от 18/31 января 1922 г. Варвара Александровна пишет о владыке Андрее (Ухтомском), находящемся в заключении в Бутырской тюрьме. Все время его пребывания там она оказывала ему посильную помощь, несмотря на то, что владыка Андрей из-за желания своего брата жениться на ней считал ее, как он сам писал, своим «личным врагом» . Она же с заботой о нем пишет Алексею: «Его поместили в камеру 6-го коридора, носящего название околотка, потому что туда помещают слабых, больных… Там теплее, чем где-нибудь, кормят получше, а главное, есть церковная служба, так 26 декабря в[ладыка] А[ндрей] причащался Св. Тайн, отчего был безгранично счастлив. В записочке, которую он получил, я написала, что я видела Вас. О его освобождении хотя и очень хлопочут, но у меня складывается убеждение все больше и больше, что его могут задержать бесконечно долго, и как была вера, что только чудом (Царица Небесная выведет его из темницы) он может скоро оказаться среди нас, так и до сейчас она горит во мне. Завтра пошлю ему открыток, бумагу и просфорку…» . Именно из письма Платоновой мы узнаем о времени, не позднее которого владыка Варфоломей становится настоятелем Высоко-Петровского монастыря – письмо датировано 28 января 1922 года. И если владыку Андрея в письмах к Ухтомскому она называет «нашим» владыкой, то о владыке Варфоломее пишет – «мой»: «Сегодня послала моему владыке письмо, где прошу его разрешить мне в одну из грядущих суббот пропустить службу в Сергиевской церкви, благословившись у него, пойти в Единоверческую на Кузнецкую улицу… Надеюсь, что владыка мой благословит меня послушать настоящую службу, по которой я уж очень стосковалась» . Высоко-Петровский монастырь Впоследствии строгий уставной порядок богослужений в обители, где процветало старчество и богослужения строились по Уставу закрытой большевиками в 1923-м г. Зосимовой пустыни, некоторые насельники которой и составили костяк клира Высоко-Петровской обители, не вызывал у прихожан «тоски по настоящей службе». После даты указано место написания письма – Москва, Высоко-Петровский монастырь.

http://pravoslavie.ru/115636.html

Г. К. б. существенно повлияло на ход просветительской деятельности среди народов Поволжья и Сибири, распространяло начальное образование, заложило в Поволжье основы системы народного образования. Его деятельность способствовала формированию в этих регионах национальной интеллигенции, появлению правосл. инородческого духовенства, распространению Православия. Покровительство братству оказывали императоры Александр II , Александр III и Николай II , обер-прокуроры Святейшего Синода Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев , Извольский и др. После Октябрьской революции 1917 г. Г. К. б. прекратило существование. Братские школы постановлением СНК от 11 дек. 1917 г. были переданы из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению. В 1933 г. органами ОГПУ было сфабриковано дело о «контрреволюционной, религиозно-монархической организации братства св. Гурия в Татарской АССР» с «контрреволюционными ячейками в Кукморском, Сабинском, Рыбно-Слободском, Акташском и Октябрьском районах». По утверждению следствия, организация состояла под идеологическим и политическим рук. еп. Андрея (Ухтомского), ее целью было «свержение советской власти и установление на ее развалинах новой «Святой Руси»». Были арестованы бывш. члены Г. К. б. (Р. П. Даулей , А. В. Васильев , Н. В. Никольский, бывш. игумения Покровской жен. общины Надежда (Боровицкая) и др.), а также лица, сохранявшие связи с еп. Андреем (Ухтомским). По итогам следствия были вынесены приговоры, преимущественно в отношении тех, кто не прекратили общение с еп. Андреем. Многие из бывш. сотрудников Г. К. б., к-рым было предъявлено обвинение по ст. 58 п. 11 УК РСФСР, из-за отсутствия доказательств были освобождены под подписку о невыезде. В 1993 г. правосл. братство свт. Гурия было воссоздано в Казанской епархии, его члены занимаются просветительской деятельностью среди молодежи, военных, заключенных и др. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 121645. Л. 43; Архив УФСБ Респ. Татарстан. Д. 2-2527. 6 т. Ист.: Устав Братства свт. Гурия при Каз. кафедр. соборе//Изв. по Каз. епархии. 1867. 6. С. 161-168; То же. Каз., 1885, 1889; Отчет о деятельности Совета Братства свт. Гурия. Каз., 1868-1915; Сб. док-тов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869; Общее собр. Братства свт. Гурия. Каз., 1877-1916; Эсливанов В. Н. Отчет Казанского епарх. инородческого миссионера за 1914 г. Каз., 1915.

http://pravenc.ru/text/168396.html

Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский. Фотография. Ок. 1935 г. Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский. Фотография. Ок. 1935 г. Центром сопротивления обновленчеству в Екатеринбургской епархии в кон. 1922 г. стал Н. Тагил. 19 дек. там состоялось общее собрание приходских советов города с участием представителя Кушвинского благочиннического округа Верхотурского у. Собрание приняло решение об учреждении Нижнетагильского уездного викариатства на началах самоуправления (в документах того времени часто называлось автокефалией) впредь до восстановления законной высшей церковной власти. И. был выдвинут как один из 4 кандидатов на Нижнетагильскую кафедру. Во время выборов большинство голосов получил свящ. Леонид Черепанов (в монашестве Лев). Для его архиерейской хиротонии собрание обратилось к ближайшим правосл. архиереям - Уфимскому еп. Андрею (Ухтомскому) и Златоустовскому еп. Николаю (Ипатову) . Руководившие самоуправляемой (автокефальной) Уфимской епархией после ареста еп. Андрея викарные епископы Бирский Трофим (Якобчук) и Давлекановский Иоанн (Поярков) дали согласие на совершение хиротонии в Уфе. В кон. дек. на одном из последующих собраний представителей приходов Н. Тагила было решено учредить в уезде 2-ю епископскую кафедру - единоверческую для сохранения архиерейской преемственности в случае ареста одного из епископов. Кандидатом на единоверческую кафедру был избран И. На хиротонию предложенных в Н. Тагиле кандидатов через свящ. Василия Нагаева было испрошено и получено благословение архиеп. Григория (Яцковского), отбывавшего наказание в тюрьме Екатеринбурга. По свидетельству И., архиеп. Григорий благословил его избрание и на личном свидании в тюрьме, «но сказал, чтобы был епископом православным и управлял епархией, в том числе и единоверцами». Кандидаты во епископов отбыли в Уфу, где 8 февр. 1923 г. иером. Лев (Черепанов) был рукоположен во епископа Нижнетагильского, а 9 февр. И.- во епископа единоверческого Кушвинского Екатеринбургской епархии. Согласно докладу Патриарху свт. Тихону еп. Иоанна (Пояркова), обе хиротонии были совершены им вместе с викарным епископом Нижегородской слободы Уфы Петром (Гасиловым) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4). Однако И. в докладе Патриарху упоминает, что его хиротонисали новорукоположенный Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов) и еп. Петр (Гасилов) по поручению еп. Иоанна (Пояркова) (Там же. Д. 218. Л. 132-133). При хиротонии И. присутствовал также видный екатеринбургский единоверец С. Я. Расторгуев (впосл. старообрядческий архиеп. Стефан ).

http://pravenc.ru/text/674033.html

Так, в 1903 г. ему было преподано «архипастырское благословение за труды по преподаванию всех предметов в градо-уфимской Успенской школе и, в частности, Закона Божия в среднем отделении школы» (Уфимские ЕВ. 1903. 20. Отд. офиц. С. 1357). В «Отчете о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1906-7 учебный год» имя диак. Феодора Гасилова указано среди законоучителей Уфы, к-рые «по преподаванию Закона Божия достойны поощрения за свои труды, при выдающихся успехах». Весной 1916 г. ему была объявлена архипастырская благодарность (с внесением в формуляр) «за устройство воскресных чтений и произнесение поучений в земском арестном доме в г. Уфе, а также за совершение там в большие праздники и накануне их молебнов и всенощных бдений при общем пении арестованных» (Там же. 1916. 7. С. 228). В февр. 1917 г. назначен 2-м священником Крестовоздвиженской ц. в Нижегородской слободе в юж. части Уфы (называемой в народе Нижегородка); слобода дала впосл. название викарной епископской кафедре. Не ранее 1918 г. овдовел и принял монашеский постриг с именем Петр; продолжал служить в Крестовоздвиженской ц. Уфы. После ареста в мае 1922 г. патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и организации в Москве при поддержке властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) П. сохранил верность канонической Патриаршей Церкви. Чтобы не допустить захвата епархиальной власти обновленцами, в нояб. того же года экстренное собрание духовенства и мирян в Уфе одобрило решение о временном самостоятельном управлении епархии - т. н. автокефалии (имелось в виду не отделение Уфимской епархии от РПЦ, а непризнание епархиальными органами управления решений неканоничного ВЦУ). Совещание избрало временно управляющим Уфимской епархией Томского еп. Андрея (Ухтомского), к-рый прибыл в Уфу по приглашению местного Союза приходов в связи с арестом правящего Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина ; впосл. архиепископ). Для сохранения правосл. иерархии еп. Андрей принял решение об учреждении новых викарных епископских кафедр и совершении на них архиерейских хиротоний.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

За 300 с лишком лет у алтаря Покровской и Никольской церквей было погребено много священнослужителей, храмоздателей и прихожан. Из-за особенностей рельефа местности обзор храма-памятника истории и архитектуры сильно ограничен. Но укрытость в низине, в овраге от посторонних глаз, неприметность сыграли и положительную роль: в годы массового варварского уничтожения уфимских храмов Покровская церковь уцелела в отличие от десятка своих сестёр и дошла до наших дней почти в первозданном виде. Последнюю четверть XIX века и начало ХХ-го здесь служит протоиерей Михаил Михайлович Миронов, далее священники меняются часто: о. Михаил Воздвиженский, о. Александр Куничев и иные. В 1920-х годах церковь принимает обновленческую ориентацию, в течение 15 лет здесь настоятельствует о. Павел Яковлев, редактор журнала «Церковный рассвет». Фактически церковь не действовала с 1937 года, со времени ареста священнослужителей, в мае 1941 г. была закрыта официально. В 1940–50-е годы здесь размещались военный и аптечный склады. По воспоминаниям старожилов, на 20 лет каждая икона церковного иконостаса была бережно закрыта фанерками, дощечками по распоряжению начальника склада, благодаря чему иконостас сохранился от поругания. В марте 1957 г. советская власть возвратила Покровскую церковь верующим как «слабую компенсацию» за взорванный Троице-Смоленский собор. Первым священником после перерыва был о. Валентин Варфоломеев. В1960-е годы здесь служили исповедники веры Христовой, столпы уфимского православия — архимандриты Таврион (Батозский) и Иосиф (Чернышёв). Именно Таврионом были поновлены после открытия, а фактически написаны заново большие клеёные полотна-иконы на евангельские темы во втором уровне храмовой части. Украшением храма является большая икона Спаса Нерукотворного образа, писаная выдающимся уфимским иконописцем и художником А.П. Лежневым (1888–1956), будущим заслуженным деятелем искусств БАССР. Икона была писана им для Воскресенского собора, поэтому едва вмещается в простенок, в коем находится ныне; по сложившейся традиции здесь происходят исповедования. Издавна также почитаемы и любимы народом образ Николы чудотворца (сохраняется на своем месте) и Почаевская икона Богородицы (передана в Рождество-Богородицкий собор). В доме наискось от Покровской церкви большую часть жизни прожила легендарная монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова, а последние несколько дней схимонахиня Серафима (1903– 1995) — духовное чадо епископа Андрея (Ухтомского).

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

Власти отказались зарегистрировать общину РПЦЗ при Марфо-Мариинской обители и в 1992 г. передали обитель в пользование РПЦ. Фактически передача зданий состоялась в 1994 г., тогда же в ведение Московской Патриархии перешел и Воскресенский храм на Митинском кладбище. В 1993 г. в составе «Российской свободной православной церкви» в М. были зарегистрированы единоверческий приход во имя св. Андрея (Ухтомского) и приход св. Николая Мирликийского. В том же году получил регистрацию приход во имя прп. Иова Почаевского под рук. Михальченкова-Зарнадзе. В февр. 1993 г. Российское братство прп. Иова Почаевского во главе с Михальченковым-Зарнадзе заявило о самороспуске, что было связано с назначением главой братства Каннского еп. Варнавы, кандидатура которого руководством братства отвергалась. В нояб. 1993 г. Михальченков-Зарнадзе зарегистрировал в юрисдикции РПЦЗ «Российский орден императора Павла I». С личностью еп. Варнавы связано начало раскола среди приходов РПЦЗ в Московском регионе, некоторые общины РПЦЗ стали регистрироваться в юрисдикции «Российской свободной православной церкви», напр. Николаевский приход в М. (1993). 31 авг. 1993 г. была зарегистрирована новая централизованная орг-ция - «Православное братство святого Иова Почаевского», с 1995 г. братством руководил публицист А. В. Солдатов, открывший приход во имя прп. Иова Почаевского. Данные структуры вскоре перешли в раскол Валентина (Русанцова) («суздальский раскол»). В июле 1993 г. в ведении РПЦЗ в Алексеевском р-не М. был зарегистрирован «Приход новомучеников и исповедников Российских», в янв. 1994 г. получила регистрацию Николо-Знаменская община в дер. Дубосеково Волоколамского р-на, известная тем, что ее члены практиковали оккультизм. В сент. 1999 г. в ведении РПЦЗ получило регистрацию 3-е религ. об-во с названием «Православное братство прп. Иова Почаевского» - в Сев. Тушине. Его возглавил свящ. Валентин Трофимов (в 2003 отделился от РПЦЗ, перешел в раскол Лазаря (Журбенко) и стал служить как иером. Евфимий). В ведении общины находился действовавший в 1996-2001 гг.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

После написанного в самом начале сего синодика чина малой литии, поминовение начинается такими словами: «Помяни Господи вселенских патриарх. Благоверных Царей и Цариц, и благоверных Великих Князей и Княгинь. Преосвященных митрополитов. Боголюбивых архиепископов, и епископов, священно-архимандритов, и игуменов, и всего священническаго и иноческаго чина, праотец и отец, и братий наших, и иже зде лежащих, и повсюду православных христиан». После сего общего поминовения следуют имена святейших вселенских Патриархов, начинаясь с Исидора и оканчиваясь Николаем, потом Патриархов Московских и всея России; затем следуют имена Патриархов Антиохийских, Великих Князей всея России, Царей и Великих Князей Московских и всея России, Благоверных Цариц и Великих Княгинь, Благородных Царевичей и Благородных Царевен, Преосвященных Митрополитов всея России и Епископов. После сего записаны: род Ионы Архиепископа Вологодского и великопермского, род Измайловых, – Князя Алексея Воротынского, Рагозина, род Великого Господина, святейшего Кир Иосифа Патриарха Московского, род Окольничего Князя Василия Богдановича Волконского, стольника Деремонтова, Корнилия Митрополита Казанского и Свияжского, Илии Даниловича Милославского, Василия Бутурлина, Истомы Седельникова, Иоанна Нечаева Царевичев сына Боярского, Никифора Есипова, Владыки Тверского Захарии, Владыки Рязанского Варлаама, Феодора Левашева, Китоврасов, Хоненевых, Всеволоцких, Семена Васильевича Собакина, Стефана Лопухина , Иоанникия Федоровича Строганова, Андрея Игнатьевича Вельяминова, Петра Неелова, Андрея Безтужева, окольничего Никиты Пушкина, Иоанна Андреева Кайсарова, Лукиана Стефановича Стрешнева, Князя Романа Мещерского, Князя Дмитрия Михаиловича Пожарского, Князя Петра Михайловича Ухтомского, Князя Тимофея Иоанновича Шаховского, Иоанна Уварова, Князя Иоанна Бахтеярова Ростовского, Юрия Танеева, Иоанна Неклюдова, Феодора Опочинина, Башевых, Князя Бориса Петровича Татева, Князя Ромодановского, окольничего Феодора Леонтьевича Бутурлина, Князя Георгия, да брата его кравчего Князя Василия Янышевичев Сулешевых, Архипа Феодоровича Акинфова, Козьмы Зяблова, Моревых, Иоанна Сувороцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010