Ныне эта святыня пребывает в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, также выступавшая на открытии Форума, рассказала, как у нее градом текли слезы, когда в храме у этой величайшей святыни крестили ее внучку, на тот момент тяжелобольную. С одной стороны, чудо обнаруживает присутствие Бога в жизни отдельных людей или целого народа, и эти события в прославление Его запечатлеваются строительством храмов, монастырей, написанием икон. Однако, с другой стороны, и сами эти произведения духовной культуры, церковного искусства – Теофания («Богоявление», от греч. Θεος – Бог и глагола φαινω – я являю). «Се – Сама Она», – процитировала Зельфира Исмаиловна слова священника Павла Флоренского перед Владимирской иконой Богоматери и его же слова: «Есть Троица” Рублёва – значит, есть Бог». «Троица» Рублёва и «Отказ от Исповеди» Репина На съемках фильма «Андрей Рублёв» К иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева еще неоднократно обращались на Форуме докладчики. Сергей Комаров признался, что, ещё будучи хиппи, зашел как-то вместе со своей музыкальной группой в гости к приятелю. Ночь, веселье. И вдруг он нечаянно заметил какие-то черно-белые кадры по телевизору… Это был фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». И больше на том квартирнике, что некоторое время еще гремел гулянкой, будущий катехизатор-миссионер никого уже не видел и не слышал. Всю оставшуюся ночь так и просидел перед экраном, а под утро, когда по экрану пошли цветные фрески и иконы преподобного Андрея Рублева, это была та самая Теофания. В то утро он и уверовал. О воздействии искусства говорил и отец Андрей Ткачёв: «Но на Руси-то что во времена Андрея Рублева творилось! Что за жуть, которую Тарковский разве что на черно-белую пленку позволил себе заснять. И то его потом замордовали, чтобы кадры жестокости вырезал! Так это по отношению к животным! Он эти сцены включил, чтобы хоть так передать дух эпохи… А преподобный Андрей Троицу посреди всего этого кошмара созерцал. Предвечный Совет: Пойдешь ли, Сыне, искупать человечество?” – Пойду”.

http://pravoslavie.ru/135725.html

Троица существует в двух основных вариантах: изображаются только три ангела, или в сцене присутствуют Авраам, Сарра, «сцена заклании тельца» и др. Последний вариант часто называют «Гостеприимством Авраама». Гораздо существеннее композиционное различие вариантов Св. Троицы, предполагающее разные аспекты прочтения сцены. В ней может выделятся центральная фигура (крестчатым нимбом, масштабом, размерами своих крыльев, обнимающих двух других ангелов), или наоборот, намеренно подчёркиваться равенство ангелов. Не всегда ясно отождествление ангелов с их прообразами, тем более что буквенные обозначения могут быть приложимы и к Богу Отцу, и к Сыну (дискуссия об ангелах на иконе Андрея Рублёва). Основные элементы стаффажа композиции, архитектура, пейзаж истолковываются символически. Палаты – образ домостроительства Господня; дерево – древо жизни вечной, жизни духовной, даруемой Св. Духом; гора – образ духовного восхождении; чаша, стоящая на столе – образ евхаристической чаши, вознесённой на жертвенный престол и т. д. Не менее существенны скрытые символические намёки. Например, в знаменитой иконе Андрея Рублёва это не только образ кругового пространственного построения композиции, поразительного ритмического единства трёх ангелов, но и прочтение пространственной цезуры вокруг центрального ангела (образованной силуэтами двух ангелов по сторонам от него) как евхаристической чаши – потира, в котором может находиться только образ Иисуса Христа. Уверение Фомы – событие, произошедшее после Воскресении Христа и явления Его ученикам, описанное в Евангелии ( Ин.20:24–29 ). Этот сюжет вспоминался в православной традиции в особый день – Фомино воскресенье, приходящееся на первое воскресенье по Пасхе (Антипасха, или Пасха мёртвых, день поминовения всех умерших). В это воскресенье читался текст Евангелия от Иоанна, повествующий о том, кик Христос входит к ученикам сквозь «двери затворённые», и убеждает Фому осязать его раны и «вложить персты в ребра». Не верующий в Воскресение Фома (имя, ставшее нарицательным) убеждается в реальности превосходящего разумение события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Киево-Братская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ КИЕВО-БРАТСКАЯ Конец XVIII века. Центральная Россия Дерево, темпера; 10,5 × 7,4 см КП 7389 Киево-Братская икона Богоматери, согласно преданию, первоначально была храмовым образом церкви Бориса и Глеба в Вышгороде. При нападении на город татар в 1662 году она чудесно приплыла по Днепру в Киев, где прибилась к берегу у Братского Богоявленского монастыря. Там она и находилась вплоть до его разрушения в 1930-е годы. [...] Файл 32125.jpg:   Размер: 585x840, 0.49 MPix, 89 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (138) , (0) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ КИЕВО-БРАТСКАЯ Вторая половина XVIII века Дерево, темпера. 10.5 х 7,1 см КП 7390 Киево-Братская икона Богоматери, согласно преданию, первоначально была храмовым образом церкви Бориса и Глеба в Вышгороде. При нападении на город татар в 1662 году она чудесно приплыла по Днепру в Киев, где прибилась к берегу у Братского Богоявленского монастыря. Там она находилась вплоть до его разрушения в 1930-е годы. Киево-Братский об[...] Файл 32126.jpg:   Размер: 570x839, 0.48 MPix, 153 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (129) , (1) . Описание: Богоматерь Киево-Братская» («Киево-Брацкая»). Фабрика В.Семенова. 1875 г. Регион: Россия, Москва. Размер и материал: Серебро, золочение, дерево, масло; 23,5 х 30 см. Частное собрание. Файл 32774.jpg:   Размер: 440x568, 0.25 MPix, 187 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (95) , (1) . Описание: [Атрибутирована (подписана?) как Тихвинская, но по иконографии Киево-Братская.] Гравюра на меди. Богоматерь Тихвинская с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. 1772 год. 28.2 х 25.2 см. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы " Музей русского лубка и наивного искусства " .

http://pravicon.com/icon-158-photo

– Сказал, конечно. – А помнишь, как мать наша нам рассказывала, что в детстве, когда ты лежал ещё в люльке, а мать вязала рядом чулок и в доме кроме вас никого не было, вдруг совсем рядом раздался голос: «Бери младенца и скорее беги». Мать схватила тебя и только успела выбежать на улицу, как дом рухнул. – Это бывает. – Нет, нет, подожди. Другой случай ты сам мне говорил, когда вернулся с войны. Помнишь? Ты был тяжело ранен в голову. Умирал в лазарете, и какие-то неизвестные тёмные люди окружили тебя, твою койку. Они были очень страшные. И ты отворачивал от них своё лицо, чтобы не видеть их. Но они везде встречали твой взор и будто радовались твоим мукам. Помнишь, как ты говорил мне это? Затем, не вынося этих «субъектов», ты прошептал: «Мама, лучше бы мне не родиться, мама!» Явилась светлая Женщина в образе нашей мамы, и эти тёмные люди пропали. Помнишь, родной? Кому ты обязан своей жизнью? Светлая Женщина положила свою руку тебе на голову, и ты заснул, а потом и совсем выздоровел! Как же ты мог так скоро забыть все это?! Неужели ты нашёл основательные ответы на эти вопросы и решил, что это все был вздор с тобой? Если ты ответишь мне именно так, то позволь мне прямо сказать, что ты – лжец, обманщик. Ты и мама наша. Сегодня говоришь одно, а завтра – другое. Сегодня утверждаешь, а завтра отрицаешь. Ну скажи, брат, разве это честно?.. Старший, видимо, нисколько не обиделся на это резкое обличение младшего брата. Он только дружелюбно похлопал Петю по плечу и сказал: – Ладно, браток, я вижу, ты парень-то не из глупых. Поговорим в другой раз об этом. Вот уже дом рядом. Только, слушай: матери ни гугу, а то опять расстроится. Беречь надо нашу милую старушку. Из последних слов брата Петя понял, что его достоверные доводы не остались напрасными... Матерь Света (открытие в музее Андрея Рублёва) Белокаменный Андроницкий монастырь на крутом берегу Яузы в Москве. Здесь знаменитый музей великого художника Андрея Рублёва. В течение нескольких лет бережно и кропотливо этот музей собирает по всей России памятники живописи. И часто под рукой реставратора открываются подлинные шедевры художественной кисти знаменитых русских мастеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Росписи Успенского собора – наиболее значительный живописный ансамбль, характеризующий преподобного Андрея Рублёва как художника-монументалиста. Светоносный колорит владимирских фресок, плавные контуры фигур, лики, исполненные задушевности, предвосхищают образы знаменитой иконы Рублёва «Святая Живоначальная Троица». Фрески Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным, являются светлым воплощением идей исихазма. Сохранившиеся росписи представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Многие исследователи считают, что преподобный Андрей Рублев создал также икону «Владимирской Богоматери» для Успенского собора города Владимира . Владимирская Богоматерь. Андрей Рублев.1409 г. Владимир. Музей. Кроме преподобного Никона, Рублев, вероятно, знал преподобного Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV–XV вв. работал в Звенигороде и, несколько позже, – в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Должен был знать преподобный Андрей Рублев и племянника преподобного Сергия – Феодора, архиепископа Ростовского, который некоторое время игуменствовал в Симонове монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия – святой Кирилл – ушел в 1392-м г. на Белоозеро, но и он, несомненно, был лично известен иноку Андрею. Разумеется, знал Рублев и прямого ученика преподобного Сергия Радонежского – преподобного Андроника, так как из Троице-Сергиева монастыря в Спасо-Андроникову обитель переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, донатор, финансировавший возведение каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях . Преподобный Андрей Рублев, безусловно, контактировал и с преподобным Епифанием Премудрым, который, в частности, записывал первоначальные сведения об Андрониковой обители и о деятельности Феофана Грека. Наряду с преподобным Епифанием Премудрым, инок Андрей хорошо знал и других высокообразованных людей своего времени и тесно общался с ними.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Ирина 6 декабря 2019, 21:06 А как попал проект этого храма на соискание премии американской организации и журнала Faith & Form («Вера и форма»), штаб которой расположен в столице Соединенных Штатов Америки? Почему нам все время нужно признание американцев, государственность которых, не говоря уже о культуре, зародилась на несколько веков позже нашей? До каких пор мы будем так неуважительно относиться к собственным истокам? Николай 6 декабря 2019, 21:05 В таких храмах хорошо смотреть в потолок и медитировать. Конечно, можно закрыть глаза и молиться, но лучше просто ходить в другой, более соответствующий назначению храм. Александр В 6 декабря 2019, 20:51 Поговорка про Бога в рёбрах, а не в брёвнах - сектантская, связанная с раскольниками, отвергавшими православные храмы. " Бог в рёбрах " - всё равно, что " Бог у меня в душе " . Наталия Ростова 6 декабря 2019, 19:46 Да простят меня комментаторы...Вот как-то не стыкуются, или если хотите - не монтируются вместе иконы Андрея Рублёва и эти стены " церкви будущего " ...На первом фото, ведь именно иконы Андрея Рублёва на " иконостасе " . А что бы он сказал, глядя на ЭТО?!! Я всё понимаю, и в тюремной камере могут находится эти замечательные образы...Но в камере от безысходности и отчаяния, а здесь что??? Хотят провести эксперимент? Будут ли люди ходить в такие храмы? Или это попытка привести молодёжь в храм, так сказать заинтересовать, завлечь? Вячеслав Камальдинов 6 декабря 2019, 19:43 Братия и сестры, светлого вам времени суток и доброго здравия! Думается мне, что епархия, действующая на территории, где задумался этот проект (равно как и другие храмовые строения), будет внимательно изучать каноничность сего " зодчества " . И, даже если, какими-нибудь окольными путями, удастся воплотить то, что вносит в духовную жизнь дисгармонию, в этом рукотворении придётся священнику служить Богу. А, будет ли батюшка лицом Русской Православной Церкви? P. S. Если и есть потребность в новом храме, то нужен конкурс, где: опытные, в духовной жизни и создании домов, в которых будет совершаться бескровная жертва, выберут лучшее из лучшего.

http://pravoslavie.ru/126146.html

В Москве проходит выставка посвящённая жизни и творчеству монахини Иулиании (Соколовой) Москва, 1 июля 2010 г. 30 июня в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой)», сообщает Седмица.Ru . На писание икон Марию Николаевну благословил московский старец Алексий Мечёв, служивший в храме святителя Николая в Клённиках. Одной из самых ценных ее работ является создание в 1928 и 1929 годах зарисовок и копий древних фресок Новгорода, Пскова, Вологды во время путешествия по северным городам. Некоторые из этих ансамблей (такие, как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса Преображения на Нередице) уже не существуют, поэтому копии и зарисовки являются бесценными свидетельствами их былого великолепия и представляют большой интерес для изучения данных памятников. С первых дней советской власти жизнь Марии Николаевны находилась в постоянной опасности. В этот период ею были созданы многие иконы малого размера на картоне для тайных богослужений на квартирах. 1930-1940-е годы для Марии Николаевны были временем накопления богатых знаний и материалов в области иконописания. Она пишет десятки копий с древних икон из частных собраний и на их основе создает свои образы. Копирование для нее стало, с одной стороны, ступенью познания, с другой – вдохновенным творчеством. Доски для икон в то время достать было невозможно, поэтому она писала их на грунтованных с двух сторон холстах-таблетках и картоне. Особое место в творчестве Марии Николаевны занимает тема русских святых. В конце 1920-х – начале 1930-х годов она, по благословению епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), углубленно работает над иконой Всех Святых в земле Русской просиявших. Впоследствии ею было создано несколько икон этой новой иконографии. Талант художника-монументалиста проявился в выполненных Марией Николаевной в 1949 г. росписях Серапионовой палаты в Троице-Сергиевой Лавре. В 1958 году в стенах Московской Духовной Академии она организовала иконописный класс, которым руководила в течение 23 лет. Открытие выставки состоялось 30 июня в 16.00 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублёва. Выставка продлится до 30 сентября. 1 июля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/35906.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Президентская библиотека приглашает на видеолекцию об Андрее Рублёве 2 ноября 2023 г. 27.10.2023 1563 Фото: prlib.ru 2 ноября 2023 года в 14:00 по московскому времени в Президентской библиотеке в рамках видеолектория «Знание о России» состоится лекция, посвящённая иконописцу Андрею Рублёву, сообщает сайт библиотеки. Доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания Олег Ульянов выступит с лекцией «Андрей Рублёв и его „Троица“: умозрение в красках». Нет в истории Российского государства личности более знаменитой и менее известной, чем преподобный Андрей Рублёв. Сегодня его работы приняты за эталон древнерусского искусства. В древних рукописях он именуется подвижником и боговидцем «всех превосходящих в премудрости зельне». Уже несколько столетий подряд за ним неуклонно следует слава первого на Руси иконописца, иконы которого прославились как чудотворные. Дошедшие до нас летописные сведения о мастере полны пробелов и противоречий: только в последние годы, после долгих споров историков, стало возможным определить точную дату кончины преподобного инока московского Спасо-Андроникова монастыря Андрея Рублёва «преизрядно писаша иконы святых». Иконописец скончался 17 октября (30 октября по новому стилю) 1428 года. В 2023 году исполнилось 595 лет со дня преставления Андрея Рублёва – не только всемирно известного художника, но и выдающейся личности, загадку которой потомки пытаются понять столько лет. Знаменательно, что его главное творение – чудотворная икона «Живоначальная Троица», написанная в похвалу преподобного Сергия Радонежского, – именно в 2023 году по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина была возвращена Русской Православной Церкви. Присоединиться к видеолекторию сможет любой желающий. Встреча будет транслироваться на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание» в соответствии с программой прямых трансляций мероприятий, а также на Rumube-kahaлe учреждения, в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/27/pre...

Конечно, жить было трудно, но было увлекательно, потому что открывалась возможность увидеть что-то. Ещё когда я работал здесь в реставрационных мастерских в 1958 году, мне удалось договориться с Третьяковской галереей, чтобы нас (несколько человек, сотрудников реставрационных мастерских) повели в фонды. Это было, конечно, совершенно феноменальное зрелище. Во-первых, древнерусское искусство, собрание которого, кстати, хранилось в Николе в Толмачах в левом приделе, в жертвеннике. В центральной части лежало несколько валов; один из них – свёрнутый Врубель «Принцесса Грёза», тогда не было места для такого полотна. Здесь же было много авангарда; он не был выставлен, его же скрывали, как могли. Кстати, большое количество авангарда в те годы было в госзапаснике, в одной их башен Троице-Сергиева монастыря, потом это было распределено дополнительно по музеям. Вообще, это политика скрывания и рассылания по периферии авангардных вещей, будь то Малевич или Кандинский, привела к тому, что в Таджикистане, например, сейчас целая коллекция авангардных вещей, которые им, конечно, «очень нужны». В Краснодарском музее есть вещи из собрания Рябушинского, которые пришли из Третьяковской галереи, а в Ташкент пришло несколько произведений древнерусского искусства, среди них икона Богоматери 20-х годов XV века из Рязани. Получить это обратно не представляется возможным, я думаю, надо будет просить об этом долго, но, видимо, только через дипломатические каналы теперь уже, потому что какой же музей отдаст то, что ему, в общем, уже принадлежит по праву. Я пришел в Музей Андрея Рублёва в 1960-м году, занимал его штат угловое помещение монастыря, в прошлом покойницкую. Там помещался весь музей, включая библиотеку – сложенную, сваленную. Коллекция хранилась в разных помещениях, временных, потому что я застал начало реставрационных работ. Они начались в 1959, т.к. Правительство СССР согласилось на призывы «мировой прогрессивной общественности» (цитирую!), чтобы отпраздновать 600-летний юбилей преподобного Андрея Рублёва (тогда он ещё не был преподобным, канонизирован он был позже, но это неважно).

http://pravmir.ru/gennadiy-popov-korovni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010