Храм преподобного Андрея Рублёва в Раменках мог бы смело называться «при МГУ»: десятки его прихожан и три священника — выпускники университета. Строящееся церковное здание на Мичуринском проспекте обещает стать архитектурной доминантой района, только вот когда — вопрос болезненный: деньги на строительство собирают уже девятый год. Но даже в таких условиях приход умудряется ухаживать за стариками, собирать вещи для малоимущих и посылать гуманитарную помощь в Донбасс. Трапеза в бытовке Аня руководит сбором вещей      — Когда по окопам бегала, всегда держала наготове пистолет и гранату. Чтоб в плен не сдаваться… — женщина по имени Вера говорит о самоубийстве. Священник отец Андрей молча слушает, не перебивает, иногда тихо вздыхает: «Спаси, Господи!». Ни осуждения, ни поучения. Вера приехала из Донбасса. Говорит, воевала. В родном Краснодоне, который прославил подвиг «Молодой гвардии», у неё дети и внуки. Живут впроголодь. Наскребла последние 4 тысячи рублей и приехала Москву, устроилась консьержкой в жилой дом в Раменках. Все деньги посылает домой, самой на одежду и еду уже не хватает. Поэтому не отказывается от предложенной тарелки супа. — Мне здесь и сапоги дали, а то и ходить не в чем! И... спасибо, что выслушали. Легче стало. Здесь — это в храме преподобного Андрея Рублёва, где регулярно проводят акции по сбору одежды для нуждающихся и бездомных. Результат нынешней — 44-й по счету — полная «Газель» вещей. Поднять такие мешки волонтёрам из общества «Милосердие» не под силу — в нём, в основном, прихожане в возрасте. Погрузить помогают «Андреевцы» — молодёжная группа храма, от которой сегодня пришли трое ребят из МГУ: Дима с факультета почвоведения, Аня с мехмата и Костя с физфака. После чего все собираются в… гараже-бытовке, который заменяет трапезную. Благотворителей предлагают увековечить: в стену закладывают кирпичи с именами жертвователей      Храм Андрея Рублёва когда-нибудь станет самым большим в районе Раменки: 3000 квадратных метров — это треть Храма Христа Спасителя. С двумя приделами — на 400 и 900 прихожан, классами для воскресной школы, кинозалом, просфорней, ризницей, иконописной мастерской. Но пока службы проводят по соседству — в деревянной церквушке Покрова Пресвятой Богородицы. К строительству каменного храма приступили в 2008 году, однако он до сих пор в лесах — возводят на пожертвования прихожан.

http://pravoslavie.ru/92276.html

Все элементы живописной композиции - цвет, линейный ритм, свет - гармонично сочетаются друг с другом. Образы З. ч. объединяет ритмическое движение, но при этом линейный ритм не деформирует пластику, не приводит к усилению контуров, поскольку рисунок целиком погружен в цвет. Не менее важным является тональное объединение всех сохраняющих чистоту звучания цветов, их внутренний свет передается тончайшими лессировками, благодаря к-рым цветовые поверхности воспринимаются как световые объемы. Эта особенность точно подмечена Н. А. Дёминой, к-рая писала, что живопись прп. Андрея Рублёва имеет «природу света», где тень как знак отсутствия света, «как художественный прием» не существует ( Дёмина. 1972. С. 73-74). Благодаря этому смысловой акцент ставится не на торжественном, мистически непознаваемом явлении Бога, внезапно открывающемся зрению, и даже не на молении святых, предстоящих за человеческий род во время грядущего Страшного Суда. Мягкие очертания склонившихся фигур, их уходящие в пространство взгляды, не имеющие характера прямого обращения жесты передают бесконечно длящееся «святое собеседование», к-рое включает в себя и предстоящих перед иконой. Место З. ч. в творчестве прп. Андрея Рублёва определяется по-разному. В первых публикациях была предложена широкая датировка - 1400-1425 гг. Нек-рые ученые либо относят З. ч. к 1-му периоду творчества мастера (ок. 1400), либо отодвигают к зрелому и позднему этапу, после работ во Владимире (1408) и до 1425 г. Дата создания часто оказывается в прямой зависимости от принятой исследователями датировки иконы «Св. Троица», поскольку близость этих произведений не вызывает сомнения. М. А. Ильин датировал З. ч. ок. 1417 г., исходя из сопоставления исторических данных ( Ильин. 1963. С. 91), с чем согласился В. Н. Лазарев. Вопрос о времени создания икон является важным не только для творческой биографии прп. Андрея Рублёва. Сравнение икон с памятниками визант. мира кон. XIV - нач. XV в. показывает, что их объединяют общие задачи, стоявшие перед позднепалеологовским искусством лишь в это десятилетие ( Осташенко.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Обнаружить икону помогли сельские старожилы Мария Алексеевна Иванова и её сестра. От работника областного Управления культуры Дмитрия Дмитриевича Гущина они узнали, что в Музее имени Андрея Рублёва хранится икона Божией Матери 17 века с надписью на обороте " Моденская " . После того как они увидели знакомый им образ, никаких сомнений тогда не возникло с той иконой. Оказалось, что после закрытия Косинских храмов, икону передали в Московский антирелигиозный музей. Вскоре музей закрыли и перед самой войной святыню передали музею религии и атеизма, находящемуся в Казанском соборе города Ленинграда. Икона пребывала в запасниках Ленинградского музея атеизма до конца войны. После войны смотритель музея имени Андрея Рублёва В. В. Кириченко, привёз этот старинный образ в Москву. После своего 36-летнего пленения икона нуждалась в реставрации, провести которую благословили замечательной иконописице и реставратору икон Ирине Васильевне Ватагиной. Три месяца потребовалось на её реставрацию, после чего она три года в экспозиции московского музея, а потом бережно хранилась в фондах до своего возвращения в Косино 2 июля 1991 года. Реставрация косинских храмов началась в 1977 году. Основное внимание уделялось ремонту храма успения Пресвятой Богородицы. Ввиду его замечательных акустических данных его готовили под концертный зал, который решением Моссовета и был торжественно открыт в 1987 году. На 1990-й год приходится начало возрождения косинского прихода. Первым был возвращён прихожанам Свято-Никольский храм (23 августа 1990 г.). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем этого храма назначен протоиерей Михаил Фарковец. Получив назначение, о. Михаил с присущей ему энергией взялся за дело возрождения святыни и уже 16 ноября 1990 года Никольский храм был освящён. 2 июля 1991 года из Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в Косино была торжественно доставлена в Косинский храм. Икона, украшенная венком из живых цветов, была перенесена во вновь открытый собор Спаса Нерукотворного Образа по благословению преосвященного епископа Истринского Арсения.

http://sobory.ru/article/?object=03356

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (143) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ АНДРОНИКОВА Конец XIX века Дерево, темпера; 23,5 x 16,5 см КП 1868 Предание об образе Богоматери Андрониковой, возводящее ее к апостолу Луке и рассказывающее о принадлежности ее византийскому императору Андронику III Палеологу, который вложил ее в 1347 году в Монемвасийский монастырь в Морее, имеет позднее происхождение и не отражает подлинную судьбу чудотворной иконы. Очевидно, она появилась в монастыре позднее, а документально ее история прослеживается с событий греческого восстания 1821 года, когда икону ради сохранности перенесли в город Патры, а затем передали российскому консулу в Греции. В 1839 году образ наследником консула был вывезен из Афин в Санкт-Петербург, где почти тридцать лет находился в Большой церкви Зимнего дворца, а с 1868 по 1877 год в Троицком соборе на Петербургской стороне. Затем он перешел во владение частных лиц, один из них - купец Е.Н. Сивохин - перенес икону в 1885 году в Казанский монастырь в Вышнем Волочке. После закрытия монастыря икона находилась в городском Богоявленском соборе, откуда была похищена в 1983 году. По иконографии Андроникова икона восходит к образам Богоматери из оглавных Деисусов. Ее особенность, не воспроизведенная на иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва, - изображения раны на шее Богородицы. По преданию, ее нанес ножом некий турок. На подлинной чудотворной иконе внизу был прикреплен футляр с ножом, которым она была повреждена. На списках с нее этот футляр изображали живописно. Икону украшал богатый оклад, выполненный в Греции в 1825 году и дополненный в 1870-х годах в Петербурге. Он также обычно воспроизводился на списках с нее. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва русский мастер передал особенности святыни частично: отсутствует рана, из оклада изображен только нимбом с высокой короной и накладка на одежды. Греческая надпись воспроизведена с ошибками, что характерно для русских икон, воспроизводящих греческие. Скорее всего, на опиленном нижнем поле иконы было изображение футляра с ножом. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " .

http://pravicon.com/image-32119

Несоответствие композиций икон исследователи объясняли творческим решением мастера ( Грабарь И. Э. В поисках древнерус. живописи// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 42-43; Маркина. 1983; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988. С. 26). Было высказано также мнение, что владимирский список (и др. списки XV в.) передавал новый облик древней В. и., возникший после ее поновления ( Гусева. 1984. С. 53-58). Это мнение находит нек-рое подтверждение в реставрационных материалах 1918-1919 гг. Отмеченные реставраторами и Анисимовым композиционные и художественные особенности поновленной в кон. XIV - нач. XV в. древней В. и. из Успенского собора Московского Кремля во многом напоминали особенности владимирского списка. Цветовое решение отличается сдержанностью, мягким гармоничным соотношением красочных поверхностей, отсутствием резких светотеневых контрастов и активных высветлений. Такая трактовка образа, вероятно, связана с воспроизведением живописных особенностей поновленного чудотворного оригинала. Композиции иконы свойственны черты, характерные для произведений прп. Андрея Рублёва (гармония, ритмическая согласованность плавных, круглящихся линий, пирамидальность силуэта). Владимирский список от др. воспроизведений В. и. отличается положением обеих ступней ног Младенца Христа, изображенных на одном уровне, что усиливает впечатление легкости его фигуры и еще более сближает этот список с творениями прп. Андрея Рублёва. И. Э. Грабарь первым отнес икону к работам этого мастера. Вслед за ним и др. исследователи видели в иконе произведение либо прп. Андрея Рублёва, либо близкого ему по стилю мастера. Большинство исследователей датируют икону 1408-1410 гг. и связывают ее возникновение с созданием росписей и иконостаса владимирского Успенского собора преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Однако исторические события, связанные с древней В. и., позволяют отнести создание владимирского списка к периоду деятельности митр. Киприана и датировать его между 1395 и 1406 гг.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В Москве открылась выставка, посвящённая памяти Иосифа Волоцкого Москва, 18 сентября 2015 г.      К 500-летию со дня преставления святого преподобного Иосифа Волоцкого музей имени Андрея Рублёва подготовил выставку – камерную, но уникальную по составу экспонатов. Проповедник Иосиф Волоцкий был талантливым писателем и каллиграфом, ценителем и собирателем искусства. В основанной им обители находилось несколько тысяч книг, велась подробная летопись. Главный храм расписывал Дионисий, а в ризнице хранилось множество икон, в том числе – работы Андрея Рублёва. Экспозиция в музее древнерусского искусства позволяет понять, как много преподобный Иосиф Волоцкий сделал для развития культуры и просвещения, сообщает телеканал «Культура» . Одна из самых первых икон преподобного – не исключено, что написана с самого Иосифа Волоцкого. Священнослужители предполагают, что иконописец мог его видеть. Рядом рама – с изображением жития святого. Преподобный Иосиф Волоцкий – в миру Иван Санин родился в середине XV века и принадлежал к дворянскому сословию. А почти в 20 лет принял монашество. Многим позже сам воздвиг новую обитель – Иосифо-Волоколамский монастырь – ей благоволил сам Иоанн III, преподобный, известен как чудотворец, воскресивший племянника великого князя – Иоанна Борисовича Рузского. «Он был его духовным чадом. И когда он умер – без причастия, без покаяния, преподобный очень сильно огорчился, что его духовное чадо умерло без покаяния. Слезами молился, оживил, и князь Иоанн Борисович покаялся, причастился и отпустил свою душу Богу», – рассказывает архимандрит Сергий, наместник ставропигиального Иосифо-Волоцкого мужского монастыря. В этом году ровно 500 лет со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. А потому выставку посвятили памяти великого русского святого. Произведения из коллекции, созданного им монастыря, сегодня и в Русском музее, и Третьяковской галерее, и здесь – в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Основной рукописный фонд – в Российской государственной библиотеке. На выставке представили библейские книги, сборник житий и слов, евангелие.

http://pravoslavie.ru/82235.html

В любой церкви есть иконы Архангела Михаила. Небесного Архистратига можно увидеть в иконостасе, на росписях, мозаиках и храмовых иконах. Но некоторые образы привлекают особое внимание как верующих, так и ценителей искусства. Образ Архангела Михаила, Мандамадос, остров Лесбос Пожалуй, самая необычная икона архангела находится в Греции, в посвященном ему монастыре на острове Лесбос. Согласно преданию, ее вылепил из земли, пропитанной кровью монахов, послушник, чудом спасшийся во время нападения пиратов. Они убили всю братию, а молодой человек успел спрятаться. И когда разбойники заметили его, вдруг явился Архангел Михаил. Преступники бежали, а послушник, похоронив иноков, постарался воссоздать лик небесного заступника, каким он его запомнил. И вот уже много веков верующие приходят к чудотворной иконе помолиться о своих нуждах и поблагодарить архангела за помощь. Икона «Архангел Михаил с деяниями». Москва, 1399 г. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. www. kreml .ru В России один из старейших образцов (ок. 1400) изображения главы небесного воинства с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля. Перед этой иконой в трудную минуту молились русские князья, почитавшие Архистратига своим покровителем. Также в Кремле, в Успенском соборе, находится еще одна древняя (XIII в.) икона Архангела Михаила — его явление Иисусу Навину. Другая уникальная икона, датируемая XVII веком, — «Архангел Михаил, грозных сил воевода» — была подарена городу Дмитрову первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом. Она по сей день пребывает на своем месте в Успенском соборе Дмитровского кремля. Многие иконы Архангела Михаила находятся сейчас в музейных залах. Так, например, образ, автором которого считают преподобного Андрея Рублёва, хранится в Третьяковской галерее. Архангел Михаил: икона Рублёва Одно из самых известных изображений Архангела Михаила — икона Андрея Рублёва. На ней он предстает в образе не сурового архистратига, а кроткого ангела. Склоненная голова, мягкий взгляд, плавные жесты, расшитая туника, прикрытая плащом, — все это создает одновременно вид и царственный, и смиренный. Золотистые крылья и лазоревая повязка в волосах со свободными концами подчеркивают неземную природу архангела. Главный небесный борец с дьяволом здесь противопоставляет ему не свое огненное оружие, а полную непричастность злу. Всем существом он устремлен к Богу.

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

18. Св.Климент, папа Римский, фреска Спасо-Нередицкой церкви (с фотографии Императорской археологической Комиссии) Проф. И.Д. Мансветов идёт ещё далее: «нет сомнения, что между этими фресками сохранилось и древнее письмо, может быть, Андреевского времени, но в картинах Страшного Суда виден уже позднейший стиль и некоторые иконографические признаки ясно указывают на приёмы строгановского письма. Древняя живопись тут, очевидно, поновлена» 13 . Рублёвское мастерство, стоящее на рубеже XIV и XV вв. – и, так называемые, «строгановские письма», начало которых должно относиться к рубежу XVI и XVII вв.! Сколько изменений произошло за эти два века в русской иконописи! 19. Св. апостол Анания, миниатюра XIV столетия из Пролога Московской Типографской Библиотеки (по манере напоминает древнейшие «письма» Новгородской области) А с другой стороны В. И. Успенский, очевидно, по совещанию с палеографами, утверждает, что «палеографические данные некоторых надписей указывают на XII-XIV век» . Очевидно, что на основании такого материала говорить об особенностях письма Андрея Рублёва было бы более, чем рискованно. В.И. Успенский в упомянутой нами монографии свёл указания на иконы, приписываемые Андрею Рублёву. А.И. Успенский в «Переводах с древних икон, собранных В.П. Гурьяновым» (М. 1903. 4°), дополнил эти сведения указанием из архивных источников на «застенок Рублёва письма», находившийся в 1669 году в «Образной Палате». 20. Миниатюра из Козьмы Индикоплова, рукописи XV столетия (Кир.Бел., Явное сходство с иконописью XV века. Об иконе св. Троицы мы говорили. Очень важен вопрос о храмовой местной иконе в Кирилло-Белозерском монастыре. В описных книгах 1621 года уже значится: «Образ местной Успения Пресвятой Богородицы Рублёва письма», и в приходо-расходной тетради об устроении ризы в 1614 году на икону преп. Кирилла, писанную св. Дионисием Глушицким, сказано: «да у Успения Пречистые Богородицы от Рублевого письма взят репей злат». Несмотря на странное искажение – «рублёвого» (напоминающее, кстати сказать, что и в лицевой летописи XVI в. говорится о мастере – «Андрей Рубль» и изображается он не в монашеской одежде) – предание ценно и вероподобно. Что на иконе изображен Авфоний – это отнюдь не говорит о позднем времени. В.И. Успенский, опровергая мнение Н.В. Покровского, указывает на несомненно древний саккос митрополита Фотия (ум. 1431), а я могу прибавить, что Успение с Авфонием находится среди миниатюр сербской Мюнхенской Псалтири (см. табл. XXIII, 49), отнесенной Сырку к первой половине XV в., а академиком Ягичем – к началу этого столетия («obgleich aller Wahrscheinlichkeit nach wirklich der Münchener Kodex schon in den Anfang des 15 Jahrhunderts zu setzen ist»), по моему же мнению, представляющий памятник последней четверти XIV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

" Символика круга, лежащая в основании композиции рублёвской иконы, находит в себе параллель в аскетических произведениях аввы Дорофея (VI в.), автора, в достаточной степени повлиявшего на аскетику исихазма XIV — начала XVI века, о чём можно судить по значительной степени распространённости его произведений в то время. У аввы Дорофея и у Андрея Рублёва Бог символикой круга представляется как Первообраз, предпосылка, опосредующее начало связи вещей и общения. Авва Дорофей пишет: " Если круг есть мир сей, а самый центр круга — Бог, радиусы, идущие же к центру, — пути жизни человеческой, то насколько святые приближаются к Богу, столько приближаются и друг другу. Такова природа любви: сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним " . Троица Андрея Рублёва несёт ту же идею, символизируя Божественную любовь круговыми элементами композиции. Своим предназначением она призвана молитвенно приобщать человека к явленному в ней идеалу любви. Сближение " путей жизни человеческой " возможно причастием любви Святой Троицы. Фундаментальность Божественной любви по отношению к человеческой — общая мысль для аскетики и иконописи Рублёва " . " Любовь — это и мотив, и цель этики исихазма во всех её ступенях " , — отмечал Земцов. И сам жил и действовал в любви и во имя любви. Как человек, глубоко постигший православное христианство, он не мог не выступить против нового мирового порядка, которому ужаснулись бы не то что оппонент исихастов Варлаам Калабрийский, но даже и Руссо с Кантом. Главное — это победить в противостоянии духовным " хаймарсам " , и тогда ракеты противника останутся только куском железа. " Бой вечный мне будет наградой " — книга знания, книга силы, книга любви. Будем помнить, чтить и читать Юрия Земцова. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/26/podvig...

Москва. Церковь Андрея Рублева в Раменках. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 2008 году по Божией милости в Раменках началось долгожданное строительство храма прп. Андрея Рублева. Проект храма разработан в мастерской известного архитектора Михаила Филиппова. Высокое качество проекта отмечено Искусствоведческой комиссией при Московском Епархиальном совете, градостроительным советом и Общественным советом при мэре г. Москвы. Храмовый комплекс будет включать в себя Центр по изучению и современному развитию принципов древнерусского искусства, музей, иконописную мастерскую и художественную школу для детей и взрослых. Церковь в Раменках станет первым в Москве храмом, посвященным великому иконописцу преподобному Андрею Рублеву. Здание храма спроектировано в том же стиле, что и церковь Нерукотворного Спаса Андроникова монастыря, иноком которого в последние годы своей жизни был преподобный Андрей. Идея строительства храма преподобного Андрея Рублёва в Раменках принадлежит церковной общине, зарегистрированной в 1993 году. Уже в 1994 году на территории, выделенной мэрией Москвы под строительство храма был установлен Крест, возле которого стали совершаться молебны. К 1996 году на церковной территории была выстроена небольшая деревянная церковка в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Проект временного храма был предложен Д. С. Соколовым и А. Н. Оболенским. Но уже в 2000 году храм пришлось перенести на новое место, чтобы освободить площадку для возведения каменного храма в честь Андрея Рублёва. Последующие годы выполнялись проектные работы, оформлялся земле и водоотвод. В 2000-2008 годы было документально оформлено разрешение на проведение строительных работ, предпринимались меры по поиску финансов. В это время была создана программа строительства православных храмов пр поддержке Патриарха и мэра столицы, целью которой являлось обеспечение жителей города церквями неподалёку от места жительства. Для сбора средств был создан благотворительный Фонд, с этого времени работы по возведению здания ускорились.

http://sobory.ru/article/?object=08963

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010