Закрыть itemscope itemtype="" > Великая долгожданная победа 17.05.2023 473 Время на чтение 4 минуты Источник: блог Александрины Вигилянской: Ещё в 2008 году папа – протоирей Владимир Вигилянский – высказал идею ходатайствовать у Третьяковской галереи о разрешении время от времени переносить икону «Троица» Андрея Рублёва на богослужения в Лавру. Святейший Патриарх Алексий II идею поддержал. Но музейщики отказали патриархии в резкой форме. Сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян заявлял: «Нет, Лавра для иконы – это смертельно». Папа тогда ответил: «Церковь может поднимать вопрос относительно того, чтобы особо почитаемые иконы могли бы на время, хотя бы раз в столетие, не говоря уже о том, чтобы раз в году, быть явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом». Он рассказал, что ему доводилось бывать в запасниках Третьяковки, где видел, как в темноте, «в идеальных, правда, условиях, находятся чудотворные иконы, вывезенные из храмов. Их вообще не выставляют, они находятся в тюрьме. Можно же давать хотя бы на один день эти иконы верующим для поклонения и молитвословия! В календаре сотни, если не тысячи, икон, которые празднуются Русской Церковью, но, как утверждают некоторые специалисты, две трети этих икон находится в запасниках музеев и недоступны для поклонения. Разве это нормально? Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму». То, что случилось вчера – великая долгожданная победа. Прекрасный текст об этом написал Егор Холмогоров : «Решение Президента о передаче Церкви серебряной раки, в которой до большевистского переворота хранились мощи св. Александра Невского, великого русского полководца и защитника Русской Земли, а также иконы Троица письма великого святого иконописца Андрея Рублева не относится, на самом деле, ни к взаимоотношениям государства и Церкви, ни к взаимоотношениям музеев и Церкви, религии и культуры.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/17/velika...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Меч и молитва – возможна ли симфония? Преподобный Сергий и Куликовская битва. Годовщине победы посвящается 21 сентября, 2014 Преподобный Сергий и Куликовская битва. Годовщине победы посвящается В день, когда произошло знаменитое сражение, Арсений Замостьянов размышляет о последствиях Куликовской победы для России и о значении благословения преподобного Сергия. Мы знаем, что разговоры о «национальной идее» нередко возникают от суеты и праздности, от чванства и стремления к грантам. То, что нас объединяет на века вперёд, – это уж точно не лабораторный гомункулус. Это Куликовская битва, на которую благословил Московскую Русь Преподобный Сергий. Академик Б.А. Рыбаков писал о последствиях Куликовской победы: «Общерусский подъем сказался в развитии литературы, науки и искусства. Достаточно назвать только одно имя Андрея Рублёва, чтобы почувствовать, каких высот достигла русская культура непосредственно после Куликовской битвы. Крепла идея объединения разрозненных русских земель в мощное единое государство». Сергий Радонежский благословил возрождение Руси – и, надо думать, он не ставил на первое место мирские достижения. Ветры куликовской победы разогнали мрак, в народе как будто удесятерились прежде дремавшие силы. Строились новые храмы, появлялись поэмы и сказания о победе… Чудеса Феофана Грека и Андрея Рублёва возвысили Русь. После победы благочестивый князь заложил на реке Дубенке Успенский монастырь и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Нелегко осознать всю остроту подвига преподобного Сергия Радонежского и князя Димитрия Иоанновича. Нам из «прекрасного далёка» кажется, что только так и мог поступить князь Московский: встать на защиту Отечества, броситься в сражение… А ведь история знает немного примеров самоотверженного сопротивления сильному агрессору. У захватчика всегда есть преимущество первого хода, инициатива… Вспомним историю великих завоеваний – от Кира до Третьего рейха. Как часто народы сдавались им без боя. А Димитрий выбрал смертельный бой «за други своя» и за будущее Руси. Гибели он не страшился, живота своего не щадил.

http://pravmir.ru/mech-i-molitva-vozmozh...

Может ли воинская победа стать национальной идеей? Разговоры о «национальной идее» нередко возникают от суеты и праздности. Но стоит произнести: «Куликовская битва», открывая сердце ветрам победы, — и сразу становится ясным, что объединяющая идея у русского народа давно уже есть… 21 сентября, 2012 Разговоры о «национальной идее» нередко возникают от суеты и праздности. Но стоит произнести: «Куликовская битва», открывая сердце ветрам победы, — и сразу становится ясным, что объединяющая идея у русского народа давно уже есть… 21 сентября – день воинской славы, день победы русских полков в Куликовской битве . Разговоры о «национальной идее» нередко возникают от суеты и праздности. Но стоит произнести: «Куликовская битва», открывая сердце ветрам победы, — и сразу становится ясным, что объединяющая идея у русского народа давно уже есть… Академик Б. А. Рыбаков писал о последствиях Куликовской победы: «Общерусский подъем сказался в развитии литературы, науки и искусства. Достаточно назвать только одно имя Андрея Рублёва , чтобы почувствовать, каких высот достигла русская культура непосредственно после Куликовской битвы. Крепла идея объединения разрозненных русских земель в мощное единое После победы благочестивый князь заложил на реке Дубенке Успенский монастырь и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Ветры куликовской победы разогнали мрак, в народе как будто удесятерились прежде дремавшие силы. Строились новые храмы, появлялись поэмы и сказания о победе… Чудеса Феофана Грека и Андрея Рублёва возвысили Русь. Нелегко осознать всю остроту подвига Димитрия Иоанновича. Нам из «прекрасного далёка» кажется, что только так и мог поступить князь Московский: встать на защиту Отечества, броситься в сражение… А ведь история знает немного примеров самоотверженного сопротивления сильному агрессору. У захватчика всегда есть преимущество первого хода, инициатива… Вспомним историю великих завоеваний – от Кира до Третьего рейха. Как часто народы сдавались им без боя. А Димитрий выбрал смертельный бой «за други своя» и за будущее Руси. Гибели он не страшился, живота своего не щадил.

http://pravmir.ru/mozhet-li-voinskaya-po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430, Андроников мон-рь), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец, предполагаемый учитель, «содруг» и «сопостник» прп. Андрея Рублёва ; ошибочно именуется Даниилом Чёрным. Проблема изучения творчества Хотя имя Д. было введено в научный оборот одновременно с именем прп. Андрея (в 1817 Н. М. Карамзиным, в 1827 К. Ф. Калайдовичем), оно долгое время не привлекало внимания ученых, писавших в основном о его знаменитом ученике. Лишь в XX в. были предприняты попытки разделить творческое наследие этих мастеров. В 1926 г. И. Э. Грабарь попытался выявить 2 стилистические группы в росписях Успенского собора во Владимире (1408; единственный точно датированный памятник в наследии Д. и прп. Андрея). Он писал, что фрески «исполнены двумя художниками не только не сходными по характеру, темпераменту и стилю, но временами прямо противоположными» ( Грабарь. 1926. С. 32-33). На этом основании он даже отрицал факт ученичества прп. Андрея у Д. Определив стиль первого как графический, а второго - как живописный, Грабарь пытался с помощью этого условного критерия разделить и др. их произведения на «одесную и ошую, на Рублёвское и Данииловское» ( Некрасов. 1927. С. 215). Постановку проблемы следует признать плодотворной, но ее разрешение - не вполне удачным, поскольку исследователь помимо более или менее достоверных работ связал с именами художников обширный круг др. памятников кон. XIV-XV в. В 1964-1966 гг. к проблеме наследия мастеров обратился худож.-реставратор С. С. Чураков. Исходя из значительности таланта Д. и наблюдений, сделанных в 1962-1963 гг., во время реставрации композиции «Страшный Суд» во Владимире, он четко разделил все т. н. рублёвское наследие (на тот момент очень обширное) на 2 группы. В результате большая часть произведений, в т. ч. росписей Успенского собора во Владимире и ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, оказалась связана с именем Д. Выводы Чуракова не были приняты искусствоведческой наукой.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Невидимые с уровня земли детали позакомарного покрытия, предмет ожесточенных споров Забелина и Никитина (Московское Археологическое общество) при реставрации собора в 1888-1891 гг. Принятое тогда решение послужило базовой основой при реставрации 1977-1981 гг. Олег Щёлоков 15 июля 1980 Центральная часть главного иконостаса в стиле «елизаветинского барокко» (1774, резчики Степан и Калистрат Бочкарёвы, позолотчик Семён Зотов, иконописцы Михаил Матвеев, Яков Серёгин и Михаил Строкин) Елена Григорьева 1 июня 1900 Царские врата иконостаса. Часть главного иконостаса в стиле «елизаветинского барокко» (1774, резчики Степан и Калистрат Бочкарёвы, позолотчик Семён Зотов, иконописцы Михаил Матвеев, Яков Серёгин и Михаил Строкин) Елена Григорьева 1 июня 1900 Фрагмент интерьера Успенского собора с гробницами святых князей Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Малый поперечный неф перед хорами, вид с юга. На переднем плане в центре рака св. князя Георгия Всеволодовича, 1896 г. Елена Григорьева 1 июня 1896 Фреска «Видение пророка Даниила». Обращённая в центр северо-западного столпа под хорами. На ней в тёмной рамке начальный сюжет фресковой композиции «Страшный суд» - «Видение пророка Даниила» (1408 г., худ. А. Рублёв и Д. Чёрный),1884-1896 г.г. Елена Григорьева 1 июня 1884 Карта и ближайшие объекты Успенский собор строился с 1158 по 1862 гг. Памятник ЮНЕСКО. В интерьере - фрески Андрея Рублёва. Когда службы не проводятся (с 13-30 до 16-45) - работает как музей с платным входом по билетам. Автостоянок для парковки частных автомобилей в центре города в радиусе 500 метров от собора нет. Успенский собор. " Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов.

http://sobory.ru/article/?object=00186

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Лившиц, Лошак и другие лица О нашей духовно-нравственной безграмотности Михаил Красильников   20:22 14.06.2023 603 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором События вокруг передачи Иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва и связанные с передачей этой Святыни Русской Православной Церкви споры, а также вопли, поднятые определённой прослойкой социума по сему поводу, показали, насколько агрессивно противостояние Богу. Для тех, кто не знает истории становления России на основе Православного Христианства, всех моментов, связанных с войнами Руси против захватчиков на протяжении не одного столетия, бесполезно объяснять, что иконы древние и современные – не предметы чисто светского искусства, не культурный объект в узком, специфическом понимании, а образ Божественный, не от мира сего. Само собой, Икона Троицы имеет огромное значение, допустим, в живописи… Но это не картина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/14/li...

     17 июля исполняется 100 лет со дня расстрела семьи Романовых — царя Николая Александровича, его жены Александры Фёдоровны, дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и сына Алексея. Какими были царские дети из святой семьи? О чём мечтали и чего уже успели достичь в своих коротких, но замечательных судьбах? Какой была семья Николая II? Есть её иконописный образ: семь «я», ставшие единством, как святые ангелы у Андрея Рублёва. Есть фото, на котором четыре великие княжны иногда так похожи, что можно перепутать. На самом деле царские дети — очень разные. И хотя они всегда старались быть вместе, жизнь каждого — своя отдельная история с трагическим концом. Княжна Ольга: «Я русская и хочу жить в России» «Очень начитанна», «замечательно умна», «хрустальная душа», «имела абсолютный слух», «любила уединение и книги». Так говорили о великой княжне Ольге, старшей дочери царя. Она родилась в ноябре 1895-го, через год после венчания родителей. Впервые причастилась после крещения, когда ей было 11 дней, в церкви Царскосельского дворца. По характеру тонко чувствующая, не склонная к лидерству. Роль ведущей она охотно уступала сестре Татьяне, хотя та была младше на полтора года. Они одинаково одевались, спали в одной комнате, делились сердечными тайнами. Ольгу называли «папина дочка». Если не могла ответить на вопрос, говорила: «Спросите у папы». Носила на шее медальон с портретом Николая II. Это изображение найдут потом в Екатеринбурге, в Ганиной Яме. С мамой иногда случались размолвки. Александра Фёдоровна нашла ей жениха — румынского принца Кароля. Ольга насмешливо звала его Карлушей. Когда зашла речь о замужестве, заявила: «Я русская и хочу жить в России». Её увлёк великий князь Дмитрий Павлович. Красавец, спорт­смен, храбрый офицер, он не скрывал своей неприязни к Распутину. Царица была категорически против такого зятя, и дочь смирилась с её волей. В дневниках Ольга редко пишет «я», в основном «мы». Четыре сестры придумали себе общее «название» ОТМА — по первым буквам имён. Вместе играли в теннис, устраивали конные прогулки… Но боль, страдания, смерть были рядом. Тяжело болел маленький Алексей. Случались нервные приступы у матери. Осенью 1914 года великая княжна пошла работать медсестрой в лазарет.

http://pravoslavie.ru/114025.html

В 1468 г. впервые упоминается настоятель М. П. м. игум. Иоаким ( Строев. Списки иерархов. 27. Стб. 216). Однако в ранних источниках основание мон-ря напрямую не соотносилось с деятельностью прп. Мефодия. По наблюдениям Г. В. Попова , в пользу основания обители в 1-й пол. XV в. косвенно свидетельствует датировка происходящей из мон-ря единственной древней деисусной поясной иконы св. Иоанна Предтечи, авторство к-рой принадлежит одному из учеников прп. Андрея Рублёва . Время создания этого образа дискуссионно. В. Н. Лазарев датировал икону 2-й четв. XV в. ( Лазарев. 1980. С. 9), а Попов - 1-й пол. XV в. ( Попов. 2007). Однако она могла оказаться в М. П. м. и позже предполагаемых дат (напр., в качестве вклада). Более точным свидетельством времени основания М. П. м. является иммунитетная грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 28 апр. 1547 г., выданная монастырским властям. В этом документе отмечены прежние пожалования рус. князей в пользу монастыря, начиная с дмитровского кн. Петра Дмитриевича (время правления 1399 (1401/02)-1427). Это был один из младших сыновей Владимирского, Московского и Новгородского св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и св. блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны . Крестник прп. Сергия Радонежского пожаловал М. П. м. села Ивановское, Бестужево, Новоселки, Поповское, Александровское, Нестеровское, Белавино и Говейново вместе с деревнями и угодьями ( Будовниц. 1966. С. 154). Поскольку Дмитров и его округ сильно пострадали во время набега темника Едигея в дек. 1408 г., пожалование кн. Петра Дмитриевича скорее всего состоялось после 1409 г., вероятно в 1417-1427 гг., когда Сев.-Вост. Русь пострадала от эпидемий и мора. Связь князя со сподвижниками прп. Сергия Радонежского неслучайна. Известны пожертвования кн. Петра Дмитриевича и его жены в пользу Троице-Сергиева и московского в честь Богоявления мужских монастырей, имеются также сведения об общении прп. Кирилла Белозерского и правителя Дмитровского удела. В свете этого поддержка кн. Петром Дмитриевичем на территории своего княжения новой обители представляется закономерной. По предположению Попова, «выбор духовного наставника из числа учеников радонежского игумена вообще выглядит вполне устойчивым для князей московского дома в конце XIV и начале XV в.» ( Попов. 2007. С. 221). Поэтому время основания прп. Мефодием М. П. м. можно отнести не к посл. трети XIV в., а к самому кон. XIV - 1-й четв. XV в.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Васильевское. Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:Между 1758 и 1803. Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, село Васильевское, ул. Совхозная, дом 10 Координаты: 56.931418, 41.662517 Проезд:Шоссе Шуя-Родники. От Шуи - 13 км, от Родников - 19 км. Изменить описание объекта Храмы ансамбля: Церковь Грузинской иконы Божией Матери Церковь Троицы Живоначальной Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Село Васильевское (Шуйский р-н Ивановская обл.) стоит на реке Матне, на перекрёстке древних дорог, и встарь именовалось как Матнинский стан. Первое упоминание относится к 1554 г. Здесь была вотчина царя Василия Шуйского, место его соколиной охоты («Княжий двор»). В XVII веке после Смуты село принадлежало роду Черкасских, с 1741 года – роду Шереметевых. В XVII в селе существовала деревянная церковь Михаила Архангела. Первая каменная церковь (Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела) была построена в 1758 г. Затем была возведена церковь Грузинской Богоматери. В 1802 г. Пётр Корсаков, крепостной зодчий князя Трубецкого, соорудил пятиярусную колокольню и ограду. По углам ограды были размещены башни-часовни с пристройками богадельни и архива с кладовыми. Роспись в Троицком храме была выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. В первой трети XIX века к комплексу добавилась церковь Николая Чудотворца (зимний храм). В 1767 г. императрица Екатерина II побывала во Владимире. «Запущенность» Успенского собора её удивила, и она выпустила указ о его «реставрации». Древний обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV в. кисти Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и других иконописцев их круга, был списан в храмовое хранилище. В 1768 г. иконостас (состоящий из 29 икон) купили жители села Васильевского и разместили его в только что построенном Троицком храме. В 1918 г. древние шедевры обнаружил учёный И. Грабарь, вывезя одну икону («Вознесенье») в Москву для консультаций и исследования. В 1923 г. из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Судьба двух икон неизвестна: след одной затерялся в окрестностях Васильевского. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные – в Государственной Третьяковской галерее. См. текст В.Н. Лазарева , 12 икон деисусного чина , 5 икон праздничного чина

http://sobory.ru/article/?object=06067

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010