Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского , в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах , славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак , икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии. Иконография Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр . Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «Ο γιος Ανδρας δα Χριστν σαλς» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат , 1547). Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра и власы Илии пр ка» - 28 мая) или Андрея Стратилата («лице аки Андрей Стратилат» - 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

http://pravenc.ru/text/115336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

Рано стал участвовать доблестный Князь в битвах своего родителя, которого был лучшею опорою. Горькая была тогда эпоха междоусобий княжеских за наследие Мономаха, престольный Киев, который служил виною раздора между единокровными. Не только старший род Ольговичей, княживший в Чернигове, оспаривал сию великокняжескую столицу у младшего рода Мономаховичей, который в ней водворился по царственной доблести Владимира, хотя и в ущерб роду Олегову, но даже и потомство Мономаха не могло между собою умиротвориться. Изяслав, храбрый внук его, как сын старшего Мстислава, овладел престолом вопреки прав дядей своих, слабого Вечеслава и тревожного Юрия, который искал Киева, не смотря на старейшинство брата Вечеслава, и соединился против своих единокровных с Ольговичами, всегда довольными междоусобиями Мономаховыми. Долго держался Изяслав в Киеве, признавая иногда соправителем и дядю Вечеслава для большей законности; но счастье неоднократно ему изменяло; на краткое время и Георгий восседал на престоле отеческом. В одну из таких счастливых эпох, роздал он уделы южные своим сыновьям и поставил старшего Андрея в соседний Вышгород, потому что это был всегда удел наследников Киевского престола; но внезапно явился любимый Киевлянами Изяслав и бежал опять Георгий, не умевший снискать любви граждан; не могли спасти его доблести сыновние. Не щадил себя в битвах Андрей, вступаясь за родителя, хотя и непрестанно склонял его к миру, ибо видел его непостоянство и сомневался в его праве, при жизни старшего дяди Вечеслава. Мужество Князя особенно прославилось под стенами Луцка, который осажден был войсками Георгия в 1150 году. – Ночью бежали от пустой тревоги союзные ему Половцы и вся дружина начала колебаться, но князь Андрей презрел общий страх и лучше хотел умереть, нежели сойти с места. Он устремился в битву, чтобы отразить сильную вылазку осажденных, гнал неприятеля и был окружен ими на мосту; братья его, Ростислав и Борис, остались далеко, не зная его опасности, ибо пылкий Князь забыл велеть распустить свою воинскую хоругвь; два только воина могли за ним следовать и один из них пожертвовал ему своею жизнью. Камни сыпались с городских стен, уязвленный конь Андреев исходил кровью, острая рогатина прошла сквозь, луку седельную; витязь готовился умереть великодушно, изломав копье, исторг он меч и призвал имя святого Феодора Стратилата, небесного витязя, которого память в тот день совершалась, и, сразив Венгра, готового пронзить ему грудь, благополучно возвратился к отцу. – Добрый конь вынес всадника из опасности и пал мёртвым; благодарный Князь велел схоронить его на берегу реки Стыря. Отец и дядя Вечеслав, который в то время был за одно с Юрием, и все бояре обнимали и хвалили юного витязя, ибо мужески сотворил он паче всех тут бывших, говорит летописец, а воины все твердо веровали, что сам Стратилат спас юношу, призвавшего имя его в битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году. Блаженный Андрей Тотемский Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он все раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему болыпую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба блаженного Андрея засвидетельствованы многие исцеления. 11-й день Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Книга Деяний повествует, что он имел четырех дочерей, которые пророчествовали ( Деян.21:9 ). Впоследствии святой Филипп был поставлен апостолами во диакона. По рукоположении он вместе со святым первомучеником и архидиаконом Стефаном усердно служил верующим, заботился об убогих, сиротах и вдовах. Во время гонения на Иерусалимскую Церковь святой Стефан был убит, и все христиане рассеялись по областям Иудеи и Самарии. Святой апостол Филипп проповедовал Христа в Самарии, совершая многие чудеса и исцеления, изгоняя лукавых духов. В Самарии находился знаменитый волхв по имени Симон. Услышав благовестие святого апостола о Царствии Божием и о Имени Иисуса Христа, он также уверовал и крестился вместе с другими ( Деян.8:5–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день поставления иконы Богоматери в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор стал главным храмом во всей Русской земле. На содержание храма святой Андрей дал от стад и торговых пошлин, одарил селами. Так, «имеяше в себе благодатное сокровище икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу отечество наше». Владимирская икона Божией Матери стала великой национальной святыней на Руси, а святой Андрей Боголюбский явился основателем нового государства. И Матерь Божия внушила благочестивому князю строить монастыри, храмы и города как основу крепости, мощи, единства Руси. Началось просвещение Северной Руси. Там, где раньше полудикие племена занимались охотой и рыболовством да поклонялись бездушным истуканам, воссиял свет Христов, благовестие о Христе Иисусе разрушило тьму языческого нечестия. Появилось иконописание, открывались школы, при этом сохранялись древние благочестивые традиции Византии, Киевской Руси и устои православного бытия. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем. Только за шесть первых лет своего княжения он построил восемь каменных храмов: Рождества Богородицы в Боголюбове (1159 г.), Владимирский Успенский собор (1158–1160 гг.), Успения Богородицы в Ростове (1162 г.), Положения ризы Богоматери на Золотых воротах во Владимире (1164 г.), церковь Спаса во Владимире (1164 г.), Покрова Богородицы при устье Нерли, близ Боголюбова (1165 г.), святого мученика Леонтия в Боголюбове, святого Андрея Стратилата в Боголюбове. О себе он писал: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Он укрепил и объединил Русскую землю, основал новый духовный центр. Распространяя христианство, он крестил многих болгар-язычников. Он, по сказанию летописца, имел обыкновение водить в свои храмы всех язычников, своих и приезжавших, а чаще всего купцов из разных стран «от латынян и от всей погани» и показывать им «истинное христианство». «Язычники, болгаре, жидове и вся погань» поражались величием и красотой церковного благолепия, где поистине небо соединяется с землей, благодать Божия касалась их сердец, и многие принимали святое крещение. Таковы были последствия впечатлений от созданных св. Андреем Боголюбским величественных храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кондак, гл. 8 . Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены, вселенная преславно почитаете Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный. Ап. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Лк.12:2–12; 63 зач.). Мучч. Ерма, и Полена. Родом римляне, за дерзновенное исповедание Христа они были заключены в смрадную темницу в Риме и затем скончались, влачимые по камням и стремнинам. Время их страданий неизвестно. Мучч. и священномуч. пострадавших за Христа при Диоклетиане в Италии. Св. Емилиан был родом из Армении, наставлен был в вере и нравственности христианской иноком св. Иларионом и вместе с ним отравился проповедовать учение евангельское в Италию. С ними вместе и отправились 2 брата св. Емилиана свв. Дионисий и Ермипп. Св. Емилиан вскоре был избран за свою святую жизнь в епископа г. Требии или Лукки. Языческие жрецы, негодуя на него за обращение многих язычников в христианство, предали его в руки мучителей, которыми он и был усечен. Тот же мученический венец получили и спутники его со множеством уверовавших христиан. Свв. патриархов Константинопольских и По Х.М., Иоанн V-й был патриархом от 669 до 674 г., а Георий от 678 до 683 г., – оба в царствование имп. Константина Погоната. 19 . З. Св. мученика Андреа стратилата (и, по Х.М., с ним 2.593 мучеников). В царствование Максимиана св. Андрей, славившийся своей храбростью и тайно исповедовавший Христа, одержал чудесную победу над персами и тем обратил ко Христу своих 2.593 воинов, с которыми и принял св. крещение в Киликийском Тарсе. Недоброжелатели его, завидуя его славе, уличили его пред правителем страны в христианстве. Св. Андрей дерзновенно исповедал Христа на суде и за это был подвергнут тяжким истязаниям. Страх перед народом, любящим св. Андрея, заставил мучителя дать ему и его дружине свободу. Тогда св. Андрей отправился вместе с своей дружиной в Армению, но там в одном ущелье в Таврских горах был застигнут преследователями, которые и умертвили его вместе со всеми воинами. На месте мученической кончины свв. страдальцев появился источник, вода которого имела целебную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вскоре после кончины блаженного Андрея Господь прославил его даром чудотворений. Место погребения его сделалось источником исцелений, и много больных приходило туда за помощью. Больные брали землю с могилы блаженного, и земля эта, по молитвам его, возвращала им здоровье. Жители города Тотьмы видели эти чудеса, и среди них с каждым годом росло глубокое благоговение к памяти почившего святого. Это побудило их просить о постройки церкви над гробом блаженного. 20 октября 1707 г. архиепископ Великоустюжский Иосиф дал на это разрешение, и церковь была построена. Так как блаженный Андрей не был причислен тогда к лику святых, то церковь была построена не во имя его, а во имя его Ангела, святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа/1 сентября). В настоящее время мощи блаженного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви города Тотьмы, у левого клироса. Память блаженного чтится местно. Из посмертных чудес блаженного Андрея расскажем лишь некоторые. Житель Тотьмы Симеон Болонин полгода был болен; во время болезни у него отнялась нога и он был не в силах ходить. Часто молился Симеон блаженному Андрею, прося помощи, и вот раз он видит во сне, будто он в церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробе стоит чаша, полная земли. Вдруг из гроба послышался голос: «Симеон, возьми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку». Когда больной исполнил это, то земля в его руках сделалась мукою, и он стал просить блаженного Андрея об исцелении. Проснувшись, Симеон почувствовал некоторое облегчение от болезни и мог придти в церковь ко гробу чудотворца, где и получил полное исцеление. Крестьянка Тотемского уезда Пелагия Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечером явился ей блаженный Андрей, подошел к ее постели и сказал: «Обещайся сходить к блаженному Андрею, что на Тотьме, у Воскресения Христова, близ реки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова». Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обещание. Через два дня она опять сделалась больной хуже прежнего и снова во сне явился ей блаженный Андрей, на этот раз с евангелием в руках. «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказал святой. «Святче Божий, прости меня, грешную», — ответила крестьянка, вспомнив свое обещание. Святой дал ей приложиться к Евангелию, взял ее за руку и поднял с постели совершенно здоровой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Простившись навсегда с дальним Киевом, стал он украшать новую свою столицу и прежде всего соорудил благолепный златоверхий храм, во имя Успения Богоматери, который в то время соревновал Св. Софии Киевской и Новгородской, и доселе служит украшением земли Русской, как один из самых величественных ее храмов. Ничего не пощадил Боголюбский, чтобы устроить святилище достойным того заветного сокровища, которое вверял оному, чудотворной иконы Матери Божией, и она послужила на будущие времена залогом спасения нашего отечества, охранив от нашествия Тамерланова и утвердив своим присутствием первопрестольную столицу. Благочестивый Князь выписал зодчих из Царьграда, для прочного основания соборного храма, украсил его стенным писанием и столь же драгоценною утварью, как и Боголюбскую обитель. По сказанию летописи Киевской, трое было дверей церковных в храме, сиявших золотом, и пять позлащенных глав на соборе Владимирском; золотые и серебряные паникадила висели пред иконостасом, украшенным жемчугами и драгоценными камнями; из серебра слит был амвон, пред царскими вратами, и позолочены все внутренние арки; вся утварь была из чистого золота и три великолепных дарохранительницы, или Иерусалимы как их тогда называли, украшали алтарь. Богатство украшений наружных не уступало внутренним; много имений и десятину княжеских стад и со всякого торга усвоил Боголюбский созданному им храму. В этом святилище, уподобляемом летописцами Соломонову, поставил благочестивый Князь Андрей чудотворную икону Божией Матери, получившую от того наименование Владимирской. Знамения не преставали истекать от сей иконы; Боголюбский испытал целебную ее силу над своей супругой, которая избавилась от тяжкого недуга, испытал и в другом случае, когда помощь Матери Божией обратила печальное событие во славу ее. Князь Андрей многое сооружал по образцу Киевскому, в новой своей столице, где хотел видеть подобие древнего, не только через повторение зданий, но и самым названием урочищ и вод. Так поставил он, при двух главных въездах, каменные врата, названные серебряными и златыми, по своему украшению, с церковью положения ризы Богоматери над последними; но от поспешности в строении случилось несчастие: когда собрался народ любоваться красотою златых врат, внезапно обрушился непрочный свод их и засыпал камнями двенадцать человек. Скорбью исполнилось сердце доброго Князя; упрекая себя в напрасной погибели стольких людей, припал, он со слезами к чудотворной иконе Матери Божией, умоляя о спасении их; во время пламенной его молитвы, разобраны были камни и чудно обрелись невредимыми все те, которых почитали погибшими. Много храмов и обителей соорудил Боголюбский во Владимире и окрестных городах, довершил начатый отцом его соборный храм Спасов в Переяславле Залесском, не забыл прославить и память великомученика Феодора Стратилата, который спас его однажды в час битвы, и поставил церковь во имя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так, 8 февраля 1150 года, когда в битве под Луцком святой Андрей мужественно громил передние ряды противника, у него сломалось копье, было пробито пикой седло, и лишь горячая молитва к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день, спасла князя от копья немецкого наемника. Умелый воин, юный князь вместе с тем «не величав был на ратный чин». Летописцы особо отмечают миротворческий дар святого Андрея, талантливого полководца того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о славе Церкви, было в высшей степени присуще святому князю. Он собственноручно раздавал пищу «больным и нищим на потребу» и при этом говорил: «Быть может, это сам Христос пришел испытать меня в лице единого из меньших братьев Своих». Рачительный хозяин, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности своего отца – князя Юрия Долгорукого, он строил Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшал храмами и монастырями Ростов Великий, Суздаль, Владимир. В 1162 году на съезде князей и бояр святой Андрей мог с удовлетворением сказать: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Когда в 1154 году князь Юрий Долгорукий получил титул великого князя Киевского, то он дал сыну в удел местечко Вышгород под Киевом. Но не по душе было святому Андрею на юге Руси, где частые междоусобицы, дикие нравы некоторых князей и их дружинников ложились тяжелым камнем на его боголюбивое сердце. «Нечего нам здесь, батюшка, делать, – говорил он отцу, – уйдем-ка отсюда затепло». Всемогущий Господь благословил стремление нового князя. Однажды ночью летом 1155 года двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Константинополя (названная впоследствии Владимирской). В ту же ночь с иконой в руках выступил из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей. Он сделал это тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010