Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой. Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.  В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.  Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: « Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию ».

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

Вокруг него 12 серафимов, между окнами 8 ангелов, 16 херувимов, ниже 8 праотцев в рост, еще ниже в кругах 12 пророков. На парусах евангелисты, между ними «Нерукотворный убрус», на подпружных арках свода апостолы из числа 70. На сводах собора 12 членов «Символы веры». В трех верхних ярусах стен иллюстрации к Новому Завету и земной жизни Иисуса Христа. В четверном ярусе сцены из жития Богородицы и ее Успения, в пятом «Вселенские соборы». Всю западную стену занимает «Страшный суд». На столбах тремя рядами расположены мученики. На юго-восточном столбе: Диомид, Карп, Кир, Мига, Ермоген, Евграф, Иоанн Белгородский, Иоанн Воинственник, Кондрат, Георгий, Меркурий. На юго-западном: Варфоломей, Доментиан, Феодор, Нестор, Уар, Арефа, Мартириан, Севастиан, Федор Тирон, Феодор Стратилат, Никита. На северо-восточном столбе: Анастасий, Евстафий, Дормидонт, Трофим, Савватий, Маркиан, Иаков, Андрей Стратилат, Дмитрий Солунский, Пантелеимон, Прокл, Лаврентий. На северо-западном столбе: Созомон, Александр, Онисифор, Мамант, Гервасий, Протасий, Келсий, Назарий, Александр, Лукиан, Терентий, Георгий Святоградский. На столбах за иконостасом апостолы Петр и Павел. В своде центрального алтаря «Отечество». В конхе «Распятие» с предстоящими, ниже Христос, сидящий на престоле. По сторонам сцены из «Литургии». В горнем месте под троном Вседержителя «Царь Константин» и «Епископ Сильвестр», по сторонам «Собор благочестивых». В апсиде 12 святителей в рост. На западной стене центрального алтаря над царскими вратами девять ангельских чинов. В конхе жертвенника «София Премудрость Божия», в апсиде «Тайная вечеря» и «Омовение ног», ниже архидьяконы в рост. На западной стене жертвенника «Преломление хлеба апостолом Петром». На северной стене арочного приема избранные ростовские святые, ниже мученики Гурий, Самон и Авив, на южной стене «Се не вздремлет храняй Израиля». Над жертвенником ризничная палатка. На стенах палатки написаны на белом фоне красный херувим, Голгофа и колоссальных размеров красно-черный орнамент, напоминающий узор на турецких бархатах. В куполе Леонтьевского придела «Аз днесь родих тя», вокруг 10 херувимов, в барабане 6 святителей, ниже 8 ростовских и московских чудотворцев в кругах, на парусах апостолы из числа 70. В конхе алтаря «Ветхозаветная Троица», в апсиде сцены из жития св. Леонтия, ниже Христос, Богоматерь и 12 апостолов в рост. На стенах придела отдельные святители и сцены страданий апостола Андрея, мученицы Екатерины и св. Севастиана. В 1991 г. собор возвращён Русской православной церкви. В последние годы здесь проведены большие реставрационные работы: восстановлена дренажная система, кровля, отреставрированы фасады. Собор открыт для посещения, но богослужения проводятся только по особым праздникам.

http://sobory.ru/article/?object=00224

Михайло-архангельская церковь 1745 г. Здесь сохранилась исправленная фресковая живопись, исполненная в 1785 г., как видно из записи на стенах: «во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейшия, самодержавнейшия, великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике её благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Павле Петровиче, при супруге его благоверной Государыне цесаревне Марии Феодоровне, и благоверных Государех, великих князех Александре Павловиче и Константине Павловиче, при благоверных Государынях великих княжнах Александре Павловне и Елене Павловне благословением преосвященнейшаго Павла 49 епископа Костромского и Галичскаго украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года. Писали в сей св. церкви града Костромы подрядчики мещане Иван и Лука дети Носковы, а мастера были – Сергей Окатов, Василий Носков, г-на Куломзина дворовые человеки, Петр Гаврилов, подмазчиком был Андрей Котохин. В лето от Р. X. зачата писать 1784 года июля 1-е, покончена 1785 г. августа 9 дня тщанием приходских людей». Иконографические темы росписи взяты из Евангелия и из сказаний об Архистратиге Михаиле: чудо в Хонех, явление Арх. Михаила сотнику; известное чудо о юноше, нашедшем клад, связанное с историей Дохиарского монастыря на Афоне и изображенное в стенописях нарфика Дохиарского собора, а отсюда перенесенное и в русские стенописи (ср. стенописи Николонадеинской церкви в Ярославле). Свержение сатаны, изгнание прародителей из рая. Валаамова ослица, Арх. Михаил охраняет тело Моисея, явление Арх. Михаила Иисусу Навину, убиение Голиафа и др. Это уже самые поздние из фресковых росписей в Костроме; наклон к фряжской живописи здесь уже определился вполне. В той же церкви находится икона Арх. Михаила в деяниях, XVII в.; икона воскресения Христова того же времени и Еммануил; в числе иконных привесок отметим: серебряный наперсный крест, три корсунских креста и два образка. Церковь Вознесенская. В притворе – иконы XVII в.: святителей вселенских и московских, Андрея Стратилата и Геннадия Костромского, ап. Андрея Первозванного и прор. Иеремии (из старого иконостаса). В теплой церкви – деисис поясной XVII в. В холодной церкви весь иконостас хорошей работы XVII в.: но исправленный: иконостас четырёхъярусный: 1) местные иконы, 2) праздничный ряд, 3) деисусный и 4) пророческий. Аналойная икона Владимирской Богоматери XVII в. Икона Зосимы и Савватия на правом клиросе того же времени. На столбах – большие иконы Неопалимой купины, Рождества Христова, Успения Богоматери, редкая икона Авраамия Галицкого, Иоанна воина и Феодора Стратилата – все XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Всегда в любом обществе существовали определенные взаимоотношения между Церковью и властью. Не может быть так, чтобы между ними не было никаких взаимоотношений: это противоестественно. Просто власть далеко не всегда была богоборческой. Начиная с Миланского эдикта 82 , когда борьба против Церкви и целенаправленные гонения на нее остановились, соответственно, другой характер стали носить и взаимоотношения. И христианские мученики тоже сотрудничали с властями. Великомученик Георгий 83 был полководцем какой армии – христианской или языческой? Языческой, как и Феодор Тирон 84 , Феодор Стратилат 85 и Андрей Стратилат 86 . Великомученик и целитель Пантелеймон 87 был врачом какого императора – христианского или языческого? Языческого. Они тоже сотрудничали с властями, если переходить на этот язык. Поэтому обвинения в этом случае звучат абсурдно. – Если это абсурд, тогда почему откололась Зарубежная Церковь ? Разве не сотрудничество российского священноначалия с большевиками стало официальной причиной раскола? – Что касается «зарубежников», дело не в том, что они откололись, а в том, что, оказавшись за пределами Отечества и оставаясь юридически и мистически частью Русской Православной Церкви, они позволяли себе те высказывания, те выступления, за которые священники, епископы, а порой даже миряне Русской Православной Церкви, оставшиеся здесь, платили собственной жизнью, собственной кровью и собственными страданиями. И естественно, это привело к обращению Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России 88 (так в начале XX века обозначался титул русских Патриархов), к митрополиту Антонию (Храповицкому) 89 и другим иерархам, оказавшимся за рубежом, с просьбой от таких выступлений и высказываний воздерживаться. Представьте себе, что вы по стечению обстоятельств в числе других заложников оказались во власти террористов, которые обещают вам жизнь, если по освобождении вы не будете вредить им. И перед всеми заложниками тяжелейший выбор и сложнейшая задача – как себя не потерять, не сломаться и при этом остаться в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

«В 168-м году», – читаем в одном документе, – «великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич… указал по именному своему… указу сделать в Оружейной Палате в церковь преподобного царевича Иоасафа, что в Московском уезде, в его государеве дворцовом селе Измайлове иконостас флемованный с дорожники со святым иконам к деисусом, праздником и пророком и позолотить и посеребрить листовым сусальным золотом и серебром и разными цветными красками да в тое же церковь написать три иконы местные – образ Всех Святых, образ святого великомученика Феодора Стратилата, образ царевича Иоасафа. Сей именной указ приказал записать Алексей Тимофеевич Лихачев. И те три иконы местные образы Всех Святых» (конечно, в церковь этого имени), «святого великомученика Феодора Стратилата и преподобного царевича Иоасафа написали добрым мастерством ярославские иконописцы Дмитрий Семёнов со товарищи, а за письмо от тех икон – за золото, серебро и разные краски всякие – денег 13 рублей» 37 . Доски для иконостаса приготовляли в Москве в набережных хоромах 38 . Иконостас гладкий с дорожниками флемованными делали резного дела мастера Клим Михайлов 39 , Евтихий Семёнов, дворцовые плотники Калинка Иванов, деревянного дела токарь Евсютка Антонов 40 , станочные мастера Гришка Ермолин и Ивашка Терентьев 41 , резчики – Степан Зиновьев 42 , и Герасим Окулов 43 , последний точил базы, капители и тумбы 44 . Живописцы Дорофей Ермолаев и Андрей Павлов и живописного письма Ивана Салтыкова кормовые ученики первой статьи – Лазарь Иванов, второй Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алёшка Иванов 45 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй статьи – Ивашка Чубаров и третьей – Микитка Полсухин с товарищами 46 серебрили, золотили и расписывали резными красками иконостас флемованный 47 . Жалованный иконописец Василий Колмогор олифил северные и южные двери 48 , с обеих сторон которых, красками «по черепашному» писал живописного письма ученик Сава Яковлев Арап 49 с товарищами. У торгового человека иконного ряда Симона Фёдорова куплены были царские двери прорезные золоченые, расписанные разными красками, с сенью и столпцами резными 50 . Живописного письма ученики – Матюшка Фёдоров 51 и Сава Яковлев Арап 52 писали по серебру разными красками восемь херувимов. Ярославский кормовой иконописец Семён Иванов на кресте «писал образ – Снятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 53 . Живописного письма ученик Сава Яковлев Арап с товарищами клеил и писал по черепашному аспидом перегородку, что между церковью и трапезою 54 . Железного прорезного дела мастер Павел Горбун лудил восемь помочей железных больших к лампадам перед иконами 55 . В церкви ставят паникадило 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

5, 39). Это относится к душе, но не к телу, и речь идет о моральной дисциплине и удержании от греха гнева, когда на вызовы ненависти должно отвечать не ненавистью, но возвышением суверенного и непоколебимого духа " . Среди первых христиан тщетно искать тех, кто бы бунтовал против государства и его законов, заметим, государства языческого, глубоко враждебного им, гонящего их. Апостол Павел недвусмысленно учил служить " не за страх, а за совесть " . Никто не призывал к дезертирству, " к поражению своего правительства в войне " как делали большевики или к голому пацифизму - равнодушному отношению к врагам своего госдуарства ради земной жизни. Первохристиане не были " антигосударственниками " , подобно современным поборникам абстрактных " прав человека " (С.Ковалев), откровенно сочувствующим чеченским бандитам и даже ведущим пропаганду в пользу противника в ходе войны за территориальную целостность России. До какого же абсурдного извращения должно дойти либеральное сознанике, чтобы подобные поступки, за которые во время прошлых войн в любом государстве - Франции, Англии, Италии считали предателями, предавали суду и даже расстреливали, стали кумирами общечеловеков! Доблестные воины - христиане святой Георгий Победоносец, Андрей Стратилат, Прокопий, Феодор Стратилат, не сомневаясь, служат своим мечом римскому государству и императору и столь же принципиально отказываются обнажить меч в свою собственную защиту. Однако искушения дословного толкования и интерпретации евангельских начал ради отказа от воинской службы и участия в боевых действиях все же одолевали Христианскую Церковь главным образом до принятия императором Константином знаменитого эдикта о веротерпимости. До этого история действительно свидетельствует об отказах некоторых христиан даже ценой мученичества от воинской обязанности. Показательно, что это было в основном связано с отвращением не к оружию, но к обязанности участвовать в языческих обрядах, бывших неотъемлемой частью службы, охране храмов и культе императора, который был и Augustus, и Imperator, и Pontifex maximus - бог, царь и первосвященник - " кумир " , лояльность и присяга которому фактически означала грех идолопоклонничества. Острую дискуссию по этому вопросу внутри Церкви отражают пламенные отрицания службы Тертуллианом, ненавидившим Римскую империю и сменившим вначале умеренное отношение к воинской службе на бескомпромиссно отрицательное. Ориген признавал гражданский долг перед государством, но предлагал язычникам служить в армии, а христианами альтернативную службу без оружия. Все это кончилось после Константинова эдикта. Уже в 314 году церковный собор в Арле кроме осуждения донатистской ереси, постановил отлучать всех верующих, которые отвергали воинскую повинность или дезертировали. Третий канон церковного собора в Арле зафиксировал отношение Церкви к войне, которое отныне стало определяться квалифицированными оценками ее праведности или неправедности.

http://pravoslavie.ru/analit/mirgospodst...

Икона: Православные иконы Два Андрея один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?» Владимирская икона Богоматери: Из Иерусалима — в Москву Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " , Тамерлану было видение... В Киеве наблюдаются исцеления от иконы «Николай Утешитель» «В Александровской больнице, в реанимации, лежит сестра милосердия Татьяна. Когда привезли образ, мы взяли маленькую иконку, приложили к первообразу, приложили к больной, положили под подушку, и она вышла из комы», - рассказал благочинный больничных храмов Киева. В Киев впервые прибыла икона «Николай Утешитель», принадлежавшая преподобномученице Елизавете После встречи в Киево-Печерской Лавре образ святителя Николая был перенесен крестным ходом в резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, где архипастырь отслужил перед иконой благодарственный молебен. Воскрешение Лазаря: иконы, мозаики, фрески Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках. В музее Архангельска представили старинную икону великомученика Феодора Стратилата Образ написан во времена правления царя Иоанна IV. Долгие годы старинная икона была скрыта под слоями поздних росписей. Благодаря трудам реставратора Тамары Миловой удалось обрести первоначальный облик святого великомученика Феодора Стратилата и уникальную историческую надпись. Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/11/

Мн. жертвы Г. имп. Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, напр., еп. Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. (пам. 21 апр.), пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские (пам. 16 марта), Милитинские мученики (пам. 7 нояб.), мч. Феодот и 7 дев Анкирских (пам. 18 мая, 6 нояб.), мц. Феодулия, мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские (пам. 5 февр.); Маврикий Апамейский и 70 воинов (пам. 22 февр.), Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские (пам. 21 апр.), мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские (пам. 7 июня), дева Лукия Римская с дружиной (пам. 6 июля), мученики Виктор, Сосфен и вмц. Евфимия Халкидонские (пам. 16 сент.), мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийские (пам. 27 окт.) и мн. др. Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой - освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия. Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший отчаянные меры имп. Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи, за исключением Галлии и Британии, пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента Г. фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великого. Не возобновлялись преследования христиан и др. правителями Запада - Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. Имп. Галерий (293-311)

http://pravenc.ru/text/166129.html

Скачать epub pdf Июль 4 Андрей Боголюбский, благоверный князь Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174), внук великого князя Владимира Мономаха , сын князя Юрия Долгорукого и половецкой княжны (во святом крещении Марии), родился в 1110 году и 35 лет жизни провел в Ростово-Суздальской земле, которую получил в удел его отец. Но в молодые годы жил в Киеве, где его отец был великим князем. От деда Владимира Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей, от мирских суемудрий отврати себе, – говорит описатель его жития. – Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от Писаний святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличавшийся особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», – писал летописец. Участник многих походов своего воинственного отца, князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти. Под Луцком (1150 г.) он гнал неприятелей и был окружен ими на мосту – был спасен от копья немецкого наемника молитвами к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день (8/21 февраля). Бросясь на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими; один из его дружины, схватив за узду коня Андреева, держал его и тем спас от плена, если не от смерти. В 1152 году в жаркой битве при р. Руте князь Андрей сильным ударом изломал свое копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Промысл Божий незримо спас князя-молитвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Примечание. Порядок букв в клейме мастера не определяется. Московский Спасо-Андроньев мужской монастырь был основан в 1366 году митрополитом Алексеем. Тафельдекер – человек, ведавший сервировкой стола. 11. Крест напрестольный Инв. МР-4877. 1748 год, Москва. Мастер Иван Егоров (?). Серебро, жемчуг. Чеканка, литье, просечная чеканка, золочение. 51х33 см. Клейма: мастера – IE; городское – Георгий Победоносец с датой 174…; пробирного мастера Анисима Кузьмина – АК. Поступил в 1922 году из московской церкви Воскресения Словущего на Таганке через Гохран. Лицевая сторона             Оборотная сторона Распятие с литой фигурой Христа, с рельефными изображениями Сошествия во ад, Снятия со креста, Положения во гроб и Тайной вечери на накладных фигурных дробницах, обрамленных жемчужной обнизью. Жемчуг украшает и среднюю часть креста. На нижнем конце чеканены орудия страстей. На оборотной стороне – рельефный растительный узор и пять медальонов с резными надписями о вложенных мощах: Древо Креста Господня, часть гроба Господня, мощи Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, евангелиста Луки, евангелиста Марка, Николая Чудотворца, митрополитов Петра, Алексея, Ионы, апостолов Андрея Первозванного, Филиппа Варфоломея, Тита, царя Константина, Кирилла Белозерского, Ефрема Сирина , мученика Феофана, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Григория Неокесарийского , Лазаря «прв дня», Гурия, Варсонофия, Гермона Казанских, великомучеников Андрея Стратилата, Никиты, Феодора Стратилата, святых безсребреников Козьмы и Дамиана, «мученика Акексииимб», архидиакона Стефана, благоверных князей Давида, Всеволода, Василия, Константина Ярославских, мученика Кирика, Исайя Ростовского, Макария «Каляземского», мученика Афиногена. На нижнем конце надпись: СИЙ КРЕСТЪ С[ВЯ]ТЫ ПОСТРОИЛЪ СВОИМЪ ИЖДИВЕНИЕМЪ И ДАЛЪ ВКЛАДУ В Ц[Е]РКОВЬ Б[О]ЖИЮ ВОСКРЕСЕНИЕ ХР[И]СТОВО ЧТО ЗА ТАГАННЫМИ ВАРОТЫ МОСКОВСКИ КУПЕЦЪ АНДРЕЙ ИВАНОВЬ С[Ы]НЪ РЫКОВЬ О СВОЕМЪ ЗДРАВИ И О ПОМИНОВЕНИ СВОИХЪ РАДИТЕЛЕЙ ПОНЕЖЕ Ц[Е]РКОВЬ Б[О]ЖИЯ СОЗДАТЕЛЯ С[ВЯ]ТАГО ХРАМА ВСЕГДА Б[О]ГА МОЛИТЪ А ОНЫ КР[Е]СТ ПОСТРОИЛЪ ПР[И][С]ВЕЩЕННИКЕ ИОАННЕ ЛАРИОНОВЕ 1748 АВГУСТА 15 Д[Е]НЬ А ВЕСУ В СИИМ КР[Е]СТЕ 3 ФУНТА 51 ЗАЛОТНИК .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010