3) При самом монастыре было пять садов яблонных и вишнёвых. 4) В одной версте от монастыря было два, принадлежавших ему, скотных двора, и при оных имелась монастырская пашня, которая пахалась вотчинными крестьянами. Под одну рожь засевалось земли до 60 десят. 5) При сельце Логозовичах было пахотной земли 54 десятины. 6) При городе Пскове, в Завелицкой засаде, принадлежало монастырю 44 огородных мест. 7) Во Пскове же, за великими воротами, 16 огородных мест. 8) В под монастырской Печерской слободе 27 лавок. 9) Во Пскове 10 торговых лавок. 10) Во Пскове же 20 дворовых мест. 11) В Печерской слободе, в конце торга, или площади, был монастырский гостиный двор, три избы больших с чуланами и сенями и 8 амбаров для «приезжих и прихожих» богомольцев. 12) Рыбные ловли в 16 местах. 13) По ревизской книге, писанной при Архимандрите Геннадии Андреевском, в 1749 году значилось за Печерским монастырём крестьян мужска пола 3932 души (опис. мои. 1832 г. Стр. 23). К Печерскому монастырю приписаны были многие монастыри и ружные церкви, как то: 1) Монастырь Святителя и Чудотворца Николая, что на городище близ пригорода Изборска, обращенный ныне в приходскую кладбищенскую церковь . 2) На Верхнем острове, на Псковском большом озере, монастырь Св. Апостолов Петра и Павла, ныне приходская церковь . 3) Монастырь Святителя Николая, что на реке Зарезнице, ныне упраздненный. Эти три монастыря приписаны были к Печерскому монастырю ещё в 1584 году, при Игумене Никоне. 4) Монастырь Св. Саввы, или Савва-пустынский, близь Пскова, ныне приходская церковь , приписан был при Архимандрите Иове в 1631 году. 5) Монастырь Алексиевский, что во Пскове за великими воротами, ныне приходская церковь . Приписные церкви: 1) Во Пскове, на Печерском подворье две церкви каменные: одна построенная ещё Преподобным Корнилием во имя Одигитрии Божией Матери, а после вновь перестроенная в 1685 году, и в том же году освященная Митрополитом Маркеллом, во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а с 1866 г. опять Одигитриевская; другая – теплая, во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, освященная при Архимандрите Паисие II, 1686–1699 г. Ныне последняя принадлежит Псковской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

41 Серба, уроженца «города венгерского». Неофит (Новый Сад) († 1781). Русск. биограф. словарь, XIII, с. 165–166. Никольский. Op. cit., с. 119–157. Андреев В. (А.). Сербский иеромонах Софроний Младенович в России 1721–1760–1781. М. 1912 (90 стр.). Ср. Серб Софроний Младенович и его деятельность в России. Протокол 112 заседания Славянской Комиссии Имп. Моск. Археол. Общества. Т. V, М., 1911, с. 59–60. 42 Напр., в 1760 г. он перевел с новогреческого «Толкование Божественной литургии – Κατχησις ερ, но Синод по отзыву синодального переводчика Григория Полетики не разрешил напечатать. Никольский. Op. cit., с. 122 44 О нем, напр., Титлинов Б. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1730–1801). Его жизнь и деятельность. Пгр., 1916 (1197 стр.) 45 Напр., новое последование в неделю Православия 1767 г. Титлинов. Op. cit., с. 267. Никольский К. Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого поста. СПб., 1879, с. 36–52. Опись дел и документов Архива Св. Синода 1749 г. Дело 206/20. Полное собрание приказов и распоряжений (далее: ПСПиР) Царствование Екатерины II. I, В 1783 г. – «Чин благословения отроков, в училище учитися священным писаниям идущим». ПСПиР. Царствование Екатерины II. II, 1093 В 1798 г. митр Гавриил исправил молебное пение о болящих. Титлинов. Op. cit., с. 1145. ПСПиР Царствование Павла I. (1915). с. 223–224. 54 (1822–1905). 3-й магистр XVI курса (1844–1848) МДА. Издатель «Душеполезного чтения» (1860–1889). ПБЭ, III, с. 513–517. Смирнов С. К. История Московской духовной академии для ее преобразования (1814–1870). М., 1879. Журнал МДА за 1894 г., с. 110–113. Корсунский И. Н. Преосвященный Виссарион, еп. Костромской. М., 1898. Романов Д., свящ. Преосв. Виссарион… как церковный проповедник и духовный писатель. «Душеполезное чтение». 1906, IV, с. 7–34. 56 Вообще, как ни странно, но «у нас на Руси достать греческую богослужебную книгу – это все равно, что найти клад. Даже выписать книгу из-за границы трудно, книгопродавец не знает куда обратиться. Библиотеки, даже крупные, не держат этих книг, нет их и в библиотеках духовных семинарий, где, по действию какого-то злого рока, полки библиотеки гнутся не под книгами Романа Сладкопевца , Космы Майюмского, Иоанна Дамаскина и т.д., а под учебными изданиями Геродота, Гомера, Ксенофонта» ( П. Мироносицкий . «Церковные ведомости». 1913, прим. 93). Эти строки были написаны в 1913 г. А что было раньше?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

61 Голубкина Анна Семеновна (1864–1927) – скульптор, знакомая о. Павла Флоренского по ВХУТЕМАСу. 62 Вернадский Владимир Иванович (1863–1945) – ученый-естествоиспытатель, академик, переписывался с о. Павлом во время ссылки, о. Павел очень ценил его как ученого, учеником Вернадского был сын Флоренского, Кирилл. 63 «Разговоры Гете с Эккерманом» – мемуары Иоганна Петера Эккермана (1792–1854), личного секретаря И.В. Гете. 64 Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) – великий немецкий поэт, писатель, мыслитель и естествоиспытатель. Его мироощущение с детства было близко о. Павлу Флоренскому, это любимый писатель и мыслитель его отца: «...с детства, с тех пор почти, как научился я читать, у меня был в руках «Гете и Гете без конца» – т.е., конечно, не брошюра Дюбуа Реймона, а самый Гете. Он был моей умственной пищей. Рассудочно я мало его понимал, но определенно чувствовал – это и есть то самое, что сродно мне» («Детям моим», с. 158). 66 Правильно – Лихтенштадт: Лихтенштадт Владимир Осипович (1882–1919) – народоволец, переводчик И.В. Гете. В 1920 году вышел составленный им сборник трудов Гете по естествознанию, в его переводе – Гете И.В. Борьба за реалистическое мировоззрение: искания и достижения в области изучения природы и теории познания. Пг.,1920. Перевод был сделан во время заключения в Шлиссельбургской крепости. 67 Флоренский Иван Андреевич (1815–1866) – дед о. Павла Флоренского по отцовской линии, врач, главный лекарь лазарета в Грозном во время Кавказской войны, погиб от холеры, похоронен в Моздоке. Прадед, Андрей Матвеевич Флоренский, – о нем о. Павел пишет: «Прадед мой Андрей Матвеевич Флоренский состоял при Христорождественской церкви села Борисоглебского Костромской губернии Макарьевского уезда, недалеко от Юрьевца, в 10-ти верстах, дьячком, в 20-х гг. прошлого, XIX столетия» («Детям моим», с. 286). Предположительные годы его жизни – 1790–1829. Прапрадед Матвей Афанасьевич (Иванович – описка о. Павла) – также служил дьяконом в церкви Рождества Богородицы в Костромской губернии. Сведения об этой «костромской ветви» своей семьи о. Павел нашел в клировой ведомости 1795 г. «Родословие священно-церковнослужителей церкви в честь Рождества Богородицы с. Пречистенского погоста Костромской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

6. Разделение сокращения Арменопула. – Арменопул делит свое сокращение на шесть разделов (τμματα): I) о епископах, II) о пресвитерах, диаконах и иподиаконах, III) о клириках, IV) о монахах и монастырях, V) о мирянах, и VI) о женщинах, т. е. распределяет правила по классам лиц, находящихся в составе церковного общества. Каждый раздел, за исключением последнего, содержит в себе несколько «надписаний» (πιγραφ) 1742 . По этим надписаниям материал расположен, таким образом, что сначала указываются условия вступления в разряд лиц, о котором говорится в разделе, потом указываются каноны, определяющие, чтó эти лица должны делать и чего не должны, затем идут правила о суде и наказаниях за уклонение от того, чтó они должны делать и чего не должны, и наконец, где требуется, излагаются каноны соприкосновенные, но касающиеся других вопросов. Очевидно, система Арменопула отличается крайней простотой. 7. Источники и текст Сокращения Арменопула. – Источником, из которого Арменопул заимствовал свой материал, служили без всякого сомнения подлинные правила св. Апостолов, соборов и святых отцев, т. е. полный их текст. Едва ли можно подозревать какие-нибудь заимствования из других источников, например, из Синтагмы Властаря 1743 , или из Аристиновского Синопсиса. Но где, в каком собрании читал Арменопул полный текст правил, сказать невозможно. Ответами Николая Грамматика и правилами Никифора патриарха он также, вероятно, пользовался в полном тексте 1744 . Следовательно, сокращение сделано им вообще по первоисточникам, и, следовательно, текст этого сокращения принадлежит самому Арменопулу 1745 . В двух случаях он делит одно правило на два 1746 ; в большинстве случаев он сокращает каждое правило в отдельности; в некоторых случаях он сокращает два правила одного и того же собора в одно 1747 ; во многих случаях сокращает два 1748 , три 1749 и четыре правила 1750 , принадлежащие разным соборам, в одно. Из ответов патриарха Николая приведены – 9, из правил Никифора патриарха – 10 1751 . 8. Схолии к тексту Арменопула.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

6) Феофания Кветкина, по грамотам 1749 и 1754 г. много заботившаяся о построена нового храма Вознесения Господня; она успела приготовить некоторые средства, но положила только основание храма и построила келии. В летописи Кветок полковник Иван Григорьевич Кветка записал: “1728 г. янв. 28 д. сестра моя Феодосия приняла иноческий чин, и наречено ей в иночестве имя Феофания; постригал архимандрит харьковский Ефрем Черкасский”. В другом месте замечено, что в игумению поставлял ее преосв. Иоасаф Горленко, 5 окт. 1748 г. 7) Игумения Мария Квиткина-Гамалеева. По летописи Кветок: “Василий Андреевич Гамалея, умерший в Гилянском походе, имел в супружестве дочь харьковского полковника Григория Семеновича Квитки, Марфу Григорьевну, которая после его смерти в 1729г. приняла монашество в Хорошевом монастыре, и там была несколько лет игумениею; фамилия Гамалеев в Стародубе, ии деревни весьма богатыя”. В ведомости 1758 г. “Мария-Марфа Кветковна” показана уже бывшею игумениею и 55 лет. 8) Игумения Елисавета, из дворянской фамилии Дуниных. В Синодике Славянского монастыря в 1760 г. записано: “род Хорошевского Вознесенского монастыря игумении, Елисаветы Дуниной”. Сама игумения поминается здесь еще между живыми. В летописи Кветок под 1747 г. сказано: вознамерилась Евдокея, панна Дуневна, дочь г. бригадира Дунина, оставя киевский Флоров монастырь, переехать в Хорошевский монастырь для принятия иноческого чина, и пострижена Антонием митрополитом”. В ведомости 1758 г. она — игумения 33 лет. 9) Марфа Авксентьева, из дворянской фамилии, бывшая настоятельницею 1764-1777 г. и потом жившая на покое в Хорошеве. При игумении Тавифе ей предлагали поступить на вакансию игумении в Белогородский девичий монастырь, но она отказалась. 10) Тавифа Сошальская, из дворянской фамилии, строительница Михайловского храма. Она известна по бумагам с 1777 г. до половины 1798 г. При ней Хорошев монастырь поставлен во 2 класс штатных монастырей. 11) Феофания Ковалевская, поставленная в игумению в половине 1798 г.; она умерла, по словам давно служащего в монастыре священника Михаила, в 1812 г. При ней поступили в монастырь старейшие сестры, остающиеся теперь в живых, как то: Аполлипария, Вриенна, Мария Кубасова, из которых последняя живет в монастыре с 1804 г.

http://sobory.ru/article/?object=08879

«Брань духовная» (Combattimento spirituale) о. Лоренцо Скуполи (1530-1610) была впервые издана на русском языке в 1784 году в переводе Ивана Самойловича Андреевского (1759-1809), правда, сделан этот перевод был не с итальянского, а с польского языка. В 1794 году книга эта была переиздана с исправлениями, сделанными архимандритом Мефодием (Смирновым) из Новоспасского монастыря в Москве. Он же прибавил к тексту «приличные из сочинений святых отец рассуждения» и дал книге новое название — «Подвиг христианина против искушений». В третий раз книга Л. Скуполи вышла в России в 1816 году в переводе Александра Федоровича Лабзина, скрывшегося под псевдонимом У.М., то есть Ученик Мудрости. Книга эта осталась почти незамеченной и, в отличие от «Подражания», неизвестной русскому читателю вплоть до 1892 года, когда она появилась вновь — теперь в переводе св. Феофана Затворника, однако уже в переводе не с французского перевода, сделанного в начале XIX beka о. Жаном Бриньоном, а с греческого ее переложения, осуществленного преп. Никодимом Святогорцем (1749-1808). Этот замечательный греческий аскет, духовный писатель и святой под заголовком «Невидимая брань» перевел книгу Л. Скуполи на греческий, включив в свой ее вариант довольно много ссылок на греческих аскетов, чьи писания были им же изданы в Добротолюбии. В таком виде она попала к св. Феофану, который начал переводить ее довольно точно, затем, дойдя до середины и обнаружив, что книга западного происхождения, начал ее переделывать и исправлять, что особенно заметно в последних главах (об этом он подробно рассказывает в письмах), но не сильно. Книга была принята читателями как труд Никодима и каких-то его не названных по именам предшественников и сразу получила самое широкое распространение, став чуть ли не самым популярным и читаемым пособием по аскетике. Старые московские протоиереи в 60-е годы советовали нам читать именно Никодима Святогорца, а не Добротолюбие. В сравнении с Добротолюбием «Невидимая брань» производит довольно интересное впечатление: на первый взгляд она ничем от него не отличается, однако, если приглядеться, здесь можно заметить четыре принципиально новых момента.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

была построена ц. вмц. Екатерины греч. Екатерининского мон-ря (с 1744 подворье мон-ря вмц. Екатерины на Синае; снесена в 1929). Не прекращалось и деревянное церковное строительство - этот материал использовался при возведении приходских храмов. Напр., на средства жителей урочища Гончары-Кожемяки была выстроена на Подоле церковь в традиционных формах укр. деревянного зодчества: крестообразная в плане, с 3 куполами и граненой апсидой (1746-1748; деревянная, на каменном фундаменте, сгорела при пожаре в 1811). Кирилловская ц. 40-е гг. XII в., 1734 г. Фотография. 2012 г. Последним крупным представителем укр. барокко, чье творчество повлияло на архитектурный облик К., был И. Г. Григорович-Барский (1713-1785), получивший образование в Киево-Могилянской академии и работавший в городском магистрате. Его вкладом в благоустройство К. был водопровод на Подоле с фонтанным павильоном-ротондой напротив главного фасада здания городского магистрата (1748-1749, в нач. XIX в. фонтан получил название «Самсон» после установки новой скульптурной группы, не сохр., воссоздан к празднованию 1500-летия К. в 1982). Григоровичем-Барским был выстроен или реконструирован целый ряд киевских церквей. Особенно активно архитектор работал в Кирилловском мон-ре (возобновил в формах укр. барокко Кирилловскую ц. после пожара 1734 г., построил колокольню с надвратной церковью (не сохр.) и другие монастырские здания - 1748-1760) и на Подоле. В 40-50-х гг. XVIII в. он реконструировал храм святых Константина и Елены, возведенный в 1735 г. на деньги бургомистра Г. Минцевича, достроив галерею и 3-этажную барочную колокольню с маленькой ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (перестроена в 1865, уничтожена, сохр. колокольня). Одним из лучших сооружений архитектора считается Покровская ц. (1766-1772) - небольшой 3-частный 3-главый храм, выстроенный на месте деревянной церкви 1685 г., к-рый перекликается своими формами и декоративными элементами с Андреевской ц. (архит. Растрелли). Церковь свт. Николая Чудотворца (Набережного) (1772-1775) создана Григоровичем-Барским в формах, переходных от барокко к классицизму. Однокупольный храм имеет крестообразный план, где каждая ветвь креста заканчивается полукружием и треугольным фронтоном. Как и Покровская ц., храм имеет большое значение для формирования градостроительного силуэта Подола. Самой знаменитой киевской градостроительной доминантой стала барочная колокольня Киево-Печерской лавры (высота 96,5 м; 1731-1745, проект И. Г. Шеделя, он же спроектировал колокольню на Дальних пещерах, 1751-1761, мастер Ковнир). Украинское барокко стало восприниматься впоследствии, в архитектуре нач. ХХ в., как национальный (старый укр.) стиль.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В нем пять престолов: средний престол во имя Св. Троицы, освящен преосвященным Павлом, Епископом Слободско-Украинским и Харьковским в 1817 году; на южной стороне престол во имя Св. Великомученицы Варвары; на левой во имя Св. Пророка Даниила, освящены преосвященным Виталием в 1829 году. Четвертый престол, в приделе с правой стороны, во имя Св. Апостола Иакова, освящен, при усердном старании помещика поручика и церковнаго старосты Василия Ивановича Данилевскаго в 1830 году; пятый же престол, в приделе с левой стороны во имя Св. Пророчицы Анны, еще не освящен. Книги: 1-е) евангелие, на александрийской бумаге, печатан 1697 года в Москве; и 2) служебник, Черниговской печати 1749 г. Исповедныя росписи прихода начинаются с 1766 г. Число прихожан в 1730 г. 262 душ муж.; в 1770 году 456 муж., 416 жен.; в 1790 году 406 муж., 405 жен.; в 1810 г. 516 муж., 524 жен.; в 1830 году 595 муж., 641 жен.; в 1850 году 559 муж., 555 жен. душ. Сотник Андреевки и первый владелец Пришиба Даниил Данилевский в 1699 г. получил жалованную грамоту «за службу и за терпение полонное». В 1709 г. Петр Великий почтил его и личною приязнию, обедал у него со свитою своею, в числе которой был духовник царя Надаржинский. Благодеяния и для крестьян и для края доставил помещик Пришиба Данилевский, первый начавший разводить лес в своем имении лет за 30 перед сим. ЛЕБЯЖЬЕ СЕЛО Лебяжье Село названо так по озеру Лебяжьему, вблизи котораго расположено. Это озеро, глубиной в две, а шириной в 70 сажень, довольно рыбное, не вдали от себя имеет еще несколько озер: Уступ, Добровольское, Круглое, Тимошевское и 4 безимянных. Посреди села течет речка Гнилушка, среди которой возвышается старинный курган, вышиной в сажень, называемый пять братьев. Лет за 160 здесь была дикая степь. На протоке Гнилушке построен был казенный конный завод, но он был уничтожен, а управителю его, Чугуевскому воеводе Адриану Ивановичу Стремоухову, подарено было несколько сот десятин привольной дикой степи. Он построил хутора, как здесь, так и на месте нынешней Масловки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В соборе Апостола Андрея Первозванного в положенные по уставу дни совершалась ежедневно поздняя Литургия. В обители было 13 действующих храмов, и еще три строились. В скитских церквах ежедневно служили четыре Литургии c. 40]. Кроме Андреевского собора на пожертвования схимонаха Иннокентия был выстроен новый больничный трехэтажный корпус с церковью Иннокентия Иркутского и малая церковь при больнице в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя кельями – для схимонаха Иннокентия и отца Давида. Завершение строительства и больничного комплекса с храмами придало Свято-Андреевской обители законченный вид и особую красоту, которую отмечали все паломники. Вот что о. Иннокентий видел своими глазами, когда жил на Афоне: «Все корпуса иноческих келий высоки, в 5–6 этажей, с небольшими выступами и живописно висящими балконами; расположены в виде правильного четвероугольника и ограждены каменною стеною. Кругом обители виднеются гряды виноградных лоз и русских огородных овощей – огурцов, капусты, картофеля и других; по разным направлениям тянутся длинными рядами маслины, смоковницы, яблони, груши, персиковые и ореховые деревья и кусты смороды, крыжовника и малины; по горным скатам журчат струи холодной ключевой воды, ниспадающие в большие цистерны. По склону, в зелени среди дерев, расположено до 10 принадлежащих скиту калив, населенных пустынниками» c. 1749]. «Все постройки скита, – вторит первому очевидцу еще один богомолец, – … выстроены очень прочно, в виду повторяющихся здесь время от времени землетрясений. Кроме 13-ти храмов, здесь много корпусов для братии и для посетителей, большие мастерские и другие хозяйственные постройки. Строится также теперь и громадное здание для новой больницы, где найдут приют больные со всего Афона» c. 139]. Вот ведь как – не только для братий-андреевцев, но и для больных всего Афона строилась больница! Как узнаются в этом свидетельстве присущие благотворителю размах, великодушие и любовь, которая и здесь, в местах сурового иноческого подвига, покрывала всех страждущих.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Для собрания учеников в Семинарию дал строгие предписания заказчикам, чтобы священно и церковнослужители сыновей своих, имеющих от 8 до 18 лет, представили в Семинарию 71 . Таким образом, собранные ученики в 1748 году проходили уже шесть классов. После грамматических были Поэзия, Риторика и Философия. Богословское учение состояло в изъяснении Св. Писания и учении изустно книги: «Катихизис или краткое поучение о Вере Святой Православной, Кафолической и о членах православного исповедания Апостольского по разуму Св. Восточной Церкви»; печат. 1715 года в Чернигове. В сентябре 1749 г. Киевский Митрополит Тимофей Щербатский отправил вТобольскую Семинарию учителем на класс Риторики воспитанника Киевской Академии Матвея Миткевича. При жизни основателя Семинарии, ученики уже говорили в церкви проповеди своего сочинения. Кроме Семинарии, Митрополит Антоний завел школы в Рафаиловском и Енисейском монастырях, в городе Троицке, и поддерживал прежде основанную школу в Знаменском монастыре. Имея Семинарию, Митрополит Антоний с особенным рассмотрением и строгостию производил в духовный чин и непременно от ставленников требовал, чтобы они умели твердо читать, петь, знали бы изустно Катихизис и Устав Церковный, и таким образом, из малограмотного духовенства образовал обученных и сведущих священнослужителей. В бытность его заложены и построены вТобольске каменные церкви: в 1743 году на горе – Никольская, с приделами Введения Божией Матери и Георгия Победоносца вместо деревянной, построенной в 1662 году; Андреевская, с приделами Свв. Иоанна Воина и Преподобного Авраамия Затворника; в 1744 г. в Богоявленской церкви, – верхняя, во имя Владимирской Божией Матери; в 1745 г. заложена Михаило-Архангельская и освящена 6 сентября 1748 года. Прибывший в Камчатку миссионер Архимандрит Иоасаф Хотунцевский в 1748 году доносил, что до приезда его прежними миссионерами окрещено было там камчадалов 5,067 человек обоего пола; с приезда же своего по 19 ноября 1747 года, он окрестил 2,964 с младенцами. В 1747 году, по распоряжению сего Архимандрита, на первый и второй Курильские острова отправлен был иеромонах Иоасаф, который 28 апреля 1748 года донес ему, что на сих островах нашел прежде крещеных Курильцев 153 человека обоего пола и вновь окрестил на первом острове 44 и на втором 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010