Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФСТАН [латиниз. Wulstanus; Вульфстан, Вулстан, Ульфстан; англ. Wulfstan, Wulstan, Ulfstan] (ок. 1008, Итчингтон (ныне Лонг-Итчингтон), графство Уорикшир, Англия - 19.01.1095, Вустер, Англия), зап. св. (пам. 19 янв.), еп. Вустера. Род. в англосакс. семье, образование получил в аббатствах Ившем и Питерборо. В 1033 г. переехал в г. Вустер, где находился в окружении еп. Брихтиха, к-рый рукоположил его во пресвитера (ок. 1034). Ок. 1050 г. стал приором кафедрального собора в Вустере, проявил себя как талантливый проповедник. После назначения еп. Вустерского Альдреда (Олдреда) архиепископом Йоркским В. был возведен на Вустерскую кафедру (1062), но продолжал вести монашеский образ жизни по уставу прп. Венедикта Нурсийского . Он был одним из немногих англ. прелатов, систематически объезжавших свое еп-ство, заботился о поддержании монашеской жизни, об устроении новых церквей, был ревностным поборником целибата. Во время епископата В. Вустер стал одним из духовных центров Англии. Епископ своим авторитетом способствовал распространению почитания древних англ. святых Беды Достопочтенного , Дунстана Освальда Вустерского. В. одним из первых выступил против древней традиции в Англии сооружать алтари из дерева и настаивал на употреблении каменных алтарей по рим. образцу. В 1066 г. В. от имени англосакс. кор. Гарольда II посетил Нортумбрию, чтобы удостовериться в верности этого региона королевской власти. После поражения Гарольда в битве при Гастингсе (14 окт. 1066) В. стал одним из первых англ. епископов, признавших королем герц. Нормандии Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). В. оказал поддержку ему и кор. Вильгельму II Рыжему (1087-1100) во время восстания баронов (1075, 1088). В 1072 г. В. вместе с др. англ. епископами подписал определение о примате архиепископа Кентерберийского во всей Церкви Англии. Но на поставлении архиеп. Кентерберийским св. Ансельма (дек. 1093) В. не присутствовал из-за болезни. Погребен в кафедральном соборе Вустера. Почитание святого началось сразу после смерти. Канонизирован папой Иннокентием III в 1203 г. Мощи обретены 7 июня 1218 г.

http://pravenc.ru/text/161023.html

62 И.А. Припачкин обращает внимание, что традиция надписи «Αναστσις» или «Воскресение», «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа» на самом образе сохраняется до сих пор. Он приводит единичный пример отступления от этого правила: надпись на иконе, созданной Л. А. Успенским , и надпись ХХ в. на реставрированной иконе курского музея им. Дейнеки.  К сожалению, мы можем к этому списку добавить современную стенопись в Тврдоше, Сербия, Герцеговина, с надписью: «СИЛАЗАК У АД». Относительно современного названия в Греции опросы, проведенные нами среди жителей Афин и Салоник, позволяют сделать вывод, что икона «Анастасис» и сейчас осознается связанной лишь с Воскресением — в соответствии со своим названием.  63   Припачкин   И.А.  Цит. соч. С. 25. Процесс истолкования иконы «Αнастасис» как «Сошествие во ад» подробно прослежен: с. 35–40. 64   Там же . С. 8. 65   Мюссо-Гулар, Р.  Карл Великий. М., 2003. С. 164. 66 Апостольский Символ веры восходит к крещальным формулам, в которых новокрещаемый признавал свою веру. Первое письменная фиксация восходит к VI в. в проповеди Цезария Арльского (ум. 543), хотя его связывают также с текстом, цитированным епископом Маркеллом Анкирским в 340 г. 67 Из всех современных христианских церквей эти слова остались в Символе веры англиканской церкви. 68 «σταυρωθντα, θανντα, κα ταφντα, κατελθνταεςτκαττατα, τ τρτ μρ ναστντα πò τν νεκρν» (греч.).  Следует отметить, что слова κατελθνταεςτκαττατα (katelthonta eis ta katotata), которые зачастую приводятся как первоисточник словосочетания «Сошествие во ад», согласно нашему опросу, в современной Греции совершенно не соотносятся с иконой «Анастасис» (как и не соотносятся вообще с каким-либо изображением), что подтверждает отнюдь не греческое происхождение названия «Сошествие во ад». 69 Выражаю благодарность А. Косташ-Бабсинши (Париж, Сорбонна) и В. Агригору (Бухарест, Христианский Университет им. Димитрия Кантемира) за предоставленные фотографии. 70 Еще большая разница в росте фигур на миниатюре из псалтыри Коттона (Англия, 1050 г.).

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

В этом смысле сделаны были им предложения, но ни тот, ни другой папа не хотел отказаться от власти. Тогда кардиналы, французские и римские, раздосадованные действиями своих пап, вошли между собою в соглашение и решились для прекращения папского раскола созвать собор. Собор от имени двух коллегий собран был в 1409 году в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицали законность Пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и докторов канонического права. Франция и Англия, особенно поддерживавшие этот собор, прислали на него своих уполно­моченных. Но, несмотря на искреннее желание освободить Церковь от двоевластия, собор, вследствие своих необдуманных действий, не достиг цели. Утвердив то положение, что папа может быть судим собором, собор Пизанский потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их низложенными. Затем поднят был вопрос о преобразовании Церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор прежде церковных преобразований дозволить им выбрать нового папу, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Выбран был папой Александр V. В этом заключалась вся ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для предполагаемых преобразований необходимы подготовительные работы, распустил собор с обещанием созвать его вновь через три года. Таким образом, собор не сделал ничего; только Римская церковь в добавление к двум папам получила еще третьего. Каждый из трех пап считал себя законным и, что хуже всего, признаваем был таким в том или другом государстве. Александр V в 1410 году умер. Как говорили тогда, его отравил кардинал Валтасар Косса, занявший после него папский престол под именем Uoahha XIII . Этот папа только после настойчивых требований со всех сторон, между прочим и со стороны германского императора Сигизмунда, согласился на созыв всеобщего собора, обещанного Алек­сандром. Собор был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком городе Констанце в 1414 году в присутствии императора Сигизмунда и дру­гих влиятельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь папы находились до 1377 года, и это почти семидесятилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории под именем авиньонского пленения пап. Авиньонские папы, начиная с Климента V, стали в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием; в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние. При всем том и авиньонские папы стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в других государствах. Но это им не удавалось. Сознание независимости светской власти от духовной созрело уже повсюду. Вслед за Францией выступила с протестами против папских притязаний Германия. Напрасно папы посылали туда отлучения и интердикты – на них никто не обращал внимания. В 1338 году германский император Людовик Баварский, герцоги и курфюрсты решились даже торжественным актом засвидетельствовать независимость светской власти от духовной; на одном собрании, заявив, что папские притязания на распоряжение императорской короной незаконны, они решили на будущее время при избрании императора обходиться без папского утверждения. То же самое проведено было и в золотой булле (1356 г.) императора Карла IV. Англия, находившаяся со времен Иоанна Безземельного в полном порабощении папам, во время авиньонского пленения пап также мало-помалу освободилась от их влияния. При Эдуарде III (1327–1377 гг.) прекращена была ленная подать папам и отменена апелляция в Рим. Даже в Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне, и потому приглашали возвратиться их в Рим. Это понимали и сами папы. Григорий XI (1370–1378 гг.), запасшись наемными войсками для своего водворения в церковной области, перенес наконец свою резиденцию в Рим (1377 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. Мальтус Томас (1766-1834) — английский ученый экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства.Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Ср.: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин., XII, 25) Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. Святой Бернард из Аосты — протодьякон в Аосте, основатель в 1050 г. монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на переволе Большой Сен-Бернар. Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. Преступника нужно прощать до седмижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22 «Генрих V» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. величайший из Плантагенетов — Генрих II (1132-1189), английский король с 1154 г. Укрепляя церковную власть, столкнулся с противлением церкви, в первую очередь, епископа Кентерберийского, Фомы Беккета. Фома Беккет был убит в храме по приказу короля. После убийства Генриху II пришлось принести публичное покаяние. Жалость святой Екатерины целовала головы на плахе — известный эпизод из жизни святой Екатерины Сиенской — она навещала в тюрьме и сопровождала на казнь осужденного рыцаря Николаса ди Тольдо. Отрубленную голову казненного она взяла в руки и поцеловала. Дугласы — знаменитый шотландский род, оставивший много героев и в истории, и в поэзии. Здесь скорее всего речь идет о сэре Джеймсе Дугласе (1286-1330), который после нескольких набегов на Англию отправился в Святую землю и был убит в пути.

http://pravmir.ru/paradoksy-xristianstva...

Убий­ство Елизаветы, постоянно поставляемое целью заговоров, неизбежно повлечет за собой иностранное вторжение, ги­бель английской независимости и водворение снова римской тирании. Спасая истинную религию, спокойствие государ­ства и безопасность королевы, необходимо привести в исполнение произнесенный над Марией приговор. Если несправедливо и одному какому-либо подданному отказывать в правосудии, то тем более несправедливо тогда, когда его единогласно и единодушно требует вся Англия. Ми­лость Марии была бы жестокостью всем верным поддан­ным королевы. Щадить ее значит губить свой народ. Нет другого пути для обеспечения безопасности и спокой­ствия Англии как только казнь Марии. Колебаться и мед­лить в этом случае значит только поощрять дерзость врага, грешить и привлекать на себя праведный гнев Всемогущего Бога 1049 . – Речи парламентских депутатов выражали в этом случае голос всего народа. Еще в 1572 г. французский посланник уже писал своему пра­вительству, что по всей Англии говорят о необходимости казни Марии 1050 . Когда же смертный приговор над ней суда и парламента был обнародован, население повсюду встретило его с шумным восторгом. В Лондоне весь день и всю ночь раздавался колокольный звон, его улицы были иллюминованы; по городам и селам запылали костры Образ действий Елизаветы по отношению к Марии давно уже был поводом к постоянным нареканиям. Спасаясь от преследования своих возмутившихся подданных, шот­ландская королева явилась, как известно, в Англию в полной уверенности, что найдет в ней радушный прием, дружескую помощь и защиту, но здесь ее тотчас же встре­тило самое горькое разочарование; не королевой-гостьей стала она в Англии, а жалкой пленницей, которая девят­надцать лет должна была томиться в своей неволе. Во всем католическом мире, и на континенте и в Англии, постоянно с негодованием твердили о вероломстве Ели­заветы, беззастенчиво воспользовавшейся опрометчивым поступком своей соперницы, чтобы лишить ее свободы. Соображения политического расчета служили, конечно, для Елизаветы в этом случае достаточным оправданием, но в глубине души не могла она не сознавать и не чувст­вовать неблаговидности своего образа действий и значитель­ной доли справедливости раздававшихся против нее обви­нений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первые мероприятия к 1050-летию уже состоялись: 1. Выставка, посвященная св. великой княгине Ольге в Луганско й общеобразовательной гимназии имени св. княгини Ольги. Общее приветствие составили и подписали Алтарь Отечества, Ольгинское общество Москвы и Союз православных женщин. 2. Выставка в С-Петербурге в Государственном музее истории религии «Святая великая княгиня Ольга и Династия Рюриковичей». 3. Поездка Ольгинцев в Псков-Выбуты-Печоры, посетили Ольгин монастырь у истока Волги. 9 декабря 2018 года на площадке храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами собралась Рабочая группа по подготовке к празднованию 1050-летия преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969-2019). В обсуждении приняли участие: члены Ольгинского общества, общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры (Т. И. Петракова, А. Ю. Соловьев), Союза православных женщин. Участвовали: протоиерей Константин Татаринцев, Иванова Ю.В. (режиссер), Афанасьева О.И., Гаврилова О.В., Воробьева Л.П., Кирюхина В.А., Мелехова Г.Н., Нагорная О.М., Петракова Т.И., Соловьев А.Ю. Вёл заседание протоиерей Константин Татаринцев, настоятель Вознесенского храма, духовник Ольгинского общества. Были намечены конкретные мероприятия в рамках юбилея. Сегодня, особенно после широкого празднования 1000-летия преставления внука св. Ольги – равноапостольного князя Владимира, важно осмыслить значение равноапостольной первой святой женщины в жизни Русской Церкви, государства и каждого из нас. Призываю Епархии Русской Православной Церкви, общественные организации, педагогов и студентов, настоятелей храмов и всех патриотов Святой Руси достойно отметить значимый, очень важный юбилей – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги! Формы могут быть различными – конференции, стенды, конкурсы, спектакли и др. Это наш долг перед святой великой княгиней Ольгой, перед ее внуком и Крестителем Руси великим князем Владимиром, перед народом и нашей совестью. Добрый плод обязательно будет, и семена Ольгиного года, посеянные нами, прорастут в жизни благодарных потомков.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

1008 Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?) 1016 (или 1036) Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка 1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской архиепископии в Охриде 1019–1054 Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г. Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове 1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024–1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии 1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017 ?) Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве 1046 Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045–1050 Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде 1049–1050, 1050–1051, 1055–1057 Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051 Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев 1054–1068 Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054 Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском 1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле – со смертью митр. Ефрема 1069–1073 Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010