А.Г. Долженко Скачать epub pdf Достоин ли любви «враг рода человеческого»? Слово «дьявол», по-гречески – «диаболос», что означает обвинитель, обольститель, клеветник. Словом «дьявол» или «сатана» назван во многих местах Ветхого и Нового завета главный злой дух, противостоящий Богу и обольщающий людей. За то, что злой дух относится к людям с непримиримой враждой и активной агрессией, его часто называют врагом рода человеческого, неприятелем, противником людей. Апостол, предостерегая людей от козней сатаны, так говорит о нем: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Злой дух является падшим ангелом, который отпал от Бога вследствие своей гордыни. Он «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ) «обольщающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ). Он внушает человеку злые помыслы и желания. Этот злой дух подстрекает человека роптать на Бога. Внушает человеку недовольство своей жизнью и критикует Бога перед людьми, подбивая людей против Бога. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог» ( Быт. 3,1 ). Сатана обольщает и искушает людей, пытаясь их соблазнить (толкнуть) на совершение греха. «Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. " ( Быт.3:13 ). «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» ( Матф.4:1 ). Наряду с этим этот злой дух обвиняет человека за грехи перед Богом. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» ( Иов.1:6 ) «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» ( Иов.1:9 ). Злой дух активно противодействует установлению Царства Добра в мире. Для этого он мешает проявлению добрых помыслов и поступков и противодействует Иисусу Христу и Его последователям. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.» ( Зах.3,1 ). За то, что сатана вредит людям, он будет наказан Господом Богом. «Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.» ( Откр.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

ГЛАВА 42 1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя . Как Давид весьма часто сопоставляет Христа и Соломона и хотя, кажется, говорить о Соломоне, однако концом его пророчества является Христос, так и здесь Бог, говоря: Отрок Мой , ведет речь о Сыне. Это нисколько не удивительно: если люди называются богами и сынами Божиими, то и Бог – Сын Божий называется человеком и Сыном человеческим. Хотя имена такого рода скрывают пророчества, как бы нечто сокровенное, однако нам должна быть известна истина их. По той причине, что Христос имел родиться из рода иудейского, Бог в этих именах то скрывает, то открывает Его. Слово: держу должно понимать относительно Его человечества, а не божества, так как божество не нуждается ни в чем. Точно также то, что Он подкрепляется ангелом, должно понимать не по божеству, но по человечеству: Тот, Кому принадлежит все, каким образом мог нуждаться в с помощи раба, по написанному: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3)? Если чрез Него все сотворено и утверждено, то каким образом Он укреплялся ангелом? Положу , говорит, дух Мой на Него . Это – знак величайшей благодати Божией, которая чрез Него излилась на нас, по словам апостола: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим.5:5). Прежде очищения душ, невозможно приятие таких даров. Он, только для примера приявший Св. Духа, в Котором Он не нуждался, чтобы стать совершенным человеком, желает, чтобы также и все были святыми, сделались достойными храмами и жилищами Духа Святого. И возвестит народам суд . Эти слова нуждаются, в объяснении. Нравы древних были срамными и преступными: сыновья бесчинствовали со своими матерями, дочери с отцами; одни других убивали, были истребляемы руками своих же родственников, показывали зверский нрав, – даже более свирепый, чем у зверей. Но теперь не так: овцы и волки покоятся вместе, барс возлежит вместе с козленком, по написанному: от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис.2:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Дальнейшее раскрытие ветхозаветного библейского учения о сатане мы встречаем в священных книгах уже послепленнего происхождения, именно в кн. пророка Захарии ( Зах. 3:1 ) и в первой кн. Паралипоменон ( 1Пар. 21:1 ). Признавая взаимное сходство представлений о сатане в этих местах по существу, как и сходство их с представлением об этом предмете книги Иова, мы должны, однако, признать и различные оттенки представления в данных трех местах. Какое из двух названных выше мест в воззрении на сатану ближе примыкает к кн. Иова? Так как, по иудейскому и христианскому преданию, кн. Паралипоменон были написаны последними по времени из книг канонических, то, уже на основании этого, следует ожидать, что представление о сатане кн. Паралипоменон будет белее развитым, чем представление более ранней по происхождению книги пр. Захарии. Последняя, как в ангелологии, так и в представлении о сатане ближе примыкает к кн. Иова, как видно будет из последующего изложения воззрения кн. пр. Захарии по данному предмету 1079 . В четвертом из видений, бывших пророку 3ахарии, Иегова показал ему Иисуса первосвященника 1080 , стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его( ), чтобы противодействовать ему ( 1081 ). Но Иегова (т.е. Ангел Иеговы) сказал сатане: да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Иегова, избравший Иерусалим; не головня-ли он, исторгнутая из огня? Иисус же был одеть в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом, (который) отвечал и сказал стоявшим пред ним (el-ha omedim lepanaiv): «снимите с него запятнанные одежды, а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар, – и возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду. И засвидетельствовал Ангел Иеговы Иисусу: так говорит Иегова Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям, и если будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими, Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь». Такова обстановка сцены, в которой выступает сатана в видении пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Достоин ли любви “враг рода человеческого”?...    Слово “дьявол”, по-гречески — “диаболос”, что означает обвинитель, обольститель, клеветник. Словом “дьявол” или “сатана” назван во многих местах Ветхого и Нового завета главный злой дух, противостоящий Богу и обольщающий людей. За то, что злой дух относится к людям с непримиримой враждой и активной агрессией, его часто называют врагом рода человеческого, неприятелем, противником людей. Апостол, предостерегая людей от козней сатаны, так говорит о нем: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8).    Злой дух является падшим ангелом, который отпал от Бога вследствие своей гордыни. Он “лжец и отец лжи” (Иоан.8:44) “обольщающий всю вселенную” (Откр.12:9). Он внушает человеку злые помыслы и желания. Этот злой дух подстрекает человека роптать на Бога. Внушает человеку недовольство своей жизнью и критикует Бога перед людьми, подбивая людей против Бога. “И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог” (Быт. 3:1). Сатана обольщает и искушает людей, пытаясь их соблазнить (толкнуть) на совершение греха. “Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.”(Быт.3:13). “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола” (Матф.4:1).    Наряду с этим этот злой дух обвиняет человека за грехи перед Богом. “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана” (Иов.1:6) “И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?” (Иов.1:9).    Злой дух активно противодействует установлению Царства Добра в мире. Для этого он мешает проявлению добрых помыслов и поступков и противодействует Иисусу Христу и Его последователям. “И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.” (Зах.3:1). За то, что сатана вредит людям, он будет наказан Господом Богом. “Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.” (Откр.12:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закончим настоящую главу указанием на то, что в «своей духовных существ Истории» «века сего», т. е. истории как «Ангелов Божиих», так и злых духов, род человеческий составляет главный, можно сказать, преимущественный и никогда не престающий быть во всей полноте своего значение – объект их общих «в своем» смотрении и взаимных их пререкательных соотношений, и это, без сомнения, потому что человек, с одной стороны, по своей духовной сущности проникновен вообще к миру духовных существ, свойствен и, так сказать, родствен им по своей духовной природе, – с другой стороны, по свойству своего духовно-нравственного состояния, находится еще только в истории добра и зла и не закончен еще в себе по своему личному самоопределению, а потому остается в «веке сем» в своей степени привлеченных и обращенных как к «Ангелам Божиим», так и к злым духам. Глава XIII Прор. Захария имел следующее «видение от Господа», касавшееся Иисуса, сына Иеседекова, первосвященника народа иудейского, который вместе с Зоровавелем, внуком Иехонии, по возвращении из плена вавилонского, положил основание второму храму иерусалимскому: «Господь показал мне, – говорит пророк, Иисуса (в видении), – великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом 8 , который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные. Если ты будешь ходить по Моим путям, и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими» ( Зах.3:1–7 ; Ср. 6:11). В приведенном слове прор. Захарии заслуживают, по предмету наших рассуждений, особенного внимания как общее содержание «видения», так указание в оном на события, современные пророку, именно: Иерусалим и храм Господень в Иерусалиме имели быть, по слову Божию, воздвигнуты после плена вавилонского; деятельность Иисуса, «иерея великого», по самому призванию его, в его первосвященническом долге, должна была иметь и, действительно, имела существенное значение как в созидании храма Божия, так в восстановлении Богослужений в нем по закону пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

И были в этой стране пастухи, жившие под открытым небом и стерегшие ночью стадо свое. И Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и они устрашились страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь. Ибо вот, благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Младенца спеленатого и лежащего в яслях. И внезапно вместе с Ангелом явилось множество воинства небесного, хваля Бога и говоря: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. И было: когда отошли от них на небо Ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам. И они поспешили придти, и нашли и Мариам, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, сообщили о том, что им сказано было об Этом Дитяти. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же все слова эти сохраняла, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. Лк 2:1–20 . Навечерие Рождества Христова, на 3 часе и на литургии. Евангелие от Луки, зачало 6 В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Его, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и совершили положенные дни, – при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых, и не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их и задающего им вопросы; и изумлялись все слушающие Его разуму и ответам Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

И рече им Ангел: не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со Ангелом множество вой Небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. И бысть, яко отыдоша от них на Небо Ангели, и человецы пастырие реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема и видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша, поспешшеся, и обретоша Мариам же и Иосифа и Младенца, лежаща во яслех. Видевше же, сказаша о глаголе, глаголанном им о Отрочати Сем. И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей к ним. Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы Своем. И возвратишася пастырие, славяще и хваляще Бога о всех яже слышаша и видеша, якоже глаголано бысть к ним. В те дни вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И шли все записываться, каждый в свой город. Пошел же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею в город Давидов, который зовется Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученною ему женою, которая была беременна. Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить. И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: “Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 Таже: Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших, Бог наш, Бог спасати. Затем: Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение. Пс 67:20, 21 Посем Трисвятое, и по Отче наш:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

И хотя Апостолов бьют, идут «они радуясь» (41), не перестают «учить и благовествовать об Иисусе Христе» (42). 24. Но благодать Святого Духа действовала не в двенадцати только Апостолах, а и в первородных чадах сей некогда бесплодной Церкви – разумею же семь диаконов. Ибо, по написанному, избраны были они, как «исполнены Духа Святого и мудрости» (6:3). Из них начаток мучеников и соответствующий имени своему Стефан, муж, «исполненный веры и силы, совершавший великие чудеса и знамения в народе» (8), и также поборал состязующихся, ибо «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (10). Даже оклеветанный, приведенный в судилище, сиял он лучами ангельского света. Ибо «все сидящие в синедреоне, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (15). Когда же в разумной защитительной речи своей обличил «жестоковыйных с необрезанным сердцем и ушами» иудеев, «всегда противящихся Святому Духу», тогда узрел «небеса отверста», увидел «Сына человеча, стоящая одесную Бога» ( Деян. 7, 51:55 ), и увидел не своею силою, а, как говорит Божественное Писание, «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (55). 25. Сею силою Святого Духа и Филипп некогда в самаринском граде именем Христовым изгонял нечистых духов, вопиявших «с великим воплем» ( Деян. 8:7 ), исцелял расслабленных и хромых и привел ко Христу великое множество уверовавших, которым Петр и Иоанн, пришедши к ним, молитвою и возложением рук преподали общение Святого Духа. И только Симон волхв справедливо оказался чуждым этого общения. Филипп, вызванный однажды на путь Ангелом Господним ради благоговейного мурина Евнуха, и ясно услышав повеление Самого Духа: «подойди и пристань к сей колеснице» (29), научает сего мурина, крестит его и посылает в Ефиопию Христова проповедника, по написанному: «Ефиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ), а сам, восхищенный Ангелом, благовествует в следующих на пути городах. 26. Этим Святым Духом исполнен был и Павел по призвании его Господом нашим Иисусом Христом. Свидетелем сказанного нами да предстанет благоговейный Анания, который в Дамаске сказал: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» ( Деян. 9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иоанн увидел далее другого Ангела . Здесь мы имеем указание не на какого-то определенного другого Ангела и, пожалуй, даже не на какое-то определенное событие, которое должно произойти. Словом другого Иоанн более хочет указать на то, что видел еще другое явление, другого ангела, летящего по средине неба . Как ранее он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего троекратное горе: горе, горе, горе, живущим на земле (8,13), так здесь он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего всем живущим на земле вечное Евангелие. Есть ли связь, а если есть, то какая, между видением этого ангела и конкретными событиями истории и домостроительством спасения? Это определить, по крайней мере, трудно, и мы этого делать не будем. Ясно только, что это видение о кончине века. Слова по средине неба указывают на небесную высоту ангела. Это не земные благовестники – «ангелы церквей» и не Сам Христос, но в буквальном смысле небесный ангел, которого видел Иоанн. Как летящий по средине неба , он призван возвести людей на небо и возвестить земле волю небес. Этот ангел имел вечное Евангелие . В разные времена людям благовествуется различное. Одно Бог открывал Своим угодникам до потопа, другое открывал Своему народу через закон и пророков в Ветхом Завете, иное открыл в Новом Завете. Что же означает вечное Евангелие , которое имел летящий ангел? Этим указывается, что возвещаемое ангелом было предопределено от века «от слова Божия, живаго и пребывающего вовек... слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет. 1:23,25 ). Пройдет всякое другое слово и весть человеческая, но вечно Евангелие, предопределенное от века и навек. Чтобы благовествовать. Читая далее возвещаемое ангелом, не обнаруживаешь, что это – радостная весть. И все-таки сказано: «благовествовать», – ибо всякая весть от Бога блага по своей природе как возвещающая волю Благого Бога ( Неем. 9:31 ). Блага и весть о Суде, ибо пресекается нечестие, а праведники получают воздаяние. Эта весть будет возвещена живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу . К кончине века «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф. 24:14 ). И вот когда окончится благовествование покаяния и прощения грехов всем народам, тогда будет им всем возвещено вечное Евангелие, благовествование о наступлении часа Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Исх. 33:12 . И рече Моисей ко Господу: се, Ты мне глаголеши: изведи люди сия. Ты же не явил ми еси, кого послеши со мною. Ты же мне рекл еси, вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Се Ты мне глаголеши изведи люди сия. Говоря сие, Моисей имеет в виду данное ему пред возвращением с Синая повеление Божие: «Веди народ сей, куда Я сказал тебе, – в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее» ( Исх. 32:34, 33:1 ). Ты же, продолжает Моисей, не явил ми еси, кого послеши со мною. Правда, Господь тогда же сказал Моисею: «И пошлю пред тобою Ангела Моего, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед» ( Исх. 33:2–3, 32:34 ). Но кто именно этот Ангел, и как он будет обнаруживать свое присутствие, это не открыто Моисею. Открыто только, что Сам Господь не пойдет среди Израильтян, чтобы не погубить их ( Исх. 33:3 ), т.е. не будет самолично предводительствовать Еврейским ополчением, как предводительствовал дотоле в столпе облачном. Моисею оставалось заключить, что Ангел, имеющий быть предводителем Евреев, должен быть или тот Ангел, который еще до нарушения завета на Синае обещан в предводители Израильтянам ( Исх. 22:20 ), или другой какой. Но остановиться на мысли о первом Ангеле Моисей не мог. Господь говорит Моисею, что не будет самолично присутствовать среди Израильтян, но тот Ангел свидетельствовал именно о самоличном присутствии Господа, ибо это не простой, или сотворенный Ангел, а Сам Бог, судя по тому, что о том Ангеле сказано; о нем сказано, что Он не простит греха Израильтян, если не будут слушаться Его, что на Нем имя Самого Господа ( Исх. 23:21 ), т.е. Он называется Богом. Кто же это как не Сын Божий, Который и во времена патриархов известен был под именем Ангела Господня, хотя в тоже время именуем был Богом ( Быт. 16:7, 13 ), Который и впоследствии наименован был Ангелом великого совета ( Ис. 9:6 ), Ангелом завета ( Мал. 3:1 )? Моисей не мог не признать, что если Господь грозит лишить Евреев Своего самоличного предводительства и назначает вместо Себя вождем для них Ангела, то разумеет не того Ангела, в Котором самолично являлся вождем их до Синайского идолопоклонства, а другого Ангела, несравненно низшего по достоинству в сравнении с первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010