«Неправда», отвечал Омар, и направился сам к воротам Магомета, т. е. к западным воротам, приводившим на площадь ветхозаветного храма. Патриарх еще раз пробует остановить Омара; «сюда можно проникнуть разве только ползком», говорит он. «Ничего», отвечал Омар. Патриарх должен был идти вперед, Омар и его свита следовали за ним и наконец вышли на площадь харам еш-шериф. Осмотревшись здесь направо и налево, Омар воскликнул: «велик Аллах! это действительно храм Давида, который описал мне пророк». Так как сахра (место жертвенника ветхозаветных всесожжении) была тогда покрыта сором и нечистотами, то Омар снял с себя плащ и принялся очищать ее; все мусульмане последовали его примеру. Так описывает историю занятия мусульманами площади ветхозаветного храма арабский историк Кемал ед-Дин (Reynolds The history of the Temple of Jerusalem. 142). Хотя и из этого свидетельства очевидно, что площадь ветхозаветного храма до халифа Омара была совершенно пустынна и что патриарх Софроний и теперь еще старался не допустить мусульман до возобновления и очищения ее, но эта мысль еще яснее видна в изложении данного исторического обстоятельства у христианского хрониста X века, Анба Евтихия, впоследствии патриарха александрийского. Здесь патриарх Софроний прямо указывает халифу Омару на общее верование христиан в недоступность этого места. «На этом месте, говорит Софроний, греческие императоры не могли построить храма (намек на попытку Юлиана).... Когда римляне приняли христианство и Елена, мать Константина, строила церкви в Иерусалиме, сахра иудеев (место жертвоприношений) и окружающая ее площадь были оставлены в совершенном запустении; сюда даже сносили из города сор и нечистоты, потому что Иисус Христос сказал в Евангелии: «этот дом будет пуст, не останется от него камня на камне». Когда, не смотря на это предостережение, Омар взошел на площадь, чтобы выбрать место для мечети, то некоторые его спутники предлагали ему ориентировать последнюю к сахре, чтобы молящиеся в мечети обращались лицом к месту ветхозаветных жертвоприношений. Но Омар сказал: «нет, это будет по-иудейски; лучше построить независимо от сахры, чтобы молящиеся обращались лицом в противоположную сторону, к Мекке» (Eutychii, patriarchae Alexandrini, annales, II, 1658, p. 284). Таким образом халиф Омар еще делает уступку господствовавшему отношению к площади ветхозаветного храма и хотя очищает ее от нечистот и мусора, но свою мечеть строит не на месте древнего храма, а вдали от него, в южной части площади, на месте στο βασιλικ Ирода, где нынешняя мечеть Ель-Акса. Вероятно это было сделано по просьбе того же Софрония, который в данном случае мог сослаться на то, что, по условиям капитуляции, Омар обязался щадить христианские верования.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Много общего с архитектурой Эль-Ашмунейна имеет обширный (75×37 м) собор мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда, т. н. Белый мон-рь) близ Сохага (455 г.; датировка по: Grossmann. 2002. S. 528-529) - важнейший памятник раннехрист. архитектуры Верхнего Е. Вытянутая 3-нефная базилика с 4-сторонним обходом имела галереи над боковыми нефами (не сохр.). Вместе с триконхиальной апсидой, заключенной в прямоугольник внешних стен, план базилики напоминает план собора в Эль-Ашмунейне, вероятно послужившего образцом для строителей мон-ря св. Шенуды. В отличие от образца вост. часть не имеет трансепта и триконх полностью занят алтарем. Его боковые экседры, заключенные в прямоугольные объемы, достигают лишь половины глубины боковых нефов, в результате чего по обеим сторонам триконха образованы Г-образные в плане пространства, предназначавшиеся для различных функций (баптистерий и др.). Экседры украшены 2-ярусными колоннадами, приставленными к стенам (ср. с колонными галереями рукавов трансепта в Эль-Ашмунейне); между колоннами размещены архитектурно оформленные ниши. Не исключено, что колоннады и ниши возникли в VI в. ( Krautheimer. 1986. P. 117). Видимо, престол располагался в центре триконха. Последний открывался в наос триумфальной аркой, опиравшейся на колонны, стоящие по линии зап. стены триконха. Вост. обход отделялся от центрального нефа 2 высокими колоннами, поддерживавшими 2-ю триумфальную арку, визуально уменьшавшую различие ширины центрального нефа и относительно узкой вост. апсиды. Западнее, в центральном нефе, обнаружены основания амвона, у одной из колонн сев. ряда - настоятельского места. Базилика была перекрыта деревянной кровлей на стропилах. С запада к базилике примыкал вестибюль для прохода на хоры; он имел боковые экседры, украшенные колоннами. Подобная же экседра замыкала с запада длинное юж. помещение (зал капитула), к к-рому была пристроена находившаяся в юго-вост. углу комплекса квадратная в плане б-ка. Все эти помещения были вписаны в вытянутый прямоугольник стен, имевший с запада, севера и юга по 2 входа, оформленные скромными порталами.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙБ [от араб. «отсутствие, невидимое»; «то, что сокрыто»], непостижимая Божественная тайна, сокровенное знание, доступное только Богу. В Коране лексема «Г.» в указанном значении упоминается 48 раз (напр., в II:3, 33; III:44, 179; VI:50, 59, 73; VII:188; IX:94, 105; X:20 и др.). Бинарной антитезой Г. выступает антонимический ему термин шахада (явное, видимое, постижимое; напр., в IX:94, 105; XIII:9; XXIII:92; XXXII:6; XXXIX:46; LXII:8; LXIV:18). Термин «Г.» встречается в хадисах, коранической экзегезе, мусульм. теологической лит-ре. Наиболее часто повторяющаяся в Коране мысль - о неприступности, о полной сокрытости Г.: «Он - Ведающий сокровенное и Он не открывает своего сокровенного никому» (LXXII:26). Именно такой семантикой обусловлена передача слова «Г.» на др. языки - как чего-то непостижимого, непознаваемого. Однако Г., согласно Корану и экзегетике, является объектом веры (II:3) и может быть ниспослан пророкам (III:179). В Коране известия о «сокровенном» (анба ал-гайб) могут быть как откровением, так и непостижимой мистерией, а иногда и тем и др. Семантическое поле лексемы «Г.» всегда подразумевает значение Божественного таинства, к-рое может не обнаруживаться, приоткрываться в отрывках, необходимых для того, чтобы направить человека на праведный путь. Коран не раскрывает человеку Г., но текст Корана дает ему частичное представление о Г. По этой причине экзегет Фахр-ад-дин ар-Рази (1149-1209) назвал свой коранический комментарий «Ключи к таинственному» (Мафатих ал-гайб). В мусульм. экзегетике и религ. лит-ре Г. относится к абсолютной тайне Бога, но гораздо чаще Г. выступает как взятый целиком невидимый мир. Это различие часто проявляется в противопоставлении мусульм. комментаторами «мира сокровенного» (алам ал-гайб), мира невидимой мистерии, созданной и существующей извечно Божественной тайны «миру очевидному» (алам аш-шахада), ощутимому. Историк и экзегет ат-Табари (838-923) определял Г.

http://pravenc.ru/text/161465.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Согласован законопроект о строительстве христианских церквей в Египте Каир, 31 августа 2016 г.      Долго обсуждавшийся законопроект относительно строительства и восстановления христианских церквей был, наконец-то, одобрен в Египте. Одобрение Кабинета министров последовало после сложных переговоров между представителями христианских конфессий и правительством по данному проекту. В ближайшие дни законопроект будет передан на утверждение в парламент Египта, сообщает «Седмица» со ссылкой на информационное агентство Fides. Ранее принятые инструкции по данному вопросу от 1934 г. часто использовались властями Египта для того, чтобы отказать христианам в строительстве новых храмов или даже реконструкции уже существующих. В то же время в египетской христианской общине продолжают существовать сомнения относительно нового законодательства, в котором усматривают лазейки, способные позволить чиновникам вновь обходить закон и чинить препятствия христианам в строительстве церквей. «Ситуация все еще спорна», — сказал Анба Антониос Азиз Мина, коптский католический епископ Гюйзеха. По его словам, «есть слишком много технических деталей, позволяющих любому использовать новые предлоги, чтобы предотвратить строительство новых церквей». Многие мусульмане также критикуют закон и предлагают, чтобы правила, принятые для строительства мечетей, были также применяемы к строительству христианских храмов, отметил коптский католический епископ. Новое законодательство, по ожиданиям египетских христиан, должно было привести к полному отказу от так называемых «10 правил», добавленных в 1934 г. к османскому законодательству Министерством внутренних дел Египта, которое запретило, среди прочего, строить новые церкви около школ, каналов, правительственных зданий, железных дорог и жилых районов. Во многих случаях, строгое применение этих правил не давало возможности построить церкви во многих городах и деревнях, населенных христианами, особенно в сельских районах Верхнего Египта. 31 августа 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/96603.html

Делегация от игумени и поселници на египетски манастири пристигна в Русия На 23 август 2021 г. по покана на Светейшия Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил делегация от игумени и поселници на манастирите на Коптската Църква пристигна в Москва с цел да направи поклонение в православните манастири на Русия. Настоящата визита се провежда в контекста на развитието на диалога между Руската Православна Църква и Коптската Църква в рамките на дейностите на съответната Комисия за междуцърковен диалог и е част от програмата за взаимни посещения на представители на руското и коптското монашество, което се прилага през последните години. Гостуващата делегация включва: предстоятеля на манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица Дева Мария (провинция Асют), епископ Вукол, ръководител на делегацията; игуменът на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай), епископ Саверий; предстоятеля на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг), епископ Матей; игуменът на манастира Свети Паисий Велики в Нитрийската пустиня, епископ Агатий; Епископ Михаил, първият Патриаршески викарий в Кайро; Йеромонах Кирил Анба Бишей, Патриаршески секретар, поселник на манастира „Свети Паисий Велики“ в Нитрийската пустиня; монах Тавадрос Ел Мохараки, монах от манастира Ел-Мухарак в името на Пресвета Богородица (провинция Асют); монах Макарий ел-Томаси, поселник на манастира в името на свети Тома и Виктор в Хадаба (провинция Южен Синай); монах Юсеф ел-Ахмими, поселник на манастира на Пресвета Богородица в Ахмим (провинция Сохаг); монах Петър ел-Макари, монах Зевс ел-Макари, монах Меркурий ел-Макари и монах Марк ел-Макари; Специален представител на Коптската Патриаршия д -р Антон Милад. На международното летище Домодедово гостите бяха посрещнати от председателя на Синодалния отдел за манастирите и монашеството на Руската Православна Църква, митрополит Каширски Теогност, секретаря на ОВЦС по междухристиянските отношения, иеромонах Стефан (Игумнов), представителя на Коптската Църква в Русия, Йеромонах Дауд ел-Антоний, служители на ОВЦС йеродякон Петър (Ахматханов) ,С.Г. Алферов, Д. Е. Аракелян и Р.Д. Рубан.

http://mospat.ru/bg/news/87907/

«Бих искал високо да оценя работата на Комисията за диалог между нашите Църкви. Много ценни са нейните проекти за обмен на монашески делегации, а също и в сферата на академичното сътрудничество. Аз лично следя всички заседания на Комисията, последното от които съвсем наскоро премина с голям успех в Москва. Радвам се, че членовете на Комисията бяха приети от моя възлюбен Събрат Светейшия Патриарх Кирил. Дълбоко съм трогнат от доброто внимание на Предстоятеля на великата Руска Православна Църква към нашия християнски народ на Египет и особено към чедата му, живеещи в Русия. За мен е винаги много радостно да получавам известия за това, че нашите студенти, обучаващи се в най-добрите университети на Русия, са под непрестанните бащински грижи на Руската Църква. Историческо за цялата Коптска Църква събитие беше, когато на нашата община бяха предадени помещения в центъра на Москва. В това мъчно време ние както никога досега сме призвани да продължаваме да разширяваме и да укрепваме нашите братски връзки, да се молим едни за други и за заповяданото от Бога единство на всички вярващи християни», отбеляза в частност Негово Светейшество.  По време на беседата страните обсъдиха широк кръг от въпроси, представляващи взаимен интерес. От страна на Коптската Църква в срещата също така участваха: генералният секретар на Светия Синод епископ Маадийски Даниил; отговорният за общественото и социално служение на Коптската Църква епископ Юлиус; ректорът на Коптската духовна академия и семинария в Кайро епископ Михаил; ръководителят на личния секретариат на Коптския Патриарх йеромонах Кирил Анба Бишой; представителят на Коптската Църква в Русия йеромонах Дауд ал-Антони; съветникът на Светейшия Патриарх Тавадрос д-р А. Милад; ръководителите на администрацията на задграничните енории и на медиаслужбата на Коптската Патриаршия.  От страна на Руската Православна Църква в срещата участваха лицата, придружавали митрополит Антоний по време на неговото посещение на Египет: секретарят на ОВЦС по междухристиянските отношения йеромонах Стефан (Игумнов) и помощникът на председателя на ОВЦС свещеник Александър Ершов. 

http://mospat.ru/bg/news/89778/

На вопрос: «Видел ли сам папа Кирилл VI эти чудеса?», владыка Афанасий ответил: «Папа послал делегацию, членом которой и я состою. И то, что я видел, не подлежит никакому сомнению». На вопрос: «Оставила ли Богородица какие-либо доказательства?», владыка Афанасий ответил, что, «во- первых, Своим явлением Богоматерь оживила веру нашу, а второе – наличие чудес как результат этого явления. И думаю, что это является хорошим доказательством». На вопрос: «Как вы объясните явление Пресвятой Богородицы в связи с приближающимся перенесением останков святого апостола Марка?», владыка Афанасий ответил: «Осуществление благословений и чудес в одно и то же время. Это доказывает, что Бог с нами. Я привожу слова Святого Духа, который говорит: «Будь благословен, Мой народ, Египет». На вопрос о том, было ли когда-либо явление Богоматери в другом месте, владыка Самуил ответил: «Она явилась 11 февраля 1858 г. в церкви города Лурда во Франции, в 1917 г. – в деревне Фатима в Португалии, 21 июня 1954 г. – в Иерусалиме. Здесь – это четвертое явление Богоматери». Присутствующий на пресс-конференции господин Люис Морсос, директор секции английского языка при университете, сообщил, что он сам видел явление Богоматери два раза: первый раз с 4 часов 15 минут до 5 часов 15 минут утра в воскресенье 28 апреля и второй раз с 3 часов до 4 часов 15 минут во вторник 30 апреля. Первый раз он видел Богоматерь до бюста, а второй раз – в виде столба света, принявшего форму статуи Богоматери. Присутствовавший на конференции господин Заки Шенуда, директор Афте-Азиатской федерации, подтвердил виденное им лично явление Богоматери. «Свое заявление я делаю публично перед всеми и принимаю всю ответственность за свои слова». На пресс-конференции присутствовали: анба (владыка) Афанасий – архиепископ Бени Суефа, анба Ираме – архиепископ Фаюма, анба Самуил – секретарь патриархата, анба Тимургорис – уполномоченный по научным открытиям и коптской культуре, протоиерей Гергис Матта – директор Патриаршей канцелярии, а также большое число клириков и представителей местной и иностранной прессы, радио и телевидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В архитектуре Верхнего Е. постепенно произошел отказ от базиликального плана, предпочтение было отдано куполам для перекрытия нефа. Основным памятником является обширная церковь мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра, традиционно ошибочно именуется мон-рем св. Симеона) близ Асуана (греч. Сиена), построенная в 1-й пол. XI в. по образцу храма мон-ря св. Шенуды; от нее сохранились стены и апсиды. Вост. часть церкви в Дейр-Анба-Хадра - триконх с прямоугольными в плане экседрами, перекрытыми конхами. Центральный компартимент купольный, зап. часть триконха является хурусом. Триконх практически равен по ширине центральному нефу, состоящему из 2 квадратных в плане компартиментов, каждый из к-рых был перекрыт огромным куполом на 8 опорах-столбах (включенных в зап. и вост. стены нефа). Компартименты были соединены широкой аркой. Боковые нефы представляли собой ряд отдельных помещений, перекрытых разными способами. Участки, соответствующие сев. и юж. подкупольным аркам, были перекрыты парусными сводами, благодаря чему зап. компартимент превратился в крестово-купольный октагон (ср. с кафоликоном мон-ря Осиос Лукас в Греции, 20-е гг. XI в.). Это пространственное решение получило развитие в церкви мон-ря Дейр-эль-Кубания (ранее Дейр-эш-Шайха) близ Асуана (1-я пол. XI в., сохр. нижние части стен): зап. неф был сокращен до 1 купольного компартимента с традиц. зап. обходом. Как и в Дейр-Анба-Хадра, подкупольные арки открываются здесь в нефы, перекрытые парусными сводами, с севера, юга и запада. Пространство воспринималось как крестообразное, поскольку с востока композиция дополнялась центральным купольным компартиментом триконха. Близким решением отличается композиция монастырского храма, расположенного у входа в древнеегип. гробницу Хунеса комплекса Куббат-эль-Хава близ Асуана (XI-XII вв.?), от которого сохранились фрагменты стен и апсид; ее отличает трансформация зап. части триконха в обычный хурус, ширина которого равна ширине храма. Упрощенными повторениями перечисленных храмов были 2-купольная церковь мон-ря Дейр-эш-Шухада (мон-рь Мучеников) близ Исны (мухафаза Кена, 2-я пол. XI - нач. XII в.) и некоторые др. храмы; в них купола опирались не на столбы, а на углы стен.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой) . Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) , секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов. По просьбе игумении Викторины (Перминовой) гости рассказали об истории и современной жизни коптского монашества и ответили на многочисленные вопросы сестер. Матушка поделилась личными воспоминаниями о своем посещении древних обителей Египетской земли, состоявшемся в ноябре 2018 года в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви. Гости совершили прогулку по историческому центру Первопрестольного града, посетив Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь , Красную площадь и кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , а также встретились с верующими коптского прихода Москвы. В продолжение визита 22 августа делегация отбыла в пределы Ярославской митрополии . В ее составе: настоятель монастыря преподобного Иоанна Колова в Эль-Аламейне (египетская провинция Матрух) епископ Дискорос — глава делегации; управляющий Луксорской епархией епископ Иосиф; викарий Луксорской епархии епископ Иоаким; настоятель монастыря в честь мученика Фомы и монастыря в честь мученика Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Фома; настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого (провинция Асуан) епископ Арсений; ответственный секретарь Патриаршей резиденции в Александрии протоиерей Авраам Эмиль Наги; насельник монастыря преподобного Пахомия Великого иеромонах Антоний эль-Бахоми; благочинный монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря иеромонах Херувим анба-Пула; насельник монастыря преподобного Павла Фивейского иеромонах Пимен анба-Пула; Патриарший советник доктор Антон Милад; сотрудник Коптской Патриархии, специальный представитель по вопросам церковного строительства доктор Адель Эльменчави.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051740...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010