Делегация осмотрела монастырскую библиотеку — хранилище тысяч древних рукописей иноков Нитрийской пустыни. Состоялось общение митрополита Арсения и членов делегации с братией (игумен монастыря епископ Епифаний трагически погиб в 2018 году). Особенно примечательным стало посещение делегацией находящейся близ монастыря знаменитой местности Скит, где подвизались первые в мире христианские монахи, бывшие отшельниками. Как известно, составленный преподобным Макарием устав имел пустынножительно-общежительный характер и предназначался для обитателей Нитрийской пустыни и Скита, которые проводили основное время в уединенном житии и собирались только по субботним и воскресным дням для совместной молитвы и служения Божественной литургии. Впоследствии слово «скит» вошло во многие языки мира и стало нарицательным. В одной из пустынных келий состоялась встреча паломников с одним из современных анахоретов — 92-летним монахом авой Миной. 27 марта делегация посетила другие обители Нитрийской пустыни — монастыри Римлян (аль-Барамус), Сирийцев (ас-Суриани) и Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой). Монастырь Римлян, основанный около 335 года преподобным Макарием Великим, является первым мужским монастырем в христианском мире. Он получил свое название в память о подвизавшихся здесь под началом этого великого подвижника сыновьях римского императора Валентиниана — Максиме и Домиции. В настоящее время в этой обители живет более ста иноков. Паломники поклонились частицам мощей некогда подвизавшихся в ней отцов-пустынников святого Моисея Мурина и святого Исидора. В этой обители особо почитают подвизавшегося в ней святого Арсения Великого. Будучи видным вельможей при императорском дворе, учителем царских детей, он оставил мирскую славу и удалился в египетскую пустыню для иноческих подвигов. В дальней части древнего храма обители Римлян сохранилась колонна, смиренно стоя за которой молился преподобный Арсений, долгое время не узнанный братией. Впоследствии он стал одним самых известных подвижников Нитрийской пустыни и был вынужден оставить и это место, скрываясь от окружавшей его подвиги славы и стремившихся к нему людей. Свое блаженное упокоение он нашел на территории современного Каира, завещав не предавать его достойному погребению. Поэтому нет достоверных сведений о том, где покоятся честные мощи этого великого подвижника.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

В последующие годы Патриархат вел упорную борьбу с исламизацией общественно-политической жизни в стране. В янв. 1977 г. очередной съезд копт. общин в Александрии подтвердил предыдущие требования и выдвинул ряд новых: гос. защиты от ислам. экстремизма, пропорционального представительства в выборных органах, отмены религиозного ценза при занятии высших адм. должностей, отказа от применения шариатского законодательства по отношению к христианам. Прошедшие по всему Египту приходские собрания одобрили принятую съездом резолюцию. В ответ в июле 1977 г. был созван конгресс ислам. ассоциаций, призвавший удалить всех немусульман из гос. аппарата. Одновременно было сообщено о подготовке новых проектов по исламизации национального законодательства, включая введение смертной казни для вероотступников-мусульман. В свою очередь Шенуда III призвал паству провести 5-дневный пост протеста. Под организованным давлением зап. держав и международных орг-ций власти пошли на попятную. Правительство заявило о замораживании законопроектов, а Садат на встрече с патриархом внес денежный вклад в строительство больницы св. Марка в Каире и лично заложил 1-й камень в ее фундамент. В июне 1978 г. было приостановлено решение Каирского апелляционного суда, к-рый 3 месяцами ранее разрешил полигамию для христиан. Б. Бутрос-Гали, 6-й Генеральный секретарь ООН. Фотография. 90-е гг. XX в. Б. Бутрос-Гали, 6-й Генеральный секретарь ООН. Фотография. 90-е гг. XX в. В 1979 г., после подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, патриарх пролонгировал запрет на паломничество в Иерусалим, пригрозив ослушавшимся отлучением от Церкви. Столь явное игнорирование воли егип. руководства еще более осложнило отношения между церковными и светскими властями. В 1980 г. была принята новая Конституция Египта, ст. 2 которой утверждала шариат в качестве основного источника законодательства. В рождественский сочельник (6 янв.) несколько александрийских церквей подверглись террористическим атакам. В знак протеста Шенуда III отменил празднование пасхальных торжеств (6 апр.), в копт. церквах начались сидячие демонстрации и голодовки. Патриарх и 54 епископа удалились в добровольное изгнание в монастырь св. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) в Вади-эн-Натрун. Действия коптов спровоцировали серию нападений на христиан. По инициативе Совета коптских церквей была создана мусульманско-христ. комиссия по расследованию инцидентов. Садат пригрозил зачинщикам беспорядков суровыми репрессиями. 14 мая 1980 г. президент выступил в парламенте с беспрецедентной публичной критикой патриарха, обвинив его в сепаратизме и стремлении создать независимое гос-во в В. Египте со столицей в Асьюте. «Патриарх должен понять, что я - мусульманский президент в мусульманской стране»,- заявил Садат.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Впервые вост. обход был отгорожен стеной в базилике мон-ря св. Шенуды при ее восстановлении между 629 и 642 гг., после персид. нашествия; стена была возведена на месте 2-й триумфальной арки ( Grossmann. 2002. S. 74, 534). Первым храмом, где хурус был задуман изначально, была ц. аль-Адра в мон-ре Сирийцев (между 645 и 665). Ее вост. часть представляла собой триконх с куполом над центральной ячейкой, хурус располагался в зап. части алтарного триконха, а престол - в центре алтарной апсиды, слегка повышенной относительно хуруса. Не исключено, что на появление хуруса в Ските оказали влияние постройки с поперечно ориентированными нефами, характерные для архитектуры Месопотамии и Тур-Абдина, откуда происходили мн. сир. монахи. Хурус ц. аль-Адра в Дейр-эс-Суриани повторяет композицию мартирия аль-Адхра в Хахе (кон. VII в.) в Тур-Абдине, где рукава поперечно ориентированного купольного нефа имеют полукупола ( Capuani. 2002. P. 98; Krautheimer. 1986. Р. 303). Не позднее 60-70-х гг. VII в. хурус был встроен в базилику Пресв. Богородицы (аль-Адра, кон. VI - нач. VII в.) в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Ските. В находящемся там же мон-ре св. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) ок. 850 г. был возведен храм с хурусом, перекрытым широко распространенным поперечным цилиндрическим сводом. Обширную прямоугольную центральную алтарную апсиду фланкировали 2 продольно вытянутых помещения. Появление хуруса усилило изоляцию апсид от пространства храма. Полуциркульные апсиды были вытеснены прямоугольными, перекрытыми куполами. Так, полуциркульная вост. апсида алтарного триконха в ц. аль-Адра мон-ря Дейр-эс-Суриани ок. 910 г. была перестроена в прямоугольное помещение, перекрытое куполом с изысканной стуковой декорацией, выполненной в традициях искусства Аббасидов. Множество перестроек приходится на XII-XIV вв. В 1259 г. был возведен монументальный купол над центральным компартиментом алтарного триконха в мон-ре св. Шенуды. Главной причиной распространения купольных и сводчатых конструкций в послеараб.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Таким образом, умеренные монофизиты – севириане – суть предки современных антихалкидонитов, с которыми в настоящее время мы, православные, находимся в состоянии диалога. Используемое нами наименование «антихалкидониты». представляется точным, поскольку они отказались принять Халкидонский Собор, IV Вселенский. Конечно, сами себя они называют православными. В процессе продолжающегося ныне официального диалога после многочисленных обсуждений было достигнуто соглашение называть нас православными, а их – восточными православными. Б. Состояние дел сегодня На протяжении столетий предпринималось несколько попыток тем или иным образом достичь единства с антихалкидонитами, однако результат неизменно оказывался отрицательным. Несмотря на это, в наше время была предпринята еще одна серьезная попытка, осуществлявшаяся в два этапа. Первый, неофициальный, начатый Всемирным Советом Церквей, относится к 1964–1971 годам. За неофициальным этапом последовал официальный, который начался по инициативе Вселенского Патриархата при участии всех Православных Церквей и завершился в 1989 и 1990 годах достижением согласия в вопросах догматического характера. Выражением этого согласия явились два «Общих Заявления», первое из которых было принято в 1989 году на втором заседании Смешанной богословской комиссии, имевшем место в коптском монастыре Анба Бишой в Нитрийской пустыне (Египет), а другое – на третьем заседании, состоявшемсяв 1990 году в Шамбези близ Женевы. На четвертом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу в 1993 году в Шамбези было составлено общее «Коммюнике». В этом документе указываются уже шаги практического характера, которые необходимо предпринять с целью достижения единства «обеих церковных семей». В качестве первого шага предлагается снятие «имевших место в прошлом анафем и осуждений... предстоятелями всех Церквей с обеих сторон». Следствием этого станет «немедленное восстановление их полного общения». Особо подчеркиваем слово «немедленное», чтобы стало ясно, что дело зашло уже слишком далеко и мы находимся уже перед совершением последнего шага! Этот шаг является предметом желания и молитвы всех нас, тем не менее наше отношение к нему требует большой осторожности, но ясного и безусловного возражения, поскольку изучение «Общих Заявлений» убедило нас в том, что догматический вопрос так и остался не разрешен. В «Общих Заявлениях» существующие различия попросту обходятся вниманием или скрываются путем использования двусмысленных терминов, не имеющих точного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339), 82-й патриарх Престола Св. Марка. Род. в г. Эд-Димукрат, В. Египет. О его детстве и юности известно мало. Вступление В. на патриаршую кафедру предрек незадолго до своей кончины в 1320 г. Барсум аль-Эриан , и, возможно, это обстоятельство способствовало беспрепятственному избранию В. в качестве патриарха. В. был современником султана ан-Насира Мухаммада ибн Калауна (1310-1341). В тот период в религ. политике мамлюков наметился поворот к веротерпимости, стали стихать проводившиеся ранее гонения на коптов. Возможно, восстановлению нормальных отношений между мусульманами и коптами в немалой степени способствовало посольство от эфиоп. царя Амда Сиона. Он ходатайствовал за коптов и просил позволения отстроить храмы для них, к-рые лежали в руинах. В противном случае он грозил разрушить мусульм. мечети, находившиеся в пределах его царства. По всей видимости, ан-Насир восстановил статус христиан, определенный условиями легендарного «договора халифа Умара», предусматривавшего, в частности, сохранение церквей, построенных до мусульм. завоевания. В. наблюдал за быстрым восстановлением церквей и возобновил совершение таинства Миропомазания, к-рое было прекращено во время правления копт. патриарха Иоанна IX (1320-1327). Посещая мон-ри Скита , В. особое внимание уделял мон-рю аввы Бишои (Дейр-Анба-Бишой), к-рый он отреставрировал и где расширил состав братии, переселив туда монахов из др. обителей. После кончины В. был похоронен в мон-ре Дейр-эль-Шахран, расположенном к югу от Каира; патриаршая кафедра Коптской Церкви оставалась вдовствующей в течение года. Лит.: Lane-Poole S. The Mohammadan Dynasties. L., 1893; New Delhi, 1986r; idem. History of Egypt in the Middle Ages. L., 1901; Subhi Y. Labib. Benjamin II//CoptE. Vol. 2. P. 377-378. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/150333.html

Предстоятель Русской Церкви принял делегацию Коптской Церкви 18 июня 2017 г. 23:43 18 июня 2017 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией представителей монашества Коптской Церкви. Коптская делегация прибыла в Москву накануне с целью совершения паломничества по православным обителям России в соответствии с решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Тавадроса II. Данная поездка является ответным визитом — ранее, в ноябре 2016 года, делегация Русской Православной Церкви  совершила паломничество к общехристианским святыням Египта. Паломническая поездка представителей Коптской Церкви продлится с 17 по 23 июня. Планируется посещение соборов Московского Кремля и Красной площади,  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , Данилова , Новоспасского , Покровского Хотькова , Саввино-Сторожевского , Ново-Иерусалимского , Иосифо-Волоцкого , Покровского , Сретенского , Высоко-Петровского , Николо-Угрешского , Донского ставропигиальных монастырей. 18 июня члены делегации присутствовали на богослужении в Храме Христа Спасителя. В состав делегации входят: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря — глава делегации; епископ Епифаний, настоятель монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне; епископ Сильван, настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого в Луксоре; епископ Кирилл, настоятель монастыря великомученика Мины Котуанского в пустыне Мариот; епископ Юстус, настоятель монастыря преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря; епископ Маадийский Даниил, викарий Патриарха Коптского Тавадроса II; иеромонах Ашия Эльбарамоси, насельник монастыря Римлян в Нитрийской пустыне; иеромонах Ефрем Анба Бишой, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне; иеромонах Сидрак Эль Сириан, насельник монастыря Сирийцев в Нитрийской пустыне; иеромонах Херувим Эль Бахони, насельник монастыря преподобного Пахомия Великого; доктор Антон Милад.

http://patriarchia.ru/db/text/4937497.ht...

В Россию прибыла делегация представителей монашества Коптской Церкви 17 июня 2017 г. 14:09 17 июня 2017 года в соответствии с решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Тавадроса II в Москву прибыла делегация представителей монашества Коптской Церкви с целью совершения паломничества по православным обителям России. Данная поездка, проходящая в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, осуществляется в рамках деятельности соответствующей двусторонней комиссии и является ответным визитом — ранее, в ноябре 2016 года, делегация монашествующих Русской Православной Церкви совершила паломничество к общехристианским святыням Египта. В составе прибывшей делегации: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря, помощник Патриарха Тавадроса II по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Епифаний, настоятель монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне; епископ Сильван, настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого в Луксоре; епископ Кирилл, настоятель монастыря великомученика Мины Котуанского в пустыне Мариот; епископ Юстус, настоятель монастыря преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря; епископ Маадийский Даниил, викарий Патриарха Коптского Тавадроса II; иеромонах Ашия Эльбарамоси, насельник монастыря Римлян в Нитрийской пустыне; иеромонах Ефрем Анба Бишой, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне; иеромонах Сидрак Эль Сириан, насельник монастыря Сирийцев в Нитрийской пустыне; иеромонах Херувим Эль Бахони, насельник монастыря преподобного Пахомия Великого. В аэропорту Домодедово членов делегации встречали: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Бронницкий Парамон ; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству священник Михаил Боданов; сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов. Пребывание гостей в пределах Русской Православной Церкви продлится до 23 июня. В рамках визита состоится их встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Представители Коптской Церкви также посетят кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, соборы Московского Кремля, Свято-Троицкую Сергиеву лавру и другие храмы и монастыри Москвы и Подмосковья. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4936698.ht...

Предлагаемая в критический момент церковной и всечеловеческой истории уния православных с монофизитами способна вызвать во Вселенском Православии катастрофические потрясения. Несомненно, православный церковный народ не поверит на слово и не признает, что Вселенские Соборы и сонмы Отцов Церкви впали в ошибку. Не желая вступать в общение с представителями древней ереси, они отойдут в сторону, и вместо «воссоединения с восточными братьями» мы получим новый, и притом великий раскол в самом Православии. Это и заставляет не спешить со скороспелыми шагами, которые могут стать необратимыми, и самым внимательным образом изучить проблему нашего сближения с монофизитами. В этом поможет труд иерея Олега Давыденкова , который выделяется научными достоинствами, спокойным и объективным тоном и, самое главное, духом верности «вере апостольской, вере отеческой, вере православной, яже вселенную утверди». Протоиерей Валентин Асмус 22 января/4 февраля 1997 г. Введение В 1951 году христианский мир отмечал 1500-летие IV Вселенского Собора. В связи со знаменательной датой Вселенский Патриарх Афинагор I издал энциклику, в которой, в частности, призвал нехалкидонские Церкви 1 воссоединиться с единым Телом Церкви Вселенской. Нехалкидониты с пониманием отнеслись к предложению Вселенского Патриарха, и после того, как Первое Всеправославное совещание на о. Родос в 1961 г. одобрило курс на сближение с Древними Восточными Церквами, при посредничестве Всемирного Совета Церквей были организованы неофициальные консультации между богословами автокефальных Православных и Ориентальных Церквей, имевшие место в 1964 году в Орхусе (Дания), в 1967 году в Бристоле (Англия), в 1970 году в Женеве (Швейцария) и в 1971 году в Аддис-Абебе (Эфиопия). По итогам неофициальных консультаций обеими сторонами было принято решение продолжить диалог на официальном уровне. С этой целью была создана Смешанная богословская комиссия, в которую вошли представители, как автокефальных Православных, так и Древних Восточных Церквей, имевшая четыре рабочие сессии: в 1985 году в Экуменическом Центре Вселенского Патриархата в Шамбези близ Женевы, в 1989 году в монастыре Анба Бишой, духовном центре Коптской Церкви (Египет), в 1990 и 1993 идея в Шамбези.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой ( Ammonis Epistola//Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел. После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал. Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) ( Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Состоялось братское общение гостей с настоятелем монастыря епископом Метаосом и насельниками обители.  10 ноября делегация Московского Патриархата посетила лавру Нитрийской пустыни — монастырь Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), основанный этим святым около 357 года. Делегация поклонилась пребывающим в обители мощам многих святых древней Церкви. Для архиепископа Ионафана и членов делегации была проведена экскурсия по находящемуся на территории монастыря Патриаршему и Синодальному центру «Логос» — одному из административных комплексов Коптской Патриархии, где происходили многие события исторической важности, включая встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а также регулярно проходят заседания Священного Синода Коптской Церкви. Состоялась встреча с настоятелем обители преподобного Паисия епископом Агапием и братией.  Вечером того же дня, покинув пределы Нитрийской пустыни, паломники прибыли в пустыню Мариотт в окрестностях Александрии. Здесь делегация посетила монастырь, носящий имя святого великомученика Мины Котуанского, который пострадал за Христа в III веке и прославлен многими чудесами. Сегодня это один из крупнейших монашеских центров и место паломничества на христианском Востоке. Гости встретились с настоятелем обители епископом Кириллосом и ее братией, посетили могилу Святейшего Патриарха Кирилла VI, почитаемого Коптской Церковью в лике святых, и ознакомились с хозяйственной деятельностью монастыря, которая включает в себя, в частности, производство оливкового масла, сыра и обработку мрамора.  11 ноября паломники вернулись в Каир и посетили средневековую женскую обитель Коптской Церкви во имя святого мученика Меркурия Филопатора (Абу Сейфен), где были радушно приняты игуменией и сестрами. 12 ноября архиепископ Ионафан в сослужении ряда членов делегации в священном сане и настоятеля приходов Русской Православной Церкви в Египте священника Алексия Машкова совершил Божественную литургию в храме святого мученика Мины — приходе Московского Патриархата в Каире. За богослужением молились верующие каирского прихода Русской Православной Церкви, в том числе сотрудники Посольства Российской Федерации в Египте.

http://patriarchia.ru/db/text/6077326.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010