Муж же мой с недостойными и скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим, а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою. Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его, но я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства, обещанные Богу, расточаются руками людей нечестивых и богопротивных. Поэтому прошу тебя, человек Божий, помолись прилежно Владыке Христу, чтобы Он мужа моего или оставил живым, если ведает, что тот когда-нибудь уверует, или, если он будет все продолжать пребывать в неверии, то да повелит ему выйти из среды живых и дать место тем, кто чтит Бога. Лучше ему умереть, чем не исповедовать Сына Божия и препятствовать тем, кто исповедует Его. Призываю Христа во свидетели, что если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым и буду прилежно о них заботиться, как я уже и начала делать... Спасайся, муж Божий, и помилуй меня». На это письмо к святой Анастасии пришел такой ответ: «Хрисогон – Анастасии. К тебе, смущаемой бурею и волнениями мира сего, скоро придет Христос, ходящий по водам, и единым словом Своим утишит вздымающиеся на тебя ветры наветов вражьих. Находясь посреди возмущенного моря, терпеливо ожидай Христа, Который придет к тебе, и неустанно взывай словами пророка: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» ( Пс 41:6 ). Ожидай от Бога двойного воздаяния. Ибо тебе будет возвращено временное наследство и даровано будет небесное: Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в безопасности. Не смущайся, когда видишь, что беды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает. Знай и то, что не прочна защита, подаваемая рукою человеческой, по слову Писания: «проклят человек, который надеется на человека, и благословен человек, который надеется на Господа» ( Иер. 17:5,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Зачало 328. Аллилуия, глас 4 Стих: Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам. Стих: Ибо Ты спас нас от теснящих нас и ненавидящих нас посрамил. Пс 43:2а, 8 20. Праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 311а. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 21. Преставление митрополита Петра, святителя Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 22. Великомученицы Анастасии Узорешительницы Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 208а. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б 24. Навечерие Рождества Христова На 1 часе зачало 303. На 3 часе зачало 208а. На 6 часе зачало 304. На 9 часе зачало 306. На литургии Прокимен, глас 1 Господь сказал Мне: «Ты — Сын Мой,/Я сегодня родил Тебя». Стих: Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё — концы земли. Пс 2:7б, 8 Зачало 303. В субботу или в воскресенье на вечерне, совершаемой отдельно от литургии зачало 207. Аллилуия, глас 5 Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Стих: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, — и господствуй среди врагов Твоих. Стих: «Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя», — клялся Господь и не раскается. Пс 109:1, 2, 3б–4а

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Однако всем, кто трудится в этой сфере, не следует забывать об ответственности за всякое сказанное нами слово, тем более, когда это слово воспринимается как слово Самой Церкви. При отсутствии какой–либо внешней цензуры те или иные спорные мнения не должны выдаваться за точку зрения всей Церкви, а возможность диалога и свободного обсуждения не стоит превращать в кипение страстей или явного противостояния Священноначалию. Важно и то, насколько подвизающиеся в миссионерской сфере священники и миряне могли бы действовать не замкнуто, окучивая каждый только свой информационный огород, но и могли бы учиться друг у друга, советоваться, помогать. Люди, поддерживающие Православие и одновременно являющиеся профессионалами в области средств массовой информации, у нас есть, надо только уметь их воодушевить и организовать как на освещение конкретных тем, так и на конкретные шаг в освоении современных технологий. О социальном служении Все мы знаем, что Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные добрые дела, без которых вера мертва ( Иак.2:17 ). Дела или подтверждают истину слов или опровергают их: “Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” ( Иак.2:18 ). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Спасителя: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” ( Мф.25:35–36, 40 ). В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается. Остро стоит проблема с бездомными, с беженцами, с бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать “милосердных самарян”, а наши “левиты и священники” пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, “где приклонить голову” ( Мф.8:20 ), не будем забывать и слов Апостолов: “Ревнуйте о странноприимстве” ( Рим.12:13 ), “страннолюбия не забывайте” ( Евр.13:1 ), “будьте страннолюбивы друг ко другу” ( 1 Пет.4:9 ). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть – наша первейшая христианская обязанность. Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить пусть даже небольшие странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиротпитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых?

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

Так что если бы позвали — я бы пошел. Не потому что мне этого очень хочется, не потому что я себя вижу каким-то особо творческим пастырем. Нет. Профессия такая. Протоиерей Димитрий Карпенко сотрудник Синодального миссионерского отдела, клирик Белгородской епархии Я думаю, что Церковь обязательно должна откликнуться на желание арестованных встретиться с православным священником. Тем более, что о такой готовности уже неоднократно было заявлено нашими официальными спикерами. Есть ли при этом шанс или нет, говорить однозначно сложно,  нам не дано предугадать, как слово наше отзовется . Но свидетельствовать о Христе мы должны в любых условиях, тем более, что в этой ситуации совершенно очевидно, что Церковь должна использовать все возможности для того, чтобы призвать этих молодых женщин к покаянию. Совершенное ими есть несомненный грех, который навсегда останется с ними, в том случае, если они не осознают необходимости покаяния. Но потребность в покаянии может быть только у человека, в котором есть хотя бы небольшие ростки веры. Поэтому, на мой взгляд, встреча со священником будет очень полезна в том смысле, что появляется возможность разглядеть в этих женщинах прежде всего людей, а не обычных подозреваемых и узнать, есть ли у них хоть какое-либо понятие о грехе и святости и потребность в покаянии. Тем более, если кто-то из задержанных окажется некрещеным, у нас есть все основания рассказать этому человеку о Христе, Который пришел для того чтобы призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 32), а значит – Он пришел и для них. Захотят ли они последовать за Христом или нет, знать этого мы не можем, мы должны делать свое дело и пускай будет то, что будет. Я не знаю, кто именно из священников должен пойти к этим женщинам. Московская городская епархия – очень большая епархия, в которой много достойных священнослужителей способных найти правильные слова и интонации для встречи с ними. И я уверен, что эти слова будут найдены. Протоиерей Александр Степанов настоятель храма Анастасии Узорешительницы и святых благоверных князей Федора, Давида и Константина Ярославских в Санкт-Петербурге

http://pravmir.ru/chto-svyashhennik-skaz...

Это следование за Богом, дорогие братья и сестры, есть то, к чему призывает нас Церковь , к чему мы шли Рождественским постом, что должно быть реализовано в нашей жизни. Если мы не имеем этого и оказываемся слабыми и беспомощными, если слышим в своей жизни слово «невозможно», то одновременно слышим слово «возможно» 137 – возможно по милости Божией. В момент удивительного перехода от слабости к силе и, наоборот, от силы к слабости (если мы говорим о смирении), то в этот момент мы слышим «возможно», чтобы сам переход стал началом, а не концом, тем, что приводит нас к Божественной радости и благодати, которые все более и более укрепляют нашу жизнь. Это то чудо Рождества, к которому мы идем и которое должно стать основой нашей жизни. В чем да поможет нам и святая Анастасия Узорешительница. Аминь. II. Рождество христово и Святки О поиске пути за звездой 138 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Мф. 2:10–11 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы празднуем светлое Рождество Христово – событие, когда предвечный Бог Слово в определенный момент человеческой истории становится человеком, оставаясь при этом Богом, когда в одном лице Богочеловека Иисуса Христа начинают существовать две природы: извечно существующая и неизменная Божественная и воипостазированная в нее человеческая. В мир приходит Спаситель, Который через распятие на Кресте искупит все грехи человеческого рода. Это не означает автоматического или механического спасения, но то, что огромная стена, которая существовала между Богом и человеком, рухнула: по слову апостола Павла, Христос Спаситель есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. 139 Это означает, что каждый из нас призван достичь высочайших высот святости – обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. 140 С момента Рождества Христова человеческое сердце открыто для Бога, а Бог открыт для человека. В мировой истории не существовало более великого и значимого события, чем Рождество Христово!

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения». Кондак 11: Было: «Кто бо от человек возможет по достоянию прославити жестокое житие твое, кто возвеличит многотрудныя подвиги твоя, за няже сподобился еси со всеми праведными духи богоугодне в телесех своих подвизавшимися на небесех жити и воспевати Христу Богу: Аллилуиа». Исправлено: «Кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, ихже ради предстоя ныне престолу Божию на небесех со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа». 87 Акафист св. великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница 3 марта 1886 года за 1395 на имя члена Московского духовно-цензурного комитета прот. Платона Ивановича Капустина поступило от управляющего Московской Синодальной типографией А. Шишкова следующее отношение: «Препровождая при сем полученный мной от г-на управляющего канцелярией Св. Синода Владимира Карловича Саблера акафист св. великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница, имею честь покорнейше просить процензуровать оный по возможности в непродолжительном времени и в случае одобрения не отказать препроводить на имя его Превосходительства для представления на благоусмотрение Св. Синода». Протоиерей П. И. Капустин 9 марта 1886 года доносил Московскому духовно-цензурному комитету о полученном им акафисте св. великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница: «Славянское название святой Анастасии Узорешительницей не имеет ничего общего с греческим ее названием «φαρμαολυτρα» и избрано, конечно, для обозначения подвига благочестивой жизни, которому она себя исключительно посвятила. Но это название, будучи выражено одним термином, не дает молящимся ясного понятия о ее подвиге, между тем оно повторяется в конце 1-го кондака и каждого икоса. Потому полагаю возвратить акафист его автору для замены в конце каждого икоса названия «Узорешительница» каким-либо перифразом, ближе выражающим особенность подвига св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Председатель Синодального отдела по тюремному служению вручил медаль святой Анастасии Узорешительницы директору ФСИН России 10 октября 2014 г. 12:18 8 октября 2014 года в конференц-зале Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН) состоялась встреча директора ФСИН генерал-полковника Г.А. Корниенко и председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха . Иерарх поздравил руководителя Федеральной службы с юбилеем и преподнес Г.А. Корниенко подарочное издание Священного Писания с памятной надписью. Учитывая вклад директора ФСИН России в укрепление взаимодействия между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний, а также по случаю 60-летия со дня рождения, епископ Иринарх вручил Г.А. Корниенко церковную награду — медаль святой великомученицы Анастасии Узорешительницы» I степени. Данная медаль вручается за «вклад в милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви». В ходе встречи стороны обсудили вопросы введения в территориальных управлениях ФСИН России должностей помощников начальников территориальных органов по организации работы с верующими и их подготовки к новому виду служения на штатной основе. Также были затронуты темы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в управлении учреждений ФСИН, и продолжения образовательных семинаров для тюремного духовенства. Отдельное внимание было уделено предстоящей в ноябре текущего года II Международной научно-практической конференции «Институт тюремных капелланов — правовое положение в учреждениях ФСИН России». Конференция состоится на базе Владимирского юридического института федерального ведомства. Также епископ Иринарх поделился впечатлениями от поездки в Минск на мероприятия, посвященные 20-летию тюремного служения в Белорусской Православной Церкви , сообщает пресс-служба Синодального отдела по тюремному служению. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3785660.ht...

Исходя из истории почитания св. Анастасии (см. выше), можно предположить, что это произошло в Константинополе вскоре после перенесения мощей св. Анастасии. Возможно, что в создании этой молитвы принимали участие как константинопольские богословы, так и сирмийские священнослужители, которые могли донести до столичных литургистов и раннее житие св. Анастасии, и латинские богослужебные тексты, связанные с ней. Соответственно, время создания этой молитвы можно датировать второй половиной V в., возможно, конец пятидесятых – шестидесятые годы V в.   Подведем итоги. Молитва св. Анастасии, которая содержится в унциальной греческой рукописи монастыря св. Екатерины Sinaitic Greek MG 104 (New Series), датируемой VIII–IX в., базируется на архаических источниках, возможно, близких к раннему латинскому «Страданию св. Анастасии». Она обращена ко Христу и носит христологический характер, связанный с богословием подражания Христу и похвалой мученичеству. В молитве присутствуют известные параллели с ранним латинским житием св. Анастасии, а также с prefatio литургии в ее день – указание на ее благородное происхождение, похвала женскому мученичеству. Характерные лексемы и фразеологизмы указывают на близость текста молитвы к византийским памятникам ΙV–VI в., и в то же время мы не находим лексических и фразеологических особенностей, типичных для средневизантийского периода (VII–X в.). Исходя из исторических фактов – перенесения мощей св. Анастасии из Сирмия в 458 г. – можно предположить, что молитва была составлена вскоре после 458 года. Литература по ней достаточно значительна. Полную библиографию см. Михайлов П.Б. Лосева О. В. Герасименко Н. В., Зеленин Я. Э.Святая Анастасия Узорешительница Православная энциклопедия. Т.2.М. 2001. С. 259-261. Согласно житию, св. Анастасия предстала пред префектом Рима Пробом и исповедала себя христианкой. Ее жестоко пытали – сокрушили ей зубы, вырвали ногти, отсекли руки и ноги и под конец обезглавили. См. Devos P. Sainte Anastasie la vierge et la source de sa Passion (BHG 76z)//Analecta Bollandiana. 1962. P. 33-41.

http://bogoslov.ru/article/5211734

Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из писем святая писала: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул. Узорешительница Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело. Богатое наследство позволяло не ограничиваться в средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что скоро мученически погибнут три молодых христианки — Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее глазах, Анастасия сама похоронила их. Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а унывающие могли преодолеть смертный ужас. Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих страданиях и сохранить верность Богу. Радость дружбы У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба, объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу – зачем, зачем так рисковать и вообще все это делать, — приносила в их жизнь взаимное утешение. Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера во встречу на Небе укрепляла в те минуты.

http://pravoslavie.ru/99950.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010