Именно высокой вероятностью соединения двух церковных образований в этот начальный период холодной войны обусловлен необычный, внимательный тон дискуссии на страницах печати. Хотя было бы странно ожидать другого тона от таких святителей Русской Церкви, как митрополиты Анастасий и Владимир. Эта переписка имела место в период с 1946-го по 1949 г., и если черновики писем митрополита Владимира были подготовлены о. Александром Шмеманом , то затруднительно говорить о том, что для митрополита Анастасия подобную роль фактотума выполнял о. Георгий Граббе . Очевидно, что переписка зашла в тупик, и для РПЦЗ актуальность объединения между с Парижским экзархатом сошла на нет после переезда Архиерейского Синода из Мюнхена в Нью-Йорк в 1950 г. Оригиналы писем находятся в деле 53/38 («Евлогияне») Архива Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Все письма – на пишущей машинке по дореволюционному правописанию. В квадратных скобках – примечания публикатора. Выражаю глубокую благодарностью Николаю Алексеевичу Охотину, сотруднику канцелярии митрополита Илариона, первоиерарха РПЦЗ, за всегдашнюю помощь в архивных изысканиях. диакон Андрей Псарев, 24 июля, 2020 г. 1   [копия] Париж, 30 октября 1946 года Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту АНАСТАСИЮ Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец, Еще раз прошу Ваше Высокопреосвященство принять мою глубокую сердечную благодарность за добрые пожелания, переданные нам от Вашего имени Преосвященным Серафимом [Ивановым, рукоположенным в женевском соборе РПЦЗ 9 марта, 1946 г.] в самом начале занятий нашего Епархиального Собрания. Господь Бог не оставил своею благодатною помощью, и все заседания нашего Епархиального Собрания протекли в исключительном единодушии и мире. И духовенство, и миряне в ясном сознании всей непревосходимости Церкви Божией изо всего существующего на земле твердо встали на защиту свободы церковной жизни и церковного устроения. И как было бы прекрасно, а для нашего общего дела необходимо, если бы мы все, русские изгнанники, где бы мы ни находились и к каким бы подразделениям, времен­ным и преходящим, ни принадлежали, достигли, милостью Божией, главного и существенного в нашей церковной жизни – свободы Церкви от всех земных, мирских, нецерковных влия­ний.

http://bogoslov.ru/article/6166725

Начало этой истории я впервые услышал от протодиакона Виктора Лохматова из русского Свято-Троицкого монастыря в американском Джорданвилле, но тогда не придал ей особого значения. И только сейчас, узнав от его сына, священника Николая Лохматова, о том, каким чудесным образом все в итоге закольцевалось, я почувствовал: воистину неисповедимы пути Господни, иногда в жизни происходят события, в… 07.11.2022 «У нас в машине находится Божия Матерь»: чудесный случай со священником на парковке в США Эту удивительную историю «Фоме» рассказал протоиерей Сергий Лукьянов из США. Она случилась, когда отец Сергий совершал паломничество с Курской Коренной иконой Божией Матери. Главная святыня Русского православного зарубежья является одной из самых путешествующих икон в мире — ее регулярно привозят к верующим в самых удаленных уголках планеты. Это произошло, когда мы посещали Свято-Николаевскую церковь в штате Северная… 18.10.2022 «Однажды кто-то разослал священникам сообщение, что она богатая аферистка и что у нее есть шикарная квартира»: эта история случилась в Америке В мае 2022 года отошел ко Господу Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал). Одной из историй о нем с «Фомой» поделилась матушка Мария Потапова, супруга настоятеля храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне. 17.06.2022 «Священник начал оглядываться в поисках того, кто бы ему помог»: случай в американском храме Знала бы я, что стану свидетельницей исторического момента. По крайней мере, для меня он был именно историческим. 01.06.2022 «Меня спросили, что я делал, чтобы дожить до 100 лет. И вот что я ответил» — секрет одного необычного человека Ну скажите, разве не чудо в наши дни пообщаться с человеком, который родился в Крыму еще до исхода русской эмиграции оттуда, маленьким мальчиком сидел на руках у генерала Врангеля, в организацию русских скаутов вступил 90 лет назад и в молодости устраивал в Сараеве встречу митрополиту Анастасию (Грибановскому) — одному из основателей Русской Зарубежной Церкви?

http://foma.ru/authors/zlodorev-dmitrij

16 июля 1923 года был арестован по доносам обновленческого духовенства и после тюремного заключения был сослан в Соловецкий лагерь (с июня 1924 года). 19 ноября 1926 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. С января 1927 по 12 сентября 1929 года находился в ссылке в г. Усть-Сысольске, а также д. Межадор Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян) (с 1929 года - Сысольского района Северного края). 5 июля 1929 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на три года лишен права проживания в Москве и крупных городах. Бежал из ссылки в сентябре 1929 года, был объявлен во всесоюзный розыск, около семи месяцев скитался по России, много общаясь с духовенством и продолжая начатую в лагере и ссылке работу по сбору материалов о мучениках и исповедниках веры. Служил как катакомбный священник, имея антиминс от епископа Платона (Руднева), с которым был в заключении в Соловецком лагере и Зырянской ссылке. 7 апреля 1930 года покинул Россию, перейдя российско-персидскую границу. Из Персии перебрался в Иерусалим, где состоял при Русской духовной миссии на Св. Земле. В июне 1934 года указом архиеп. Анастасия (Грибановского) назначен настоятелем общины Русской Православной Церкви Заграницей в г. Бейруте. Был участником II Всезаграничного Церковного Собора Заграницей (Югославия), на котором сделал доклад " О духовном состоянии русского народа под властью безбожников " , изданный отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938 г.). 28 апреля 1935 года возведён в сан протоиерея. В 1938 году переехал в Лондон, где был настоятелем прихода зарубежного Синода. В 1948 переехал в Сан-Франциско (США). Служил в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе. 14 декабря 1948 года возведен в сан протопресвитера за заслуги в защите РПЦЗ в юрисдикционном споре с Православной Церковью в Америке, во многом благодаря чему на процессе 1948-1949 годов Высший суд штата Калифорния принял сторону РПЦЗ. В 1955-1959 годах - член Епархиального совета Западно-Американской епархии, в 1956 году - духовный руководитель Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В 1935 г. Граббе разработал проект «Временного положения об управлении Русской Православной Церковью за границей» и являлся одним из секретарей созванного по инициативе Сербского Патриарха Варнавы (Росича) в нояб. того же года Совещания рус. епископов за границей, на к-ром было достигнуто временное примирение между разными юрисдикциями рус. общин в Зап. Европе и Сев. Америке. Отклонив предложенный митр. Евлогием (Георгиевским) проект, допускавший автономность различных ветвей рус. диаспоры, Совещание утвердило проект Граббе, предусматривавший сохранение главных адм. полномочий за Архиерейским Синодом РПЦЗ. С кончиной митр. Антония (10 авг. 1936) и избранием нового первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) Ю. Граббе сохранил должность секретаря Синода, к-рая в соответствии с новым «Временным положением...» получила наименование «правитель дел Синодальной канцелярии». Участвовал в организации и проведении в авг. 1938 г. в Сремски-Карловци II Всезарубежного церковного Собора. С началом второй мировой войны играл важную роль в обеспечении контактов между Архиерейским Синодом РПЦЗ и герм. оккупационными властями. Участвовал в качестве секретаря в работе совещания архиереев РПЦЗ в Вене (21-26 окт. 1943), на к-ром было решено не признавать избрания Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия (Страгородского) . 12 июня 1944 г. рукоположен в сан иерея Берлинским и Германским митр. Серафимом (Ляде) . В сент. того же года в связи с приближением советских войск организовал эвакуацию канцелярии Синода из Белграда в Вену и затем в Карлсбад (Карлови-Вари). В нояб. 1944 г. вместе с митр. Анастасием был принят командующим Рус. освободительной армией ген. А. А. Власовым, способствовавшим эвакуации Архиерейского Синода РПЦЗ в г. Кемптен (Бавария). С мая 1945 г. находился в амер. зоне оккупации Германии в Мюнхене, где помимо должности правителя дел (управляющего делами) Синодальной канцелярии являлся председателем Переселенческого комитета, помогавшего бывш. жителям СССР выезжать в зап. страны. По инициативе иерея Георгия Граббе при Архиерейском Синоде РПЦЗ был образован Учебный комитет, заботившийся об открытии в лагерях рус. беженцев школ и гимназий. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. В кон. 40-х гг. являлся офиц. представителем митр. Анастасия на переговорах с экзархом Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата митр. Владимиром (Тихоницким) по вопросу церковного единства рус. диаспоры.

http://pravenc.ru/text/166654.html

Поэтому, чтобы правильно их понять и оценить, приведем безспорное суждение другого выдающегося русского автора, архиепископа Анастасия (Грибановского), будущего Митрополита и Первоиерарха Зарубежной Церкви, датированное теми же 20-ми годами ХХ столетия: «В Англии нет раздвоения между научным образованием и религиозною настроенностью.  Самые просвещенные люди там не стыдятся исповедовать " Христа Распята " и исполнять все религиозные обязанности наравне с простым народом. Христианство до сих пор сохранило там свое высокое влияние во всех областях жизни и органически срослось со всеми формами быта. Естественно, что и духовенство там без всяких домогательств с его стороны самым течением и строем жизни поднято на вершину общественной лестницы и занимает столь почетное положение, как ни в какой другой христианской стране в мире. Быть может, этою особенностью английского народного характера объясняется устойчивость английской культуры и самая политическая мощь этой страны. Не напрасно, говорят, английская Королева Виктория, отвечая на вопрос одного американца – " В чем заключается главная сила Англии? " – показала ему Библию и сказала: " В этой небольшой книге " ». …А сегодня в кафедральном соборе древней британской столицы в присутствии членов правящей династии совершается содомитское позорище при полном благодушии англиканского духовенства и всех общественных сил и партий. И словно Давид против Голиафа, им противостоит глашатай духовного возрождения Англии, журнал «Orthodox England», и его редактор и издатель, англосакс по крови и культуре, русский православный священник. +                        +                        + Через полтора десятилетия после Бунина святитель Иоанн (Максимович) писал: «Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь ко спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса безсознательно является проповедницей Православия».  Сегодня слова его по-прежнему справедливы, за одним исключением: время безсознательной проповеди миновало.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-em...

архиепископа Анастасия (Грибановского) , выделявшегося своей большой стильностью. Помню видных батюшек: протопресвитера Любимова, о. Хотовицкого, архимандрита (впоследствии архиепископа – исповедника) Иллариона, тогда инспектора Московской Духовной Академии, бывшего на Соборе. Вспоминаю и светских деятелей: известного славянофила Аф. Вас. Васильева, профессоров кн. Е.Н. Трубецкого , Кузнецова. Почти не могу вспомнить Сергея Николаевича Булгакова, хотя знаю, что мне его показали. Это первое заседание, на котором я в качестве гостя присутствовал, касалось острого вопроса о «дележе братской кружки». Были резкие выступления с мест отдельных низших членов клира, были неосторожные слова. Когда мы уходили после заседания домой, я долго не мог найти в раздевальной мою меховую шапку. Спутники мои меня торопили. Швейцаров осаждали люди с требованиями одежды. Я ждал свою шапку и на повторные зовы моих друзей я нетерпеливо отозвался: «да вот свой шапо ищу, подождите». В это время на мое плечо легла чья-то рука. Я не обратил внимания, но когда обернулся, то перед собой вдруг увидел широкую седеющую бороду, белый митрополичий клобук и незабываемую улыбку умных, проницательных глаз. «Вы кто? Гимназистик или офицер?» «Я? Что?.. Я? Я, нет, я студент». Митрополит уже был в толпе уходящего народа, а мои спутники меня толкали: «Да вы что благословения не взяли. Эх вы!..» Когда на другой день, после лекции проф. Новгородцева, я встретил о. Михаила и поблагодарил его еще раз за билет на Собор, мои однокурсники ему рассказали про вчерашний случай с митрополитом. По нашим описаниям батюшка опознал владыку и заметил: «Ну, знаете ли, это неспроста. Ведь это – Антоний Храповицкий , великий уловитель душ в монашество. Быть вам, коллега, монахом. Это неспроста». «Кто? Я – монахом? Ну, тоже, батюшка, скажете...» Все мы рассмеялись. Еще несколько раз издали видел я на Соборе и во время торжественных служб в московских церквах этого архиерея в белом клобуке и с пронзительным взглядом умных глаз. Прошло два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Для издателей было удивительно обнаружить, что первые четыре книги принадлежали перу четырех Иоаннов: архиепископу Сан-Францисскому, философу Ильину, богослову Андрееву и святителю Шанхайскому. Хотя это было совершенно случайно, все сотрудники издательства поняли, что русскому Ивану еще есть, что сказать. Несколько слов и о других книгах серии. Митрополит Антоний (Храповицкий). Молитва русской души/Сост., предисл. Т. А. Соколовой — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души» (сост. Т.А. Соколова) – сборник богословско-апологетических, исторических и полемических статей, литературоведческих и культурологических исследований, пастырских бесед, толкований на Евангелие и посланий первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви. В сборник избранных статей известного богослова В.Н. Лосского «На страже истины» (сост. М.В. Осипова, предисл. А. В. Ведерникова) вошли очерки об оптинских старцах и лучшие богословские труды. Книгу патролога и литургиста, аскета-молитвенника и замечательного церковного мемуариста архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» (сост. и предисл. Н.Н. Лисового) составили его работы «Образ и подобие Божие (Человек и ангелы)», «Восхождение к Фаворскому свету», «Митрополит Антоний (Храповицкий)» и «Архимандрит Антонин (Капустин) – создатель Русской Палестины». Большой интерес для людей мыслящих – верующих и неверующих представляют дневниковые записи митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, собранные в книге «Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)». Митрополит Филарет (Вознесенский) Глаголы жизни вечной/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). С духовным наследием первоиерарха Русской Православной Церкви за границей, митрополита Филарета (Вознесенского) знакомит книга «Глаголы жизни вечной» (сост. и предисл. Т.А. Соколовой). Его «Конспект по нравственному богословию» давно стал одним из лучших пособий для многих поколений семинаристов, для всех, кто стремится к познанию вечных и прекрасных истин Православия.

http://pravoslavie.ru/6089.html

И в русских эмигрантах, наивно поверивших в возможность освобождения от одного зла силами другого, и особенно в генерале Власове и его армии я вижу продолжение трагедии, случившейся в России в 1917 году, — заката и падения Православной империи . Вернее, начавшейся раньше: революция стала лишь вспышкой болезни общества. И разве гражданская война менее страшна, чем переход русских воинов на сторону завоевателей 20 лет спустя? И то и другое — трагедия, и люди, которые стали участниками этих трагедий, достойны сожаления. Степень их вины пускай определяет земное, гражданское правосудие; а мы должны молить Небесного Судью, чтобы Он простил им их прегрешения. — Никак не осуждая людей, мы не можем не пытаться оценить этот опыт с нравственной точки зрения, чтобы понять, чему он нас учит? Получается, что те, кто приветствовал нацизм, «неразличили духов»? Ведь такое мнение было у части Православной Церкви.   — Действительно, отдельные члены Церкви заблуждались, но — не вся Церковь. В этой связи чаще всего упоминают благодарственный адрес Гитлеру митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Зарубежной Церкви, упуская из виду его датировку (1938 год, задолго до начала войны) и повод написания (государственное финансирование строительства православного храма в Берлине). Помимо того, надо учесть послевоенную обстановку, когда каждый стремился заявить о своем антинацизме и обличить нацизм своих политических и идейных противников. Потому и полились помои на Зарубежную Церковь из «прогрессивного лагеря», Западно-Европейского экзархата (Константинопольской Патриархии), представитель которого, архимандрит Иоанн (Шаховской), писал некогда с неподобающим красноречием: «Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась… Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и послушанием высшему зову».

http://pravmir.ru/patriotizm-pomogaet-is...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010