Из этих слов видно, что в Зарубежной Церкви изначально не питали иллюзий, относительно создания Гитлером свободной России. Однако, тоталитарный и безбожный коммунистический режим становился для РПЦЗ серьезным препятствием и для поддержки СССР. Такая неопределенность привела к тому, что Зарубежная Церковь четко не выразила своего отношения к войне. С одной стороны, митрополит Анастасий (Грибановский) поддержал русское освободительное движение 505 , а в своих проповедях и посланиях выражал радость по поводу германских побед. С другой стороны, гитлеровское руководство так и не смогло добиться от главы РПЦЗ обращения к русскому народу о содействии немецкой армии, причем, митрополит Анастасий объяснил это тем, что ему неизвестны подлинные цели Германии, в отношении России 506 . Что касается остальных иерархов Зарубежной Церкви, то каждый из них действовал по своему усмотрению: некоторые архиереи высказывались в поддержку Германии, другие избегали таких заявлений. Бывали и случаи поддержки Красной армии. Есть сведения, что святитель Иоанн (Максимович) совершал денежные сборы на военные нужды России. Известно также, что архипастырь служил благодарственные молебны, в связи с ее победами 507 . Позицию архиепископа Серафима в той ситуации можно охарактеризовать, как направленную, прежде всего, на возрождение православия в оккупированных Германией областях. 15 октября 1941 г. архиепископ Серафим писал митрополиту Анастасию (Грибановскому) : «Какие у Вас планы: когда Вы и как перенесете деятельность [в Россию]? ...[Когда] придется ехать в Россию и в какой город, если освободится Москва? Соберете ли Вы нас в последний раз и где? я здесь начинаю налаживать отправку русских священников в Россию через германское командование. Остро стоит вопрос с антиминсами» 508 . Архипастырь старался привлечь к отъезду в Россию русских священников, находившихся в ведении Болгарской Церкви. При этом, сам архиепископ так же стремился выехать в Россию. 28 октября архиепископ обратился к наместнику-председателю Болгарского Синода митрополиту Неофиту (Димитрову) с просьбой помочь в организации духовной жизни на, занятых Германией, территориях. Синод Болгарской Церкви оказал архипастырю поддержку и был готов направить в Россию «нарочитую миссию, возглавленную Епископом и снабженную большим количеством богослужебных книг, облачений и церковной утвари, для оказания, находящемуся на местах, русскому духовенству материальной и нравственной помощи в деле восстановления повсюду богослужебной и нормальной церковной жизни вообще». Говоря о переписке архиепископа Серафима, связанной с необходимостью отъезда в Россию, М.В. Шкаровский отмечает, что ни в одном из своих писем или посланий архипастырь, в отличие от некоторых своих современников, ни слова не говорит о необходимости свержения «жидо-масонского ига» или о «доблестных германских войсках» 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Еще важнее, конечно, чтобы занятия такого собора, если бы он был созван общими усилиями, протекали в атмосфере братской любви и взаимного уважения и доверия, потому что без этого они не привлекут на себя благодать Св. Духа, которая одна приводит все к согласию на церковных соборах и наставляет участников на всякую истину. Вознося свои смиренные молитвы к Небесному Кормчему Церкви о том, чтобы Он послал нам благословение мира, с глубоким почтением и любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат Митрополит Анастасий.   Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий возлагал надежды на то, что о. Михаил Польский сможет обосновано изложить позицию РПЦЗ в этой работе. Письмо о. Михаила Польского еп. Флоридскому Никону (Рклицкому) от 3/16 февраля, 1950 г. Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. 28 авг./10 сен. 1949 г. Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. On Christian Leadership: the Letters of Alexander Schmemann and Georges Florovsky (1947-1955) , Paul L. Gavrilyuk, ed. (St. Vladimir’s Seminary Press: Yonkers, NY 2020), 148. «За кулисами» переписки о. Александр не стеснял себя дипломатическими выражениями. В письме о. Георгию Флоровскому от 22 ноября 1949 г. он пишет: «Our “situation”: as expected, the diocesan assembly [of Paris Exarchate] caused a storm. Nathanael’s response , our response to Nathanael’s response, Nathanael’s response to our response and so on. Out of all this mess, here is what is becoming clear: 1) the issue of the Karlovtsy sect has been raised acutely for the Church, and this is something that has not been done in the occasional “episcopal disputes” for the last thirty years. The letters of [Metropolitan] Anastassy to Metropolitan Vladimir are confused and embarrassed: essentially, it is clear that he has no response to make. He [Metropolitan Anastassy] is held hostage by his own fanatics and admits this openly. When he dies, and he is already old, the “sectarian Montanism” of the Munich people will finally become evident. Their last gamble is DP, but DP’s “become assimilated” faster than the old emigration, and such a foundation is not good for making much progress». Ibid. P. 187-188.

http://bogoslov.ru/article/6166725

367 Армянская Апостольская Церковь – традиционное, историческое название – Апостольская церковь Армении – одна из древнейших христианских Церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих ее как от византийского православия, так и римского католицизма. Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Церквей. В богослужении используется армянский обряд. – Примечание. 368 Речь архиепископа Кишиневского Анастасия (Грибановского) в защиту Патриаршества см.: Деяния... Т. 2. С. 256–258. Цитата в тексте «Дневника» текстуально не совпадает с текстом Деяния: «...дайте нам отца, дайте нам пастыря, который собрал бы расточенное, который, как архистратиг Божий, стал бы во всеоружии своей силы за стадо Божие». – Примечание. 370 После выступления архиепископа Анастасия и А. П. Астрова на заседании Собора возник спор по поводу выступления ораторов, в зале поднялся шум (См.: Деяния... Т. 2. С. 260–263). Упомянутые слова Председательствующего митрополита Тихона в Деяниях не отражены. – Примечание. 371 На совещании епископов 15 октября 1917 г. «Слушали: Заявление Высокопреосвященного Председателя о том, что к нему поступило заявление 30-ти членов Собора, имевшее уже прецедент, о необходимости выяснить хотя приблизительное время окончания соборных работ или сделать перерыв в этих работах. Постановили: Принимая во внимание, что, во-первых, заканчивать соборные работы прежде решения на Соборе хотя бы главнейших вопросов, совершенно невозможно, что, во-вторых, состав настоящего Собора является вполне удостоверительным и Члены оного уже освоились друг с другом, и что, наконец, техническая сторона дела уже сконструирована, 1) признать настоящий Собор как чрезвычайный, длительно полномочным для решения всех вопросов, поставленных в его Отделах; 2) разделить соборные работы на несколько сессий, соответственно течению дел, на нем разрешаемых; 3) первую Сессию Собора продолжить до 15 декабря текущего года и за это время решить все важнейшие вопросы по Отделам: о Правовом положении Церкви в государстве, о Высшем и Епархиальном управлении и приходе, а также избрать Патриарха и канонический Синод, и 4) вторую сессию Собора начать с Фоминой недели будущего года. Настоящее постановление сообщить Соборному Совету для дальнейшего направления дел» (Документы Совещания Епископов... С. 51). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) февраля Священномученик Василий Надеждин Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье Федора Алексеевича и Софьи Павловны Надеждиных. Федор Алексеевич служил чиновником Дворцового управления в звании коллежского асессора и доводился родственником архиепископу Анастасию (Грибановскому). В 1910 году Василий окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Учась в семинарии, он на каникулы ездил в Холмскую губернию, где владыка Анастасий был в то время епархиальным архиереем. Василий писал владыке Анастасию: «Я хочу окончить Духовную академию и быть священником – это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и это бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря». Летом 1916 года Василий уехал готовиться к экзаменам в Кишинев, куда был переведен владыка Анастасий. Осенью он поступил в Московскую Духовную академию, занятия в которой из-за войны стали идти с перебоями; в конце ноября он был приглашен графом Александром Медемом в его имение в Хвалынском уезде Саратовской губернии преподавать Закон Божий его детям Федору и Софии. В конце февраля 1917 года возобновились занятия в академии, и Василий выехал в Москву, жители которой в то время ликовали по поводу отречения императора Николая II от престола, ликовали и студенты академии. По окончании учебного года Василий снова уехал в имение графа. Последствия разрушительной революции быстро докатились до губернских городов, и начались грабежи и убийства. Осенью 1917 года он вернулся в Москву для продолжения учебы. В начале 1919 года Духовная академия была закрыта пришедшими к власти безбожниками. В апреле 1919 года Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и работал здесь до 1921 года учителем в школе. В марте 1921 года он с семьей переехал ближе к Москве, устроившись счетоводом в построечном управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве.

http://fond.ru/kalendar/205/vasiliy/

На рубеже 1943/1944 гг. в Транснистрии появились представители автокефальной Украинской Церкви. Шесть священников из занятых советской армией областей приехали в Одессу, установили связь с Миссией и намеревались проводить в греческой церкви богослужения на украинском языке. Но Румынская Духовная Миссия не приняла их в свои ряды. Им пришлось уехать в Болгарию. Тогда же в Одессу прибыл с женой и детьми епископ автокефальной Украинской Церкви Михаил Хороший, однако Миссия не признала его даже священнослужителем и переслала прошение «Владыки» Патриарху Никодиму на отзыв архиеп. Антонию (Марценко), который, естественно, отреагировал на него негативно. [xi] Когда в начале июля 1944 г. русский профессор-богослов из Варшавы М.В. Зызыкин написал Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) о том, что Румынская Патриархия якобы разрешила сослужение с неолипковцами (украинскими автокефалистами), Владыка в ответном письме от 15 августа опроверг эти сведения и сообщил, что ему «неизвестно о перемене взгляда Румынской Православной Церкви на неолипковщину». [xii] 29 июня 1944 г. митрополит Анастасий также написал председателю Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополиту Неофиту о том, что Румынская Церковь не признает законность иерархии Украинской автокефальной Церкви. [xiii] В конце февраля 1944 г. положение на фронте стало критическим, Духовная Миссия переехала в Тирасполь, а затем в Измаил. При этом за неделю до эвакуации Миссии ее руководитель еп. Антим (Ника) дал наказ настоятелю кафедрального Свято-Ильинского собора иеромонаху Антиму (Табаку) срочно вывезти из соборной ризницы в г. Аккерман семь архиерейских облачений и другие церковные ценности, привезенные из Херсона архиеп. Антонием (Марценко). 31 июля 1944 г. приехавший через Румынию в Белград Владыка Антоний в докладе Первоиерарху РПЦЗ отметил непозволительность подобного поступка и попросил написать Румынскому Патриарху о необходимости возвратить вещи Архиерейскому Синоду РПЦЗ, а в будущем Херсонской епархии. 17 августа митр. Анастасий действительно написал об этом деле Патриарху Никодиму, указав, что передачу вещей Архиерейскому Синоду можно осуществить при помощи немецкого военного командования или через представителя Русского охранного корпуса в Бухаресте. Однако вскоре Румыния объявила войну Германии, и просьба Владыки не была выполнена. [xiv]

http://bogoslov.ru/article/656598

    Несколько лет назад при верстке 24-го номера журнала «Звонница» (2000 г., ссылка выше — авт.), где редакция поместила несколько статей о жизни и творчестве Александра Сергеевича, в одной из папок архива отца Григория было обнаружено перепечатанное им когда-то давно письмо В. А. Жуковского к отцу Пушкина, написанное Василием Андреевичем после смерти поэта. В письме Жуковский описал последние минуты жизни своего друга; там же читаем «...Послали за священником в ближайшую церковь. Пушкин исповедовался и причастился с глубоким чувством». Подкрепляя мысли и убеждения, высказанные выше, приведем выдержку из рассказа еще одной современницы поэта, княгини Мещерской-Карамзиной, приведенной в книге митрополита Анастасия (Грибановского) «Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви»: «Пушкин исполнил долг христианина с таким благоговением и с таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу ответил: ”Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, но я скажу, что для самого себя желаю такого конца, какой он Анастасий. Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви. — СПб: М.п. «Инга», 1991. — С. 59.).   «Кто действительно дерзает заподозрить искренность этого свидетеля, — восклицает митрополит Анастасий, — который один входил во святая святых души великого поэта в то время, когда он стоял на грани Там же)..   Примечание: Возвращаясь к статьям Александра Сергеевича Пушкина, написанным им для журнала «Современник», приведем еще одну малоизвестную для широкого круга читателей работу поэта. Она называется «Разбор собрания сочинений Георгия Конисского, архиепископа Белорусского (изданных протоиереем Иоанном Григоровичем, СПб, 1835)» и посвящена памяти и трудам святого Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, подвизавшегося на ниве Господней в Западной Белоруссии. Из жития святого мы знаем, что он был мужественным защитником православия в Малороссии и сам чудом спасся от униатов. В 1759 году Георгий Конисский поехал обозревать свою епархию. Но в Орше католики-миссионеры возмутили шляхту и разогнали народ, вышедший навстречу своему архипастырю. Униаты остановили колокольный звон и с воплем ворвались в церковь, где священнодействовал Георгий, однако преосвященный чудом успел скрыться в стенах Кутеинского монастыря, откуда его тайно вывезли в телеге, прикрыв навозом.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/24/...

Патриарх Тихон вынужден был выпустить 16 января 1924 г. постановление об увольнении митрополита Платона, которое было опубликовано в советских газетах . Как сообщали сексоты ОГПУ, находившееся в окружении патриарха, «Платон уволен из Америки по настоянию Тучкова. Предполагалось назначить в Америку Анастасия (Грибановского. – Д. С.) (б. Кишиневского), но будто бы Тучков заявил по этому поводу также решительный протест, чтобы в Америку был назначен кто-либо из здесь живущих архиереев» . Таким образом, только грубое вмешательство ОГПУ не позволило патриарху Тихону назначить митрополитом Северо-Американским архиепископа Анастасия. Е. А. Тучкова очень беспокоила переписка, которую осуществлял патриарх Тихон с зарубежными иерархами. Так, 12 сентября 1924 г. Тучков пишет служебную записку начальнику контрразведовательного отдела ОГПУ А. Х. Артузову, в которой указывает, что по его сведениям патриарх «имеет письменную связь с русскими белогвардейцами за границей, в частности в Сербии и Чехословакии, через находящихся в Финляндии и Латвии Русских архиереев Серафима и Иоанна , которым вся корреспонденция из Москвы передается финским и латышским дипкурьерам, а также через лиц, приезжающих и уезжающих за границу. Очень прошу Вас сделать распоряжение о принятии мер к изъятию этой корреспонденции, идущей от Тихона за границу» . В одном из писем 1924 г. патриарх Тихон, по всей видимости, поручил руководство палестинским имуществом Русской Церкви последнему главе ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову. Последний был избран председателем Палестинского общества 9 апреля 1917 г., а осенью 1918 г. эмигрировал в Германию . Здесь он возглавил Совет ИППО. Князь являлся активным участником всех важных событий в жизни РПЦЗ. То, что патриарх Тихон активно интересовался происходящим на Святой Земле, говорит письмо к нему написанное в январе 1924 г. секретарем патриарха Иерусалимского, «который пишет, что в Иерусалимской русской духовной миссии большие нелады и беспорядки» . О поручении, данном князю Ширинскому-Шихматову, вскоре узнали в ОГПУ. Вопрос был вынесен на заседание АРК 5 декабря 1924 г. Комиссия приняла решение: «Поручить тов. Тучкову провести через Тихона аннулирование доверенности, данной Ширинскому-Шихматову на заведование русским имуществом, находящимся в Палестине. Если таковой доверенности Ширинскому выдано не было, то опровергнуть через Тихона об этом слухи» . В письме от 8 декабря глава НКИД Г. В. Чичерин докладывал, что по его информации «председатель палестинского общества в Берлине Ширинский-Шихматов получил от Тихона полномочия на деятельность эмигрантской организации в качестве подлинного палестинского общества со всеми принадлежащими ему правами» .

http://pravoslavie.ru/5494.html

Поместный Собор избрал в Синод митрополитов Новгородского Арсения, Харьковского Антония, Владимирского Сергия, Тифлисского Платона, архиепископов Кишиневского Анастасия (Грибановского) и Волынского Евлогия. В Высший Церковный Совет Собор избрал архимандрита Виссариона, протопресвитеров Г.И.Шавельского и И.А.Любимова, протоиереев А.В.Санковского и А.М.Станиславского, псаломщика А.Г.Куляшова и мирян князя Е.Н.Трубецкого, профессоров С.Н.Булгакова, Н.М.Громогласова, П.Д.Лапина, а также бывшего министра исповеданий Временного правительства А.В.Карташова и С.М.Раевского. Синод делегировал в Высший Церковный Совет митрополитов Арсения, Агафангела и архимандрита Анастасия. Собор избрал также заместителей членов Синода и Высшего Церковного Совета. 13 (26) ноября Собор приступил к обсуждению доклада о правовом положении Церкви в государстве. По поручению Собора профессор С. Н.Булгаков составил Декларацию об отношениях Церкви и государства, которая предваряла «Определение о правовом положении Церкви в государстве». В ней требование о полном отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием, «чтобы солнце не светило, а огонь не согревал. Церковь, по внутреннему закону своего бытия, не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами». Мысль о высоком призвании Церкви в государственных делах лежала в основе правового сознания Византии. Древняя Русь унаследовала от Византии идею симфонии Церкви и государства. На этом фундаменте строилась Киевская и Московская держава. При этом Церковь не связывала себя с определенной формой правления и исходила всегда из того, что власть должна быть христианской. «И ныне, - сказано в документе, - когда волею Провидения рушится в России царское самодержавие, а на замену его идут новые государственные формы, Православная Церковь не имеет определения об этих формах со стороны их политической целесообразности, но она неизменно стоит на таком понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением». Меры внешнего принуждения, насилующие религиозную совесть иноверцев, признаны были несовместимыми с достоинством Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

Любопытно, что позиция будущего преемника митрополита Антония на посту первоиерарха Зарубежной Церкви была совсем иной. Кишиневский епархиальный съезд, состоявшийся в августе 1917 года под председательством епископа Анастасия (Грибановского) постановил: Богослужение, церковное чтение и пение в кафедральном, соборе, в церкви архиерейского дома митрополии, во всех церквах главного областного города, во всех городах Бессарабии, также во всех приходах со смешанным составом населения, – при наличности молдаван, – совершается обязательно на языках церковнославянском и церковно-молдавском. Во всех приходах Бесарабии, населенных исключительно молдавским населением, богослужение, церковное чтение и пение совершается на молдавском языке 333 . Впрочем, богослужение на молдавском в Бессарабии совершалось и ранее, а в 1916 году на епархиальном съезде по делам внутренней миссии было принято предложение епископа Анастасия совершать богослужение преимущественно на молдавском языке 334 . Наконец, Всероссийский съезд духовенства и мирян 11 июня 1917 года предложил предстоящему Собору включить в свою программу «вопросы богослужебного свойства (о русском языке, о книгах и т.п.)» 335 . Предсоборный совет С учетом всех этих выступлений, а также церковной дискуссии предшествующих двенадцати лет, на первом заседании VI отдела Предсоборного совета 336 (по делам веры и богослужения, о единоверии и старообрядчестве), которое состоялось в Петрограде 15 июня под председательством члена Святейшего Синода архиепископа Финляндского Сергия, к числу важнейших тем предстоящего обсуждения на Соборе был отнесен вопрос о совершении богослужения на малороссийском и русском языках. Подготовить соответствующий доклад было поручено профессору П.П. Кудрявцеву 337 . Доклад Кудрявцева был представлен в заседании отдела 10 июля 338 . Его основные мотивы уже знакомы нам по материалам Отзывов, съездов и церковной печати предсоборного периода, однако окрашены и яркой индивидуальностью автора. Несмотря на все возражения защитников старины, заявил докладчик, принципиальное решение вопроса о допустимости богослужения на русском или украинском языках очевидно. Не могут же именно эти языки «составлять из себя какого-то печального исключения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мои старшие братья Вова и Женя в 1954 г. в Гонконге В калифорнийском городе Бурлингейм папа был избран председателем Духовно-просветительского братства «Всех святых, в земле Российской просиявших» и руководил строительством храма. Он также принимал активное участие в работе прихода, в Русской скаутской и других общественных организациях. Построив церковь в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, прихожане устроили рядом с ней Синодальное подворье и летнюю резиденцию для митрополита Анастасия (Грибановского), второго Первоиерарха РПЦЗ. Приезжая сюда летом из влажной духоты Нью-Йорка, он обычно привозил с собой чудотворный образ Курской-Коренной иконы Божией Матери. После блаженной кончины митрополита Анастасия сюда точно так же с чудотворным образом приезжал митрополит Филарет (Вознесенский), третий Первоиерарх РПЦЗ. Мама тоже деятельно участвовала во всех церковных делах. Ей сейчас уже 93 года, но вот в этом году мы, как обычно, организуем предрождественскую ярмарку, доходы от которой пойдут на храм, и мама полна решимости, как и раньше, пойти помогать на этой ярмарке. Храм в Бурлингейме По духовной стезе Все мы, братья Красовские, выросли при церкви, одновременно посещали обычную американскую школу и приходскую гимназию при храме «Всех святых, в земле Российской просиявших», где нам преподавали русский язык, географию, историю, закон Божий. 30 октября 1988 г. – день моего рукоположения в священники. Слева направо: мои старшие братья – монах Ефрем, регент и иконописец Владимир с женой Натальей, я, моя супруга – матушка Анна, мой младший брат – монах Роман (сейчас архимандрит), наша мама Л.К. Красовская. Папы нет на фото, т.к. он в этот момент лежал в больнице и скончался два дня спустя Мы росли под духовным руководством святителя Иоанна Шанхайского, который присутствовал на всех наших экзаменах и выпускных Мы росли под духовным руководством святителя Иоанна Шанхайского, который присутствовал на всех наших экзаменах и выпускных, а также в окружении «несвятых святых», по меткому выражению глубокоуважаемого митрополита Тихона (Шевкунова). Это были духоносные старцы и молитвенники Русской Зарубежной Церкви, которые участвовали в нашей духовной жизни: митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископ Антоний (Медведев), епископ Нектарий (Концевич), протоиерей Николай Масич, протопресвитер Илия Вень и многие другие. Но о них я еще расскажу, с Божией помощью.

http://pravoslavie.ru/142829.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010