Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/2846.html

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

—295— сей стипендии утвердить; о чём и послать Вашему Преосвященству указ“. б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1900 г. Окт. 16. В Совет Московской Дух. Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 октября за 6996: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 28 минувшего сентября 1154, журнал Учебного Комитета за 412, с заключением Комитета о перемещении смотрителя Мстиславского духовного училища Евгения Шпаковского, в видах пользы службы, на должность преподавателя латинского языка в Волынскую духовную семинарию. Приказали: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод определяет: смотрителя Мстиславского духовного училища Евгения Шпаковского переместить, в видах пользы службы, на должность преподавателя латинского языка в Волынскую духовную семинарию, на должность же смотрителя Мстиславского духовного училища назначить окончившего курс в Императорском С.-Петербургском Университете, по юридическому факультету, и в текущем году в Московской духовной Академии со степенью кандидата богословия, иеромонаха Сильвестра (Братановского); о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству и Преосвященным Архиепископу Волынскому и Епископу Могилёвскому указы“. в) Сообщённую Правлением Вифанской духовной семинарии копию указа на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 октября за 7051: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 28 минувшего сентября 1151, журнал Учебного Комитета за 409, с заключением Комитета, по представлению Вашего Преосвященства об увольнении инспектора Вифанской духовной семинарии Статского Советника Ивана Лапенского, согласно его прошению, от службы в семинарии; 2) представление Вашего Преосвященства, от 24 сентября сего года 551, с ходатайством о назначении на должность инспектора —296— Вифанской духовной семинарии помощника инспектора Московской духовной академии, иеромонаха Анастасия (Грибановского) , и 3) переданное из Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 21 сентября сего года, отношение Вашего Преосвященства на имя Г. Синодального Обер-Прокурора о назначении Лапенскому пенсии. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, уволив Статского Советника Ивана Лапенского, вследствие просьбы его, от должности инспектора Вифанской духовной семинарии, назначить на эту должность помощника инспектора Московской духовной академии иеромонаха Анастасия (Грибановского); ходатайство же о назначении Лапенскому пенсии передать на усмотрение и зависящее распоряжение Г. Синодального Обер-Прокурора; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великая Отечественная война застала его в Новгороде, оказавшемся в зоне немецкой оккупации. С отступающими немецкими войсками он оказался сначала во Пскове, затем в Риге, Праге, Германии, 9 мая 1945 г. встретил в Потсдаме 169 . После этого было бегство от советских войск в англо-американскую зону оккупации, три с половиной года жизни в лагерях Ди-Пи на севере Германии и, наконец, выезд в США по программе переселения Ди-Пи в конце 1949 г. В январе 1950 г. русская зарубежная печать писала о прибытии Андреевского в Америку как о важном событии, он был уже хорошо известен по своим ярким статьям в эмигрантской печати и почитался как выдающийся деятель российской «Катакомбной Церкви» 170 . Еще пребывая в лагерях Ди-Пи в английской оккупационной зоне и пользуясь относительной свободой перемещения как врач и преподаватель лагерных гимназий, он активно участвовал в жизни Германской епархии РПЦЗ, часто посещая Мюнхен – православный центр Германии, где выступал с лекциями, был избран в Епископский совет. Здесь же он стал близким помощником и вообще духовно близким человеком имевшему тогда пребывание в Мюнхене главе РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) . В конце 1947 г. в торжественной обстановке он передал владыке Анастасию частицу Святых Даров, «освященных за тайной литургией в русских катакомбах» (члены «Катакомбной Церкви», как священники, так и миряне, носили с собой частицу запасных Даров, чтобы иметь возможность причаститься в минуту опасности). Это событие Русской Зарубежной Церковью было воспринято с трепетом, как символ единения РПЦЗ с «Катакомбной Церковью» в России 171 . Во время войны в газетах, издававшихся на территориях, подконтрольных немецким властям, под псевдонимом «профессор И. Соловецкий» он начал публиковать свои очерки о жизни в СССР и имеющих там место репрессиях 172 . Позднее, в лагерях Ди-Пи, в память о глубоко чтимом им деятеле катакомбного движения петербургском протоиерее Феодоре Андрееве 173 , он сменил псевдоним на «профессор Андреев», которым подписывал свои работы до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерейский Синод Русской Православ[ной] Церкви заграницей 17/30 июня 1938 г. слушали: рапорт Вашего Преосвященства от 6/19 июня с. г. с приложением заявления в форме посланного Вами в газету «Голос Правды» открытого письма Вашего о наложении Вами отлучения от Церкви на всех, кто возводит клевету на Ваше Преосвященство о причастности Вашей к масонству. Ваше Преосвященство просите Архиерейский Синод о поддержке настоящего заявления Вашего о принятии Архиерейским Синодом действительных мер против дерзающих клеветать на священнослужителей, нанося тем значительный вред церковному делу. Постановили: принять нижеследующее определение и опубликовать его в Синодальном органе «Церковная жизнь»: «Архиерейский Синод, рассмотрев заявление архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора о появившихся в печати обвинениях его в масонстве, которое он решительно осуждает, как учение враждебное Церкви, и которое не может разделять Епископ, постановил: осудить распространение про архиепископа Нестора клеветнических сведений, имеющих целью подорвать к нему общественное доверие, что является излюбленным способом действий врагов Церкви, то распространяющих против неугодных им Иерархов слухи о принадлежности их к враждебным Церкви организациям, то обвиняющих их во всевозможных измышлённых грехах. Тем же приёмом пользуются и некоторые недобросовестные члены Церкви, желая воздействовать на то или иное неугодное им направление церковной деятельности иерархов, и забывающие, что клевета и бунт приличествуют слугам диавола, а не чадам Христовой Церкви. Архиерейский Синод призывает верных чад Церкви не приобщаться к сим порокам, а согрешивших принести искреннее покаяние в том, как делавших то злонамеренно, так и грешивших по легкомыслию или неведению». [Подписи. ] 9/22 июля 1938 года. Сремские Карловны. Письмо архиепископа Нестора Митрополиту Анастасию (Грибановскому) 22 августа 1938 г. ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ МИТРОПОЛИТУ АНАСТАСИЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СВВ. СОБОРА И СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Киприана с одним из немецких католических монахов: «Дивный старец этот В белой чесучовой сутане и с голубыми глазами, длинной седой бородой. Он из Кёльна. Мягкий рейнский, певучий говор. Много доброты и любви сквозит в его разговоре. Он тут 29 лет. Проговорили с ним больше часа очень сердечно, искренне о России, о русских паломниках, о Германии, её страданиях теперь и большевиках... И ни слова о папе, о “соединении“, о догматах. Как хорошо! И оба мы расстались очень сердечно. И сколько добра и ласки. Милый старичок. Это первый такой католик, которого я вижу. Так и хочется его назвать “батюшкой“» (16/29.09.1929). На фоне лояльного отношения Иерусалимского Патриархата к англиканам в 1920–1930-е годы и даже на фоне мягкого отношения к ним архиеп. Анастасия (Грибановского) позиция о. Киприана (Керна) выглядит более строгой: «После обедни с Владыкой и о. иеродиаконом Серафимом ездили по приглашению Vener. Stewart’a в St. George’s Church на поминальную службу по † Архиеп. Кентерберийском Рандаль-Давидсоне. Владыка облачился в мантию и пошёл вперёд, заняв место в “олтаре”. Я всё же предпочёл остаться позади, дабы не принимать молитвенного участия с ними и не входить в олтарь еретический. Хотя раньше мне это на первых порах приходилось проделывать и сопровождать туда владыку, но теперь я решил это прекратить. Как-никак вход в ихний олтарь во время службы есть уже некоторая форма общения и признания, а облачение, мантия без епитрахили и омофора, всё же к чему-то обязывает и подчёркивает эту молитвенную связь с ними. Этого быть не должно; и в наши лукавые дни, когда так легко сглаживается и теряется чувство церковности и православной каноничности, — это особливо неудобно» (19/1.06.1930). Любопытно, что в последующие годы архиеп. Анастасий станет первоиерархом весьма консервативной Русской Зарубежной Церкви, а о. Киприан — «парижским» богословом. При этом и в качестве первоиерарха архиеп. Анастасий будет одним из наиболее открытых «зарубежных» архиереев, а о. Киприан, со своей стороны, совместит интерес к другим конфессиям с верностью догматическому и каноническому устройству Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6172884

«...Мне хочется отметить некоторые, особенно нас удивившие, суждения митрополита Антония. Он, например, сравнительно снисходительно относился к Л. Толстому и в то же время очень отрицательно к В. Соловьеву. Между тем, мы – харбинская церковная молодежь, были воспитаны в отталкивании от Л. Толстого, а к В. Соловьеву, хотя и знали, что он не вполне православен, но хранили теплое место в сердце, многое прощали ему за его интересность, яркость, за умение метко бить врагов христианства. Но митрополит Антоний уважал в Л. Толстом прямолинейность и то, что тот пытался жить по своим принципам. А В. Соловьева упрекал за позу, за “нечестные фокусы”. Однажды при митрополите Антонии зашёл разговор об о. Сергии Булгакове . Всё окружение митрополита Антония относилось к о. Сергию отрицательно. Но владыка Антоний сказал мне о нём: – Несчастный о. Сергий, несчастный о. Сергий. Ведь это очень умный человек, один из самых умных на свете. Он понимает многие вещи, которые понятны только очень немногим. А это страшно гордит. Трудно не возгордиться, если ты знаешь, что вот это тебе ясно и совершенно понятно, а никто кругом понять этого не может. Это сознание возносит и гордит. Только Божия благодать, привлекаемая смирением, которого у о. Сергия, повидимому, не хватало, только она может защитить душу от такой гордости» 182 . Говорили в тот раз и о митрополите Сергии (Страгородском) . Через 20 с лишним лет, уже в России, вспоминал владыка Нестор об этих разговорах. Он вынес впечатление «добрых чувств к Митрополиту Сергию» владыки Антония, «сохранившихся до конца жизни». По словам владыки Нестора, митрополит Антоний «никогда не расставался с панагией, подаренной ему когда-то старым его другом» 183 . Одно из немногочисленных воспоминаний о пребывании владыки Нестора в Югославии принадлежит секретарю Патриарха Варнавы 184 , русскому эмигранту В.А. Маевскому (1893–1975): «В это время с Дальнего Востока приехал архиепископ Нестор со своим секретарём иер. Нафанаилом. Владыка этот отличался добродушием, общительностью и щедростью, располагая к себе. Он сблизился с лицами окружения митр. Антония. Владыку Нестора надолго задержали: возили по приходам Югославии и Европы, чествовали, принимали в частных домах – и всячески склоняли на его сторону церковные круги. А в то же время ожесточенно критиковали митрополита Анастасия [(Грибановского)] и предостерегали от него, рассказывая факты о его тяжёлом характере» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: unsplash.com «Меня спросили, что я делал, чтобы дожить до 100 лет. И вот что я ответил» — секрет одного необычного человека 2 мин., 04.01.2022 Журналистская судьба недавно преподнесла мне, я считаю, подарок. Знакомый батюшка из Нью-Йорка в разговоре обмолвился о своем прихожанине, которому 102 года. Естественно, я ухватился за тему. Ну скажите, разве не чудо в наши дни пообщаться с человеком, который родился на Юге России еще до исхода русской эмиграции оттуда, маленьким мальчиком сидел на руках у генерала Врангеля, в организацию русских скаутов вступил 90 лет назад и в молодости устраивал в Сараеве встречу митрополиту Анастасию (Грибановскому) — одному из основателей Русской Зарубежной Церкви? С Ростиславом Владимировичем Полчаниновым мы общались полтора часа, и за это время он только однажды запнулся и не смог вспомнить лишь одну историю из жизни. И как выяснилось, в то, что чудеса Божии существуют, он не просто верит — он это знает. О чем и поведал мне один, по его выражению, «анекдот»: «Не так давно ко мне домой приходил один медик — делать со мной гимнастику. Он был неверующим и однажды спросил меня: “Неужели Вы верите в чудеса, которые написаны в Библии?” Я говорю: “Да, верю. Мне ведь почти 103 года, а мы с Вами разговариваем на равных. Это ли не чудо?” Он подумал и ответил: “Да, это чудо”. Когда мне исполнилось 100 лет, меня спросили, что я делал такого, чтобы дожить до этого возраста? И вот что я ответил: Богу молился. И это то, что я действительно думаю и чувствую. Сейчас я верю в евангельские чудеса даже больше, чем в молодости, когда преподавал Закон Божий. Посмотрев на пройденный путь, понимаю: без Божией воли не было бы ничего. И всю свою жизнь я считаю чудом Божиим, ведь чудо даже то, что в своем возрасте я могу писать статьи». После такого искреннего и незатейливого рассказа долгожителя я уверовал в обыкновенное чудо, которое, несмотря на всю свою обыденность, все равно происходит по воле Божией. Да видимо, уверовал не совсем, в чем и убедился при следующем ответе моего собеседника.

http://foma.ru/menja-sprosili-chto-ja-de...

– Очень точный. И я тоже этот рассказ люблю. Отец Киприан был монахом по призванию. Окончив Белградский университет, он стал инспектором в семинарии, потом по приглашению архиепископа Анастасия (Грибановского) возглавил Русскую духовную миссию на Святой Земле. Там он подготовил книгу об архимандрите Антонине (Капустине) , переизданную сейчас в России. А в 1937 году начал преподавать литургику в Свято-Сергиевском институте, написал свою «Евхаристия». Когда во время войны Флоровский уехал в Америку, отец Киприан взял на себя и патрологию, закончил книгу об антропологии Григория Паламы , за которую был удостоен степени доктора богословия. – Как он служил Литургию? – Для меня его служение было идеалом молитвенной красоты. Красоты духовной. Святость – это горение духом – Насколько важным Вы считаете чтение так называемых в Служебниках «тайных» молитв на Литургии вслух? Эта практика широко распространена во Франции, в России же эти молитвы вслух читают лишь немногие священники... – Надо быть осторожным, потому что чтение «тайных» молитв вслух требует духовного подготовления и церковного сознания общества. Так прямо читать людям, которые не привыкли, «тайные» молитвы вслух, будет слишком сильно, слишком непонятно, слишком долго. Тут нужна духовная педагогика, церковное образование, воспитание. Тут нужно время. В некоторых Церквях эта традиция постепенно прививается. У нас, на Западе, все чаще и чаще священники служат именно так. – Насколько оправдано наше присутствие на Евхаристии без причастия? Мы молимся в конце Литургии: «Видехом свет истины, прияхом Духа небеснаго...». Выходит, что мы Духа небесного не приняли, а слова произносим всуе. – Что оправдано, что не оправдано... Как я могу сказать? Иногда стоишь на Литургии и чувствуешь такое свое недостоинство, что не дерзаешь подойти к Святой Чаше. Иногда ты не подготовлен: что-то поел, кого-то обидел, кого-то огорчил. Всякие бывают состояния, но, конечно, Литургия осмысляется в своей полноте в причастии. Только мы не всегда можем эту полноту, это совершенство в себе явить и исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Это поначалу давалось достаточно трудно. Сложно продвигалась работа над материалами о владыке Анастасии (Грибановском) и владыке Антонии (Храповицком), которые по нескольку раз рецензировались, уточнялись, дополнялись. Хочу отметить в этой связи один очень интересный и мало известный факт: одним из первых (если не первым вообще!) писем Святейшего Патриарха Алексия к митрополиту Лавру стало письмо, сопровождавшее посылку с 1-м томом «Православной энциклопедии». В нем Святейший Патриарх как главный редактор благодарил владыку Лавра за содействие и посылал ему том «Православной энциклопедии» как одному из наиболее почтенных авторов. — Наверное, это именно тот случай, когда церковное единство не строят, а вдруг обнаруживают. — Да, именно так. Оно, действительно, именно обнаруживается в ходе совместной работы, проявляясь в единстве взглядов. Это, кстати, во многом характерно и для межрелигиозного диалога. «Православная энциклопедия» и по своему авторскому составу, и по своим статьям находится ближе к консервативной части Русской Православной Церкви в том, что касается области богословских и литургических вопросов. Но при этом, находясь на консервативной позиции, мы находим возможность писать о других конфессиях максимально объективно — хотя и с точки зрения православной традиции. В частности, у нас публикуется много материалов, посвященных истории Римско-католической Церкви, ее деятелям. Уже после выхода первых томов энциклопедии мы получили важное для нас свидетельство того, сколь успешной является наша работа, когда руководители научных институтов Ватикана не просто отметили точность и объективность наших статей по истории католицизма, но и предложили одну из первых презентаций «Православной энциклопедии» за рубежом провести в Ватикане. Мне кажется, что это был очень важный прецедент, когда в Ватикане, при участии многочисленных кардиналов в Папском дворце была проведена презентация «Православной энциклопедии» и тома со статьей «Ватикан». Статья была написана без каких-либо реверансов в сторону католицизма, и, тем не менее, католические ученые ее оценили очень высоко. Презентация в Ватикане вызвала очень большой резонанс и интерес.

http://patriarchia.ru/db/text/423878.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010