Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» [греч. Πανορθδοξον Συνδριον], самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей, созванного по инициативе К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) . 3 февр. 1923 г. Патриарх Мелетий обратился к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в к-ром он просил «дать свое согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в К-поле сразу после предстоящего праздника Св. Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и др. актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения» (Πρακτικ κα ποφσεις. Σ. 6-7). Послание не получило положительного отклика со стороны Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, однако было поддержано Предстоятелем Элладской Православной Церкви Афинским архиеп. Хризостомом I (Пападопулосом) , а также Сербской, Румынской и Кипрской Церквами, направившими в К-поль своих представителей. В совещании участвовали от К-польского Патриархата - Патриарх Мелетий IV (председатель), Кизический митр. Каллиник и проф. богословской школы на о-ве Халки В. Антониадис; от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митр. Гавриил (Дожич , впосл. Патриарх Сербский) и проф. математики и механики Белградского ун-та М. Миланкович; от Кипрской Церкви - Никейский митр. Василий (Георгиадис, впосл. Патриарх К-польский); от Элладской Церкви - Диррахийский митр. Иаков; от Румынской Церкви - архим. Юлий (Скрибан), проф. механики П. Дрангич и проф. богословия Д. Димитреску. В работе совещания также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей - Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях) и Алеутский и Североамериканский архиеп. Александр (Немоловский) , но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь ни от Патриарха Московского свт. Тихона , ни от Архиерейского Синода РПЦЗ. Несмотря на отсутствие представителей Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, офиц. представителей Русской Церкви, а также Болгарской Православной Церкви , не находившейся в тот момент в общении с К-польским Патриархатом, на 3-м заседании совещания по предложению Диррахийского митр. Иакова его первоначальное название - «комиссия православных Церквей» - было заменено названием «Всеправославный конгресс». Работа конгресса

http://pravenc.ru/text/155528.html

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Экстремизм всегда — источник зла Человек может жить в свободном обществе, но быть плененным своими пороками и страстями. Поэтому по-настоящему свободный человек — это тот, кто прикован к Господу. 5 февраля, 2010 Человек может жить в свободном обществе, но быть плененным своими пороками и страстями. Поэтому по-настоящему свободный человек — это тот, кто прикован к Господу. Интервью Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона журналу «Экономические стратегии». В интервью Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЗЦ) Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, данному ответственному за общественные проекты «ЭС» начальнику Войсковой Православной Миссии Игорю Смыкову обсуждаются наиболее насущные проблемы Церкви в наше непростое время: поддержка прихожан в их духовной и повседневной жизни, взаимоотношение конфессий, позиция Церкви в ключевых вопросах современности. Ваше Высокопреосвященство, чем для Вас было избрание в мае 2008 г. Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей? Это было трудное послушание. Я ни в коем случае не желал себе такого тяжелого креста, как быть Первоиерархом или председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, потому что моими предшественниками были люди высокой духовной жизни — митрополиты Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), Филарет (Вознесенский), Виталий (Устинов) и мой ближайший предшественник митрополит Лавр (Шкурла). И поэтому я со страхом и трепетом приступил к своим обязанностям, но считал, что не могу ослушаться Церкви, и кто-то должен нести этот крест. Поэтому я подчинился такому избранию, всецело полагаясь на Божью помощь и на молитвы всех православных верующих. Восприемником каких традиций (помимо канонических) Вашего предшественника митрополита Лавра Вы себя считаете? Каковы важнейшие проблемы РПЦЗ, доставшиеся Вам в наследство? Владыка митрополит Лавр был человеком мира, любви и смирения. Он всегда спокойно, вдумчиво относился к разным обстоятельствам, возникающим проблемам и не сразу делал выводы, принимал решения. Я думаю, что он решал проблемы с Божьей помощью, пламенной молитвой, т.е. принимал решения осторожно. Считаю, что должен учиться у него тому, чтобы все делать таким же спокойным, мирным образом. Конечно, мы люди, мы ошибаемся. Главное — осознать свои ошибки и постараться исправить их.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

Митрополит Лавр: «Церковное единство мы должны укреплять и развивать путем частой совместной молитвы» 14 декабря 2007 г. 19:52 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр ответил на вопросы ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина . 1. Ваше Высокопреосвященство, уже стали историей события 17 мая, когда милостью Божией совершилось воссоединение Русской Православной Церкви. Как сегодня Вам видятся те дни? Что стало самым ярким впечатлением? — Самое большое впечатление на меня произвело богослужение в сердце русского Православия под сводами величественного собора Успения Пресвятой Богородицы — усыпальницы Первосвятителей Московских. Здесь почивает святитель Ермоген, который явил нам пример твердого стояния за веру Православную в Смутное время. Его наставлениями наши предки призывались стоять за свою веру, за свое отечество, а во время его заточения, но с его благословения, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий и Авраамий Палицын, ее защитник, рассылали послания, которыми они воодушевляли защитников московского государства. Здесь я почувствовал, что и после второго Смутного времени надлежит нам искоренять братоненавистничество и возрождать истину, мир и правду Божию в сердцах наших. В личном же плане меня с этим собором связывает то, что здесь более ста лет назад был хиротонисан во епископа Серпуховского второй Первоиерарх нашей Русской Православной Церкви Заграницей Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский), у которого я одно время удостоился нести послушание прислужника. При наречении, согласно традиции, им была произнесена замечательная речь, в которой он удивительно сильно и художественно начертал «путь истинного Христова пастырства» и в порыве вдохновенного прозрения предрек кровавые бедствия, постигшие Русскую Православную Церковь в годы революции. В своих посланиях он переживал всю трагедию нашей общей истории, обличал все неправды безбожников, хвалил мучеников и исповедников, страдавших в годы гонений, и радовался, когда церковный народ в России сподоблялся радости, укрепления и утешения.

http://patriarchia.ru/db/text/338104.htm...

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в Курске 22 марта 1903 года. В 1909 году его семья переехала в Благовещенск-на-Амуре. Высшее образование Георгий Вознесенский получил в Русско-китайском политехническом институте в Харбине, там же окончил пастырско-богословские курсы. В 1931 году он принял постриг с именем Филарет, вскоре был рукоположен, в 1933 году возведен в сан игумена, в 1937 году – архимандрита. В 1962 году из Харбина уехал в Гонконг, оттуда в Брисбен, епископом которого назначен в 1963 году. А в 1964 году владыка Филарет избран на место ушедшего на покой первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского; † 1965). Это бремя митрополит Филарет нес в течение 21 года. Владыка Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года. В 1998 году было решено перенести останки почившего первоиерарха из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными. «Митрополит Филарет – это человек глубокой аскетической жизни. Посмотрите на его облик! Он был молитвенником, – вспоминает о владыке Филарете (Вознесенском) протоиерей Алексий Котар, настоятель Николаевского кафедрального собора в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США). – Сам святой владыка Иоанн Шанхайский его кандидатуру выставил. Кандидатами тогда были и святитель Иоанн, и кто-то другой, и в качестве компромисса владыка Иоанн предложил выбрать молодого архиерея – владыку Филарета. В какой-то мере владыка Филарет был мне как отец, потому что когда я учился в русской гимназии в Нью-Йорке, то в последний год моего обучения родители уехали в Сан-Франциско, папа (протоиерей Николай Котар. – А.Н.) был переведен туда, и владыка Филарет взялся как-то присматривать за мной, вызывал меня к себе, наставлял, поправлял. Он очень любил молодежь, часто встречался с молодежью. У нас по воскресеньям были кружки; мы приходили к нему прямо в покои, где он нас угощал, беседовал с нами. Когда он приходил к нам домой, то любил сесть за рояль: играл некоторые вещи, в том числе и свои, был хорошим музыкантом и композитором.

http://pravoslavie.ru/30547.html

" Нам подобает следовать примеру святых отцов " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101410.html 17 мая 2013 Татьяна Веселкина " Нам подобает следовать примеру святых отцов " Беседа с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/61576.htm Православие.ру Вознесение опустилось на Нью-Йорк облаками белоснежной вишни и сирени. Манхэттен расцвел. Вернувшаяся из паломничества по континентам Курская-Коренная икона Божией Матери в лиловом облачении из веток сирени пребывала в Знаменском синодальном соборе на перекрестке Ист 93-й улицы и Парк Авеню. Это здание в середине 50-х годов прошлого столетия подарил перебравшемуся из Европы Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви благотворитель Сергей Семененко. Второй Предстоятель Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) когда-то помог юноше с документами на выезд. Господин Семененко вырос, стал банкиром и вернул " долг " . Пятый первоиерарх – Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, говорят, согласился занять высший в Церкви пост при одном условии – жить он останется в дорогом его сердцу Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле на севере штата Нью-Йорк. В мае 2008-го русское зарубежье еще переживало кончину митрополита Лавра. Еще никто не знал, что через полгода не станет и Святейшего Патриарха Алексия II. Прибывший из Австралии первый заместитель почившего иерарха архиепископ Иларион (Капрал) остановился в гостевой комнате Синода. Спустя два дня он будет избран на пост Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви, а на Вознесение состоится интронизация, которую в зарубежье называют старым русским словом – настолование. Секретарь Синода выйдет с мантией и белым клобуком. Прозвучит троекратное " Аксиос! " Из полученной в синодальных кулуарах информации о новом первоиерархе журналистов больше других привлечет одна, которую и поставят в заголовок: " Добрый человек из Нью-Йорка " . Автор слегка переиначил фразу, которая действительно имела место быть: до отъезда в Австралию владыку Илариона, тогда епископа Манхэттенского, и правда называли " добрым человеком... из Манхэттена " . Говорят, что безработные и бездомные выходцы из России часто находили приют и помощь через владыку Илариона.

http://religare.ru/2_101410_1_21.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906—1976) — епископ РПЦЗ; с 17 августа 1961 года — архиепископ Сиракузский и Троицкий. По утверждению его духовных чад, был выдающимся проповедником. «Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова» архиепископа Аверкия (Таушева) — краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь о. Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Архиепископ Аверкий был духовником первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), преподавал пастырское богословие, Новый Завет, литургику и гомилетику, читал лекции о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания. Жил в России, Югославии, Австрии, Германии и США. Был членом Архиерейского Синода РПЦЗ, председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг. В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира. Апокалипсис – книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения. Но вместе с тем именно этот таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей, на протяжении всей новозаветной истории человечества пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Диалоги. Протоиерей Валентин Свенцицкий Книга «Диалоги» была написана прот. Валентином Свенцицким в 1928 году в сибирской ссылке. Это диалоги между неверующим интеллигентом, ищущим истину и православным священником. Книга полезна как воцерковленному читателю, так и современному богоискателю, она разрешает многие недоумения и дает ответы на насущные вопросы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-317-2347) Предисловие Протоиерей Валентин Свенцицкий родился в 1881 году в Казани, в дворянской семье. Отец его был католиком, воспитанием в православной вере обязан бабушке по материнской линии, Юлии Холгоненко. С 1895 года Валентин жил с семьей в Москве, где получил классическое образование, позволившее ему поступить на историко-филологический факультет Московского университета. Валентин Свенцицкий был одним из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (как формы легализации Христианского братства борьбы), куда вошли многие видные представители московской интеллигенции. Уже тогда начал проявляться ораторский дар будущего пастыря – его выступления пользовались огромной популярностью и собирали множество слушателей. В этот период В. П. Свенцицкий сотрудничает с редакциями сборников «Свободная совесть» и «Вопросы религии», регулярно публикуется в журнале «Новая земля», пишет литературоведческие статьи и художественные произведения, в которых заметно влияние творчества Ф. М. Достоевского. Многогранный талант молодого мыслителя не остался незамеченным образованными кругами московского и петербургского общества. Увлекшись духовными исканиями, Свенцицкий пишет два философских романа: «Второе распятие Христа» и «Антихрист (Записки странного человека)». Епископ Анастасий (Грибановский) и будущий игумен Иоанн Селецкий (духовный отец прот. Владимира Воробьева) считали роман «Антихрист» замечательным; в течении года было продано 2 тиража издания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на Апостол. Руководство к изучению Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906—1976) — епископ РПЦЗ; с 17 августа 1961 года — архиепископ Сиракузский и Троицкий. По утверждению его духовных чад, был выдающимся проповедником. Руководство к изучению книги Деяний и апостольских посланий — краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь отец Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст книги Деяний апостолов и их посланий. Архиепископ Аверкий был духовником первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), преподавал пастырское богословие, Новый Завет, литургику и гомилетику, читал лекции о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания. Жил в России, Югославии, Австрии, Германии и США. Был членом Архиерейского Синода РПЦЗ, председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Архиепископ Аверкий (Таушев) КНИГА ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Комментарии Часть первая Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава первая Предисловие к Книге Деяний (стихи 1-3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение его (стихи 4-11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфея (стихи 12-26). Предисловие к книге Деяний (1:1-3) В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою «первую книгу» в которой написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила». Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О «всем», конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже невозможным описать всё (Ин 21:25). «Всё» здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

(Под первым впечатлением тяжелой утраты) Никогда слава славных не уничтожается со смертью , добродетели не оканчиваются вместе с умершими... В дали Кавказа, где я укрывался в безвестности от самых близких людей, поздним вечером 16 июля застигла меня, посланная наугад, телеграмма из Москвы: „в ночь на пятнадцатое скончался Алексей Петрович Лебедев “. Страшное своим трагическим лаконизмом, – это известие представлялось столь невероятным, что мысль отказывалась принять его даже и тогда, когда многочисленные печатные сообщения неопровержимо свидетельствовали, что почивший умер в Москве в понедельник 14-го июля, в 11 часов ночи, и после отпевания 17-го числа (четверг) в церкви св. Спиридона, на Спиридоновке, сонмом духовенства во главе с преосвященным Анастасием (Грибановским) погребен на кладбище Спасо-Андрониевского монастыря. Печальный факт оказывался бесспорными, но не переставал быть особенно горестным по своей неожиданности. Человек еще не совсем старый даже для русского интеллигента-профессора, 1 Ал. П. Лебедев, по-видимому, обладал удовлетворительным здоровьем и, во всяком случае, никогда не жаловался на него, хотя в сношениях с другими предупреждал последних с трогательной заботливостью, чтобы они давали себе отдых от научно-педагогических трудов и своевременно принимали меры к сохранению физического благосостоянья, усердно посылая их „с наибольшей пользой провести где-нибудь лето под смоковницей“. 2 Покойный всегда высказывал убежденное намеренье прослужить „в знаменитом рассаднике наук“, старейшем Московском Университете тоже 25 лет, как раньше четверть века отдана была им Almae Matri – Московской Духовной Академии, 3 а кипучая литературно-профессорская деятельность внушала добрую надежду, что этот священный завет исполнится. Ведь еще так недавно почивший специальным письмом (от 13-го мая 1908 года) спрашивал нас об одной микроскопической научной детали, – и это говорило нам, что он чувствовал в себе силы охватывать целое и проникать в самые мелкие подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

поиск:   разделы   рассылка Антон Поспелов Архимандрит Тихон (Шевкунов): " И всё-таки самым главным было богослужение " Источник:  Православие.ру В октябре 2012 года хор московского Сретенского монастыря и священнослужители этой обители по приглашению митрополита Илариона (Капрала) побывали на приходах РПЦЗ в Северной Америке. Поездка была приурочена к пятилетию воссоединения Русской Церкви. Мы попросили отца Тихона поделиться своими впечатлениями об этой поездке. " После воссоединения Русской Церкви всё встало на свои места " – Отец Тихон, недавно вы вместе с монастырским хором вернулись из поездки по Америке. Пять лет назад, вскоре после подписания Акта о каноническом общении, также вместе с хором, вы объехали земной шар, побывав в епархиях РПЦЗ по всему свету. Что изменилось за эти годы? – За минувшие пять лет как-то совершенно само собой разумеющимся и привычным стало наше братское общение и совместное служение, – вот что меня поразило больше всего. Еще в России я заметил, что клирики и миряне РПЦЗ приезжают к нам запросто, как к себе домой, – как, скажем, батюшки или паломники откуда-нибудь из Омска или Тулы. И мы, когда были в Америке, с трудом вспоминали, что в течение долгих десятилетий не причащались из одной чаши. Всё встало на свои места. Иногда весьма неожиданно. Об этом говорили, например, расположенные в приходских домах на стенах по соседству портреты А.И. Деникина, митрополита Анастасия (Грибановского) и патриарха Кирилла – друг подле друга. Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru Иоанно-Предтеченский собор Русской Православной Церкви Заграницей. Фото: М. Родионов/Православие.Ru – Что же, исполнилась воля Божия. Но вот что становится заметно, когда смотришь на фотографии богослужений, сделанные во время поездки: отчетливая разница между приходами РПЦЗ и Православной Церкви в Америке. В первом случае – кипящая жизнь, а в другом – какая-то замороженность. – Православная Церковь Америки сейчас переживает не самые лучшие времена, и мы от всего сердца молимся о наших собратьях и желаем им скорее преодолеть этот кризис. И слово " кризис " здесь – не преувеличение. Именно так они и сами осознают свое нынешнее положение.

http://religare.ru/2_98769.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010