б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но, оказывается, что это не совсем так, и что торжество Божие не вполне соединяется с торжеством израильтян, и выглядит это здесь довольно жестоко. Господь говорит: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень, он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукой о стену – и змея ужалила бы его. Разве день Господень, не мрак, а свет? Он – тьма, и нет в нем сияния» (Ам. 5:18-20). Господь предупреждает Израиль, что суд начнется с него. Блаженный Феодорит дает еще одно объяснение словам пророка: «Поелику нашлись люди, воспитанные в дерзости и самоуверенности, которые оспаривали пророческие предвещания, посмеивались им, называя ложными глаголы Божии, и требуя исполнения предречений, то Владыка называет их достойными оплакивания, как вожделевающих увидеть тьму вместо света. Желающие видеть исполнение пророчеств, говорит Он, ничем не отличаются от человека, который избег от нападающего льва, но после него встречает медведя, потом, со страхом укрываясь в дом свой, в смятении, волнующем душу его, неосмотрительно опирается рукой о стену, и его угрызает лютая змея. Как этот человек увидит в тот день мрак, а не луч света, так и они в день наказания преданы будут глубокой тьме» т. 29, с. 313]. У пророка Амоса звучит весть о том, что была еще некоторая возможность для покаяния. Господь говорит: «За то и дал я голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь, … и поражал вас ржею и блеклостию хлеба, и множество садов ваших .. пожирала гусеница, – и при всем том, вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам. 4:6, 7, 9). Кажется, что есть еще возможность покаяться, но в результате того, что они все это отвергли, приговор уже готов: «Упала и не встает более дева Израилева! Повержена на земле своей, и некому поднять ее» (Ам. 5:2). Здесь нам может показаться, что речь идет только об историческом Израиле, который Господь некогда поразил.

http://sedmitza.ru/lib/text/431393/

3:6 Иудеев продавали грекам в столь отдаленные земли, что у них уже не оставалось никакой надежды на возвращение на родину. 3:7 Возрожденный народ Божий свершит правосудие над Тиром, Сидоном и Филистией. 3 продадут их Савеям. Т.е. купцам и работорговцам из далекой Савы ( 3Цар. 10,1–13 ; Иер. 6,20 ). 3:9–12 Иоиль призывает приготовиться к битве «всех ратоборцев», заведомо зная, что они обречены, ибо противостоит им Сам Господь. 3 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья. Ср. Ис. 2,4 ; Мих. 4,3 . 3 туда. Т.е. на поле великого сражения, в долину Иосафатову. 3:13 Как хлебные колосья созрели для серпа ( Ис. 17,5 ), а виноградные гроздья для точила ( Ис. 63,3 ), так нечестивые народы готовы для «жатвы» (ср. Откр. 14,15.18.20 ), т.е. суда Божия. точило полно и подточилия переливаются. Уподобление переполненных виноградным соком или молодым вином давильных прессов и чанов с преисполненными нечестием народами, собранными в долине суда. 3 в долине суда. Долина Иосафатова отождествляется с той долиной, где Господь совершит Свой суд над народами. близок. Указание на неотвратимость дня Господня суда над нечестивыми (1,15; 2,1.31). 3 Солнце и луна... звезды. Вся вселенная отзовется на пришествие дня Господня (2,10.31; Ам. 5,18 ). 3 возгремит Господь... и даст глас Свой. Небо и земля содрогнутся от гласа Господня ( Пс. 28,3–9 ; Иер. 25,30 ; Ам. 1,2 ). защитою... и обороною. Гнев Господень повергнет в прах нечестивых, но сохранен и благословен будет народ завета ( Ис. 25,4 ; Пс. 45,2 ). 3 Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе. Основа уверенности Иудеи в покровительстве Господа в том, что народ знает о присутствии Самого Бога среди него, на Сионе ( Пс. 45,5.6 ; Ис. 8,18; 52,1.2 ; Зах. 2,10 ; Откр. 21,3 ). Ср. 2,27. 3:18 Завершается описание грядущих событий обетованием изобилия и блаженства (ср. 2,19–26). из дома Господня выйдет источник. Храм иерусалимский станет истоком некоего животворного потока ( Иез. 37,1–12 ; Пс. 45,5 ; Откр. 22,1.2 ), который напитает даже бесплодную долину Ситтим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Бога нельзя изображать на иконе, говорят протестанты, потому что Его не видел никто никогда ( Ин.1:18 ). По духовной природе Бога, конечно, никто не видел и не может видеть, но нисходя к ограниченности человеческой, к немощи нашего духовного зрения, Бог являлся миру в многочисленных, разнообразных и видимых телесными очами откровениях: Он присутствовал в ветхозаветном ковчеге, видимом образе невидимого Бога, возводящем мысль иудеев к Первообразу (поэтому пророк Моисей, обращаясь к ковчегу, называл его Господом: «восстань, Господи...», «возвратись, Господи...»), праотцу Аврааму Господь явился в образе трех странников ( Быт.18 ); пророку Даниилу – как «Ветхий днями» ( Дан.7:9 ); являлся Он видимым образом и Иакову ( Быт.32:24–29 ), Моисею ( Исх.33:19–23 ), Исаию ( Ис.6:1–5 ), Михею ( 3Цар.22:19 ), Амосу ( Ам.9:1 ), то есть избранным мужам, патриархам и пророкам. В Ветхом Завете не было изображений Самого Бога и праведных людей, в Новом Завете Бог явил не только избранным, но и всем людям Свое Лицо в Сыне Своем, Богочеловеке Иисусе Христе. Апостол Иоанн пишет: «Бога никто не видел никогда», но он тут же добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Христос говорит апостолу Филиппу: «сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Христос, – пишет апостол Павел, – «есть образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ); апостол Иоанн пишет в своем Послании о Слове жизни: «что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 ). На иконах изображается не духовное Существо Бога, что изобразить невозможно, а видимое плотскими очами. В образе трех Ангелов изображается Святая Троица: Бог Отец – в образе Старца, ветхого днями, каким Его лицезрел пророк Даниил; Бог Сын, так же как Божия Матерь и Святые, изображаются такими, какими они были в Своей земной жизни; Святый Дух – в виде голубя ( Лк.3:21–22 ) или огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Иначе говоря, на иконах красками запечатлено то, что буквами записано в Священном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Им обещана помощь Божия. Но и среди этого „остатка“ находятся люди, зараженные теми же пороками, как гибнущая Самария. На тот же факт указывает 4Цар. 17:18–19 , в словах: (после сказания о грехах царства Израильского): „и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего и поступал по обычаю Израильтян“. Но в 7-м стихе произносится еще весьма важное обвинение против священников и пророков. Под именем последних надо разуметь вероятно пророков, произвольно нарицавших себя таковыми, потому что они принадлежали к пророческим школам (ср. Ам. 7:12–14 ) и питавшихся прорицаниями, не имея Божественного призвания. На таких пророков указывал с укоризною несколько позже пророк Михей ( Мих. 2:11, 3:5 ) упоминая также о вине и сикере. Нам известно постановление кн. Левит ( Лев. 10:9 ), что священники и левиты не должны осмеливаться приближаться к святыне, вкусив вина. Но в настоящем пророчестве Исаия обвиняет священников в полном неуважении к своему званию, и в том, что они бесстыдно предаются преобладающему среди народа пороку, – пьянству. Вследствие этого они и называющие себя пророками 1016 , утратили ясность мысли и помощь духа Божия: „в видении ошибаются, в суждении спотыкаются“. О таковых, вероятно говорил и Иезекииль: „горе безумным пророкам“ ( Иез. 13:3 ). Стих 8-й дает нам понять, до какого низкого состояния опустились многие, принадлежавшие к образованнейшим и высшим слоям народа. Вместе с пьянством и потемнением рассудка они естественно утратили способность понимать и пророчества и, „будучи слепы, говорили, что видят“ 1017 , укоряя пророка, что он вздумал учить их. 9 . А говорят: „кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцев матери? 10 . Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного“. Это слова укоряемых, которые с обиженной гордостью возстают против пророка. Разве мы младенцы? говорят они; не ему нас учить. Стих 10-й не всеми признается продолжением речи укоряемых, но мы с полным убеждением держимся текста русского перевода, признающего стихи 9 и 10 за одну речь, и точно также смотрят на эти стихи авторы комментария Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но Господь проявляет заботу о всем Своем творении, и никакая часть творения не остается без Его попечения и заботы. И так будет всегда! Святые Отцы учат, и мы об этом уже неоднократно говорили, что некоторая форма богообщения сохранится и для людей. вечно пребывающих в аду... …В подобном религиозном эксклюзивизме пребывали и иудеи, когда им казалось, что вся история мироздания вращалось только вокруг них и что только их проблемами занимался Создатель. Но это им только казалось. Сказано: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян  – из Кира?» ( Ам.9:7 ). Религиозный эксклюзивизм – это и есть закваска фарисейская, о проникновении которой в апостольское сознание с такой опаской предупреждал Сын Божий Своих учеников, говоря: «…смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» ( Мф.16:6 ). Книжники, фарисеи и саддукеи и были такими людьми, которые веровали в свою исключительность. Но Бог судил им иначе! Господь Бог заботится не только о человеках, о всех человеках, Он промышляет и о мире животных. Сказано: «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!» ( Пс.83:4 ); и еще: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» ( Пс.146:8–9 ). Сказано: «Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе» ( Пс.103:20–21 ). В некотором смысле животные более точно, чем люди, исполняют пред Богом свое предназначение, как и сказано: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» ( Иер.8:7 ). Если Господь промышляет (заботится) о всем Своем творении, то тем более Он заботится о человеке, венце Своего творения на всей нашей Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

9 . Когда, таким образом, Господь вознесен был на крест и пригвожден ко кресту, последовало дивное знамение на небе и на земле: Солнце померче, и тма бысть по всей земли до часа девятаго ( Лк. 23:44–45 ). О сем чудесном явлении, десницею Божиею устроенном, еще издали веков предвозвестили пророки Господни. И будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет ( Ам. 8:9 ). И будет день един, и день той знаем Господеви, и не день и не нощь, и при вечере будет свет, и будет в день он ужас Господень велий ( Зах. 14:7, 13 ). И сей-то день есть день распятия Господня; и день этот – не день и не ночь, потому что была тьма, а полдень. И при вечере будет свет – с девятого, или, по нашему счислению, третьего часа опять воссиял свет. Что же знаменует это чудное помрачение солнца, силою высшею произведенное? Солнце, видя Творца своего и Владыку вселенной столь поруганным, в ужасе как бы закрывает лицо свое, не может взирать на сие зрелище безмерной неправды человеческой и уничижения Господа, подобно тому как светлые херувимы не могут открыто взирать на бесконечную славу Его и закрывают лица свои. Помрачается око солнца – оно как бы стесняется мраком негодования на ужасную и безмерную злобу и беззаконие осудивших святых Святейшего. Помрачается солнце, и разливается тьма по всей земле: это как бы скорбь всей твари о лютых страданиях Господа своего. Как верные чада и домочадцы при кончине родителей своих и домовладык облекаются в черные одежды сетования и скорби, так и вся тварь, верная Творцу своему, облачается мраком, как бы облекается в ризу печали. Помрачается солнце, и тма бысть по всей земли; это как бы и одеяние и покров для Господа, обнаженного на кресте, а вместе – и покров смертный, покров, облачающий тайну смерти Господней; ибо таинства любят покровы. 10 . О девятом часе, или третьем пополудни, по нашему счислению, Господь испустил дух Свой ( Мф. 27:46, 50 ). Около трех часов висел Он на кресте, держащий вселенную всю, – время, нужно полагать, то самое, которое протекло от падения или преступления прародителей до времени явления к ним Господа, явившегося к ним в тот же день пополудни и произнесшего на них праведный суд и осуждение, и сим утвердивший Свой приговор: В оньже аще день снесте от плода, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). В сие-то самое время вкусил смерть за нас и второй Адам – Спаситель наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Согласно христианским представлениям праведный и нечестивый, корыстолюбивый богач и униженный бедняк пребывают в потустороннем мире, однако участь их различна. В притче о нищем Лазаре и богаче говорится о посмертном воздаянии каждому: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:22–26 , ср. Пс.9:18–19 ). Пламя, в котором мучается богач, — символ Божиего гнева и наказания, ожидающего грешников: «…огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» ( Втор.32:22 ). От Господа не укрыться и в преисподней (см. Ис.28:14–18 ; Ам.9:2 ), поскольку «преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» ( Иов.26:6 , ср. Пс.138:7–8 ; Притч.15:11 ). Но в этом и залог спасения души от власти ада преисподнего (см. Пс.15:10–11, 29:3–4 ; Притч.23:13–14 ) и обетование окончательной победы над ним: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос.13:14 ). Напоминая эти слова пророка Осии, апостол Павел поясняет: «Жало же смерти — грех» ( 1Кор. 15:56 ). В христианстве понятие ада изменяется в связи с учением об искуплении, воскресении мертвых и Страшном Суде. Согласно православной традиции, Господь спускается в ад и приобщает к искуплению загробный дохристианский мир, избавляя его от власти вечной тьмы. В Откровении Иоанна Богослова победа над злом, зверем из бездны, самой бездной — смертью, вырастает в грандиозную картину будущего человечества, связанного только с горним, с высшим, с небом: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр.21:1–2 ). Всех готовых принять этот дар ждет жизнь вечная: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (ст. 4). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (ст. 8).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

7, 10-17). Нельзя не заметить аллитерацию между ло-тухаль… ле- нахиль ( не может терпеть, буквально: не может мочь) и коль ( всех). …производит возмущение… LXX: сюнтрофас пойейтай, что можно перевести как устраивает сборище (одно из значений слова сюнтрофе – «собрание», «сборище»). Смысл греческого перевода соответствует еврейскому тексту: по сути, Амасия обвиняет пророка в организации антигосударственного заговора. Этим обвинением он, как объясняет святитель Кирилл Александрийский, «старается возбудить Иеровоама, говоря, что Амос будто бы восстает против его царской власти» . Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам… Амос этого не говорил, доносчик перевирает слова пророка (ср. Ам. 7, 9). Блаж. Иероним справедливо усматривает в словах Амасии клевету . Как известно из 4 Книги Царств, Иеровоам II умер своей смертью: «И почил Иеровоам с отцами своими, с царями израильскими. И воцарился Захария, сын его, вместо него» (4 Цар. 14, 29). Святитель Кирилл находит в доносе Амасии, стремившегося возбудить гнев царя, параллель евангельским событиям: «Нечто подобное совершили и презренные иудеи, слагавшие клеветы на Христа, когда Он, изумляя чудесами Иудею, всех призывал к Себе, они, жалкие, приняв в ум свой пламя зависти, привели Его к Пилату и даже говорили: если не умертвишь Его, ты не друг кесарю (ср. Ин. 19, 12). Итак, всегда одинаковы нападения на святых у всех, борющихся против благочестия, и везде бессилие дряхлой лжи используется одинаковыми средствами» . Мотивация священника проста, считает блаженный Феодорит Кирский – боязнь лишиться выгоды, получаемой от занимаемого им высокого поста: «Вефильский жрец Амасия, убоявшись, что народ, приведенный в страх Божиими угрозами и прибегнув к покаянию, оставит служение идолам, а он утратит чрез это возможность приобресть себе выгоду, доносит на пророка царю, к истинным словам приложив ложь» . Дореволюционный русский библеист, профессор Казанской духовной академии Павел Юнгеров комментирует слова Амасии так: «Амасия выставляет пророка опасным человеком, возбуждавшим народное недовольство против правительства, будто доводящего царство до плена» .

http://bogoslov.ru/article/1352210

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010