Ювеналии (Машковский), епископ Брянский Родился 15 ноября 1883 года. Окончив лицей цесаревича Николая, он в 1906 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество в академии. 3 июня 1909 года рукоположен во иеродиакона, а 8 августа – во иеромонаха. 29 марта 1910 года – преподаватель Курской духовной семинарии. С 9 ноября 1912 года – ректор Тверской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1913 г. – настоятель посольской церкви в Константинополе. С 1916 г. – настоятель посольской церкви в Афинах. После 1917 года был приписан к Александро-Невской Лавре и назначен настоятелем Отенского монастыря Олонецкой епархии. 12 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Павловского, вик. Нижегородской епархии. (В Кат-ЕС ошибочно указан год хиротонии 1919-й: см.ФПС I, 96). С августа 1922 г. – епископ Ардатовский. В конце 1922 года уклонился в обновленческий раскол и был назначен епископом Елизаветградским, вик.Одесской епархии. В 1926 году – митрополит Одесский. В 1928–1929 г. – митрополит Киевский. В 1930 году ушел на покой. 9 мая 1935 г. принес покаяние, принят в сане епископа. С 21 февраля 1936 года назначен епископом Брянским. В управление не вступал. Затем снова уклонился в обновленческий раскол и назначен митрополитом Одесским. До 1942 года находился в расколе. В 1943 году пред Святейшим Патриархом Сергием принес покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа. Епархией не управлял. Вероятно уже скончался. Литература: “ЖМП» 1943, 3, стр.7. ФПС I, 96, стр.4. ФПС IV, стр.4. ФПС V, 103. Кат-АМ 343. Кат-ЕС I, стр.6, 26. ФАМ II, 24, стр.2. “Церк.Вед.” 1912, 46, стр.416. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия“, стр.39. “Именной список ректор. и инспектор. дух. академ. и семинар, на 1917 год“, стр.167. In ihm hatten die Obnovlency eine bedeutende Persönlichkeit von fürstlichem Blut und vielseitigem Interesse... er leistete auf dem Gebiet der Zoologie Bedeutendes. 1926 leitete er Einigungsverhandlungen zwischen den Obnovlency und Tichonovcy ein, die jedoch scheiterten, weil staatliche Interessen dem entgegenstanden... 1929 wurde er in den Norden verbannt. Heyer, Die orthodoxe Kirche 106, 107, 114. M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 128 bzw. 279, verwechselt ihn mit EB Iuvenalij (Maslovskij). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Назарий (Андреев Николай), еп. Енисейский и Красноярский Родился в 1865 году в Симбирской епархии. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище. В 1887 году рукоположен во священника. Служил в приходах Симбирской епархии. В 1907 году поступил в Казанскую духовную академию. 24 сент.1910 года пострижен в монашество. В 1911году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность настоятеля Алатырского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. I июля 1912 года хиротонисан во епископа Алатырского, вик. Симбирской (Ульяновской) епархии. Хиротонию совершали: архп. Финляндский Сергий, архп. Северо-Американский Платон, еп. Пермский Палладий, еп. Смоленский Феодосий и еп. Олонецкий Никанор. 9 февр.1916 года – епископ Енисейский и Красноярский. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и там был возведен в сан архиепископа и назначен на Ставропольскую кафедру. С 16 янв.1925 года – правящий Ростовской на Дону епархией и заместитель митрополита Северо-Кавказской области. В 1927 году перешел в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре. Скончался без покаяния 8 мая 1940 года. Труды: Речь при наречении его во епископа Алатырского, вик. Симбирской епархии, 30 июля 1912 г. «Приб· к «ЦВ» 1912, 27, стр.1107. «Православная миссия среди астраханских калмыков за последнее сорокалетие». Отзывы проф. иером. Гурия и М.А.Машанова , см. «Прав. Собес.» 1914, июнь, стр.382, 381. Литература: «Церк. Вед.» 1911, 26, стр.251. -“- 1912, 25, стр.257. -“- 1913, 7–8, стр.37–38. «Приб. к «ЦВ» 1912, 27, стр.1130. «Церк. Обновлен.» 1925, 5, 6, 7, стр.59. Хроника церковной жизни. «Прав. Собес.» 1910, март, стр.154. -“- 1910, нояб., стр.664, 676. -“- 1911, июнь, стр.55, 121. -“- _ 1911, дек., стр.32 (отчет). -“- 1912, окт., стр.219· -“- 1913, апр., стр.166. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917год», стр.146–149. ФПС I, 4–5, стр.2. ФПС III, стр.5. ФАМ II, 32, стр.3. Кат-АМ 221. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иаков (Маскаев) Иаков (Маскаев), архп. Барнаульский. Родился 13 октября 1878 года. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, возведён в сан иерея, до хиротонии во епископа священствовал. 19 марта 1’923 года хиротонисан обновленческими Преосв. Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) во епископа Орского. 31 июля 1924 года назначен епископом Оренбургским. По прибытии на кафедру, когда возникла возможность общения с Московской Патриархией, он обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение с Патриархом, причём в прошении указал, что он молитвенно как бы уже находится в общении с ним, а административно подчиняется обновленческому Синоду, как ставленник обновленческих епископов. Патриарх принял его в общение, но предложил ему «отмежеваться» от Евдокимовского Синода. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и, по получении от Святейшего грамоты, написал в обновленческий Синод заявление о том, что он отказывается быть в подчинении Синоду. Переход в «Тихоновщину» был расценён обновленцами как нарушение правил Синода и на него 13 января 1925 года было наложено обновленческое запрещение в священнослужении. С этого времени епископ Иаков становится православным епископом. С 2 янв. 1928 года – епископ Курганский, Тобольской епархии. С 1928 года – епископ Осташковский, Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года – епископ Балашовский, Саратовской епархии. С 4 апреля 1933 года епископ Барнаульский и временно управляющий Бийско-Алтайской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. С 1936 года епархией не управлял. 29 января 1937 года уволен на покой. Скончался в Барнауле в 1937 году. Литература «Оренбург. Епарх. Вед.» за 1902 год 26, стр. 11 165, стр. 6 стр. 4 и 7 104, стр. 9 дело 87 Кат-АМ Кат-ЯВ 115, стр. 56 Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр. 34 Regel’son 555 1936 Haft Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 9 Ам.9:1–3 . Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшыя их оружием избию, не убежит от них бежай, и не уцелеет от них уцелеваяй: аще сокрыются во аде, то и оттуду рука моя исторгнет я, и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я: и аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я, и аще погрузятся от очию моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я. После в сего Пророк сказал, что видел «Господа стояща на жертвеннице», и Он повелел «поразить очистилище» таким ударом, от которого бы поколебались самые преддверия. Означает же сим, что царь вавилонский преодолеет их по Божию велению, а не своею собственною силою. «И пресецы в главы всех». Это видел и блаженный Иезекиль, ибо и там невидимые Силы прияли повеление с секирами пройти по всему городу и иссечь всех кроме имеющих на себе знамение ( Иез. 9:2–6 ). То же повелевал Бог и здесь: «пресецы в главы всех». И означая сим внезапную смерть, присовокупил: «И оставшия их оружием избию, не убежит от них бежащий, и не уцелеет от них уцелеваяй». Если и в ад снидут, продолжает Господь, и оттуда извлеку их рукою. Если и на небо взойдут (что невозможно), и оттуда низведя, предам их врагам. Если и на Кармил убегут, и там удобно возьму их. А если покусятся погрузиться в самую глубину моря, истребить их там повелю зверям. Если отважатся добровольно передаться врагам, и в таком случае не получат от них пощады. Ам.9:4 . утвержу очи Мои на них во злая, а не во благая Я, Бог и Владыка всех, одним прикосновением привожу в колебание землю, и заставляю тем плакать обитающих на ней. Ам.9:6 . Сотворяяй на небо восход Свой, и обещание Свое на земли основаяй, Подобно сему сказанное блаженным Давидом: «на высоких живый, и на смиренный призираяй» ( Пс.112:5, 6 ). Призываяй воду морскую, и проливаяй ю на лице земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему. Указует на дела всемогущества, чтобы подтвердить тем угрозы. Ам.9:7 . Не якоже ли сынове ефиопстии, вы есте Мне сынове Израилевы? глаголет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРМИЛ (Кармель) [евр.  ,   греч. Κρμηλος; араб.  ], горный кряж вулканического происхождения на северо-западе Израиля. Начинается от прибрежного района в пределах совр. г. Хайфы, с сев. стороны он ограничен долиной Завулон, на юге и на востоке понижается, переходя в холмистую местность в районе городов Биньямины и Йокнеама, и граничит с долиной Дофан. Общая длина хребта достигает 39 км, ширина - ок. 8 км, высшая точка (между Хайфой и друзским поселением Исфия) - 546 м над уровнем моря. К. в ВЗ назывался также город в Иудее (Нав 15. 55), в наст. время Хирбат-эль-Кармил, расположенный в 12 км к юго-востоку от Хеврона (1 Цар 15. 12; 25; 2 Цар 23. 35; 1 Пар 11. 37). Еврейское понятие   означает «лес» (4 Цар 19. 23; Ис 10. 18; 37. 24), «(фруктовый) сад» (Ис 29. 17; 32. 15-16) или «виноградник, плодоносная земля» (Ис 16. 10), «плодородный» (2 Пар 26. 10; Ис 16. 10; Иер 4. 26; 4 Цар 19. 23), «колосья зерна» (Лев 2. 14; 23. 14); пышная растительность горы упоминается в Мих 7. 14; Наум 1. 4 (ср.: Ам 1. 2). Все эти признаки имеет горный хребет К. В ВЗ не раз восхваляется плодородие почвы К. (Ис 35. 2), к-рое позволяет сравнить его с Ливаном и Васаном (Ис 33. 9; Иер 50. 19). В Иер 46. 18 К., как высокая гора, сравнивается с Фавором. Гонимые стремились найти убежище на вершине К. (ср.: Ам 9. 3) или в его многочисленных пещерах. Исторические сведения В списках егип. фараона Тутмоса III К. назван «священным мысом» ( Simons. 1937. P. 122), но не все ученые согласны с такой идентификацией (ANET. P. 228, 234-235). К. располагался на границе удела колена Асира , однако неясно, входил ли он в эту территорию (Нав 19. 26; среди побежденных Иисусом Навином противников упом. «царь Иокнеама при Кармиле» - Нав 12. 22). Евсевий Кесарийский полагал, что К. был политической границей между Израилем и Финикией, хотя не указывал, кому именно он принадлежал ( Euseb. Onomast. 118. 8-9). Из 3 Цар 18. 30 следует, что прор. Илия восстановил здесь разрушенный алтарь Господа. Т. о., можно предположить, что К. когда-то принадлежал Израилю, затем отошел финикийцам, а при царе Ахаве был вновь включен в территорию Израиля. К. известен как место, где от неправедного царя Ахава скрывался прор. Илия, а от тирской царицы Иезавели - 100 пророков.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЙ [от греч. λαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств , используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад ( Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора ( Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани ( Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им ( Mayer. 1917; Pease. 1937). В Ветхом Завете В LXX греч. слово λαιον используется для перевода евр.  (   обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (   - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6). Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

http://pravenc.ru/text/189733.html

1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 2 κ κοιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: κ γενετς — от рождения. 3 Марк 3:17. 4 Т. е. единоипостасности божества. 5 ψηλαφμενος — букв.: будучи осязаем. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 7 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 8 γνσει , Cod. Seg. προγνσει . 9 ατος , но Фотий читает ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες . 11 κα μ φαινμενος ; y Фотия: κα φαινμενος ; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: κα μ βλεπμενος κα φαινμενος : не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3:4. 12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 13 νθρωπικο λγου , Фот. νθρωπνης σοφας — человеческую мудрость. 14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен». 15 Ср. Иез. 18:20: «сын не понесет вины отца»: 16 У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет». 17 πτσις , Cod. Seg. πεσις . 18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле». 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 20 τ βαθτερον , Cod. Seg. приб. κα μελαντερον — и чернее. 21 У Фотия прибавлено: «душе». 22 κ τς σαρκς — от плотскаго суемудрия. 23 Cod. Seg. приб. «теперь». 24 τ ζον , собст. животное. 25 Т. е. божественнаго. 26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся». 27 Чтение: κα πεθοντο — «и уверялись, убеждались»: 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, — стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 29 Cod. Seg. приб.: «это». 30 Ср. Ам. 1и Ис. 1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, — а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФ [Гат, евр.  ,   - точило, винный пресс], один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ. Располагался в Шефеле, к югу от г. Екрон (Телль-Микне), в наибольшей близости к территории Иудеи с востока (1 Цар 17. 52). ВЗ описывает Г. как город Ханаана, где после эпохи Иисуса Навина еще сохранялись поселения легендарного племени Енакимов (Нав 11. 22). Из Г. происходили исполинский воин филистимлян Голиаф (1 Цар 17. 4) и др. воины-гиганты (2 Цар 21. 19-22). Г. упоминается как Gimti в списке ханаанских городов в амарнских письмах (EA. 290. 9). Там находился ковчег завета во время его пленения филистимлянами (1 Цар 5. 1-12). Царь Давид, изгнанный из окружения царя Саула, скрывался в Г. (1 Цар 21. 10-15) и затем поступил на службу к филистимскому правителю Г. Анхусу (1 Цар 27. 6). Библейское выражение «не рассказывайте в Гефе» было изначально связано с оплакиванием Давидом погибших в бою Ионафана и Саула (2 Цар 1. 20; ср.: Мих 1. 10). Впосл. воины из Г. упоминаются среди наемных воинов Давида (2 Цар 15. 18-23), а Аведдару Гефянину (2 Цар 6. 10) был доверен ковчег завета на 3 месяца, до его переноса в Иерусалим (2 Цар 6. 10-11; 1 Пар 13. 13). В 1 Пар 18. 1 говорится о завоевании Филистии Давидом (ср.: 2 Цар 8. 1), однако войны за Г., территорию к-рого контролировали цари Иудеи, продолжались и в эпоху разделения царств. Стены Г. были укреплены Ровоамом (2 Пар 11. 8), хотя впосл. Г. отобрал у Иудеи Азаил Дамасский (4 Цар 12. 18). Затем он был отвоеван у филистимлян при царе Озии (2 Пар 26. 6). Прор. Амос в сер. VIII в. до Р. Х. говорит о Г., вероятно, как об уже разрушенном филистимском городе (Ам 6. 2). Позднее пророки не упоминают о Г. даже в списках филистимских городов (Иер 25. 20; Соф 2. 4; Зах 9. 5), но он перечислен в надписи Саргона II, царя Ассирии, в списке покоренных им городов в кампанию 712/1 г. до Р. Х. против Азури, царя Ашдода (ANET. N 286). До сер. ХХ в. археологи, включая У. Ф. Олбрайта , отождествляли с Г. совр. Телль-Шейх-Ахмед-эль-Арейни, к северу от совр. Кирьят-Гат ( Albright. P. 6-12). Олбрайт искал Г. южнее Аккарона, опираясь на известие о возвращении земель «от Аккарона и до Гефа» (1 Цар 7. 14). Однако раскопки 1956 и 1961 гг. под рук. С. Йейвина на Эль-Арейни показали, что в эпоху филистимлян это место не заселялось (EAEHL. Vol. 1. P. 89-97). Вскоре Дж. Э. Райт выдвинул новую версию отождествления, указав на Тель-Сера (араб. Телль-эш-Шария) еще дальше к югу, вдоль р. Герар, на самом краю пустыни Негев ( Wright. P. 80), где раскопками Э. Орена в 1972-1976 гг. были вскрыты следы значительного поселения филистимской эпохи (EAEHL. Vol. 4. P. 1059-1069).

http://pravenc.ru/text/164919.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Печаль, печальный Печаль – это противоположность ⇒ радости; настроение, вызванное душевным бременем, которое может вести как к спасению, так и к гибели ( 2Кор. 7:10 ). По своей природе П. связана с нарушением отношений с Богом, т.е. с грехом. ⇒ Страдание, страдать. I. Состояние П. в книгах ВЗ: 1) поводом к П., служащей к спасению, у человека благочестивого всегда было осознание собств. греха ( Пс. 6:2.8 ; Пс. 37:5–7 ) и греха его народа ( Неем. 8:9 ). Так, пр. Иезекииль печалился вместе с пересел. в Вавилон евреями ( Иез. 3:15 , в Синод. пер. – «провел ... семь дней в изумлении»), страдавшими от кары Божьей за грехи свои и своих отцов. Особым поводом к П. была утрата Иерусалима ( Неем. 2:1–3 ), потому что вместе с ним был утрачен и храм как место, где можно было взывать к Богу, приносить Ему жертвы и поклоняться Ему. Отказ в благословении тоже можно рассматривать как Божье наказание; это усугубляло П. Анны по поводу ее бесплодия ( 1Цар. 1:5.7 ). П. страдающих, которые, подобно Иову, не понимают своего положения или полагают себя забытыми Богом ( Пс. 41:10 ), остается праведной до тех пор, пока страждущие, несмотря ни на что, ищут Бога. Такая П. подвигает Господа к вмешат-ву, поскольку Он желает для верных Своих не П., а радости. Поэтому избавл. Господом пребудут в радости, и П. удалится от них ( Ис. 51:11 ), а пришедший Мессия утешит сетующих ( Ис. 61:2.3 ); 2) Библия говорит и о таких случаях, когда П. и страх, ставшие следствием суда Божьего, не ведут к очистит. покаянию ( Иез. 31:15 ; Ос. 10:5 ; Ам. 8:10 ). II. Состояние П. в НЗ: 1) сердца учеников опечалились, когда Иисус сказал им, что идет к Отцу ( Ин. 16:6 ). Эта весть так отяготила их, что они уснули от печали ( Лк. 22:45 ). Но Господь уже дал обетование, что их П. обратится в радость ( Ин. 16:20 ). Ученики опечалились и при известии о том, что среди них есть предатель ( Мк. 14:19 ); опечалился и Петр, когда Иисус в третий раз задал вопрос, любит ли он Его ( Ин. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Трудность истолкования отдела усматривается тотчас же, как только мы сопоставим по содержанию и взаимной связи его отдельные стихи между собою и с другими мыслями книги. Эти сопоставления дадут ряд следующих неясностей: а) стих 8 заключает в себе два между собою непримиримые предсказания. В первой половине его пророк предрекает, по-видимому, полное истребление с лица земли грешного царства: «вот очи Господа Бога на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли». Вторая половина – содержит непонятную рядом с пророчеством, первой половины оговорку: но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. б) Помимо внутреннего противоречия, стих 8 является совершенно неожиданным после предшествующего 7 ст., не будучи с ним связан логически и материально. Вопрос ст. 7-го, по-видимому, не вызывает угрозы, заключающейся в ст. 8. в) В ст. 8 – предрекается погибель одному царству израильскому, тогда как по словам самого же пророка ( Ам.2:4, 5; 6:1 и особенно Ам. 3:1 ) божественный суд распространится и на Иуду в такой же степени, как и на Израиля. г) Пророк в 8–10 ст. различает праведников и грешников и говорит о помиловании первых, тогда как несколькими стихами выше (1–4 ст.) предрекает, что весь народ, даже те, которые пойдут в плен сделаются жертвами божественного гнева. д) В стихе 9 говорится о рассеянии Израиля среди всех народов земли, между тем в Ам. 2:13–16; 3:11; 5:27; 6:14 пророк называет один народ орудием божественного суда. е) День Иеговы, по изображению пророка ( Ам.5:18, 20; 6:3 ), для легкомысленного Израиля будет днем тьмы и бедствия; по стиху же 11 главы 9-й в этот день будет восстановлено во всем величии царство Давида, a по связи с ним, стало быть – и царство Израиля. Представление, что все в конце концов завершится в истории Израиля к лучшему ( Ам.9, 8–15 ), не согласуется с предсказанием, много раз повторенным в книге и с особенной силой выраженным в Ам. 9:1–4 о погибели всего народа, впавшего в грех отступления. ж) На протяжении всей своей книги пророк выдвигает вперед идею божественной справедливости, – и обходит молчанием царство правды при новом положении вещей, говоря только о материальном процветании и земном счастье Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010