Пророк приглашает египтян и филистимлян в свидетели тех бесчинств и притеснений, которыми навлекают на себя вину знатные Самарии ( Ам.3:9 ): они позорным насилием и грабежом ( Ам.3:10 ), обманчивой торговлей ( Ам.8:5 ), и несправедливым взяточничеством с бедных ( Ам.5:11 ) приобретают богатства, строят роскошные дома, покупают дорогие виноградники, проводят жизнь в роскоши и изнеженности ( Ам.6:3–6; 3:12 ). Их высокомерие ( Ам.6:8 ) и упование на собственную силу ( Ам.6:13 ) сами по себе мерзость перед Иеговой; но к этому присоединяется и то, что знатные не заботятся о несчастии народа ( Ам.6:6 ), что они насмехаются над Богом, доставившим им победы над египтянами и аморреями ( Ам.2:9,10 ), блудодействуя в доме Божием, – вопреки всякому праву ( Исх.22:26,27 ) удерживают у себя заложенные одежды на ночь, возлежат на них и пьют вино, взыскиваемое с обвиненных, в доме богов своих ( Ам.2:7,8 ), – принуждают назореев к вину, а пророков к молчанию, хотя и те и другие даны им от Бога ( Ам.2:11,12 ). Даже их жены поступают подобным образом и побуждают «своих господ» к притеснению бедных для получения средств к роскоши ( Ам.4:1 ). Особенно обличает пророк Амос правовые стремления знатных, которые обращают право в отраву ( Ам.5:7,10 ) и пользуются подкупом в ущерб бедным и правым ( Ам.5:12 ), хотя неправый суд так же неестественен и бессмыслен, как если бы вздумал кто пахать скалу волами ( Ам.6:12 ). Но есть также дела, которые сами по себе законны, и в тоже время суть постыднейший произвол, – именно, если кто-либо в силу своего права из-за ничтожной вещи делает должников несчастными: «они продают правого за серебро и бедного за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных ( Ам.2:6,7 ср. Ам.8:4,6 ). Не поколеблется ли от этого земля, восклицает пророк? взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река египетская» ( Ам.8:8 ). Но если нравственный проступок через то особенно становится грехом, что он понимается как проступок по отношению к Богу, то к виновности израильтян присоединяется, как отягчающее вину, то обстоятельство, что они, не смотря на свою нравственную испорченность, вовсе не сознавали себя стоящими в противоречии к требованиям Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

VII. Пророчество о Христе Иисусе Ам.9:11 . VIII. Разделение Пророчество сие разделяется на три части: В первой части содержится суд Божий на язычников, – от гл. 1 до 2, ст. 4 ( Ам.1–2:3 ) именно же: 1) На Дамаск, Газу, Тир, Идумею и на Аммонитяны. Ам.1 . 2) На Моавлян. Гл. 2 ст.1,4 ( Ам.2:1–3 ). Во второй части суд Божий на колено Иудино, и на десять колен Израильских – гл. 2 от ст. 4, до гл. 9 ст.11 ( Ам.2:4–9:10 ), где: 1) На колено Иудино и на Израиля. Ам.2 :4с до конца. 2) Жесточайшее угрожение Израилю. Ам.3:1–7 . 3) Злоключения, откровенные пророкам и от них возвещенные. Ам.3:7–12 . 4) Немногих исторжение. Ам.3 :12с до конца. 5) Укорение за насилие, идолопоклонство и непокаяние. Ам.4:1–12 . 6) Призывание к покаянию. Ам.4 :12с до конца. 7) Призывание Израиля ко исканию Бога, укоризна за непокаяние, отвращение от зла и лицемерного Богопочитания. Ам.5 . 8) Объявление наказания тем, которые на свою силу и на помощь других надеются. Ам.6 . 9) Бедствие от саранчи и огня; прообразование опустошения; обвинение от Амасии Амоса; ответ Амосов. Ам.7 . 10) Сосуд птицелова; грехи опустошением и гладом наказуемые. Ам.8 . В третьей объявление наказании, и приложенное обещание благодати и избавления. Ам.9 . VII. Места особливого примечания достойные Ам.4:6,7,12; 5:10,21–24 ; гл. 8:11,12. § 39. О Книге пророка Авдия I. Надписание У евреев Обадиа, а у греков надписывается βδου, Авдий. II. Писатель Авдий. – Должно знать: 1. Знаменование его имени, – которое значит слуга Божий. 2. Род. О нем нам неизвестно. 3. Звание. От Бога непосредственно учинен пророком; пророчествовал не только в Палестине между Иудеями, но и против Едомлян. Вероятно, что во время Ахаза царя Иудейского ( Авд.1,10–19 ), и потому его не должно почитать заодно с теми, которые тем же именем называются. 3Цар.18:3 ; 1Пар.3:21; 8:3 ; 2Пар.17:7; 24:12 . III. Случай Расин царь Сирский и Факей царь Израильский вознамерились разорить и разделить между собою царство Иудейское ( Ис.7:4–6 ). По разбитии Ахазова войска Идумеяне присовокупились к неприятелям Иудейского народа, и от полуденной страны напали на Иудею ( 2Пар.17:6–17 ); снеси Авд.10–14 . И так, чтоб Иудеи для сего случая или вовсе не отступили от своей веры, или бы не поколебались во оной, то Авдий во утешение их свидетельствует, что хотя Идумеи имеют ныне счастливые успехи, но вскоре погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Сначала эта гроза касается трех соседних народов: сириян за их неслыханпую жестокость над галаадитянами (см. 4Цар.10:32 и д. 4Цар.13:7 и 2Цар.12:3,13–5 ); филистимлян и финикиян, предавших эдомлянам иудейских пленников, которых эдомляне продавали купцам из южной Аравии, торговавших невольниками (ср. Иоиль.4:3 и д. 2Пар.21:16 и д. Авд.1:6–10 ). Потом гроза захватывает четыре родственные израильтянам народы: эдомлян за их непримирную вражду к родственному иудейскому народу, особенно открывшуюся при завоевании Иерусалима ( 2Пар.21:19 и д.) ( Ам.1:11,12 ); аммонитян за их бесчеловечие к галаадским женщинам (ср. 4Цар.8:12 ) ( Ам.1:13–15 ); моавитян за отпадение от Господа ( Ам.2:1–3 ) и останавливается наконец над царством израильским, за совершенное отпадение от Господа, открывающееся в подкупности судей, угнетении бедных, кровосмешении, нечестии ( Ам.2:4–8 ), грубом забвении божественных благодеяний ( Ам.2:9–10 ), ругательствах над законом Божиим и пророческим словом ( Ам.2:11,12 ): за все это постигнет их погибель, от которой никто не спасет их ( Ам.2:13–16 ). II. Грехи народа 3:1–6:14 Так как Израиль – избранный народ, то Бог потому и накажет его ( Ам.3:1,2 ). Господь уже дал познать Себя; землетрясение служит знамением, что Он хочет судить и наказать грешников ( Ам.3:3–6 ); поэтому теперь возвещают и пророки, что Господь имеет нечто в виду ( Ам.3:4–8 ). Суд должен наступить. Первая причина, вызвавшая его, есть своекорыстие, несоблюдающее права. Но Господь отнимет все приобртенное своекорыстием. Мало останется от народа и ничего от идолослужения, роскоши и пышности ( Ам.3:9–15 ). Вторая причина суда – ожесточение. Богатые самаряне (сытыя юницы), не отстают от своих неправд, от пьянства, лицемерной ревности к идолам, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, войною и землятресением ( Ам.4:1–13 ). Третья причина суда – презрение ко спасению. Пророк оплакивает Израиля, как потерянный навсегда народ; еще впрочем он мог бы жить, если бы искал Господа, Который все может.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В шестой главе так же, как и в четвертой, Пророк обличает вельмож иудейских и израильских, которые, надеясь на силу и обширность пределов своего государства, беспечно утопали в роскоши. Бедственная участь сильных соседственных народов ясно должна была показать им, как суетная надежда на собственные силы; но они, усугубляя свои пороки, думали, что день суда Божия над народами еще далек ( Ам.6:1–3 ). Далее Пророк живыми красками описывает роскошь и изнеженность израильтян, и говорит, что гнев Божий застигнет их внезапно: одни из них будут отведены в плен ( Ам.6:4–7 ), остальные будут истреблены врагами ( Ам.6:8–11 ) за то, что изменили закон правды и надеялись на свою силу, а не на помощь Божию ( Ам.6:12, 13 ). Вторая часть книги Пророка Амоса ( Ам.7–9 ) содержит в себе видения, означающие под разными символами разрушение царства израильского. Каждое видение вместе с речью, присоединенною к нему, составляет особое деление: главы 7, 8 и 9 составляют отдельное целое. В конце всего собрания ( Ам.9:11–14 ) пророчеств находятся обетования о восстановлении падшей Давидовой скинии. Таким образом, грозная проповедь Пророка оканчивается утешительными обетованиями. В 7 главе ( Ам.7:1–10 ) Пророк излагает видения, в которых Господь открыл ему тяжкие наказания, грозившие израильскому народу за нечестие. Первое видение об опустошении полей саранчою означало меньшее наказание ( Ам.7:1–3 ); второе видение огня пожирающего ( Ам.7:4–6 ) означало более тяжкое наказание; но, по молитве Пророка, Господь отвращает и то и другое наказание. Последнее видение самого Господа стоящего на стене, с адамантом (отвесом) в руке, и размеряющего разрушение стены, означало конечное определение Божие об истреблении царства, и Пророк не осмеливается уже просить Господа о помиловании народа. Господь угрожает неотвратимым бедствием как самому народу, так его капищам, высотам и дому Иеровоамову ( Ам.7:7–9 ). Свои видения Пророк возвестил народу в Вефиле, и это было причиною гонений против него вефильского жреца Амасии ( Ам.7:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.). Книга Амоса имела, по всей видимости, большое влияние и на книгу Иеремии. Вслед за Амосом, Иеремия пользуется понятием остатка применительно к другим народам: Иер 25:20 («остатки Азота»); Иер 47:4 («остаток острова Кафтора») (ср.: «остаток филистимлян» – Ам 1:8; «остаток Эдома» – Ам 9:12). Пользуется Иеремия и яркими образами книги Амоса (ср.: Иер 46:6 и Ам 9:1; Иер 25:30 и Ам 3:4; Иер 21:12 и Ам 5:6; Иер 46:7-8 и Ам 8:8; 9:5) .   В памятниках Кумрана Кумранские тексты по крайней мере дважды обращаются к книге пророка Амоса, предлагая толкование в духе эсхатологического мидраша. CD-A 7,14-16 интегрирует вместе два пророческих текста – Ам 5:26-27 и Ам 9:11 – и интерпретирует их так: «[Оставшиеся верными] бежали в северную землю. Как сказано: “Пошлю в изгнание скинию ( sikkut ) вашего царя и пьедесталы ваших изображений скинии Моей – в Дамаск”. Книги Закона – скиния Царя, как сказано: “Подниму скинию Давидову падшую”. Царь есть собрание, а пьедесталы ( kiyyun ) изображений и верность ( k ê w â n ) изображений суть книги пророков, чьими словами пренебрег Израиль» . Вариант, который цитируют кумраниты, неизвестен. Да и масоретский текст Ам 5:26-27, к которому мы вернемся в основной части работы, как известно, вызывает немало вопросов. Пока же отметим лишь, что автор кумранского текста цитирует книгу Амоса с единственной целью – убедить членов общины в оправданности отделения от Израиля. Автора не смущает даже то, что Дамаск и Иудейская пустыня, убежище кумранитов, находятся в разных направлениях от Иерусалима.

http://bogoslov.ru/article/1240583

В главе 8 Пророк изображает четвертое видение жатвенной конницы, которое означало, что грехи израиля созрели, мера беззаконий его исполнилась и следовательно, наказание за грехи неизбежно ( Ам.8:1–3 ). Пророк еще раз обличает ожесточение народа, его несправедливые поступки с бедными, его обманы в купле и продаже ( Ам.8:4–7 ), описывает тяжесть беззаконий израильтян и тяжесть наказания за них ( Ам.8:7–10 ) и угрожаете народу не гладом хлеба, не жаждою воды, по гладом слышания слова Божия ( Ам.8:11–14 ). В 9 главе Пророк изображает видение храма, разрушаемого по Божественному повелению и погребающего всех под своими развалинами. Это видение имеете тесную связь с последнею утешительною частью пророчества ( Ам.9:11–15 ), в которой содержатся обетования, относящиеся ко времени пришествия Христа Спасителя. Посему, нам нужно обратить особенное внимание на это отделение пророческой книги. Ам.9:1 . Видех Господа стояща на жертвеннице. Одни разумеют здесь жертвенник вефильский, устроенный по образцу законного жертвенника в храме иерусалимском ( Ам.3:14 . Исх.27:2 ); другое – алтарь всесожжения во дворе храма иерусалимского. Последнее мнение заслуживает более вероятия уже потому 1), что Пророк не говорит, какой именно алтарь, и тем дает разуметь здесь алтарь по преимуществу, или законный алтарь храма иерусалимского; 2), на алтаре стоит сам Господь; нельзя предполагать, чтобы Господь освятил Своим присутствием алтарь вефильский; 3) так же точно Господь со двора храма иерусалимского показывает в видении Пророку Иезекиилю беззакония царства израильского ( Иез.8:3–6 ). Как в 1 гл. ст. 2. Пророк изображает Господа судящим все народы в Иерусалиме: так и здесь из Иерусалима Господь дает глас Свой о судьбе царства Иудейского и израильского. Равно и под образом разрушающегося храма должно разуметь храм иерусалимский. Хотя главным предметом пророчества Амоса было царство израильское: но Пророк не опускает из вида и царство Иудейское; свою угрозу за три нечестья и за четыре обращаем не только к царству израильскому и народам языческим, но и к иудеям за то, что они оставили закон Господень и служили ложным богам ( Ам.2:4, 5 ), и в другом месте говорит, что он прорицает не только на дом израилев, но и на все племя, изведенное из земли египетской ( Ам.3:1 ); наконец, утешительная часть пророчества относится к тому и другому народу вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Действительно, Бог открыл Пророку тяжесть бедствий, угрожавших израильтянам за нечестие, в двух видениях: под образом саранчи и всепожигающего огня. Но Пророк молился за народ заблуждающий: Господи! Господи! милостив буди! Кто воставит иакова, яко мал есть ( Ам.7:1–7 )? И Господь помиловал израиль по молитвам Пророка. Наконец, последнее видение означало конечное истребление царства ( Ам.7:7–10 ), и Пророк уже не осмеливался просить Господа о помиловании народа. Господь сказал Амосу: Иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Лев возревет, и кто не убоится? Господь Бог глагола, и кто не проречет ( Ам.3:8 )? Следуя Божественному повеление, Амос оставил свои стада и, подобно Пророку, обличившему Иеровоама I за нарушение Божественного закона ( 3Цар.13:1 и д.), отправился прямо в Вефиль– главное место незаконного служения Иегове в царстве израильском 21 . Сюда, вероятно, особенно стекались ефремляне, как это видно из самого значения вефильского святилища, которое называется святилищем царя и домом царства ( Ам.7:13 ), то есть, главным храмом в царстве. Несколько времени Пророк проповедовал спокойно и, вероятно, его проповедь имела некоторое действие; Амасия жалуется Иеровоаму на Пророка: не возможете земля подъяти всех словес его ( Ам.7:10 ). Чем больше народ внимал словам Пророка, и чем далее разносилась проповедь его во израиле, тем большая опасность грозила господствующей религии и благосостояние жрецов золотого тельца. Посему, на защиту искаженной религии и собственных выгод восстал против Пророка жрец вефильский Амасия. Вероятно, он был главным жрецом при вефильском святилище, и потому считал своею обязанностью воспретить пророческую проповедь Амосу в Вефиле. Но он не осмелился употребить насилие против Пророка, и обратился с жалобою к Царю, чтобы он своею властно изгнал его из пределов израильских. Амасия, воспользовавшись тем, что Амос угрожал царству израильскому разрушением ( Ам.6:14 ) и близким падением дома Иеровоамова ( Ам.7:9 ), представлял Иеровоаму, что Пророк человек опасный и для царства и для самого Царя; потому что производит возмущение против него (развраты творит на тя Ам.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Но, не видя возможности исправления, Амос возвещает израильтянам, что они будут переселены за Дамаск ( Ам.5:18–27 ). Видения открывают ему судьбы народа образом более разительным, нежели откровения в слове, и для него самого и для тех, кому он сообщал их. Так, Амос видит, что саранча устремляется на поля и готова истребить на них всю траву, но по молитве пророка Иегова отменяет угрозу ( Ам.7:1–3 ). Амос возвещает это видение народу, который не обращает на него внимания, и пророк получает второе видение: огонь наполняет великую пучину и угрожает полю, которое окружает ее ( Ам.7:4–6 ). Ходатайство пророка и во второй раз избавило народ от гибели и суда. Но народ не раскаялся, и Иегова является в третий раз Амосу. Он держит в руке свинцовый отвес, опускает его в среду Своего народа и измеряет здесь стену, которая еще цела, но которую Он хочет разрушить. Он не истребит Израиля всецело, а определит с точностью, что будет разрушено и что должно быть оставлено, но Его решение неизменно ( Ам.7:7–9 ). Но народ и на это возвещение Амоса не обратился своим сердцем к Иегове. Четвертое видение пророка, стоящее в тесной связи с тремя предыдущими, возвещает, что наказание, свойства и несомненность которого пророку известны, не может долго замедлить; с Израилем происходит тоже, что со зрелыми плодами, которые не могут долее оставаться на дереве: их срывают и уносят ( Ам.8:1–3 ср. Ам.5:3,16,23 и Ам.6:9,10 ). Возвещая разрушение и гибель царства в ближайшем будущем, пророк говорит мимоходом и об отдаленном дне суда Божия над всеми народами, о дне Иеговы ( Ам.5:18 ), но не изображает этого суда подробно. Он находит мысль о дне Господа, как любимейшее представление весьма многих в народе, и изображает картину этого дня мрачными и прямо противоположными чертами, чем какими рисовал ее себе народ, – указывая на то печальное состояние, которое постигнет народы в этот день. Пророк Амос был послан с обличениями и угрозами к народу гордому и преступному, который за свои преступления должен будет иметь только весьма слабую долю в обетованиях, данных Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Всякое отклонение от этой истины независимо от того, в каких формах проявляется тут религиозное чувство, к кому оно направляется и как выражается, – есть ложь. В границах этого сопоставления законного почитания Иеговы и ложного культа современников пророка и ведут свою обличительную полемику против «богов иных». Израиль не имеет богопознания: он оставлял служение Господу ( Ос.4:10 ) и обратился к другим богам ( Ос.3:1 ) Кого же из «других богов» и как почитает Израиль? И как смотрят пророки Амос и Осия на это почитание? – Совокупность изречений из книг пр. Амоса и Осии дает такую картину идолослужения Израиля сев. царства. В Вефиле, Дане, Вирсавии, Галгале, Самарии, Массифе и на Фаворе ( Ам.3:14 ; 4:4; 5:5; 7:13; 8:14; Ос.4:15; 5:1; 9:15; 12:11 ) Израиль устроил святилища, капища с жертвенниками, настроил жертвенников на высотах ( Ам.2:8; 3:14; 7:9 , Ос.8:16; 9:1; 12:16 ) совершает жертвы и каждения ( Ам.4:4, 5 ; Ос.4:13, 14, 19; 8:13; 11:2; 12:11 и др.), устраивает паломнические странствования к святилищам ( Ам.4:4; 5:5 ; Ос.4:15 ). Предметами его религиозного почитания служат Ваал ( Ос.13:1 ) или Ваалы ( Ос.8:5, 6; 10:5–6; 13:2 ) в изображениях, сделанных из золота и серебра ( Ос.8:4; 13:2 ); также (как видно из Ос.3:4 ) терафимы, mazzeboth (срв. Ос.4:12 ) и ефод. Это было идолослужение Ваалам со всеми его языческими чертами: чувственными изображениями божества (телец), храмами, жертвами, сопровождаемыми пением и музыкой ( Ам.5:23; 6:5; 8:10 ), культовым персоналом (первосвященником – Ам. 7:10 ; срв. Ос.3:4 ), священниками ( Ос.4:4, 8; 5:1; 6:9 ), пророками ( Ос.4:5 ), может быть, с кедешами ( Ос.5:12–14 ) и богослужебными временами ( Ам.4:4; 5:21, 23; 8:5 ; Ос.7:14 . Ос.2:11; 9:5 ). Чисто языческим этот культ не был; он был формою религиозного синкретизма: под образом тельцов Израиль чтил Иегову. Какую же оценку с точки зрения понимания существа подлинных верований в Иегову дают пророки культу своих современников? Оценка их безусловна и категорична. Для обоих пророков религиозное служение Израиля есть по отношению к предметам его культа – бессмыслица по отношению к истинному богопочитанию – позор и бесславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В книгах Амоса и Осии вскрываются две истины. Первая истина выяснена пророками всесторонне там, где они прямо говорят об Иегове в духе строго-универсального монотеизма, где под углом зрения монотеистического учения обличают современный им религиозный синкретизм и требуют от Израиля беспредельного служения только Иегове, как единственному Богу 333 . Пророки учат об Иегове, как личности ( Ам.1:2 ; Ос.1:2, 4:1 ). Этот личный Бог является единственным Божественным существом, как единый Творец ( Ам.4:3, 5:8 и др.) и единовластный Бог человеческой истории ( Ам.19:7, 6:14 ; Ос.10:56, 13 ). Как таковому, Ему усвояются и те атрибуты, какие знает древняя история Израиля ( Ам.9:6 ; Ос.9:3 ; Ам.4:13 ; Ос.12:5 и др.). Отсюда, нужно признать, что такое представление пророков о единстве Иеговы есть не отвлечённый философский монотеизм, но непоколебимое убеждение, вытекающее из живого настроения верующего сердца пророков 334 . Особенно ярко вера в универсальное единство Бога выражена пророками в тех местах, где они касаются вопроса об отношения Иеговы к „иным богам“. В это случае оба пророка одинаково считают абсолютной формулу: рядом с Иеговой нет места никакому иному божеству 335 . Такая формула говорит нам, что вероучение пророков Амоса и Осии характеризуется строго универсальным монотеизмом. Вторая истина со всею полнотою раскрыта пророками в тех немногочисленных выражениях, где они говорят о святости Иеговы, обличая современников за преступное нарушение нравственных требований Его воли и призывая Израиля следовать нормам нравственного поведения, Иеговою узаконенным и единственно Ему угодным 336 . Нравственное состояние северного царства, как оно изображено пророками в их обличительных речах ( Ам.3:8, 10, 12, 15, 5:11, 6:6, 8:4, 6 ; Ос.12:78, 13:6, 10, 13 ), представляло крайне печальную картину сознательного попрания всех человеческих и божеских законов. И это наблюдалось, нужно заметить, не только среди народной массы; даже руководители народа – князья и священники погрязали в распутстве, и беззакониях ( Ос.4:8, 5:1, 6:9, 4:14, 7:4, 6 ; Ам.3:10, 5:7, 10, 11 ). Как результат всего этого обнаруживалось неисполнение закона, попрание его требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010