Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни. Пророк приглашает взыскать Господа ( Ам 5.4 ). В Ам 5.24 пророк говорит: «пусть как вода течет суд (mischfath) и правда (zedakoh), как сильный поток!. Пророк имеет в виду здесь, без сомнения, прежде всего сферу общественного и частного права, правду в смысле юридическом. Но понятия суд и правда выражают у пророка и нечто большее: пророк требует сострадания, милости, жалости (1–2), вообще не только добрых дел, но и настроения к добру, когда приглашает искать добра, а не зла, возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам 5.14–15 ). Касаясь собственно религиозной жизни народа, пророк обличает тех, которые «клянутся грехом самарийским и говорят жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию» ( Ам 8.14 ), а вместе с тем увещевает «не искать Вефиля, не ходить в Галгал и не странствовать в Вирсавию» ( Ам 5.5 ). Но народ в целом не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. Поэтому Амос возвещает суд Божий над народом. По слову пророка, наказание неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него ( Ам 9.2–4 ). Пророк составляет уже плачевную песнь о доме Израилеве: «упала, не встает более дева, Израилева! Повержена на земле, своей, и некому поднять ее» ( Ам 5.1–2 ). Наказание постигнет не только царствующий дом, что возвещено было Илиею и Елисеем, но все царство. Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу ( Ам. 3:14–15, 6:7–11, 9:1–4 ). Пророк возвещает, при этом, гибель дома Иеровоама от меча ( Ам 7.9 ), наступление разных физических бедствий ( Ам 6:10, 7:1–7, 8:8 ), пленение народа ( Ам 6:7 ) и переселение его за Дамаск ( Ам 5:27 ). В числе предстоящих народу бедствий пророк указывает с особенной силой лишение слова Божия и жажду слышания этого слова ( Ам 8:11–13 ). Сообщение слова Божия народу Израильскому было доказательством теократического избрания его, преимуществом народа пред другими и залогом его будущего величия. Таким образом, лишение слова Божия, которым угрожает пророк, равносильно отнятию преимуществ избранного народа и лишение его теократической будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Особенно же прогневали Бога Тиряне своим идолопоклонством и тем, что соблазняли, развращали им Евреев, ибо очень вероятно, что последние, будучи соседями и имея торговые сношения с Финикианами ( Иез. 27:17 ), заимствовали у Тирян Богомерзское поклонение Ваалу, гнусное и отвратительное служение Астарте (у Финикиан Ашера – тоже что Венера или Мелитта в Вавилоне), ужасное, с человеческими жертвами, служение Молоху и безнравственное – Адонису. Все это были Финикийские божества. Служение этим божествам было чрезвычайно распространено в царстве Израильском во времена Осии и Амоса, которые были современниками, а каково оно было, это мы уже видели, рассматривая книгу св. пр. Осии 15 . От Тирян – этих сластолюбивых и роскошных торгашей, Израильтяне, вероятно, заимствовали роскошь и те пороки, в которых обличает их св. пр. Амос. Вот почему Господь Бог чрез сего пророка угрожал Тиру 16 послать огонь на забрала (стены) его, и огонь поест основания его ( Ам. 1:10 ). Эту погибель предсказывали и другие пророки Исаия ( Ис. 23:1–18 ), Иеремия ( Иер.27:8 ; Иер.47:4 ), Захария ( Зах.9:3–4 ), а с особенною ясностью и живостью – Иезекииль (гл. XXVI-XXVIII.). „Вот я иду на тебя, Тир, (говор. Господь через Иезекииля) и подниму на тебя многие народы так, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира, и разрушат башни, его; и вымету из него прах его, и оставлю его голою скалою; местом для расстилания сетей будет он среди моря, и предан будет на расхищение народам. Вот я приведу к Тиру от севера Навуходоносора царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и с всадниками, и с толпою (спутников) и с многочисленным народом“. Далее св. пророк описывает самое взятие Тира Навуходоносором и плачь народов о его погибели ( Иез. 26:1–21 ). Тир был разоряем несколько раз, и несколько раз он восставал. Разрушитель царства Израильского, Ассир. царь Салманассар, взял (ок. 723 до Р. X.) Тир, но большая часть жителей его удалилась на небольшой остров (на скалу) вблизи пред городом, и там построила новый Тир.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пс.136:5 .  Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; Пс.136:6 .  прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. «Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Поставить Иерусалим... во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью. Пс.136:7 .  Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию ( Ам. 1:11 ; Авд. 1:10–15 ). Пс.136:8 .  Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Пс.136:9 .  Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! У пророка Исаии ( Ис. 13:16–18 ) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими. Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С приближением «полноты времени» (Гал 4. 4) выражение «день Яхве» начинает приобретать новый смысл, хотя «горизонт» этого дня первоначально не выходит за рамки Израиля. Мессианские ожидания рождают в народе надежду на новые времена, когда Израиль будет избавлен от тяжелых испытаний и достигнет земного благоденствия. Эти времена ассоциируются в народе с «днем Яхве». Народ верит, что он войдет в этот «день» с полным правом, без всяких условий, ибо он - народ, избранный Богом. Однако пророкам такие чаяния представляются опасными иллюзиями, к-рые могут привести к горькому разочарованию: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет...» (Ам 5. 18). Пророки идут наперекор народным чаяниям и указывают, что «день Яхве» станет светом лишь для остатка Израиля, только для тех, кто на деле проявит верность Яхве, Который «в тот день… будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего...» (Ис 28. 5). Действие «дня Яхве» скажется и на языческих народах. Из дня суда и гнева Господня, каким он был для них в течение долгого времени (Соф 2. 4-15), этот день превратится в день возвращения язычников к Богу, Который даст «народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф 3. 9). Эсхатологическое завершение истории ветхозаветное Откровение описывает также через призму «дня Яхве», к-рый наступит в конце времен. О некоем «конце» уже начинает возвещать прор. Иезекииль: «Вот день! вот пришла, наступила напасть!» (Иез 7. 10). У прор. Даниила присутствует тема не только «последних времен» (Дан 8. 17; 11. 35, 40), но и пришествия Сына Человеческого: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство… владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). Пророчество Даниила фактически было повторено на суде синедриона Самим Иисусом Христом: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64). Новый Завет о В. п.

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Сказано: «если он жаждет (враг твой. – О.С.), напой его водою» ( Притч. 25, 21 ); и еще: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10, 42 ). Чувство жажды, и особенно духовной, по-настоящему мы сможем удовлетворить только в Царствии Небесном. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22, 1 ); и еще: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4, 14 ). По прогнозам политологов, войны XXI века будут вестись за водные ресурсы и северные регионы планеты – и это обусловлено всемирным потеплением. Особый интерес у мировой финансовой элиты вызывает озеро Байкал, которое и пытаются отторгнуть от РФ, включая «проект Байкал» во всевозможные международные и зарубежные проекты. Десятки, если не сотни, организаций обосновались на берегах этого северного чуда. Проблемы с чистой питьевой водой по-прежнему волнуют многих и многих людей. «Был странником, и не приняли Меня» ( Мф. 25, 43 ). Люди, нуждающиеся в жилье, – еще одна серьезная проблема современности. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» ( Ис. 5, 8–9 ). Искусственное завышение стоимости жилья, вытеснение малоимущих людей за пределы мегаполисов; «черные риэлторы», действующие по наводке милиции и социальных служб, вывозящие пожилых и одиноких людей прямо живьем на кладбища или в крематории, – все это реальность наших дней. Сказано у пророка Амоса: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» ( Ам. 6, 11 ). – То есть, нечестивый бизнес на жилье будет обречен на уничтожение в День Господа. Бездомными в современной России являются: дети-беспризорники, бомжи, дети, занимающиеся проституцией (ради куска хлеба), и пожилые люди, изгнанные детьми или внуками умирать на улицу. По разным оценкам, от трех до пяти миллионов взрослых россиян и от двух до пяти миллионов бездомных, беспризорных детей не имеют постоянного жилья в РФ.

http://radonezh.ru/analytics/o-chem-nas-...

Согласно кармическим представлениям, то, что происходит с вами, обусловлено вашими проступками или заслугами — в этой или в предполагаемых “предыдущих” жизнях. Сопоставим это с тем представлением, которое мы находим в Библии. Бог Библии — это промыслитель. Он не только создал мир, но и поддерживает его в бытии; не только дал начало истории, но и направляет ее к предопределенной Им цели. Псалмопевец говорит о Боге: С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их (Пс 32:13–15,18–19). Еще более отчетливо это свидетельство о Боге, Который заботится и о самых малых из Своих созданий, звучит в Евангелии: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф 10:29,30). Для людей Священного Писания все, что происходит в их жизни, есть проявление Божьего промысла — Его заботы, Его спасения или Его грозного суда: ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит (Пс 74:7,8). Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам 3:6). Один из древних учителей Церкви, Василий Великий, говорит: “Ничто да не приводит тебя к неверию. Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность, или не добрый час. Это слова людей невежественных. Не две ли птицы ценятся ассарием, и ни едина от них падет без воли Божией (Мф 9:29)? Сколько волос на голове? Ни один из них не забыт. Видишь ли Божие око, как ничто, и самое малое, не избегает Его надзора?”. Один из западных катехизисов выражает общую всем христианам веру в Божий промысел такими словами: “Божье Провидение это всемогущая и вездесущая сила Божья, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность, — все это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его”.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Судя по всему, мятежники пытались опрокинуть белорусскую власть в течение нескольких дней: с 9 по 12 августа. Обстановку осложнил саботаж работников белорусского телевидения, где, само собою разумеется, также оказалось немало козлов: народ вовремя не увидел видео-кадры, на которых бесчинствующие толпы атакуют отряды ОМОНа. Это, к слову, и до сих пор оказывает своё негативное воздействие на общественное сознание. Пропагандисты из козлиного «класса» патетически вопрошают: разве «протестующие» били стёкла, грабили магазины, поджигали машины? Они, мол, «мирно» противостояли милиции, которая встала на сторону «узурпатора» и «самозванца». Вот то-то и оно, что это были не обыкновенные беспорядки, которых немало происходит даже в «цивилизованной Европе»: мятежники были заряжены на то, чтобы смести власть... Они говорят о себе как о «белорусском народе», хотя многими исследователями, журналистами, публицистами, блогерами этот вопрос освещался не раз: участников беломайдана – не более 10% населения. К тому же поначалу в массовые незаконные акции было вовлечено немало граждан из числа растерявшихся овец, напуганных фейками о насилии со стороны милиции, которые затем довольно быстро отошли от участия в беломайдане. Но, безусловно, мятежники являются с точки зрения эсхатологии народом: народом «князя мира сего», то есть эсхатологическими козлами, для которых, как и для их «отца», ложь является «нормой жизни». В последнее время появились статьи, в которых авторы, выступающие вроде бы с патриотических позиций, наперебой обвиняют Александра Лукашенко в том, что он провалил молодёжную политику, допустил появление движения с фашистскими бчб-флагами... Если авторы – люди далёкие от веры, то такого рода позиция не удивляет, поскольку мыслят они в этом вопросе, как правило, довольно поверхностно: все люди, мол, будут хорошими, если «воспитывать как следует»… Они не знают или слышали, но не вникали в суть дела: именно «хорошо воспитанные» люди кричали Понтию Пилату «распни Его!». Не отрицая важность воспитания, заметим, что как бы ни воспитывали человека, но всегда каждый сам делает выбор: быть наглым козлом или кроткой овцой. Чаще всего, в окружении человека с пелёнок находятся и овцы и козлища. А если родители умышленно оберегают своё чадо от контактов с эсхатологическими овцами, то здесь уже ничего поделать нельзя и никакой учебник истории дело не поправит. Да и Священное Писание предупреждает о появлении поколения обречённых: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: " жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию! " – Они падут и уже не встанут» (Ам. 8: 11-14).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/27/os...

Три отрока сказали: “Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка… ни всесожжения, ни жертвы… ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Хотя местность была обширна, но ни храма не было, ни города Иерусалима, поэтому иудеи не совершали жертвоприношений. Так же поступал и Даниил, сказавший: “В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца… я видел видение”(Дан. 10, 2–4, 7.). Пойми: он не совершал пасху, потому что в дни опресноков иудеям нельзя поститься. Даниил, начав поститься с третьего дня первого месяца, то есть в дни опресноков, постился 21 день; в четырнадцатый день первого месяца иудеи совершали пасху, — получается, что Даниил постился еще 7 дней и 3 дня после пасхи; но иудейским законом не позволялось совершать пасху, постясь. Почему же эти нечестивые и беззаконные еретики осмеливаются и пасху, и жертвоприношения совершать вне храма и вне Иерусалима? Изначально Бог не благоволил к их жертвам, ибо Бог сказал через пророка: “Жертвы и приношения Ты не восхотел; уготовил Мне тело; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о Мне”(Пс. 39, 7–8.). Послушай, что говорит пророк: “Жертвы и приношения Ты не восхотел, уготовил Мне тело”, — это говорится о Теле Владыки Христа, общей вселенской жертве, Которой Бог очистил наши души, потопил грехи и победил смерть. “Тогда, — говорится далее, — Я сказал: вот, иду”. Христос ясно говорит: “вот, иду”. И чтобы не подумали, что Он не Бог, Христос сказал через пророка: “в свитке книжном написано о Мне”. То есть: в древности Мое пришествие предсказали пророки и в начале Писания они приоткрыли людям мудрость о Моем Божестве. И еще сказано: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих… Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои”(Пс. 49, 9, 13–14.). И еще: “Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный”(Пс. 50, 18–19.). Другой пророк говорит: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). Господь говорит через Иеремию: “Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«Что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?.. его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это суета!» ( Еккл. 2:22–23 ). «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» ( Еккл. 4:4 ). Труд должен был сделать человека владыкой мира ( Быт. 1:26 ), а сделал рабочим, рабом. И в горьких трудах теперь умирает человек. Или возьмём семью – «полынь» греха сделала и её из эдема адом. Прекрасное обращается в ужасное. Горечь плотских половых страстей, блуда, разваленных семей отравляет все общество. Атеизм, пресловутая свобода от Бога, равноправие мужчин и женщин, истолкованное как свобода друг от друга, подобно звезде «полынь», упав на семейные отношения, развалили их. И пьют люди горькие воды блуда, разводов, абортов, безотцовщины... Боже, сохрани нас от сей «полыни», не лиши потоков чистых! Четвертый трубный глас Откр.8:12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Катастрофы нарастают и обретают космический вселенский характер. Теперь потрясается уже не только земля, но вся солнечная система и звездные миры. Подобное возвещали ещё древние пророки. Иоиль: «Потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» ( Иоил. 2:10 ). Амос: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» ( Ам. 8:9 ). Святой Иоанн видит, как повреждаются светила, и можно представить, что сила их света уменьшится на третью часть. Уму непостижимо, какие великие изменения должны для этого произойти в Солнце и звездах! Но далее Иоанн пишет не об ослаблении силы света, а о сокращении освещения дня и ночи на треть. Это соответствует особенно пророчеству Амоса, который говорит, что солнце уже в полдень зайдет и остальная часть дня будет во тьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010