« Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили » (ст. 4). Жизнь призванных из язычников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишенные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идолам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: « не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних » (Ам. 8:11). Конечно, и для иудеев Вавилон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отношении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: « вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире » (Ефес. 2:12). Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божественному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благочестивых. « Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них » (ст. б). Голод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, рабствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим–то голодом угрожал Бог иудеям: « пошлю », говорит Он, « на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды » (Ам. 8:11). « Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их » (ст. 6). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляемые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутешному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою милость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Глава 1 1. Надписание. 2–5. Возвещение суда Божия сирийцам. 6–8. Суд Божий над филистимлянами. 9–10. Суд Божий над финикиянами. 11–12. Суд Божий над Едомом. 13–15. Суд Божий над сынами аммоновыми. Ам.1:1 .  Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слы­шал в виде­нии об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израиль­ского, за два года перед­ землетрясе­нием. В надписании указывается происхождение пророка и время его деятельности. – «Слова... которые он слышал в видении»: с евр. точнее должно передать: которые он видел (chazah), т. е. видел духовными очами. В тексте слав., соответственно LXX, начало надписания читается отлично от еврейского, именно: «Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме». Кирилл Александрийский вместо имени Кариафиарима читал Аккарим. Блаженный Феодорит объясняет греч. т. в том смысле, что, происходя из Фекои, Амос получил призвание к прор. служению в Кариафиариме. Но лучше согласиться в понимании ст. 1 с блаж. Иеронимом, который добавление греч. текста считает простой ошибкой. Ам.1:2 .  И сказал он: Го­с­по­дь воз­гремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила. В ст. 2-м указывается предмет пророчеств Амоса – возвещение суда над землею. По изображению пророка на Сионе, где обитает Господь, как бы раздается гром, несущий всюду гибель. Желая обозначить степень бедствия, пророк говорит: «и иссохнет вершина Кармила». Гора Кармил находилась на севере страны, на берегу Средиземного моря при устье Кисона ( Нав 19.26 ; 3Цар 18.19 ). Она была богата растительностью и хорошими пастбищами. Растительность покрывала Кармил даже и тогда, когда всё засыхало вокруг. Возвещая, что иссохнет вершина Кармила, пророк желает указать на необычайность бедствия, а также дать мысль о том, что особенно пострадает от этого бедствия северная часть царства. Как бывший пастух, Амос отмечает скорбь пастухов при погибели пастбищ. – Из дальнейшего видно, что о громе и засухе пророк говорит в смысле не собственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! ( Ис.5:22–23 ). 15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет ( Ис.33:15–16 ). 16. Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий ( Ам.2:6 ). 17. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных ( Ам.5:12 ). 18. Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда! ( Мих.3:11 ). 19. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело ( Мих.7:3 ). Книги Нового Завета 1. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его ( Мф.26:14–16 ). 2. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство , злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:21–23 ). 3. Волхв Симон предлагал апостолам взятку за дар Святого Духа: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги ( Деян.8:18–20 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-vzyatkah-i-ko...

Удивительно, что в столь мирное, стабильное время неожиданно для правителей Израиля прозвучали грозные речи Амоса, провозгласившего окончательное Божье решение — Израиль, Северное царство десяти колен-потомков Иакова, должен погибнуть. Безвозвратно, навсегда. Господь через Амоса говорит: не пощажу , а вернее — не отзову (судебного вердикта): . Чем конкретно был вызван это Божий гнев? Социальной несправедливостью и коррумпированностью правосудия. Социальная несправедливость. Пророк резко обличает все социальные язвы своего времени: взяточничество, насилие над попадавшими в долговую кабалу бедняками, ростовщичество, спекуляцию и другой коммерческий обман. Обличает религиозное лицемерие тех людей, которые разбогатели за счёт жестокого обращения с ближними, богачей-гедонистов, которые «на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (2:8) и пьют вино, взыскиваемое с бедняков в результате судебных тяжб. Притесняющие бедных забыли, что земля Израиля принадлежит в равной мере всем потомкам Иакова. Причиной катастрофы, предвозвещённой Амосом, был грех ожесточения к ближнему, грех нежелания придворной знати, князей, военачальников, жречества и купцов проявить милосердие и братолюбие к народу земли, к беднякам. В общем, социальная несправедливость: «Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:10). Коррумпированность правосудия . Судьи, призванные судить народ по закону, часто руководствовались собственной корыстью и выносили решения не по справедливости, а в пользу богатых беззаконников. Плата за такие услуги не была велика: судьи продавали «бедного за пару сандалий» (2:6). Очень часто бедняк оказывался в долговом рабстве именно по решению корыстолюбивых судей, присуждавших его к этому за неуплату ростовщику непомерно выросшего долга. Бесспорно, социальные преступления совершались везде и всегда, во всех обществах. Но их не должно было быть в израильском обществе — в нём правовые отношения должны были строиться на основе солидарности и любви к ближнему: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Господь через Своего пророка объявляет грядущее наказание правителям и богачам и обслуживающим этих властных богатеев продажным судьям: «За то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите дома из тёсаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берёте взятки и извращаете в суде дела бедных» (Ам. 5:11–12).

http://bogoslov.ru/article/6174492

Ис.22:5 . Ибо день смяте­ния и по­прания и замеша­тель­ства в долине виде­ния от Го­с­по­да, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. «Дочь народа моего», т. е. мои соотечественники, жители разных городов Иудеи. «Ломают стену» – по всей вероятности, сами жители Иерусалима, для того, чтобы, по местам, возвести новые стены, взамен обветшавших. «На горы» – по чтению Condamin " a – на гору. Стена Иерусалимская тянулась под горой, на которой стоял храм. Теперь крики работающих внизу города так громки, что достигают до вершины Сионской горы и мешают отправлению богослужения в храме. Ис.22:6 . И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. «Елам» – жители Ассирийской области см. Ис.21:3 . «Кир» – также область, принадлежавшая Ассирийскому царству (ср. Ам.1:5 ; Ам.9:7 ), а не Армянская область на р. Кире, потому что Кавказ и Армения не были подвластны Ассирии. «Обнажает щит» – вынимает его из особого чехла (ср. Цезаря de bello gall. II, 21). Ис.22:7 . И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстро­ились про­тив ворот, Ис.22:8 . и снимают по­кров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. «Покров Иудеи» – прикрытия, ограждения, защищавшие Иерусалим, крепости, в которых находились еврейские гарнизоны ( 2Пар.17:12 ; 2Пар.27:4 ). «И ты» – Иерусалим. «Дом кедровый» – цейхауз или арсенал, где хранилось оружие еще со времен Давида ( 3Цар.2 и сл. 3Цар.10:17 ). Ис.22:9 . Но вы видите, что много про­ломов в стене города Давидова, и собираете вóды в нижнем пруде; Ис.22:10 . и отмечаете домы в Иерусалиме, и раз­рушаете домы, чтобы укрепить стену; Ис.22:11 . и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. «Но» – правильнее: и. «Вы видите» – т. е. обращаете особенное внимание на непорядки в охране города, тогда как – говорит пророк далее – не это должно бы более всего вас озабочивать, а другое – именно испрошение себе прощения и защиты у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Иезекииль в видении о Тире упоминает об исполнении этого Навуходоносором, говоря: «окружит тебя укреплениями и сделает насыпь вокруг» ( Иез26:8 ), и еще: Навуходоносор, царь вавилонский, поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго, и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, еюже работа Мне нань ( Иез29:18 ), потому что войско его сделало насыпь для взятия Тира, который прежде был островом. То же сделал, как говорит история, и Александр Македонский, превратив остров в полуостров, что греки называют χερρονηεον (или Χερσνησον). Тир значит напасть или стесняющий, и всякое превратное учение стремится овладеть истиной и заключить ее в пределы земного разумения. Он не вспоминал о союзе с братьями своими, – о том, что мы должны от буквы восходить к духу, от земного к небесному, и что нам заповедано трояко записывать священное Писание в сердце нашем. Пошлет же Бог на все укрепления Тира огонь, который пожрет не только стены, но и укрепления его. О плене Соломона, вместо чего в еврейском стоит полный и совершенный, мы выше ( Ам.1:6 ) сказали. Ам.1:11–12 . Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не отвращу его, потому что он преследовал брата своего мечом, нарушал милосердие в отношении к нему, удерживал ярость свою, сохранял гнев свой до конца. Пошлю огонь на Феман и пожрет здания Восры. LXX: Так говорил Мелхом: за три беззакония Идумеи и за четыре не отвращусь от них, потому что они преследовали брата своего мечом, оскорбляли утробу на земле, и он хранил в свидетельство ужас свой, и рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь на стенах Раввы, и пожрет основания среди крика в день брани, и содрогнется в день кончины своей. И пойдут цари в плен, – жрецы их и князья их князья их вместе с ним, говорит Господь. Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Наас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти ( 1Цар11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В этих документах мы остановимся на рассмотрении частностей. Правда, сосредоточение на частностях утомляет; но это является необходимым в интересах предпринятого нами исследования. Начнем с частностей в книге пророка Амоса, отчасти нам уже известной. Многочисленные и ясные указания пр. Амоса на Пятикнижие заслуживают тем большего внимания и имеют тем большее значение, что пророк этот, хотя и происходил из Иудеи, был послан для проповеди в царство Израилево, отделившееся от дома Давидова и отступившее от Иеговы. Указания на Пятикнижие в проповеди названного пророка свидетельствуют, что и в Израиле, задолго до времени царя иудейского Иосии, были известны писания Моисеевы. Познакомимся с этими указаниями. Так Ам. 2:6–8 , пророк, обличая Израильтян за преступления, говорит, что они продают правого за серебро и бедного за пару сандалий, что они возлежат на одеждах, взятых в залог. Но эти преступления суть нарушения законов, изложенных в Пятикнижии, именно Исх. 22и Втор. 27:19 , что свидетельствует о существовании во дни пр. Амоса и кн. Исход и последней части кн. Второзакония, каковые части Пятикнижия относятся современной критикой к периоду времени после царя Иосии, а кн. Исход – даже ко времени после пленения вавилонского. Далее, пророк, называя бедствия, которые должны постигнуть Израиля, если он не прекратит своих беззаконий, говорит, между прочим: вы построите домы из тесанных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить ( Ам. 5:11 ). Но не есть ли это воспроизведение слов находящихся во Второзаконии, в последней его части: дом построит, а не будешь жить в нем; виноградник насадишь – и не будет пользоваться им ( Втор. 28:30 ). Точно таким же воспроизведением сказанного во Втор. 28:40–52 нужно считать слова пророка в 6:14. У пророка именно значится: вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне, а в 23 гл. Второзакония мы читаем: пошлет на тебя Господ народ издалека, и будет теснит тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господ Бог твой дал тебе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Однако если принимается термин “визионер”, что видит Амос? Во-первых, множество саранчи; затем свинцовый отвес; наконец, корзину со спелыми плодами (Ам 7:1-9; 8:1-3): не что-то великое! Но психологически для него эти видения – определяющие, они словно фотографии, на которых основывается его проповедь, они как бы возжигают его весть. Мы не должны оставаться разочарованными: и Иеремия не видит ничего особого – лишь жезл миндального дерева да поддуваемый ветром кипящий котел (Иер 1:11,13). Прежде всего, мы не должны думать, что эти видения относятся к кончине мира или к отдаленному будущему. Мы уже читали у Иезекииля, что таковым было ложное народное понимание: “видение, которое видел он, сбудется после многих дней”, в то время как пророчество было не об “отдаленных временах”, а о современности. В других местах, правда, видение принимает широкий богословский масштаб.   И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет, и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится (Авв 2:2-3) .   Амос объясняет, что –   Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны (sod) рабам Своим, пророкам (Ам 3:7).   Каким образом? Михей сын Иемвлая был пророком Севера, но противостал всем другим северным пророкам, которые пророчествовали о военном успехе. Спрошенный царем Израиля, захотевшим услышать его мнение, он отвечает так:   Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3Цар 22:19).   То есть Михей сын Иемвлая (не путать с другим пророком Михеем, писателем) “видел” божественный “совет” и участвовал в дискуссии между Царем, Богом и его небесным двором. Поэтому его мнение будет прямо противоположным мнению четырехсот других пророков, желающих войны. Его опыт близок опыту Исайи:   В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (Ис 6:1).

http://bogoslov.ru/article/4252498

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Ст. 7, 8 И се, талант оловян вземляйся, и се, жена едина седяше посреде меры. (ст. 8). И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры и вверже камень оловяный во уста ея. С евр: И вот, кусок свинца поднялся; и там сидела одна женщина посреди эфы; (ст. 8) и сказал он: эта женщина – само нечестие; и бросил ее в средину эфы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок. Талант 59 оловян (свинцовый), по бл. Иерониму, есть свинцовая масса или круг свинцовый, в духовном смысле означает тяжесть грехов. «Наказание греха, – поясняет бл. Феодорит, – Священное Писание называет оловом (талант оловян), оно по природе тяжело, как весьма тяжко и бремя греха». Так разумеют и другие толковники 60 – тяжкие грехи и наказание за них. Вземляйся. Т. е., талант невидимою силою поднялся, и был брошен на уста 61 нечестивой жены, о которой говорится здесь. (ст. 8). Или талант (иначе, свинцовый кусок) накрыл эфу, и заключил в ней нечестивую жену 62 . Жена едина, т. е., уединенно сидевшая в мере, означала, по объяснению Ангела, беззаконие или нечестие. Нечестие является в образе жены, конечно, потому, что от жены – начало греха ( Притч. 2:16; 5:3 ); потому, жена, иногда, означает людей нечестивых ( Откр. 17:3 ; Ис. 32:9 ; Ам. 5:2 ; Иез. 23 ). «Богомудрый Захария видит грех (поясняет блаж. Феодорит), являющийся в образе жены, потому что много зол рождается от сладострастия». Ст. 9, 10, 11. И возведох очи мои и видехъ, и се, две жены исходящыя, и дух в крилех их, и те имяху крила, яко криле вдодовы: и взяша меру между землею и между небом. (ст. 10). И рехъ ко ангелу глаголющему во мне: камо сия относят меру? (ст. 11) И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей и уготовати, и положат ю тамо на уготование свое. С евр.: И поднял я глаза мои, и увидел: вот появились две женщины; и ветер был в крыльях их; и крылья у них, как крылья аиста; и подняли они эфу и понесли ее между землею и небом; (ст. 10) и сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда они несут эту эфу? (ст. 11). Тогда сказал он мне: чтоб устроить для нее дом в земле Сеннаар и, когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010