Св. Гри горий Нисский 102 следует св. Василию, но принимает и герменевтические основы Оригена . (По св. Василию, в псалмах содержится «совершенное богословие, пророчество о пришествии Христовом во плоти, угроза (Страшного) Суда, надежда на воскресение, страх перед муками ада 103 , обетование славы, откровение таинств» 104 .) Св. Григорий дополнил Шестоднев Василия Великого [сочинением] О сотворении человека , а во втором экзегетическом сочинении Апология на Шестоднев 105 ставит целью исправить некоторые неточные интерпретации библейского текста и экзегезы Василия 106 . Здесь он остается верен буквальному толкованию св. Василия и охотно подчеркивает, что не изменяет буквальный смысл на тропологическую (образную) аллегорию. В другом своем экзегетико-духовном произведении Жизнь Моисея он использует два типа экзегезы: в первой части, где рассказывается о жизни Моисея по Книгам Исход и Числа, он использует буквальное толкование, а во второй части – аллегорическое (созерцательное – θεωρα), где пророк рассматривается как символ духовного подъема и восхождения души к Богу. В этом произведении ощущается влияние Платона и Филона 107 . Такой тип символической экзегезы встречаем и в его работе О надписаниях псалмов ( In psalmorum inscriptiones ). Названия псалмов, которые дали семьдесят толковников, имеют духовный смысл таинственного усовершенствования и возвышения нашей души. Тропологическое или аллегорическое толкование применяется им и в его восьми беседах на Притчи Соломона, и в толковании Песни Песней. По св. Григорию, Песнь Песней изображает любовь между душой и Богом, показанную в виде брака. Он не упускает из виду и идею Оригена , что невеста означает Церковь , но не придает ей такого значения, которое ей придает Ориген , которого он все же ценит 108 . В толковании на Первую книгу Царств, глава 28, стих 21 и далее, св. Григорий считает, что Аэндорская волшебница вызывает не дух пророка Самуила, как думает Ориген , но демона, принявшего облик пророка. Его толкования были влиятельны и на Востоке, и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Скачать epub pdf ВЕТХОЗАВЕТНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА Все повествование Ветхого Завета ясно свидетельствует о неустанном попечении Божием о падшем человеке, в особенности, об избранном народе. В Ветхом Завете, Господь открывается как совершенный воспитатель, ведущий Свой народ из тьмы к свету, приуготовляя его к исполнению не только значительной для него самого миссии, но для всех земных племен и народов. Апостол Павел, в двух словах, выразил весь глубокий воспитательный смысл ветхозаветного Откровения, назвав Закон «педагогом ко Христу» ( Гал. 3,24 ). Это значит, что закон имел целью воспитание и приготовление избранного народа Божьего, а через него и всего человечества, к приходу Мессии, Спасителя Мира. Закон еще не содержал в себе всей полноты откровения Истины, он лишь подводил к этой Полноте и воспитывал для нее. Вообще, чистота ветхозаветной веры, возвышенность нравственных начал в Ветхом Завете, его свидетельство о присутствии Божием в жизни избранного народа, свидетельство о грядущем Мессии, как полноте Божественного человеколюбия, полноте Завета Бога с людьми, все это отводит Ветхому Завету особое место в истории мира. Главное свойство ветхозаветного Закона, как «педагога ко Христу», и ветхозаветного воспитания – их Богоцентричность. Вся жизнь ветхозаветной общины и каждой отдельной ее личности, устремлена к Богу и Его Мессии, в этой жизни нет ничего автономного, вся она, до малейших деталей, находится под попечением Божиим, под Его покровом, направляется Им. Свою волю Господь открывает через патриархов, пророков, судей и царей; через них он заключает с избранным народом Свой союз, они и главные хранители Закона, и его проповедники. Они не просто учителя и воспитатели, они строят свой авторитет не на основании человеческих знаний – на это служение их призывает Сам Бог, вдохновляя и просвещая, дав Свой Закон, который им надлежит исполнить и научить ему народ. Бог воспитывает Свой народ не только с помощью Закона или Своих избранников, благодатных вождей и пророков. Воспитывает наказаниями и обетованиями, Своими явлениями в особых откровениях пророкам. Воспитывает его и самой избранностью, сознанием избранности, которое объединяет его в единую, неразделимую общину, собирает ее вокруг скинии Господней, наполненной славой Божией, вокруг святого Имени Своего, страшного и неизреченного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Слово на годовщину агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) Пророк Давид давно написал о первом избранном народе Божьем: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». Апостол Павел сказал еще одно слово: «Мы сделались позорищем для мира». Эти слова, подходившие для древнего Божьего народа, очевидно, можно отнести и к одному из современных христианских народов, который называется народом сербским. Нечто страшное, непредвиденное, необъяснимое для здорового человеческого разума, а еще менее для глубокого, морального человеческого, христианского сознания произошло в конце XX века. Христианские народы или те, кто, по крайней мере, таковыми себя называют, в конце XX века собрались и бомбили грешный балканский христианский народ, народ с христианским обликом и христианской историей. Народ, который на протяжении всего своего существования всегда вновь и вновь оказывался на стороне правды Божией и правды человеческой. В судьбоносные исторические моменты этот народ никогда не шел путем неправедным, но, несмотря на все свои человеческие немощи и слабости, всегда выбирал один путь – путь Господний, путь Голгофский, Косовский путь. С тем, чтобы выбрать вместо земного царства Царство Небесное. Зная, что земное царство преходяще, а Небесное – во веки веков. Этот народ бомбили, и это нечто, что произошло в первый раз в человеческой истории – в истории Европы. Я глубоко убежден, что, когда пройдут это помрачение нашего времени, пристрастия и расслабления, Европа снова вернется к тому знаменателю и тому событию, и все, что есть здорового в Европе, будет всегда снова и снова испытывать угрызения совести из-за преступления, совершенного над невинным народом, и за убийства неповинных людей, и за ужас и страх, посеянные в наших сердцах, в наших домах, по нашим нивам, в душах наших детей. Я встречал столько детей и сейчас встречаю, которые были навсегда испуганы в те времена, во время событий, начавшихся в этот день 24 марта 1999 года и продолжавшихся до июня месяца.

http://pravoslavie.ru/5396.html

ТОЛКОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ДРЕВНЕМ ИУДАИЗМЕ Для древних евреев Священное Писание было правилом ( κανν) веры и жизни. Поэтому и отношение евреев к священным документам, полученным через Моисея и пророков, всегда основной целью ставило не научное познание, а ознакомление с ними как с выражением воли Божией и как с правилом, с которым необходимо согласовывать всю личную жизнь всего избранного народа. Тора – это Закон Божий ( θεος Νμος), через нее говорит Бог . Его слово – не только книги, но и деяния пророков. Прежде всего, необходимо быть послушным слову Божию. Но, чтобы слушаться этого слова, необходимо сначала понять, что это слово говорит, т. е. нужно найти его смысл. Поэтому необходимо истолковывать, изучать, исследовать и искать его глубокое значение. Таким образом, ветхозаветные книги с самого начала ( ρχ) истолковывались, но до наших дней сохранились древнеиудейские толкования только от II века до Рождества Христова. И не только потому, что существующие толкования некоторых книг или текстов были менее ясны, просто часто книги, появившиеся позднее, оказывались неким видом истолкований книг предыдущих. Из этих древних толкований появился так называемый мидраш. Это раввинские толкования, которые обычно появлялись в школах для раввинов, певчих и в набожных кругах, занимавшихся изучением Священных Книг для своего нравственного усовершенствования. Глагол дараш, из которого появилось слово «мидраш», указывает на идею изучения: Священное Писание исследуется и изучается, но не для удовлетворения любопытства, например – кто написал один или другой священный документ, а для того, чтобы установить, что этот документ значит сегодня, каков его конкретный смысл и как его нужно использовать в каждодневной жизни. Первая форма мидраша – так называемая халаха. Этот метод толкования и изучения Торы ищет в ней, прежде всего, правил для поступков и законного поведения, юридических установок и культовых предписаний. Такой вид экзегезы встречается и в кумранских текстах. Вторая форма мидраша называется хаггада. Так еврейские учителя называли все толкования Священных Книг, целью которых является духовное образование ( μρφωσις) верующих: нравственное, литургическое, догматическое. Такой метод толкования осуществляется разными способами, двигаясь от простых объяснений к свободному толкованию и проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Митрополит Амфилохий (Радович): Косово у сербского народа в крови Мой отец воспитывал меня на «Горном венце», Косово с детства у меня в крови. Не только у меня, у сербского народа! Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, к сожалению и Черногории, — под давлением, конечно, не по доброй воле, при насилии, насилии невиданном в истории, отказались от Косова. 19 мая, 2013 Мой отец воспитывал меня на «Горном венце», Косово с детства у меня в крови. Не только у меня, у сербского народа! Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, к сожалению и Черногории, — под давлением, конечно, не по доброй воле, при насилии, насилии невиданном в истории, отказались от Косова. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) во время своего выступления на митинге в Белграде, состоявшемся 10 мая этого года против т. н. Брюссельского договора помолился об упокоении нынешних членов правительства и парламента Сербии и о прощении им их вольных и невольных грехов. По Брюссельскому договору Косово должно стать автономной от Сербии территорией. Брюссельский договор, подписанный 19 апреля 2013 г. премьер-министрами Сербии Ивицей Дачичем и самопровозглашенного Косова Хашимом Тачи, посвящен организации сербских муниципалитетов на севере Косова и фактически признает их подчинение властям Приштины в обмен на продолжение переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз. Отказ от Косова и 50 тысяч граждан — что даст взамен Брюссельский договор? В интервью для  РТВ Республики Сербской, Митрополит Амфилохий рассказал о причинах своих действий: — Я не мог поступить иначе, я написал четыре книги о новом распятии косовском. В 1999 году я был на Косово, собирал своими руками отрезанные головы, хоронил Милицу Марич, которую четверо УЧК-овцев (албанская ИÇК (УЧК), в российской прессе называвшаяся ОАК (Освободительная армия Косово), действовала с 1998 года) насиловали и зарезали, как ягненка, зарезали на глазах ее матери. Хотя бы это вспомним!

http://pravmir.ru/mitropolit-amfiloxij-r...

Сербская/Публикации Гонение на Церковь, или Детская болезнь черногорской демократии Беседа с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем) HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Гонение на Церковь, или Детская болезнь черногорской демократии Беседа с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем) В последнее время из Черногории приходит все больше тревожных сообщений об открытом давлении со стороны властей на духовенство Сербской Православной Церкви. Дело дошло до уголовного преследования одного из авторитетных иерархов Сербской Церкви митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Продолжительное время многие священнослужители и монашествующие не могут получить регистрацию в Черногории и узаконить свое пребывание на территории этой страны. При этом со стороны представителей МВД и других государственных органов слышатся угрозы в их адрес. Раздаются призывы разрушить храм Святой Троицы на горе Румии. В последнее время из Черногории приходит все больше тревожных сообщений об открытом давлении со стороны властей на духовенство Сербской Православной Церкви. Дело дошло до уголовного преследования одного из авторитетных иерархов Сербской Церкви митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Продолжительное время многие священнослужители и монашествующие не могут получить регистрацию в Черногории и узаконить свое пребывание на территории этой страны. При этом со стороны представителей МВД и других государственных органов слышатся угрозы в их адрес. Муссируется вопрос о лишении Церкви ее имущества, раздаются призывы разрушить храм Святой Троицы на горе Румии. Одним из поводов для раздувания антицерковной истерии стала и недавняя перепись населения, результаты которой не объявлены до сих пор. Со многими другими искушениями сталкивается Сербская Церковь и ее верный народ. Незаживающей раной остается Косово и Метохия, куда вот уже более десятилетия не могут вернуться сербские беженцы. Тем большим и оскорбительным лицемерием стало недавнее проведение в сербской столице саммита НАТО.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Красноярском крае продолжаются Дни культуры и духовности Сербии и Черногории Красноярск, 28 сентября 2005 г . В Красноярске в " Днях культуры и духовности Сербии и Черногории " принял участие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). В первый день своего пребывания в Красноярске 25 сентября митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий после литургии в Троицком соборе посетил символ города Красноярска – часовню Параскевы Пятницы на Караульной горе. В часовне митрополит Амфилохий узнал об истории ее возникновения. Часовня великомученицы Параскевы известна во всей России, так как растиражирована Госзнаком на самой " ходовой " банкноте достоинством в 10 рублей. Прихожане подарили на память об этой встрече митрополиту Амфилохию десятирублевую купюру. Вместе с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием митрополит из Черногории посетил храм Святителя Николая, построенный на берегу Енисея на месте, где производили погрузку на баржи людей, репрессированных и сосланных в Сибирь и в районы Крайнего Севера. Затем гости побывали на смотровой площадке над Енисеем с видом на Овсянку – родину сибирского писателя В.П.Астафьева. У памятника " Царь-рыбе " , посвященного персонажу произведения Астафьева, представители Русского географического общества подарили митрополиту Амфилохию прекрасно оформленное издание этого произведения прославленного писателя. 26 сентября митрополит Черногорско-Приморский доктор Амфилохий Радович посетил Красноярский государственный педагогический университет. После встречи с и.о.ректора Я.М.Кофманом и ведущими учеными, владыка прочитал лекцию " О духовном воспитании и образовании в современном мире " для студентов и преподавателей вуза. В его выступлении было много цитат из русской классики, немецкой философии и французской литературы. Многие студенты конспектировали услышанное. Академический час завершился долгими аплодисментами. От имени депутатского корпуса профессор Ю.Н.Москвич передал владыке Амфилохию Благодарственное письмо председателя Законодательного собрания Красноярского края А.В.Усса " за огромный вклад в возрождение духовной культуры " . Владыка Амфилохий сердечно поблагодарил Культурный центр " Красноярское Воскресение " за организацию Дней культуры и духовности Сербии и Черногории в Красноярске и руководство КГПУ за предоставленную возможность выступить с лекцией.

http://pravoslavie.ru/14672.html

митрополит Амфилохий (Радович) (7.01.1938–30.10.2020) Миссия Священное Писание Сравнительное богословие Педагогика Интервью Труды на сербском языке митрополит Амфилохий (Радович) Епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Черногорско-Приморский. Член Союза писателей Сербии и Черногории.. Биография Родился в день Рождества Христова, 7 января 1938 года, в селе Баре Радовича, в Нижней Мораче; при крещении получил имя Ристо («Христос»). При монастыре Морача окончил начальную школу. В 1962 году окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде; учился на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология, затем в Берне (Швейцария) и в Риме. В Греции, где провёл 7 лет, принял монашество и был рукоположён в священника Элладской церкви; защитил докторскую диссертацию, посвящённую святителю Григорию Паламе (на греческом языке). Год провёл на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт. С 1976 года преподаватель на кафедре православной педагогики в Белградской Духовной академии Иоанна Богослова. В мае 1985 года, по избрании епископом Банатской епархии, в город Вршац. Архиерейская хиротония последовала 16 июня того же года. 30 декабря 1991 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и Экзарха Священного трона Печского. Ввиду госпитализации Патриарха Павла с 13 ноября 2007 года, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский собор Сербской церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием. В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного Синода Сербской Церкви избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола. С 21 мая по 18 ноября 2010 года являлся временным администратором Рашско-Призренской епархии. В связи с проведением в Белграде 10 октября 2010 года гей-парада, назвал шествие секс-меньшинств «ядом, который разливается по улицам Белграда», добавив, что он «страшнее урана». Митрополит также заявил, что Содом заразил «современную цивилизацию» и «поднялся на пьедестал божества» в связи с чем призвал бойкотировать шествие. Представители ЛГБТ немедленно обвинили митрополита Амфилохия в гомофобии, в связи с чем член комитета по защите прав секс меньшинств Сербии Невена Петрушич потребовала от митрополита извинений в противном случае пригрозив судебным разбирательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Новости Сербский митрополит Амфилохий отказался обсуждать с Черногорией закон о церквях 20.01.2020 10:50 Сербский монастырь Острог в Черногории. Фото: Martina Katz/ globallookpress.com Белград, 20 января. Митрополит Черногорско-Приморский Сербской православной церкви (СПЦ) Амфилохий (Радович) отказался вести переговоры с властями Черногории, пока спорный закон о религиозных объединениях остается в силе. Десятки тысяч православных верующих в воскресенье участвовали в праздновании Богоявления и молебнах и шествиях по всей Черногории. Традиционные заплывы за крестом проходили не только в реках и озерах, но и в Адриатическом море. Крупнейший состоялся в центре Подгорицы, на месте впадения реки Рибницы в Морачу, близ остатков средневековой крепости сербской королевской династии Неманич. Торжества, которые включали в себя массовый заплыв за крестом и крещение около сотни взрослых и детей, возглавил владыка Амфилохий, который призвал руководство страны " креститься и быть со своим народом " . Президент Мило Джуканович ранее в очередной раз упрекнул СПЦ в политизации вопроса и призвал к переговорам о применении закона, который категорически отказался отозвать. " Если он это называет политическим собранием, тогда он не знает, что церковное, а что политическое, и это неудивительно, потому что сам не крещен. А то, что он призывает разговаривать о законе, то народ здесь сегодня сказал свое слово: это не закон, а беззаконие и отъем святынь " , – заявил митрополит журналистам. " Как нам разговаривать о лжи и несправедливости, стыде и позоре Черногории? Самое постыдное, что произошло в Черногории – этот закон. Не можем разговаривать об этом так, как он (президент Мило Джуканович) хочет " , – подчеркнул сербский архиерей, слова которого приводит РИА Новости . Митрополит Амфилохий ранее призвал руководство республики отозвать спорный закон о религиозных объединениях или уйти из власти. Патриарх Сербский Ириней на Богоявление снова призвал власти Черногории одуматься. Позицию Джукановича также подвергли критике глава администрации сербского президента Никола Селакович и глава минобороны Александр Вулин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Женский монастырь преподобного Сергия Радонежского (Бар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь преподобного Сергия Радонежского (серб. Манастир преподобног основан в 2009 году по благословению митрополита Амфилохия (Радовича). Монастырь является действующим женским монастырем митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На 700 метров выше монастыря находится [храм Святой Живоначальной Троицы , возведенный в 2005 году на месте древней Троицкой церкви VI века. В XV веке она была разрушена турками, а по народному преданию была взята на небо за грехи людей. С тех пор на протяжении 500 лет люди поднимаются на вершину горы Румия крестным ходом, неся в руках камни покаяния. Румия в переводе с византийского - Христианка. Много в Черногории гор, на которых стоят древние церкви и монастыри, но только одна из них стала бессмертным символом народного покаяния, любви к Богу и воскресения души народной. И эта гора носит необычное название Румия. Именно у ее подножия, в тихом уединенном месте, в горном ущелье между Адриатическим морем и Скадарским озером, расположился женский монастырь в честь преподобного Сергия Радонежского, тихая обитель – небольшой живописный храм со звонницей. Монастырь был основан 19 июня 2009 года по благословению митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) . Именно с этого момента и начинается возрождение монашества в этих святых местах. Первая настоятельница монастыря, монахиня Феодора (Субботина), родом с Урала (подвизалась в монастырях Черногории более 10 лет, начав свой монашеский путь в монастыре Успения Божией Матери – Дуга). Она вместе с монахиней Сергией несла послушание в строительстве обители преподобного Сергия Радонежского – игумена русской земли. Современное состояние [ править править код ] Монастырь преподобного Сергия Радонежского включает в себя скит с храмом, посвященным св. пророку Божию Илие на горе Волуйици (серб. присоединенный к монастырю 2 августа 2015 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010