Классическая эпоха мученичества в течение первых трех веков христианской истории стала своеобразной закваской христианского самосознания в эпоху Византии. В трудах Оригена (III в.) находим такое определение мучеников: «живут в дерзновении о кресте Христовом и свидетельствуя об истинном свете». О мучениках-светочах в византийской традиции размышляет игумен Дионисий (Шленов). Начало Византии в IV в. это одновременно и начало монашества, которое в «Житии преподобного Антония» начинает осмысляться как добровольное постоянное мученичество. Конец гонений не означает прекращения подвигов. Мученичество вбирает в себя любые типы святости, ибо достижение святости невозможно без крайнего подвига, без полного преодоления себя, без смерти для мира. Святой – это герой, который продолжает воевать с самим собой и окружающими его духами злобы поднебесной. По выражению современного греческого богослова Сотириопула, «для подвижника вся жизнь это одно постоянное мученичество». В этой связи богословие святости и богословие мученичества неразрывно связаны друг с другом. Каковы же основные богословские идеи мученичества? Крещение кровью Одна из главных святоотеческих мыслей о мученичестве представляет его как предсмертное крещение: крещение водой может быть заменено или повторено в крещении кровью. Мучения святых Поликарпа Смирнского и Ипатия Гангрского      В 15-м фрагменте святителя Амфилохия Иконийского сказано: «Крещение является двойным: одно кровью, другое водою. Посему Господь, будучи раненым, испустил кровь и воду. Воду, чтобы, крестивши грешников, освободить их, а кровь, чтобы, оправдав мучеников, увенчать их…» И далее святитель Амфилохий говорит и о том, что крещение «собственной кровью» стало подлинной крещальной купелью, т.е. заменило крещение. Стала «кровь как вода». Прямое дословное понимание позволяет представить мученичество как вступление в христианскую жизнь, что и происходит в Таинстве Крещения. Но пролитая кровь – по аналогии с пролитой кровью Христовой – имеет еще большее значение: она делает человека не просто более чистым, но омывает, освобождает, «искупает» от грехов как самого мученика, так и тех, кто ему молится, вступив на его путь без пролития крови. Крещение кровью является не столько прощением, сколько наградой, не трагическим событием жизни, а праздником.

http://pravoslavie.ru/97311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ [греч. Αμφιλχιος] (ок. 340 или 345, вероятно, в Каппадокии - после 394), свт. (пам. 23 нояб.), еп. Иконийский. Один из великих каппадокийских отцов Церкви. Свт. Амфилохий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Фрагмент Свт. Амфилохий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) Фрагмент Приходился двоюродным братом свт. Григорию Богослову . Учился в Антиохии у ритора Ливания, затем был адвокатом в К-поле (ок. 364-370). В нач. 70-х гг. IV в. А. оставил светскую карьеру, но необходимость заботиться о престарелом отце воспрепятствовала ему избрать отшельническую жизнь. В 374 г. А. по рекомендации свт. Василия Великого был избран во епископа г. Икония, став первым митрополитом вновь образованной пров. Ликаония . А. в борьбе против арианства был верным сподвижником святителей Василия Великого и Григория Богослова, с к-рыми он часто встречался и активно переписывался. Участвовал во Всел. II Соборе (381). Согласно блж. Феодориту Кирскому, именно А. настоял на том, чтобы имп. Феодосий I Великий издал эдикт 383 г., запрещающий еретикам устраивать церковные собрания внутри городских стен. А. был также одним из главных борцов с ересью мессалиан , к-рая была осуждена на Поместном Соборе под его председательством в г. Сида (Памфилия). Последнее упоминание об А. приходится на 394 г., когда он принимал участие в деятельности К-польского Поместного Собора. Как церковный писатель А. был плодовит, но сохранилось сравнительно немного его произведений. «Соборное послание», посвященное защите Божества Св. Духа против ереси Македония , написано им от имени Иконийского Собора 376 г. В «Ямбах», посвященных вельможе Селевку, в стихотворной форме излагается учение о Св. Троице и о Лице Господа Иисуса Христа; 68 стихов из этого произведения (долгое время приписывавшегося свт. Григорию Богослову), в к-рых перечисляются книги ВЗ и НЗ, включены в корпус канонов как «Правило св. Амфилохия». Богословское соч. «О правой вере» сохранилось лишь в сир. переводе. На греч. языке дошли 10 гомилий, содержащих толкования различных мест из Свящ. Писания (преимущественно из НЗ): «На Рождество Христово», «На Сретение Господне», «О четверодневном Лазаре», «О жене-грешнице и фарисее», «На день Великой субботы», «На Преполовение Пятидесятницы» (первое упоминание об этом празднике), «На слова: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф 26. 39) (против Ария и Евномия), «О Крещении и Воскресении», «О Закхее», «О неплодной смоковнице»; кроме того, беседы «Об Аврааме и жертве Исаака» и «На слова: Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28), по-гречески известные лишь во фрагментах, сохранились в копт. (1-я) и сир. (2-я) переводах.

http://pravenc.ru/text/114614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ [греч. Η κατ σρκα Περιτομ το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν Ιησο Χριστο (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом. В основе праздника лежат события, описанные в Евангелии от Луки (Лк 2. 21): согласно иудейскому закону, в этот день над Богомладенцем был совершён обряд обрезания и Ему было наречено имя Иисус. Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в. (Vat. gr. 1613. Р. 287) Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в. (Vat. gr. 1613. Р. 287) Возникновение праздника В древнейших литургических источниках и богослужебных книгах Востока и Запада - напр., в иерусалимском Лекционарии 1-й пол.- сер. V в., сохранившемся в арм. переводе, и в рим. Сакраментариях VII в. (напр., Геласия Сакраментарии ) - говорится лишь о 8-м дне по Рождестве Христовом (либо по Богоявлении), т. е. этот день еще не выделен в самостоятельное празднование - О. Г., но воспринимался как попразднство Рождества. Тем не менее в иерусалимском Лекционарии (см.: Renoux. Lectionnaire arméniene. P. 223) в этот день назначаются чтения, тематически соответствующие событию обрезания Господа: Евангелие - Лк 2. 21, в к-ром говорится об обрезании Спасителя и о наречении Ему имени Иисус, и Апостол - Кол 2. 8-15, в к-ром дается богословская интерпретация этого события: во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9). В качестве основного аргумента в пользу существования праздника О. Г. в церковном календаре уже в IV в. обычно приводятся сохранившиеся проповеди отцов Церкви IV в., приуроченные к этому дню (8-й день по Рождестве Христовом, или 1 янв.): святителей Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского и др. (напр., см.: Дебольский. 2014. С. 45). Некоторые из них назначаются в качестве уставных чтений за богослужением 1 янв. в различных редакциях Студийского устава (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-371; Arranz. Typicon. P. 90-91): надгробное слово свт. Василию Великому , произнесенное свт. Григорием Нисским (In Basilium fratrem//PG. Vol. 46. Col. 788-817), и проповедь свт. Амфилохия Иконийского на О. Г. и память свт. Василия Великого (Oratio in circumcisionem et in Basilium - см.: CPG. Vol. 2. N 3254). Первое из них всецело посвящено свт. Василию, и тема обрезания Спасителя в нем не упоминается вовсе; 2-я проповедь имеет спорное происхождение и датировку, следов., также не может считаться достаточным аргументом в пользу существования праздника О. Г. уже в IV в.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОННА Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) [Греч. Νννα] (кон. III - нач. IV в., Иконий (?) - после 374, Назианз), прав. (пам. 5 авг.). Жена свт. Григория , еп. Назианза, мать св. Горгонии , свт. Григория Богослова и св. Кесария . Основным источником сведений о Н. являются сочинения свт. Григория Богослова - слова, посвященные памяти брата Кесария, сестры Горгонии, отца ( Greg. Nazianz. Or. 7, 8, 18), а также автобиографическая поэзия ( Idem. De vita sua; Idem//AG. 8. 24-74). Отца Н. звали Фильтатий (AG. 8, 58; 136), мать - Горгония (AG. 8, 136). Братом Н. был Амфилохий (или Амфилох), к-рый умер до 361 г. (Ibid.; PLRE. Vol. 1. P. 57), отец свт. Амфилохия Иконийского ( Kopecek. 1973. P. 457). Ж. Бернарди считает, что Н. происходила из Икония ( Bernardi. 1995. P. 106), Р. Ван Дам - что она родилась в Каппадокии ( Van Dam. 2003. P. 88). Семья Н. была христианской. Свт. Григорий говорит, что Н. изначально была посвящена Богу ( Greg. Nazianz. Or. 7. 4, 1), тем не менее была выдана замуж за Григория, принадлежавшего в то время к секте ипсистариан . Бернарди предполагает, что их бракосочетание состоялось ок. 305 г. ( Bernardi. 1995. P. 106), а сестра Горгония была намного старше Григория и, возможно, уже была замужем к моменту его рождения (P. 108). По мнению Ван Дама, Григорий и Н. поженились в 20-х гг. IV в. ( Van Dam. 2003. P. 88). Н. могла быть моложе своего мужа на 20-30 лет, а для него это был 2-й брак ( Idem. P. 41). В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала ( Van Dam. 2003. P. 88).

http://pravenc.ru/text/2577951.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ [греч. E ψχιος] († 361-363), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 117-138, пам. 7 сент.). Источники Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109) Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109) Греч. источники, содержащие сведения о мч. Е., условно делятся исследователями на 2 группы по причине существования 2 традиций почитания святого. Согласно одной традиции, мученичество Е. относится к периоду гонений имп. Юлиана Отступника (361-363), согласно другой - к правлению имп. Адриана (117-138). К числу источников, представляющих 1-ю традицию, принадлежит прежде всего анонимное Мученичество Е. (BHG, N 2130), сохранившееся в единственной рукописи греч. минеи за апр. из мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 254. Fol. 83-86v. XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом ( Ehrhard. S. 611-614), к-рый предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л. Г. Вестеринком). Впосл. работу с текстом продолжил Ф. Алькен, в 1983 г. Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Е. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 23-24) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 37), Сказания, помещенные под 7 сент. Также известен канон Е., написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), к-рый содержится в греч. минее под 9 апр. и строго следует тексту Мученичества. В основе 2-й традиции лежит описание преследования христ. населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизант. церковного историка Созомена ( Sozom. Hist. eccl. V 4 11). Рассказ Созомена послужил основой для заметок, помещенных под 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 593) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396). Кроме агиографических источников сведения о почитании Е. в Кесарии в IV в. содержатся в письмах свт. Григория Богослова (Ep. 58, датируется ок. 372-373) и свт. Василия Великого (Ep. 100, 142, 200, 252, 372-376). Вопреки мнению нек-рых исследователей ( Aubert. P. 1420; Burchi. Col. 238) 176-е письмо свт. Василия Великого к еп. Амфилохию Иконийскому (PG. 32. Col. 653) не является свидетельством о почитании Е. Мученичество

http://pravenc.ru/text/187277.html

Письмо 192 (200). К Амфилохию, епископу Иконийскому По болезни и множеству дел не писав к св. Амфилохию целую зиму, приветствует его сим письмом, посылаемым с Мелетием, просит молиться о разрешении его от тела, о мире Церкви, также принять на себя попечение о его Церкви, как о собственной своей; поручает его охранению и молитвам Мелетия и Мелития; приглашает к себе на день памяти св. мученика Евпсихия. (Писано в 375 г). У меня болезнь следует за болезнию, к тому же не досуги по делам церковным и от злоумышляющих на Церкви задерживали меня всю зиму и до самого этого времени, как принимаюсь за сие письмо. Поэтому не было у меня возможности ни послать кого-нибудь, ни самому посетить твое благоговение. А догадываюсь, что таковы же были и твои иные обстоятельства. Не о болезни разумею это – да не будет сего! да подаст Господь здравие телу твоему в достаточной мере, чтобы служить заповедям Его! Говорю же о том, что попечение о Церквах и тебе делает то же развлечение. И теперь намеревался я послать кого-нибудь для сего же самого, чтобы осведомиться о твоем положении. Но поскольку возлюбленнейший сын Мелетий, сопровождая новобранцев, подал мне мысль чрез него приветствовать тебя, то с удовольствием взялся я за этот случай писать и прибег к такому подателю письма, который может даже заменить собою письмо, и по правдолюбию нрава, и потому, что ему небезызвестны дела мои. Чрез него более всего умоляю твое благоговение помолиться о нас, чтобы Господь дал мне освобождение от сего обременительного тела и Церквам Своим – мир, тебе же – безмолвие и свободу, когда устроишь дела в Ликаонии, как начал, апостольски, посетить и здешние места, хотя буду еще во плоти, хотя получу уже повеление переселиться ко Господу, посетить и взять на себя попечение о моей стороне, как о своей собственной, так как она и действительно тебе своя, и нетвердое подкрепить, коснеющее возбудить, все же, по благодати пребывающего в тебе Духа, преобразовать в благоугодное Господу. Досточестнейших же сынов моих Мелетия и Мелития, которых издавна знаешь и признаешь своими, приими в сохранение, молясь о них. Ибо сего достаточно им для всякой безопасности. Соблаговоли приветствовать от меня и живущих при твоем преподобии, и весь клир, и народ, тобою пасомый, и боголюбивейших братии и сослужителей наших. Помни день памяти блаженнейшего мученика Евпсихия, не ожидай нового напоминания и не старайся, чтобы свидание наше последовало не прежде сего дня, но предвари и обрадуй меня, если буду еще на земле. А дотоле здравым о Господе и молящимся о нас да будешь сохранен и нам, и Церквам Божиим благодатию Святаго! Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Письмо 210 (218). К Амфилохию, епископу Иконийскому Упомянув кратко о деле Элиановом и о своей болезни после поездки в Понт, просит Амфилохия, чтобы послал в Ликию достоверного человека изведать образ мыслей тамошних епископов, о которых слышал, что они не держатся асийской ереси; приветствует Иконийскую Церковь . (Писано в 375 г). Дело, по которому прибыл брат Элиан, исправил он сам собою, не потребовав от меня никакого содействия. А мне доставил он двойное удовольствие тем, что и принес письмо твоего богочестия, и мне подал случай писать к тебе. Почему и приветствую чрез него истинную и неподражаемую любовь твою, и прошу помолиться о мне, который, если когда, то теперь имею нужду в помощи молитв твоих, потому что тело мое, сокрушенное путешествием в Понт, невыносимо страждет от недуга. Давно хотел я заметить о сем твоему благоразумию, и не другая особенная причина удержала от сего, но забывал; теперь же напоминаю, чтобы соблаговолил ты послать в Линию человека честного, который бы наведался, кто держится там правой веры. Ибо, может быть, не должно пренебрегать ими, если только справедливо, что рассказывал один благоговейный муж, прибывший к нам оттуда, будто бы, будучи вовсе чужды асийского мудрования, соглашаются они принять общение с нами. Если кто отправится туда, то пусть отыщет в Коридалах из иноков епископа Александра, в Лимире – Диамита, а в Кирах – Татиана, Полемона и Макария пресвитеров, в Патарах – епископа Евдима, в Телме-се – епископа Илария, в Фелле – епископа Лоллиана. О сих и еще о многих уведомил меня оный муж, что они здравы в вере. И я принес великое благодарение Богу, если подлинно и в пределах Азии есть люди, не потерпевшие повреждения от еретиков. Итак, если можно, изведаем их пока без переписки с ними, а уверившись, пошлем уже и письмо и постараемся кого-либо из них пригласить к свиданию с нами. Да будет все благоуспешно к возлюбленнейшей для нас Церкви Иконийской! Весь честный причт и живущих при твоем богочестии лобзаю чрез тебя. Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Поучения Письма преподобного Анатолия (Зерцалова), старца Оптинского Предлагаемые Вашему вниманию письма к монахиням написаны Оптинским старцем, скитоначальником и духовником, иеросхимонахом Анатолием, современником, учеником и другом старца иеросхимонаха Амвросия. Послания святителя Кирилла Александрийского Кирилл Александрийский родился и вырос в Александрии, будучи представителем знаменитой епископской династии. Его дядей был Феофил Александрийский, после которого он и стал предстоятелем в 412 году. Архиепископ Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский. Архипастырь, молитвенник, подвижник Составителю книги Господь дал радость собрать многоговорящий материал. Имелось в виду по возможности не повторять того, что было напечатано вскоре после кончины Владыки. Сост. протоиерей Петр Перекрестов. Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни В XVIII и первой половине XIX столетий среди всех русских монастырей своей строгостью выделялся Саров – Свято-Успенская Саровская пустынь. Основана она была в 1706 г. первоначальником иеросхимонахом Иоанном, составившим для обители общежительный устав. Слова — святитель Григорий Богослов Святителю Григорию Богослову был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу-Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа». Послания — священномученик Игнатий Богоносец Св. Игнатий был образцом добродетелей, и явил в лице своем все достоинства епископа. Мысль о единстве Церкви, увещания христианам к соблюдению его, так часто встречаются в его Посланиях, так глубоко занимали его душу, что справедливо можно назвать св. Игнатия учителем единения. Преподобные Оптинские старцы. Жития. Поучения Оптина Пустынь, расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому — святитель Василий Великий “Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому” является вторым большим богословским произведением св. Василия. Повод к его написанию имеет свою историю, позволяющую точно датировать этот труд и выяснить современную ему богословскую обстановку. Самое популярное Сейчас в разделе 2312  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1129 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/metka/svyatootech...

Новости 18 августа, 2019 Церковь чтит память праведной Нонны 18 августа. ПРАВМИР. Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Она знала одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников. 17 августа, 2019 17 августа, 2019 16 августа, 2019 16 августа, 2019 Президент присвоил звания Героев России пилотам, посадившим самолет на поле в Подмосковье 16 августа. ПРАВМИР. Президент присвоил награды экипажу самолета А321, совершившего аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. 16 августа, 2019 Таможня подтвердила возбуждение дела из-за ввоза незарегистрированного лекарства 16 августа. ПРАВМИР. Уголовное дело за заказ незарегистрированного в России лекарства " Фризиум " завела таможенная служба. 16 августа, 2019 Второго пилота аварийно севшего в Подмосковье самолета госпитализировали с ушибами груди 16 августа. ПРАВМИР. Второй пилот самолета " Уральских авиалиний " , аварийно приземлившегося на кукурузное поле в Подмосковье, попал в больницу. 16 августа, 2019 В СК не заводили дело против матери ребенка-инвалида, заказавшей незарегистрированное лекарство 16 августа. ПРАВМИР. Следственный комитет РФ заявил, что не возбуждал уголовное дело о покупке москвичкой незарегистрированного в России лекарства для тяжелобольного ребенка. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/162...

Правило 45 Василия Великого Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования . Буквально понимать слова правила: «аще кто оскорбляет Христа» (εν τις νυβρζη τν Χριστν) значило бы, что в правиле осуждается богохульство (βλασφημα), за которое Священное Писание грозит грешникам мщением Божиим 89 . В виду этого, в правилах не упоминается определенно настоящее преступление. Византийское законодательство казнит строго преступление богохульства, исходя из того положения, что, как говорится в одной новелле Юстиниана, если не оставляются без наказания злословия против людей, то тем более заслуживают наказания те, которые злословят Бога 90 . В славянской Кормчей имеется постановление византийского законодательства, повелевающее относительно человека, хулящего Бога, – «да урежут ему язык» 91 . Однако, средневековые греческие комментаторы дают другое объяснение тому «оскорблению» Христа, о котором говорит настоящее (45) правило Василия Великого , а именно, что этим правилом осуждаются те, которые не живут согласно с божественными заповедями, но преступают их и тем оскорбляют Христа, имя Которого носят на себе. И это толкование имеет свое основание. Тот, кто носит имя христианина, но не исполняет того, что христианство предписывает, и этим, следовательно, оскорбляет Христа, – таковый не может пользоваться благодатными дарами, которые церковь подает своим верным, и таким образом должен считаться вне церкви. Настоящее правило есть в краткой форме – 7 нравственное правило (ηθικς ρος) Василия Великого , гласящее: «хотя бы кто-либо и показывался исповедующим Господа и слушающим Его слово, однако, если он при этом не исполняет заповедей Его, – должен быть осужден, несмотря на то, что по милосердию Господню получил духовные дары», причем тут же приводятся подлежащие места из Священного Писания ( Мф. 7:21–23 ; Лук. 6:46 ; Тит. 1:16 ) 92 . То же самое Василий Великий говорит и в толковании пророка Исаии: «пусть никто не обольщает себя словами: хотя я и грешник, однако – христианин, а посему не попаду в геенну, где идолопоклонники, ибо мне поможет самое имя христианин, хотя бы я и не исполнял заповедей Христа» 93 . Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010