8:16. Поклонение солнцу. Сведения о культе солнца в Древнем Израиле относятся в первую очередь ко времени царствования Манассии. Царь Иосия уничтожил все изображения коней и солнечных колесниц, стремясь очистить храм от влияния чуждой религии (см. коммент. к 4Цар. 23:11 ). Такие географические названия, как Бефсамис, Ен-Шемеш и гора Херес ( Нав. 15:7 ; Суд. 1:35 ), также свидетельствуют о популярности поклонения солнцу. Возможно, не случайно эта глава датируется временем осеннего равноденствия, когда солнце при своем восходе светило прямо на храм. Хотя в Египте, Ханаане и Месопотамии были свои боги солнца (Амон-Ра, Хамос и Шамаш, соответственно), более вероятно, что здесь описывается явление религиозного синкретизма, поклонение Яхве как богу солнца. Поклонение Яхве в духе синкретизма венчает целую серию эпизодов, изображающих хананейское (ст. 5), египетское (ст. 10, 11) и месопотамское (ст. 14) богослужение. 8:17. Ветви подносят к носам. Здесь используется аккадское выражение (laban appi), которое описывает жест смирения человека, склонившегося в покаянии перед божеством. В изобразительном искусстве в такой сцене покаяния молящийся прикрывает одной рукой нос и рот, а в другой руке иногда держит предмет цилиндрической формы. Судя по шумерскому преданию «Гильгамеш в стране живых», это могла быть свежая ветка дерева. Вероятно, в книге Иезекииля эта поза символизирует демонстративное, выставленное напоказ смирение. Однако все эти гипотезы умозрительны и, возможно, не соответствуют действительности. 9:2. Шесть человек с губительным оружием в руках. Хотя связь между видением о божественных мстителях и «Губителем» в рассказе о Пасхе ( Исх. 12:23 ) не вызывает сомнений, сюжет с семью губителями наиболее ярко выражен в нововавилонском «Мифе об Эрре и Ишуме» VIII в. до н. э. В этой древней поэме бог Ану порождает семь богов (Sebitti, т. е. «семерку», ассоциирующуюся с созвездием Плеяд) и отдает их в услужение Эрре в качестве «свирепого оружия». Эти безжалостные боги не щадят никого, кто встречается на их пути, и тем самым служат оружием хаоса и насилия. В этой поэме, как и в видении Иезекииля, дается религиозное истолкование причин разрушения и унижения великого города (Вавилона), но у Иезекииля только шесть, а не семь мужей, поскольку седьмой был заменен писцом (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Все это были, вероятно, кочевые племена хамитов, родственные нынешним беджа. Весьма интересно, что сам царь уже называет свое государство царством «короны земли Негров» – это уже дальнейший шаг по пути удаления от египетских фараоновских традиций; пред нами государство чернокожих, основанное на египетской культуре и признающее себя таковым. Еще интереснее надпись преемника его Настесена. Он был узурпатором и основал свои права на своей матери Пераху, вероятно, сестре Гарсииотефа. Он изобразил ее в заголовке своей стелы с надписью: «Пераху, которой дана диадема в Напате, ибо ее отец (т. е. Пианхи-рер) утвердил храм короны». Приводим надпись в переводе: «Год 8-й, 9 тиби, при Горе, могучем тельце, любимом Эннеадой, являющемся в Напате, владыке корон, сыне Ра, Настесене, Горе, тельце, попирающем врагов своих под сандалиями своими, льве великом , пожирающем, утвердителе всех стран, сыне Амона, которого рука велика, расширяющем все страны, сыне богов, сильном... знающем все речи, как Тот, быстроходящем, строящем обе земли, как Пта, питающем всех людей, как Амон, сыне Исиды сильном (которого рождение определили боги), защитнике обеих земель, сыне Ра, Настесене, сыне Амона, благословенном на небе. Я даю вам знать: царь В. и Н. Египта Ка-анх Ра, сын Ра, владыка обеих земель, Настесен, живущий вечно, говорит: «Когда я был добрым сыном в Мероэ (т. е. наследником, подобно Гору), воззвал меня Амон Напатский, мой благой отец, говоря: «приходя». Я позвал всех царских родных, бывших в Мероэ, и сказал им: «ступайте, идите со мной, ищите вождя (?) нашего»... Они отвечали мне: «мы не пойдем с тобой – ты его добрый сын, тебя любит Амон Напатский, твой благой отец». Я поднялся, и на другой день достиг Астабора. Я переночевал там... Я слышал, как идущие (?) из Напаты говорили: «он будет столицей (?) всех стран». Я рано встал на другой день и достиг Тахехта. Этот город – великий лев, сад, в котором произрос царь Пианхи-рер. ...Когда я достиг храма, пришли ко мне навстречу все люди из храма Амона Напатского, городов и все знатные люди. Они говорили со мной и сказали мне: «даровал тебе владычество над Нубией (Хонт) Амон Напатский, твой благой отец». Все люди говорили: «когда он причалит?» Я оказал им: «ступайте, плывите по реке, утешьте Амона Напатскрго,тлрег6 благого отца. Ступайте, повергнитесь пред Амоном Напатским». Я пошел к набережной реки, к храму Ра. Я сел на свежих лошадей и достиг великого храма. Предо мной поверглись все знатные люди и жрецы Амона; благословляли меня все уста. Я поднялся вверх и открыл великие врата. Мне сделали то, что следовало сделать (?)... к Золотому Опет. Сказал я Амону Напатскому, моему благому отцу, все, что было у меня на сердце; он, услышал мои уста. Дал мне Амон Напатский царство над землей Нубийской, корону царя Гарсииотефа, силу царя Пианхи-рера.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Так и люди узнали про тайну цареву. 23 Толковники Корана и другие мусульманские авторы не были знакомы с сочинениями древних греческих историков, писавших об Александре Македонском, и потому не могли разобраться во всех подробностях древней легенды о двурогом царе, которая обошла весь мир, осложнялась и видоизменялась под разными влияниями и, наконец, через евреев александрийских достигла Аравии ко времени появления там ислама и дала современным Мухаммаду аравийским иудеям тему для замысловатого вопроса: «Кто был Зуль-карнайн?». Между тем только основания сочинений Геродота, Ариана, Курция, Диодора, Страбона, Плутарха, Пазания, Прокопия, Юстина, Атенея и др. можно выяснить, что название Александра Македонскаго «двурогим» находится в связи с путешествием его в Ливийский оазис к древнему храму Амона. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А. Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26 . Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27 . Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28 . Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, т.е. божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана. Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их. Из Фив, как главного центра, культ Амона распространился на запад, в оазисы Ливийской пустыни, и в одном из них, известном под именем Сива, во время царя Тараки (692–664 г. До Р.Х.) был построен храм в честь Амона. Из описаний этого оазиса 29 видно, что в храме Амона божество объявляло свою волю не словами, а знаками, которые разъясняли жрецы. На найденных изображениях на стенах Карнакскаго храма, Амон представляется рогатым 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Будучи владыкой земных царств, он отдает их в дар царям Египта. Часто на монументах Амон представляется под формой итифаллической. Тогда он носит специальное имя „супруг своей матери“. Его супруга Мут (имя значит „мать“). Она обыкновенно изображалась в двойной диадеме как владычица двух областей Египта. Иногда у нее на челе помещается коршун символ материнства, крылья которого образуют её куафюру. Она обыкновенно одета в длинное платье и держит в руках символ жизни. Мут называлась небесной женой, владычицей всех богов, госпожой ночи. Амон и Мут имели сына Конса. Конс является на изображениях и статуях в двух видах: с человеческой головой с символом луны на голове он носит имя доброго покровителя; с головой ястреба он обыкновенно именуется Конс советник Фиваиды, великий бог, преследующий изменников. У египтян было стремление сливать различные божества в образ одного бога. Мы видели пример этого на Пта-Сокаре. Амон в Египте очень рано сливается с Ра. Является Амон-Ра, имеющий все атрибуты высшего божества. Прежде, когда начинали говорить о религии Египта, говорившим и слушавшим прежде всего предносились образы Озириса и Изиды. История этой несчастной божественной четы, подробно в особом исследовании рассказанная Плутархом (46120 по Р. X. De Iside et Osiride), заучивается детьми при первом знакомстве с всеобщей историей. Значение имени божеств неизвестно. Полагают, что Озирис представлял собой первоначально Нил, а Изида оплодотворяемую Нилом почву. Но можно сильно сомневаться в справедливости такого взгляда. Озирис был сначала местным богом в Абидосе, по-видимому, культ его существовал с глубокой древности и в других местах, но в Абидосе он был особенно почитаем. Изида была первоначально покровительницей местечка Буто в Дельте, но затем религиозная мысль египтян соединила образы этих бога и богини и сплела с их именами сложную и трагическую историю. От земли (Кеб или Себ) и неба (Нут) божественной четы, насильственное разделение которой, произведенное Шу, образовало мир, родились Озирис, Сет, Изида, Нефтис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

—31— ментах Амон представляется под формой итифаллической. Тогда он носит специальное имя «супруг своей матери». Его супруга Мут (значит Мать). Она обыкновенно изображалась в двойной диадеме, как владычица двух областей Египта. Иногда у неё на челе помещается коршун – символ материнства – крылья которого образуют её куафюру. Она обыкновенно одета в длинное платье и держит в руках символ жизни. Мут называлась небесной женой, владычицей всех богов, госпожой ночи. Амон и Мут имели сына Конса. Конс являлся на изображениях и статуях в двух видах: с человеческой головой с символом луны на голове – он носит имя доброго покровителя, с головой ястреба он обыкновенно именуется – Конс, советник Фиваиды, великий бог преследующий изменников. У египтян было стремление сливать различные божества в образ одного бога. Мы видели пример этого на Пта-Сокари. Амон в Египте очень рано сливается с Ра. Является АмонРа, имеющий все атрибуты высшего божества. Прежде, когда начали говорить о религии Египта, говорившим и слушавшим, прежде всего, предносились образы Озириса и Изиды. История этой несчастной божественной четы, подробно в особом исследовании рассказанная Плутархом (46–120 по Р. Х. De Lside et Osiride) заучивается детьми при первом знакомстве с всеобщей историей. Значение имён божеств не известно. Полагают, что Озирис представлял собой первоначально Нил, а Изида – оплодотворяемую Нилом почву. Но можно сильно сомневаться в справедливости такого взгляда. Озирис был сначала местным богом в Абидосе, по-видимому, культ его существовал с глубокой древности и в других местах, но в Абидосе он был особенно почитаем. Изида была первоначально покровительницей местечка Буто в Дельте, но затем религиозная мысль египтян соединила образы этих бога и богини и сплела с их именами сложную и трагическую историю. От земли (Кеб или Себ) и неба (Нут) – божественной четы, насильственное разделение которой произведённое Шу образовало мир, родились Озирис, Сет, Изида, Нефтис. Озирис женился на Изиде. Сет на Нефтис. Озирис пошёл по пути добра, Сет –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом мы с большой очевидностью наблюдаем, что древние индуистские воззрения на триаду настолько отличаются от базовых христианских представлений о Боге вообще, и о Троице в частности, что мы не можем проследить никакой связи. Даже сами Свидетели Иеговы признают это в других своих публикациях: «Помни: индуистская философия чрезвычайно сложна и не поддается простому логическому объяснению. Поэтому полезно помнить: 1. Согласно индуизму, бог Брахман представляет собой триаду богов: Брахму – бога-создателя, Вишну – бога-разрушителя и Шиву – бога-хранителя. Однако, по представлению индуистов, бог не является личностью и не представляет собой что-либо конкретное». (Как завести и продолжить разговор на библейскую тему, 1994 г.) Само же божество Вишну, являясь одним из важнейших индусских божеств солнца, почиталось также и самостоятельно, отдельно от состава Тримурти, так и в составе с другими божествами, как Индра, Пушан и другими народными божествами. Вишну как подобает индуистским верованиям, имел множество перевоплощений. Как можно знать о таких существенных различиях и при этом приводить верования индуизма как одну из возможных основ для формирования христианского учения о Троице? По существу, между ними кроме числа «три» нет ничего общего. Сторожевая Башня приводит еще некоторые другие древние представления о божествах, которые они ассоциируют с христианской Троицей: «Представление о Троице берет начало в древнем Вавилоне, где поклонялись триаде богов, состоявшей из бога солнца Шамаша, бога луны Сина и астрального божества Иштар. Так было и в Египте, где поклонялись Осирису, Исиде и Гору. Главное божество ассирийцев Ашшур изображается с тремя головами. В католических церквях тоже встречаются изображения Бога с тремя головами». (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002 г., глава 34, сноска на стр. 250). Но похожи ли в действительности эти триады на учение Троицы христианской Церкви, чтобы можно было говорить о заимствовании? Триады богов в древнем Вавилоне – это отдельные божества. Шамаш был богом солнца у вавилонян и ассириян. Он назывался царем, врачевателем, праведным судьей, и почитался как бог света, плодородия и благосостояния. Изображался Шамаш в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове. Син – вавилонский бог луны, считался богом света по преимуществу, богом астрономии и мудрости, первородным сыном верховного Бела, главой второй триады, отцом бога солнца Шамаша и богини Истар. Изображался с лунным серпом над головой и с длинной бородой. В некоторых местах почитался независимо от культа Шамаша.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

43. А в королевстве короля Сигиберта на место Иовина, отстраненного от должности правителя Прованса 618 , поставили Альбина. Потому и возникла между ними большая вражда. Однажды, когда заморские корабли прибыли в порт Марсель 619 , люди архидиакона Вигилия, без ведома своего господина, украли семьдесят сосудов, которые обычно в просторечии называют бочками, с маслом и топленым салом 620 . Когда же купец узнал, что у него унесли товар, он начал тщательно разыскивать место, где спрятали похищенное. Занимаясь этим, он от кого-то узнал, что это совершили люди архидиакона Вигилия. Слухи дошли и до архидиакона Вигилия. Произведя расследование и узнав обо всем, он никак не признавался всенародно [o краже], а начал защищать своих людей, говоря: «Никогда в моем доме не было такого человека, который осмелился бы совершить подобное». И вот пока архидиакон оправдывался подобным образом, купец поспешил к Альбину; он рассказал ему о своем деле и обвинил архидиакона в преступном обмане. И в день Святого Рождества Господня, когда епископ пришел в церковь , архидиакон, облаченный в белый стихарь, пригласил по обычаю епископа к алтарю, чтобы в надлежащий час он восславил торжество святого дня. Но тут Альбин вскочил со своего места, схватил архидиакона, оттащил его [от алтаря] и, избив руками и ногами, бросил в темницу. Успеха в заступничестве за Вигилия не могли добиться ни епископ, ни горожане, никто из более знатных, ни даже глас всего народа, потребовавшего, чтобы Альбин, при условии поручительства, позволил архидиакону вместе со всеми отпраздновать святой день, а слушание дела отложить на следующий день. Но у Альбина не было даже страха перед самим святейшим праздником, поскольку он осмелился в такой день оттащить служащего от алтаря Господня. Что же дальше? Он приговорил архидиакона к уплате четырех тысяч солидов 621 . Поэтому тот пришел к королю Сигиберту и уплатил в его присутствии, по настоянию Иовина, только четвертую часть штрафа. 44. После этих событий три вождя лангобардов – Амон, Забан и Родан вторглись в Галлию. Амон, идя по дороге от Амбрена, дошел до подаренной королем Муммолу виллы Махаон на земле Авиньона; и там Амон разбил свои палатки. Забан же прошел через город Ди, дошел до Баланса, где и расположился лагерем. Родан же захватил город Гренобль и там поставил палатки. Амон опустошил также Арльскую провинцию вместе с окружающими ее городами и дошел до самого Каменного поля, которое прилегает к городу Марселю, и увел оттуда людей и скот. Он осадил Экс, но, получив с жителей выкуп в двадцать два фунта серебра, отошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Слава о духовных подвигах и благодатных дарах Амона достигла до св. Антония великого . Одинаковое крестное труженичество сблизило обоих этих старцев. Амон часто посещал Антония, но и этот, один раз, приходил к нему в пустыню, и вместе с ним выбрал место под келии, где отшельники желали приближаться к Богу в совершенном безмолвии. Не долговременна была жизнь св. Амона. Сорок лет он провёл в мире и 22 года в пустыне, там и здесь – как чистый девственник, великий постник и премудрый наставник братий. В нём была особенная чудодейственная сила благодати Божией. В тот самый час, когда он скончался, св. Антоний видел душу его, восходящую на небо. Это видение поведано св. Афанасием великим . Передаю оное. «Антоний, сидя на горе своей, нехотя взглянул на небо, и увидел кого-то возносящегося в воздушном пространстве и множество ангелов, грядущих в сретение ему с великою радостию. В изумлении он изрек славословие этому святому сонму, и просил Бога открыть ему: что бы это значило. Тотчас некий голос сказал ему: ты «видишь душу Амона, пустынножителя нитрийского. Те, которые тогда стояли подле него, заметили изумление и радость его, и пожелали знать причину обнаружившегося в нём восторга. Видящий сказал им: Амон почил в мире. А они записали день и час видения его. Спустя тридцать дней после сего, к Антонию пришли нитрийские монахи. Ученики его расспросили их о времени кончины св. Амона, и узнали, что он преставился точно в тот самый час, в который Антоний видел душу его, восходящую на небо». Это обстоятельство доказывает, что св. Амон скончался ранее 356 года, в который последовало успение Антония великого . Но когда именно? Основываясь на мнении Созомена , полагавшего, что Амон известен был до первого никейского собора, я с Тиллемонтом отношу кончину его к 345 году. (Tillem. mem. eccl. t. 7). Святый Пиор, самоотверженный и терпеливый (290–390 год) В одно время с Амоном и после него в Нитрии спасался Пиор, родом египтянин. Он в юных летах ушёл из родительского дома к св. Антонию, чтобы у него жить для одного Бога, которому дал обет совершенного отречения от мира и даже от лицезрения родителей своих. Сей обет есть тайна души его, послушной совету Господа: иже оставит отца, или матер имене моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Успехи Пиора в иноческом житии, под руководством Антония, были так быстры, что он в короткое время сделался способным жить уединенно в пустыне. Стремление к соединению с Богом в безмолвии открыто было им сему отцу духовному и удостоено благословения его. Антоний, провидя в нём крепость внутреннего человека, сказал ему: «ступай, Пиор, живи где хочешь, и когда Бог велит и окажется надобность, приходи ко мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Имя его (Амона) на его устах, как молоко, он сражался за его достояние, более, чем телец… Он помнил о своём почтенном отце, что в Карнаке, больше, чем о боге другого города, находившегося в воле его. Он никогда не преступал времени, праздников, как месяц… Когда Фивы поднялись… (пошёл) он в Ираклеополь… прогоняя неправду; он вышел среди своего войска, как Гор, вышедший из Хеммиса. Когда же он прибыл ко Граду Восьми (Ермополю), он совершил угодное своему владыке, владыке Ермополя… храмы были очищены, стены были заново отстроены. Было приведено в порядок разрушенное во всех городах земли Юга; враги резиденции были прогнаны, страна сия была свободна от страха в его время… Он мирно переплыл волны и причалил к Фивам победоносным. Его ввели в его покои… боги, бывшие там, радовались. Он пребывал там, творя угодное владыке богов, Амону-Ра, владыке престолов обеих земель, принося Амону, богу великому, достояние от своих побед, чтобы весьма обильны были жертвы… ежедневно, больше бывших доселе… В день тот был вынесен бог сей священный, владыка богов, Амон-Ра, царь богов, бог предвечный. Верховный жрец Амона Осоркон был в образе своём, как “Столп своей матери” (жреческий титул) среди своих воинов. Бог кивнул весьма, на то, что он сказал ему, как отец, которому приятен его сын. Тогда подошли жрецы, хониты, отцы, уэбы, херихебы Амона и весь дом Восхвалительницы бога с цветами к правителю Юга: “О ты, могучий (защитник) всех богов, Амон вознёс тебя, первенец родившего его. Ведь он привёл тебя, чтобы прогнать наше убожество, ради упадка божеского достояния среди нас (из-за неправедных) сановников, всех, которые восприняли письменную дощечку в его храмах, чтобы противиться его предначертаниям и… нарушать уставы храмов божьих. (Ныне же) храмы, как изначала, уставы их, как искони”. Говорят: “Око Ра пройдёт мимо… его зеницу; земля сия… (да будут казнены) все враги, восставшие на него”. (Осоркон отвечает): “Приведите ко мне всех, преступающих уставы предков, (оскорбляющих) Око Ра”. Они были тотчас приведены живыми пленниками… Он избил их… ночью возжения жаровней… как жаровни явления Сотифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

е. имена первых трёх царей V династии. Хотя народное предание помнило только двух царей IV династии после Хуфу и ничего не знало о Джедефра, Шепсескафе и других царях, не оставивших после себя больших пирамид, тем не менее оно сохранило память об основных притязаниях жрецов Ра и, по меньшей мере, содержит долю истины относительно возникновения V династии. В этой народной сказке мы имеем популярную форму новой государственной фикции, согласно которой каждый фараон есть сын бога-солнца по плоти. Подобное воззрение удержалось в течение всей истории Египта. Цари V династии, резиденция которых продолжала оставаться вблизи Мемфиса, начали править около 2750 г. до н.э. В них ясно выражены черты происхождения, приписанного им народным преданием. Официальное имя, которое они принимают во время коронации, должно неизменно заключать имя Ра,традиция, которую гелиопольские жрецы не могли прочно утвердить в эпоху IV династии. Впереди этого имени должен теперь стоять новый титул «Сын Ра». Наряду со старым титулом «Гор» и новым титулом, который представляет Гора попирающим ногами символ Сета, это новое наименование «Сын Ра» являлось пятым титулом, присущим фараонам и составившим позднее полный фараонский титул в том виде, как он сохранился в течение всей истории. Их принадлежность к культу Ра как государственной религии по преимуществу нашла себе немедленное и практическое выражение в самой блестящей форме. Около царской резиденции, вблизи позднейшего Мемфиса, каждый царь стал возводить великолепный храм солнца, носивший название вроде «Излюбленное место Ра» или «Удовлетворение Ра». Все эти святилища построены по одному основному плану: большой передний двор, к которому справа и слева примыкают культовые покои и где стоит огромный жертвенник, а в глубине возвышается на мастабо-образном основании высокий обелиск. Этот символ бога стоял под открытым небом и вследствие этого святая святых отсутствовала. Есть основание предполагать, что обелиск и смежная часть строения были то же, что святая святых храма в Гелиополе в увеличенном виде Стены были покрыты изнутри скульптурными изображениями, заимствованными из жизни, сценами на реках, в болотах и в топях, среди полей и пустынь, и из обрядов государственной религии; снаружи храм был покрыт рельефами, изображавшими воинственные деяния фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010