Суд.3:7; 6:8 сл.). Особый род почтения Ваалу или, вероятно, особого рода истукан Ваала, известный под именем Ваал-берифа, был, как видно, особенно распространен между Евреями этого времени и находил себе многих поклонников ( Суд.8:33; 9:4,46 ); вероятно, потому, что понятие, соединяемое с этим особенным богом, более нравилось Евреям, чем другие боги, и могло каким-либо образом примирять теократическое и языческое сознание религиозное. Вообще, как видно, начало ложной терпимости довольно сильно взошло в сознание народа, начало, довольно ясно выраженное в словах Иеффая царю Аммонитскому: елика даде тебе в наследие Хамос бог твой, сия да наследиши, а всех ихже изгна Господь Бог наш от лица нашего, наследим мы ( Суд.11:24 ). Из этих слов видно, что и языческие боги считались богами, могущими давать землю в наследие, и на этом, вероятно, основании это начало ложной терпимости так было принято. Такое религиозное состояние Евреев понятно в продолжение времени после Навина, когда они, получив в обладание землю и водворившись в ней, мало по малу забывая благодеяния Иеговы, предавались идолопоклонству, давно или лучше всегда заметному между ними и теперь не сдерживаемому никаким сильным могучим характером, подобным тому, какой имели Моисей, Навин и потом после Самуил. Точно так же и политическое состояние, по изображению книги Судей, соответствует тому времени, какое нужно по ходу обстоятельств предполагать после смерти Навина до Самуила или избрания царя. В целой книге Судей, колена Еврейские являются без одной общей главы, которая бы управляла постоянно всем ходом дела народного; главы у них являются лишь по временам, в бедственных случаях, а в мирное время, по всей вероятности, каждое колено управлялось собственными, независимыми от других князьями; потому каждое из них или некоторые вместе, совершенно отдельно от прочих, ведут свои дела без всякого общего интереса; только бедствия, набеги и угнетения соседних народов, – соединяют их, и то не всегда. Эта обособленность колен и эти частые войны, которые они ведут отдельно от других колен понятны и удобообъяснимы в первые времена после водворения Израильтян в Палестине, доколе у них мало по малу не выработалась идея царства и необходимости ближайшего единения между колунами, каковое видим около времен Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Ос.10:8. И рекут... горам, покрыйте ны, и холмом, падите на ны.    Не в двух только городах, — разумею Дан и Вефиль, — чествовались истуканы: там — золотые телицы, а на горах и холмах — кумиры соседних народов: Ваал, Веелфегор, Астарта, Хамос. Этим показывает, что не только будут разрушены жертвенники Она, т. е. Аписа, или телиц, но во всяком случае падут и капища на горах и холмах, при чем они дойдут до состояния такой горести и отчаяния, что скорее согласятся очутиться под самыми горами и холмами, чем живыми видеть, чему им было необходимо подвергнуться, и против их воли. Следует заметить, что и сам Христос, возвещая Иудеям о предстоящих им бедствиях за дерзости по отношению к Нему, воспользовался одинаковыми словами: тогда, говорит, скажете «горам: покрыйте ны: и холмом: падите на ны» (Лк.23:30). Действительно, хотя и горька смерть, но иногда ее делают желанною для многих наступление крайних зол и чрезмерность действий: посему тем же горам, на которых дерзновенно совершались идолослужение и проступки нечестия против Бога, едва ли, говорит, не скажут: «падите на нас», упредите жестокость меча Вавилонского, а также бесславное и невыносимое несчастие отведения в плен. Ос.10:9—10. Отнележе холми, согреши Израиль: тамо сташа: не постигнет их на холме рать: на чада неправды,... наказати их, и соберутся людие на ня, внегда наказатися им в двою неправдах своих.    Отступление, совершавшееся на горах и холмах, древнее, говорит, заблуждения относительно телиц. Так, телиц ввел Иеровоам тогда, когда десять колен, свергнув иго Ровоамова царствования, заняли Самарию: суеверное же служение на горах и холмах они стали отправлять, находясь еще в Иерусалиме, когда Соломон, уступая и угождая своим иноплеменным женам, воздвигал там жертвенники и капища их божествам. Итак, с какого времени измышлены холмы и кумиры на них, и идолослужение, с того времени преткнулся Израиль. Это может служить видимым обнаружением божественного милосердия, долгое время оставлявшего нечестивцев без наказания, напротив терпевшего и ожидавшего, как нужно полагать, раскаяния заблуждавшихся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

115 Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и продолжался вместе с Пасхой до семи дней, в течение которых при принесении жертв в храме Евреи ничего заквашенного не должны были иметь и употреблять под опасением истребления из среды Израиля. Первый и последний дни этого праздника особенно уважались и отличались всеобщими собраниями во дворе Скинии. Праздник этот имел для Евреев весьма важное значение. Он напоминал им об освобождении от угнетения и рабства Египетского с одной стороны, а с другой – об их высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления Египетского (см. 1Кор. 5, 8 ). 116 Праздник Жатвы, называемый праздником Седмиц, или Пятидесятница, праздновался в пятидесятый день по Пасхе. Он установлен в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. 117 Слова Ханаан, Хананейский, Хананеи означают “покорная, подвластная, униженная земля”. Ханаан – сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племен Ханаанских. “Проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих”, – предрек Ной. Хананеи, или Ханаане – первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде Израильтян в означенной земле. Они разделялись на 11 племен по числу сынов Ханаана, сына Хамова ( Быт. 10, 15–19 ). Наиболее сильный и воинственный народ были Аморреи. Хананеи не имели над собою одного общего главы – царя, и гибли от взаимных междуусобий. К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, идолослужение, суеверие, волхование и другие беззакония. Божества их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос. Мера беззакония их исполнилась. Вот почему Израильтянам даны были такие строгие законы против Хананеев. Но повеление Божие не было исполнено: Хананеи не были истреблены. Во времена плена Вавилонского все эти народы сново свободно распространились по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для Израильтян, против чего и было направлено обличение Ездры. 118 Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В Библии есть только одно место, которое, по-видимому, представляет некоторое исключение из этого правила. Это именно в книге Судей, где Иеффай, отправляя посольство к царю аммонитян, поручает своим посланным сказать ему: «не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой (Элогим)? и мы владеем тем, что дал нам в наследие Господь Бог наш (Элогим)» ( Суд. 11:24 ). Но это место представляет собою лишь дипломатический язык, а не есть исповедание веры, и, следовательно, отнюдь не доказывает, чтобы Иеффай верил в божественность Хамоса. Оно доказывает только, что судия Израильский хотел говорить с царем аммонитским языком, который был ему приятен, чтобы чрез это достигнуть желанного мира. Но даже если бы взять эти слова в их буквальной строгости, то, несмотря на это отдельное место, все-таки осталось бы не мало доказательств, что было глубокое различие в том, как понимали своего Бога евреи и как понимали своих богов соседние народы. Сыны Израиля, принося жертвы идолам, делали это по слабости и по страсти; но эти случаи неверности избранного народа, эти «блудодейства», как их называют своим энергическим языком пророки, при всей их преступности, отнюдь не изменяют сущности собственной религии Израиля. Царь Соломон представляет нам пример слабого и колеблющегося сына Иаковова. Он признает единство Бога, исповедует Его и воспевает, и несмотря на это, подчиняясь недостойным слабостям, он поклонялся омерзительным идолам; в день посвящения величественного храма, воздвигнутого им во славу живого Бога, он именно говорил в своей возвышенной молитве: «да познают все народы, что Господь есть Бог, и нет кроме Него» ( 3Цар. 8:60 ); и несколько лет спустя (так непостижима слабость человеческого сердца!), в угоду своим женам, соблазнам которых он не умел противостоять, он построил капища в честь Молоха, Хамоса, Астарты – самых жестоких и самых омерзительных божеств. Такова именно история Израиля. Он знал истинного Бога с самого начала, но страх или похотливость часто повергали его к подножию языческих богов с их бесчеловечным и постыдным культом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ун-Амун. Египетский жрец бога Амона (ок. 1100 г. до н. э.), посланный фараоном к правителю финикийского Библа за кедровым лесом для священной барки. Исполнение его миссии надолго задержалось, что объясняется слабостью позиций Египта в то время и политическим хаосом, царившим в регионе, подвергшемся вскоре после этого вторжению «народов моря». Ур III. Период в истории месопотамского города Ура (2120–1800 гг. до н. э.), начинающийся с царствования Ур-Намму и характеризующийся непродолжительным возрождением шумерской культуры. Ур-Намму. Основатель третьей династии Ур, отец Шульги, создавшего кодекс законов, обнаруживающий некоторые параллели с библейским законом. Урук. Шумерский город 3-го – начала 2-го тыс. до н. э., в котором правил Гильгамеш. Утнапиштим. Герой рассказа о потопе в эпосе о Гильгамеше. Хабиру. Понятие, применявшееся в Месопотамии по отношению к людям, не имеющим гражданства. Халдейский период. Период истории Месопотамии, охватывающий приблизительно 700–540 гг. до н. э., связанный с Нововавилонским царством и царем Навуходоносором. Халколит. Историческая эпоха, охватывающая приблизительно 4300–3000 гг. до н. э. и характеризующаяся распространением медной металлургии. Хаммурапи. Вавилонский царь (1792– 1750 гг. до н. э.), составивший кодекс законов, содержащий ряд параллелей библейскому закону. Хамос. Моавитский бог, часто ассоциирующийся с войной. Хетты. Народ индоевропейского происхождения, появившийся в Анатолии после 2000 г. до н. э. и создавший империю, соперничавшую с Египтом в борьбе за господство над Сирией-Палестиной в середине 2-го тыс. до н. э. Хетты также создали кодекс законов, обнаруживающий сходство с библейским законом. Хурриты. Несемитский народ, создавший царство Митанни в Центральной Месопотамии в середине 2-го тыс. до н. э. Шумер. Южная часть Древней Месопотамии. Именно здесь примерно в 3500 г. до н. э. зародилась первая истинная цивилизация, была изобретена клинопись и появилось множество мифов, на которых зиждилась религия в течение нескольких следующих тысячелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Плач же означает слезы и при них вопли, которые могут издавать или другие о них, или сами они о себе самих, оплакивая свои собственные страдания. Посему говорит: бедство пострадахом. А какой именно вид бедствия разуметь здесь, объясняет, говоря: часть людей моих измерися ужем, и не бе возбраняяй его, еже отвратитися: наследство, говорит, данное Моему и возлюбленному (очевидно Израилю) разделено врагами, то есть, подчинено (чуждым) законам и уплате податей, ибо что измеряется, то подлежит обложению и подати. Потом, когда это совершилось и случилось сверх чаяния, то не оказалось никого, кто бы мог воспрепятствовать этому. Почему же, говорит, безмолствовали телицы, Хамос, Дагон, Веельфегор, Ваал и разнообразные идолы в капищах Самарии? Они не воспротивились разделяющим и не помогли своим поклонникам, не поразили своим гневом разделяющих землю. Подобное сему говорит Он и устами пророка Иеремии об Израильтянах: и во время озлобления своего —82— рекут: востани, и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего ( Иер.2:27. 28 ). Но как могут избавить других те, из которых без труда можно сделать все, что кому угодно? Ибо они суть дела рук человеческих ( Пс.113:12 ) – серебро и золото, и камень и дерева, немое и бесчувственное вещество. Да воспевает же божественный Давид: подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня ( Пс.113:16 ). Села ваша разделена Быша. Ст. 5. Сего ради не будет 1893 вмещущ ужа в жребий 1894 . Объясняет смысл прежде сказанного; вы, говорит, лишились наследства и другие разделили вашу страну, и тебе нельзя будет измерять свое. И мы увидим, что этому именно и подверглись надменные Иудеи после пришествия Христа на землю; ибо нагло поступившие со Христом лишились данных им владений: они были первенцем и премудрый Павел говорит, что их обетования, их отцы и от них Христос по плоти ( Рим.9:4. 5 ), но они лишились упования, а множество язычников достигло всей славы и овладело их наследством. Ибо им стали принадлежать и обетования, им и Христос, им и отцы, потому что чадами Авраама называются те, которые подражали вере его в необрезании: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, но чада обетования причитаются в семя ( Рим.9:6:7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Камень этот был разбит на куски туземцами. Но части его почти вполне собраны Clermont ganneau. Надпись начертана царем Моаввтским Меса ила Меша (около 900 л. до Р. Хр.) известным нам из Библии (4 Царств III). Он упоминает в надписи об удачном восстании своем против Иорама (Омри) царя израильского, об произведенном при нем работах, и об удачном походе против Едома. Камень этот находится теперь в Лувре (Maspero: Hist: р. 356). Подробнее см. у Гинсбурга «О Моавитском камне», а также у Коленсо) найдено имя бога, названного Аштар Химош. Астарта Хамос). Как Ваал Фегора, или Пеора, его обожали и с циническими обрядами воспроизведения. (Ср. ниже XXV 1–3). Мы говорили выше что, как нам кажется, песнь найдена готовою у амморреев израильтянами, но она кончалась на 29-м стихе, а 30-й стих прибавлен израильтянами. Еспин принимает всю песнь за творение самого Израиля и думает что первая часть которую мы считаем Амморрейскою, рассказывает с иронией победы Си гона, чтобы сильнее выставить в последнем стихе триумф Израиля. Быть может это и так, но мы держимся первого воззрения, потому, что победы Амморреев рассказаны рельефнее, картиннее и с большим поэтическим жаром, чем довольно сухое упоминание о победе Израиля в 30 стихе. Стихи 27 – 29 могли вырваться только из уст того народа, который гордился своею победою. И здесь в 30-м стихе как Ар принимается за Моавитян, так кажется Есевон принимается в смысле Амморреев. Мы говорили выше, что Есевон лежал несколько на северо-восток от Фаеги, (так по крайней мере определяется его местность наследователями), и так он на карте Ван дер Вальде и потому его нет в числе станов израильских, которые шли от Иима на Дивон, Гад и Алмон Дивлафаим ( Чucл. XXXIII 45 – 47) к подошве гор Аваримских. Здесь в песни воспоминающей о военных событиях указываются местности пройденные и взятые отрядом войск израильских, который конечно шел и действовал независимо от стана т. е. семейств со скотом, которые шли по очищенной уже от неприятеля стране по местностям записанные в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Полколена Манассии не было упомянуто в выше указанном предложении сынов Рувима и Гада; но как видно из стихов 39 – 42 потомство Махира (о котором ниже пр. 8-е) воинственное племя (см. I Парад. V 18 – 23) само овладело несколькими городами, и частью Галаада, и Моисей вознаграждает этою землею храбрость полколена Манассиина, которое по-видимому на столько было сильно, что даже получило отдельное название от своего родоначальника, а именно потомков Махира Махиритов 320 (Ст. 34–38). Комментаторы различают три группы городов, из которых каждая составляла как бы особую область в общем владении колена Гада. В первой группе городов главным городом был Дивон названный позже Дивон-Гад от имени колена, которому он достался XXXIII 45 – 46). Он лежал по мнению географов св. Истории милях в четырех к северу от р. Арнона (Biblical dictionary; Kiepert’s Bibl. atlas, etc.) и развалинам его доселе придается имя Дхибана (ссылка Библ. лекск. Смитта на Буркгардта, Зеетцена, Ирби, Мангльса и др.). Здесь говорит Еспин в 1868 году найден пастором Клейном камень с надписью, известный в ученом мире под именем « Моавитского камня». В первой строке надписи восстановили имя Хамош Гад. По всей вероятности Хамос и Ваал были имена одного и того же божества «мерзости Моавитской» и мы вправе думать что имя Хамош Гад, есть то имя Ваал Гад, которое упомянуто в кн. Иис Навина XI, 17 и XII, 7). Атароф: предполагают что это нынешние развалины Аттарус, на холме того же имени в семи милях на северо-запад от Дивона. Ароер здесь упомянутый выстроенный сынами Гада, вероятно тот же, который упомянут в их уделе у Иис Hab. XIII, 25 , под именем « Ароер, что перед Раббою» т. е. близ Равваф Аммона, что подтверждается и приведенным 25 стихом XIII гл. Иис Нав. который говорит, что сыны Гада взяли часть земли Аммонитян. (Не следует смешивать Ароера, упомянутого во Второз: II, 36 «который на берегах Арнона» с Ароером перед Раббою. Из двух Ароеров один принадлежал сынам Гада, а Ароер на Арноне сынам Рувима. Был еще Ароир и в уделе Иудином на юге Палестины, как видно из 1 Ц. XXX, 28) К первой группе городов причисляют по географическому его положению и Атороф Шофан, который считают или частью Атарофа или лежавшим вблизи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но как мы увидим ниже, автор данного исследования придерживается несколько иного мнения по поводу перевода этого фрагмента. Перевод (16-я строка): И одержал (взял) его и убил всех: семь тысяч мужчин и пришельцев (иностранцев). А женщин и чужеземок (иностранок). 17-я строка исследуемого памятника начинается буквой X – (tav), после которой стоит точка, сообщающая об окончании слова. Данная буква, по предположению высказанному выше, является окончанием женского рода множественного числа слова – «чужеземок». Следующее слово – употреблено вновь с соединительным союзом – (ve) «и», а следующее за союзом слово можно перевести, учитывая конечный Х – (tav), указывающий на женский род, и отталкиваясь от аналогичного в арамейском языке (rahamin) – «милость», «милосердие». Следовательно, согласно авторскому переводу, моавитский монарх Меша, предавший смерти семь тысяч мужчин, способных к военным действиям, и представлявших угрозу для его царства, напротив, пощадил и проявил милосердие по отношению к слабому полу, что посчитал необходимым зафиксировать в тексте стелы. Далее следует вертикальная разделительная черта. – (khi) – «потому что», «так как». – (le-Ashtar). По всей видимости, предлог – (le) в данном месте использован как предлог принадлежности, а слово – (Ashtar) в данном случае подразумевает собственное имя «Аштар». Скорее всего, здесь упоминается божество, почитавшееся у северных и западных семитов под подобными именами: Астарта, Ашторет, Аштарт, Аттарет. Во всех случаях заключительная буква (tav) указывает на то, что божество женского рода. Египетские источники также сообщают о Ханаанской богине Астирати. Но примечательно то, что у южных семитов встречается и мужская форма данного божества. В Священном Писании это божество также упоминается неоднократно: Суд. 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 . – (Khemosh) – «Хамос». Следующее слово – (ha-haramta) можно перевести, оттолкнувшись от древнееврейского глагола (haram), инфинитив (lehaharim) – «предавать анафеме», «заклинать», «посвящать», как «подвергать заклятию». Завершающие буквы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Ваал есть бог финикийцев; Хамос – бог моавитян; Дагон – бог филистимлян. Этим указывается лишь на объекты религиозного почитания названных народов. Но ни одна из языческих религий не включает в свое содержание указания на исторический момент, когда именно возникли религиозные связи у того или другого народа с тем или иным божеством. Характерное же своеобразие Израильской религии, как оно отмечается в речах наших пророков, в том именно и состоит, что Иегова сделался Богом Израильского народа в один известный исторический момент: Иегова избрал Израиля из всех народов земли, и определенно известно, когда это случилось. Следовательно, религия Израиля не может быть поставлена в один уровень с религиями языческими; если в язычестве связь почитателей с их божествами есть явление вполне натуральное, есть нечто сразу данное, то у Израиля связь с Иеговой имеет историческое начало и как таковая, имеет значение чрезвычайного исторического факта 85 . Чрезвычайность этого факта, затем, состоит в том, что отношения между Иеговой и Израилем, будучи по своему происхождению исторически определенным событием, есть вместе с тем по внутреннему характеру дело свободного решения Иеговы, а не следствие натуральной необходимости: Иегова вступил в особые отношения к Израилю потому, что Сам пожелал этого, и все частные определения, даваемые пророками этому акту божественной воли, характеризуя ту или иную его сторону, выдвигают вперед, как главный момент, именно свободную инициативу Иеговы. To, что Израиль сделался народом Иеговы, есть дело божественного избрания. «Только вас (сыны Израилевы) признал Я из всех племен земли» ( Ам.3:2 ) 86 . Таким образом не Израиль стал сам натуральным порядком в религиозное общение с Иеговой подобно тому, как это общение имеет место в языческих религиях, а Иегова для Себя выделил Израиля из всех народов земли. И то, что Он сделал это, не лежало в естественном порядке вещей или не было вызвано какою-либо необходимостью, а свое объяснение находит единственно в благой воле Иеговы и в Его любви к Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010