С давних пор полагали, что этот диспут состоялся зимою с 351 на 352 г. Но против этого высказался Гуоткин 79 и после хронологических изысканий, бьющих своею видимою тщательностью и обставленных вескими научными авторитетами, пришел к заключению, что сирмийский диспут произошел весною 355 г. Эта новая догадка может служить хорошим 1001-м тетепто, что ученый и на самые лучшие научные авторитеты не должен полагаться без строгой самостоятельной поверки самых оснований, ими предъявленных. 1 . Этот диспут, – говорит Гуоткин, – происходил в такое время, когда имп. Констанция не было в Сирмии. На диспуте он не присутствовал [Это бесспорно]. Но если бы он был в Сирмии, то едва ли бы устоял против искушения – побывать лично на таких блестящих учено-богословских дебатах [Констанций мог отказать себе в этом удовольствии из чистой деликатности: своим присутствием он смутил бы и стеснил бы одного из диспутантов, а может быть и обоих, – к ущербу для разъяснения истины. След. это соображение Гуоткина не доказывает ничего]. – 2. По-видимому еще в марте 351 г. Фалассий (в kaчecmbe praefecmus praetorio per Orientem) отправился при цезаре Галле в Сирию [Videbimus!] u не возвращался оттуда до назначения на его место в 353 г. Домитиана. – 3. Кереалий едва ли мог отлучиться из Рима (где с сентября 352 г. по декабрь 353 г. он был praefecmus Urbis) b Сирмий [Веско]. – 4. Леонтий в 353 г. командирован был на Восток в звании квестора и только зимою 354 г. возвратился на запад, а с июля – августа [после 6 июля] 355 г. он был в Риме kak praefecmus Urbis [Becko]. – 5. В свою очередь и Таир уже 6 апреля 355 г. является в pahre praefecmus praetorio Imaliae (rлabhый город этой префектуры – Медиолан) [Вески]. Следовательно в первые месяцы 355 г. удобнее всего 8 сановников могли съехаться в Сирмий. Но Гуотикин конечно отлично знает, что из слов Аммиана Марцеллина 80 другие ученые 81  усматривают, что уже в 353 г. Фалассий умер на Востоке; что b S. Artemii passio Uoahha монаха [Дамаскина] 82 тоже самое высказано с положительностью не допускающею никакого перетолкования. На это Гуоткин отвечает: «в издании Гардтгаузена у Марцеллина в данном месте читается: еит odisse, u это – кажется – и есть правильное чтение. См. makжe Sieyers,Libanius, 227».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В частности, исторические данные, которые относятся непосредственно ко времени царствования Феодосия, представляют немало затруднений для исследователя вопроса о состоянии нравственности общества. Дело в том, что показания современников эпохи Феодосия В. в данном случае отличаются, с одной стороны, неопределенностью и даже неполнотою 1291 , а с другой – удивительной противоречивостью. Так ритор Дрепаний Пакат, искусный панегирист, составивший себе своими дифирамбами прочную карьеру, авторитетно заявляет, что в нравственном отношении при Феодосии все обстояло прекрасно, что нравственность общества как бы росла не по дням, а по часам 1292 . Напротив, темными красками рисуют состояние нравственности Зосим и Аммиан Марцеллин. По свидетельству Зосима 1293 , нравственность общества шла на убыль: все было распущенно, и каждый старался превзойти другого роскошью и необузданностью, а украшение в добродетели не находило себе никакой похвалы. Пагубное увлечение артистами и артистками вместе с жаждою удовольствий еще более способствовали экономическому и нравственному краху общества. Подобными чертами описывает Аммиан Марцеллин 1294 нравственный уровень высших классов общества. Последние теперь измеряли, по замечанию Аммиана Марцеллина, величие своего положения и свое значение вышиною своих колесниц и тяжестью своих великолепных убранств. По своему нравственному облику аристократы приближались к типу людей, способных на все, лишь бы достать денег для удовлетворения своих разнузданных прихотей. Само собою понятно, что чернь стремилась не отставать в развращенности от знати, чему много способствовала почти бесплатная раздача хлеба и вина, разжигавшая незаметно дурные инстинкты толпы. Такой же отрицательный взгляд на нравственность общества IV в. проводят в своих сочинениях «великие художники римских нравов» 1295 : Григорий Б. 1296 , Иоанн Златоуст 1297 , Иероним 1298 . И только один язычник Симмах 1299 в своих письмах способен отмечать не только дурные, но и хорошие стороны жизни. Римлянин по духу и плоти, глубоко еще веровавший в вечность империи, Симмах откровенно признается во многих недостатках жизни, но в то же время спешит найти и нечто доброе, что могло оправдать его веру в процветание «вечной» империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 576, 586, 592). В трактате Геннадия Марсельского «О церковных писателях» (продолжающем трактат И. С. «О знаменитых мужах») сообщается о лит. деятельности и возрасте И. С., а также о характере его полемики с Руфином ( Gennad. Massil. De script. eccl. Prol; 17). Предполагают, что пролог сочинения Геннадия, где содержатся сведения о И. С., ему не принадлежит: он отсутствует во мн. рукописях, а помещенные в нем сведения о И. С. заимствованы гл. обр. из «Римской истории» Аммиана Марцеллина ( Vaccari. Le Antiche vite. 1920. P. 1-4; Cavallera. 1922. T. 2. P. 137). Наиболее важные исследования нового и новейшего времени, посвященные жизни И. С.: Tillemont. 1707; Stilting. 1762; Collombet. 1844; Vallarsi. 1845; Zöckler. 1865; Gr ü tzmacher. 1901-1908; Brochet. 1905; Cavallera. 1922; Penna. 1949; Antin. 1951; Steinmann. 1958; Nautin. 1972, 1973, 1974; Kelly. 1975; Rebenich. 1992, 2002; Maraval. 1995; Williams. 2006. Среди немногих отечественных исследований выделяются работы Н. И. Щеголева ( Щеголев. 1863) и А. Ф. Диесперова ( Диесперов. 1916; 20022. С. 3-118). Хронология жизни и лит. деятельности И. С. специально рассматривается Г. Грюцмахером ( Gr ü tzmacher. 1901, 1969. Bd. 1. S. 41-102), Ф. Каваллерой ( Cavallera. 1922. T. 2. P. 1-63), П. Нотеном ( Nautin. 1972-1974, 1972/1973, 1973, 1974, 1979; L " activité. 1983) и М. Уильямсом ( Williams. 2006. P. 267-301). Аннотированную библиографию по всем вопросам, касающимся жизни, лит. деятельности и учения И. С., см.: Vaccari. Bollettino. 1920; Antin. 1959. P. IX-LII; Gribomont. 1986. P. 212-246. Происхождение, детство, образование (ок. 347-368) Дата рождения И. С. точно неизвестна; согласно Просперу Аквитанскому, он род. в 331 г. ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 576; ср.: Gennad. Massil. De script. eccl. Prol.). Несмотря на то что эта традиц. дата поддерживалась нек-рыми совр. авторами (см., напр.: Hamblenne. 1969. P. 1113; Kelly J. 1975. P. 1, 337-338), были предложены др. даты, к-рые в большей степени согласуются с остальными сведениями о жизни И.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Поэтому мы не погрешим против истины, если скажем, что многие аргументы и выводы были почерпнуты из этого замечательного труда. Однако некоторые вопросы ускользнули от внимания исследователя, а может, и намеренно не упомянуты из нежелания исказить выстроенный еще современниками Цезария образ этого, несомненно, выдающегося христианского деятеля. Нам же предоставляется возможность взглянуть на фигуру Цезария не так идеалистически, как хотели показать нам его биографы, а попытаться максимально полно описать его жизненный путь сквозь призму причинно-следственных связей, которые привели его к тому или иному шагу. Также в работе У. Клингшерна заметно поверхностное изложение политической истории этой бурной эпохи и абсолютное нежелание автора вникнуть в мотивы тех или иных действий варварских королей по отношению к самому Цезарию. В результате Цезарий в этом труде предстает перед нами абсолютно отдаленным от окружающих его политических событий. Мы же со своей стороны постарались более полно отразить перипетии борьбы между королевствами, что позволило нам попытаться понять роль Цезария в системе варварских королевств VI в. Жизнь и деятельность Цезария арелатского Юность Цезарий родился в промежутке между 469–470 гг. в области города Шалона-на-Соне, который, по словам Аммиана Марцеллина, был одним из тех городов, что украшают Первую Лугдунскую провинцию 860 . Как раз где-то в это время Шалон подпадает под власть бургундов, которые активно расширяли свой контроль на всю эту провинцию. Но это не повлекло за собой глобальных структурных перемен, и практически не затронуло интересы местной аристократии, которая сохранила свои привилегии, свое имущество и права 861 . Родители Цезария принадлежали к местной галло-римской аристократии, о чем не преминули упомянуть в его житии 862 , и жили, как и многие современные им аристократы, не в самом городе, а на загородной вилле, где и родился Цезарий. Авторы жития, по-видимому, мало знали о молодости и юношестве Цезария, поэтому об этом периоде его жизни известно только то, что он получил достаточно хорошее образование и мог уже в 17 лет поступить на службу к местному епископу Сильвестру в качестве чтеца 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 Страбон, со ссылкой на «некоторых» ученых (подразумевается, по-видимому, Эратосфен), дает окружность Черного моря равной 25 000 стадиев (Strabo, II, 5, 22), Полибий называет цифру в 22 000 стадиев (Polyb. IV, 39, 1), Плиний Старший в переводе на греческие стадии – от 20 с лишним до 24 тысяч стадиев (Plin. NH, IV, 77). 22 Уподобление формы Черного моря скифскому составному луку, в котором южное побережье Черного моря принималось за его тетиву, а Крым – за углубление в костяной или деревянной конструкции лука, было широко распространено в античной географии (см. помимо свидетельства Аммиана Марцеллина также: Sail. Hist. Fr. 41; Strabo, II, 5, 22; Mela, I, 102; Plin. NH IV, 76; Val. Flacc. IV, 728; Dionys. Perieg. 157–163). 23 Речь идет о греческой колонии Фанагории, находившейся на Таманском полуострове в районе пос. Сенной и бывшей вторым по величине и значению городом Боспорского царства. Для Гекатея Фанагория находилась в Азии, так как границу между материками он проводил по Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу. Остров Фанагора упомянут в связи с тем, что в античности два рукава низовьев Кубани создавали в ее дельте большой остров. 25 Иксибатов иногда сопоставляют с сарматскими племенами иксоматов и язяматов, упоминаемыми в позднейших источниках. Синдика – область в глубине Таманского полуострова, населенная синдскими племенами, входившими в состав Боспорского царства (см.: Завойкин 1998. С. 134–145). 27 Греческий город Гермонасса локализуется на месте нынешней Тамани (см.: о ней подробнее: ГПП. С. 73–75). 29 Помещение аравийской крепости возле Кавказа связано, вероятно, с представлением о непосредственном соседстве Европы и Азии; Аравийским морем иногда назывался Восточный океан, связь с которым через Фасис считалась возможной. Впрочем, уже в античности это соседство казалось странным схолиастам Эсхила. 30 Халибы, обычно локализуемые на юго-восточном побережье Черного моря, здесь оказываются на северном побережье; вероятно, это связано со скифской атрибуцией халибов у ранних античных авторов (Ельницкий 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102 В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 103 Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26. 11. 364 г. и правил до 17. 1Х. 375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т. д. 105 Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 109 Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 110 Обращение Юлиана к оракулам – последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т. к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним и из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 111 Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор – Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей – самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 113 Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию. 114 Император Юлиан был ранен около Симбрии, неподалеку от р. Тигр утром 26 июня 363 г. и умер около полуночи. 115 Юлиан сжег почти весь флот за исключением нескольких судов в местечке Абузатха, где он провел пять дней (Зосим. III. 26). 116 Непосредственный виновник смерти Юлиана до сих пор невыяснен. Существуют разногласия и по поводу последнего восклинания императора. Созомен , VI. 2 считает, что он таким образом упрекал солнце, не оказавшее ему помощи. Аммиан Марцеллин сообщает (XXV. 3. 9), что он потерял надежду на выздоровление, когда узнал, что находится во Фригии, ибо ему было предсказано, что он умрет именно там. Хотя последнее, возможно, является и литературным приемом, призванным как-то героизировать личность: то же самое произошло о с Камбизом в Экбатанах (Герод. III. 60), и с царем Эпира Александром при Ахероне (Лив. VIII. 2 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Латинская церковная историография в древний период находилась под сильным влиянием греческой. Сочинение Евсевия было переведено на латинский язык пресвитером Руфином в 410 году, который также продолжил рассказ о жизни Церкви до 395 года. «Истории» продолжателей Евсевия перевел по желанию сенатора Кассиодора в VI веке схоластик Эпифаний. Собственно же отцом латинской историографии является Лактанций , автор сочинения «О смертях преследователей». 2. Нехристианские письменные памятники –  Сочинения античных авторов, в том числе критиков христианства К данной группе относятся сочинения упоминавших о христианах античных авторов. Некоторые из этих авторов критиковали Христианство как с позиции «здравого смысла», с философских, культурологических позиций, в которых не просматривается апологии определенной религии, так и с религиозной точки зрения. К данному направлению можно отнести Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Фемистия, Юлиана, Ливания, Симмаха, а также античных историков Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Евтропия, Секста Аврелия Виктора, Евнапия, Зосимы. –  Иудейские источники Свидетельство о Христе имеется уже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (книга 18, глава 3:3). Однако о подлинности данного фрагмента ведутся споры. Поскольку Христианство уже в I веке отделилось от иудейства, чему способствовала непримиримая позиция самих иудеев, иудейские авторы либо не писали о Христианстве, либо подвергали Христианство нападкам и критике. 3. Юридические источники Основную часть этой группы источников составляют акты императорской власти. Ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимались первые попытки кодификации римского права, которые сначала осуществлялись частными лицами. В V веке кодификация становится государственным мероприятием. По приказу восточного императора Феодосия II (408–450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций, который был опубликован в 438 году в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в области искусства царство Сасанидов дало достойное изучения и художественного интереса. Если немногочисленные памятники парфян обнаруживают римское влияние, сасанидские рельефы с самых первых шагов свидетельствуют о сознательном возвращении к древне-восточной основе и, несмотря на быстрое художественное развитие, никогда не могли отрешиться от особенностей и недостатков своего древне-восточного наследства. Мало того, сасанидское искусство иногда облегчает понимание поздне-иранского и византийского, современных ориентализации Запада. «При взгляде, напр., на изображения сасанидских великих царей, ее дающие впечатления личности, но воплощающие только идею величия, мы можем понять в их настоящем значении головы поздне-римских и византийских императоров и распознать там и здесь только отвлеченный символ царского достоинства» (Герцфельд). Памятники сасанидской скульптуры помещены в древней Персиде, в окрестностях Персеполя (Истахра), частью вблизи Бехистуна. Уже в этом видят стремление связать себя с Ахеменидами. Но если на памятниках последних скульптуры были иллюстрациями и надписями или украшениями Гробниц, то теперь они имеют самостоятельное значение и должны увековечивать получение царем власти от бога, большие победы, напр., скульптуры Шапура I, изображающие пленение императора Валериана, или победы Варахрана II над бедуинами, или победа Хосрова II. Потом вошло в обычай изображать и царские охоты, бывшие по словам Аммиана Марцеллина, вместе е батальными сценами, предметами изображения на стенах царских дворцов. Охота и вообще сцены со зверями были излюбленными на знаменитых серебряных сасанидских блюдах, расходившихся далеко по торговым путям и нередко находимых у нас в [бывших] Пермской и Вятской губерниях. Особенно удачны были, как вообще на Востоке, изображения животных и детали, но и человеческие фигуры и общие композиции с течением времени обнаруживают несомненный прогресс. Полагают, что многие из барельефов являются копиями с произведений живописи, которая была, вероятно, также распространена и преследовала такие же политические пели, как и в римской империи. Указывают на значение живописи в буддийских монастырях Средней Азии, находящейся под несомненным сасанидским влиянием, на роль искусства Гайдары, как на художественный узел между Западом и Дальним Востоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Почти в одно время с язигами и роксоланами узнаем мы и других – вероятно, единоплеменных с ними – обитателей юго-восточной России, алан, которые, по известию Аммиана Марцеллина, были древние массагеты и жили тогда между Каспийским и Черным морем. Они, равно как и все азиатские дикие народы, не обрабатывали земли, не имели домов, возили жен и детей на колесницах, скитались по степям Азии даже до самой Индии северной, грабили Армению, Мидию, а в Европе берега Азовского и Черного моря; отважно искали смерти в битвах и славились отменною храбростию. К сему народу многочисленному принадлежали, вероятно, аорсы и сираки, о коих в первом веке Христианского летосчисления упоминают разные историки и кои, обитая между Кавказом и Доном, были и врагами и союзниками римлян. Алане, вытеснив сарматов из юго-восточной России, отчасти заняли и Тавриду. В третьем веке приближились от Балтийского к Черному морю готфы и другие народы германские, овладели Дакиею, римскою провинциею со времен Траяновых, и сделались самыми опасными врагами империи. Переплыв на судах в Азию, готфы обратили в пепел многие города цветущие в Вифинии, Галатии, Каппадокии и славный храм Дианы в Ефесе, а в Европе опустошили Фракию, Македонию и Грецию до Мореи. Они хотели, взяв Афины, истребить огнем все книги греческие, там найденные; но приняли совет одного умного единоземца, который сказал им: «Оставьте грекам книги, чтобы они, читая их, забывали военное искусство и тем легче были побеждаемы нами». Ужасные свирепостию и мужеством, готфы основали сильную Империю, которая разделялась на восточную и западную, и в IV столетии, при Царе их Эрманарихе, заключала в себе не малую часть России европейской, простираясь от Тавриды и Черного моря до Балтийского. Готфский историк VI века Иорнанд пишет, что Эрманарих в числе многих иных народов победил и венедов, которые, обитая в соседстве с эстами и герулами, жителями берегов Балтийских, славились более своею многочисленностию, нежели искусством воинским. Сие известие для нас любопытно и важно, ибо венеды, по сказанию Иорнанда, были единоплеменники славян, предков народа российского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1798 г. Ильгеш указал, что элохистическая часть неоднородна, среди нее имеется более новый: слой, который впоследствии был назван священническим кодексом. Он заключает в себе священнические законы Исх. 25–31, 35–40 , значительную часть книг Левит и Чисел, предваряя все это сказанием о творении ( Быт. 1, 1 ) и потопе. Граф, Вель-хаузен (1878) и Реус считают эту часть самой новой и возникшей уже во времена после вавилонского плена, приводя ее в, связь с реформой Иосии в 621 г., произведенной после открытия в храме Книги закона, которую они отождествляют с Второзаконием. С точки зрения этой книги обработаны так наз. исторические книги ветхого завета, в основание которых легли источники первостепенного значения, каковы героические песни, эпические повествования, предания о местных святынях, списки, семейные хроники и т. п. И здесь первоначально общей редакции предшествовали памятники, восходящие к иеговисту и элохисту. Wellhausen, Prolegomena zur Geschichte Israels. 6 изд. 1905 (русск. перевод Н. М. Никольского, 1909). Ему возражает Killel, Geschichte d. Volks Israel. 3 изд. 2 тома. 1916. Die alttestamentliche Wissenschaft. 2 изд. 1912. Наглядно представлены составные части библейских книг, будучи напечатаны на разноцветных частях бумаги (еврейского текста и английского перевода) в редакции, Наирт, так называемой радужной библии: The sacred Books of the Old Testament. 1895–7. 20 вып. Перевод с обширным комментарием в изд. Die Schriften des Altea Testaments. Gottingen, 1911. Fr. Baumgarmel, Elohim ausserhalb d. Pentateuch. (Beitr. z. Wiss. v. А. Т. вып. 19). Leipzig, 1914. Интерес к Египту не прекращался у греков после Диодора, и находились люди, умевшие узнавать кое-что даже из египетской грамоты. Мы, напр., знаем, что в эпоху Римской империи жил какой-то Гермапион, толковавший египетские надписи на обелиске, попавшем в Рим. Из цитаты у Аммиана Марцеллина видно, что он верно читал эти надписи (17, 4, 17–23). Имел довольно близкие к действительности представления и Климент Александрийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010