Преподобному Амвросию, старцу Оптинскому     (10/23 октября)     Тропарь, глас 5:    Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную//спастися душам нашим.     Кондак, глас 2:    Завет пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие,//моли Христа Бога спастися душам нашим.     Величание:    Ублажаем тя, преподобне отче наш Амвросие, и чтим святую память твою, наставниче монахов//и собеседниче Ангелов.     Молитва 1    О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.     Молитва 2    О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие небесных и земных благ, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Однако, по некоторым признакам, все уже догадывались, что батюшка думает ехать в Шамордино. Еще за несколько дней до отъезда начнутся в хибарке разговоры об этом и расспросы друг у друга, не слыхал ли кто, когда батюшка едет и надолго ли. Не получая же ни от кого удовлетворительного ответа, обращались обыкновенно к келейнику с теми же вопросами. Келейник отвечал как бы нехотя: «Ничего еще не слышно». На несколько времени все успокаивались, хотя по тону келейника и не совсем доверчиво относились к его ответу. Но только что успокоятся, войдет в хибарку какое-нибудь новое лицо с тем же вопросом: «Говорят, батюшка собирается в Шамордино?» Опять начнется волнение. Приезжие из опасения, что не успеют со старцем заняться, решаются наконец спросить его самого. Выйдет батюшка на общее благословение, и все с нетерпением ждут удобной минуты, когда можно будет обратиться к нему с этим вопросом. Но и ответ батюшки тоже не успокаивал: «Думал, – скажет старец, – да вот, за вашими молитвами, сегодня с утра чувствую себя нехорошо». После того появлялась скорбь и забота, как бы батюшка не заболел. Последний отъезд старца в Шамордино имел некоторые особенности. Прежде всего, сборы в этот раз затянулись надолго: то одно дело задерживало его, то другое. Затем, всегда прежде старец брал с собою в общину для послужения своего старшего келейника, бывшего уже в сане иеромонаха, отца Иосифа, но теперь, собираясь к отъезду, почему-то долгое время ничего ему о сём не говорил. Наконец уже как-то нерешительно уклончиво обратился к нему с вопросом: «Как же в Шамордино-то ехать?» Нужно заметить, что так как этот старший келейник старца Амвросия по его назначению и благословению, конечно, с согласия отца настоятеля был в это время, как упомянуто выше, уже духовником и начинал старчествовать, а потому и в отсутствие старца Амвросия к нему ежедневно ходил народ, то, при разговоре об отъезде в Шамордино, он спросил старца Амвросия: «А тут-то как же быть, батюшка?» В ответ на этот вопрос старец тут же решил оставить его в скиту на своем месте, а с собой взять младшего келейника, монаха Исаию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать. Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, – добиться сокрушения, подлинного раскаяния. Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел. Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается. Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали. Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений – помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.

http://pravoslavie.ru/109300.html

Всестороннее изучение их и возможно полная оценка – впереди. Зато тем сильнее сказывается сердечная потребность поближе познакомиться с ним самим, начертать насколько возможно полнее его лучезарный образ. К величайшему прискорбию, у нас имеется пока слишком мало данных для выполнения этой задачи. В высшей степени желательно было бы увидеть в печати, подобно «Сказанию о житии Оптинского старца отца иеросхимонаха АМВРОСИЯ, архимандрита Григория (Борисоглебского) », Письмам Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия» и «Сборнику его статей и писем» (см. Душеполезное Чтение за 1891, 1892, 1893 и текущий годы), – все воспоминания лиц, знавших в Бозе почившего святителя-затворника, которые пролили бы побольше света на его ранние годы, на домашнюю обстановку, среди которой он рос, на его семейные отношения и особенно на внутреннюю его жизнь в «затворе». В настоящее же время, не смотря уже на имеющиеся некоторые «сказания» о почившем и доставляемые нам письма и заметки, почти единственным источником наших сведений о святителе служат его сочинения, которые, конечно, останутся и навсегда главным пособием при составлении его полной биографии: настолько ярко и жизненно отразился в них его образ! Все, что ни писал он, носит на себе неизгладимый след его личности, все в высокой степени оригинально, самобытно, наконец все навлечено из глубоко пережитого внутреннего опыта. Свое образование закончил покойный в Киевской духовной академии в составе десятого курса (в 1837–1841 годах). Товарищем его по академии был покойный Московский митрополит Макарий. За это время мы не можем его представить себе иначе, как светлым, скромным и благоговейным юношей. «Будьте со всеми приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда и ни под каким видом не угрюмничайте», писал святитель одной юной своей корреспондентке. «Река жизни нашей пресекается волнистой полосой юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Главное, конечно, было собрать приход, – но и это всё устроилось. Всегда сам с такой любовью к каждому прихожанину относился, всех привечал. А как он с осужденными общался, – это было просто трогательно, до слез, видеть. Они прямо на коленочки становились, сами ревели, рассказывая ему что-то. Каким бы он ни был больным, немощным, уставшим после службы, он обязательно шел в колонию и лично с теми, кто желал того, говорил. Многие так и обращались, становились другими людьми, у них уже по выходе из заключения были совсем иные судьбы. Дереянный храм Преподобного Амвросия Оптинского Потом мы и большой, уже кирпичный храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского, благословением и молитвами владыки Евлогия, построили. Его же заботами и для осужденных на территории колонии храм в честь Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы подняли. И после еще строили, да так, что спустя уже почти четверть века, когда владыка сам же меня переводить стал, мы уже три новых построенных и три восстановленных храма передавали. Владыка к нам на целый день уже обычно в последнее время выбирался: каждый храм, каждую часовенку посетить хотел, – везде послужить, если не службу, то хотя бы молебен, всюду пообщаться с людьми. Глядя на владыку, все мы проникались жертвенностью его служения. Тоже старались больше отдавать, – не жалеть ни себя, ни времени, ни чего бы то ни было другого ради службы Богу и людям. Все мы владыку Евлогия помним всегда радостным каким-то, улыбающимся. Всё с ним как-то просто, светло, по-Божьи было Все мы владыку Евлогия помним всегда радостным каким-то, улыбающимся. Дождь, слякоть, мы все хмурые, крестный ход, непонятно, будет – не будет, купола поставим, нет? А владыка приедет, улыбнется, начинает молиться, служба уже идет, тут же все тучи разойдутся, ветер стихнет, снег-дождь перестанут... Что это было? Но столько раз мы так солнышко, радугу уже по выходе после его службы наблюдали. Всё с ним как-то просто, светло, по-Божьи было. В последний год архиерейства владыки, в 2018-м году, он точно так же, как ранее, меня вызвал, не оформляя заочно никаких приказов, и сказал:

http://pravoslavie.ru/133032.html

Так как в больнице свободного времени предостаточно, можно запастись интересной и полезной литературой. Приведу несколько книг, которые пригодились мне. Во-первых, это книга православного психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой «Беременность. Роды. Материнство». Отличное чтение. Особенно для тех, кто впервые готовится стать мамой. Интересно и красочно оформленная, она также сможет стать замечательным подарком сестре или подруге, которая ждет ребенка. В ней затронуты все основные проблемы, с которыми сталкивается женщина и ее семья в период беременности и после родов. Во-вторых, книга Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш с рождения до двух лет». Это кладезь практических советов по уходу за малышом. Очень подробно рассмотрено множество самых разнообразных вопросов, начиная с того, какие вещи необходимо подготовить к рождению малыша, и заканчивая рассмотрением причин беспокойного сна младенца и основных этапов его развития. Когда большая часть беременности позади, все чаще и чаще в голове появляется мысль о предстоящих родах. Зачастую львиную долю этих мыслей занимает страх. Страх неизвестности, боли, непредсказуемости… Да и всякие истории о тяжелых родах или невнимательных врачах, услышанные в палате или прочитанные в интернете, делают свою дело. В письмах Амвросия Оптинского дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к иконе Божией Матери «Феодоровская» В письмах Амвросия Оптинского, представленных в книге «Советы супругам и родителям», дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к иконе Божией Матери «Феодоровская» (празднование 27 марта и 29 августа по новому стилю). Также он пишет: «Можете ежедневно молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день “Богородице Дево радуйся”, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: “Не имамы иныя помощи”». Священник в роддоме      Очень желательно ближе к предполагаемой дате родов причаститься и пособороваться. Спокойнее и увереннее себя чувствуешь, пропадают тревожные настроения. Говорю из личного опыта: первые роды у меня начались в ночь после Причастия, а вторые – на следующий день после соборования.

http://pravoslavie.ru/75389.html

Была вторая половина ноября месяца. Холода стояли невыносимые. Но о. архимандрит Моисей не хотел медлить с посвящением, и назначенные к рукоположению выехали в Калугу. Медленно брели по глубокому снегу и плохой дороге монастырские плохие лошадки по направлению к городу Калуге. А седоки зябли и мёрзли в своих неважных рясах. «Помню я, – рассказывал о. Амвросий, – что как еще только меня привезли на почтовую станцию, я почувствовал сильную боль в желудке» 144 . Это и было началом тех почти беспрерывных болезней, которые сопровождали о. Амвросия во всю его жизнь, вплоть до самого гроба. Когда оптинские ставленники (так называют готовящихся к рукоположению) прибыли в Калугу, то Преосвященный был сильно занят какими-то важными делами, и день рукоположения был отложен на неделю слишком. Ставленники, не имея своего пристанища в Калуге, поехали в Тихонову пустынь, где и пробыли 8 дней. Потом уже воротились в Калугу, где и были рукоположены 9-го декабря. Эта продолжительная поездка в лютое – зимнее время и сгубила здоровье о. Амвросия. Нужно, повторяю, быть по опыту знакомым с чисто монастырским честолюбием, которое бывает подчас необыкновенно наивно, но всегда очень щепетильно, чтобы понять, что нашлись в Оптиной пустыни такие люди, которые позавидовали рукоположению о. Амвросия в иеромонахи. «Когда узнали о нашем посвящении, то,– вспоминал о. Амвросий, – кой-кто на меня покашивались» 145 . Это, быть может, и предвидел о. Амвросий, и потому он попросил начальство, чтобы его прямо же зачислили вне штата в скит. «Поэтому, – добавляет дальше о. Амвросий, – как узнали, что я желаю быть заштатным, то те же самые люди стали ко мне относиться даже с особым почтением» 146 . Преосвященный Алексий, архиепископ Виленский и Литовский 147 , когда был только рукоположен в иеромонахи, то после совершения нескольких литургий, благоговейно говорил близким к себе людям: «Нет на земле никакого другого, более высшего духовного наслаждения и радости, как предстоять Престолу Господню и совершать Святейшее Таинство Евхаристии» 148 . И подлинно. Нет большей радости, нет большего веселья. И вот этой-то радости и этого то веселья и сподобился о. Амвросий. Одному Господу Богу только ведомы его святые, горячие молитвы, его умильные слёзы пред Престолом Господним. Чиста и действенна была его молитва любви. Предстал Господу Богу новый пастырь, которому суждено было собрать возле себя великое множество пасомых – духовных чад и плодотворно служить великому делу – созиданию Царства Божия в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия. Кондак 12 Благодати Божия сокровище некрадомое унаследовал еси и тихое, безмятежное пристанище на небесех обрел еси. Действием же промысла Божия во дни торжествуемаго тысящелетия Крещения Руси прославлен и к лику святых причислен был еси. Ныне, ублажающе память твою святую, поем вси: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое всероссийское прославление, возносим ти, яко благоухание кадильное, смиренныя наша молитвы: не забуди чад твоих, почитающих имя твое святое и взывающих к тебе в благодарении: Радуйся, Амвросие, Божественнаго безсмертия тезоименитый; радуйся, Церкве Православныя честная похвало. Радуйся, лика святых угодников причастниче; радуйся, сонма преподобных отцев сотаинниче. Радуйся, пред Престолом Бога Всевышняго наш твердый предстателю; радуйся, пред судом Божиим наш теплый ходатаю. Радуйся, нас, странствующих во юдоли плачевней, путеводителю; радуйся, о всей земли Российстей неусыпный молитвенниче. Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия. Кондак 13 О, дивный угодниче Христов и чудотворче, преподобне старче наш Амвросие, приими ныне малое моление недостойных чад твоих, не остави нас в скорбех и болезнех, прииди и простри руку помощи, настави нас на путь покаяния и спасения, во еже избавитися муки вечныя, да тобою присно славим Бога, вопиюще: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельскому житию …» и 1-й кондак «Избранный угодниче…». Молитва первая О, великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва вторая

http://pravmir.ru/molitva-amvrosiju-opti...

Тогда, обратившись к замужней сестре, он сказал: «Как же отдавать замуж? Подождать год». Батюшка ушел, и я слышу, сестра ей говорит: «Да разве у тебя болит бок? Ты мне об этом никогда не говорила». Та тихо ответила: «Я скрывала». Была я раз у старца весной, в самое половодье. При мне приехала к нему какая-то вдова лесопромышленника, продолжавшая и по смерти мужа заниматься его промыслом. Водою унесло у нее с берега неизвестно куда лесного материалу на тысячу рублей. Она приехала спросить старца, что делать. Батюшка при мне, на общем благословении, сказал ей утвердительно: «Отправляйся в такое-то место – там найдешь твой лес; вернешь его на 500 рублей, а половина пропала». Она поклонилась батюшке в ножки и поспешила уехать. В 15 верстах от Оптинского скита в лесу жил сторож лесной с женой и двумя маленькими детьми. Однажды летом, в послеобеденную пору, врывается при мне в хибарку сторожиха с криком и в слезах. Меньший сынок у нее пропал. Дело было так: жена отправилась за чем-то в город на лошади, а лесник в лес. Дети оставались одни. Старшей девочке было пять лет, а мальчику ребенку – год с чем-то. Он мог только ходить, но еще не говорил. Увидав отъезжавшую мать, ребенок с криком погнался за ней. Мать, понадеявшись на старшую девочку, что она его остановит, поехала не оглядываясь. Долго ей чудился крик сынишки. Приехав из города поздно вечером, несчастная мать и вернувшийся из лесу отец не нашли сынишку дома. В хате была одна девочка. Всю ночь они проходили с фонарем по всем лесным тропинкам, а также и утро, но поиски их были тщетны. Выбившись из сил и решив, что ребенок съеден волками, оба они через сутки пришли к старцу. На мать жалко было и взглянуть. Тотчас же они приняты были старцем, который немедленно послал их обоих отслужить молебен пред Казанской иконой Божией Матери, а после вновь отправиться на поиски. Молебен был отслужен, но после этого поиски их были уже не напрасны. Версты за четыре от своей сторожки они нашли своего мальчика здоровым и веселым. Сидел он под кустом, и, несмотря на то что прошло более суток со времени его пропажи, не было заметно, чтобы он был голоден или плакал, а как будто спал.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Амвросия все знавшие его. Бедному, незнатному отшельнику-схимнику любовь его почитателей устроила такие похороны, какие редко, чрезвычайно редко бывают. Там, правда, не было ни венков, ни пышных речей, ни погребальных колесниц; но зато там были непрерывные сыновние слёзы, там были горячие молитвы; там не было ни одного фальшивого звука, а только одна самая искренняя и чистая любовь к почившему. Тут, у гроба почившего, когда собралась эта восьмитысячная толпа почитателей старца и зарыдала, как один человек, по усопшему, когда вся православная Русь по поводу этого гроба заговорила о великом подвижнике-старце и запечалилась об его кончине, тут и ясно стало: как дорог был всем о. Амвросий, как он велик был. Оглядываешься теперь назад и замечаешь, что после смерти этот любвеобильнейший монах, всех всегда так просто принимавший с неподдельной любовью, выглядит столь великим, что чувствуется просто бессилие охватить его духовный образ во всей его полноте. Но постараемся сделать, по крайней мере, то, что в наших силах, да сохранится в назидание и научение наше и будущих поколений – и пастырей, и пасомых, и иноков, и мирян – надолго этот дивный образ почившего. Пусть приснопамятный о. Амвросий, ласковый, любвеобильный и простой, пусть всегдашний сопечальник всех печальных при своей земной жизни и после смерти своей будет жить среди нас. Пусть его житие и его духовный образ по-прежнему будут привлекать к себе своим христианским светом и светить в нашу земную жизнь. Да благословит же Господь Бог сию нашу первую попытку написать житие сего великого мужа 58 . 58 При написании сего жития о. Амвросия мы пользовались, прежде всего, сочинениями, касающимися Оптиной пустыни и процветавшего там старчества, а потом печатным и рукописным материалом, специально уже относящимся к о. Амвросию. К первым относятся: 1) Л. Кавелин (впоследствии архимандрит Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. С приложениями. Изд. 3-е. М., 1876. 2) Его же. Историческое описание скита при Козельской Введенской Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010