Трудно переоценить вклад в русскую культуру, который внесло, как оно названо А. Муравьевым, «оптинское движение» , впервые познакомившее широкого русского читателя с творениями преп. Исаака Сирина, издав их в 1854 г. Оптинские старцы понимали, насколько благотворно могут повлиять труды этого «божественного философа» на современную интеллигенцию, поэтому, когда представители этого класса посещали обитель и знакомились со старцами, эта книга им преподносилась в дар. К примеру, мысли преп. Исаака, едва попав на творческую ниву посещавшего Оптину Пустынь Ф.М. Достоевского, уже переходили в его литературные произведения. Так, жена Достоевского свидетельствовала, что в черновиках и в окончательной версии «Братьев Карамазовых» много раз приводится имя Исаака Сирина . Н.В. Гоголь, неоднократно бывший в Оптине и именно здесь познакомившийся с творениями преп. Исаака, впоследствии писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравую психологию и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников. То, что говорят о душе запутавшиеся в хитросплетенной немецкой диалектике молодые люди – не более чем призрачный обман. Человеку, сидящему по уши в житейской этике, не дано понимать природы души». После прочтения книги аввы Исаака, Гоголь на своем первом экземпляре издания «Мертвых душ» в некоторых местах сделал такие подписи: «Это писал я в прелести», «глубоко сожалею о “гнилых словах”, здесь написанных. Мне чуялось, когда я печатал эту главу, что я путаюсь…» . Известно, что когда писатель Лев Толстой вместе с Николаем Страховым были на приеме у старца Амвросия, последний подарил Страхову книгу преп. Исаака Сирина. В книге Страхов написал своей рукой: «От о. Амвросия. Оптина Пустынь. 1877 г., 27 июля». Этот экземпляр хранится в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии . Следует добавить, что весьма поспособствовал делу издания книги Исаака Сирина другой представитель русской интеллигенции, известный славянофил и философ И.В. Киреевский. Он непосредственно участвовал в переводе и сверке с греческим текстом, активно переписывался по этой теме с преп. старцем Макарием и свт. Филаретом Московским, лично встречался с последним по вопросам издания. Все это обусловило наилучшее качество вскоре вышедшей в свет книги. С уверенностью можно сказать, что подготовка и издание творений Исаака Сирина стали для Ивана Васильевича Киреевского последним поприщем его жизненного подвига. Спустя два года после ее выхода в свет, на 50-м году жизни, Иван Васильевич скоропостижно скончался.

http://pravoslavie.ru/107684.html

2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Гоголь и исихазм: «Лествица» прп. Иоанна Синайского Виктор Гуминский   07:20 05.09.2014 1088 Время на чтение 15 минут «Лествица» («Лествица райская», «Лествица добродетелей», «Лествица, возводящая на небо...» и др.) прп. Иоанна Синайского (Иоанна Ритора, Схоластика, Лествичника и др.) (1) - выдающийся, «едва ли не важнейший» (С. С. Аверинцев) (2) памятник святоотеческой аскетической назидательной литературы. Это руководство к поэтапному прохождению монашеской духовной жизни, в котором нашли яркое образное воплощение все основные идеи мистико-аскетического течения восточнохристианской мысли - исихазма. Создание «Лествицы» относится к ранневизантийскому периоду (вероятно, к первой половине VII в.) и этот памятник был весьма распространен во всем христианском мире, в том числе и в Древней Руси, начиная по крайней мере с XI в. (выписки из «Лествицы» в Изборнике Святослава 1073 г.) (3) и особенно с XIV в. (4) По словам современного ученого, без рукописей «Лествицы» «нельзя было замыслить ни одного монастыря, большого или малого, будь то в мире греческом или славянском» (5). На сегодняшний день известно более 500 славянских рукописей памятника (6). Исследователи отмечают его влияние на Киево-Печерский патерик, сочинения прп. Феодосия Печерского, послание монаха Иакова ростовскому князю Дмитрию Борисовичу и т. д., на духовную деятельность прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского и др. (7) «Лествица» занимает особое место в трудах прп. Паисия Величковского, возобновившего старческую традицию в России, его ученика прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника и др. (8)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96071.html 26 июля 2012 Журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года Источник:  http://www.patriarchia.ru/index.html Официальный сайт РПЦ МП 26 июля 2012 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон Митрополит Рязанский и Михайловский Павел Епископ Майкопский и Адыгейский Тихон Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 57 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об официальном визите в Кипрскую Православную Церковь. Справка: С 8 по 11 июня 2012 года состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Кипрской Церкви. В состав делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий. 10 и 11 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II возглавили Божественную литургию в храме Святой Софии и в храме святого апостола Варнавы в Никосии. В состоявшихся беседах Предстоятели двух Церквей обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере паломничества, затронули вопросы общеправославного взаимодействия. Блаженнейший Архиепископ Хризостом вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Кипрской Православной Церкви – орден святого апостола Варнавы. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Кипрской Архиепископии ковчег с честными мощами четырех русских святых: святителя Филарета, митрополита Московского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, а также 19 икон русских мастеров, выполненных для различных храмов и монастырей Кипра.

http://religare.ru/2_96071_1_21.html

VII. Последние дни, кончина и погребение о. Амвросия (3 июля 1890 – 15 октября 1891 года) 3 июля 1890 года о. Амвросий уехал из Оптиной пустыни, где жил всё время ранее, в основанную им самим Шамординскую Казанскую женскую общину 399 . Он очень любил это своё родное детище и езжал туда много раз и раньше. Но эта поездка была последней. Многие, не зная, какие отношения существовали между Шамордином и старцем, приходят в недоумение: как могло случиться, что старец переехал на житье в женский монастырь. Старец, правда, никому ясно и определённо не высказывался: почему и зачем уезжает он в Шамордино. Но об этой причине не трудно догадаться. Шамординская община очень многолюдная; в ней около 500 сестер; старец принимал туда всех, кого только находил полезным, там есть приют для малолеток девочек, в котором живёт до 50 малюток. В Шамордине более, чем где-либо, смешиваются два элемента: благотворительный и аскетический. Старец при жизни часто говаривал многим, что там хороший, большой будет монастырь; он задумывал построить там два громадных храма. Словом, там шло всё на широкую ногу. Но напрасно спрашивать о том, какие средства у этой обители? Их нет. Далее. Большинство шамординскнх сестёр – все духовные дети старца; он их знал в миру; он их и посылал в монастырь. Батюшку они считают своим отцом. Посему, подобно тому, как в Оптиной пустыни, так и здесь – главный жизненный центр – в самом батюшке; он всем управлял. Правда, там было своё собственное начальство, но оно имело власть только исполнительную. Поэтому в Шамордине вы не встретите того, что встречается обычно во всяком монастыре: там нет ни начальствующих, ни подчиненных; там просто одна большая семья. Все это занимало батюшку. Ему хотелось устроить всё как можно лучше там. И вот он решил сам поехать в Шамордино, чтобы личным своим присутствием лучше устроить тамошнюю жизнь. И действительно, когда явился туда старец, то вдохнул во всех необычную ревность к духовной жизни. Все стали жить сознательно иноческой жизнью; все стали следить за своим духовным развитием; всякие ссоры, если таковые случались, всякие недоразумения между сёстрами старец разрешал одним своим авторитетным словом. В братстве сестёр был мир и тишина. Идеал иноческой жизни, дышащий любовью к ближнему и строгостью жития – был у всех пред глазами и всех вдохновлял. Нечего, конечно, и говорить о том, что внешнее благоустроение обители, благодаря несметному числу приходивших к батюшке посетителей, охотно отзывавшихся на нужды обители, а равно и собственной распорядительности старца, стало быстро улучшаться. Вот это-то благоустроение обители юной под своим личным присмотром и было главной целью переезда батюшки в Шаморднно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

V. Сельцо Шамордино. – А.Н. Ключарева. – Ее внучки. – Покупка села Шамордина и постройка дома. – Кончина схим. Амвросии. – Разлука с Оптиной. – Жизнь в пансионе. – Приезд на лето в Оптину. – Болезнь и кончина обеих девочек Устройство женской общины в честь Казанской иконы Божией Матери, в 12 вер. от Оптиной Пустыни, подготовлялось особенными путями Промысла Божия. В конце 60 годов маленький хуторок, около деревни Шамордина, принадлежал небогатому однодворцу Калыгину. Задумав посвятить остаток дней своих монашеской жизни, он пристроил жену свою старушку при Оптинском скотном дворе, а сам поместился в скиту. Чтобы ничто уже не мешало ему, он просил Батюшку о. Амвросия кому-нибудь продать его имение. За год перед этим он, выйдя однажды из своего дома, был поражен странным зрелищем: ему показалась церковь стоящая на облаках; об этом он тогда же рассказал Старцу. В то время, когда он задумал продать свой хуторок, при Оптиной Пустыни жила монахиня Амвросия, в миру А. Н. Ключарева. Это была богатая помещица, поступившая в Белевский женский монастырь вследствие усиленного желания и просьбы своего мужа, желавшего постричься в монахи. Александра Николаевна, хотя и была веселого характера и не имела большой склонности к монашеской жизни, но все же была глубоко верующая, религиозная и преданная Старцу, почему, хотя и не без борьбы, но добровольно согласилась на этот подвиг. У них был единственный сын, который женился и имел двух дочерей, родившихся в один день. Жена его вскоре после родов умерла, и малюток взяла на воспитание бабушка и поселилась с ними при Оптиной Пустыни, в выстроенном ею отдельном корпусе, вблизи монастырских гостиниц. Старец Амвросий принимал самое близкое участие в судьбе этих девочек, и м. Амвросия, глубоко чтившая Старца, ничего не предпринимала без его совета и благословения. С ней вместе жили её бывшие крепостные, горячо ее любившие и преданные ей, и малюткам жилось хорошо под крылышком любящей бабушки. С самого раннего возраста, в них стала проявляться особенная религиозность и любовь к молитве. Они с удовольствием выстаивали долгие оптинские всенощные, знали превосходно порядок службы и сильно были привязаны к Батюшке о. Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - февраль 2010 г.   У преподобного Амвросия Оптинского есть, кажется, такие слова: " молись, но молись так, чтобы Бог непременно тебя услышал " . Значит, молитва может быть неуслышанной? Не потому ли многие боятся приступить к ней? В самом деле, только представьте: вы молитесь, а это вам в суд и во осуждение. Разве не страшно? И хорошо ещё, если страшно. Не зря же сказано, что начало всего истинного — страх Божий. А то большинство вычитывают механически изо дня в день своё правило и весьма довольны собой. Наверное, надо внутренне созреть, прежде чем начать молиться. Т.Бурова, г. Ростов-на-Дону Истинная молитва — молитва покаяния. Умеем ли мы молиться как должно? Ведём ли мы хоть какую-то духовную жизнь? Молитва — это то, что определяет её. Она делает нас радостными, счастливыми, но одновременно страшна. Порой она может казаться невозможной, однако она всегда необходима. Кто серьёзно приступает к молитве, тот нередко испытывает страх. Этот страх, часто безсознательный, объясняет, почему столь трудно бывает принять решение начать молиться. Это наша вечная отсрочка, откладывание на завтра времени, которое должно быть посвящено Богу. Но что это за страх? Когда человек молится, идеи, которыми он до этого жил, рассеиваются. Разумеется, есть такие, которые выражают тайны нашей веры, и только во время молитвы они могут по-настоящему открыться нам. Но сейчас речь идёт об ином. Молясь, мы встречаем Другого, как говорят святые отцы, Абсолютно Другого. Нам легко бывает вести беседы о Боге, о вере, о Церкви. Это может даже доставлять нам удовольствие. Мы можем рассуждать о догматах, об устроении Церкви, но при этом всегда держать дистанцию. В молитве же мы встречаем Бога, Живую Личность, не просто идеи. Наш страх вызван ещё и тем, что, прежде чем встретить Бога, мы должны пройти через самих себя, то есть познать себя. А познать себя, познать свою ограниченность и немощь и принять её — никогда не бывает легко. Здесь первый признак нашего возрастания в духовной жизни.

http://moral.ru/dom_0210.html

  Вопрос номера. Зачем мне исповедь :   «Зачем мне исповедь, если не в чем каяться?» Письмо читательницы/ Ирина , Санкт-Петербург. Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Инструкция по экстренной помощи безгрешным. Известный духовник о христианах-одиночках и их проблемах с исповедью. Беседа с протоиереем Игорем Фоминым , настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председателем комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы. Беседовала Валерия Михайлова //Фома. - – март 2017. – С.18-25. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Отвечает Александр Ткаченко . Такой нестрашный грех. Почему мы не умеем видеть то, что нас убивает? //Фома. - – март 2017. – С.26-28. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   На врезках к материалам рубрики – истории из жизни святых, проясняющие тему. Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.19,20,22-23,24,27. - (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »). Подборка включает заметки:   Праведный Антоний Муромский и камешки . – С.19;   Покаяние преподобного Амвросия Оптинского. – С.20;   Блаженный Августин и груши. – С.22-23;   Авва Зенон и огурец. – С.24;   «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» [Преподобный Зосима Палестинский (460-560)…]. – С.27.   Патриарх Кирилл. Почему даже апостол считал себя «первым грешником»? Из слова после Литургии в Храме Христа Спасителя, 3 февраля 2013 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – март 2017. – С.29. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   ВЕРА (раздел) – С.30-53.   Школа «Фомы». Именины:   Алексий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Алексий – имя греческого происхождения, переводится как «защищать», «отражать», «предотвращать»; Дни памяти : 30 марта - день памяти преподобного Алексия, человека Божьего; Преподобный Алексий, человек Божий (конец IV - начало V вв.) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие известные святые с именем Алексий : Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец (между 1292-1305-1378), Святой праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859-1923), Священномученик Алексий (Нечаев) (1875-1937); Интересные факты ]. Ил.: Преставление святого Алексия. Книжная миниатюра и др.//Фома. - – март 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

  Слово в Неделю о Страшном Суде Божественная Литургия 18 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником всех! Как обычно, в воскресенье мы совершаем молебен перед мощами святых угодников Божиих, которые пребывают в нашем храме. Это мощи святых новомучеников и исповедников Российских: патриарха Тихона, священномученика Владимира, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, инокини Варвары и другие святыни, связанные с новыми мучениками. А также частицы мощей святой равноапостольной княгини Ольги, святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Филарета и Иннокентия Московских, недавно прославленных Церковью, и преподобных отцев Амвросия Оптинского и Силуана Афонского. Совсем недавно в храме, по милости Божией, появилась частица мощей всегда почитаемого у нас в церкви святого мученика Трифона. Она вложена в чудотворный образ, который хранился во время гонений у верных людей, а сейчас передан нам. Кроме того, мы получили мощи преподобного Зосимы, подвизавшегося в Зосимовой пустыни, с которой была связана жизнь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и многие важные события нашей Церкви в годы гонений. Много святынь в нашем храме. Недавно нам была передана также частица мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, который был прославлен в царствование Государя Николая Александровича в 1896 году и память которого совершает сегодня Церковь. Сегодня же праздник Божией Матери в честь Ее чудотворного образа " Взыскание погибших " и Неделя о Страшном Суде, когда мы призываем заступничество Божией Матери за нас, погибающих и сознающих, что самим нам не устоять на этом последнем Суде Господнем. Вспоминая о Страшном Суде, мы призываем заступничество за нас святых, которые уже достигли Царства Христова, и вместе с Господом будут судить весь мир. Которые судят его уже сейчас и заступаются за нас пред Господом, ходатайствуя о нашем спасении. Тайна Страшного Суда открывается нам в сегодняшнем Евангелии. Этот Суд, последний и страшный, многим представляется отвлеченно-далеким, в то время как Господь близ всегда. Он на Престоле Божием, одесную Бога-Отца. И в то же время Он присутствует в жизни каждого человека. Но особенно Он присутствует в нашем мире, где все перевернуто. Он присутствует среди тех, кого мир отрицает, кого он уже не принимает в расчет: среди одиноких, старых, безнадежно больных, сумасшедших, заключенных в темницы людей. Присутствует и среди тех, кого хвалит мир, и среди тех, кто имеет большой земной успех, но которым, тем не менее, несмотря на всю поверхностность их жизни, иногда раскрывается неподдельный страх перед подлинными глубинами жизни.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_17...

А.М. Пентковский От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста) Источник (К вопросу об истории текста) В 1881 году настоятелем Михайло-Архангельского Черемисского монастыря игуменом Паисием (Федоровым) были изданы четыре рассказа некоего Благочестивого странника о том,  как он стяжал дар непрестанной Иисусовой молитвы, и о назидательных и поучительных случаях, бывших с ним во время его долгих странствий по бескрайним сибирским просторам, – книга называлась «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу» (Рассказ, 1881) Вскоре Русский Афонский Пантелеимонов монастырь напечатал сокращенную версию этих же рассказов под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой» (Рассказ, 1882), впоследствии неоднократно переиздававшуюся. Еще через год, в 1884 году, Михайло-Архангельский монастырь осуществил исправленное и дополненное переиздание текста, опубликованного игуменом Паисием – под уточненным названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» (Рассказы, 1884). В дальнейшем история текста сложилась так, что именно эта, исправленная, версия получила повсеместное распространение и стала одним из наиболее известных произведений русской духовной литературы. Многократно переизданные па русском языке и в переводах на европейские языки, рассказы неизвестного странника стали не только распространенным духовным чтением, как в России, так и на западе, но и одним из основных источников при изучении русской духовности. Однако если содержание рассказов постоянно привлекает внимание и читателей, и исследователей, то их происхождение и история бытования продолжают оставаться во многом неясными и все исследования и переводы основываются на тексте, восходящем к изданию 1884 года. Вместе с тем еще в 1971 году С. Большаков заметил, что в переписке старца Амвросия Оптинского   есть упоминание об авторе рассказов странника, и высказал предположение о наличии «оригинала этой рукописи» в Пантелеимоновом монастыре на Афоне (Большаков, 1971, с. 35). Искомая рукопись, содержащая неизвестную рукописную редакцию четырех рассказов, вскоре была обнаружена им в библиотеке Пантелеимонова монастыря. После сравнения рукописи с текстом издания 1884 года и нахождения фрагментов, отсутствующих в казанском издании, исследователь уже не сомневался в том, что обнаруженный им текст является авторской редакцией, и полагал, что эти рассказы неизвестный странник записал для духовника Пантелеимонова монастыря иеромонаха Иеронима (Соломенцова) (Большаков, 1971, с. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010