Гимны: (IX) утренний «Somno refectis artubus» и другой (X) утренний «Consors paterni luminis», равно как гимн (XI) вечерний «О lux beata Trinitas» и гимн (XII) на Рождество Христово «Fit porta Christi pervia» не имеют полного осьмичного числа строф, свойственного гимнам Амвросия, ни в издании бенедиктинцев, ни в других изданиях 75 . Время происхождения этих гимнов – седьмой или восьмой век, когда особенно сильна была страсть к составлению рифм 76 . Помимо того, что об них свидетельствуют писатели не ранее 9 века, на позднее происхождение их указывает и внешний их строй. Ударение – основа стихосложения тонического в них заметно борется с количеством слогов – основою стихосложения метрического, а рифмы строго проводятся из стиха в стих 77 . По своему содержанию гимны IX, X и XI суть вариации утреннего и вечернего гимнов Амвросия 78 , а гимн XII представляет как бы мозаику из гимна Амвросия на Рождество Христово, есть un disgraziato centone dell» inno ambrosiano sul Natale, по выражению Бираии 79 . Нельзя не заметить, в частности, о гимне XII, что он чужд округленности, начинаясь ex abrupto и не имея надлежащего конца. А между тем первая строфа его начинается с буквы F, вторая – с буквы G, третья – с буквы Н. Отсюда легко вывести, что гимн (XII) «Fit porta Christi pervia» есть часть какого либо гимна abecedarius, в роде Августинова псалма против донатистов. Из остальных Ambrosiani, не усвоенных бенедиктинцами Медиоланскому святителю, три, именно: гимн на Пасху «Hic est dies verus Dei», гимн в прославление мученика Лаврентия «Apostolorum supparem» и гимн в прославление мученицы Агнии «Agnes beatae virginis» по содержанию и форме не недостойны Св. Амвросия и усвояются ему такими знатоками древней гимнографии Запада, как Даниель и Моне (к ним примыкает Бираии). Но недостаток древних свидетельств о происхождении их от Медиоланского святителя заставляет соблюдать осторожность. Осторожность эта тем более уместна, что уже немного времени спустя по кончине Св. Амвросия стали появляться гимны, подражавшие его подлинным гимнам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

Заслуживает внимания и стремление свт. Амвросия к приобретению новых книг, недавно вышедших из под пера лучших богословов своего времени. Так, в самом начале 381 г. он был всецело поглощен редакцией трех книг своего трактата «О Святом Духе», написанных для императора Грациана. И в этой своей работе свт. Амвросий активно использует проповеди , которые всего лишь несколько месяцев назад (на исходе 380 г.) произносил в Константинополе Григорий Назианзин . Таким образом, свт. Амвросий был искренне убежден в важной роли культуры во взаимоотношениях Церкви и общества, полагая, что «иногда превосходные мысли остаются на уровне благочестивых устремлений из-за недостатка соответствующей отделки» 90 . Свт. Амвросий поистине смог сочетать в своей многогранной натуре самоотверженное служение Церкви и могущественное влияние тонкого и чуткого политика на внутренние и внешние дела империи. Вся его жизнь – это синтез государственных и Церковных интересов (причем первые зачастую довлели над вторыми). Ниже мы попробуем осветить ряд наиболее ярких вех в жизни великого епископа, через призму которых он предстанет перед нами именно как политический и Церковный лидер своей эпохи. Здесь мы сознательно не будем рассматривать взаимоотношения свт. Амвросия с Грацианом. Более подробно мы остановимся здесь на таких вопросах, как противостояние медиоланского епископа арианскому двору Валентиниана II, его успешные «политические маневры» на фоне накаляющихся отношений легитимного императора с узурпатором Максимом, ну и, конечно же, на беспрецедентных отношениях, которые мог себе позволить свт. Амвросий с единоначальствующим правителем всей империи Феодосием Великим. Ну а начнем мы с эпизода, который вошел в историю под названием «спор об алтаре Победы». Конец 383 и начало 384 г. были ознаменованы укреплением языческих позиций в империи, так как ведущие представители языческой партии в сенате заняли главные посты в государстве. Пафос языческой элиты был ознаменован попыткой реставрации язычества как государственной религии. Чтобы воплотить свои притязания в жизнь, им было необходимо выйти непосредственно на юного императора Валентиниана II, дабы склонить его на свою сторону. Удобный момент для этого выдался, когда в Медиолане (куда к тому времени уже переехал императорский двор) отсутствовал свт. Амвросий, чье влияние на государственную политику языческая партия не могла недооценивать. Разгоревшийся в связи с этим обращением сенаторов-язычников к римскому владыке спор вошел в историю под названием спора об алтаре Победы, поскольку главным требованием язычников было возвращение в здание сената языческого капища Победы, на протяжении долгого времени являвшегося символом «старого доброго» языческого прошлого Рима 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

40 . Полное блаженство (высшее благо) возможно только в будущей жизни. Оно заключается, прежде всего, в лицезрении Божества, в удостоении «причастия божественной природы», небесной свободы, радости чистой совести, вечного покоя и т. д. 41 . Блаженная или вечная жизнь только количественно отличается от того блаженства, которые праведные испытывают ещё здесь, на земле. 42 . Небесное блаженство имеет различные степени. Степень блаженства каждого праведного стоит в зависимости от славы его земного подвига. 43 . Полное блаженство праведных, а равно и страдание грешных и нечестивых, настанет после воскресения мёртвых, в день всеобщего суда, хотя и до этого суда ни праведные не остаются без награды, ни грешные – без наказания. 44 . Мучение грешников характеризуется св. Амвросием чертами, противоположными тем, которыми изображается блаженство праведных. Так же, как и блаженство, мучение грешников имеет различные степени. Страшные мучения грешников в адском огне (понимаемом св. Амвросием, большей частью, буквально) будут продолжаться вечно. 45 . В своём творении De officiis ministrorum св. Амвросий заимствует из De officiis Цицерона различные стоические мысли и положения. 46 . Ближайшее сопоставление нравственного учения св. Амвросия с таковым же Цицерона доказывает, что между De officiis minismrorum u De officiis существует глубокая пропасть как в основных принципах этики, так и в понимании отдельных добродетелей. 47 . Заимствования св. Амвросия из De officiis Цицерона не мешают быть De officiis ministrorum произведением христианским. 48 . Обращение св. Амвросия в De officiis ministrorum к помощи Цицерона объясняется особыми условиями, в которые св. отец был поставлен. При том уважении, которым Цицерон пользовался у христианских писателей первых веков, заимствования св. Амвросия из цицероновского сочинения не представлялись предосудительными. Читать далее Источник: Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского/Г.В. Прохоров. - Санкт-Петербург : тип. В.Д. Смирнова, 1912. - XII, 438, VI, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Недостаточность оснований, подтверждающих происхождение гимна Те Deum laudamus от Амвросия и Августина уже была признана бенедиктинцами, которые опустили его в своем издании произведений Медиоланского святителя, заметив, что «никто в наш век не чужд образования настолько, «чтобы не признать баснею, что гимн этот был «совместно воспет Амвросием и Августином при «крещении последнего». Нельзя признавать гимн Те Deum laudamus и произведением одного Амвросия Медиоланского (по крайней мере, произведением оригинальным), хотя уже в VI веке этот гимн упоминается с именем Ambrosianum (т. е. canticum). Тон и изложение в гимне Те Deum laudamus совсем не те, что в подлинных гимнах Медиоланского святителя. Гимн Те Deum laudamus имеет возвышенный тон и своим содержанием (по крайней мере, в первых девятнадцати стихах) воспаряет в область догматики. Между тем подлинные гимны Амвросия просты и имеют до некоторой степени древнеримский отпечаток, более дают нравственное назидание. чем изъясняют догматы и славословят. Далее, гимн Те Deum laudamus написан прозою, non vorsa, sed prorsa oratione constat, по выражению одного писателя. Напротив, подлинные гимны Амвросия имеют законченную стихотворную форму, состоят из 32 ямбических стоп и не только со­блюдают законы метрического стихосложения вообще, но и предания касательно строя ямбов, оставленный лучшими стихотворцами древнего языческого Рима. Не право судит Криг 8 , когда утверждает, что это не имеет значения при решении вопроса об авторе гимна Те Deum laudamus. Совершенство формы характеризует гимны Амвросия, который сам с ударением, так сказать, указует на эту их особенность 9 . По своему внутреннему существу гимне Те Deum laudamus представляете нечто в значительной степени чуждое древнему христианскому гимнотворчеству Запада вообще. В гимне этом можно различать две части. Первая (стр. 1–19) есть ряде славословий Триединому Богу, образующих собою как бы символ или исповедание веры. Вторая часть (стр. 20–29) состоите из молитвенных воззваний к Господу, составленных из отдельных выражений некоторых псалмов 10 . Не смотря на разницу в содержании, обе части отличаются возвышенным тоном и, вместе, согреты теплым чувством, чужды теоретических выводов: это черты, редко встречающиеся в древнейшем гимнотворчестве Запада и, наоборот, живо напоминающие Восток, почему сама собою напрашивается мысль, что начальное основание гимна Те Deum laudamus находится в гимнологии Востока 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

Benedicmina отрывки взяты из «Эраниста»: Fragmentum Ambrosianum ex Theodoreto desumptum, Polymorphi dialogo II. – Sancti Ambrosii, Mediolanensis episcopi, opera, ad manuscriptos codices Vaticanos, Gallicanos, Belgicos etc. nec non ad edititiones veteres emendata, studio et labore monachorum Ordinis S. Benedicti, e Congregatione S. Mauri. Tom. II. Parisiis. 1590. Col. 729–732), но существование его весьма вероятно. По крайней мере Факунд, говоря очень сходно с нашим вероизложением, что Христос consubstantialis Patri secundum divinitatem et consubstantialis Matri secundum humanitatem ( μοοσιον τ Πατρ κατ τ ν θετητα, κα μοοσιον τ Μητρ – вместо μν – κατ τ ν νθρωπ τητα), ссылается на авторитет св. Амвросия: sicut intellexit et cantavit Ambrosius (Pro defens., 1, 3: Migne, lat. ser. t. 67, col. 540). Помимо этого легаты «Восточных», в своем про­шении императору Феодосию, дают знать, что в борьбе с св. Кириллом они пользовались трудами этого великого пастыря и компетентного писателя-догматиста. «Многие, – го­ворят они здесь (Mansi, IV, 1405. В. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1471. Деян., I, стр. 822), – заботящиеся о благочестии, и все мы из восточного округа..., – все, пославшие к вашему благочестию сочинение блаженнейшего Амвросия (librum beatissimi Ambrosii), отвергающее распространившееся суеверие, не согласятся принять учение Кирилла». Хотя из этих слов и не видно прямой связи цитируемого труда Медиоланского предстоятеля с обсуждаемым символом, однако же вполне естественно предполагать таковую, ибо и Антиохийское веро­определение было направлено против «нечестия Аполлинария» (Synodicon, cap. ΧV ΙΙ: Μ. 84, col. 607–609), поскольку оно якобы обнаруживалось в анафематствах. Как бы то ни было, но важно уже и то, что в интересах полемики «Восточные» опирались на произведения Амвросия Медиоланского . В своем письме к Руфу Фессалоникийскому они заявляют, что «Мартин, епископ Медиоланский, послал к благочестивейшему императору книгу бла­женного Амвросия о воплощении Господнем, в которой содержится учение против ерети­ческих глав» (Mansi, IV, 1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В библиотеке хранятся редкие материалы, рассказывающие, как в последующие столетия после кончины святителя Амвросия постепенно достраивалась Амвросиева базилика, как украшалась она внутри и приобретала новые архитектурные компоненты. Так, слева и справа над ее крышей сегодня видны две выступающие разновысокие колокольни. Они свидетельствуют о долгом споре, продолжавшемся с начала VIII по XII столетие, между «канониками Церкви» и монахами-бенедиктинцами. Причем в современных справочниках о Милане совершенно разнятся данные о начале и завершении строительства этих колоколен, а также и о том, кому же все-таки из спорящих сторон принадлежала «самая высокая» и более «низкая, но строгой формы». Эти колокольни своей высотой якобы отражают уровень вкладов одних и других в дело развития христианской жизни в Милане. В последнее десятилетие расширились контакты и двусторонние отношения между архиепископатом Милана и Русской Православной Церковью. В начале декабря 1997 года в Милане проходили торжества по случаю 1600-летия блаженной кончины святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В этом празднестве по приглашению архиепископа Миланского кардинала Карло Мария Мартини приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в составе которой был и архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший при большом стечении православных паломников молебен у мощей святителя Амвросия. Во время встречи кардинала Мартини с делегацией Русской Православной Церкви обе стороны подчеркнули значение святителя Амвросия как святого неразделенной Церкви. По истечении десяти лет своеобразным продолжением взаимного диалога 1997 года явилось проведение в сентябре 2008 года международного форума «Амвросианские чтения», где обсуждалась тема просветительской деятельности святителя Амвросия Медиоланского и современных проблем просвещения. «Чтения» проходили на базе созданной в 2006 году в Милане православной Амвросиевской общины, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата и расположенной по aдpecy:San Vito al Pasquirolo – Largo Corsia dei Servi, 4, напротив Corso Europa, 14, метро San Babila (красная линия). Прихожанами этой общины, возглавляемой протоиереем Николаем Макаром, бывшим проректором Киевской духовной академии и семинарии, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.

http://pravoslavie.ru/28732.html

В седьмой том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошли трактаты «Об обязанностях» и «О бегстве от мира». Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. ТРАКТАТ СВТ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО «ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ» В АНТИЧНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В декабре 44 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон завершил трактат «Об обязанностях к сыну Марку» (De officiis ad Marcum filium), последний из чреды великих философских текстов, созданных им незадолго до смерти. Источником вдохновения и мыслей для Цицерона послужило сочинение Περ καθκοντος Панэтия Родосского (180—109 гг. до н. э.). Панэтий был учителем Посидония Родосского, у которого в свою очередь учился сам Цицерон. О философских взглядах самого Цицерона можно долго спорить, ведь известно, что он также учился у стоика Диодота, у эпикурейца Федра и у Филона из Новой академии, поэтому в его сочинениях мы находим сложный конгломерат идей многих философских школ. Не случайно в своем программном философском сочинении «О пределах блага и зла» Цицерон выбирает форму диалога — не только подражая Платону, но и давая представителям разных философских школ сказать о своем учении. (Цицерон гордился тем, что научил римских философов говорить на латинском языке; в трактате «О природе богов» мы находим его рассуждение о том, что хотя до него многие учились у греков, но не могли ничего сообщить своим соплеменникам, так как не находили слов на латинском языке, однако в самом себе Цицерон уверен и не боится быть побежденным греками в словесном состязании (см.: nat. 1. 8). В другом трактате «О пределах блага и зла» (1. 10; 3. 5) он несколько раз подчеркивает превосходство латинского языка над греческим. В сочинениях Цицерона происходила выработка философской терминологии и понятийного аппарата для выражения философских категорий, он создавал новые слова, обращаясь к греческому словесному материалу. Но в истории римского стоицизма Цицерон занимает особое место — во многом благодаря Цицерону стоические идеи были восприняты христианскими авторами и в переосмысленном виде вошли в христианское этическое учение. Примером такой идеологической переработки является трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Милане в храме св. Амвросия Медиоланского состоялся научно-богословский семинар «Миссия в православной диаспоре» 01.04.2009 29 марта в Милане в приходе святителя Амвросия Медиоланского состоялся научно-богословский семинар «Миссия в православной диаспоре». По благословению архиепископа Корсунского Иннокентия настоятель прихода протоиерей Николай Макар пригласил возглавить работу семинара архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, учитывая его богатый архипастырский и научно-богословский опыт. Перед началом работы семинара владыка Филипп совершил Божественную литургию, за которой молились около трехсот верующих. Открывая работу семинара, настоятель Свято-Амвросиевского прихода протоиерей Николай Макар отметил важность этого мероприятия для православной диаспоры и рассказал о развитии и широкой просветительско-социальной работе, ведущейся Свято-Амвросиевским приходом, рассказав при этом не только о достижениях, но и о проблемах и перспективах развития служения в православной диаспоре. Архиепископ Филипп в своем выступлении, прежде всего, коснулся вопроса формирования мировоззрения современного человека, обратив внимание на негативный опыт ХХ века. Он также подчеркнул, что в диаспоре важно формировать приходы и общины, где люди могли бы сохранять собственные православные традиции и жить ими. Это должна быть довольно широкая работа не только по организации жизни в приходах больших городов, но и создание таких же общин и в небольших городах. К слову был также приглашен консул украинского генконсульства в Милане Руслан Фуфайко, который отметил важность единства Церкви и государства в служении православной диаспоре. Протоиерей Богдан Огульчанский из Киева в своем выступлении подчеркнул необходимость встреч с православными верующими на различных уровнях, особенно там, где они часто собираются. Заведующая детской школой при Свято-Амвросиевском приходе Елена Гаврилюк поделилась опытом работы с детьми и перспективами развития этого служения. Присутствующие на семинаре приняли активное участие в обсуждении поставленных проблем. В конце встречи протоиерей Николай Макар поблагодарил архиепископа Филиппа и всех гостей за участие в семинаре и пригласил владыку на Международную конференцию «Амвросиевские чтения», которая состоится 13-14 сентября. Православие в Украине/Седмица.Ru Редакция текста от: 01.04.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6412.html

Народ успокоился. Вдруг среди общей тишины, как бы по внушению свыше, нежный детский голос трижды провозгласил: «Амвросий – епископ!». Собрание заволновалось. Спустя мгновение имя Амвросия, «Амвросия – епископа», повторялось всеми. Такое неожиданное предпочтение было оказано Амвросию за его непоколебимую веру и за беспристрастие, с каким он относился ко всем партиям города при исполнении своих обязанностей. Но Амвросий, – один во всем собрании, – не понимал происходившего и отказывался верить тому, что слышал. На лице его можно было прочесть даже неудовольствие. Всегда верный правилам Церкви, он никогда, однако, не думал посвящать себя ей всецело; здесь же, вместе с неожиданной почестью, на него налагали обязанности, бремя которых казалось ему слишком тяжелым. «Я принадлежал миру сему, – говорил он позднее, – но меня насильно вырвали из сует его». Амвросий решил уклониться во что бы то ни стало от предлагаемого ему высокого служения и для этого пытался показать себя недостойным избрания. Как раз тогда был обычный час судебных заседаний. Из храма Амвросий отправляется прямо в преторий и здесь, вопреки своему обычаю, велит подвергнуть подсудимого жестокому наказанию. Народ, однако, не смутился этим. Подобно евреям, поднявшим шум перед трибуналом Пилата, толпа кричала: «Этот грех пусть падет на нас!». Некоторые же, улыбаясь, прибавляли: «Амвросий, ты ведь еще не принимал святого крещения, этот грех твой, вместе с прежними, будет омыт в купели». Пытался Амвросий и иными способами показать народу свое недостоинство быть епископом, но все попытки его были напрасны. Тогда Амвросий решил избавиться от упорных настояний народа более действенным способом. Было два пути служения Церкви: деятельность священника и подвиг отшельнической жизни. Амвросий выбрал для себя последний. Ночью он покинул Милан с целью уйти от мира в затвор. Но, отправившись один без провожатых, заблудился и утром, думая, что направляется к Павии, вдруг увидел себя опять пред воротами Милана. Его узнали, привели домой и уж больше не выпускали из вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

19. De obitu Theodosii, 395 г. — CSEL 73; Citta Nuova, (1985). 20. De officiis ministeriorum, OK. 389 г. — CNE 13 (1977) 21. De paenitentia, ок. 388 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 22 De paradise, OK. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE 2, 1 (1984). 23 De patriarchis , OK. 391 г. — CSEL 32, 2; CNE 4 (1980). 24 De sacramentis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 25. De Spiritu Sancto libri tres, 381 г. — CSEL 79; CNE 16 (1979). 26. De Tobia, OK. 389 г. — CSEI 32, 2. 27. De viduis, OK. 377 г. — PL 16. 28. De virginibus, 377 г. — PL 16. 29. De virginitate, 377 г. — PL 16. 30. Epistulanun libri I–VI. — CSEL 82, 1 о. Отто libri VII–IX. — PL 16; Epistularum libri X. — CSEL 82, 3 М. 31. Exameron, ок. 378–390 г. — CSEL 82; CNE 1 (1979). 32. Exhortatio virginitatis, 394 г. — PL 16. 33. Explanatio super psalmos XIL 387–397 гг. — CSEL 64; CNE 7–8 (1980). 34 Explanatio symboli, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 35. Expositio de psaimo CXVIH, ОК. 389 г. — CSEL 62. 36. Expositio evangelii sec. Lucarn, OK. 390 Г. — CSEL 32, 4; CNE 11–12 (1978). См. также общую библиографию:Септо anni di bibliografia ambrosiana, 1874–1974 Vita e Pensiero.1981. См. также: Omnia quotquot extand Ambrosii, episcopi Medio–lanensis opera. T. 1–5. Basel, 1567; S. Ambrosii Mediol. episcopi opera omnia ad Mediol. codices pressius exacta curante P. Aneelo Ballerini, , Mediol., 1875 II. Издания св. Амвросия на русском языке в хронологическом порядке 37. Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Харламова. М., 1776. 38. Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии. Пер. Г. Харламова. Спб., 1778. 39. Слово св. Амвросия Медиоланского к императору Феодосию. Пер. с лат. Спб., 1790. 40. Св. Амвросия, епископа Медиоланского, Увещание к падшей деве, купно с наставлением како дева, посвятившая себя иноческому житию, хранити себя долженствует. М., 1805. 41. Св. Амвросий Медиоланский. Проповеди. М„ 1807. 42. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, о важности и свойствах чина священнического. М., 1814 (на старославянском).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010