50. «Что пользы в крови моей, когда я сойду» к тлению ( Пс. 29, 10 )? «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? или врачи воскресят» ( Пс. 87, 11 )? Твои слова, Твое обетование: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти» (Иезек. 33, 11); к Тебе, Боже мой, обращение (мое), ибо только Ты один можешь обновить все, и из преисподней воззываешь души. Ты разрешаешь находящихся в узах: Ты, Боже, воздвигаешь сокрушенных, просвещаешь слепых и воскрешаешь мертвых ( Пс. 145, 7 ). 51. «Заблудилась я, как овца потерянная»: взыщи рабыню твою ( Пс. 118, 176 ), дабы лютый волк не поглотил меня. «Многие говорят душе моей: нет... спасения ей в Боге " ее ( Пс. 3, 3 ). Но совет Твой с Тобою. Сколько дней рабыни Твоей, когда Ты произведешь суд надо мной ( Пс. 118, 84 )? Но не входи в суд с рабыней Твоей ( Пс. 142, 2 ). «Истаевает душа моя о спасении Твоем,... истаевают очи мои» от слез( Пс.118, 81–82 ) «излилась на землю слава моя» ( Плч.2:11 ) . Когда же призрев восстановишь душу мою ( Пс. 34, 17 ) Ради беззакония моего наказал меня и исчезнуть заставил душу мою, как паутину ( Псал. 38, 12 ). Вспомни, Господи, что я прах; посмотри на смирение мое и труд мой, и оставь все грехи мои ( Пс. 24, 18 ). Отпусти мне, «чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня» ( Псал. 38, 14 ), и не будет в преисподней исповедание (мое). 52. Ты, Господи, не возгнушавшийся оскверненною Раавью ( Нав. 2, 2 ), силен растерзать вретище и препоясать меня веселием ( Пс. 29, 12 ), разрешить оковы мои, которыми я крепко связана. Гнев Твой, Господи, отыми от меня, ибо я жестоко согрешила пред Тобой, доколе Ты не оправдаешь меня в согрешении моем и не изведешь меня во свете. Боже сил! даруй исполнение покаянию, твердость исповеданию, дабы не укрепил меня обольститель души (моей). Я желаю, Боже, чтобы от Твоего источника явился мне этот дар (donum), явилась мне эта благодать; дабы во век исповедоваться Тебе, – Тебе, живущий и царствующий в Троице во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке/пер. с лат. А. Вознесенский, под ред. Л. Писарева – Казань: Типо-литогр. Импер. Унив., 1901. – 266 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

I. Lamy) и греческое сказание Псевдо-Амфилохия (Opp. Graeca, t. I, p. XXXVI; Acta S. Ephraemi Syriaca//S. Ephraemi. Opp. Syri. t. III. p. XLVII; Lamy. t. II, § 25. col. 48–56). Но если бы даже это сказание о чуде и было достоверно, хотя о нем умалчивают более авторитетные сирийские и греческие исторические источники при жизнеописании святого Ефрема (Assemani. Bibl. Orient. 1, 26–59; S. Ephraemi. Opp. Graeca 1. p. 1 sq. и Syri. t. 3. I sq.), то и в таком случае оно не представляло бы определенного и решительного свидетельства ни в пользу положительного, ни в пользу отрицательного решения вопроса 12. Издатели использовали в тексте публикации два вида курсива. Тонким курсивом даются отрывки из древнесирийского перевода Писания, которым располагал святой Ефрем. Полужирным курсивом выделяются стихи или отрывки из них, совпадающие с синодальным (русским или церковно-славянским) переводом Священного Писания. (Прим. ред.) 13. По синодальному переводу (русскому): Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20) 14. По синодальному переводу (русскому): Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир (Рим. 8; 6) 15. По синодальному переводу (русскому): Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11; 36) 16. По синодальному переводу (русскому): Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе (1 Кор. 4:3) 17. Букв. по слав, переводу: или от человеческаго дне, то есть суда человеческого; выражение представляет соответствие дню Господню, когда будет Суд Божий, или же служит описательно-метафорическим обозначением вообще человека. Перевод и толкование святого Ефрема соответствует сирийскому и эфиопскому (Вальт.) переводам 18. В таком порядке эти изречения имеются в Син. Алекс., Ват. Порфир, и многих др. кодексах, а также в переводах: сир. (Пешито), копт., эфиоп., в Вульг. и у писателей: Оригена, Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Августина; чтение славянского текста имеется в кодексах: Кларом., Сангерм., в араб, и у писателей: Златоуста, Феодорита, Дамаскина, Амвросиаста 19. По синодальному переводу (русскому): Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:16–17) 20. По синодальному переводу (русскому): Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом (1 Кор. 12:8) 21. По синодальному переводу (русскому): А кто не разумеет, пусть не разумеет (1 Кор. 14:38)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

    Стих: «Возрадуется сердце мое о спасении Твоем» (Пс. 12:6).     Хвалебная песнь святого Амвросия Медиоланского, гл. 3: «Тебя — Бога хвалим, Тебя — Господа исповедуем, Тебя — Предвечного Отца вся земля величает. Тебе — все Ангелы, Тебе — небеса и все силы, Тебе — Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей. Тебя — преславный апостольский собор, Тебя — хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь. Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты — Царь славы, Христос, Ты — вечносущеетвующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался девического чрева. Ты, одержавши победу над смертью, створил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Своею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличи его во веки. Во все дни — будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над ними, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь». Молитва перед трапезой:    «Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даешь им пищу в свое время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая все живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови все, что Ты дал нам в пищу, и избавь, нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе воссылаем славу с Отцем и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Молитва после трапезы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91).    Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям:    1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться;    2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16:23);    3. Апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80).    Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; см. также: Ин. 20:22—23)» (с. 80).     Вторая цитата, обычно приводимая католиками для обоснования учения о папе, это слова Господа Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).    Относительно этих слов святой Горазд замечает, что они были сказаны вместе с предсказанием о троекратном отречении апостола Петра и что «Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды не лишится веры, но обратится и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере» (с. 81), и далее напоминает аналогичные примеры, когда обратившиеся грешники укрепляли других в вере: самарянка и апостол Павел. Священномученик указывает, что невозможно трактовать эти слова как намерение Христа поставить апостола Петра наставником всей Церкви, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, искренне обратившийся к Богу, независимо от того, является ли он наставником, подчиненным или равным им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

А вот для пресвитера Филиппа сказанное здесь Иовом свидетельствует о страданиях Самого Христа. Так, комментируя 11–13 стихи 16-й главы и приводя слова самого Иова, интерпретируемые одновременно в двух смыслах – историческом и типологическом, – пресвитер Филипп пишет: «Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня ( Иов. 16:11 ). Это значит [что Иов был предан для испытания] дьяволу и ангелам его. Но это следует понимать и в отношении Христа, когда Он предан был в руки иудеев. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя ( Иов. 16:12 ). То есть из богатого стал бедным; и Христос, будучи Богом, стал Человеком. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою ( Иов. 16:13 ). Упоминаемые здесь стрелы надо понимать [не только] как переносимые Иовом мучения, но и как богохульства, которые Христос претерпел от иудеев...» 730 А вот, по святителю Григорию, слова Иова молитва моя чиста ( Иов. 16:17 ), также изъясняемые в типологическом смысле, прообразуют моление Христа за мучителей на Кресте к Богу Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ) 731 . Далее ( Иов. 16:18–19 ) Иов выражает желание, чтобы вопль его мучений не оказался сокрыт на земле, но вознесся к самому небу. Он жаждет, чтобы вышний Свидетель и Заступник предстал за него пред Богом. Иов говорит: Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! ( Иов. 16:18–19 ). По мысли святителя Амвросия Медиоланского , эти слова Иова свидетельствуют о силе молитвы страдальца, которую не в силах удержать в себе земля и которая возносится и прямо «устремляется к Господу подобно фимиаму»; ведь «молитва святых пронзает облака...» 732 Вместе с тем, как уже говорилось, Иов именно здесь делает еще один – новый – шаг к постижению тайны Христовой. Он молит о том, чтобы у него нашелся небесный, по сути Божественный Заступник и Свидетель безвинности его страданий перед Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А так как эта вечная жизнь, приятие которой здесь, на земле, составляет «край желаний» христианина и прямую заповедь Божию ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ), содержится в Церкви – Теле Христовом, Христом возглавляемом, Св. Духом исполняемом, то ясно, что нужно говорить не об оживлении Церкви (ибо эта мысль нелепа, если под Церковью разуметь то, что о ней сейчас сказано), а о приобщении себя Церкви как организму вечной жизни, и прежде всего, конечно, при посредстве святых и освящающих душу и тело таинств и других богодейственных символов, дарованных для нашего спасения и хранения Церковью, каковы святейшее Имя Божие и животворящий крест. Вот куда должно быть устремлено все внимание истинного ученика Христова, сознательно и твердо исповедующего веру апостольскую, веру отеческую, веру православную, яже вселенную утверди 20 . Всякая другая вера, всякий другой путь, всякая другая цель не суть Христовы, а, следовательно, ведут не ко Владыке Христу и Его вечному царству, а в какую-то другую страну, под чье-то иное владычество. Под чье – нетрудно догадаться... Пока умолкаю. На днях, может быть, еще напишу вам о предмете, соприкосновенном теме настоящего письма. Простите некоторую несвязность в писании. Пишу спешно. Прошу молитв ваших, мои дорогие. Храни вас Господь Иисус Христос – Прибежище наше. Любящий вас брат о Господе. День св. Амвросия Медиоланского . P.S. А правда ли, что у вас, в Москве, в некоторых храмах поминают ВЦУ? Это определенный, конечно, разрыв с единой, истинной Церковью. Неужели и эту «мерзость пред Господом» ( Втор.27:15 ) оправдывают именитые московские протоиереи, как оправдывали они недавно малодушное поминовение за церковными службами лжепретендента на Московскую кафедру епископа Леонида? 21 Всячески остерегайтесь таких отступников и в общение с ними не входите, памятуя строгое слово апостола любви: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:9–11 )..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Апостол Варфоломей очень точно назвал Евангелие одновременно и малым и великим – малым по объему и великим по содержанию и по высоте учения. По словам святого Амвросия Медиоланского Евангелие подобно пучине, в которой мы можем отыскать полноту даров, оно – как море духовных тайн, в котором плавает таинственная Рыба – Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель. Блаженный Иероним называет Евангелие сокращенным Богословием, Ориген – начатком всего Священного Писания . И если все Священное Писание именуется у Августина энциклопедией всех наук, у Василия Великого – кузницей, в которой куются души, и житницей духовных злаков, то насколько превосходно в нем Евангелие – Завет Новый, обновленный Кровью Сына Божия! Евангельское учение истинно потому, что исходит оно из уст Самой Премудрости Вышнего, Которая есть истина, как сказано в Премудрости Сираха: " Я (т. е. Премудрость), вышла из уст Всевышнего» ( Сир. 24:3 ). И хотя все люди – от Адама до скончания мира – оказываются лжецами, один Бог не лжет, но всегда пребывает истинным, как говорит апостол Павел: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим. 3:4 ). Польза учения Евангелия видна из того, что в нем – учение и знание, ведущее к спасению и жизни, как написано: «дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк. 1:77 ). И еще: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ), потому что они содержат все основы христианской нравственности – они показывают нам что добро, а что зло и облекают нас в нового человека, «сотворенного по Христу» (Сравн. Еф. 4:24 ). А теперь посмотри, что делаешь ты. Разве не показываешь ты своими делами, что вера у тебя совершенно другая? Когда Евангелие учит тебя теоретическим истинам и догматам веры, ты признаешь их великое достоинство, однако, когда оно предлагает тебе практические советы для исправления твоих нравов, в тебе пробуждаются все твои похоти и начинают давить на тебя, заставляя не желать подчиняться евангельским заповедям. Итак, учти, что, как сказал Господь, «не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). Свою веру нужно применять на практике, потому что теоретически «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Вера в делах – характерный признак одних только христиан: «а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В Благовещении Пресвятая Дева изъявила ангелу Свою целомудренную невинность, непричастность мужу и неповинность в плотском супружестве, говоря: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Подобно сему и в Господнем прежде Воскресения страдании Пилат свидетельствовал неповинность Иисусову, говоря: «Я не нахожу в Нем никакой вины» ( Ин.19:3 )… В Благовещении было соизволение Пречистой Девы воле Господней, ибо Она отвечала Ангелу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1:38 ). Подобно сему и в приятии чаши страданий, имевших закончиться Воскресением было соизволение Христово, ибо Он говорил Отцу: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» ( Мф. 26, 42 ). В Благовещении Бог Слово, Слово Отчее единородное, облекся в плоть человеческую, как проповедуется в Евангелии: «И Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин. 1, 14 . В Воскресении же плоть облеклась в Божество…, ибо Христос пострадал как Человек, а воскрес со славою как Бог , о чем свидетельствует возлюбленный ученик Его евангелист Иоанн: «И мы видели Его славу, как Единородного от Отца…, полное благодати и истины ( Ин.1:14 ). В Благовещении сначала Христос был познан одной только Матерью, в утробе Которой Он воплотился…Подобно сему и в Воскресении прежде всех Пречистая Дева познала Христа, восставшего от гроба, ибо Он прежде всего явился по Воскресении Своем преблагословенной Матери Своей, согласно свидетельству св. Амвросия, (епископа Медиоланского +397-В. Б.)… За Благовещением Пресвятой Богородицы последовало поношение и бесславие, ибо Иосиф, имея внутри бурю неверных помышлений и подозрений, поносил Её, говоря: «Мария, что я вижу в тебе…? Воскресению же Христову предшестовало поношение и бесславие, когда Господь распят был на кресте «посреди двух разбойников»… В Благовещении Христос обручил Себе человеческое естество, в Воскресении же Он прославил его, облекши тленное в нетленное и смертное – в бессмертное… В Благовещении Пречислая Дева раздавила главу змиеву, поправ яд первородного греха, В Воскресении же Сын Её, Господь наш, сокрушил ад, поразил диавола и разорил царство его…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В прообразовательном значении, трехдневный путь Авраама и Исаака к горе Мориа, горе жертвоприношения, означал трехдневное пребывание Христа во гробе. По св. Амвросию Медиоланскому , то, что пострадал не Исаак, а овен, запутавшийся в терновой чаще, означает, что на Голгофе пострадала не Божественная природа Единородного Сына (она – бесстрастна), а человеческая. По человеческой природе, Он – Агнец, увенчанный терновым венцом, распятый на древе крестном, истинная жертва за грех мира. Таков один из ярчайших ветхозаветных прообразов тайны крестной жертвы Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. 8.6. Явление Ангела Ягве на горе Мориа Когда Авраам, взяв нож, уже простер руку свою, чтобы заколоть сына своего, тогда Ангел Ягве воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам... И вторично воззвал к Аврааму Ангел Ягве с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня): то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ( Быт. 22:11, 15–18 ). Аврааму на горе Мориа является Ангел Ягве, останавливает его руку, занесенную над Исааком, и произносит священную клятву с обетованием. Кто сей Ангел Ягве? (Малеах Ягве), или «Ангел Господень» в русской Библии. Семьдесят толковников (LXX) переводят: γγελος κυρου. Образ таинственного Ангела Ягве проходит через все Священное Писание. 8.7. Явления Ангела Ягве в Ветхом Завете Впервые явление Ангела Ягве упомянуто в описании бегства Агари из дома Авраама в Быт. 16:7–14 . На северо-западе Аравийского полуострова в пустыне Сур Ангел Ягве (Малеах Ягве) нашел Агарь, беглую рабу, у источника воды Беэр-лахай- рои (Источник Живого, видящего меня). Там Ангел Ягве изрекает пророчество об Измаиле. Ангел Ягве является Аврааму на горе Мориа и спасает приносимого в жертву Исаака ( Быт. 22:11, 15 ). Ангел Ягве клянется Аврааму. И место то нарекается Ягве- ире, что означает «Ягве усмотрит».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во многих случаях Иисус обращает острие Своего учения на внутренний мир собеседника, заставляя его вглядеться в собственные глубины, выявить собственное несовершенство, задуматься о своих недостатках. Как мы говорили в книге о Нагорной проповеди 284 , от внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Прелюбодеяние (μοιχεα) – тот самый грех , в котором была обвинена женщина, входит в этот список грехов, исходящих «из сердца». Смысловой акцент рассматриваемого эпизода лежит не на прелюбодеянии, а на том, о чем Иисус неоднократно говорил Своим слушателям: человек не должен осуждать другого, будучи сам грешен. В Нагорной проповеди эта мысль выражена с предельной четкостью: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:1–5 ). Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (νς κστου ατν τς μαρτας)» 285 . Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. По мнению Амвросия Медиоланского , Иисус мог писать на земле слова из Книги пророка Иеремии: «О, земля, земля!.. Запиши сих мужей оставленными…» ( Иер.22:29–30 ) 286 . Высказывают и иные предположения относительно того, что Иисус мог писать на песке 287 . Вполне вероятно, впрочем, что Иисус не писал ничего конкретного, а просто чертил линии на земле, размышляя о том, что происходило вокруг Него, или давая возможность фарисеям успокоиться, прежде чем Он заговорит с ними. Блаженный Августин толкует эту деталь аллегорически: закон Моисеев был написан перстом Божиим на каменных скрижалях для тех, у кого сердце было ожесточено; Господь пишет перстом на земле, потому что ожидает плодов 288 . Слова первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ) могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010