Свидетель обвинения Канатчиков, сообщивший суду, будто митрополит Вениамин произносил в Александро-Невской лавре контрреволюционную речь с призывами к противодействию властям, тоже не смог ничем подтвердить свои слова, говорится в кассационной жалобе, поданной защитой. На все уточняющие вопросы этот свидетель отвечал лишь, что «его память вообще не удерживает ни дат, ни лиц, ни даже отдельных фактов, а только “общие схемы и принципиальные построения”». Подобная амнезия для советского чиновника выглядит, мягко говоря, странной. Можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом. Вот некоторые отдельные параллели. «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? …Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18: 33–38). На суде митрополита Вениамина допрашивают: «Красиков: Вы считаете, что изъятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы? Митрополит Вениамин: Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни. Красиков: Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменено действие Декрета в сторону, вам желательную? Митрополит Вениамин: Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском… Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающия же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. Певцы: Аминь. Затем иерей произносит: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков. Певцы: Аминь. И поют песнь святого Амвросия Медиоланского: Тебе, Бога, хвалим,/Тебе Господа исповедуем,/Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;/Тебе вси Ангели,/Тебе Небеса и вся Силы,/Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:/Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф,/полны суть Небеса и земля величества славы Твоея./Тебе преславный апостольский лик,/Тебе пророческое хвалебное число,/Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство./Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,/Отца непостижимаго величества,/покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына,/и Святаго Утешителя Духа./Ты, Царю славы, Христе,/Ты Отца Присносущный Сын еси./Ты, ко избавлению приемля человека,/не возгнушался еси Девическаго чрева./Ты, одолев смерти жало,/отверзл еси верующим Царство Небесное./Ты одесную Бога седиши во славе Отчей,/Судия приити веришися./Тебе убо просим:/помози рабом Твоим,/ихже честною Кровию искупил еси./Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати./Спаси люди Твоя, Господи,/и благослови достояние Твое,/исправи я, и вознеси их во веки:/во вся дни благословим Тебе,/и восхвалим имя Твое во век, и во век века./Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/буди милость Твоя, Господи, на нас,/якоже уповахом на Тя./На Тя, Господи, уповахом,/да не постыдимся во веки. Аминь. Во время пения весь освященный собор целует святые иконы на аналоях, и бывает отпуст. Сказал Господь: Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что Ангелы их на небесах постоянно видят лицо Отца Моего, Который на небесах. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если будет у некоего человека сто овец, и заблудится одна из них, не оставит ли он девяноста девяти в горах, и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, – истинно говорю вам, что он радуется о ней более, чем о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего, Который на небесах, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним. Если он послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф 18:10–18 Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Святитель Василий Великий в своей Божественной литургии объясняет нам, кто именно стоит у Престола: «Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, и ни единаго от нас посрами, окрест стоящих святаго Твоего Жертвенника». Служение священника – проповедь, наставление, священнодействие и наставничество. То есть священник – пастырь стаду Христову. Но благодать при рукоположении он получает от Бога. Архиепископ Иларион, цитируя святого Амвросия Медиоланского, пишет: «Крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать Божественные блага – это Твой дар, Господи». Таким образом, все мы, те, кто составляет видимую Церковь на земле, зависим от Божией благодати. Как говорит апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6). Священник должен задуматься над этими словами и разъяснить прихожанам их смысл: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:3-6). Служение мирян, крещенных в «царственное священство», состоит в том, чтобы во время Божественной литургии молиться вместе со священником, принося жертву хваления, а также применять свои таланты на службу Церкви Христовой. Донести позицию, не навязывая своего мнения Настойчивость – это честная и искренняя передача истинных чувств в социально приемлемой манере. При разговоре начинайте с наименее давящих фраз, используя самые мягкие слова по смыслу и самый мягкий тон голоса. Затем начинайте говорить более твердо, по-прежнему по-христиански милосердно выбирая слова и интонации. Развивая эти психологические когнитивно-поведенческие навыки, священник сможет донести свою позицию, не навязывая своего мнения.

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Святитель Григорий Богослов предлагает двойное понимание духовного значения «ветхозаветной пасхи»: именование «пасха» обозначает само событие древнего исхода как «перехода» евреев из Египта в землю обетованную, а также может пониматься и как «переход», восхождение евреев от земного образа их существования к горнему – к заключенному на Синае Ветхому Завету с Богом. Кроме того, говоря о новозаветном смысле понятия «пасха», святитель Григорий напоминает о том, что слово πσχω («пасхо») в греческом языке означает «страдание», и потому ясно указывает на сами Крестные страдания Спасителя Христа. Автор двух латинских пасхальных проповедей, приписываемых Амвросию Медиоланскому , указывает, что в апостольских посланиях «Пасхой» именуется Сам Христос: ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 ). Потому-то автор гомилий, оставляя в стороне ветхозаветные смыслы понятия «пасха», в основном обращается к его новозаветному значению. Ведь праздник Пасхи называется так «в Новозаветной Церкви в ознаменование того, что Сам Сын Божий, через Воскресение из мертвых, перешел от сего мира к Небесному Отцу, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и рабства врагу и даровав нам власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 )». И еще – поскольку христиане призваны пребывать в единстве со Христом, как с нашим Небесным Главой, они также должны, подобно Ему, постоянно совершать в Нем некую собственную «пасху» – в прехождении «от греховной жизни к добродетельной» – ради «участия и в блаженстве Господа». Итак, ветхозаветная пасха сводилась к жертвоприношению, которое было прообразом Пасхи новозаветной – как Крестной Жертвы Христа. Тогда – в Ветхом Завете – она понималась прежде всего как пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил ( Исх.12:27 ). По убеждению святых отцов, в частности святителя Григория Богослова, все эти многочисленные приносимые ветхозаветные жертвы были несовершенны и не могли очистить людей от власти греха. Лишь пролитая на Кресте Кровь Христа, как нового и совершенного Агнца, явилась подлинным и «вечным… очищением целого мира».

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

Суммируем всё сказанное в таблице: парность две скрижали любовь к Богу любовь к ближним два Завета Ветхий Завет Новый Завет мужчина женщина животные мужской пол женский пол дружба философия утверждение отрицание антитезис содержание единичное индивидуальное социальное конкретное абстрактное теория практика логика интуиция рационализм мистика материализм идеализм индукция дедукция анализ синтез симметрия симметрия в анатомии парность в физике материя правое вращение левое вращение энтропия информация положительный заряд отрицательный заряд Принцип Паули – Усугубление Два – это число усугубления, употребляется для окончательного утверждения, особой значимости и важности, особой силы, необходимости, тяжести. Примеры из Священного Писания: «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие» ( Быт. 41:32 ). В ветхозаветной скинии и храме было святое и Святое Святых как место сугубо святое, для святого святое. «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды» ( Чис. 20:11 ). Неоднократное употребление в Новом Завете выражения «истинно, истинно» или «аминь, аминь». «В законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» ( Ин. 8:17 ). Не потому ли и в кончину века явятся именно два свидетеля – Илья и Енох? ( Зах. 4:3,14 ; Откр. 11:3 ). И опять-таки сказано: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ). Число три (3) Число «три», безусловно, самое знаменательное и онтологически глубокое из всех чисел. Религиозное и философское учение о троичности разработано в стольких трудах святых отцов, богословов и философов, что очень трудно что-либо присоединить к уже написанному ими. Желающих подробно ознакомиться с учением о троичности можно отослать к трудам св. Афанасия Великого , св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Григория Нисского , св. Амвросия Медиоланского , Августина Блаженного и других отцов, излагавших учение о Троице, также к трудам кардинала Николая Кузанского, Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и других богословов и философов. Кратко изложу основные принципы троичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такое представление о церкви непреложно сохраняется и живет в христианском сознании с самых первых веков и доселе. Свидетельствуют о нем древние отцы и учители церкви. «Прошу вас», пишет св. Игнатий Богоносец , «стараться все исполнять в единомыслии Божием…, ничего не делайте без епископов и пресвитеров, и не думайте, чтобы что-либо, совершаемое вами отдельно, могло быть правильно; в общем собрании должна быть у вас одна молитва , одно прошение, одна мысль; одна надежда в любви и непорочной радости» 16 . «Соединяясь узами одной и той же веры, одной и той же нравственности», говорит Тертуллиан , «мы составляем, так сказать, одно тело» 17 . По мысли св. Амвросия Медиоланского , « церковь есть общее право всех; сообщая она молится; сообща она работает; сообща испытуется». Св. Иоанн Златоуст говорит: «тело церкви питается при взаимной связи членов» 18 . То, что высказывали отцы и учителя древности, неизменно исповедует и современная православная церковь , когда, напр., в окружном послании 1848 года говорится: «что хранитель благочестия у нас есть самое тело церкви, т.е. самый народ» 19 . Как же проводилась в жизнь, в каких формах проявлялась идея соборности церкви, в смысле совокупности действия всех ее членов для достижения единой, общей всем цели? Раскройте книгу Деяний Св. Апостолов, и она даст вам ясный ответ на этот вопрос. Пока первохристианская община представляла собой лишь маленький кружок верующих, пока в ней было, по свидетельству дееписателя, только около ста двадцати человек, все они единодушно пребывали вместе ( Деян. 1:16,14; 2:1 ). Когда к ним присоединилось около трех тысяч, они все-таки постоянно пребывали в общении; все верующие были вместе и имели все общее ( Деян. 2:41–42,44,46 ). Даже когда около пяти тысяч еще уверовали, у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из общего имения не называл своим, но все у них было общее ( Деян. 4:4, 32 ), все они пребывали единодушно, хотя собираться на молитву приходилось уже в притворе Соломоновом ( Деян. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Тем более непознаваема Она для сил преисподней, упоминаемых здесь Иовом под именами Аваддона и смерти ( Иов. 28:22 ). По убеждению пресвитера Филиппа, «этими двумя словами («Авадон» и «смерть») может быть назван дьявол , поскольку он определяется как смерть...» 870 По мысли святителя Григория Великого по отношению к Божественной Премудрости, «увидеть» ее означает то же самое, что и Ею обладать. Силы же ада лишь «слышат» о Ней, то есть знают о Ее существовании, но не лицезреют Премудрость, потому что, будучи низринуты в глубины ада по причине своей гордости, духовно и нравственно на это не способны 871 . Впрочем, речь здесь, в этом библейском стихе – Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена ( Иов. 28:21 ), – идет о времени еще собственно ветхозаветном: о той эпохе, когда Сын Божий, Отчая Премудрость, был невидим, ибо еще не воспринял человеческого естества. Именно поэтому о Нем тут говорится как о невидимом, незримом. Однако, как мы знаем, сердца Иова уже коснулась надежда на то, что он в грядущем «своими глазами» (ср.: Иов. 19:27 ) узрит эту Божественную Премудрость, ибо в Новом Завете Она, воплотившись, навеки соделается видимой для человека. Далее ( Иов. 28:23–27 ) Иов говорит о том, что лишь Один только Бог ведает пути Премудрости и подлинное место Ее пребывания. Праведник также свидетельствует о том, что Премудрость всегда пребывала с Богом от создания мира, являлась Участницей устроения всех законов тварной вселенной. Иов произносит: Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагай воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее ( Иов. 28:23–27 ). По убеждению святителя Амвросия Медиоланского , в этот миг Иов пророчески прозревает величайшую из небесных тайн – тайну Божественной Троичности – через посредство приоткрывающейся ему тайны «места» пребывания Премудрости: он познает, что Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын, Слово, Ипостасная Премудрость – всегда и целиком пребывает в Боге Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тертуллиан видит взаимосвязь между событиями. Сначала схватить диавола за хвост, потом преодолеть собственную нечистоту: «решительными действиями подчиняйся Богу», а потом – чудо, связанное с кровью. Об этом мы читаем далее: Исх.4:8–9 . «Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше». То есть три знамения: взять диавола за хвост, этого древнего змия, который мучает нас – свой собственный грех ухватить за хвост! Потом избавиться от этой проказы греха – чудесным образом обрести чистоту… А это взаимосвязано: если ты взял диавола за хвост, то ты избавился от проказы греха! Именно о проказе греха пророк Исаия в 1-ой главе говорит: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места» ( Ис.1:6 )! А если ты избавился от проказы греха, тебе нужно всю кровь, как пишет Тертуллиан , испытать судом: очистить свою кровь Кровью Иисуса Христа. Таков смысл наставления Тертуллиана , древнего учителя Церкви. Посмотрим истолкование Амвросия Медиоланского : «Наконец, и еще одно знамение, которое сотворил Моисей, относится к Господу Иисусу: Он положил руку свою в пазуху и вынул ее, и сделалась рука его, как снег. Он положил ее снова и вынул, и стала рука по виду, как тело человеческое, означая тем самым, что Господь Иисус сначала явил сияние Божества, затем восприятие плоти, и этой верой веровать следовало всем племенам и народам. Он по праву положил руку в пазуху, потому что Христос есть десница Божия, и, кто не верует в Его Божество и воплощение, заслуживает наказания как негодный, подобно тому царю, который, не поверив истинным знамениям, впоследствии, наказанный, просил о помиловании» 57 . Святитель Амвросий Медиоланский был очень внимательным читателем Священного Писания . Тот, кто не знает Библию, не сможет понять этого истолкования. В Книге Левит есть такой образ: там сказано, что если проказа покрывает человека местами, то есть где-то она есть, а где-то ее нет, то такой человек считается нечистым. Но если проказа покрывает человека целиком, и он становится белый как снег, то такой прокаженный объявляется чистым (см.: Лев. 13, 7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тот венец сплетается из роз и фиалок, этот из лилий. Твоя мать вместе с Авраамом услышала: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1) — и вняла Господу, говорящему через Иеремию: «Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою» (Иер.51:6). И до самого дня своей смерти не возвращалась в Халдею, не возжелала ни котлов египетских, ни сочных мяс, но, сопровождаемая девственными ликами, вступила в гражданство Спасителя и, восходя из маленького Вифлеема в Небесное Царство, говорит истинной Ноеммини: «народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом» (Руф.1:16). Подавленный тою же скорбью, которую переносишь и ты, пересказал я писцам это сочинение в два ночных приема; и каждый раз, как я принимался усовершенствовать слог и обработать обещанное тебе произведение, пальцы мои отказывались служить, рука опускалась и смысл притуплялся от скорби. Но таким образом и самая необработанность этого сказания становится свидетельством сердечной горести сочинителя, который сочинял, не заботясь о красоте и изяществе речи. Прости, Павла, и своими молитвами помоги последней старости твоего почитателя. Вера и дела твои соединяют тебя с Христом, и ты скоро и легко получишь от Него то, о чем будешь молить Его. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея И.Н. Голенищев–Кутузов Иероним Современник Амвросия Медиоланского, ритор и анахорет, аскет и ругатель, Иероним был одним из любимых авторов Эразма Роттердамского, издавшего его произведения в Базеле в 1516–1520 гг. Великий писатель Возрождения видел в Иерониме не «отца церкви», а предтечу гуманистов, филолога, истолкователя классической античности, владевшего к тому же тремя языками, на которых основывалась гуманистическая образованность — латинским, греческим, древнееврейским. Лютер ненавидел Иеронима, хотя широко пользовался переводами отца «Вульгаты». Противник Иеронима и бывший его друг Руфин так рассказывал (ок. 400 г.) о видении Иеронима во время первого его пребывания на Востоке в 70–х годах IV века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Труды сии и печали епископского делания усугубляются в той области нашего отечества, в которую поставляюсь я архиереем. У пророка Иезекииля говорится, что некогда израильтяне блуждали, как овцы без пастыря, и, рассеявшись, сделались добычею хищных зверей, пока Сам Господь не стал отыскивать и собирать их (гл. 34). И у нас в Холмской Руси почти триста лет овцы «не имели истинных пастырей»; они рассеялись и «блуждали по высокому холму» и сделались добычею чуждых пастырей, которые «правили ими с насилием и жестокостию», о благе их не заботились, и лишь «ели тук их и волною их одевались». Сжалился Господь над овцами и изрек: взыщу овец Моих от руки пастырей ложных, и не дам им более пасти овец, и исторгну из челюстей их, и не будут оне пищею их (гл. 34:18). Четверть века тому назад одне из блуждавших овец сами пожелали возвратиться в истинный двор Христов, а другие стали разыскивать «по всем местам, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный». Но в долгое странствие и блуждание кроткие овцы переменились в дикие козлища. К тому же и прежние обладатели их не хотели без бою уступать их. И вот теперь и приходится отыскивать потерявшихся овец, возвращать угнанных, перевязывать поранных, укреплять больных, сокрушать разжиревших и буйных (ст. 16) и вести борьбу с похищавшими овец. Не думаю, чтобы это было легко для всякого и наипаче для меня. Бремя епископства возлагается на меня в сравнительно юные годы. Правда, в молодые годы у человека силы свежие, и больше у него отзывчивости, бодрости и одушевления, но зато не богат он житейскою опытностью, постоянством, настойчивостью, терпением, хладнокровием, серьезностью, рассудительностью, – словом, не богат тем, что так необходимо для успеха всякому делателю. В молодые годы человек сам нуждается в руководстве, а на меня возлагают руководительство других! Невольно при сем предносится мне предостережение святого апостола Павла Тимофею: никто же о юности твоей да не радит ( 1Тим. 4:12 ), то есть не доведи себя до того, чтобы тобою пренебрегали из – за юности твоей; напротив, поступай так, чтобы дела твои не давали видеть твоего возраста, и все имели тебя не как юного, а как старца; чтобы старшие возрастом краснели, не являя себя подобным тебе, в добрых нравах, а юные имели в тебе – сверстнике своем – учителя (см. св. Амвросия Медиоланского ); для сего будь образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере и чистоте ( 1Тим. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010