Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Олег Хлестов      «Лучшее лекарство против чумы – бежать от нее подальше» (Д.Дефо, «Дневник чумного года») 250 лет назад, в ноябре 1770 г. в Москве обнаружилась чума. Её принесли солдаты, возвращавшиеся из турецкого похода. Та вспышка смертоносной болезни была самой страшной за всю историю города. Предпринятых властями мер по прекращению болезни оказалось недостаточно, и началась эпидемия, пик которой пришёлся на период с июля по ноябрь 1771 г. Ежедневно умирали сотни людей, тела валялись на улицах. В городе началась паника: бежали чиновники, помещики, купцы, город покинуло начальство, спешно уехал в своё имение даже главнокомандующий Пётр Салтыков – знаменитый герой Семилетней войны: «одряхлевший главнокомандующий, победитель Фридриха Великого, граф П.С. Салтыков совсем растерялся и уехал в своё подмосковное село Марфино» («Москва в 1771 г.»//Русский архив. Историко-литературный сборник. 1866, с. 187). Начальником остался генерал-поручик Пётр Дмитриевич Еропкин: «Он был очень умён, благороден и бескорыстен, как немногие; в разговоре очень воздержан, в обхождении прост и без всякой кичливости» (Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. Л., 1989. с. 29; цит. по http://adelwiki.dhi-moskau.de). Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) В условиях карантина, вызывавшего недоверие москвичей – считалось, что из попавших в карантин живым никто не выходит, – отсутствовала работа, начался голод из-за недостатка продовольствия. «Раскольники и чернь негодовали на учреждение карантинных домов, запечатание бань, непогребение мёртвых при церквах и на прочие, Комиссией для прекращения в Москве язвы, постановленные спасительные распоряжения» (Бантыш-Каменский Д.Н. Жизнь преосвященного Амвросия, Архиепископа Московского и Калужского, убиенного в 1771 г., с. 38). Московскую епархию в это время возглавлял архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), один из образованнейших людей своего времени. Много лет перед своим назначением в Москву он был настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря и «по справедливости может почесться вторым Нового-Иерусалима, по Святейшем Патриархе Никоне, строителем» (там же, с. 15). В совершенстве зная иностранные языки, он осуществил перевод Псалтири с еврейского языка. Любопытный факт: именно архиепископ Амвросий предоставил молодому студенту Григорию Потёмкину пособие для устройства в Санкт-Петербурге – будущий всесильный фаворит и выдающийся государственный деятель вспоминал об этом впоследствии с чувством глубокой признательности.

http://pravoslavie.ru/132407.html

Сохранились сведения, что у Климентовской церкви был конкретный заказчик –коллежский асессор, фабрикант и купец первой гильдии К. Матвеев, храмозданная грамота была выдана ему еще 24 июля 1762 г. Но Матвеев не мог быть автором программы. Составить столь сложную, продуманную схему должен был человек специально образованный, хорошо знакомый с современной практикой выполнения подобных иконостасов. Таким мог оказаться преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский, 1708–1771) – составитель «Расписания» для двух упомянутых храмов, выстроенных в Москве по указу императрицы в 1767 г. Именно Амвросий был в годы работы К.И. Бланка в Новом Иерусалиме настоятелем монастыря. Возможны и другие авторы программы. Это современник Бланка – архиепископ Московский Амвросий Зертис-Каменский или те, кто его сменил в 1770-е гг.: Геннадий (Драницын), Самуил (Миславский), Платон (Левшин). Первые подходы к рассмотрению нашего иконостаса показывают, что его особенности интересно будет сопоставить с известными памятниками, близкими ему по отмеченным выше художественным приемам. Среди них мы предполагаем привлечь для сравнения иконостасы Горицкого монастыря в Переславле-Залесском, Успенского собора во Владимире, церкви Св. Николая Чудотворца в Ростове Великом, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, храма святителя Димитрия Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, Андреевского собора в Киеве, Сергиево-Казанского собора в Курске и других. Схожее архитектурное решение демонстрирует, например, сохранившийся иконостас, выполненный по проекту Д.В. Ухтомского или А.П. Евлашева, происходящий из разрушенной церкви Св. Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (сейчас он установлен в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры), а так же иконостас Храма Никиты Мученика на Старой Басманной. Плодотворным может оказаться и сопоставление нашего иконостаса с иконостасом Петропавловского собора, так как над тронными образами Богоматери и Спасителя в церкви Климента точно так же, как и в Петропавловском соборе, расположены иконы «Рождество Христово» и «Рождество Богоматери». Центральный образ иконостасов обеих церквей – «Воскресение Христово» в иконографии «Восстания от гроба», над которым помещена икона «Спаса Нерукотворного». Помещение в качестве центрального образа деисусного чина восставшего от гроба Спасителя было также впервые исполнено в Петропавловском соборе Петербурга. Нельзя не обратить внимания, что в этом храме впервые сложилась киотная структура иконостаса, присутствующая и в Свято-Климентовской церкви, где она вызвана необходимостью охватить единым иконостасом пять престолов. Это позволяет предположить, что автор нашего иконостаса использует как прототип и образец иконостас Петропавловского собора или последний, по крайней мере, хорошо знаком ему и заказчикам.

http://sobory.ru/article/?object=02177

с 20.07.1699 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий (Вадбольский), епископ рукоположен с 25.03.1711 13.08.1712 Алексий (Титов), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 епископ Вятский и Великопермский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 08.09.1721 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид, архиепископ рукоположен с 18.02.1722 по 01.09.1742 на покое; 18.02.1743 Платон (Малиновский), епископ рукоположен, с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 05.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией архиепископ Московский и Севский Иларион (Григорович), епископ рукоположен 22.05.1748 (14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Московской епархией) 03.12.1760 Амвросий (Зертис-Каменский), епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский, с 08.03.1761 архиепископ с 07.10.1761 по 06.07.1764 переименован архиепископ Крутицкий и Можайский Крутицкая и Можайская С 6 июля 1764 года Имена Сведения Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ бывший архиепископ Сарский и Подонский с 06.07.1764 по 18.01.1768 архиепископ Московский и Калужский Сильвестр (Страгородский) епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский с 04.02.1768 по 24.02.1771 на покое; 19.10.1802 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Белгородский и Обоянский с 24.09.1771 по 17.03.1776 епископ Ростовский и Ярославский с 16.09.1771 по 20.01.1775 управлял Московской епархией бывший епископ Севский и Орловский с 25.04.1781 по 27.03.1785 архиепископ Казанский и Свияжский В 1785–88 годах епархия управлялась Московской синодальной конторой, а 29 мая 1788 года кафедра была упразднена и присоединена к Московской епископии. Симбирская Учреждена 10 февраля 1832 года Симбирская и Сызранская Кафедра в Симбирске Имена Сведения Анатолий (Максимович), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 10.02.1832 по 7.08.1842 на покое; 14.02.1844

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр (Симеон) Страгородский (1788–1802), крестник Великой Княжны (Императрицы) Елисаветы Петровны, родился в 1725 г. от священника придворной Благовещенской церкви в Царском селе Илии Гаврилова. В 1736 г. был отдан в Александроневскую семинарию и, по смерти родителя, содержался на скудные средства матери, получая небольшую помощь от префекта Амвросия Зертис-Каменского (впоследствии архиепископа московского, убиенного во время моровой язвы). К этой скорби присоединилась глазная болезнь, которая заставила его в 1743 г., до окончания курса, выйти из семинарии; получив малое облегчение, он опять вступил в семинарию, окончил курс наук и был в ней учителем низших классов. В 1748 г., при пострижении в Александроневском монастыре в монашество, наименован Сергием , но после (в звании префекта) из признательности к С.-Петербургскому архиепископу Сильвестру Кулябке, который был к нему очень расположен († 17 апреля 1761), принял его имя. В 1753 г. определен префектом семинарии и учителем философии, вместо риторики, которую преподавал он с поступления в монашество, а в 1756 г. ректором и богословия учителем. В июне следующего года, с Высочайшего соизволения Императрицы Елисаветы Петровны, отправился на год в Москву, для поправления здоровья, расстроенного постоянными школьными трудами (на путевые издержки дано ему из сумм синодального хозяйства 300 руб.), но это путешествие едва восстановило его силы. По возвращении он взял отпуск еще на два года, с тем, чтоб быть и в Киеве, но по приглашению своего благодетеля Амвросия Зертис-Каменского, бывшего епископом Переславским, остался в его епархии (Ист. С.-Петерб. ак. 1857, стр. 34–35, 37–38) и в 1760 г. 5 марта, произведен в архимандрита Переславского Никитского монастыря, с поручением иметь смотрение над Переславской семинарией (Описание этого монастыря М. 1879, стр. 38); в 1761 г. 23 декабря рукоположен в с.-петербургском Петропавловском соборе в епископа Переславского и, по Высочайшему повелению, участвовал, 1762–63, в комиссии о составлении штатов для духовенства и духовных училищ; в 1763 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Исследования текстов Ветхого Завета Антоний (Бутин), игум . Эсхатологические пророчества в Ветхом Завете//Ипатьевский вестник. 2023. 2. С. 11–20. Автор статьи рассматривает ветхозаветные пророчества о конечных судьбах земного существования мира. Основное внимание автор уделяет пророчествам Исайи, Даниила и Иезекииля, отмечая их сходство с текстом Откровения Иоанна Богослова. Арсений (Соколов А. П.), игум. Книга пророка Софонии: перевод с древнееврейского и комментарий к 3 главе//Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 24–45. В статье представлен комментарий на главы 1–2 Книги пророка Софонии, подготовленный на основе масоретского текста и авторитетных древних переводов.  Беляев И. А. Герменевтико-исторический анализ избранных мест двадцатого псалма на церковнославянском языке//Церковь. Богословие. История. 2023. 4. С. 166–173. В статье представлены исторический, богословский и филологический комментарии на избранные места 20-го псалма на церковнославянском языке, с опорой на святоотеческие толкования и исследования классической и современной библеистики. Автор отмечает, что герменевтический анализ наиболее употребительных в Церкви молитвословий может решить проблему непонимания богослужения прихожанами из-за низкого уровня знания церковнославянского языка. По замечанию автора, переводчик славянского текста, последовательно отображая лексику и синтаксис греческого оригинала, допускает некоторые отступления, связанные с филологическими особенностями церковнославянского языка, а богословская составляющая текста псалма включает в себя многоуровневую экзегезу, частью которой становятся буквальное, аллегорическое и типологическое толкования. Васильева Д.В. Лексема в масоретском тексте, Септуагинте, Елизаветинской Библии и Псалтири архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.10–22. Статья посвящена анализу употребления лексемы в масоретском тексте, а также ее передаче в Септуагинте, Елизаветинской Библии и переводе Псалтири архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). Автор статьи предпринимает попытку проанализировать богословские и филологические причины разночтений между греческим и славянским текстами и переводом архиеп. Амвросия, а также выявить возможные источники, повлиявшие на него. Проводится анализ комментариев отечественных дореволюционных и западных академических экзегетов. Автор статьи приходит к выводу, что перевод архиепископа Амвросия ясен и не дает оснований для недопонимания, в отличие от Септуагинты и Елизаветинской Библии.

http://bogoslov.ru/article/6194572

Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Пс. 40:10. Пс. 40:10. Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В-четвертых, должен быть соблюдён баланс между содержательной стороной и формой выражения – это и есть искусство перевода, свойственное кирилло-мефодиевским текстам, то, что делает эти тексты столь выдающимися в истории славянской письменности и что является образцом для последующих переводов их школы. И наконец, в-пятых, перевод, выполненный в духе кирилло-мефодиевской традиции, должен быть культуро-ориентированным, то есть учитывать закономерности сложившейся культурной среды, в которой выполняется перевод. Все эти критерии соблюдены в переводе архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Его перевод являет образец живого церковнославянского языка, продолжающего почти тысячелетние традиции, но и отражающего новые тенденции своего развития, главной из которой можно считать наметившуюся стилистическую дифференциацию внутри самого церковнославянского языка, выраженную в отборе и сочетании старых и новых языковых средств. Судьба церковнославянского языка сложилась так, что едва в нём наметились изменения, определяющие жизнеспособность его как коммуникативного средства, сфера его употребления была ограничена, и это не способствовало его дальнейшему развитию. Однако ту роль, которую определил своему переводу архиепископ в предисловии к нему – духовное просвещение учащихся, – этот перевод может выполнять до сих пор, представляя высокий и жизнеспособный образец церковнославянского языка на службе описания основ православной догматики. Литература 1 . Die Dogmatik des Johannes von Damaskus in der Übersetzung des Fürsten Andrej M. Kurbskij (1528–1583)/hrsg. von J. Besters-Dilger. – Freiburg i. Br.: Weiher, 1995. – LXXX+1025S. – (Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes; T.XXXV). 2 . Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский: исследование, объясняющее историю славянского языка и литературы IX и X столетий. – М., 1824. 218 с. 3 . Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры /Пер. на слав. архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). – М., 1774. 186 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кременецкий Григорий, в 1739 году принявший монашество с именем, Гавриила; в следующем году он назначен был ректором семинарии и в этом звании оставался до 1748 года. Скончался в 1783 году в сане, митрополита Киевского 261 ). Зертис-Каменский Андрей, сын греческого купца из Нежина, в 1739 году принявший монашество с именем Амвросия; в 1740 году он назначен был префектом семинарии и оставался в этой должности до 1748 года. Скончался мученически в 1771 году в сане московского архиепископа 262 ). В 1748 году Кременецкий и Зертис-Каменский перевели на русский язык «Зерцало историческое государей Российских» Адама, в православии Никодима Селлия 263 ). 7) Иркутская семинария. Начало Иркутской школе положено в 1721 году. В этом году архимандрит Антоний Платковский, воспитанник Московской Академии, еще до открытия Иркутской епархии, задумал завести при Вознесенском Иркутском монастыре школу славянскую и мунгальскую и действительно вскоре учредил ее. Он отбыл в Пекин в 1728 году; но его дело продолжал св. Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который собирал учеников в эту школу и поддерживал ее. В 1785 году ученики этой школы были распущены по домам. В 1739 году в Иркутской архиерейской школе училось 26 человек, и из них 20 букварю и 6 человек пению 264 ). Много сделал для этой школы бывший профессор Киевской Академии архимандрит Платон Малиновский, в качестве ее учителя, в 1740–1 году 265 ). 8) Белогородские школы и Харьковский Коллегиум. В 1722 году преосвященный Белогородский и Обоянский Епифаний Тихорский, воспитанник и бывший учитель Киевской Академии, основал в Белгороде славяно-русскую архиерейскую школу; но в 1726 году эта школа, по желанию и настоянию главнокомандующего на Украине князя Мих. Мих. Голицына и при его содействии, перенесена была в Харьков и преобразована в Коллегиум, с полным курсом наук, по богословие включительно 266 ). 16 марта, 1731 гола Коллегиуму пожалована была Высочайшая грамота 267 ). В этом году всех школьников в епархии было 260 человек 268 ). Один из преемников преосвященного Епифания архиепископ Петр Смелич учредил в своей епархии малые школы в Белгороде, Старом Осколе и Курске 269 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Алексеев Никита 258, 259 Алексеев Петр, прот. 4, 314 Алексеев Сергий, свящ. 434 Алексий, митроп. 31, 32, 41, 49, 50, 51, 52, 53, 63, 77, 87, 88, 90, 105, 106, 128, 147, 169, 216, 291, 292, 294, 378, 450 Алексий Буй, епископ 439 Алексий Готовцев, епископ 428 Алексий Дородницын , архиеп. 395 Алексий Кутепов, архиеп. 451 Алексий Пантелеев, епископ 445 Алексий Раифский, иером. 353 Алексий Симанский, патриарх 412, 417, 420, 430, 433, 434, 435, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 464, 474, 475, 481, 482, 485, 487, 488 Алексий II, Ридигер, патриарх 448 Алексий, архиеп. 487 Алексий, епископ 438 Алексий, священник 122, 123 Алексий, игумен 73 Алексий, старец 326, 380 Алексий Михайлович, царь 158, 170, 182, 184, 185, 186, 187, 190, 193, 198, 199, 206, 212, 213, 219, 220, 221, 225, 252, 255, 261, 283, 296, 331 Алексий Николаевич, царевич 352,376, 393, 399 Алексий, царевич 262, 269 Алексий (Ольгерд), князь 136 Алипий Печерский, преп. 95 Алипий Шутов, епископ 351 Алипий, архиеп. 493, 494 Алипий, епископ 351 Алипий (Алимпий), иконописец 100 Алипий, инок 99 Амвросий, митроп. 320, 351 Амвросий Зертис-Каменский, архиеп. 274 Амвросий Ключарев , архиеп. 282, 298, 317 Амвросий Оптинский , старец 336 Амвросий Орнатский , епископ 315 Амвросий Подобедов , митроп. 276, 277, 306, 325, 355 Амвросий Серебренников, архиеп. 349 Амвросий Серебряков, архиеп. 373 Амвросий Юшкевич, архиеп. 272, 305 Амвросий, архиеп. 271, 272 Амвросий, еп. 4, 351 Амвросий Орнатский , архиеп. 4, 281 Амос, протопоп 171,175 Амурат, султан 153 Амфилохий, епископ 485 Амфитеатров Я., проф. 317 Анастас, поп 15, 33 Анастасий Братановский, епископ 315 Анастасий Грибановский , архиеп. 284, 285, 352, 380, 381, 468, 469, 470, 471, 473, 474, 476, 487, 490, 492 Анастасий Синаит 115 Анастасий, иером. 394 Анастасия Николаевна, княжна 399 Анастасия Ольшанская, княгиня 145 Анастасия(Рогнеда) 98 Анастасия Романовна 150 Анастасия (жена вел. кн. Симеона Иоанновича) 136 Анатолий, епископ 430 Анатолий Оптинский , старец 336 Андреев И. , проф. 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010