1. Обряды Католической Церкви Кроме католической Церкви латинского обряда, которая является наиболее широко распространённой, в настоящее время существует двадцать одна католическая Церковь восточного обряда. Все они объединены узами единства веры и иерархического общения с Апостольским Престолом. Восточные католические Церкви относятся к пяти основным Церквам-Матерям, т.е. к различным обрядам или традициям. Эти пять основных обрядов таковы: 1) Александрийский обряд , разделяющийся на две ветви: коптский обряд в Египте и эфиопский обряд в Эфиопии. Католики-копты находятся в ведении Александрийского Патриарха коптов, а эфиопы – Митрополита Аддис-Абебы. 2) Антиохийский обряд , долгое время складывавшийся сначала в Иерусалиме, а затем в Антиохии, распространяв впоследствии в Сирии и Месопотамии; в веке он установился и в отдельных частях Малабарского побережья (Индия). Это обряд маронитов, сирийцев и маланкаров в Индии. Первые находятся в ведении Антиохийского Патриарха маронитов, вторые – Антиохийского Патриарха сирийцев, третьи – Митрополита в Тривандраме. 3) Византийский обряд , часто называемый также греческим или константинопольским. Он складывался в основном в Константинополе, но восприял особенности, зародившиеся в Александрии и Каппадокии. Этого обряда придерживается большинство восточных католиков. Он разделяется на следующие Церкви sui iuris: Албанскую; Белорусскую; Болгарскую; Венгерскую; Греко-мельхитскую (или мелькитскую); Итало-Албанскую; Румынскую; Русскую; Русинскую; Словацкую; Украинскую и Церковь византийцев (епархия в Крыжевце, на территории бывшей Югославии). Наиболее многочисленную группу составляют украинцы, следом идут греки-мельхиты (мелькиты). Что касается Русской Католической Церкви sui iuris, то следует отметить, что в 1917 г. в России был учреждён апостольский экзархат для католиков византийского обряда, деятельность которого была очень кратковременной. Кроме того, 20-го мая 1928 г. в Харбине был учреждён апостольский экзархат для всех русских католиков византийского обряда, проживающих в Маньчжурии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Формы Священного Предания теснейшим образом связаны между собой. Правило веры по отношению к Священному Писанию является руководительным началом, ключом для истолкования (traditio inteperata). В литургической жизни, в таинствах сообщается Божественная благодать, отверзающая «ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). А в творениях свв. отцов мы имеем живую, непрерывную традицию истолкования библейских текстов. Поэтому «изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями» [ 97 ]. Свт. Василий Великий писал: «…ежели отважимся отвергать написанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя» [ 98 ]. в) «Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» [ 99 ]. Церковные таинства и священнодействия представляют собою диалектическое единство формы и содержания. Преподание верующим в таинстве невидимых благодатных даров, что составляет внутреннюю сторону таинства, совершается посредством видимой формы или обряда. Обряд не д о лжно абсолютизировать. Обряд не есть догмат, обряды могут изменяться. Но обрядовая форма таинства теснейшим образом связана с его внутренним содержанием, поэтому изменение обряда имеет свои допустимые пределы: даже у одного и того же таинства обряд может быть различным, но он не может быть каким угодно. Обряд имеет двоякое назначение: — посредством обряда верующим сообщается Божественная благодать; — обряд должен помогать человеку раскрыть свою душу для принятия и усвоения преподаваемых в таинстве благодатных даров. Если изменение обряда выходит за допустимые пределы, теснейшая связь между обрядовой формой и смыслом, содержанием таинства начинает разрушаться. Такой искаженный обряд уже не способствует, а, напротив, препятствует человеку воспринимать и усваивать благодать, то есть вредит действенности таинств. Дальнейшая деформация обряда ведет к разрушению таинства как такового, то есть к отрицанию его действительности. Например, если при совершении таинства крещения не будет совершено трехкратное погружение (обливание), сопряженное с произнесением установленных слов  («Крещается раб Божий (имя рек). Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь») то таинство не совершится, окажется недействительным. 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЦЕРКОВЬ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Престарелый иерарх счел за лучшее примириться с этим фактом. Вместе с назначением апостолического визитатора возник вопрос и о правильной постановке духовного образования клира «восточного обряда». Дело вообще стояло плохо. Первоначально кое-какую помощь оказывала Луцкая католическая семинария. В 1928 году в Дубно, в бывшем монастыре бернардинов была устроена отдельная семинария «восточного обряда», как бы третья часть Луцкой семинарии. Однако из этого ничего не вышло, и в июне 1929 года семинария в Дубно была закрыта. Так продолжались до лета 1931 года, когда появился епископ Н.Чарнецкий. По его докладу папа постановил открыть в Дубно Восточную семинарию, и таковая была поручена иезуитам. Семинария называлась папской, и для того, чтобы не нарушать правил конкордата, считалась третьей частью Луцкой семинарии. Ректором был назначен А.Домбровский, бывший воспитанник Петербургской Духовной академии. Духовником оказался о. Сакач, бывший ректор семинарии в Сараево. Хозяйство вели сестры-миссионерки Сердца Иисусова из Вильно. Помещение было отремонтировано, и в 1931 году на 70 кандидатов приняли 16 воспитанников. Впоследствии число их возросло до 26. Язык преподавания – латинский, польский и украинский. Разговорный, вне рекреаций, – латинский. Средства на содержание отпускал Рим, а также польские епископы, которые имели своих стипендиатов. Церковь «восточного обряда» была освящена 12 июня 1931 года 305 . Для всего клира «восточного обряда», создаваемого Римом, установлен целибат. В 1939 году семинария получила новый устав и стала называться «Папская Междуепархиальная Восточная семинария в Дубно». Она являлась как бы собственностью пяти восточных епархий, и эти пять католических епархий должны были о ней заботиться и доставлять ей воспитанников. Специальные права имел епископ Луцкий, на территории которого она находилась 306 . Галичан в семинарию не принимали 307 . 4 Образование самостоятельной комиссии «Pro Russia» и присвоение ей прав почти конгрегации, и при этом такой, которой сам папа посвящает особое внимание, и вознесение ее председателя, епископа д’Эрбиньи, почти на высоту кардинала, явилось совершенной победой «восточного обряда» в том виде, в каком его оформили иезуиты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Формы Священного Предания теснейшим образом связаны между собой. Правило веры по отношению к Священному Писанию является руководительным началом, ключом для истолкования (traditio inteperata). В литургической жизни, в таинствах сообщается Божественная благодать, отверзающая ум к уразумению Писаний ( Лк. 24:45 ). А в творениях свв. отцов мы имеем живую, непрерывную традицию истолкования библейских текстов. Поэтому «изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями» 97 . Свт. Василий Великий писал: «... ежели отважимся отвергать написанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя» 98 . в) «Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» 99 . Церковные таинства и священнодействия представляют собою диалектическое единство формы и содержания. Преподание верующим в таинстве невидимых благодатных даров, что составляет внутреннюю сторону таинства, совершается посредством видимой формы или обряда. Обряд не должно абсолютизировать. Обряд не есть догмат, обряды могут изменяться. Но обрядовая форма таинства теснейшим образом связана с его внутренним содержанием, поэтому изменение обряда имеет свои допустимые пределы: даже у одного и того же таинства обряд может быть различным, но он не может быть каким угодно. Обряд имеет двоякое назначение: – посредством обряда верующим сообщается Божественная благодать; – обряд должен помогать человеку раскрыть свою душу для принятия и усвоения преподаваемых в таинстве благодатных даров. Если изменение обряда выходит за допустимые пределы, теснейшая связь между обрядовой формой и смыслом, содержанием таинства начинает разрушаться. Такой искаженный обряд уже не способствует, а, напротив, препятствует человеку воспринимать и усваивать благодать, то есть вредит действенности таинств. Дальнейшая деформация обряда ведет к разрушению таинства как такового, то есть к отрицанию его действительности. Например, если при совершении таинства крещения не будет совершено трехкратное погружение (обливание), сопряженное с произнесением установленных слов [«Крещается раб Божий (имя рек). Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»], то таинство не совершится, окажется недействительным. 4. Божественное Откровение и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

населением. Это имело следствием нападения укр. формирований на польск. костелы, убийства польск. клириков. 4 янв. 1945 г. еп. Шелёнжек и его генеральный викарий Бронислав Джепецкий вместе с группой священников были арестованы за сотрудничество с нем. оккупационными властями. После этого Луцкая кафедра не замещалась. Неоуниаты византийско-славянского обряда и греко-католики на территории К. е. Серьезной проблемой для православия на Волыни стало распространение здесь в нач. 20-х гг. XX в. неоунии, или «Римско-католической Церкви византийско-славянского обряда» (в отличие от католиков русско-визант. или византийско-укр. обряда). Для неоунии не были обязательными литургические нововведения Замойского собора, поэтому в богослужении неоуниат. приходы были ближе к православным общинам, нежели греко-католические. Неоуния насаждалась при непосредственном участии Римского папы Пия XI , инициатором был католич. Подляшский еп. Хенрик Игнаций Пшездзецкий, который в 1923 г. предложил в Риме план организации в Польше «Католической Церкви византийско-славянского обряда». 21 янв. 1924 г. папа Пий XI предоставил еп. Пшездзецкому полномочия учреждения неоуниат. приходов всюду, «где население этого пожелает». Эти полномочия были распространены на пограничные лат. епархии: Люблинскую, Луцкую, Пинскую и Виленскую. Первыми на Волыни были образованы неоуниат. общины в с. Езёро (Озеро) Луцкого повята (создана в апр. 1925, вскоре распалась, часть верных построила часовню в соседнем с. Хавчице (Гавчицы)) и в с. Цехув Гороховского повята (приход создан в дек. 1925, в 1926 захватил правосл. храм). В 1926 г. открыты неоуниатские приходы в с. Краска Ковельского повята (захвачен правосл. храм). С этого же года действовала часовня в г. Костополе, настоятелем которой стал 1-й неоуниат. декан Василий Грош. При часовне 19 окт. 1926 г. по инициативе еп. Шелёнжека начала работу миссия иезуитов вост. обряда под рук. бельг. иером.-биритуалиста Ричарда Костенобля, приглашенного из Львова. В 1927 г. часовня и миссия в Костополе были закрыты по требованию местных властей и римско-католич.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Православное духовенство в Харбине отнеслось к этой миссии сначала со вниманием, полагая, что идет вопрос о соединении церквей в истинном значении этого слова, но засим, когда выяснился характер католической пропаганды, православное духовенство вступило в решительную и открытую борьбу, и успехи «восточного обряда» оказались весьма незначительными, так как никакой поддержки у местных властей он не нашел. До народа, в широком смысле этого слова, обряд этот вообще не дошел. Каплицы «восточного обряда» ни в какой степени не могли идти в сравнение с многочисленными православными храмами, а Харбинская епархия сумела вознести церковное дело на надлежащую высоту. Общее число русских католиков «восточного обряда» в Харбине не превышает 200 человек, из интеллигентного и среднего слоя. Пропаганда ведется главным образом при помощи приютов и школ. В Харбине работают монахи мариане, белорусы, высланные из Друи (Польша), а также сестры урсулинки и францисканки. Мариане ведут мужской лицей св. Николая для мальчиков. Лицею помогают и китайцы, так как св. Николай пользуется у китайцев большой популярностью. Воспитанников около 160, все в интернате. «Лицей и дальше борется с разными трудностями». Но вообще «маньчжурские государственные власти относятся к католической миссии в общем доброжелательно». Одна треть в лицее – католики, остальные православные. При лицее имеется церковь «восточного обряда», которая является как бы кафедральным собором для восточного епископа в Китае. Урсулинки, по преимуществу польки, ведут интернат при средней школе на 100 воспитанниц, из них 25 католичек «восточного обряда», несколько западного (польки), остальные православные. Три сестры принадлежат к «восточному обряду», остальные чистые католички. Имеются восточные каплицы. Урсулинки участвуют в службах по обоим обрядам. Францисканки ведут также школу для девочек практического характера. В 1934 году было 200 детей, в том числе 50 католичек. Имеется восточная часовня. Преподавание во всех школах ведется по-английски. По-русски преподается, кроме русского языка, Закон Божий, история и география России.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Простого факта отсутствия священника или полномочного служителя недостаточно: от супругов требуется также моральная уверенность в том, что до полномочного лица нельзя будет добраться без серьёзных затруднений в течение месяца. В описанных обстоятельствах – независимо оттого, знают ли брачующиеся закон о действительности брака, заключаемого в присутствии одних лишь свидетелей, или не знают – брак, заключённый в любой форме, признанной гражданским законодательством, или в присутствии как минимум двоих свидетелей, является действительным. В обоих случаях, независимо от действительности брака, заключённого в присутствии одних лишь свидетелей, если в этом месте будет находиться священник (а для католиков латинского обряда также и диакон), который может благословить брак, его следует пригласить для ассисистирования при бракосочетании вместе со свидетелями. Это требуется законом только для законности (ad liceitatem). Впрочем, если по какой-либо причине этого священника или диакона не пригласили, брак будет, тем не менее, действителен. 2.5 Ассистенция при бракосочетании двоих христиан-некатоликов восточного обряда В нынешней ситуации, когда столь широко распространилась эмиграция молодых людей, происходящих из восточных стран, легко может случиться так, что двое христиан-некатоликов восточного обряда по физическим или моральным причинам не смогут пригласить священника, компетентного по нормам права, чтобы тот благословил их брак. Если они обратятся к католическому священнику для благословения брака, то он не должен отказываться от исполнения этого деяния милосердия в духе экуменизма. В подобных обстоятельствах католическому священнику разрешается, в силу кан. 844, § 3, преподать не католикам восточного обряда таинства покаяния, Евхаристии и елеопомазания больных. Тем более (a fortiori) католический священник может благословить их брак в случае грозящей смерти или в том случае, если они не могут пригласить священника собственного обряда в течение месяца. Как правило, брак, заключённый по такой чрезвычайной форме, не признаётся действительным в некатолических восточных Церквах, исключая халдейскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

США страна иммигрантов, и может показаться естественным наличие на приходе «клуба по интересам» США страна иммигрантов, и может показаться естественным наличие вокруг церкви на приходе «клуба по интересам». Это отмечает и приезжающее сюда духовенство, и вновь прибывшие иммигранты. Но большинство верно духовно настроенных пастырей все же стараются собирать прихожан, прежде всего, вокруг Евхаристической Чаши в литургии. Многие на Западе ищут духовного убежища в Православной Церкви, рассказывает митрополит Иларион. Для тех, кому еще не понятен или пока мало понятен византийский обряд, сегодня есть две возможности стать православными: посещать богослужения западного обряда на приходе в юрисдикции Антиохийского Патриархата или Русской Зарубежной Церкви. Наши священники, в отличие от клириков западного обряда, находящихся в юрисдикции Антиохийского Патриархата, имеют право и благословение служить в православных храмах восточного обряда. 13 ноября 2008 года Синодом Русской Зарубежной Церкви было принято решение, что все общины западного обряда в РПЦЗ находятся в прямом подчинении ее Первоиерарха митрополита Илариона. На середину 2010 года в составе Русской Православной Церкви за рубежом было 9 общин, служащих по восстановленному римскому обряду (или чину), практиковавшемуся в христианском общественном богослужении в Англии до XVI века и сильно повлиявшему на форму англиканской литургии. С 2011 года в составе РПЦЗ существует викариатство западного обряда, объединяющее 28 общин в США, 1 в Канаде, 1 в Англии и 2 в Швеции. Духовенство, служащее по западному обряду в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, это бывшие клирики англиканской или протестантской церквей. «Протестантская церковь сама стала миром» Отец Серафим Бёрд стал православным священником в пасхальные дни 2018 года. А двумя месяцами ранее, в феврале, митрополит Иларион рукоположил его в диаконский сан в Свято-Николаевском монастыре в городе Форт-Майерс, что также во Флориде. Богословское образование я получил в баптистской семинарии, рассказывает о. Серафим. - На последнем курсе, незадолго до получения степени доктора богословия, я изучал церковную историю и тогда впервые прочитал о Православии. Интересно, что до этого, несмотря на то, что Америка - многоконфессиональная страна, я никогда не слышал о Православии. И вот тут сердцем почувствовал, что об этой религии мне надо узнать подробнее.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/2018-...

В разные периоды византийцы ввиду надвигавшейся угрозы наступления мусульман спасали свои реликвии. Так были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста, которые сегодня являются одной из главных святынь католического кафедрального собора Флоренции и собора Святого Петра в Ватикане, хотя бóльшая часть главы находится на Афоне в монастыре Ватопед. Частица мощей уже в наше время также была возвращена в Стамбул по просьбе патриарха. — Интересна возможность диалога православия и итальянского католичества… Не могли бы вы привести также примеры влияния на обрядность католицизма православных традиций? — В Италии существуют общины восточного обряда. Во-первых, это, скажем так, исконные, автохтонные очаги — преемники восточных христиан, переселившихся на Апеннинский полуостров и юг Италии. Долгое время общины оставались православными даже юрисдикционно, но Византия пала, опираться стало не на кого, и эти большие группы греческих и албанских беженцев перешли под омофор римских пап с сохранением восточного обряда и со значительной автономией. Албанцы бежали преимущественно на Сицилию и в Калабрию, греки — в Базиликату и Апулию. Я когда то специально путешествовал по югу Италии с целью изучить эти католические общины восточного обряда (среди них есть уникальные — например, монастырь Гроттаферрата в Риме, основанный преподобным Нилом Россанским ещё до схизмы, в 1005 году). Во второй половине XX века их феноменом заинтересовались церковные историки, возникли даже небольшие музеи. В таких общинах богослужения совершаются на греческом или староалбанском языках. Но более всего поражает, что даже некоторые догматические вещи сохранены, и это нашло своё отображение в богослужении (в Символе веры позволялось опускать знаменитую католическую прибавку «филиокве» — «и от Сына»). Таким образом члены некоторых общин, не углубляясь в тонкости церковного права, экклезиологии и прочего, сохраняют наивную веру, что они до сих пор православные. Во-вторых, есть убеждённые католики, влюблённые в красоту восточного обряда. Подобные храмы есть в Милане, Риме. Там служат итальянцы на итальянском языке, но священники облачаются по восточному, и чинопоследование литургии также восточное. В Италии многих привлекают некоторые элементы восточного обряда, например, венчание. В Гроттаферрата мне говорили, что у них запись на это таинство на годы вперёд — настолько итальянцам-католикам нравится красота православного венчания с венцами, обходом вокруг аналоя и прочим.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/09/rozhde...

Архимандрит Абрантович заведует также миссией Восточного обряда и в Шанхае, которая состоит приблизительно из 200 человек и одного архимандрита Николая Алексеева, перешедшего из православия. Работа в Шанхае не удовлетворяла инициаторов восточного обряда, и было решено в 1934 году передать Шанхайскую миссию иезуитам. Организаторы восточного обряда обвиняют православное духовенство в Маньчжурии в том, что оно привлекает больше средств на построение церквей, чем на воспитание молодежи, которая находится в Харбине в тяжелом положении. В одном воззвании по привлечению средств на нужды лицея Св. Николая говорилось, в виде ссылки на русскую пословицу «Не строй семи церквей – пристрой семь детей». Указывают они на недостаток благотворительной деятельности Православной Церкви, что не соответствует действительности. Выясняется также, что одним из препятствий развитию восточного обряда являлось предубеждение местного польского общества, которое сначала на все это дело смотрело подозрительно и недоброжелательно, но засим все уладилось, уладились также отношения между апостольской администрацией и польским консулом. Миссия восточного обряда в Харбине издает на русском языке ежемесячник «Католический Вестник» (IX-й год), равно как книги и брошюры специального характера. Вся работа естественно ведется на русском языке  267 . IX Восточный обряд сумел оправдать себя в Риме. Историческая ошибка, по мнению иезуитов, заключается в том, что в XI beke, при разделении Церквей, восточный обряд был безразсудно отдан «схизме». Схизма XI beka не больше, как дисциплинарное нарушение, как выход из повиновения римскому епископу. Обряд к этому не имел никакого отношения. Это богатство было использовано схизмой, и теперь эта ошибка понята. Ее можно исправить потому-что нет больше России. Эго будет ликвидацией церковного разделения, и такой путь несомненно привлечет к себе православный народ. Православная иерархия одна останется носительницей старых предразсудков, пред которыми Рим останавливаться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010