Православные византийского обряда знают, что образ поклонения сам по себе ничего не значит. Нам доводилось видеть храмы [раскольников], которые выглядят, как наши, в которых пахнет, как в наших, и если подойти к причастию в них, то, наверное, оно на вкус, как и у нас. Там звучат такие же песнопения, как и у нас. Но это – не Церковь. Итак, для православных людей тот факт, что нечто выглядит и пахнет так же, не является сам по себе доказательством чего-либо. Именно в этом смысле наши прихожане восточного обряда относятся с большим расположением к западному обряду. Он выглядит по-другому, там другие облачения, другой запах благовоний, слова и музыка другие – но это Церковь. Я хорошо помню, как впервые присутствовал на богослужении западного обряда. Это случилось не в одном из наших храмов, а в кафедральном соборе. В тот раз я плакал. Это были не слезы эстетического умиления – я не плачу на концертах; скорее, я плакал потому, что этой красивой и аутентичной традиции грозило вымирание. Вы – наследники драгоценного сокровища – аутентичных православных обрядов, которые в настоящее время готовят тысячи [людей] для Царства Небесного. Православная Церковь благодарит вас за сохранение этой традиции все эти годы, благодаря чему она может быть восстановлена в своих приходах западного обряда. Эти слова исходят из глубины моего сердца. Мы знаем, что священники, служащие на приходах западного обряда, их жены и дети многим жертвуют. Это, прежде всего, экономические жертвы, которые могут быть весьма ощутимыми. Мы знаем и ценим это. Но есть и другие жертвы – прерывание связей с родными и близкими. Наши пастыри западного обряда на деле воплощают то, что значит любить Христа более, чем отца и мать, брата и сестру. Ваша жизнь и ваши жертвы – это проповедь для всех нас, кому, по милости Божией, не приходилось всем этим жертвовать. Мы восхищаемся тем, что вы делаете. Это касается не обряда, а вашего свидетельства истины и тех жертв, которые вы не только готовы приносить, но действительно приносите ради истины.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В деятельности собора 1666 года относительно старообрядчества было однако и нечто недоговоренное, что препятствовало окончательному и быстрому водворению церковного мира и настоятельно требовало разъяснения. Собор 1666 года признал и узаконил существование в русской церкви новоисправленного церковного чина и обряда. Но и старый церковный чин и обряд тоже был торжественно узаконен таким же собором русских иерархов 1551 года и, к тому же, был освящен вековым употреблением церкви. Значит и новый и старый обряд одинаково опирались на постановления соборов русских иерархов и с этой точки зрения были, конечно, вполне равноправны. Но практически новый обряд уже признавался теперь церковью высшим и совершеннейшим нежели старый, который осуждался на вымирание. При спокойном течении дел этот процесс вымирания старого обряда и постепенной его замены новым, совершился бы конечно сам собою незаметно, в течении более или менее продолжительного времени. Но совсем другое дело, когда явился сильный и энергичный протест относительно замены старого обряда новым, причем этот протест решительно и твердо опирался на существующие и никем еще неотмененные постановления Стоглавого собора 1551 года. При таком положении дел, очевидно, требовалось точное и ясное определение того, как постановления собора 1666 года относятся к постановлениям собора 1551 года, так как одного умолчания о соборе, ранее узаконившем старый обряд, как единственно православный, при данных обстоятельствах, было недостаточно. Собору 1666 года необходимо было решительно высказаться: ровноправен или нет старый обряд с новым, считать ли постановления Стоглавого собора отмененными или еще имеющими свое значение? А между тем собор 1666 года, подобно патриарху Никону , совсем умалчивал об этих насущных вопросах, что конечно немало препятствовало успеху умиротворения враждовавших из-за церковного обряда. Был и другой очень важный пункт, оставшийся совершенно неуясненным собором 1666 года. Дело в том, что приверженцы старины постоянно и настойчиво проповедывали всем и всюду, что если Никон и его последователи изменили церковный обряд и чин, то значит они переменили и самую веру, ибо, по их убеждению, обряд так же всегда един и неизменен, как всегда едино и неизменно самое учение веры, изменение обряда есть необходимо изменение самой веры, почему они считали всех державшихся новоисправленного обряда оставившими старую веру и заменившими ее новою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Службы проходили с Rood Screen’oм, находящимся между алтарем и прихожанами. Алтарная преграда имела только одну дверь в центре и иконы святых по разные стороны от нее. Над дверью было распятие. Священник носил одежды, которые использовали одновременно на Востоке и на Западе, мог служить вместе с одним или несколькими диаконами и иподиаконами. Сама Литургия, в отличии от восточных и западных чинов послераскольного периода, в те времена не была триумфальной, поскольку вокруг еще были язычники и не все были обращены в христианство. Сегодня вокруг нас находятся неверующие, и мы находимся в том же положении, что и в те времена, поэтому Литургия для нас столь же актуальна, как и тогда. Что же произошло дальше? Необходимо помнить, что западный обряд не исчез из Православия после Великой схизмы. Он продолжал практиковаться в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне еще примерно три сотни лет после раскола. В более близкие нам времена Святейший Синод в России дважды, в 1870 и 1907 годах, давал благословение на использование западного обряда православными людьми в странах Запада. Русская Зарубежная Церковь сохраняет его и по сей день. Антиохийский Патриархат благословил служение по западному обряду в 1958 году и сохраняет его сегодня. Сербская Церковь практикует его во Франции. Мы должны помнить, что со времени Великого раскола пятнадцать православных Патриархов, семь митрополитов, восемь архиепископов и семнадцать епископов благословляли использование западного обряда в Иерусалиме, Константинополе, Польше, Чехословакии, Франции, Соединенных Штатах, Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Великий святой Иоанн Шанхайский сам служил по западному обряду в Париже, возглавлял епархию западного обряда и рукоположил епископа западного обряда. Другой русский архиерей, митрополит Антоний (Храповицкий), участвовал в рукоположении епископа западного обряда священномученика Горадза (Павлика) и епископа Досифея (Иванченко), принятого в 1965 году в православный монастырь западного обряда, подчинявшийся Московскому Патриархату.

http://pravoslavie.ru/75061.html

2) Александрийский обряд , разделяющийся на две ветви: коптский обряд в Египте и эфиопский обряд в Эфиопии. Первые подчиняются Александрийскому Патриарху коптов, вторые – Митрополиту Аддис-Абебы. 3) Византийский обряд , часто называемый также греческим обрядом, формировался в Константинополе, но с элементами, восходящими к Александрии и Каппадокии. Это самый многочисленный обряд, разделяющийся на следующие Церкви sui iuris: Албанскую; Белорусскую; Болгарскую; Венгерскую; Греко-мелькитскую; Итало-Албанскую; Румынскую; Русскую (в 1917 г. в России был учреждён апостольский экзархат для католиков византийского обряда, деятельность которого была очень кратковременной. Кроме того, 20– го мая 1928 г. в Харбине был учреждён апостольский экзархат для всех русских католиков византийского обряда, проживающих в Маньчжурии); Русинскую; Словацкую; Украинскую и Церковь византийцев (епархия в Крыжевце, на территории бывшей Югославии). Наиболее многочисленную группу составляют украинцы, за которыми следуют греки-мелькиты. 4) Сиро-восточный, или халдейский, обряд , подчиняющийся Вавилонскому Патриарху халдеев. Часть этого обряда составляют сиро-малабарцы, подчиняющиеся Митрополиту в Эрнакуламе и Чангашерри в Индии. 5) Армянский обряд , к которому принадлежит армянское население, рассеянное в Ливане, Иране, Ираке, Египте, Сирии, Турции, Палестине и в различных западных странах. Церковные округа подчиняются Киликийскому армянскому Патриарху. 2.1.4. Брак католиков восточного обряда на территории латинской Церкви – На тех территориях, где нет ни Иерархии, ни прихода для верующих, принадлежащих к одной из восточных католических Церквей, их собственным Ординарием является местный Ординарий; если же на этой территории существуют Иерархии различных обрядов (напр., в США, в Австралии, в Индии ит.д.), собственным Ординарием верующих, принадлежащих к одной из восточных Церквей, является тот, кто был назначен Апостольским Престолом (кан. 916, § 5 ККВЦ (Codex Canonum Ecclessiarum Orientalium). Католики восточного обряда, имеющие местожительство или квази-местожительство на тех территориях, где существуют лишь латинские Иерархии, подчиняются местному Ординарию латинского обряда со всеми юридическими последствиями, согласно кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Это произошло с русскою церковью будто бы потому, что русские перестали подчиняться, как это было ранее, константинопольскому патриарху, перестали брать к себе митрополитов греков и начали свою самостоятельную, независимую от греков церковную жизнь, именно эти обстоятельства и привели русских к потере чистоты православия, к заражению разными еретическими учениями, заключающимися в двоеперстии, в двоении аллилуии и пр. В виду указанных обстоятельств на соборе 1667 года патриархи и постановили, чтобы особенности старого русского чина и обряда, как имеющие еретическое происхождение и содержащие в себе еретическое учение, были безусловно запрещены и заменены тогдашними греческими чинами и обрядами, а все, и после этого соборного постановления, державшиеся старых русских обрядов, были подвергнуты отлучению от церкви и анафеме. Так двумя восточными патриархами и другими бывшими тогда в Москве греческими иерархами соборно был утвержден в русской церкви раскол, – единая дотоле русская церковь , благодаря соборному провозглашению старого русского обряда еретическим и наложению анафемы на всех державшихся старого обряда, раскололась теперь на две враждебные одна другой части, причем вражда между ними продолжается и доселе. А между тем в 1666 году русские иерархи, за несколько месяцев до приезда в Москву двух восточных патриархов, тоже на соборе, только без участия на нем греков, произнесли свой соборный суд над сторонниками и защитниками старого обряда, но они нигде и ни разу в своих соборных постановлениях не назвали старый русский обряд еретическим, содержащим в себе еретическое учение, не подвергали и сторонников старого обряда отлучению от церкви и анафеме только за то именно, что они держатся старого обряда. Последнее сделано было исключительно двумя восточными патриархами и другими присутствовавшими на соборе греками, почему и наш раскол старообрядчества своим формальным происхождением обязан исключительно действиям на соборе двух восточных патриархов, а не русским иерархам, которые на соборе 1667 года, в суждениях о старом русском обряде только пассивно подчинились воздействию двух вселенских патриархов и других греков, как людей более их авторитетных и сведущих в решении церковных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Иезуиты принудили Бeheдukma XV и Nuя XI коренным образом изменить взгляд на восточный обряд. В течении веков восточный обряд почитался Римом необходимой, но печальной уступкой в целях унии. Уния понималась как путь к католичеству и после Брестского собора, несмотря на торжественное обещание сохранить восточный обряд, уния латинизировалась, и все это получило свое завершение на соборе в Замостье в 1720 году. Теперь снова, самым торжественным образом, с высоты папского престола и при этом неоднократно, можно сказат, непрерывно, превозносится восточный обряд. По подсчету иезуита Белуа  230 , с 20 февраля 1922 года по 6 августа 1929 года папой было сделано 85 словесных и письменных обращений к Востоку и Западу по поводу восточного обряда. С 1929 по 1938 г.г. – 68  231 . Всякая критика восточного обряда осуждена самым решительным образом, обычное выражение «схизматик» радикально устранено и заменено выражением «отделенные братья». Восточное благочестие и молитва выдвигаются на первое место по сравнению с западом. Создаются восточныя ветви католических монашеских орденов: иезуитов,  редемптористов и других. Создается ряд учено-учебных заведение для обслуживания восточного обряда, кодифицируется восточное каноническое право, создается особая комиссия в Риме по этому вопросу, музей восточного церковного искусства, и все это дело отдается в руки иезуитов. Восточная литургия совершается на главном престоле собора Св. Петра в Риме, и папа принимает участие в богослужениях по восточному обряду. Католические епископы принимают участие в хиротонии епископа восточного обряда. 8 февраля 1931 года в Риме в церкви редемптористов Св. Альфонса совершается хиротония Николая Чарнецкого во епископа Лебедо. О. Николая Чарнецкого облачают в православный саккос и омофор, дают ему православную митру и жезл с сулком. Новый епископ восточного обряда назначается папским визитатором в Польшу для действия среди православного населения Волыни. Для действия среди эмиграции «архимандрит» Александр Евреинов, стоящий во главе русских католиков в Париже, 6 декабря 1936 года посвящается также во епископы восточного обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общины западного обряда, с энтузиазмом взявшись за дело реконструкции (пример тому - Галликанская литургия св. Германа Парижского) обнаружили тяготение как минимум к обособлению, и как максимум к отделению от Церкви-Матери. В итоге, эти общины западного обряда совершенно локальны если, не побоюсь сказать, маргинальны. Это не может не отталкивать людей как из священства, так и из мирян от идеи " Православия западного обряда " . Есть и ещё одна проблема. Безусловно, вы правы в том, что латинский обряд - древний, и логично предположить, что по крайней мере до IX века н.э. оба обряда довольно мирно уживались в рамках единой Церкви. Но здесь Михаил из Пятигорска кое в чём прав; насколько позволяют мои скудные познания, но до сих пор нет сведений о чисто " римском " богослужении до 1054 года. Да, у нас имеется как минимум три крупных сакраментария (Геласия, Григория и Льва), но даже они представляют неполный вариант. Единственное, что имеется полное - это Missale Romanum 1570 года, утверждённый Триденским Собором и буллой папы Пия V. А это не только из " католицизмов католицизм " но и сама по себе унификация многочисленных обрядовых различий, существовавших в Римско-Католической Церкви. То, что православные на Востоке сделали ещё где-то в VI веке н.э., католики на западе сделали только во второй половине XVI века. Отсюда выходит простой вывод о том, что мы пока что не можем доподлинно знать, что именно представлял из себя " римский обряд " до раскола 1054 года и какова была его полноценная структура до того, как туда начали проникать неправославные элементы. В итоге, единственное что остаётся - путь реконструкции. Но чем опасен путь реконструкции - см. выше. Ну и, наконец, третье; если взглянуть на историю, то " Православие западного обряда " не зря некоторые называют " униатством наоборот " ; изначально он был нацелен на обращающихся из западной христианской культуры, дабы облегчить им переход в православие через привычные западные литургические формы, и по большей части он с этой задачей справился; большинство, пережив некоторое время в " Православии западного обряда " затем предпочитают перейти к византийскому обряду.

http://bogoslov.ru/article/5241286

Ганьба православним з РПЦ!!! Москальских nonib геть з Протоиерей Дэвид Тильман, настоятель Свято-Успенской церкви в Кантоне, Огайо, Православная Церковь Америки: Дело не в конкретном Папе Иоанне-Павле II. Проблема в самом существовании так называемых " католиков восточного обряда " , или униатов. Для католиков по всему миру обязательный видимый знак принадлежности к Католической Церкви - послушание Папе Римскому. Католики восточного обряда, или униаты, разделяют это единение и покорность Папе. Православные христиане видят в папизме нововведение и полное отступление от апостольской веры и истинного христианства. Православные христиане считают католиков восточного обряда схизматиками, продавших свое первородство ради политической выгоды и лобызающих бесстыдное единство, безразличное к истине. Католики восточного обряда, или униаты, полагают, что они объединяют в себе восточный и западный церковные миры. Украина - это родина крупнейшей группировки униатов в мире. США и Канада занимают вторые места по количеству униатов. Учение Римско-Католической Церкви утверждает, что Папе дан особый божественный дар. Когда он говорит с кафедры, то по вопросам морали и вероучения он не подвержен ошибкам и может создавать догматы сам. В Римо-Католической Церкви даже постановления Вселенского Собора не является авторитетом без их утверждения Папой. История развития папизма хорошо документирована и является предметом большого раздела научной литературы. Православные христиане верят, что каждый епископ является преемником апостола Петра для своей Поместной Церкви и что вместе епископы Православной Церкви выражают голос Вселенской Церкви, основанный на святых канонах. Православная Церковь всегда держалась воззрения, что весь народ церковный является хранителем и защитником православной веры, не только один какой-нибудь епископ. С православной точки зрения Рим ввел несколько новых догматов, являющихся всего лишь человеческими мудрованиями. Для православных христиан само наличие католиков восточного обряда омрачено и нововведениями римского католицизма. В прениях с православными униаты утверждают, что они не обязаны придерживаться нововведений папской Церкви. Это очевидная неправда. В Северной Америке, например, униаты не приемлют миропомазания младенцев и не причащают их. Во многих униатских церквях Филиокве является обязательным в Символе веры. В той же Северной Америке католики восточного обряда не рукополагали женатых до недавнего времени, да и сейчас это большая редкость.

http://pravoslavie.ru/analit/papavisitop...

При такой постановке дела для собора тогда достаточно было бы требовать от всех признания новоисправленного обряда, но не налагать клятвы на держащихся по привычке старого обряда только за то, что они держатся старого обряда, тогда можно было бы окончательную замену старого обряда новым предоставить временя, не опасаясь, чтобы от этого произошел какой либо вред для церкви. Но, к сожалению, указанного единственно правильного взгляда на наш старый обряд и на единственно правильное отношение к нему, у руководителей собора 1667 года – восточных патриархов вовсе не было, и потому они неизбежно, руководствуясь воззрениями грека архимандрита Дионисия, должны были безусловно и навсегда запретить употребление старого обряда и наложить клятву на всякого, кто бы впредь стад держаться его. Простого осуждения и отлучения от церкви всех державшихся старого обряда было однако недостаточно, так как старообрядцы в своем сопротивления реформе Никона опирались на русскую церковную старину, в ней находили свою опору, защиту и свое оправдание. В виду этого, вместе с осуждением старообрядчества, необходимо было коснуться и вопроса о русской церковной старине, поскольку она служила опорою для старообрядцев, т. е. нужно было прямо и определенно сказать, оправдывает ли русская старина старообрядцев или нет? А так как сомнений в том, что старообрядчество действительно оправдывается русскою церковною стариною, не могло быть, то собору и пришлось позвать на свой суд предшествующую церковную жизнь русских и произнести над ней, главным образом в лице Стоглавого собора, свой компетентный приговор. И действительно, относительно Стоглавого собора состоялось такое характерное соборное постановление: «А собор, иже —424— бысть при благочестивом великом государе, царе и великом князе Иоанне Васильевиче, всея России самодержце, от Макариа, митрополита московского, и что писаша о знамении честного Креста, сиречь о сложении двою перстов, и о сугубой аллилуии и о прочем, еже писано неразсудно, простотою и невежеством, в книзе Стоглаве, и клятву, юже без рассуждения и неправедно положиша, мы православнии патриарси, Кир Паисий, папа и патриарх александрийский и судиа вселенней, и Кир Макарий, патриарх антиохийский и всего востока, и Кир Иоасаф, патриарх московский и всея России, и весь освященный собор, тую неправедную и безразсудную клятву Макариеву и того собора разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже и не бысть: зане той Макарий митрополит, и иже е ним, мудрствование невежеством своим безразсудно, якоже восхотеша, сами собою, не согласяся с греческими и древними харатейными словенскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархи о том советоваша и ниже свопросишася с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция тринадцатая. Католичество в России Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским). Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др. Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_7176.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010