Позиция архиепископа Евдокима не нашла поддержки среди членов отдела и в окончательном тексте подготовленного Отделом проекта определения Об устройстве Североамериканской миссии, именуемой «Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке» говорилось, что «Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия расчленяется на ряд отдельных, связанных между собой епархий». 1137 Докладчиком по этому проекту Отдел назначил митрополита Евдокима. Однако рассмотреть данный вопрос Собор не успел, и на 163 заседании Собора (30 августа/12 сентября 1918 г.) этот проект был передан Высшему церковному управлению. 1138 Точку в споре поставило постановление Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 30 ноября (13 декабря) 1919 г., выделившее Аляскинское викариатство из состава Северо-Американской епархии. 1139 11.1.2. Япония Японская миссия начиналась с церкви при русском посольстве, служить в которой изъявил желание выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Николай (Касаткин) . Именно личности святителя Николая мы обязаны тем, что посольский храм постепенно превратился в миссионерский и переводческий центр. На Поместном Соборе проблемы Японской миссии практически не обсуждались, поэтому мы не будем останавливаться на ее деятельности, тем более, что в последнее время вышло немало книг, посвященных православию в Японии. 1140 11.1.3. Китай Первыми православными, появившимися на территории Китая, стала группа пленных, среди которых, наряду с казаками Албазинского острога, был священник Максим Леонтьев. С 1712 года в Китае действовала официальная Российская духовная миссия, которая поначалу также исполняла функции дипломатического представительства России. В ноябре 1863 года Александр II подписал указ, согласно которому духовная миссия в Китае отделялась от российского дипломатического представительства: Предоставить Пекинскую духовную миссию в полное заведование и распоряжение духовного ведомства, отчислив из нее в состав Миссии дипломатической состоящих ныне при первой из сих Миссий врача и трех студентов, а затем должности художника и одного студента упразднить. На одного из иеромонахов Духовной миссии возложить обязанность исправлять церковную службу при Миссии дипломатической. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Свт. Иннокентий, находясь вдали от Русской Америки, продолжал руководить миссионерами, трудившимися на Аляске, переписывался со свящ. Иннокентием Шаяшниковым из Уналашки, нушагакским миссионером иером. Феофилом и др. пастырями. Камчатский архиерей неоднократно просил Синод прислать опытных и энергичных монашествующих либо вдовых священнослужителей для служения в Америке. Благодаря его усилиям 19 янв. 1865 г. Синод обратился к духовенству российских епархий с предложением поехать на Аляску для миссионерского служения. По благословению Новоархангельского еп. Петра были основаны новые церковноприходские школы для местных жителей на о-вах Кадьяк и Уналашка, где находились наиболее крупные приходы (не считая Новоархангельска). В этот же период активизировалась миссионерская деятельность, территория окормления была расширена до Берингова пролива. Еп. Петр занимался изучением биографии прп. Германа Аляскинского . Архиерей, к-рому еще в 50-х гг. XIX в. врачи не рекомендовали жить на Аляске, из-за слабого здоровья не мог совершать поездки по миссиям, все время пребывал в Новоархангельске и посещал только ближайшие селения колошей. Он неоднократно просил свт. Иннокентия о переводе в Россию. 10 нояб. 1865 г. еп. Петр писал Камчатскому архиерею: «Если я не буду плавать в дальние места, и это будет вменено мне в неисправность, то я за лучшее считаю предоставить свою должность другому» - и просил ходатайствовать в Синоде о переводе «куда-нибудь в Россию на викариатство, например в Екатеринбурге», о предоставлении в управление мон-ря в Саратовской губ. (родина епископа) или, в случае отклонения Синодом этих ходатайств, об увольнении на покой в саратовский в честь Преображения Господня монастырь . В Новоархангельске еп. Петр оставаться не желал, поскольку «от весьма тяжелого, вредного влияния климата» у него «часто случается головокружение, особенно осенью и зимой» (цит. по.: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 167). 12 мая 1866 г. еп. Петр обратился к свт. Иннокентию с официальным прошением о переводе с Аляски. Камчатский архиерей поддержал просьбу Новоархангельского викария и писал обер-прокурору Синода Д. А. Толстому , что еп. Петра «оставлять долее в Америке не совсем полезно» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577801.html

В 1870 г., по почину владыки Иннокентия, ставшего с 1868 г. митрополитом Московским и Коломенским, Свят. Синодом учреждена была епархия Алеутская и Аляскинская, с кафедрой в Сан-Франциско. Так, восемьдесят четыре года тому назад, возникла в Сев. Америке, на территории Соед. Штатов, отдельная епархия, продолжавшая входить в состав Русской Церкви и подчиняться Свят. Синоду. В 1900 г. Свят. Синод переименовал епархию в Алеутскую и Северо-Американскую. До этого – в 1895 г. – Синодом открыта была в Сев. Америке Сиро-Арабская миссия. В 1905 г., по представлению правившего тогда архиепископа Тихона, будущего патриарха, Свят. Синодом открыта была Канадская миссия, вскоре преобразованная в викариатство. В 1907 г. в Майфильде (с 20 по 23 февраля) состоялся первый собор, в котором участвовал архиепископ Тихон, перемещенный на Ярославскую кафедру. Владыка считал, что руководящим для соборных совещаний должен быть вопрос: «Как ширить миссию?». К тому времени миссия-епархия еще не получила легализации со стороны государства («инкорпорации»). Таковую имели только отдельные приходы. Собор высказался против инкорпорирования всей миссии, как целого. (Данные органа Свят. Синода «Церковные Ведомости» 14 – 1907 г., приведенные газетой «Свет» 49 от 10 дек. 1953 г.). В 1908 г. в Тихоновском монастыре в Пенсильвании состоялся епархиальный съезд. На положении Сев.-Американской епархии не могло не отразиться то, что связано было с Русской Церковью , переживавшей с 1918 г. все большие и большие трудности. Избранные Всероссийским Московским Собором 1917–18 гг. высшие церковные органы – Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет – подвергались постоянному и все растущему давлению со стороны советской власти. Последняя старалась взорвать церковное управление изнутри и всячески препятствовала его деятельности вовне. Наряду с этим, в силу сопротивления населения власти большевиков, вооруженной борьбы с ними, нахождения многих губерний под властью Добровольческой Армии, – многие епархии, лишенные возможности сноситься с высшей церковной властью, вынуждены были, объединяясь вместе, создать свое собственное управление. В целях придания канонической силы таковому управлению, Высшая церковная власть, тогда еще действовавшая в узаконенном Собором составе, издала 7/20 ноября 1920 г. указ за 362. Им устанавливалось, что архиереи епархий, оказавшихся вне общения с высшей церковной властью, должны вступать в соединение с архиереями соседних епархий. Создание такого объединения вменялось в обязанность старейшему архиерею. Во всем, совершенном за время такого отрыва, должен быть дан впоследствии отчет, по восстановлении связи с высшей церковной властью и должно быть получено ее последующее утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско — в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствамиАляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

Патриарх Алексий в своем письме счел подобные рассуждения недоразумением и дал Его Святейшеству Патриарху Афинагору следующие братские разъяснения: “Согласно каноническому и церковному праву, законная автокефалия может быть получена только от законной власти. Для Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки, как именуется Американская Русская Митрополия, да и для Православия в Америке в целом, таковой является Русская Православная Церковь. Никем не может оспариваться тот факт, что всякая автокефальная Церковь полномочна дать автокефалию части своей Церкви” 7 . Как известно, Православие на Американском континенте своим появлением, развитием и устройством обязано Русской Православной Церкви. Американская Митрополия являлась “до­черним” образованием Московского Патриархата: в 1793 г. — Духовная миссия, в 1858 г. — викариатство на о-ве Ситка, в 1870 г. — Алеутская и Аляскинская епархия, в 1900 г. — епархия Алеутская и Североамериканская, в 1907 г. — Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. С 1794 г., года прибытия туда первых миссионеров из России, до 1921 года, года начала юрисдикционного разделения, Православная Церковь в Северной Америке объединила под своим священноначалием всех православных Америки, независимо от их национальности. И это признавалось всеми Поместными Церквами. Об этом Патриарх Алексий также напомнил Патриарху Афинагору: “Святейший Патриарх Иоаким III, например, в 1912 году вел переговоры с Русским Святейшим Синодом о назначении в Америку греческого епископа. Такое назначение поддерживалось Русской Православной Церковью, поскольку оно следовало и отвечало правильному каноническому порядку. Сербский и Сирийский (арабский) епископы также назначались с ведома и согласия Российского Святейшего Правительствующего Синода” 8 . (Этот стройный порядок был нарушен в 1921 году, когда без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви была учреждена Греческая Архиепископия в Америке.)

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Патриарх Алексий в своем письме счел подобные рассуждения недоразумением и дал Его Святейшеству Патриарху Афинагору следующие братские разъяснения: " Согласно каноническому и церковному праву, законная автокефалия может быть получена только от законной власти. Для Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки, как именуется Американская Русская Митрополия, да и для Православия в Америке в целом, таковой является Русская Православная Церковь. Никем не может оспариваться тот факт, что всякая автокефальная Церковь полномочна дать автокефалию части своей Церкви " (7).. Как известно, Православие на Американском континенте своим появлением, развитием и устройством обязано Русской Православной Церкви. Американская Митрополия являлась " дочерним " образованием Московского Патриархата: в 1793 г. - Духовная миссия, в 1858 г. - викариатство на о-ве Ситка, в 1870 г. - Алеутская и Аляскинская епархия, в 1900 г. - епархия Алеутская и Североамериканская, в 1907 г. - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. С 1794 г., года прибытия туда первых миссионеров из России, до 1921 года, года начала юрисдикционного разделения, Православная Церковь в Северной Америке объединила под своим священноначалием всех православных Америки, независимо от их национальности. И это признавалось всеми Поместными Церквами. Об этом Патриарх Алексий также напомнил Патриарху Афинагору: " Святейший Патриарх Иоаким III, например, в 1912 году вел переговоры с Русским Святейшим Синодом о назначении в Америку греческого епископа. Такое назначение поддерживалось Русской Православной Церковью, поскольку оно следовало и отвечало правильному каноническому порядку. Сербский и Сирийский (арабский) епископы также назначались с ведома и согласия Российского Святейшего Правительствующего Синода " (8). (Этот стройный порядок был нарушен в 1921 году, когда без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви была учреждена Греческая Архиепископия в Америке.)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в.в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г. В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствамиАляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии – Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот период для правосл. жителей Аляски были выпущены книги: «Указание пути в Царствие Небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (1901), Евангелие на алеутском языке (1903, Нью-Йорк; переиздано еп. Филиппом в 1916-1917), иером. С. Самойловичем издавался ж. «Православная Аляска» на рус. и местных языках (1904). Путевые журналы и этнографические заметки миссионеров о церковной жизни на Аляске были опубликованы в «Американском православном вестнике» или хранились в рукописях в различных архивах. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1906 г. на основании предварительного соглашения между архиеп. Тихоном, еп. Аляскинским Иннокентием и еп. Якутским Макарием (Павловым) к А. в. была присоединена Чукотская миссия , а также переданы выделявшиеся российским правительством средства. Подобное решение объяснялось тем, что миссионерам на Чукотку легче было добраться морем со стороны Аляски. Чукотская миссия была приписана к Куикпакской (Юконской) миссии Свято-Михайло-Редутского благочиннического округа, куда 1 авг. 1908 г. был переведен настоятелем с назначением на должность благочинного игум. Амфилохий (Вакульский) , впосл. еп. Аляскинский. После перевода еп. Иннокентия на Якутскую кафедру (1909) церковная жизнь вик-ства проходила в 1909-1916 гг. под архипастырским наблюдением еп. Александра (Немоловского) и в 1916-1920 гг.- еп. Филиппа (Ставицкого) . В этот период занимавшее обширную территорию А. в. делилось на Ситкинское (5 церквей и приписных к ним 4 молитвенных дома-часовни, 2 священника), Уналашкинское (9 церквей, 37 молитвенных домов-часовен, 5 священников) и Свято-Михайло-Редутское (3 церкви, 2 часовни и 2 священника) благочиния. Приюты на Юж. Аляске были закрыты, действовал лишь приют Куикпакской миссии на севере. В 1923 г. на Аляскинскую кафедру избран, а в 1924 г. хиротонисан архим. Амфилохий (Вакульский). К 1929 г. гл. обр. благодаря его трудам А. в. состояло из 27 приходов в составе 5 благочиний. В помощь больному и престарелому еп. Амфилохию 12 окт. 1930 г. в Сан-Франциско был хиротонисан во епископа Ситкинского настоятель Архангело-Михайловского собора в Ситке, бывш. военный свящ. Российской армии архим. Антонин (Покровский) . По обсуждавшемуся в епархиальном совете митрополии предложению еп. Антонина, разработанному им совместно с протоиереями Г. Прозоровым и А. Кашеваровым, единое А. в. предполагалось разделить на Аляскинское, с резиденцией епископа в Уналашке, и Алеутское, с кафедрой в Ситке. Однако этому предложению не суждено было претвориться в жизнь. Еп. Антонин, с титулом епископа Балтиморского, вскоре был переведен на вост. побережье США в помощь митр. Платону по управлению многочисленными восточноамер. приходами. На попечение еп. Амфилохия оставлено было дальнейшее архипастырское окормление А. в.

http://pravenc.ru/text/114214.html

В своих предложениях по вопросам церковной реформы для предсоборного присутствия святитель предлагал проект преобразования североамериканской епархии в экзархат. «Дело в том, – писал он, – что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей Американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить: 1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены Русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде; 2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов); 3) епископия Бруклинская (сирийская); 4) епископия Чикагская (сербская); 5) епископия греческая. Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии». В дополнение к ранее образованным «русским» викариатствам Нью-Йорка и «арабским» в Бруклине епископ Тихон предложил дополнить их сербской епархией в Чикаго и греческой епархией. Таким образом, Православие в Америке превращалось из эмиграционной Церкви в соборную поместную Церковь . С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах, В феврале 1907 года в Майнфилде (штат Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский Собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. И вскоре после этого Собора святитель Тихон возвратился в Россию, получив назначение на старинную Ярославскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Это было связано со следующим важным обстоятельством: «Большую часть промышленников составляли разорившиеся мелкие купцы, беглые солдаты и беглые каторжники. Компания Г.И. Шелихова, при зачислении на службу, старалась подбирать людей, обременённых долгами, и выплачивала их так, что промышленный ещё до приезда в Америку уже имел солидный долг перед компанией и попадал в полную зависимость от неё» 20 . Естественно, что от подобного контингента трудно было ожидать высокой духовности (архим. Иоасаф неоднократно писал, что дикий разврат и даже убийства стали обычным делом), что иногда подвигало туземцев на вооружённое сопротивление. При этом кадьякские алеуты также, по сути, не были свободными людьми по отношению к компании Шелихова, поэтому и отношение к ним было зачастую не слишком положительным. Через несколько лет жизни на новом материке русские миссионеры пришли к выводу, что здесь должна быть образована новая епархия, ранее все сведения шли к Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому. Но в силу огромных расстояний поступающие сведения сразу же становились устаревшими почти на год, поэтому миссионеры решили просить о создании новой епархии. Но была ещё одна, довольно щекотливая, причина. Дело в том, что, по сообщениям архим. Иоасафа, Александр Баранов и сотрудники компании во многом препятствовали распространению Благой вести. Какими методами – об этом было сказано выше. В письме архим. Иоасаф пишет: «Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: как бы де, как отправить на тот свет Архимандрита да Иувеналия, а других как мух придавим, хотя и не должен я всем вракам верить, но сомневаться могу, от столь бесчеловечного скоро то может быть» 21 . И новая епархия получила бы независимость от Баранова, что в тех условиях было очень важно. В Санкт-Петербурге это понимали, поэтому 17 июля 1796 года было учреждено Кадьяское викариатство, и первым архиереем стал сам архим. Иоасаф, хиротонисанный 10 апреля 1799 года. К сожалению, на обратном пути в Америку судно «Феникс» было потоплено штормом, поэтому ещё несколько десятилетий на Аляску не назначали епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007