Боже Авраама, Исаака, Иакова! скажет еврей, чем объяснить сие распространение Святых Писаний Твоих между Гоимами, если не Твоей Отеческой любовью к ним? Мы согрешили перед Тобой, и соделались недостойными благоволения Твоего, чем обратили сии язычники, чем привлекли, привязали к себе любовь Твою? Ибо Святое Слово Твое, есть драгоценнейший дар Твоей Благости и Премудрости, которым некогда один избранный народ, один Израиль хвалился, а теперь вот, и земледелец русский читает и разумеет Библию, как и раввины. О вы, евреи, евреи! кажет и собеседник его, доколе будете, имея очи не видеть, имея уши не слышать? Ветви святого корня! Вы отломились от древа Жизни, и отпали неверием, но Бог силен опять привить вас. Ибо, если мы отсечены от дикой по природе маслины, и не по природе привились к доброй маслине, кольми паче вы, природные, привьетесь к своей маслине? И если падение ваше – богатство миру, и недостаток ваш – богатство язычникам, кольми паче полнота ваша? Если отвержение ваше, есть примирение мира, то что будет принятие ваше, как не оживление из мертвых? Потом наш земледелец прочитает на российском языке, и даст еврею прочитать на еврейском, сообразный сему новозаветному пророчеству предсказания Ветхозаветных Пророков, и скажет: «Не видишь ли что Мессия, и ваш и наш Господь, и Ангел Завета, долженствовал придти, когда еще второй храм существовал в Иерусалиме? Где же теперь сей храм? И где вы? Поверь же, честный еврей, что Мессия пришел, но вы не приняли, не узнали столь долго ожидаемого, вожделенного Гостя. А нам Бог даровал принять Его, и мы, уверовавши в Него, соделались чадами Божиими во Христе Иисусе, и духовным потомством Авраама по духу веры». Но дары и призывание Божие непреложны, сказано в Новом нашем Завете. И как мы некогда были непослушны Богу, а ныне, по непослушанию нашему помилованы, так и вы теперь непослушны, дабы, по причине помилования нас, и сами вы были помилованы. Кто же скажет, что разуметь пророчества и на российском языке могут одни ученые, когда сами Пророки происходили из простого народа? Кто подумает, что проповедовать Иисуса Христа могут одни ученые, когда Господь бедных рыбарей поставил в мире Апостолами?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В Писании сказано: «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее – угаснет: то и другое выходит из уст твоих (Сх. 27:14). Так вокруг нас растет зло, а доброе умаляется и скрывается, или же наоборот – в зависимости от того, сорадуемся ли мы всему, доброму, сердечному или удаляем его от себя холодностью и насмешливостью. Вот почему одни и те же люди, одно и тоже общество одному кажутся, и на самом деле бывают, добрыми и содержательными, а для другого – ничтожными и пустыми. Кто умеет и желает вызывать все доброе в окружающей себя жизни, тот всегда будет сознавать пред собою действующую руку Промысла и силу благодати Божией и никогда не заглохнет в тине страстей н омрачения, но будет переходить все к высшим и высшим созерцаниям. Взгляните на прошедшее разных академий, и вы увидите, что с одной стороны академиям дано много великих и святых деятелей, а с другой и то не сокроется от вас, что присущий современному обществу дух недоброжелательного недоверия не хотел признавать даже права на сочувствие и в тех деятелях, которых мы теперь прославляем, как нравственных героев, каковы Макарий Алтайский , Иннокентий Пенский и святитель Тихон Задонский . В прошлом нашей Казанской Академии было столько высокого, чистого, достоподражательного: смотри на жизнь ее в настоящем внимательно и неукорительно, и увидишь, что и поныне, чрез ученую и бытовую жизнь академий наших, хотя и не чуждой многих несовершенств, совершается великое, священное таинство сознательной веры, духовной ревности, миссионерских подвигов. Не в темные стороны академической жизни устремляй свое укоряющее внимание для извинения себя в собственном равнодушии и падениях, но к сей лучшей стороне жизни духовной матери твоей прилепляйся, ее старайся умножить сердечным сочувствием и посильным сотрудничеством, дабы и собственная душа твоя чрез это соприкосновение охраняла дух чистоты и дух любви, избегая падений себялюбия и чувственности, и дабы на самой твоей и на жизни академии исполнялось слово Господне: «царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Дело миссий Алтайской, Киргизской и других расширяется, нужды их увеличиваются. Нужны там деятели: миссионеры, переводчики и учителя. Приготовляют этих деятелей для себя большей частью сами же миссии. Для этого они открывают у себя школы и училища. Но для открытия и содержания этих приготовительных учреждений для миссионерского дела нужны средства немалые. Для миссионеров требуется содержание. Этого содержания не могут давать новокрещеные, а тем более не станут помогать миссионерам язычники. Его должны дать православные христиане. Для школ нужны учителя и учебные книги. А это требует также многих средств. Для научения новокрещеных вере и жизни христианской нужны книги, напечатанные на их родном языке, чтобы они могли скорее понять и усвоить христианское учение. Вот и опять нужны средства для оплаты за напечатание книг. Крещение принимают иногда многосемейные или престарелые, а также больные и бесприютные. Всем им нужна бывает помощь на первый раз. А и это опять требует новых средств от тех миссий, ибо кроме миссий помочь им некому. Итак, кто пожелает помогать Христу в собирании овец в ограду Церкви, тот пусть окажет свое содействие поставленным от Него проповедникам веры, которые имеют заботу и несут труды для просвещения христианским учением язычников и магометан. Православные христиане! Окажите вашу любовь ко Христу: помогите нашим миссиям в их нуждах вашими посильными приношениями на дело Христово. Если бы кто пожелал сотворить такую милостыню ради Христа, тот мог бы передать свое приношение назначенным для сего собирателям или влагать в учрежденные для сего при церквах кружки. Кто пожелал бы обстоятельнее узнать о миссионерском деле, тот может спросить о нем у местных священников. Пусть каждый делает приношение от своих праведных трудов. Пусть каждый жертвует по своим силам, не от скорби, не от туги сердечной, а охотно, ибо добровольно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Дающий пусть также помнит изречение Писания: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор.9:6,8 ). Три могилы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Народы Сибири ждут веры (+ ФОТО) Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова 23 июня, 2011 Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова Блаженны не видевшие и уверовавшие! Вера и неверие – два подхода к жизни, два подхода к духовным реалиям. Святой апостол Фома сомневался, и Господь явил ему милость — дал возможность вложить персты в раны Спасителя. «Если не увижу — не поверю». Иногда, чтобы верить, нужно что-то видеть. Христос сказал пришедшим к Нему от Иоанна Крестителя с вопросом: «Ты ли Христос?» — придите и посмотрите. Наша жизнь должна быть отражением нашей веры. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и то, что в сердце человека, то будет и на устах его. Немногим ниже описания событий со святым апостолом Фомой Иоанн Богослов пишет замечательные слова: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Как святой апостол, многие народы пришли ко Христу — и, вложив свои персты в Его раны, уверовали. Народы соприкасались с Его Телом — с Церковью — и становились христианами. Меня восхищает, что в XIX веке такие подвижники благовестия как святитель Иннокентий, митрополит Московский , святитель Макарий Алтайский и многие другие пронесли весть о Христе через всю Сибирь и Дальний Восток. Коренные народы услышали весть о Христе и приняли ее. Конечно, было много труда и трудностей. Один только факт перевода Евангелия на язык того или иного народа говорит о невероятном труде. В бурятском поселке, где я живу, под названием Баяндай, что значит Богатая Долина, был храм, который разрушила советская власть, и там служили 2 священника из бурятского народа. Их труд был таков, что к 1930 году в Баяндаевской веси некрещеными оставались только 10% бурят.

http://pravmir.ru/korennye-narody-sibiri...

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храма растлит, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16, 27 ). Сими словами Апостола Павла Дух Святой учит нас чувствовать истинное наше достоинство, и всего того избегать, чем сие, признанное Небом, достоинство унижается, и что противно высокой чести, которою сам Создатель почтил нас. Какое же это достоинство, и в чем сия честь состоит? В том, говорит учитель языков, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас. – Внимайте сему, все человеки! Вот благородство, всем вам принадлежащее: ибо все вы, сотворенные по образу Божию, имеете назначение – быть живым храмом живого Бога. Вы потеряли сие достоинство в ветхом Адаме; но оно вам возвращается в новом, который есть Господь с небеси, Иисус Христос, Единородный Сын Божий. Внемлите сему, все христиане! Разве не знаете, что вы храм Божий во Христе Иисусе? Не доходите же до того, чтобы грех соделывал вас мрачным вертепом невидимых разбойников, миродержителей тьмы века сего, поднебесных духов злобы. Уважайте в себе храм Божий, и Духа Божия, живущего в вас, не оскорбляйте противлением воле Его. Ученики Иисусовы! Уважайте также храм Божий друг в друге; и страшитесь разорить его друг в друге соблазнительными примерами, внушениями и возбуждениями. Злодеяние не останется ненаказанным, Бог поразит и погубит; Бог отмстит за святой храм Свой. Но помните, что сей храм – вы; и сия память да соблюдает вас от порока, да поощряет вас к добродетели. Братия и отцы! По благочестивому усердию вы соорудили и украсили храм сей в славу единого в трех Лицах Бога, и в честь Угодника Божия, святого Димитрия, Митрополита Ростовского, чудотворца российской Церкви. Не говоря уже о том, что Господь послал вам и добрую волю, и здравый смысл, и твердое постоянство на сей прекрасный подвиг; не говоря о том, что вы строили из вещества, которое не вы произвели, а всесозидающий Бог; не говоря о том, что ваши пожертвования и приношения, как в основании сего освященного здания, так и в его возведении к совершенству, были не что иное, как дарования, коими Бог же ущедрил вас, вспомните, где вы поставили храм сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой был для всех очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Tuм. IV, 14–46 ); здесь ап. Павел успех пастыря полагает в зависимости именно от внутренней жизни, от развития пастырем пребывающего в нем дара. Вникай в себя, говорит Апостол (ст. 16), в свою нравственную жизнь, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (-16). Не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о трапезах, но мы пребудем в молитве и служении слова ( Дeяh. VI, 2, 4 ). Поступавшая так евангельская Мария более угодна Господу, чем Марфа, предавшаяся внешнему деланию. Посылая апостолов на проповедь, Спаситель говорит им: не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои... ни двух одежд, ни посоха ( Мф. Х, 9–10 ), и с особенной силой воспрещает им какую бы то ни было дипломатию – политиканство: когда будут предавать вас, не заботьтесь, как, или что сказать (-19), говорит Он им. Своим последователям, пренебрегшим внешними жизненными удобствами и привязанностями, Спаситель обещает награду в сто раз большую того, что они оставили ( Mф. XIX, 29 ), и притом не только со стороны внутренней удовлетворенности, но и со стороны изобилия друзей. Действительность вполне подтверждает эту мысль о зависимости общественного влияния от внутренней жизни. Кто из пастырей известен особенно благотворной практической деятельностью? – Люди внутренней духовной жизни, люди молитвы и нравственных подвигов. Таков из древних – отшельник Стефан Пермский, великий подвижник и замечательный миссионер, пересоздавший целые народности; из недавних – Макарий Алтайский , Иннокентий Пензенский , выдающийся богослов, – оба великие богомольцы. Подобное преуспеяние внутренней духовной жизни в воздействии на жизнь общественную имеет объяснение в самом характере русской религиозности. Русский человек постольку религиозен, поскольку наличная действительность не удовлетворяет его. Русский человек ищет в религиозной жизни того, чего нет в мире, и потому он готов подчиниться только тому религиозному деятелю, который является гостем в этом мире, пришедшим как бы из другого мира, равнодушным ко всем внешним переменам, остающимся всегда самим собой, довольствуясь полнотой своей внутренней жизни, своего внутреннего содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Павла, когда он писал к Римской Церкви: «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу о Израильтянах, есть о спасении их. Истину говорю перед Христом, не лгу перед Духом Святым: (в чем свидетель мне совесть моя) что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Ибо я желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев моих, родственников моих по плоти, которые суть израильтяне, коим принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования, коих и отцы, и от коих Христос по плоти. Бог над всем благословенный во веки, аминь». Таковы Св. Павла желания, таковы молитвы, столь глубокая и искренняя печать и туга сердечная, столь чистая и Божественная любовь и готовность на жесточайшее самопожертвование, без сомнения, на была бесплодна и на земле в его подвигах и страданиях Апостольского служения, и в небесах, приемлющих благовонные курения сего духовного фимиама, и посылающих земли благословения дождь ранний и поздний, и сообщающих ей плодородие. Но сколько кто может вместить, столько и да вмещает. И когда многие чада церковные хотя бы немного восприемлют участие в сем духовном труде Св. Павла, тогда и сии частицы малые, соединяясь в сердце Небесного Отца, составляют вкупе великое благо человечества и богатство Христовой Церкви. Но как Апостол Павел огонь оный возбуждал и питал в себе пророческим ветхозаветным словом, которому внимая, и сам получал явление пророческого духа на пользу Церкви, то великая польза для христиан Российских, от полной Библии на живом отечественном языке и с сей стороны, очевидна. Ибо когда Пророческое и Апостольское слово будет в живом наречии, и так сказать в устах народа, тогда будет ближе и к сердцу верующих. А чем более будет сердец, усвоивших мысли и чувствования Пророков и Апостолов, тем желание просвещения и спасения как слепотствующим магометанам и евреям, так и прочим народам России преданным, в нашей Церкви будет сильнее, искреннее, основательнее, деятельнее, ревностнее, постояннее, и в тоже время как для Россиян, освящением духа народного, так и для всех нехристианских народов, заключающихся в гражданском составе державы, благотворнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Пока строился этот дом, все язычники, там жившие, уверовали в Бога и крестились. Некоторых из них крестил Преосвященный Макарий. Всех крещеных там более сотни. Крещение аккорымских жителей В Ак-Корыме 314 жили некрещеные – более десяти юрт. Они жили от моего местожительства в расстоянии около двадцати верст. В течение пяти лет я много раз бывал у них, беседовал с ними о Боге, о Его благости, о Его чудесах; рассказывал, начиная от Адама до последнего века. Они говорили: «Такие беседы мы слышали здесь от миссионера Макария, говорившего по-алтайски. Хотя он и правду говорил, но мы не смеем оставить веру нашу которую мы унаследовали от предков». Еще говорили: «Мы боимся, что если мы крестимся и примем другую веру, то земля и вода, Богатый Ульгень и духи, которым мы приносим жертву, прогневаются на нас и будут делать нам зло. И что за нужда нам креститься? Новокрещеные хотя ходят в церковь и молятся Богу, но они живут не лучше, не богаче нас». Слыша от них такие слова, я говорил им: «Из новокрещеных самый беспомощный, бедный имеет чудесное, никогда не оскудеваемое имущество, – поэтому он богаче самого богатого из вас». Затем беседовал с ними о неоскудеваемом Небесном сокровище. Некоторые из них стали колебаться в мыслях и говорили: «Может быть, когда-нибудь мы и крестимся, но теперь пока нет у нас такого желания». Видя их колебания, я стал посылать к ним по праздникам псаломщика Якова, и он ездил к ним, беседовал с ними. Однажды на третий день праздника Пасхи я послал к ним Якова для беседы. Через сутки он прислал ко мне письмо: «Здешние жители почему-то стали в разговорах со мною грубы, некоторые вовсе не слушают моих бесед; я хочу воротиться домой». Прочитав это письмо, я пришел в волнение; разгорелось мое сердце. Я зазвонил в колокола; сбежались новокрещеные, большие и малые, и тревожно спрашивали: «Что случилось?» Я сказал: «Подымите иконы Спасителя, Божией Матери и святых и отправляйтесь вверх по Чулышману к крещеным, живущим в Коо. Там переночуйте; утром рано я приеду туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Прошу и молю вас, возлюбленные о Господе братия и сослужители, сотворите вашу молитву о нашем убожестве, да будет нам дарована благодать право правити слово истины, да не будем истязаны 142 даже о единой овце вверяемого нашему смирению стада Христова. Помолимся о Церкви, на служение которой мы поставлены. Это – нива Христова, а все мы, делающие на ней, – соработники. Велика эта нива, жатва здесь многа, делателей же мало. Помолимся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою. Да ускорит Господь призвати всех и соединити во едино стадо Свое, да дарует одним – правомыслие, другим – единомыслие, всем – благопокорение пастырскому водительству. Помолимся о всем православном епископстве, честном пресвитерстве, да поможет им Господь внимати и себе, и всему стаду, надзирая за ним не принужденно, но охотно... не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Пет.5:2 ), да дарует им глагол благовествовати силою многою, да соединит их союзом любви апостольской. Итак, будем совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:1–2 ). Слово при вступлении на Московскую кафедру, произнесенное в храме Московского Троицкого подворья 22 декабря 1912 года Благодать Господа нашего Иисуса Христа и милость Его да будут над всеми обитателями сего богоспасаемого града Москвы. Говоря это приветствие, я считаю своим долгом, именно долгом, принести в лице вашем благодарность граду Москве, смиренную и глубокую благодарность за те крохи, за те лепты, которыми город Москва пятьдесят лет тому назад кормил нас на Алтае. Я – из Сибири, я из того Алтая, о котором многие из вас, вероятно, слышали. Покойный ныне отец Николай Лавров ходил по стогнам града, вымаливал крохи и гроши эти, пересылал нам на Алтай. И мы питались этими крохами до тех пор, пока не было учреждено Миссионерское общество, на средства которого ныне содержится Алтайская миссия. Я имел честь и счастье служить с отцом Николаем и до сего времени сохранил о нем молитвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Сосед поверил ему и начал ходить в церковь. Так как он стал ходить постоянно в церковь, то Бог благословил его, и он разбогател. Тогда сказал ему тот добрый советник: «Знаешь ли, брат, сколько пользы принес твоей душе и состоянию твоему мой обман ради Бога? Но поверь мне: я ничего не находил на земле, как думал ты. Не ради золота я хожу в церковь. Но так как Бог сказал: Ищите прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ), то я так и говорил тебе, и хотя я солгал, но не согрешил, ибо и я приобрел, и ты нашел то, что я говорил». Итак, счастье – в благочестии, счастье от хождения в церковь , счастье от слушания слова Божия и исполнения его. Испытайте – и сами узнаете истину этого. Счастлив тот, кто ищет не наживы имущества, а обогащения познанием слова Божия. Блажен, кто любит наполнять себя не духом винным, а духом Божиим. Блажен, кто отверзает уста для славословия Божия: он будет вдыхать в себя духа благодати Божией. Благо тому, кто научится назидать себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах своих Господу. Они обогащаются словом Христовым; слово Христово делает человека духовным и вводит его в жизнь вечную. Открывая настоящее собрание, мы желали бы дать вам, возлюбленные, возможность хотя раз в неделю слушать слово Божие, доставляющее человеку истинное счастье, – и не только слушать его, но и участвовать в пении псалмов и песней духовных. В числе других песнопений вы услышите здесь такие, которые прежде здесь не были воспеваемы. Это песнопения из так называемой «Лепты». «Лептой» назван сборник духовно-нравственных песнопений, заключающийся в двух книжках. Первая книжка этого сборника принадлежит основателю Алтайской миссии, мужу духовному, архимандриту Макарию (см. прим. 36). Свою книжку он называл «Лептой» в память той лепты, которую евангельская вдовица опустила в церковную сокровищницу. Немного принесла она, но в этом немногом было все достояние, которое она отдала с усердием и за это заслужила похвалу от Господа ( Мк.12:42–44 ; Лк.21:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010