— Что Вы могли бы рассказать нашему изданию о намеченном на этот год проекте «Казачьи рубежи России»? — Это совместный межрегиональный проект Правительства Москвы и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. В рамках Всероссийского проекта «Казачьи рубежи России», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях — на землях, где исторически утверждалась православная вера, предполагается за сутки возвести деревянные храмы-часовни вместимостью до 300 человек каждый. Проект будет осуществляться на средства от добровольных пожертвований. Такая традиция когда-то горячо поддерживалась людьми: «обыденный» храм — за один день — собирали мужчины всего села. И сегодня у казачьих регионов есть желание — быть объединенными общим добрым делом, молитвой. Казаки сами решают, какое место определить под храм, какой проект выбрать. Представьте себе, одновременно во многих регионах страны состоится торжественное открытие этих храмов, и по интернет-каналам можно будет увидеть трансляцию проведения праздничных церемоний. Это объединение людей вокруг православных ценностей. — Как реализуется программа переселения семиреченских казаков на Ставрополье? — Программа компактного переселения семиреченских казаков на Ставрополье была нашей совместной инициативой с войсковым атаманом Семиреченского казачьего войска Геннадием Баженовым. Семиречье — юго-восток современного Казахстана и Северной Киргизии. В середине XIX века в этот район для охраны российской границы с Монголией была переселена небольшая казачья группа — около 25 семей. Чуть позже туда перевели еще два полка Сибирского войска. Именно эти люди и стали родоначальниками семиреченского казачества, сыгравшими заметную роль в становлении края. Сегодня семиреченские казаки готовы вернуться в Россию: строиться, реализовывать свои бизнес-проекты, но им нужна финансовая и организационная помощь. Руководство Ставропольского края поддержало нашу идею, были выделены земли, оформлен 41 участок по 15 соток. Программа переселения семиреченских казаков сейчас находится на согласовании в Министерстве регионального развития. В декабре 2013 года на встрече с атаманами и духовниками реестровых казачьих войск министр регионального развития Игорь Слюняев полностью поддержал эту инициативу. Министр приезжал и на Ставрополье, в село Сенгилеевское, где как раз живут первые переселенцы (пять семей), и пообещал внести Ставропольский край в перечень территорий приоритетного заселения в рамках Государственной программы содействия переселению зарубежных соотечественников.

http://patriarchia.ru/db/text/3573481.ht...

2. 9-12 июня Святейший Патриарх Кирилл посетил Кипр с мирным визитом.   Июль 1. В Краснодарском крае в ночь на 7 июля из-за ливней произошло наводнение, в результате которого погибли по официальным данным 171 человек. Основной удар стихии принял на себя город Крымск. Помощь оказывалась не только официальными службами (МЧС и другие), но и волонтерами. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Екатеринодарская епархия взяли на себя труды по распределению гуманитарной помощи, психологической помощи пострадавшим, бесплатные обеды и т. д. 2. В ночь наводнения множество волонтеров, полицейских, спасателей и прочих неравнодушных людей проявили себя героически. Подполковник полиции Вячеслав Горбунов, спасая людей, погиб. 4. 22 июля возле поселка Аник под Невьянском Свердловской обл. было найдено массовое захоронение эмбрионов (248 младенцев; смерть наступила на 22-26 неделе беременности). Происхождение их точно определить не удалось. 3-го августа на месте обнаружения останков православными верующими был отслужен молебен и установлен поклонный крест. Во время съемке молебна были обнаружены еще три тела. Август 1. В Восточной Сибири из-за засухи вспыхнули лесные пожары на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, в Алтайском и Красноярском краях, смогом были затянуты города Томск и Красноярск. Пожары дошли до Якутии. О необходимости действовать волонтерам прямо заявил председатель правительства России Д.А. Медведев во время визита в Омск: «Во всем мире без добровольных пожарных дружин ничего не происходит». (Аномально жарким летом 2010 года волонтеры оказали существенную помощь в пострадавших регионах.) 2. 17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши. Событие стало беспрецедентным: впервые духовные главы государств призвали к примирению два народа, многовековая история взаимоотношений которых полна взаимных претензий и непонимания.

http://pravmir.ru/2012-sobytiya-goda/

К составлению этот книжки был я понужден явной нуждой и моей, и моих сотрудников, и возрастных людей между новокрещеными, ибо для малолетних составлена мной азбука, в которой помещен краткий катехизис, состоящий также из одних текстов, и краткий молитвослов. И эта азбука передана мной покровительству и попечению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского, 354 и всех сословий царствующего града Москвы, с тем же открытым намерением и желанием, с каким послан и Алфавит Библии к Вашему Сиятельству. Если к этим книжицам присоединить недавно вновь изданные в Москве «Избранные места из исторических книг Ветхого и Нового завета» в двух книжках, которые в немалом числе прислать к нам уже просил я одну из Московских госпож, то мы на русском языке представим новокрещеным уже весьма довольно такого из Богодухновенной Библии, что грамотные из них должны читать, безграмотные слушать, и все разуметь и помнить, и в жизни своей осуществлять при Божием благословении. Впрочем, я не одних инородцев новокрещеных имел в виду при составлении этот книжки, но и сотрудников моих по службе при здешней миссии, каких ныне имею, и какие могут быть после, чтобы они имели в этой книжке перед глазами основания учения о вере и жизни христианина, которое призваны проповедовать, чтобы видели и удобно изучали эти спасительные истины в той связи, в которой они одна другую подтверждают, и объясняют, и всей совокупностью и гармонией своей благотворно действуют на умы и сердца людей, как Слова Божии. Но вкупе с ними, и я имею нужду обозревать эти изречения Духа Святого, собранные в таком порядке, и это может приносить мне самому приятнейшее и полезнейшее утешение. Но кто-нибудь может сказать: «У нас есть уже краткое обозрение качеств и обязанностей истинного христианина − книжка, изданная в Москве 1838 г.» Недавно в первый раз увидел я объявление об этой книжке в 20 Московских Ведомостей нынешнего года, а прежде этого и не знал о том, что она есть, следственно не читал ее, и не имел ее у себя, когда составлял Алфавит Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С пользой потрудился иеромонах Макарий и за пределами Алтая. Мы разумеем незабвенные занятия его в Казанской крещено-татарской школе. Дело обстояло так. По распоряжению начальства в июле 1868 года он был в Казани для участия в пересмотре и издании грамматики алтайского языка 8 . Предложенная работа всецело поглотила сибирского труженика, так что ему оставалось весьма мало времени для отдыха, но и этот последний он не проводил праздно, а стал посещать казанскую инородческую школу, куда влекли его миссионерские симпатии и самый вид крещено-татарских детей, напоминавших ему таких же алтайских, с которыми он сроднился душой. К тому же казано-татарское наречие, алтайскому родственное и очень ему близкое, предоставляло много интересного материала для сравнения. Наконец, будучи знатоком церковного пения и имея тонкий вкус, отец Макарий заметил в той же школе одноголосие и другие недостатки и возгорелся желанием их исправить. С благословения старших он начал приучать мальчиков и девочек исполнять хором на родном языке молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», а потом и другие песнопения. Этот добрый почин способствовал тому, что в казанской школе все богослужение постепенно упрочилось на татарском языке 9 , и его охотно стали посещать взрослые крещеные татары, на которых церковные службы производили неотразимое впечатление. Таким образом, казанская инородческая школа обязана иеромонаху Макарию (Невскому) постановкой систематического обучения воспитанников церковному пению и осуществлением богослужения на татарском языке. То и другое без столь деятельного и усердного участия сибирского миссионера, по всей вероятности, надолго бы еще задержалось. Оценив труды отца Макария, Совет Братства святителя Гурия тогда же избрал его пожизненным своим членом и исходатайствовал ему в Святейшем Синоде сан игумена 10 . Полтора года провел наш авва в Казани. Здесь он прошел как бы своего рода миссионерские курсы, блестяще применив потом на практике полученные знания. За время его отсутствия алтайская паства не забывала своего наставника и с нетерпением ожидала его возвращения, горя желанием поскорей услышать проникнутое отеческой любовью пастырское слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Архимандрит Антонин не ограничился описанием монастырских храмов; далее следует самый подробный рассказ о богослужении, за которым молился русский пешеходец. Всенощное бдение Часа в три пополудни возвещено было малым звоном начало малой вечерни, продолжавшейся около часа. Затем будущие труженики подкреплялись, кто как мог, к непостыдному совершению бдения, уже не по одному имени «всенощного». Ограда наполнилась богомольцами, большей частью монахами же из других монастырей и келий, а частью рабочими людьми, немалочисленными на св. Горе. Еще в субботу прибыл и приглашенный для служения преосвященнейший Иосиф, бывший митрополит Варнский, пребывающий теперь на покое в Ватопедском монастыре. Наша ученая экспедиция также была вся налицо со всей её разноверностью и разноплеменностью. В 5 часов ударили на колокольне в большое «било» стучали в него сперва медленно, потом скоро и живо с повышением и понижением звуков, с их игривой перестановкой, с быстрым переходом от низших к высшим и наоборот, или медленным переводом их через полутоны с постепенным замиранием до совершенного прекращения, и с неожиданным воскресением их в новой живости и силе. Такой звон или стук возобновлялся три раза после остановок для отдыха «художника», как называли звонаря греки, видимо умиленные его искусством; и каждый раз он позволял им слышать новые звукосочетания, разнообразные от первого удара молотка до последнего. Музыка эта продолжалась полчаса. Потом, после малой перемежки, ударили в большой колокол (120 пудов), звуки которого те же пришельцы слушали с другим уже чувством, ясно выражавшимся в их вертении головой и махании руками, тогда как на русской половине, во время музыкального «колотанья» остававшейся неподвижной или слегка усмехавшейся, благовест колокола производил невыразимое чувство, разрешавшееся задумчивостью, вздохом и, может быть, даже тайной слезой. Это она, отчизна, это её присутствие знаменовалось на лицах Бог весть когда, откуда и как собравшихся на Афон разнородных чад её, принесших сюда с, собой воспоминания всех климатов, всех местностей её от Алтайских до Карпатских гор, вызываемые одним и тем же, поистине заветным для них, звуком колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

искать сношений с экономическим обществом, с профессором по части сельского хозяйства, с ланкастерскими школами, с училищем глухонемых, входить в клинику университета» С. 51–52]. В дополнение к этому они стали бы вместе с начальником миссии «собирать в Московском университете познания по части естественной истории, физики, анатомии и важнейших... медицинских наук» С. 51], а также изучать еврейский, немецкий, французский и арабский 47 языки. Находясь в Москве, миссионеры поддерживали бы письменные отношения с Алтайской миссией, подыскивали для нее сотрудников, собирали пожертвования. Как писал архимандрит Макарий, для осуществления проекта необходимо было, чтобы он с сотрудниками пожил «года три-четыре в Москве» С. 276]. Предложение это не нашло понимания ни у нового начальника архимандрита Макария, епископа Томского Агапита, ни в Святейшем Синоде. «Удаляясь в Москву для приготовления к новой миссии, – отвечал ему митрополит Филарет, – Вы прервали бы существующую: а легче и надежнее продолжать начатое, нежели возобновлять прерванное. Долгий путь, годы, Москва, светский круг в университете, арабский язык, медицина, ланкастерская метода – о всем этом думая, право, боюсь за Нигрицкого и Ландышева. То же, кажется, думали и другие; и потому положили оставить Вас там, где Вы обретаетесь, и пожелать Вам, чтобы Вы, отец Макарий, были для Нигрицкого и Ландышева семинарией, академией и университетом, и чтобы они оправдали ваши надежды, на которые с участием и любовью смотрит начальство...» Ч. 1. С. 125–126]. Об одобрении своей деятельности со стороны Святейшего Синода архимандрит Макарий получал известия и раньше. Но он дорожил не столько благоволением руководства, сколько возможностью принести больше пользы не просвещенным еще евангельским светом народам России и Церкви Христовой. Мысль об усовершенствовании подготовки миссионеров и об улучшении и дальнейшем расширении всего миссионерского дела развилась и окрепла. Получив в конце 1837 года отрицательный ответ на свой запрос, архимандрит Макарий уже в феврале 1838 года писал епископу Агапиту: «Чувствительнейшее оскудение сил понуждает меня просить Ваше преосвященство об увольнении меня в Россию...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

124 Два типа приходских священников: Беседа в домовой семинарской церкви//Настоящее издание. Т. 2. 125 Учите паству вашу! Послание возлюбленным о Господе пастырям градов и весей Томской епархии//Настоящее издание. Т. 4. 127 Ср.: «Лучше же да идет учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил». 128 Учите паству вашу! Послание возлюбленным о Господе пастырям градов и весей Томской епархии//Настоящее издание. Т. 4. 129 Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня кончины основателя Алтайской миссии архимандрита Макария//Настоящее издание. Т. 3. 130 Воззвание к православным христианам о помощи благовестникам веры среди язычников и магометан//Настоящее издание. Т. 3. 136 Пролетарий – бедняк, не имеющий ни своей земли, ни какой-либо собственности и вследствие этого впавший в нищету, а также нахлебник, дармоед, плохой работник. 137 После захвата арабами Иерусалима на месте Иерусалимского храма в 637 году была построена мечеть Омара. 138 Местом нахождения Капернаума считают холм Телль-Хум (Тель-Гум) на западном берегу Тивериадского озера. 140 Анафема (греч.) – буквально: заклят, отлучен. Означает отлучение от Церкви, исключение из сообщества верующих. 141 Так, об одной язычнице рассказывается, что она, впервые услышав проповедь веропроповедников об Иисусе Христе, Его учении, чудесах и будущей жизни, почувствовала в себе неодолимое желание креститься, но, зная, что родные воспрепятствуют исполнению ее желания, она решилась тайно уйти от своей семьи. Будучи на пути поймана и возвращена домой и вытерпев здесь много упреков и даже побоев, она, немного пожив, опять решилась бежать, и на этот раз успела благополучно достигнуть до местопребывания миссионера, которым и была просвещена святым Крещением. – Прим. святителя Макария. 146 «Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу» был опубликован 3 июня 1907 года. Им прекращалась деятельность II Думы и определялся срок и порядок созыва III Государственной Думы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Писания, во-вторых, чего нет, как говорит Екклесиаст, того нельзя и числить. На этих днях я намерен, если Господь благословит, отправиться в Санкт-Петербург. Приняты меры для поддержания миссии, в которой на месте моем остается весьма благонадежный подвижник иеромонах Анастасий. 250 Впрочем, и я, хотя выпросил позволение приехать в северную столицу, однако не просил увольнения от службы миссионерской, но буду числиться в здешней епархии и в составе здешней миссии. Главная причина, побудившая меня предпринять это путешествие, заключается в требованиях самой службы, другая – в моем болезненном состоянии. За всем тем я не могу быть весел, разлучаясь с новокрещеными и сотрудниками. Но позвольте обратиться к Вашему нездоровью, и предложить Вам советы, которых, впрочем, не принимайте, не поверивши их основательнейшим суждением лекаря. Я имею недавно вышедшую медицинскую книжку на немецком языке, в которой простая вода предлагается, как врачество от премногих болезней. Посему, не рассудите ли пить в каждое утро по стакану воды чистой и свежей? Вместо кваса не лучше ли, по-моему, употреблять сухарную воду? Не имеете ли, между тем, какой-нибудь сокровенной печали? Объявите ее тому, кого с уверенностью можете называть другом Вашим во Христе Иисусе, и я надеюсь, что получите облегчение. Если бы в ответ на это письмо, Вы поспешили послать ко мне в Санкт-Петербург Ваши, всегда утешительные для души моей, строки, то встретиться с Вашими мыслями в них, как отрадно было бы для странника всех огорчений и неприятностей дальнего, и притом зимнего путешествия! Вот и адрес: Его Высокоблагородию Александру Петровичу Г. Святославскому 251 на Троицком подворье, в доме митрополита Московского, для передачи миссионеру Архимандриту Макарию. Ее Сиятельству Надежде Ивановне, достопочтеннейшей родительнице Вашей, покорнейше прошу засвидетельствовать мое усерднейшее желание, да укрепит Господь немоществующие силы Ее Сиятельства, и да будет с Вами во все дни, благословляя страдания и утешения Ваши, чтобы и в Вас открывалась истина сего слова Апостольского: любящим Бога все споспешествует во благое.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В них он нашел сотрудников для перевода с иностранных языков экзегетических сочинений, как пособий к уразумению Библии (Остервальда), и других назидательных религиозно-нравственных книг, которые могли бы восполнить скудную русскую богословскую литературу, а также писцов для переписки своих переводов ветхозаветных библейских книг. Во главе этого кружка стояла Непряхина, которая свою преданность о. Макарию и его делу простерла до того, что при своих 43–44 годах, начала изучать французский, немецкий и английский языки, и в них при помощи тех же декабристов успела настолько, что могла в скором времени принимать деятельное участие в переводах. Кружок этот работал, по-видимому, до самой кончины о. Макария. Для пересылки ему копий переводов служили в Москве свящ. Лавров и брат Фон-Визина, Иван Александрович. Посылались переводы в переплетах книг, во избежание задержки на московской почте, а для сношений с о. Макарием Непряхина предложила употреблять шифрованную азбуку. Все эти предосторожности были вызваны теми строгостями, какие повела за собой история с литографированными лекциями прот. Павского 142 . В Екатеринбурге архим. Макарий «взглянул на девичью школу, учрежденную при обители» 143 , в Перми целые сутки провел в беседах с преосв. Аркадием (после олонецким, известным борцом против раскола) и с одним своим бывшим учеником по костромской семинарии («Письма», 496, 497). В Москву он прибыл 6 сентября и на следующий же день получил от московской синодальной конторы разрешение на трехмесячное проживание в Москве для поправления расстроенного его здоровья» 144 . Поселился он у м. Филарета, хотя и пытался уклониться от этого. В отношениях его к митрополиту давно произошло некоторое не то охлаждение, не то опасение повредить ему излишней откровенностью, или стеснить его, причем сам Филарет, хотя и видел это, оставался с прежними чувствами к нему. Причиной изменения чувств о. Макария послужило, по-видимому, отношение Филарета к его первому письму о необходимости перевода Библии с еврейского языка на русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В 1847 г. разрешение было дано (стр. 100, 105, 106). 113 Птохов, 105–107. 15 септ. 1844 г. архим. Макарий, оставивший миссию, находился уже в Москве и жил в доме митрополита... 115 В 1880 г. алтайская миссия, празднуя 50-ти-летие своего существования, выразила свою благодарность прот. Н. Д. Лаврову, своему давнему сотруднику и благотворителю, посылкой ему драгоценного креста, который, однако, по болезни его, был возложен на него митрополитом только в 1881 г. 17 сент. Княжна Репнина, тоже благотворительница миссии, писала о том ее начальнику, еп. Владимиру: «Замечательно, что этот крест, дар любви алтайских миссионеров, возложен был на батюшку в день св. Веры, Надежды и Любви! Он так постоянно верил, надеялся и так горячо любил это св. дело и лелеял его как возлюбленное чадо более 50 (?) лет» (Письмо от 18 сент. 1881 г. – в библиотеке казан. дух. сем.). 121 «Письма». 369–371. См. нашу статью в «Правосл. Собеседнике», 1904, февраль: «Архим. Макарий Глухарев и его пребывание в Казани в 1840 г.» 122 Этот эпизод выяснен в нашей статье: «Архим. Макарий Глухарев и его отношения к родным» (Смоленские Епарх. Ведомости, 1904, 10–16). 123 «Письма», 281–282. П. Птохов отнес почему-то это место письма архим. Макария к 1836 г. и, характеризуя тогдашнее его настроение, не упоминает о новой попытке перевести о. Макария в Иркутск. 126 Сам архим. Макарий пишет об этом переводе следующее: «В то время (1839) я имел радость приобрести на российском наречии все канонические книги В. Завета, пророческие и учительные, переведенные с оригинала протопресвитером Г. П. Павским. Но как сии, (и) подаренные мне, библейские рукописи были писаны в. поспешно, и притом молодыми людьми, то я тогда же предположил сверять их с оригиналом еврейским»... («Письма», 201, 202). Но легко понять, что в руках о. Макария очутился не просто рукописный, а литографированный перевод учительных и пророческих книг. 127 О степени влияния перевода прот. Павского на свой архим. Макарий говорит: «я за учителем моим по Еврейской Библии следовал как ученик; а не как невольник, и не все мнения его принял за самые верные, но в некоторых местах удержался на других основаниях; и хотя при священном тексте сих книг находятся у меня прежние обяснительные примечания, которые также пересмотрены и исправлены, однако поправок в тексте было так много, что перевод, сделанный мною, стал уж не моим» («Письма», 209, 210).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010