Всем стало ясно, что Алипий невиновен... — Прости меня, отче, что я мог усумниться тебе,— со слезами сказал ему игумен.— Вижу, что Господь избрал тебя... А Алипий, весь охваченный светлой радостью, умилением смотрел на голубое ясное небо и все душой благодарил Бога... В соборе окончилась вечерня; монахи выходил из церкви и расходились по кельям. — Отче! — вдруг услышал Алипий за собой голос проходя мимо одного старика. Он остановился. — Отче! Не откажи!.. — Кто ты? В чем имеешь ко мне нужду? — спросил Алипий. — Я пришел молить тебя, отче: напиши мне икону Успения Богоматери! Я построил храм во имя этого праздника, так завещала мне моя незабвенная дочь., Одна была она у меня, одна радость, утеха...— слезы появились на глазах старика,— но, видно, прогневил я Бога: лютая болезнь унесла ее в могилу.. Горько плакал я у постели моей умирающей дочери " Господи, думал я, зачем отнимаешь ты жизнь ; юного, полного сил и надежды, существа, и оставляешь жить никому не нужного, дряхлого старика?!. " И вдруг, словно угадав мою мысль, моя голубка, мой ангел, поднялась на постели и тихим голосом прошептала: " Не плачь, отец, не гневи Бога, а прославь имя Его! Построй храм, дая людям помянуть тебя добрым словом " … Это были ее последние слова... — С великой радостью помогу я тебе, старче, довершить начатое тобою благое дело... — Я хочу освятить храм в день праздника Успения,— сказал старик, преодолев, наконец, свое волнение,— не сделаешь ли ты, отче, икону к тому времени? — Хорошо,— ответил, подумав, Алипий,— к празднику будет икона на месте. Через несколько дней после встречи со стариком, заказавшим ему икону Успения, Алипий занемог и вскоре почувствовал приближение смерти. Болезнь все усиливалась; он не мог подняться с постели, не мог больше работать. Наступил канун праздника Успения. Бледный, больной лежал Алипий на своей жесткой постели. В дверь кельи кто-то вошел. То был старик, заказавший икону Успения. При виде доски, на которой едва была начата икона, старика охватило отчаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

О Господи Душе Святый, Боже истинный, помоги нам до конца, чтобы в смирении употребляли мы Твои дары во благо Христовой Церкви, к нашему вечному спасению. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 26 ноября 1. Преп. Алипий Столпник . Родился в пафлагонийском городе Адрианополе и с малых лет предал себя на служение Богу. В сане диакона служил в городском храме при епископе Феодоре. Однако, желая уединенной жизни, молитвы и богомыслия, Алипий удалился на некое эллинское кладбище вне города. Люди бежали из тех мест, потому что там часто представали пред ними демонические призраки. Алипий же поставил здесь крест и построил церковь в честь святой [великомученицы] Евфимии [Всехвальной], явившейся ему во сне. Рядом с церковью воздвигнул он высокий столп, поднялся на него и провел на нем в посте и молитве целых 53 года. Ни людские насмешки, ни бесовская злоба не могли его ни удалить оттуда, ни поколебать в твердом намерении [подвизаться именно так. – Пер.]. Нарочито от бесов претерпел сей преподобный отец бесчисленные скорби. Не только устрашали они его привидениями, но и ударяли камнями, долгое время не давая ему покоя ни днем ни ночью. Но Алипий – крестным знамением и именем Иисуса – мужественно ограждал себя от бесовской силы. В конце концов побежденные демоны оставили его и убежали, а люди стали его уважать и приходить к нему за молитвой, утешением, назиданием и исцелением. Вблизи его столпа были устроены два монастыря: с одной стороны мужской, а с другой женский. В этой женской обители жили и его мать и сестра. Преподобный Алипий со столпа наставлял монахов и монахинь своим примером и словами, всем сияя, как солнце с небес, и указывая путь ко спасению. Толикую благодать носил в себе сей угодник Божий, что нередко озарял его небесный свет и до самых небес простирался над ним столп сего [горнего] света. Был преподобный Алипий дивным и могучим чудотворцем как при жизни, так и по смерти. Переступив через 100-летний возраст, упокоился он в 640 году, в правление царя Ираклия. Из его мощей сохранилась глава, хранимая в Кутлумушском монастыре на Святой Горе [Афон].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

— Расстригу тебя за непотребное житие! — хрипел преосвященный. В наказание лишили о. Геннадия на воскресенье служебной кружки-халтуры. Финогеновы ставили вверх дном все внешнее благолепие, каким держался монастырь. И братия словно шалела; по кельям откалывалось коленце за коленцем одно другого чище. Хохот звенел звончее печальных колоколов, и заунывное пение терялось в смехе и звонких песнях. И все эти ухарства финогеновские сходили ни за что. Был в монастыре один малюсенький, безобидный иеромонашек о. Алипий-Сопля. С лица о. Алипий выделялся из своей братии: весь заплывший жиром, подслеповатый, львовая грива волос на толкачике-голове и бородища по пояс. Если у Христофора было свиное рыло от бесовского наваждения, то у о. Алипия, должно быть, от вожделенных помыслов. Ничего так не занимало о. Алипия, как женщины. При одном упоминании о женщинах о. Алипий пьянел. А если сам принимался рассказывать свои любовные истории, терял от волнения всякую речь, захлебывался и только хихикал, как-то аукая. Руки о. Алипия постоянно мокли, а лицо горело-лоснилось в каких-то сальных пятнах. Пить водку он совсем не мог: валился с первой. Из году в год на именинах о. Гавриила бывало большое угощение — пир всей братии. Главная приманка — перцовка, настоянная, Бог знает, на каких перцах и предназначавшаяся, как говорил именинник, исключительно для низких душ. Финогеновы, конечно, были на именинах в числе самых почетных гостей. Зашел поздравить именинника и о. Алипий, и получил, как душа низкая, стаканчик перцовки, но пить отказался. И как о. Гавриил ни просил его, он все отказывался. Тогда по настоянию Финогеновых о. Гавриил налил стаканчик той же самой перцовки, но предлагать уж стал под видом сладенького, которого и детям можно. О. Алипий не выдержал, — очень уж ему захотелось сладенького, — и соблазнился. Соблазнился о. Алипий, выпил стаканчик до дна и не прошло минуты, захихикал по-своему, зааукал да и свалился с ног. Бесчувственного иеромонаха положили за занавеску. За занавеску пробрались и Финогеновы. И заработали их ножницы над Львовой гривой и бородой о. Алипия. И щелкали ножницы до тех пор, пока на месте гривы заблестела голая коленка, а от бороды остался один жалкий козий хвостик.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобрести икону деисус 27 и еще несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы цены тот ни потребовал, и дал доски и часть денег. Иноки два раза брали у него деньги и после того, но Алипию не говорили ни слова. Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков, и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобою к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и досками. Доски оказались с превосходными ликами святых. Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. В пожар церковь , в которую были поставлены иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Великий князь Владимир Мономах , узнав обо всем этом, прибыл на место, благоговейно взял себе одну икону – Богоматери и отослал ее в Ростов для построенного им храма. В Ростове она еще два раза чудесным образом была сохраняема от пожара. – Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения Богоматери. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Заказчик не раз приходил за иконою; Алипий отвечал: «положись на Бога, Он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона еще не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону, «я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся брат! Господь утешит тебя». По удалении этого человека, взошел к Алипию в келью юноша и начал писать заказанную икону. Алипий сперва думал, что заказчик, прогневавшийся на него, прислал своего иконописца для довершения работы, но скорость и простота дела показывали, что пришелец – не простой иконописец, так как, по прошествии трех часов, он написал весьма благолепную икону. Окончив живопись, он спросил: «доволен ли ты, отче? не допущено ли ошибки в иконе?» Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мычащие, с задранными хвостами, ошалевшие от свободы животные устремились к клумбам, пожирая траву и цветы, а представители международного коммунистического движения, оглашая монастырь воплями на разных языках, забились кто куда. Обкомовские работники бросились к отцу Алипию. — Не взыщите, — вздохнул отец наместник. — Очень уж скотинку жалко! Теперь других пастбищ у нас нет, вот и приходится пасти их внутри монастыря. В тот же день монастырю были возвращены все пастбища. Как об одном из самых тяжких испытаний отец Нафанаил вспоминал день, когда в монастырь был прислан указ, запрещающий служение панихид в пещерах. Это означало прекращение доступа к главной святыне обители, а потом и закрытие самого монастыря. Указ был подписан псковским Владыкой. Но, несмотря на это, отец Алипий распорядился служить панихиды по–прежнему. Узнав об этом, городские власти примчались в монастырь и осведомились, получил ли отец Алипий указ от своего правящего архиерея. Отец Алипий ответил утвердительно. — Почему же не выполняете? — возмущенно спросили чиновники. На это отец Алипий отвечал, что не выполняет указа, потому что он написан под давлением и по слабости духа. — А я слабых духом не слушаю, — заключил он. — Я слушаю только сильных духом. Служение панихид в пещерах не прерывалось. Война против монастыря не прекращалась ни на день. Псковский писатель Валентин Курбатов вспоминал: «К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что в монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря. Во главе комиссии была председатель областного Комитета по культуре Анна Ивановна Медведева. Именно к ней и обратился отец Алипий: — Мне своих–то монахов, дураков, извините, не жалко. Потому что они все равно в Царствии Небесном прописаны. А вас, Анна Ивановна, и ваших начальников пустить не могу. Я ведь за вас на Страшном Суде и слов–то не найду, как отвечать. Так что простите, я вам врата не открою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Фома побежал с письмом к Владыке, ожидая решения своей судьбы. Увы, отец Герман написал владыке Серафиму, что монашеского призвания у Фомы Реске нет. Мудрый Владыка не дал молодому человеку упасть духом и посоветовал, не откладывая, тут же и решить, что Фома хочет делать со своей жизнью и c данными от Господа талантами. – Хочу учиться иконописи, – сказал-отрезал Фома. – Отличная мысль! – поддержал владыка Серафим. У Владыки не так давно был инсульт, он был почти полностью парализован, ему пришла пора уйти на покой, и у него созрел план добиться перевода из Джорданвилля в Чикаго игумена Алипия (Гамановича), известного иконописца, ученика архимандрита Киприана, с тем, чтобы тот был возведён в архиерейский сан и взял на себя бразды правления епархией, а попутно и обучал Фому иконописи. Осенью 1974 году игумен Алипий прибыл в Чикаго и был хиротонисан в епископа Кливлендского, викария Чикагской и Детройской епархии. А для Фомы Реске начались уроки иконописи. Сказать, что владыка Алипий был строгим, – это не сказать ничего. Иподьяконы боялись его пуще огня и, прислуживая, трепетали от страха. Иконописные «университеты» Фомы были ничуть не легче. После того, как Фома закончил свою первую икону, владыка Алипий изрёк, что получилось «very ugly» . Фома духом не пал. У Владыки была электрическая пила, и Фома начал под руководством Владыки учиться работать с деревом. И хотя на все его последующие работы Владыка неизменно говорил, что всё это – «very ugly», резьба по дереву стала для Фомы призванием. Медленно, но верно владыка Алипий «обтёсывал» молодого человека, как струг-топор обтёсывает еловый сук. Через некоторое время Владыка поехал в Кливленд расписывать Свято-Сергиевскую церковь и взял Фому с собой. Когда пришло время ставить иконостас, Владыка сказал церковному совету, что это сделает Фома. Так Фома, к тому времени ставший иподьяконом, получил профессию. Правда, и после этого владыка Алипий осыпать ученика похвалами и восторгами не стал. Когда Фома вырезал ризницу для отца Марка из Чикагского собора, удивлённый владыка Алипий спросил: «Это действительно ты сделал?» Получив от насмерть перепуганного Фомы утвердительный ответ, Владыка помолчал, а затем сказал: «Неплохо», – чем привёл ученика в состояние непередаваемого счастья.

http://pravoslavie.ru/102897.html

А такое обличение или оправдание совести есть непременное следствие всеведения Божия. 448. В одном ли монастыре можно спастись, или и в другом месте? Вопрос прихожанки. Отче духовный! Господин помещик поручил мне должность посещать в домах больных, давать им лекарства и ухаживать за ними, что я, благодарение Богу, уже исполняю с усердием два года. Но исполнение сей должности бывает для меня не без лишений и скорбей. Почему я думаю уйти отсюда, и определиться в какой-нибудь женский монастырь; ибо, говорят, что в монастыре можно удобнее спастись. Можно ли мне на сие решиться, или нет? Ответ священника. Действительно, в монастыре можно удобнее спастись: ибо там живущий человек ничем мирским неозабоченный, молится только Богу, исполняет данное ему послушание и старается о своей душе; но и там бывает не без лишений и всяких скорбей. Тебе же, как женщине, полезной для общества, может быть монастырем и село, если ты будешь жить благочестиво и богоугодно. Вот, я тебе расскажу священную повесть о том, что для человека, любящего Бога, может быть то место свято, где он начнет жить благочестиво и богоугодно. Слушай! «Святой Алипий, диакон Адрианопольской Церкви, за благочестие и добродетели был любим епископом и всеми христианами. Духовное начальство, все важные и до богоугодных заведений касающиеся дела, возлагало на Алипия, и граждане Адрианопольские имели к нему такое уважение, которое можно было назвать благоговением. Но при всех преимуществах, сердцу Алипия не доставало важнейшего преимущества – совершенного уединения. Побуждаемый сим святым нетерпением, вскоре Алипий, тайно от всех, испросив только благословение у своей матери, ушел из Адрианополя, чтобы водвориться в какую-нибудь из удаленных пустынь. Но епископ, узнав о его отшествии, чрезвычайно оскорбился; церковнослужители сетовали, что лишились сотрудника, украшавшего их братство, все граждане почитали потерю его невознаградимою и послали искать его. Вскоре Бог открыл убежище святого Алипия, и они то молением, то угрозами уговорили его возвратиться в Отечество. Но Алипий сетовал сердечно, что не совершилось его желание, и помышлял опять скрыться. Но Бог остановил его намерение следующим образом. В одну ночь, Алипий до того воскорбел, что начал плакать, и в сих слезах заснул. Вдруг явился ему ангел Божий и сказал: «Не скорби, Алипий, что возвращен сюда от желанного тобою пути; Бог устроил сие для пользы твоего Отечества, а любить Отечество и ему служить – есть непременный долг каждого человека. Кроме сего да будет тебе известно, что там только есть свято место, где человек, любящий Бога, благочестиво и богоугодно жити начнет». Сим видением будучи утешен, Алипий престал скорбеть, и всю жизнь проводил на своей Родине, прилежно подвизаясь и работая Богу и людям». 57

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

поиск:   разделы   рассылка Архимандрит Тихон (Шевкунов) Великий Наместник Источник:  Православие.ру 12 марта 1975 года отошел ко Господу архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества, не говоря уже о замечательном внешнем благолепии. Ниже мы публикуем рассказ архимандрита Тихона (Шевкунова) из книги " Несвятые святые " , посвященный этому великому человеку. Архимандрит Алипий (Воронов) Архимандрит Алипий (Воронов) Говоря о себе, Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий во всеуслышание провозглашал: " Я – советский архимандрит " . И охотно подтверждал это высказывание и словом и делом. В начале шестидесятых годов в монастырь – с заданием отыскать повод для закрытия обители – прибыли члены областной комиссии. Расхаживая по монастырю, они увидели паломников, обрабатывающих грядки и цветники, и тут же приступили к отцу Алипию: – А на каком основании эти люди здесь работают? Советский архимандрит отвечал им: – Это народ-хозяин трудится на своей земле! Вопросов больше не последовало. В другой раз из Пскова с теми же целями была прислана еще одна – теперь уже финансовая – комиссия народного контроля. Наместник осведомился, кем уполномочены прибывшие лица. – Мы представляем финансовый орган, который... Отец Алипий перебил их. – У меня только один начальник – епископ Псковский Иоанн. Поезжайте к нему за разрешением. Без этого я вас к финансовым документам не допущу. Проверяющие удалились, а через несколько часов Псковский архиерей позвонил отцу Алипию и смущенно попросил допустить контролеров для проверки. – Звонок к делу не пришьешь, Владыко. Пришлите мне телеграмму, – ответил отец Алипий. Вскоре поступила и телеграмма. Когда народные контролеры вновь предстали перед отцом наместником, тот, держа телеграмму в руках, спросил: – Скажите, а вы коммунисты? – Да, в основном коммунисты... – И получили благословение у епископа? У Псковского Владыки? Н-да... Пошлю-ка я сейчас эту телеграмму в обком партии...

http://religare.ru/2_100197.html

Алексеев Никита 258, 259 Алексеев Петр, прот. 4, 314 Алексеев Сергий, свящ. 434 Алексий, митроп. 31, 32, 41, 49, 50, 51, 52, 53, 63, 77, 87, 88, 90, 105, 106, 128, 147, 169, 216, 291, 292, 294, 378, 450 Алексий Буй, епископ 439 Алексий Готовцев, епископ 428 Алексий Дородницын , архиеп. 395 Алексий Кутепов, архиеп. 451 Алексий Пантелеев, епископ 445 Алексий Раифский, иером. 353 Алексий Симанский, патриарх 412, 417, 420, 430, 433, 434, 435, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 464, 474, 475, 481, 482, 485, 487, 488 Алексий II, Ридигер, патриарх 448 Алексий, архиеп. 487 Алексий, епископ 438 Алексий, священник 122, 123 Алексий, игумен 73 Алексий, старец 326, 380 Алексий Михайлович, царь 158, 170, 182, 184, 185, 186, 187, 190, 193, 198, 199, 206, 212, 213, 219, 220, 221, 225, 252, 255, 261, 283, 296, 331 Алексий Николаевич, царевич 352,376, 393, 399 Алексий, царевич 262, 269 Алексий (Ольгерд), князь 136 Алипий Печерский, преп. 95 Алипий Шутов, епископ 351 Алипий, архиеп. 493, 494 Алипий, епископ 351 Алипий (Алимпий), иконописец 100 Алипий, инок 99 Амвросий, митроп. 320, 351 Амвросий Зертис-Каменский, архиеп. 274 Амвросий Ключарев , архиеп. 282, 298, 317 Амвросий Оптинский , старец 336 Амвросий Орнатский , епископ 315 Амвросий Подобедов , митроп. 276, 277, 306, 325, 355 Амвросий Серебренников, архиеп. 349 Амвросий Серебряков, архиеп. 373 Амвросий Юшкевич, архиеп. 272, 305 Амвросий, архиеп. 271, 272 Амвросий, еп. 4, 351 Амвросий Орнатский , архиеп. 4, 281 Амос, протопоп 171,175 Амурат, султан 153 Амфилохий, епископ 485 Амфитеатров Я., проф. 317 Анастас, поп 15, 33 Анастасий Братановский, епископ 315 Анастасий Грибановский , архиеп. 284, 285, 352, 380, 381, 468, 469, 470, 471, 473, 474, 476, 487, 490, 492 Анастасий Синаит 115 Анастасий, иером. 394 Анастасия Николаевна, княжна 399 Анастасия Ольшанская, княгиня 145 Анастасия(Рогнеда) 98 Анастасия Романовна 150 Анастасия (жена вел. кн. Симеона Иоанновича) 136 Анатолий, епископ 430 Анатолий Оптинский , старец 336 Андреев И. , проф. 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балкон был обращен на монастырскую площадь. С него отец наместник мог в погожий денек любоваться своим монастырем, общаться с народом, а заодно и присматривать за порядком. Внизу на площади сразу собиралась толпа паломников, экскурсантов и жителей Печор. Дискуссии о вере или просто общение с отцом Алипием могли длиться часами. Всякий раз при этом наместник не упускал возможности помочь тем, кто обращался к нему с житейскими просьбами. И хотя тогда действовал категорический запрет на то, что называется церковной благотворительностью, отец Алипий поступал в этом вопросе лишь так, как считал необходимым. Вот что вспоминает архимандрит Нафанаил: " Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось ему претерпеть. Отец Алипий защищался словами Священного Писания о необходимости оказывать дела милосердия и утверждал, что дела милосердия не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви " . А вот воспоминания дьякона Георгия Малкова, тогда молодого филолога, часто приезжавшего в Печоры: " Заповедь о любви к ближнему архимандрит Алипий стремился исполнить в своей собственной жизни. Многие больные, неимущие, а также каким-либо образом материально пострадавшие нередко получали от него посильную, а порой и немалую помощь. Под балконом его наместничьего дома часто видели калек, убогих, самых разных обойденных судьбой людей. И наместник, несмотря на постоянные запреты властей, помогал им чем мог: кого кормил, кого лечил, кому помогал деньгами, а когда под руками их не было, шутил: " Еще не готовы – сохнут! Приходи-ка, раб Божий, завтра! " Архимандрит Алипий (Воронов) Архимандрит Алипий (Воронов) В некоторых случаях размеры помощи были весьма значительными: наместник помогал заново отстроиться погорельцу, а при падеже скота давал денег на покупку коровы. Узнав однажды, что неподалеку, в Изборске, у известного местного художника П. Д. Мельникова по несчастной случайности сгорел дом, он отправил ему довольно крупный по тем временам денежный перевод: " еловекуказ именно так и называется.у Наместнику. нии. охранена, но у украсилась Хоть на первое время " " .

http://religare.ru/2_100197.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010