XVIII в., НКПИКЗ), из Кириллова Белозерского мон-ря, где при имени преподобного имеется надпись: «Летописец» (1-я треть XIX в., КБМЗ). В иных случаях при сохранении этой иконографии в подписи в нимбе указан сан: «Пр. Несторъ Дiakohъ», как, напр., на иконах из ЦМиАР (1-я пол. XIX в.; первый в 11-м ряду святой с именем Нестор назван так ошибочно, по расположению - это прп. Нектарий) и из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове - фронтально, волосы рыжеватые, без седины, просматриваются стихарь и орарь). При той же надписи - диакон - на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) на Н., видимо, мантия, куколь за плечами. При отсутствии «титулатуры» при имени Н. чаще изображен в темных монашеских одеждах, с непокрытой головой (напр., икона 2-й пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова; палехская икона 1-й пол. XIX в., частное собрание). На нижнем поле созданной в 80-х гг. XVII в. в Оружейной палате Московского Кремля иконе-раме для образа «Успение Богородицы Киево-Печерской» (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ) среди избранных Киево-Печерских святых имеется вероятное изображение Н. (см.: Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 152-155. Кат. 38). Предположительность атрибуции святого как Н. связана с наличием при имени Нестор (без эпитета), рядом с чином преподобного, указания на игуменский сан; преподобный показан в монашеском облачении, с куколем на голове, держащим на правой руке кодекс, левая в молении. Выбор образов преподобных - предстоящие «Успению Богородицы Киево-Печерской» Антоний и Феодосий, в клеймах на нижнем поле Моисей Угрин, Алипий Иконописец, Нестор и Иоанн Милостивый соответствует иконам с изображением Печерских чудотворцев из состава святых XI-XII вв.; но даже в их расширенный состав образ Н. не входит, но включен игумен прп. Никон. Впрочем, можно с осторожностью предположить, что на данном памятнике изображение кодекса на руке святого с именем Нестор, к-рый показан в сопоставлении с работающим над иконой в келье прп. Алипием, вызвано желанием художника указать т. о. на труды летописца. Традиционное для иконописи, следующей канонам визант. и древнерус. живописи, изображение Н. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). Н.- старец с длинной бородой - стоит в группе чудотворцев Ближних пещер в 1-м ряду. На его род занятий как летописца указывает раскрытая книга, к-рую он держит перед собой. В монументальной живописи, согласно описи 1877 г. и зарисовкам швед. худож. К. П. Мазера (1852), в ц. прп. Феодосия в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры образ Н. находился на юж. стене среди 19 выполненных масляными красками фигур святых, рядом с преподобными Сисоем Схимником и Ахилой Диаконом (Опись 1877 г. Л. 43 об.).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

В монументальной живописи в композиции с изображением Собора всех рус. святых (расположены в хронологическом порядке) образ Н. С. представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Он показан в рост, в череде святых XII в.; в схиме, с куколем на голове, обеими руками держит перед собой четки. В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение Н. С. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 372. С. 184; Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськой kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2577577.html

Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680). Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу ,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу ,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери ) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем. Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга//1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

В эти годы в свет выходит большое количество прекрасно оформленных и богато иллюстрированных альбомов по искусству Руси. Большая плеяда советских исследователей ведет научные изыскания в области церковного искусства, появляются серьезные научные работы. В преддверии празднования 1000-летя крещения Руси Православной Церкви был передан Данилов монастырь (1983 г.) в Москве. Начинаются восстановительные и реставрационные работы, которые в основном объеме заканчиваются к 1988 г. Среди первых церковных построек, советского периода, в монастыре построена резиденция Святейшего Патриарха и Священного Синода, с домовым храмом в честь Всех Святых в земле Российской просиявших (1988 г.). Здание Синода и храм построены по проекту архитектора Ю.Р. Рабаева. Важной вехой на пути становления современного иконописания стали работы по воссозданию интерьеров храмов московского Данилова монастыря. В 1984 г. группой художников-иконописцев в главе с насельником Псково-Печерского монастыря игуменом (ныне архимандритом) Зиноном, был написан новый иконостас в традициях XV XVI вв., для Покровского храма. В церкви прп. Даниила Столпника был написан новый иконостас, созданный по проекту священника Вячеслава Савиных (1988 г.). Наиболее сложные и масштабные реставрационные работы были проведены в 1983-1986 гг. в Троицком соборе Данилова монастыря. От внутреннего убранства храма сохранились лишь незначительные фрагменты, но именно они вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов СССР проектным чертежам О.И. Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком к первоначальному. Иконы для иконостасов Троицкого собора написаны насельником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Николаем (Самсоновым). Возрождение иконописания в России началось в 80-х годах XX в., хотя были мастера работавшие в предшествующее десятилетие, игумен Алипий (Воронов). В 1982 г. возникло первое за советский период, профессиональное объединение иконописцев - Алексеевская Патриаршая мастерская. Практически все мастера начинавшие работать в это время получили светское профессиональное образование.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

К X в. относится и деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря прп. Алипия (Алимпия), умершего ок. 1114 г., и его сотрудника прп. Григория. Святой Алипий считается родоначальником русской иконописи. С детства начавший заниматься иконописью с приезжими греческими мастерами, затем постригшийся в монахи и ставший священником, он отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением, постом и любовью к богомышлению. «Никогдаже бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси зло за зло», – поется ему в церковном песнопении 120 . Это был один из подвижников-аскетов, прославивших Киево-Печерскую Лавру 121 . В лице свв. Алипия и Григория русское церковное искусство с самого начала своего существования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения, которых впоследствии так много имела русская иконопись. К сожалению, несмотря на свидетельства о многочисленных написанных этими первыми иконописцами иконах, о них до сих пор существуют лишь предположения и догадки, но с достоверностью мы ничего не знаем. Вообще, о киевском периоде русского церковного искусства пока можно судить главным образом по фрескам и мозаикам. Монгольское нашествие, около середины XIII в. захлестнувшее большую часть России, не только уничтожило очень многое, но и в значительной мере подорвало производство новых икон. Сохранившиеся же и до сих пор открытые иконы этого периода, которых очень мало, относятся к концу XI, XII и XIII вв., причем почти все они с большей или меньшей достоверностью приписываются Новгороду, истоки искусства которого также восходят к XI в. Богоматерь на престоле. Мозаика в апсиде церкви Св. Софии. 867 г. Константинополь Христос Пантократор. Мозаика. Деталь композиции Деисус на южной галерее церкви Св. Софии. Константинополь 122 74 Богоматерь Нерушимая Стена. Мозаика в апсиде церкви Св. Софии. XI в. Киев Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, под воздействием которой русская иконопись находится еще в XIV в., и лаконизм художественного выражения как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Источниками для изучения предполагаемой Несторовой Летописи служат – Повесть врем. лет и Печерский Патерик. В повести вр. л. Сказание читается под 1051 годом 79 , Слово о первых черноризцах Печерских – под 1074, а о перенесении мощей – под 1091-м. Что касается Печерск. Патерика, то в (первоначальной) основной его редакции, как увидим после, читается одна только летописная статья – Слово о первых черноризцах Печерских, в том виде, в каком она сохранилась и в Повести вр. л. Сказания о начале Печерск. монастыре нет и в некоторых списках Арсениевской редакции Патерика, напр. Берсеньевском 80 и Казанск. дух. Академии 81 ; за то в других 82 оно читается с тою особенностью, что в тексте, как мы уже упоминали, нет слов «к нему же и аз придох».., после: « же живущу в монастыри... и всякого приходящааго к немоу»... Не целиком вошло в эту редакцию Патерика и Слово о первых черноризцах Печерск.: в одних рукописях 83 находим рассказ о Дамиане и Иеремии, а в других – только о Дамиане 84 . Наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют Кассиановския редакции Печерск. Патерика: первая и вторая. Последняя имеет целый ряд характерных особенностей и по сравнению с первой. Она же легла в основу всех позднейших изводов Печерск. Патерика: Иосифа Тризны 85 , Каллистрата Холошевского 86 , Сильвестра Коссова и славянских печатных изданий. Не много исторически–достоверных сведений имеется и о св. Симоне 87 . Постриженник Киево–Печерской обители, он был сначала игуменом Владимирского Рождество–Богородицкого монастыря 88 и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича 89 , а потом – епископом Владимирским и Суздальским. Заняв великокняжеский престол, Юрий Всеволодович не пожелал быть в церковной зависимости от Ростова 90 – и в 1214 г. «посла Симона игумена от Рожества пречистыя Богородицы в Киев к Матфею Митрополиту Киевскому и всеа Русси ставитися в епископы в Суздаль и в Володимерь, и поставлен бысть в Суздаль и в Володимерь в епископы» 91 . Через год начались княжеские междоусобия, кончившиеся тем, что Юрий вынужден был удалиться в «Радилов градец», уступив «великое княжение Володимерское и Ростовское» старшему брату Константину Всеволодовичу: помолившись в церкви Пресв. Богородицы и поклонившись праху отца, князь «вниде в суды с епископом Симоном, и со княгинею, и с детми своими, и с людми, и с малою дружиною своею, и пришел вниде в Радилов градец» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Отец Алипий удалился в свои покои и вернулся в накинутом на рясу военном кителе с рядами боевых орденов и медалей. Закутавшись поверх мундира в монашескую мантию так, чтобы регалий не было видно, он направился вместе со сторожем к Святым воротам. Еще издалека наместник услышал, что монастырь штурмуют не на шутку. Подойдя, он велел сторожу открывать засовы. Через мгновение толпа разгоряченных лейтенантов, человек десять, влетела в обитель. Они угрожающе сгрудились вокруг закутанного в черную мантию старика-монаха, наперебой требуя показать монастырь, не устанавливать на советской земле свои церковные законы, и не скрывать от будущих героев общенародное музейное достояние. Иван Воронов, будущий архимандрит Алипий Иван Воронов, будущий архимандрит Алипий Отец Алипий, склонив голову, выслушал их. А потом поднял взор и скинул мантию... Лейтенанты вытянулись и онемели. Отец Алипий грозно оглядел всех и потребовал у близстоящего офицера его фуражку. Тот покорно отдал ее монаху. Отец Алипий убедился, что на внутренней стороне околыша, как и положено, нанесена чернилами фамилия офицера, и, развернувшись, направился к своим покоям. Протрезвевшие лейтенанты поплелись за ним. Они бормотали извинения и просили вернуть фуражку. Молодые люди уже начинали догадываться, что впереди у них серьезные неприятности. Но отец Алипий не отвечал. Так юные офицеры дошли до дома наместника и в нерешительности остановились. Наместник открыл дверь и жестом пригласил всех войти. В тот вечер он допоздна просидел с ними. Угостил так, как мог угощать только Великий Наместник. Сам провел лейтенантов по монастырю, показывая древние святыни и рассказывая о славном прошлом и удивительном настоящем обители. Напоследок он по-отцовски обнял каждого и щедрой рукой одарил молодых людей. Те смущенно отказывались. Но отец Алипий сказал, что именно эти деньги, собранные их бабками, дедами и матерями, пойдут им на пользу. Это был, конечно, особый случай, но отнюдь не единичный. Отец Алипий никогда не терял веру в силу Божию, преображающую людей, кем бы они ни были. По своему опыту он знал, как много вчерашних гонителей Церкви становились тайными, а то и открытыми христианами – может быть, именно благодаря грозным словам правды и обличения, которые им приходилось слышать от отца наместника.

http://religare.ru/2_100197.html

Это были ее последние слова… — С великой радостью помогу я тебе, старче, довершить начатое тобою благое дело… — Я хочу освятить храм в день праздника Успения,— сказал старик, преодолев, наконец, свое волнение,— не сделаешь ли ты, отче, икону к тому времени? — Хорошо,— ответил, подумав, Алипий,— к празднику будет икона на месте. Через несколько дней после встречи со стариком, заказавшим ему икону Успения, Алипий занемог и вскоре почувствовал приближение смерти. Болезнь все усиливалась; он не мог подняться с постели, не мог больше работать. Наступил канун праздника Успения. Бледный, больной лежал Алипий на своей жесткой постели. В дверь кельи кто-то вошел. То был старик, заказавший икону Успения. При виде доски, на которой едва была начата икона, старика охватило отчаяние. — Отче, за что, за что наказал ты меня? Вижу, ты болен, не в силах сам писать… Но почему не предупредил меня? Я мог заказать икону другому иконописцу… Весь праздник теперь для меня пропал! О отче, как это жестоко!.. С грустью смотрел на старика Алипий. — Не печалься,— чуть слышно проговорил он.— Господь милостив. Старик вышел из кельи, и Алипий остался один, с молитвой на устах. Было тихо, тихо. Сумерки спускались на землю и придавали всему какую-то таинственность… Алипий впал в легкую дремоту. И вдруг, показалось ему, что дверь кельи неслышно отворилась, и вся комната наполнилась ярким светом. И видит Алипий сквозь сон, что в келью вошел юноша в ослепительно белой одежде. Его дивное лицо светилось лучезарным светом, на устах играла улыбка, а глубокие задумчивые глаза с любовью, ласково смотрели на Алипия. Неслышными шагами подошел чудный гость к доске с начатой Алипием иконой, взял кисть и быстро стал писать лики святых… «Кто это,— думает Алипий,— верно, старик прислал своего иконописца докончить мою работу. Как он прекрасен! Но откуда же такой свет, такое сияние его лица? Что за необыкновенная быстрота и совершенство его дивной работы!» И вдруг стало ясно Алипию, что это не простой человек, а небесный посланник… Сон отлетел от глаз старца: с изумлением и восторгом стал следить Алипий за работой неземного иконописца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но карьера светского живописца не привлекала его. «В 1948 году, работая на пленэре в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, я был покорен красотой и своеобразием этого места, сначала как художник, а затем и как насельник Лавры, и решил посвятить себя служению Лавре навсегда». На поступление в Троице-Сергиеву Лавру его родная мать благословила иконой Божией Матери «Утоли моя печали», сказав: «Матерь Божия, пусть он будет беспечальным». И благословение родной матери он увидел действенным. При постриге, когда нужно было определять ему монашеское имя, посмотрел наместник Лавры в Календарь; ближайшее имя, чтобы он был тут же и именинником, оказалось «Алипий», имя преподобного Алипия, знаменитого иконописца Киево-Печерского. По постриге отец Алипий посмотрел сам в Календарь и прочитал перевод своего нового имени: «беспечальный». Поэтому, когда его по телефону пытались пугать представители властей, он отвечал: «Учтите, я — Алипий — беспечальный». И как его небесный покровитель, отец Алипий тоже был иконописцем. У него не было отдельной кельи. Наместник Лавры показал ему в коридоре место с условием, если отец Алипий к утру за одну ночь сделает себе келью в этом коридоре, то келья будет его. Отец Алипий ответил: «Благословите». И за одну ночь он сделал перегородки, отгороженную келью внутри обил лучинкой, оштукатурил, побелил, устроил пол, покрасил его. А утром наместник Лавры был чрезвычайно удивлен, когда пришел к отцу Алипию и увидел его в новой келье за столом с горячим самоваром. Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Алипий стоял на этом ответственном посту с 1959 по 1975 год. На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности знаменитого Псково-Печерской обители. Но другая задача была еще сложнее – защитить монастырь от закрытия его властями. Советское время вообще было временем жесточайшего ограничения всех свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Сотни тысяч людей, в том числе тысячи священников, монахов и архиереев были казнены властью только за веру и верность Богу. Тысячи храмов были разрушены, остальные закрыты: даже в крупных городах власть старалась оставить открытым только по одному православному храму.

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010