Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского Память 17 августа Преподобный отец наш Алипий Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему ( Быт.1:26 ), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 5123 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. – Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь , украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики. Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архимандрит Алипий не только сумел отстоять монастырь от закрытия, но и осуществил огромные ремонтно-восстановительные работы. Были обновлены иконостас Успенского храма, внутренняя роспись Михайловского собора. В Никольском храме был воссоздан тябловый иконостас, укреплены стены, восстановлен древний купол. Почти из руин была восстановлена крепостная стена с боевыми башнями и переходами. А таланты отца Алипия как строителя метрополитена были востребованы на устройстве моста через ручей Каменец. В 1963 году за усердные труды по восстановлению обители отец наместник был награждён Патриаршей грамотой. Можно сказать, что из своей прошлой жизни в монастырь отец Алипий принёс самые лучшие дарования, обратив их на службу Богу и миру. Одно из них воплотилось в таланте строителя, другое – в любви ко всему, что связано с изобразительным искусством. За годы служения в монастыре отец Алипий собрал значительную коллекцию картин русских и западноевропейских художников. Многие произведения были буквально спасены от гибели и подвергнуты реставрации. В монастырском собрании были портреты работы И. Локтева (ученика знаменитого Рокотова), А. Тыранова, четыре полотна И. Айвазовск ого, картины В. Поленова, А. Дубовского, И. Крамского, В. Васнецова, М. Нестерова и других известных русских художников. Среди произведений западноевропейской живописи были творения итальянских, испанских, немецких, фламандских мастеров XVI–XVIII веков. В последний год своей жизни отец Алипий безвозмездно передал коллекцию живописи в Русский музей. Ещё одной заслугой отца Алипия было продолжение монастырской традиции помощи нуждающимся. Множество просящих получали материальную помощь, сотни людей обеспечивались питанием. И это в то время, когда Церкви запрещалось осуществлять социальное служение! Все эти труды стоили немалых сил и здоровья отцу Алипию, приходилось постоянно преодолевать запреты и придирки властей. К 1975 году у отца наместника произошло три инфаркта. Он заранее готовился к отшествию в иной мир, держал в коридоре специально изготовленный гроб. 12 марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла! Какая Она красивая, давайте скорее краски, рисовать будем». Когда подали краски, его руки уже отказывались действовать: тысячи тяжёлых снарядов он перенёс в войну к линии фронта. Около 4 часов утра отец Алипий тихо и мирно скончался. Поразительно, но его кончину глубоко переживали даже гражданские власти, от которых отец Алипий в своё время столько натерпелся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Печоры отец Алипий прибыл тогда, когда уже готовилось решение властей по закрытию монастыря. Вскоре новому наместнику уполномоченный по делам религий принёс для подписи указ об упразднении обители. На глазах опешившего представителя власти отец Алипий бросил документ в пылающий камин. Потом он обернулся и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою!» Опасаясь широкой огласки и решительного противостояния, власти не дерзнули силовыми мерами осуществить закрытие известной обители. Однако они всячески пытались ограничить духовное влияние монастыря и создать препятствия для священного служения. Однажды к отцу Алипию пришли отбирать ключи от Богом зданных пещер. Тогда он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий! Давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие кинулись наутёк, и попытка отнять ключи закончилась ничем. Смог преодолеть отец Алипий и запрет властей на посещение пещер, благословил здесь ежедневно совершать панихиды, чтобы люди могли помянуть своих родных и близких. Архимандрит Алипий прекрасно владел даром слова, его проповеди вызывали слёзы на глазах слушателей. Он также писал любительские стихи и серьёзные статьи по церковной истории. В своих речах отец наместник безбоязненно обличал атеизм и учил христианским добродетелям. Иногда между паломниками можно было услышать: «Давай поживём в монастыре ещё недельку, вдруг отец Алипий будет говорить». В словах отца Алипия обнаруживались и глубокий ум, и твёрдость духа, и сдержанный юмор. Однажды представители гражданских властей, проверяя монастырь, стали придираться, что монахи живут недостаточно обеспеченно и в постоянных трудах. Тогда отец Алипий обратил их внимание на богослужение, которое совершалось в Успенском храме: «Слышите?» – «Слышим», – последовал ответ. «Что слышите?» – «Монахи поют». – «Ну вот, если б монахи плохо жили, то не запели бы». В другой раз члены инспекции увидели, как верующие разбивают в монастыре клумбочки. «Кто это у вас работает и на каком основании?» Наместник ответил: «Это народ-хозяин трудится на своей земле». Когда представители властей стали выяснять, почему отец Алипий не выполняет указ о запрещении совершения богослужений в пещерах, он сказал: «Я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Победу коровы отпраздновали на пастбище. Выборы по-Печерски В советское время все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать». «Прекрасно», – сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», – ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место. Благословение для коммунистов Однажды два областных финансовых работника прибыли в монастырь, чтобы проверить доходы. Алипий спросил их: – Кто вас уполномочил? Предписания на бумаге у них не оказалось. – Нас уполномочил народ! – Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас, – предложил Алипий. – Нас уполномочила партия! – уточнили проверяющие. – А сколько в вашей партии человек? – 20 миллионов. – А в нашей Церкви – 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может. В следующий раз финансовые работники пришли уже с предписанием. Алипий ответил им, что несмотря на предписание, он может разрешить проверку только по благословению владыки епархии. Тогда те связались с владыкой епархии и получили «благословение». – Вы коммунисты? – спросил их Алипий. – Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят.

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

Это я лично слышал от отца Алипия, который заканчивал этот краткий рассказ словами: «Вот я и служу Пресвятой Богородице» (ведь Псково-Печерский монастырь посвящен Успению Пресвятой Богородицы). Когда он умирал, ему явилась Божия Матерь. И он просил кисти и краски для того, чтобы запечатлеть Ее дивный образ. В этой радости он предал свой дух Господу. Почему я говорю, что отец Алипий был как «власть имеющий»? Когда он приехал в Псково-Печерский монастырь, были готовы все документы к закрытию обители. И ныне покойный, а тогда архидиакон и бессменный казначей монастыря (впоследствии архимандрит) Нафанаил говорит ему: «Отец Алипий, ознакомьтесь, пожалуйста, с документами на закрытие монастыря». А документы были подписаны самим Никитой Сергеевичем Хрущевым! Отец Нафанаил приносит документы, и отец Алипий, не глядя, распоряжается: «Брось в печку». На что отец Нафанаил резонно замечает: «Но ведь мы же подвергнемся гонению. Вас, отец Алипий, посадят в тюрьму…» Документы были брошены в печку. Сгорели. Отца Алипия вызвал уполномоченный по делам религии Псковской области: «Вы познакомились с документами на закрытие монастыря?» Отец Алипий, как это сейчас говорят «на голубом глазу», недоумевает: «Какие документы?» — «Да, вот, на закрытие монастыря, подписанные Никитой Сергеевичем Хрущевым». — «Новый наместник — новые документы. Я велел их сжечь». — «Как сжечь? Мы вас в Сибирь…», и давай угрожать! Отец Алипий взял свой наместнический посох, стукнул им изо всей силы по столу и сказал: «Не Вы меня упечете в Сибирь, а я Вас упеку в Сибирь». Уполномоченный остепенился, устрашился перед таким несокрушительным духом отца Алипия и, по всей видимости, почувствовал, что в этих словах есть правда. А кто знает? Отец Алипий воевал в чине то ли офицера, то ли подполковника, прислан в Печоры из Москвы (из Троице-Сергиевой Лавры), кто и что за ним стоит…?! Так монастырь был сохранен в лютые хрущевские времена. Нужный для пчел: архимандрит Авель (Македонов) «Наша брань не с плотью и кровью (то есть не с людьми, не с животными), а с духами злобы поднебесной», — говорит апостол Павел. Его слова повторяет Дмитрий Карамазов: в мире диавол борется с Богом, и полем брани является человеческая душа. Так вот старцы, это великие люди, которые превозмогли духовную брань и победили с помощью Божией «духов злобы поднебесной».

http://pravmir.ru/portrety-startev/

— Отче, за что, за что наказал ты меня? Вижу, ты болен, не в силах сам писать... Но почему не предупредил меня? Я мог заказать икону другому иконописцу... Весь праздник теперь для меня пропал! О отче, как это жестоко!.. С грустью смотрел на старика Алипий. — Не печалься,— чуть слышно проговорил он.— Господь милостив. Старик вышел из кельи, и Алипий остался один, с молитвой на устах. Было тихо, тихо. Сумерки спускались на землю и придавали всему какую-то таинственность... Алипий впал в легкую дремоту. И вдруг, показалось ему, что дверь кельи неслышно отворилась, и вся комната наполнилась ярким светом. И видит Алипий сквозь сон, что в келью вошел юноша в ослепительно белой одежде. Его дивное лицо светилось лучезарным светом, на устах играла улыбка, а глубокие задумчивые глаза с любовью, ласково смотрели на Алипия. Неслышными шагами подошел чудный гость к доске с начатой Алипием иконой, взял кисть и быстро стал писать лики святых... " Кто это,— думает Алипий,— верно, старик прислал своего иконописца докончить мою работу. Как он прекрасен! Но откуда же такой свет, такое сияние его лица? Что за необыкновенная быстрота и совершенство его дивной работы! " И вдруг стало ясно Алипию, что это не простой человек, а небесный посланник... Сон отлетел от глаз старца: с изумлением и восторгом стал следить Алипий за работой неземного иконописца. Еще один последний мазок, и икона окончена! Чистая, непорочная Дева — Богоматерь, с невыразимой небесной благостью и любовью глядит с иконы на болящего старца: окруженная сонмом ангелов, поднимается Она на небеса и точно благословляет Алипия... Лучезарный свет все сильнее и сильнее озаряет келью... Через силу поднялся Алипий с постели и с просветленной ликующей душой припал к подножию иконы... Свет померк. Ангела сразу не стало, не стало и иконы; лишь оставшаяся пустая подставка, на которой стояла икона, да свежие разведенные краски свидетельствовали Алипию, что не во сне, а наяву все произошло... С грустью возвратился старик домой, тоскливо было у него на душе: икона, о которой он так мечтал, в честь которой была построена церковь, икона праздника Успения Богоматери не была окончена, не была на месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Отец Алипий, склонив голову, выслушал их. А потом поднял взор и скинул мантию… Лейтенанты вытянулись и онемели. Отец Алипий грозно оглядел всех и потребовал у близстоящего офицера его фуражку. Тот покорно отдал ее монаху. Отец Алипий убедился, что на внутренней стороне околыша, как и положено, нанесена чернилами фамилия офицера, и, развернувшись, направился к своим покоям. Протрезвевшие лейтенанты поплелись за ним. Они бормотали извинения и просили вернуть фуражку. Молодые люди уже начинали догадываться, что впереди у них серьезные неприятности. Но отец Алипий не отвечал. Так юные офицеры дошли до дома наместника и в нерешительности остановились. Наместник открыл дверь и жестом велел всем войти. В тот вечер он допоздна просидел с ними. Угостил так, как мог угощать только Великий Наместник. Сам провел лейтенантов по монастырю, показывая древние святыни и рассказывая о славном прошлом и удивительном настоящем обители. Напоследок он по–отцовски обнял каждого и щедрой рукой одарил молодых людей. Те смущенно отказывались. Но отец Алипий сказал, что именно эти деньги, собранные их бабками, дедами и матерями, пойдут им на пользу. Это был, конечно, особый случай, но отнюдь не единичный. Отец Алипий никогда не терял веру в силу Божию, преображающую людей, кем бы они ни были. По своему опыту он знал, как много вчерашних гонителей Церкви становились тайными, а то и открытыми христианами — может быть, именно благодаря грозным словам правды и обличения, которые им приходилось выслушать от отца наместника. Спустя месяцы, а порой и годы вчерашние враги возвращались к отцу Алипию уже не ради притеснения монастыря, а чтобы увидеть в Великом Наместнике свидетеля иного мира, мудрого пастыря и духовника. Ведь без страха произнесенная правда, какой бы горькой и поначалу непонятной она ни казалась, навсегда остается в памяти человека. И будет обличать его до тех пор, пока он не примет ее или не отвергнет навсегда. То и другое — в полной власти каждого.   В своих письмах епископу Псковскому Иоанну архимандрит Алипий докладывал: «Газетные статьи переполнены незаслуженными оскорблениями и клеветой в адрес честных, добрых и хороших людей, оскорблениями матерей и вдов погибших воинов. Вот их «идеологическая борьба» — изгнание сотен и тысяч священников и клириков, причем самых хороших. Сколько их приходит к нам со слезами, что нигде не могут устроиться хотя бы на мирскую работу. У них жены и дети не имеют на что жить».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Между тем собор был окончен, и иноки-греки собрались в обратный путь. Тяжело было Алексею расставаться с горячо любящим старцем-учителем, который столько лет, как отец, заботился о нем, научил его многому, пробудил И наставил на истинный путь его молодую душу… — Помни, Алексей, — говорил инок Григорий, прощаясь с юношей, — все, чему я научил тебя, что ты знаешь, — всем ты обязан Господу; люби и верь в Него, надейся и прибегай к Нему в минуты горя, ибо Он велик и благость Его не имеет границ... Послужи Ему и прославь Его святое имя!.. Через три месяца юноша постригся в монашество и из Алексея обратился в инока Алипия. С первых же дней своего монашества он ревностно принялся служить Богу и помогать ближним. Слава о его необыкновенном даре иконописца быстро росла. С радостью брался Алипий за кисть; он любил свое дело и сам просил уведомлять его, если где икона приходила в ветхость. За свою работу Алипий никогда не брал денег. Занимаясь иконописью, Алипий не забывал и другого дела, которому научил его отец Григорий — врачевания. Множество больных приносили к нему, и многих несчастных он исцелял своим искусством и горячей молитвой. Врачуя телесный недуг, Алипий заботился также и о душевном исцелении болящего. Алипий считал болезнь наказанием за грехи и побуждал больных к раскаянию. Горячая и убедительная речь Алипия находила отклик в душах больных и пробуждала в них сознание виновности перед Богом и желание впредь не грешить. Был холодный осенний день. С утра шел мелкий дождик, сильный порывистый ветер тоскливо завывал в трубах. Алипий усердно работал в своей тесной келье, он спешил до вечера дописать заказанную большую икону. Вдруг кто-то тихо, нерешительно постучал в дверь. Алипий тотчас встал, оставил работу и направился к двери. — Кто бы это был? — думал он.— Неужели больного решились нести ко мне в такую погоду?.. Но едва он открыл дверь, как в смущении невольно слегка отступил: перед его дверью, на коленях, стоял человек, больной проказой. Гнойные струпья, словно корой, покрывали лицо несчастного, из зияющих ран сочилась темная кровь...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Алипий учился иконописанию и помогал мастерам. Когда окончена была настенная живопись в печерской церкви, Алипий был пострижен Никоном в иночество. Он трудился и писал свв. иконы игумену и братии, ничего не принимая за свой труд. Алипий сам просил извещать его, если где-либо в церкви видели обветшавшие иконы; он брал их к себе и поправлял, не требуя за это платы. Пр. Алипий никогда не оставался праздным, так что по трудолюбию уподоблялся древним отцам: днем он занимался иконописанием, а большую часть ночи проводил в молитве и пении псалмов; только божественная служба, которой он не оставлял ни для какого дела, отвлекала его от обычных занятий. Если случалось ему получать плату за свой труд, то одну часть он употреблял на покупку материалов для иконописания, другую на милостыню нищим, а третью на свои нужды. Так трудился пр. Алипий в течение многих лет. Игумен лавры, уважая его великие добродетели и чистую жизнь, возвел его в сан священства; с этого времени пр. Алипий просиял еще большею красотой добродетелей, как иноческих, так и иерейских, так что благодать Божия видимо почила на нем, обнаружившись даром чудотворений. Один киевлянин страдал такою сильною проказою, что ему не могли помочь никакие лекарства. По совету своих друзей, но без собственной веры в возможность выздоровления, он пришел в печерский монастырь просить себе молитвы преподобных отцов. Игумен приказал напоить его водою из колодезя пр. Феодосия и тою же водою намочить голову. Но лишь только больной напился воды, как внезапно же за свое неверие покрылся смрадными струпьями, так что люди стали бегать его. С горестью он возвратился домой, не смея никому показаться и ожидая себе смерти. Но вот однажды пришло ему на мысль идти снова в обитель и покаяться в своих прегрешениях. Он пришел в монастырь и искренно исповедал пред Алипием свои грехи, как и свою скорбь. Алипий покрыл все его струпья красками, приготовленными для святых икон; за тем привел в церковь , приобщил св. Тайн, обмыл струпья его водою, принесенною для литургии, – и он весь стал здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010