Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 163; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 130; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 528. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/182087.html

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили. Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. • Одна из известных икон, написанных прп. Алипиемикона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

В рукописных слав. Минеях студийской традиции 22 сент. помещается общий канон И. и прор. Ионе (напр., см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0174-0177). Память И. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281): совершается служба с пением « Аллилуия » на утрене; последование И. и прор. Ионы соединяется со службой Октоиха. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (Там же. Т. 3. С. 30),- память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. и прор. Ионе поется на повечерии. Такие же указания содержатся в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в Синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется. В русской Минее (Минея (МП). Сент. С. 612-617) содержится общий канон И. и прор. Ионе (тот же, что и в слав. Минеях студийской традиции; греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 1. P. 294-305) с акростихом Το σο προφτου, Χριστ, μλπω τ κλος (Твоего пророка, Христе, пою славу) 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Τς ψυχς φυλξας (Душевное сохранив). Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/578256.html

Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 126-136; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1; Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 19882.. Серг. П., 1992р; Четвертый удел Богородицы/Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995; Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители/Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997; Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

http://pravenc.ru/text/64434.html

АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 1918), миссионер, мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Борисович Нейдгардт († 1918), мч. (24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Николаевич Серебренников (1882 - 1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_6.html

В 1901 г., несмотря на плохое состояние здоровья, отправился в поездку по российским подворьям Ильинского скита в Одессу, Таганрог, ст-цу Николаевскую. Перед отъездом с Афона Г. А., предчувствуя близкую кончину, завещал братии: «Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков... то и сердобольные наши благотворители... не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует». Он был похоронен в склепе храма одесского подворья. 22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики храма открыли нетленные мощи подвижника. В последующие дни от святыни совершилось неск. исцелений. В 1994 г. Свящ. Синодом УПЦ Г. А. был канонизирован, рака с его мощами установлена в соборе бывш. подворья, к-рое в 1995 г. обращено в одесский во имя святого Илии пророка муж. мон-рь . Составлены тропарь, молитва и акафист святому. Ежедневное монастырское богослужение начинается с братского молебна у мощей подвижника. Частица от гроба, в к-ром были обретены мощи Г. А., хранится в соборе св. Александра Невского в Мелитополе. На заседании 30 ноября 2017 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Гавриила Афонского, включив его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением памяти 9 июля. Лит.: Ващенко Вс. Скит св. прор. Ильи//Правосл. путь. Джорд., 1961. С. 167-168; он же. Святоименный Афон. Штутгарт, 1962. С. 34-36; Канонизация одесских святых. Од., 1995. С. 5-51; Басин И. Канонизация святых в Украинской Правосл. Церкви Московского Патриархата, 1993-1996 гг.//Вестн. РХД. 1997. Т. 176. 2/3. С. 222-223; Житие//Рус. паломник. 2001. 23. С. 5-13; Жития Одесских святых. М., 2002.С. 238-256. П. В. Троицкий Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/161351.html

Сошествия Св. Духа в Ярославле. В 1652 и 1660 гг. был кормовым иконописцем в Архангельском соборе Московского Кремля. По личному прошению отпущен в Ярославль, где поставлен во главе артели, занимавшейся восстановлением после пожара 1658 г. иконного убранства Успенского собора и ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, однако сам участия в этих работах не принимал ( Успенский. 1910. С. 73). Для местного ряда юж. придела ц. прор. Илии в Ярославле, согласно описи этой церкви 1651 г. ( Трехлетов. 1850. С. 421), им написан образ арх. Гавриила. В 1692 г. «по старому знамени» написал для ц. Рождества Пресв. Богородицы по заказу митр. Иоасафа (Лазаревича) икону «Успение Богородицы» (РГАДА. Ф. 235. Приходно-расходная книга Ростовского митр. Иоасафа 1692 г.- Казакевич. 1980). По атрибуции Т. Е. Казакевич ему принадлежат следующие иконы: помещавшиеся прежде над сев. дверью иконостаса ярославской ц. прор. Илии «Спас Эммануил, с ангелами» (1650; в наст. время - ЯИАМЗ. Инв. 41307. ИК 216) и над его юж. дверью «Ангел Благое молчание» (ЯИАМЗ. Инв. 41323. ИК 231), для придела во имя прп. Варлаама Хутынского той же церкви «Гора Нерукосечная» (50-е гг. XVII в.; ЯИАМЗ. Инв. 41438. ИК 330), а также в сев. части этого иконостаса композиция на тему предания о просфоре (50-е гг. XVII в., вместе со Степаном; ЯИАМЗ. Инв. 41308. ИК 212). Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 13, 31, 32; Трехлетов Е. Я. Опись ярославской Ильинской ц., составленная в 1651 г. храмоздателями Скрипиными//Ярославские ГВ. 1850. Ч. неофиц. 43. С. 421; Ровинский Д. А. История рус. школ иконописания до кон. XVII в.//ЗРАО. СПб., 1856. Т. 8. С. 142; ПДП. 1899. Т. 60. Вып. 2; Успенский А. И. Царские иконописцы. 1910. Т. 2. С. 71, 73; 1916. Т. 4. С. 58; Ярославские писцовые, дозорные, межевые и переписные книги XVII в.//Тр. ЯГУАК. Ярославль, 1913. Кн. 6. Вып. 3/4. С. 93; Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. С. 200; Казакевич Т. Е. Иконостас ц. Илии Пророка в Ярославле и его мастера//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Мат-лы и исслед. М., 1980. С. 20, 25-30, 34, 37-38; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 70, 319, 320; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 200-201. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/180694.html

Из произведений А. в Патерике названы 5 икон деисусного чина и 2 местные, предназначавшиеся для одной из киевских церквей; местная икона Богородицы из числа этих икон после пожара в Киеве (вероятно, в 1124) была по приказу киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха перенесена в Ростов; ее отождествляли с иконой Божией Матери «Великая Панагия» (Оранта) (ГТГ. Инв. 12796), к-рая в наст. время датируется 1-й третью XIII в. Попытки приписать кисти А. те или иные из сохранившихся икон малоосновательны или ошибочны; напр., наиболее вероятная дата создания Печерской (Свенской) иконы Божией Матери (ГТГ. Инв. 12723), к-рую также связывали с именем А.,- кон. XIII в. (ок. 1288?, по каталогу ГТГ). Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Скончался А. вскоре после 15 авг. (чему соответствует и день его памяти) неизвестного года (встречающаяся в лит-ре дата ок. 1114 не подтверждается источниками). Мощи А. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Тропарь А. включен в 4-ю песнь «Канона преподобным отцем Печерским» иером. Мелетия Сирига , составленного в 1643 г. по благословению свт. Петра (Могилы) (Акафисты и каноны. Л. 367об.), что можно считать актом местной канонизации А. Имя А. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), кроме того, «память преподобного отца Алимпия, иконописца чюдотвориваго», отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 331об.). После указов Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг. о внесении киевских святых в московские Месяцесловы можно говорить об установлении общецерковного почитания А., при этом имя святого стало употребляться в форме, более близкой к греч. имени (Αλπιος),- Алипий. Славословная служба А. (см. Знаки праздников Месяцеслова ), напечатанная в Минеях изд. Московской Патриархии (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 197-207), была написана, вероятно, во 2-й пол. XVII в. Иконография

http://pravenc.ru/text/114292.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010