Это большая редкость: ротонда, то есть круглое здание, в церковной архитектуре классицизма еще встречается, но у нас две ротонды: внутренняя и внешняя. У храма три придела: в честь Воздвижения Креста Господня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Алексия, митрополита Московского. Последнее посвящение неслучайно: некогда здесь находилась вотчина рода Игнатьевых, родоначальником которых был боярин Федор Бяконт. У его сына Феофана было прозвище Плещей – от него пошел род Плещеевых. Родной брат Феофана Федоровича Плещеева Елевферий Федорович (1293 – †12 февраля 1378) с детских лет нашел свое предназначение в служении Господу. Мы знаем его как великого подвижника святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, в честь которого в 1808 году и был освящен северный придел нашей церкви Воздвижения Креста Господня села Яковлевское, которое позже стало поселком Ленинский на окраине Тулы. Тогда имение уже принадлежало Мансуровым. Тут был барский двор, пруд, сад, винокурня. Старший брат, Дмитрий Сергеевич Мансуров, был губернским предводителем дворянства. А младший, Алексей Сергеевич, женился на своей крепостной крестьянке. У них было трое родных детей и еще приемный сын, из дворян. Он расписывался на документах за свою названную мать, которая так и оставалась неграмотной. Вот такие черточки из минувшего я узнала, разыскивая информацию о храме в архивах. – Расскажите о храме св. Александра Невского, который стоит рядом с Крестовоздвиженским, – такие же руины… – Если будет воля Божия, то надеемся, что он тоже будет восстановлен. Это была классическая пара: неотапливаемый летний Крестовоздвиженский храм и зимний Александро-Невский. Интересно, что этот храм раньше был оранжереей помещиков Мансуровых. Если вы посмотрите на него, то увидите, что там очень много окон, а алтарь пристроен с южной стороны. В 1864 году новая владелица усадьбы Анна Петровна Быкова по просьбе местного священника, отца Михаила Соболева, отдала это здание под церковь. Оранжерею перестроили в храм за два года.

http://pravoslavie.ru/157652.html

С 1936 г. в Джэксон-Хайтс (Нью-Йорк) возобновилось регулярное издание офиц. печатного органа М. о. «Русско-американский православный вестник» (см. «Американский православный вестник» ). В это же время в Нью-Йорке в специально приобретенном здании был устроен кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы, заменивший захваченный обновленцами Николаевский храм. Делегация М. о. во главе с Аляскинским еп. Алексием получила приглашение на Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января - 2 февраля 1945 г. , но прибыла в Москву уже после окончания соборных заседаний. На переговорах с патриархом Алексием I была достигнута принципиальная договоренность о воссоединении М. о. с РПЦ на правах автономии, однако вопрос о пределах самостоятельности митрополии оставался нерешенным. 14 февр. 1945 г. патриарх Алексий и Синод РПЦ приняли указ с проектом автономного устройства Американской Церкви в составе Московского Патриархата. Согласно патриаршему указу, рус. правосл. епархии в Сев. и Юж. Америке образовывали митрополичий округ - Экзархат Московского Патриархата. Предполагалось, что в мае 1945 г. будет созван Собор духовенства и мирян М. о. и Североамериканской епархии РПЦ под председательством делегированного патриархом Алексием I в США Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева) . Собор должен был принять решение о воссоединении с РПЦ и избрать нового главу митрополии - патриаршего экзарха. В качестве возможных кандидатов на должность экзарха, главы М. о., патриарх Алексий предложил митр. Вениамина (Федченкова) или архиеп. Алексия (Сергеева). Собор мог выдвинуть и избрать своего кандидата, но избранный глава митрополии подлежал утверждению патриархом, имевшим каноническое право отвода избранного кандидата, если он будет признан не соответствующим должности. В указе выдвигалось требование к епископату и клиру М. о. воздержаться от антисоветских выступлений и прервать отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В случае принятия этих условий Собором архиереев М. о. с епископата и клира Американской митрополии снималось наложенное Московской Патриархией в 1933 г. запрещение в священнослужении. Собор архиереев М. о. в Чикаго (шт. Иллинойс) 22-25 мая 1945 г. решил не принимать патриарший указ к исполнению. Собор оставил в силе «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке» 1937 г. в части отношений с Архиерейским Синодом РПЦЗ, но создал комитет по подготовке Всеамериканского Собора для обсуждения вопроса о воссоединении с Московским Патриархатом (сроки созыва Собора неоднократно переносились).

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Д. Н. Прянишникова. Сам Сергей Саввич Драгунов стал профессором, заведовал кафедрой химии в Московском торфяном институте. Драгуновы поддерживали постоянную связь с отцом Сергием Мечёвым и в те годы, когда он был в ссылках. На квартире сестры Сергея Саввича Надежды Саввичны и ее мужа академика Николая Андреевича Шмелева во время своих тайных посещений Москвы протоиерей Сергий служил литургии. (Здесь уместно сказать, что Н. А. Шмелев принимал деятельное участие в судьбе дочерей отца Сергия: в руководимом им Институте туберкулеза Ирина Сергеевна работала много лет, защитила кандидатскую диссертацию; некоторое время здесь трудилась лаборантом Елизавета Сергеевна. Да и вообще в стенах Института находили себе место многие верующие люди, которым трудно было где-либо устроиться. Есть сведения, что Н. А. Шмелев был духовным сыном еще старца Алексия Мечёва . Так, в воспоминаниях М. А. Крашенинниковой, опубликованных к книге «Московский старец протоиерей Николай Голубцов» (М., 2008. С. 70) читаем: «Директором Института (туберкулеза. –А. Г.) был Николай Андреевич Шмелев, в прошлом духовный сын отца Алексия Мечёва ; пел там в хоре, когда был молодой».) Пестов Николай Евграфович (1892–1982) Родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина (мать – из купеческого сословия). После окончания Нижегородского реального училища (1911) поступил на химический факультет Московского технического училища (с 1928 года – МВТУ). Имел только отличные баллы по всем предметам, но в связи с началом Первой мировой войны в 1914 году прервал учебу в ИМТУ и поступил в Алексеевское военное училище, которое находилось неподалеку, в Лефортове. С августа 1915 по октябрь 1917 года находился в действующей армии. В 1917 году ему присвоили звание поручика. За боевые заслуги был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени и Святой Анны 3-й степени. После Октябрьской революции Н. Е. Пестов вернулся в Нижний Новгород, где в августе 1918 года подвергся аресту как бывший офицер. 16 августа четыреста заключенных выстроили в ряд и приказали каждому десятому выйти из строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И когда я сейчас вижу здесь отца Михаила Сперанского, бывшего моим ректором, когда смотрю на благостного старца отца Иоанна Козлова или моего строгого оппонента отца Андрея Сергиенко, мне кажется, что минувшие годы возвращается к давно уже прошедшему времени, и я как будто не в Загорске, не в Троице-Сергиевой Лавре, но на берегах Невы и Обводного канала под сенью возлюбленного ученика Христова, апостола-богослова и богословов начальника святого Иоанна в то далекое прекрасное время» . Первым оппонентом митрополита Никодима был протоиерей Андрей Сергеенко. Участвовал во французском сопротивлении в годы Второй мировой войны . В 1936 году он основал Свято-Духовский скит, который находится в небольшом живописном местечке Мениль-Сен-Дени близ Парижа . В 1931 г. он окончил Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже и вернувшись в СССР, стал профессором ЛДА . В 1956 г. он защитил курсовое сочинение «Очерки к вопросу о старокатолическом движении» в четырех книгах, а в 1968 г. он защитил магистерскую диссертацию «Старокатоличество (история и основные положения)» в Московской духовной академии. Протоиерей Андрей Сергеенко умер через два года после защиты в 1973 г. Отзыв протоиерея А. Сергеенко, также сохранившийся в копии в журнале Совета МДА, содержал ряд критических замечаний, хотя в целом был вполне положительным. Полными и компетентными были и ответы магистранта на вопросы участников защиты. Однако надеждам на избрание митрополита Никодима Патриархом не суждено было сбыться. Митрополит Пимен, как указывает О.Ю. Васильева, активно старался с помощью властей противостоять влиянию митрополита Никодима: «Считал при этом, что власть должна более серьезно подойти к нейтрализации любой инициативы со стороны митрополита Никодима» . Сделав ставку на митрополита Пимена, власти исключили возможность избрания митрополита Никодима, настояв на открытом безальтернативном голосовании. После избрания Патриархом митрополита Пимена, то есть с 1971 г. здоровье владыки Никодима продолжало ухудшаться.

http://bogoslov.ru/article/485916

В монастыре Александр Сергеевич стал заниматься греческим языком: с помощью своего старца и благодаря своим способностям и памяти, он скоро изучил этот язык и настолько хорошо, что не только говорил, читал и писал по-гречески, но к нему даже стали обращаться за помощью изучавшие греческий язык. Вскоре и мать его поступила в русский женский монастырь на св. Елеоне и приняла постриг с именем Мариам. Монахини на Елеоне в то время получали около 80 пиастров в месяц (около 2 долл.); на такую сумму прожить было невозможно. Александр Сергеевич помогал матери из своих скудных средств. Много лет спустя, в январе 1949 года, его мать там и скончалась. Александр Сергеевич, под руководством своего старца Антония, вскоре принял постриг в рясофор с именем Алексия. Старец его был выдающимся подвижником лавры и обладал сердечной молитвой. Молодой инок был у него 16 лет на «безусловном послушании» (как он сам пишет в одном письме). После кончины старца в 1943 году он стал пользоваться советами русского иерея Игнатия, который был очень опытен в духовной жизни и мог дать хороший совет, но в 1951 году о. Игнатий скончался. Старец о. Антония и сформировал окончательно мировоззрение своего ученика: сделал из мудрствующего интеллигента простого монаха, который не учил других, а сам у всех учился. Не рассуждал, а узнавал, что сказали св. Отцы на данную тему. Любимым чтением его стали жития святых. Послушание было любимое – пономарем в церкви. В течение многих лет инок Алексий нес добровольно еще целый ряд мелких послушаний: делание свечей, в особенности из пчелиного воска для св. Трапезы и жертвенника, для панихид и некоторых других нужд. Перед каждым всенощным бдением он собственноручно заправлял множество лампад, чтобы, с одной стороны, обеспечить их долгое горение, а с другой – соблюсти экономию. Долгие годы пономарства дали ему большой опыт в этом деле. Он всегда приготовлял коливо для праздников и панихид, будил пономарей за полтора часа до начала полунощницы, паял сломанную железную посуду и даже разводил кое-что в огороде. На службы он приходил всегда одним из первых, принимал в них участие и регулярно читал кафизмы, а когда было нужно, то и пел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О любимом житии святого — Ю. Арабов, А. Архангельский, В. Хотиненко, А. Золотов, П. Лунгин, А. Макарский Когда-то, еще при жизни Сергея Сергеевича Аверинцева, мне приснился сон, в котором Сергей Сергеевич мне объясняет, кто такой святой. ‘Как же ты не понимаешь, это же очень просто’, — сказал он мне, показывая на черное небо, где, будто ножницами прорезанный, появился силуэт фигуры, сквозь который хлынул золотой свет. 10 ноября, 2012 Когда-то, еще при жизни Сергея Сергеевича Аверинцева, мне приснился сон, в котором Сергей Сергеевич мне объясняет, кто такой святой. ‘Как же ты не понимаешь, это же очень просто’, — сказал он мне, показывая на черное небо, где, будто ножницами прорезанный, появился силуэт фигуры, сквозь который хлынул золотой свет. 10 ноября Русская Православная Церковь вспоминает святителя Димитрия, митрополита Ростовского, составителя Житий святых. Пожалуй, у каждого из верующих есть своя история, связанная с теми или иными святыми, особенности знакомства с образцами житийной литературы. Своим опытом делятся журналисты, деятели культуры… О нестяжательстве и «хрущевке» Юрий Арабов, писатель, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России Юрий Арабов Любимое мое житие — Алексия, человека Божьего , римского юноши, который отказался от богатства, стал нищим и некоторое время жил неузнанным в качестве бродяги под лестницей своих богатых родителей. Сейчас на этом месте в Риме стоит прекрасная церковь, я был в ней несколько лет тому назад и впервые узнал об этой истории. Приехав в Россию, нашел житие Алексия и понял, что оно мне чрезвычайно близко… Нестяжательство, — это то, в чем особо нуждается современный мир. И подвиг римского юноши, переборовшим гордыню и ловушку комфорта, для меня чрезвычайно важен. Я и сам бы хотел жить под лестницей богатого дома, если бы он у меня был. Но я живу в двухкомнатной «хрущевке», так что подвиги благочестия приходится делать на другой ниве. Золотой силуэт на черном небе Александр Архангельский , писатель, публицист, телеведущий

http://pravmir.ru/o-lyubimom-zhitii-svya...

Преподобномученик Феодор (Богоявленский) Молодой монах отец Феодор Преподобномученик Феодор (Богоявленский) Подойдя к плачущей сестре, он утешил ее: «Глупенькая, ну что ты плачешь, радоваться надо, а не плакать! Два года преподобномученик провел в тюрьмах. От него требовали, чтобы он назвал всех своих духовных чад и людей, с которыми близко общался, у кого проживал, приезжая в Москву. Ответы подсудимого лишь раздражали следователей: «Я считаю для себя нравственно невозможным называть следствию лиц, у которых я проживал». После очередного требования назвать помощников следователь был вынужден записать в протоколе: «На этот вопрос обвиняемый дал столь контрреволюционный ответ, что я его не записал». Преподобномученик Феодор погиб после пыток в тюрьме г. Балашова Саратовской области 19 июля 1943 года. Его житие написано архимандритом Дамаскиным (Орловским). Принадлежавшая святому Казанская икона Божией Матери в октябре 2009 года была передана в Высоко-Петровский монастырь. Казанская икона Божией Матери Еще трое петровцев изображены с другой стороны картины. Постоянным певчим на левом клиросе обители был блаженный слепец Данилушка, обладавший абсолютным слухом. Данилушка знал наизусть большие отрывки Священного Писания и творений святых отцов. Павел Дмитриевич пригласил его к себе на чердак, в мастерскую на Арбате, в 1931-м году. «А Вавилон-то шумит», – говорил Данилушка, прислушиваясь к шумевшей и грохотавшей внизу Москве. Таким вот юродивым, человеком «не от мира сего», и запечатлел его Корин. Слепец Данилушка По правую руку от слепого Данилушки на картине изображен еще один клирик обители – архимандрит Алексий (Сергеев). Архимандрит Алексий (Сергеев) «Почему вы изобразили меня с таким хищным взглядом, как у коршуна?» – спросил он Корина, увидев эскизы, и перестал ходить к художнику . Но художники часто видят то, чего не видят другие. Именно доносы и показания архимандрита Алексия стали причиной арестов и ссылок многих клириков и прихожан обители. Именно доносы и показания архимандрита Алексия стали причиной арестов и ссылок многих клириков и прихожан

http://pravoslavie.ru/137157.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010