Конференция " Современная православная гимнография " ЦВ 22 (419) ноябрь 2009 /  28 ноября 2009 г. Умножить славу человека, уже прославленного Церковью Конференция «Современная православная гимнография» состоялась 24 ноября в Издательстве Московской Патриархии. В ней приняли участие члены Синодальной Богослужебной комиссии, сотрудники Издательства Московской Патриархии, сотрудники институтов Российской академии наук, преподаватели и студенты духовных школ. Участники конференции обсудили литургические и филологические вопросы, связанные как с новейшими гимнографическими текстами, так и с написанными ранее чинопоследованиями. Открывая работу конференции, председатель Синодальной Богослужебной комиссии архиепископ Орехово-Зуевский Алексий рассказал о работе комиссии над современными богослужебными текстами. «Наша основная задача — умножить славу человека, уже прославленного Церковью, — отметил архиепископ Алексий. — В основе создания богослужебных текстов лежит участие человеческого сердца. Поэтому при решении спорных вопросов мы очень внимательно относимся ко всем пожеланиям и замечаниям каждого участника нашей комиссии. Текст должен ложиться очень легко, быть понятен. Те богослужебные тексты, которые мы создаем, должны принадлежать не отдельным специалистам, но всей полноте Церкви». Проблемам изучения современной церковной гимнографии посвятил свой доклад Александр Кравецкий, к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка при ИРЯ РАН (Москва). В своем выступлении он также остановился на вопросах сотрудничества исследователей и издателей. По его мнению, современное исследование церковнославянского языка невозможно представить себе без использования компьютерных технологий. Для проведения подобных исследований необходима полная оцифровка основного блока богослужебных книг в формате, доступном для филологического анализа. «Частично такая работа была проведена группой исследователей, — отметил Александр Кравецкий, — в результате чего в Интернете появились тексты, к которым сейчас обращаются исследователи церковнославянского языка. Это замечательно. Беда лишь в том, что в качестве оригинала для оцифровки выбирались бессистемно подобранные тексты. Теперь все исследователи опираются на них, и приходится лишь надеяться на то, что возникающие в связи с этим ошибки будут статистически незначимы».

http://e-vestnik.ru/church/umnozhit_slav...

(Виноградов Александр Николаевич, 5.11.1845, с. Чамерово Весьегонского у. Тверской губ. -1919, Оптина пуст. ), иером., миссионер и китаевед. Род. в семье священника. В 1859-1865 гг. учился в С.-Петербургской ДС; после ее окончания в 1867-1868 гг. посещал занятия в СПбДА, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской ДС с 1868 по 1873 г., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, к-рый окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора С.-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом ин-те Н. В. Калачова в 1878-1881 гг., одновременно занимался в имп. Академии художеств , где успешно прошел программу обучения в объеме 2 курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжелой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре , а затем с окт. 1888 г. на Киевском подворье в С.-Петербурге. После публикации ряда серьезных научных трудов, в т. ч. посвященных Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 г. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжелого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пуст. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвященная подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898-1901 и русско-япон. войны 1904-1905). В 1904 г. предпринял попытку покинуть мон-рь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пуст., не напечатана. В период гражданской войны А. умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ (Ф. 52).

http://pravenc.ru/text/64650.html

Об обязанности пасомых содержать своих пастырей. Поучение в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? ( 1Кор.9:11 ) Из всех нареканий, какие приходится выносить нам, служителями Церкви, едва ли не самое обиходное то, будто все мы, лица духовные, чересчур пристрастны к стяжаниям. Укоров нам в этом от кого нет? Сложилось даже присловие, что мы «с живого и мертвого» снимаем в своем стаде волну. Прискорбное явление, и не во храме бы Божием говорить о нем. Но ныне слышим мы Апостола рассуждающим об этом самом предмете, и это дает мне повод и смелость тоже коснуться в церковном слове сего нарекания и выяснить вам, как грешно вам попрекать нас тем, что живем мы на чужий счет. Приведем первее всего рассуждение Апостола о занимающем нас предмете в полном виде. Он говорит: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте впрочем, прибавляет Апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в нас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». – Братие! Что скажете вы против такого суждения апостольского? Кстати: Апостол здесь защищается, видимое дело, тоже от нареканий в дармоедстве. Итак, вот с каких времен, – со времен апостольских, упрекают злые языки пастырей духовных в тунеядстве. Стоит заметить это. Заметьте, – попомните, возлюбленные, и сие слово: какой воин служит когда либо на своем содержании? И: если мы посеяли в вас духовное: велико ли то, если пожнем у вас телесное, т.е. если за свои труды для вашего душевного спасения – будем жить на ваш счет, иметь содержание от вас?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) марта Священномученик Алексий Виноградов Священномученик Алексий родился 28 декабря 1871 года в городе Москве в семье чиновника Святейшего Синода Петра Виноградова, впоследствии ставшего священником. По окончании в 1897 году Духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем, а затем в 1900 году был рукоположен во священника. В 1928 году отец Алексий был назначен благочинным и в 1932 году возведен в сан протоиерея. В 1937 году он служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии. 27 ноября 1937 года отец Алексий был арестован и на следующий день допрошен. – Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! – потребовал следователь. – Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, – ответил священник. – Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний, – повторил следователь. – Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил. На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве. 9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру 9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который, несмотря на то, что осужден по 58-й статье, «до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому» .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/337/Alek...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe din Ucraina a vizitat Eparhia de Hust 21 octombrie 2014 19:40 20-21 октября 2014 года состоялся двухдневный архипастырский визит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Хустскую епархию . В городе Ужгороде 20 октября Предстоятеля Украинской Православной Церкви  встречали: митрополит Хустский и Виноградовский Марк , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор , епископ Бердянский и Приморский Ефрем , председатель Закарпатской областной государственной администрации Василий Губаль, председатель Закарпатского областного совета Иван Балога, духовенство Мукачевской и Хустской епархий. В тот же день Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил вечернее богослужение в Свято-Никольском мужском монастыре села Иза-Карповтлаш Хустского района Закарпатской области. Его Блаженству сослужили: митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Почаевский Владимир ;  архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор;  епископ Угольский Антоний , епископ Ирпенский Климент , епископ Бердянский и Приморский Ефрем, наместник обители архимандрит Адриан (Малета) и братия монастыря в священном сане. За богослужением молились митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор и епископ Горлицкий Паисий ( Польская Православная Церковь ). После богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил чин освящения иконостаса нового монастырского храма в честь преподобного Алексия Карпаторусского. 21 октября, в годовщину прославления преподобного Алексия Карпаторусского (2001), Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в Свято-Никольском монастыре. Также в этот день отмечалось 100-летие трагического Мараморош-Сиготского процесса над православными в 1913-1914 годах. На этом процессе судили верующих за их желание исповедовать православную веру. Главным обвиняемым был священник Алексий (Кабалюк) — активный участник движения за возрождение Православия на Закарпатье. 21 октября 2001 года Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Свято-Никольском монастыре чин прославления схиархимандрита Алексия в лике святых.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3801635...

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Хустскую епархию 21 октября 2014 г. 19:40 20-21 октября 2014 года состоялся визит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Хустскую епархию . 20 октября в городе Ужгороде Предстоятеля Украинской Православной Церкви  встречали: митрополит Хустский и Виноградовский Марк , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор , епископ Бердянский и Приморский Ефрем , председатель Закарпатской областной государственной администрации Василий Губаль, председатель Закарпатского областного совета Иван Балога, духовенство Мукачевской и Хустской епархий. В тот же день Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил вечернее богослужение в Свято-Никольском мужском монастыре села Иза-Карповтлаш Хустского района Закарпатской области. Его Блаженству сослужили: митрополит Хустский и Виноградовский Марк, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Почаевский Владимир ;  архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор;  епископ Угольский Антоний , епископ Ирпенский Климент , епископ Бердянский и Приморский Ефрем, наместник обители архимандрит Адриан (Малета), насельники монастыря в священном сане. За богослужением молились митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор и епископ Горлицкий Паисий ( Польская Православная Церковь ). По окончании богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил чин освящения иконостаса нового монастырского храма в честь преподобного Алексия Карпаторусского. 21 октября, в годовщину прославления преподобного Алексия Карпаторусского (2001), Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в Свято-Никольском монастыре. Также в этот день отмечалось 100-летие трагического Мараморош-Сиготского процесса над православными в 1913-1914 годах. На этом процессе судили верующих за их желание исповедовать православную веру. Главным обвиняемым был священник Алексий (Кабалюк) — активный участник движения за возрождение Православия на Закарпатье. 21 октября 2001 года Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Свято-Никольском монастыре чин прославления схиархимандрита Алексия в лике святых.

http://patriarchia.ru/db/text/3800790.ht...

В рамках Рождественских чтений прошла секция «Актуальные проблемы реализации стандарта православного компонента общего образования» 31 января 2013 г. 16:05 26 января 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя прошла секция XXI Международных Рождественских чтений «Актуальные проблемы реализации стандарта православного компонента общего образования». Мероприятие провели  епископ Нарвский и Причудский Лазарь  и заведующий сектором православного образования  Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви священник Алексий Алексеев. Кураторами секции были представители Синодального отдела религиозного образования — специалист по среднему образованию сектора православного образованияМ.Ю. Кравцова и координатор по научно-методической работе С.М. Шестакова. Священник Алексий Алексеев рассмотрел вопросы внедрения и реализации Стандарта православного компонента, деятельности образовательных учреждений в условиях принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. 2620-р, обозначил проблемные зоны работы школ в новых условиях, вопросы кадровой политики и системы повышения квалификации, акцентировал внимание участников на необходимости переподготовки администрации школ по специальности «Менеджер в образовании», на недопустимости подмены предмета «Основы православной веры» предметом «Основы православной культуры», обозначил перспективные направления работы. Руководитель Миссионерского отдела Городецкой епархии Нижегородской митрополии священник Алексий Червяков представил опыт системной работы в области методической и организационной поддержки школ в условиях принятия Стандарта. Также был представлен конкретный опыт школ и гимназий: Городецкой православной гимназии, Православной классической гимназии во имя прп. Варлаама Серпуховского, Православной гимназии Калининграда, Православной гимназии св. равноап. Кирилла и Мефодия г. Белгорода, Челябинской православной гимназии. Директора и заместители руководителей этих учебных заведений М.А. Федоровская, Л.А Эрлих, Л.Н. Опанасенко, Е.В. Виноградова, И.С. Фатеева представили возможности административного ресурса реализации Стандарта и организационные модели управления, материально-технические условия реализации, содержательную конкретику и возможности вариативности с учетом задач той или иной школы в рамках единого Стандарта, учебно-методическое обеспечение, различные образцы учебного плана и разные варианты включения вероучительных дисциплин в учебный план школы, модели концепции духовно-нравственного воспитания.

http://patriarchia.ru/db/text/2760890.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Петрович Виноградов (28.10.1873, Москва - 28.03.1938, Калининская обл.), сщмч. (пам. 15 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье чиновника Святейшего Синода, к-рый впосл. принял сан священника. В 1897 г. А. закончил ДС, 3 года работал учителем. В 1900 г. рукоположен во священника и служил в сельских храмах. В 1931 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, через 4 мес. освобожден из-за недостатка улик. С 1932 г. служил в г. Лихославле Калининской обл., где был возведен в сан протоиерея. В 1936 г. вновь арестован, вскоре освобожден. В нач. нояб. 1937 г. назначен в Ново-Троицкую ц. с. Высокого Калининской обл., но уже 27 нояб. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. На допросах А. виновным себя не признал, был приговорен к 10 годам лишения свободы, помещен в тюрьму г. Ржева Калининской обл. Здесь 9 февр. 1938 г. он опять подвергся аресту по обвинению в антисоветской агитации среди заключенных. А. расстрелян по приговору от 25 марта 1938 г. Реабилитирован 25 окт. 1963 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 2943-С. Л. 3-14; Арх. 18751-С. Л. 3-10. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64570.html

     Разговаривал с одним батюшкой. Беседа зашла о епитимиях. И он сказал фразу, которая очень меня взволновала. Над ней я потом долго начал думать. Он проговорил буквально следующее: «Что я ей буду давать епитимью. Вся жизнь наша епитимья». Есть фразы сочные и вкусные, как виноград, и это была одна из них. Она словно бы открывала некое мысленно-сердечное пространство для обдумывания, давала пищу для размышлений. Она, несмотря на свою кажущуюся плакатность, имела двойной, а то и тройной подтекст. Мы не говорили с этим батюшкой об отмене или ненужности епитимий. Боже упаси. Если они есть в Уставе, значит нужны, как некое горькое лекарство для врачевания духовных болезней. Но, мне кажется, их нужно накладывать очень осторожно. Почему? Потому что зачастую жизнь современного православного христианина очень тяжела. Она полна скорбей, болезней, тревог в духовном плане и в плане материально-семейно-финансового выживания. Жизнь человеческая – это Божий дар. Но так как мы все грешные люди, то человечество само ее превращает в пытку, в тяжелое, трудное, суровое испытание. Я в свое время духовно окормлял психиатрическую больницу и знаю, что наши психоневрологические интернаты переполнены. Психика – очень хрупкая вещь. Часто она не выдерживает напора жизненных обстоятельств, смешанных с собственными особенностями личности. Она ломается. Слово «шизофрения» обозначает «раскол ума». И вот современный израненный, искалеченный человек добирается до храма. Часто как в последней надежде, как к последнему оплоту, последнему спасательному кругу. С чем мы его встретим на пороге? Что мы ему предложим? Мы, священники и другие храмовые служители. Сможем ли мы разделить его горе? Сможем ли мы, как Симон Киринеянин, наклониться и поднять его крест, чтобы нести совместно? Вот какой вопрос мы должны себе задать. В истории Русской Православной Церкви такие батюшки, без сомнения, были. Это и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и святой праведный Алексий Мечев, чей день памяти мы празднуем 22 июня. Эти священники стали источниками-проводниками Божественной любви. Почему тысячи людей собирались к ним в храмы – на проповеди, исповеди, Литургии, молебны? Потому что они реально были источниками-колодцами живой воды Святого Духа. Их главным лекарством была любовь к каждому человеку, к каждой личности. Они старались никого не обходить своим вниманием, остановиться, уделить внимание каждому – каждой боли, каждому горю.

http://pravoslavie.ru/113909.html

Выставка, посвященная цесаревичу Алексею, открылась в Петергофе марта 2021 Фотовыставка " Петергоф - летняя императорская столица. Царевич Алексей Романов " открылась 28 марта в Петропавловском соборе Петергофа . Экспозиция организована в рамках краеведческого проекта, получившего президентский грант, и адресована в первую очередь школьникам младших и средних классов. Она рассказывает о последнем наследнике российского престола, шире - о традициях образования и воспитания детей - членов царской фамилии. Петропавловский собор был построен по указу императора Александра III, к сожалению, не дожившего до завершения строительства, и на его освящении присутствовала уже семья императора Николая II. Многие места Петергофа связаны с жизнью царской семьи.  Благочинный Петродворцового округа и настоятель собора протоиерей Михаил Терюшов перед открытием окропил стенды с фотографиями святой водой.  " Петергоф и царская семья неразрывно связаны. Здесь родились четверо детей последнего российского императора, и один из них - цесаревич Алексий, которому предстояло наследовать российский престол. Но Алексею не суждено было стать новым русским монархом, Господь уготовал для него иной жребий - стать новым русским святым. Выставка для детей очень важна, необходимо знать свою историю, правду о жизни царской семьи. Эта часть истории России очень трагична, но все равно ее нужно знать и помнить, чтобы подобное никогда не повторилось в нашем Отечестве " , - сказал в приветственном слове отец Михаил . Экскурсию по выставке провела сопредседатель Сообщества ревнителей памяти святого цесаревича Алексия Наталья Виноградова. Она рассказала детям и взрослым о жизни царской семьи, об уважении и любви друг к другу, о желании помогать и поддерживать друг друга не только со стороны родителей, но и о заботе детей о родителях. Ребята внимательно слушали, в заключение поделились впечатлениями об экскурсии. Директор воскресной школы Елена Репина подчеркнула, что учащиеся знают достаточно много о жизни цесаревича, поскольку школа носит его имя, на уроках изучают жизнь царской семьи, проводят викторины, отмечают памятные даты. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010