Александр Невский был князь, начальник. Сегодня у нас примерно такое представление: начальники – это те, кто с мигалками ездят, кому все почести, и что их левая нога захочет, то и будет. Кто дорвался до власти, тому все и будет. А какое представление о власти и о начальствовании в житии и вообще в Православии? Вот здесь показан такой сюжет, как Александр Невский возвращается с победой, и все новгородцы его встречают и восхваляют его: «Слава князю!» – «Александр Ярославич – наш защитник!» Это то самое, ради чего становятся князем: он на коне, и ему все почести, ему слава. Проходит всего несколько месяцев, и новгородцы его выгоняют, он уже не нужен, у них и так все хорошо, они же победители. Он забирает свою семью и уезжает. Все, выгнали. Александр уезжает, и еще совсем немножко времени проходит, и немецкие рыцари с чудью их окружают. Изборск захватили, Псков взяли. Они наступают, что делать? Опять паника. Смотрите, а кресло-то пустое, на котором князь сидел. Опять надо звать князя. И что делает Александр Невский? Отказывает им? Нет, он возвращается. И все то же самое. Опять «Слава князю!», опять «Александр Ярославич – наш защитник!», и вот он едет, и он все знает. Они ему это все уже говорили, а после этого выгнали, а сейчас он их опять защищать будет, и с большой вероятностью они опять к нему так же неблагодарно отнесутся. А может быть, и нет, но не ради этого он едет. Не для того, чтобы ему все кланялись, а потому, что он долг свой выполняет, людей едет защищать и землю свою защищать, и может на это жизнь свою положить. И вот последние кадры: бессмертие героя, потому что Александр Невский победил в итоге, есть такое предание, что он явился во время Куликовской битвы, что по его молитвам и его заступлением мы, собственно, и победили в итоге тех самых татар, перед которыми ему в какой-то момент пришлось, чтобы спасти своих людей, смириться. Учиться властвовать собой Есть еще несколько разворотов, посвященных тому, чему я могу научиться у святого. Каким он, например, был начальником, как посвящал себя служению людям. Надо ли нам это? Мы князьями не будем. Но на самом деле каждый из нас может быть начальником, в том числе любой отец семейства – это начальник в своей семье. И вот, какой он: тот, который приходит, командует, и все стоят по стойке смирно, и в этом весь смысл? Что такое начальник? Здесь рассказано, какие именно качества князя как начальника могут пригодиться любому начальнику. Может быть, дети, читающие эту книжку, когда-нибудь станут начальниками, в том числе мэрами городов или даже президентами, а почему нет? Готовиться надо сейчас, заранее. Как Александр Невский готовился с детства к тому, чтобы стать князем, так и нам надо учиться становиться князьями и царями в таком настоящем, подлинном смысле слова. Учиться властвовать в первую очередь самим собой.

http://pravoslavie.ru/143504.html

Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1; НПЛ; Псковские летописи/Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2; Livländische Reimchronik/Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.]; Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949; Акты исторические, относящиеся к России/Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.]; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. 372-378 [печати А. Я. Н.]. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966; Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском//Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavi and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources//Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63; idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs//Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72; Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs//Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 147-226; Кучкин В. А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского//СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.]; Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в.// Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.). СПб., 1997. С. 100-130; он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399. Джаксон Т. Н. , Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров)//Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Специальными премиями отмечены произведения главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, совместно с сыном Сергеем Куняевым написавшего книгу «Есенин»; искусствоведа Марины Колотило, посвятившую свою монографию людям, жившим ранее и проживающим сейчас в знаменитом Толстовском доме в Санкт-Петербурге («Толстовский дом: люди и судьбы»); капитана 2 ранга Владимира Шигина о моряках, положивших жизнь на алтарь Отечества («Герои забытых побед»); известных питерских историков Галины Корнеевой и Татьяны Чебоксаровой «Россия и Европа. Династические связи. Вторая половина XIX – начало XX в.»; основателя театрального музея музыкальной культуры, музыковеда Бориса Розенфельда «Шаляпин на Кавказе»; литературоведа и критика Виктора Калугина, впервые в своей антологии «Молитвы русских поэтов» представившего молитвы и молитвенные стихи русских поэтов XI-XXI веков.  В Санкт-Петербурге чествовали лауреатов премии «Александр Невский» 14.09.2011 «Александр Невский» – премия долгожитель, уже в седьмой раз (с 2005 года) ею награждаются писатели-историки, а с 2009 года еще и музейные работники, так как в рамках премии существуют и органично дополняют друг друга два больших конкурса – исторических литературных произведений и музейных мемориальных проектов. Среди большого количества разнообразных конкурсов, «Александр Невский» занимает свою уникальную нишу, оценивая биографические издания и выставочные проекты музеев, посвященные  выдающимся личностям отечественной истории. На пресс-конференции, состоявшейся также 12 сентября,  учредитель премии, генеральный директор группы компаний «Талион» Александр Ебралидзе заверил собравшихся, что традиции премии планируется продолжить: «Мы двигаемся дальше», – заверил он. Соучредитель премии, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев отметил: «На литературный конкурс мы принимаем историческую публицистику, отражающую кропотливый, серьезный, основательный исследовательский труд писателя-историка. Благодаря этой премии мы имеем возможность обозначить пунктир развития отечественной исторической литературы». Говоря о музейной части конкурса, Валерий Ганичев сказал, что «музеи отражают и сохраняют для потомков реальный исторический взгляд».

http://fond.ru/novosti/229-igumenu-damas...

Для этого русским нужно было окрепнуть после страшного опустошения, какое произвели татары во время своего нашествия на русскую землю. К тому же, русским недоставало еще единства, чтобы думать о свержении с себя монгольского ига. Наконец, Александр Невский своим острым умом прекрасно понимал и то, что татары, при своей веротерпимости, не так опасны для русских, как немцы. Имея все это в виду, грозный победитель немцев старался ладить с татарами. После смерти своего отца, Александр Невский сделался владимирским князем, а потом получил от хана и велико-княжеский титул. Александр несколько раз ездил в орду с богатыми дарами и успел приобрести расположение хана. Хан дивился мужественному виду русского князя и умным речам его и говорил своим вельможам: «правду мне говорили, что нет князя, подобного ему». Александр Невский, в свою очередь, особенно старался внушить русскому народу терпение и покорность по отношению к татарам. Это было особенно трудно для князя-народолюбца. Новый хан татарский велел сделать новую народную перепись на Руси, в том числе и в Новгороде. Новгородцы до тех пор не платили дани татарам, так как не были покорены ими. Не хотели они и теперь платить постыдную дань татарам. Только убеждения любимого князя, прибывшего в Новгород с татарскими послами, и страшная весть о том, что татарские полчища идут на Новгород, подействовали на новгородцев. Но только что уладилось дело с новгородцами, как поднялись смуты в других городах. Татарские баскаки собирали дань с русских самым бесчеловечным образом в Суздале, Ростове, Ярославле и Владимире. Русские возмутились против этих жестокостей, прогнали татарских сборщиков податей, а иных убили. В сильную ярость пришел тогда хан. Падало подозрение на самого Александра. В орде уже начали было собирать войска, чтобы наказать русских. Тогда Александр Невский с опасностью для своей жизни поспешил в орду. Видно, нелегко ему было умилостивить хана, так как зиму и лето он прожил в орде. Но зато ему удалось спасти русскую землю от нового разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

— Ну, это задача не самая главная. — Ошибаешься, товарищ Луготинцев. Попы наносят ощутимый моральный вред, разлагают антифашистский дух населения. — Между прочим, — усмехнулся Лёшка, — храм-то в Закатах точь-в-точь, как вы, Невский. Храм Александра Невского. — Мне ли этого не знать! — хмыкнул политрук. — Между прочим, у меня Невский не фамилия, а почётный псевдоним. — Как это? — А так. Исходная у меня фамилия была самая заурядная русская — Лямкин. Потому что предки мои всю жизнь лямку тянули. Отец мой, между прочим, на попа горбатился в Красном селе. И храм у того попа тоже был имени Александра Невского. Построен на средства знаменитого мироеда Синебрюхова. Этакий деревянный резной алярюс самого пошлейшего пошиба. После революции я лично руководил уничтожением этой дровяной хламиды. Потом мне было поручено в разных местах ликвидировать ещё несколько объектов православно-религиозного мракобесия. По иронии судьбы, все они были имени Александра Невского. Вот товарищи по борьбе и присвоили мне почётный псевдоним. Хотели так: Наум Александро-Невский. Но я посчитал, что это слишком длинно и помпезно. Правильно же? — Правильно, — усмехнулся Луготинцев. — Теперь ты понимаешь, почему у меня так руки чесались на ваш закатовский храм. К тому же и поп у вас там ужасающе зловредный. Полюбил выкаблучиваться перед фрицами. — А я вот хотел спросить, — встрял в беседу Табак. Почему немчуру фрицами называют? Разве это у них самое имя? — А я отвечу, — сказал бывший Лямкин. — План нападения на СССР у них назывался «Барбаросса!». В честь их прославленного полководца Фридриха Барбароссы. Фридрих сокращенно как раз и будет — Фриц. Выдающийся советский писатель Илья Эренбург в связи с этим и придумал называть немцев фрицами. Появился запыхавшийся Муркин: — Товарищ комиссар! Там немецкий патруль на мотоциклах. Всего два драндулета. Эсэсовцы. Может, придавим? — Обнаружимся, вот в чём дело, — задумался Невский. Эх, была не была! Дадим гнидам прикурить! Но бой получился не пустячным. Следом за мотоциклистами вскоре появился грузовик, а в нём отделение фрицев, человек пятнадцать. Хорошо ещё, что не матёрые эсэсовцы, а так, свежий набор. Перестрелка затянулась надолго. В самый разгар боя Луготинцев обнаружил неподалёку от себя двух новых бойцов, которые рьяно взялись стрелять по немцам. Он сразу узнал их — Федька Ильин и Володька Денисов. Вот только, помнится, Торопцев перечислял их среди полицаев. С некоторых пор шуцманов только так и стали звать — полицаями. Слово «полицай!» казалось более обидным, нежели «шуцман!».

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Когда Вова родился, ему сразу потребовалось сделать несколько срочных жизненно важных операций, в том числе на сердце. В целом всё прошло успешно, но возникли осложнения из-за трахеостомы, которую установили мальчику на время операции. Вове повредили гортань, и с тех пор он дышит через специальное оборудование. Сейчас мальчику 4 года, у него в шее находится трубка с клапаном, который работает как насос. Когда Вова куда-то выходит, мама закрывает клапан шарфом, чтобы уберечь сына от любопытных взглядов. В жару малышу трудно ходить в шарфике, но он улыбается и радуется возможности просто выйти из дома и поиграть с другими детьми. В холодное время Вова должен сидеть дома. Если температура опускается ниже 10 градусов тепла, оборудование для дыхания замерзает. Получается, что большую часть времени малыш вынужден проводить в стенах московской коммуналки. Там он живет вместе со своей большой семьей. Мальчику могут помочь в израильской клинике в Тель-Авиве. Для Вовы это единственный шанс избавиться от трубки и дышать свободно. Только оплатить дорогостоящее лечение в израильской клинике семья, к сожалению, не в силах. Фонд «Гольфстрим» открыл срочный сбор для семьи Кривобоковых. Как помочь :(Номер и текст для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «Гольфстрим», QR-koд). Фото. - С.57. КУЛЬТУРА (раздел). – С.64-94 Почему Александр Невский не принял помощь от западных партнеров и не покончил с Ордой ? [Почему князь Александр Невский не оказал жесткого сопротивления Орде? Почему не принял помощь в борьбе с ней от Папы Римского и его крестоносцев? Какой была Русь, когда он пришел к власти, и с чем он оставил страну после кончины? На вопросы о князе и его эпохе отвечает доктор исторических наук, профессор кафедры истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры Сергей Викторович Алексеев. Фото]. Беседовал Виталий Каплан . Ил.: Александр Невский. Ледовое побоище. Дмитрий Костылев, 2007; Невская битва. Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI в.; Александр Невский.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-219-...

Владимир Познер:  История. Предмет, которому Вы уделяете внимание, Вы доктор исторических наук и вообще видимо историей интересуетесь. Владимир Мединский: Я просто люблю историю. Владимир Познер:  Да. Эта тема вообще привлекает в России очень пристальное внимание, являясь предметом яростных споров. Вы говорите: «У нас одна страна. Ее граждане должны как канон знать одну историю». Это как понимать? Как историю фактов? Например, Колумб открыл Америку в 1492 году. Или как толкование фактов, как было в Советском Союзе? Вы что имеете в виду, когда говорите: «одна история»? Владимир Мединский: Я имею в виду следующее: уровень и объем преподавания истории у нас в школе и в вузах особенно крайне недостаточный. Дети вообще историю не знают. Дети, да и студенты не знают. Я сам преподаю в вузе и сталкиваюсь с этим постоянно, поэтому необходимо, чтобы была некая каноническая линейка фактов, событий, героев, которая преподается в школе, и которая известна всем. В школе преподается, что Александр Невский – герой. И рассказывается об этом подробно, серьезно и обоснованно. Владимир Познер:  Так. Владимир Мединский: Вместе с тем есть точка зрения некоторых экспертов, которые считают, что Александр Невский был татарским прихвостнем. Поместить в голову пятиклассника… Владимир Познер:  Почему пятиклассника? Десятиклассника. Владимир Мединский: Шестиклассника. Александр Невский изучается не в десятом классе, а гораздо раньше. Поместить эти точки зрения – это значит, человека запутать, не дать ему никаких знаний на выходе и просто поступить крайне несправедливо по отношению к нашему национальному Пантеону. Поэтому я считаю, что должна быть единая историческая линейка и абсолютная свобода узнать любую другую информацию в книгах, на телевиденье, в интернете. Как мы это ограничим? Никак. И не нужно это ограничивать. Но нужно повысить само качество преподавания история. Владимир Познер:  Но Вы сами понимаете, что есть экзамен и на экзамене надо отвечать то, чему тебя учили. И если тебя учили, что Александр Невский национальный герой, а ты говоришь: «А Вы знаете, у меня такое впечатление, что он, конечно, герой, но с другой стороны, он татарам поклонялся» и так далее. Я получу два балла или что-нибудь в этом духе. Вам не кажется, что может быть, вообще эту историю… Вот не древнегреческую, не Рим, а вот эту свою историю надо начинать учить, когда человек более сознателен, когда он может думать больше. Где-то с 8-9-го класса, а не с 5-го, когда на самом деле трудновато? Может быть, в этом дело?

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-vs-...

«Не в силе Бог, но в правде. Вспомним слова псалмопевца, который сказал: Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо” (ср. Пс.19, 8). Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог». Ливонский орден действовал по прямому благословению Папы, целью его агрессии был не только захват Новгорода, который после уничтожения Киева ордой стал самым крупным городом на Руси, но и обращение покоренных «схизматиков»-православных в католичество. В 1204-м г. под ударом участников IV крестового похода пал Константинополь, столица православной Империи ромеев. По словам французского историка Жака Ле Гоффа, взяв штурмом Константинополь, «латиняне наконец-то утолили зависть и ненависть к византийцам… грабежом и жестокой резней мужчин, женщин и детей». На руинах православной державы была образована Латинская империя со столицей в разграбленном и обезлюдевшем Новом Риме. Весть об этом событии разнеслась по всему христианскому миру, так что князь Александр Невский знал, какую участь уготовали Новгородской земле крестоносцы Ливонского ордена, влекомые тем же духом ненависти к схизматикам и корысти, которыми одержимы были подобные им участники IV крестового похода. Александр Невский побеждал противников и в других сражениях, менее известных. С ранних лет он сопровождал отца в военных походах, впервые в 1234-м году, когда князь Ярослав Всеволодович вторгся во владения ордена Меченосцев, который вскоре потом был переименован в Ливонский орден, под Дерптом и одержал над меченосцами победу в битве на берегу реки Омовже. В 1245-м г. язычники-литовцы напали на Торжок и Бежецк. Александр Невский во главе с новгородским войском разбил их, в битве погибло большинство нападавших, в том числе восемь литовских князей, а остатки побежденных были настигнуты его дружиной и новгородскими ополченцами и уничтожены без остатка у Жижицкого озера. На обратном пути в Новгород войско Александра под Усвятом разгромило еще один литовский отряд, после чего имя князя Александра наводило ужас на литовцев, и с тех пор они долго не дерзали вторгаться в пределы Новгородской земли. В 1256-м г. под Нарву, принадлежавшую Новгороду, пришли шведы вместе с покоренными ими финноязычными емью и сумью (суоми) и стали строить там крепость. В ту пору Александр княжил во Владимире. Новгородцы просили его о помощи, и он, откликнувшись на призыв, пришел в Новгород со своей дружиной, к которой присоединились новгородцы, и вместе они совершили удачный поход вглубь поселений народа емь, отбив у них и у господствовавших над ними шведов охоту вторгаться во владения Великого Новгорода. Князь Александр Ярославич не потерпел ни одного поражения. О его нравственной высоте говорит и то обстоятельство, что он был единственным из русских князей XIII столетия, кто никогда не участвовал в междоусобных войнах.

http://pravoslavie.ru/140044.html

Не только православные, но подавляющее большинство нашего народа в XXI веке назвали Александра Невского «именем России», воплощением ее славы, доблести и любви к родной земле, потому что с детства в их сердце вошел образ светлого князя-витязя, который они увидели в гениальной кинокартине Эйзенштейна, созданной в предвоенном 1938 году. «Обезбоженный патриотизм»? В том, что российским либералам ненавистен Александр Невский, нет ничего удивительного. Вполне понятно и то, почему великий фильм Эйзенштейна они с глубоким возмущением называют «сталинской агиткой» и «пропагандистской фальшивкой». Вся советская эпоха для либералов – «черная дыра» Российской истории, в которой не могло быть ничего доброго. Но недавно с изумлением узнал, что и некоторые православные патриоты считают фильм «Александр Невский» сталинской пропагандой. Оказывается, фильм глубоко оскорбляет благочестивые чувства некоторых православных патриотов. Сколько поколений наших соотечественников, невоцерковленных и верующих православных людей с детских лет полюбили этот фильм, полюбили образ Александра Невского, замечательно воплощенный на экране великим русским актером Николаем Константиновичем Черкасовым. Но, оказалось, все мы, наивные кинозрители, не заметили главного: перед нами сталинская пропаганда и создатели киноленты послушно выполняли пропагандистский заказ безбожного коммунистического режима. И особенно проницательные православные публицисты сумели наконец разоблачить замысел воинствующих безбожников и открыть нам глаза на то, ради чего снимали картину. Как выяснилось, главной задачей картины было исказить образ святого князя, а истинный патриотизм русских людей подменить на некий ложный, советский. И как это мы, темные и несмышленые, до сих пор этого не понимали! Недавно в статье православного автора Натальи Иртениной прочел такие слова: «Фильм «Александр Невский» С. Эйзенштейна — киноотражение советского обезбоженного, выхолощенного патриотизма».  Автор признает, что кинолента «входит в фонд золотой классики советского и мирового кинематографа и доныне считается шедевром раннего киноискусства. Фильм до сих пор смотрят и им восхищаются — далеко не только специалисты в области кино, но самые обычные зрители». Но выносит свой безапелляционный строгий приговор: «Внутри сегодняшнего возрожденного русского православного дискурса это кино ну никак не может претендовать на статус произведения духовно-патриотической тематики, невзирая на то что центральный его образ — князь Александр Ярославич».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010