14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим. |
wer 23 декабря 2012, 12:23 " И моя цель – вернуть гражданам надежду, которую у них отобрали, и веру в страну и себя. " http://sdelanounas.ru/ Некое созидание происходит на фундаменте капитализма, будучи встроенными в механизмы западной цивилизации - в их порядок, нормы и ценности. Другими словами, в своей стране мы строим западную цивилизацию (причём, нужную и выгодную западу). Хорошо это или плохо?.. Имхо, православие в нашей стране будет там же, где оно в Евросоюзе и Америке. Роман, Вы это понимаете? Дмитрий Матыс 23 декабря 2012, 09:50 К Зорро: Свв.Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков лично у меня вызывают желание воздать хвалу Господу, а не " гордость за Страну " . Страна разве сделала их святыми? " Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз семь Господь творяй милость и суд и правду на земли (Иер.9:23-24). Иудеи надеялись на мудрость старейшин своих, на могущество царей своих, на богатство царства своего. Поэтому пророк старается в заблудшем уме их искоренить эту обманчивую надежду и учит, что для них все будет бесполезно, если не придет к ним помощь от Господа; поэтому убеждает уповать на единого Бога, в руке Которого все содержится " (преп.Ефрем Сирин, Толкование на книгу пророка Иеремии, гл.9-я). " Хвалящийся, хвались о Господе. Ибо, совершая такие дела, мы не хвалимся и не приписываем в них чего-либо себе самим, но все это и самую меру, до которой достигни, усвояем Богу. Вот чем и они должны хвалиться. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. Не сказал: мы искусны, но: кого хвалит Господь, то есть того, которого действительность труда и подвига благодатью Божиею явила достойным " (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла, гл.10-я). А вот вы попробуйте обосновать свою " гордость за страну " от Свящ.Писания и Свящ.Предания. |
А этого можно достигнуть только посредством воспитания. Итак, дело коренного исправления человека, дело прекращения распространяемых смутных настроений сводится к делу воспитания. Оно должно начаться в семье с самого младенчества, продолжаться в детстве, сопровождать юность. Притом не всякое воспитание заключает в себе силу направить сердце и волю к добру, а только христианское воспитание, под осенением благодати, подаваемой через святые Таинства. Это воспитание, начинаемое в семье, должно перейти в школу; перешедшее в начальную школу, должно продолжаться в средней и не должно оставлять высшую школу. Говорить обстоятельно о тех способах воспитания, которые должны быть употребляемы в семье и школе – низшей и высшей, не входит в задачу настоящего нашего слова. Мы ограничимся изложением только самого главного, составляющего сущность истинного, благотворного воспитания. Мудрец израильский выразил сущность этого воспитания в следующем изречении: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Таким образом, в основу воспитания должен быть положен страх Божий и хранение заповедей Его. Каких заповедей? Прежде всего заповедей Десятисловия, сокращенных в две евангельские заповеди о любви: любви к Богу и любви к ближнему. Кто Бога боится, тот будет и греха беречься. Кто Бога боится, тот будет и родителей чтить. Кто Бога боится, тот будет и царя чтить, и властям повиноваться, как от Бога поставленным. Заключим наше слово изречениями мудрых и богодухновенных учителей: Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор.6:14–15 ). Между сынами света и исчадиями ада? Хочешь ли не бояться власти? Делай добро... ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых ( Рим.13:3 ). Благодарность царю земному. Речь в день тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Александровича, в соборе города Ново-Николаевска 79 , 6 декабря 1906 года |
Адам преступил заповедь Божию и смерть стала уделом людей. Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды ( Пс.48:9–11 ). Одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим ( Еккл.9:2-3 ). Смерть – неизбежна и час ее скрыт от нас. Но страшно, если она застанет нас врасплох. Вы, братие, спросите, как же готовиться к ней? Ответ на это можно найти в житиях святых. Достигнув глубокой старости, преподобный Никон, ученик преподобного великого аввы Сергия Радонежского, когда почувствовал упадок сил и приближение смерти, причастился Тела и Крови Христовых и сказал братии: «Отнесите меня в светлую храмину, которую уготовили мне святого отца молитвы, потому что здесь я не могу больше жить». «И тако на мног час глаголя и братии мир дав, душу свою предаде Господеви». Вот и другой пример. Когда святителю Иоанну Златоусту было открыто Богом через апостолов Петра и Иоанна о близости смертного часа, то он совлек с себя все бывшие на нем одежды, облекся в светлые церковные ризы, причастился Тела и Крови Христовых, сотворил молитву и, сказав поучительное слово, уснул блаженным сном. А вот как готовился к смерти святой благоверный князь Александр Невский. Возвратясь из татарской орды, он через некоторое время почувствовал приближение смерти: тогда он изъявил желание постричься в монахи и принял великую схиму. Затем испросил у всех находившихся при нем прощение, простил всех сам, причастился Тела и Крови Христовых, благословил всех, осенил себя крестным знамением, воздел руки, помолился и предал дух свой Господу. Так, братие, готовились к смерти святые: все они считали непременным долгом причаститься Тела и Крови Христовых, так как твердо помнили слова Господа: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Кто будет так готовиться к смерти, для того она не страшна. Аминь (21) . Ад. Беседа преподобного Макария с черепом о вечных муках Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. |
В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1Пет. 1,24 ]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [ Ис. 8,18 ]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели. |
Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:42 " вы и сами прекрасно понимаете, что между иудеями и самарянами разница была куда серьезней, чем филиокве. " Алла, а как определить, когда разница становится настолько серьезной, что ставит под угрозу спасение, а когда - еще нет? Я как-то не понял Вас: Вы считаете, что филиокве - это не ересь? не заблуждение, которое вредит спасению? В начале дискуссии Вы вроде бы выражали иную точку зрения, а были несогласны только с определением католичества как антитринитарной ереси, а теперь что-то иное пишите. Для меня важны не названия, а суть дела, которая в том, что филиокве это неправославное учение о Св. Троице с ясно выраженными и исторически обозначившимися последствиями. Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:28 " верующий христианин без запаса знаний " мертвых " и не очень языков, на которых написаны всевозможные исходные для споров оригиналы+и спец. знаний, не поймет, кто прав. " Катерина, я не думаю, например, чтобы Александр Невский знал древние языки и философию, но он прекрасно понял, что рим. папа неправ, как и прапрадед Невского героя Владимир, еще вчера служивший немым богам, тоже понял, кто прав, а кто - не совсем. Как это им удалось? Знания могут иногда и запудрить мозги их неумелому стяжателю, а вот чистое око все увидит и без языков. А если нет ни того, ни другого - это тяжелый случай, из которого попавшему в него нужно всеми силами стараться выходить, а не думать, что это безразлично. Вадим К. Natalie22 июня 2020, 13:45 продолжение 23 июня 2020, 11:14 " 7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова, 12. К совершению святых, 13. Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного(!), в меру полного возраста Христова, 14. дабы мы не были более младенцами(!), колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15. но ИСТИННОЮ ЛЮБОВЬЮ все возращали в Того, Который есть глава Христос " . Таким образом, любовь не всякая приемлема, ведь она бывает и беззаконной и тогда называется блудом, а только истинная, которая " сорадуется истине " и еще: " соблюдает слово Христово " , Ин. 14, 23, а оно такое: от Отца исходит. |
Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии. |
Воздушные мытарства. Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия Цикл «Путь всей земли». Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Павел Рыженко. Александр Невский и хан Сартак. «После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло . Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь ». Ступени мытарств, равно как и все грехи, взаимосвязанная адская реальность, когда один грех порождает другой, цепляясь за предшествующий, и таким образом, выстраивается некая бесовская иерархия нисхождения души в преисподнюю ада. Грехи немилосердия и мстительности, зачинаются личной гордыней и себялюбием и прямо противостоят известным евангельским добродетелям. Сказано: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 38-39). Эта заповедь ( око за око и зуб за зуб – Лев. 24, 20 ) научала человека в оке другого любить свое собственное око и в зубе другого ценить свой собственный зуб. Христос возводит этот закон на более высокий духовный уровень. Он предлагает любить другого человека, его права и интересы более, чем свои собственные. Посему только и говорит: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую . Этими словами Господь раскрывает перед своими учениками жертвенный характер подлинно духовной жизни, разрушая эгоизм озлобленной личности, замкнутой на самое себя. Семья есть великая школа любви, которая помогает человеку преодолевать эгоизм |
«Воля Божия» нужна лишь для того, чтобы ссылаться на нее для осуществления вполне человеческой воли — воли нации и государства, или, конкретно, тех представителей политической элиты, которые говорят (и принимают решения) от ее имени. Не раз и не два, беседуя в интернете, мне приходилось сталкиваться с убеждением, что Церковь существует для решения национальных, политических задач, для того, чтобы обеспечивать обрядовое сопровождение национальным мероприятиям, придавать сверхъестественный авторитет решениям национальных вождей, и ободрять борцов за национальное дело уверениями, что в случае гибели их ждет загробная награда. Причем никаких опасений, что Бог осудит такое употребление Его имени всуе, не возникает — потому что, хотя прямым текстом бытие Божие и не отрицается, предполагается, что Его просто нет. Людям в голову не приходит, что они делают что-то нечестивое, что-то, что может навлечь на них осуждение. Астрологи ободряют людей благоприятными прогнозами, колдуны помогают снять тревожность уверениями в силе их магических оберегов, пусть и священники уверяют в помощи Божией. В этом контексте святые могут быть интересны только в качестве национальных героев — и богослужебное почитание чужого национального героя есть нонсенс. А святой Александр Невский для ПЦУ является намного хуже, чем чужим — он был великим князем как в Новгороде, так и в Киеве. Даже самое поверхностное знакомство с его биографией указывает на то, что средневековая Русь была единым цивилизационным, культурным и религиозным пространством, охватывающим и Киев, и Новгород, и Владимир. Есть, конечно, и совершенно другой взгляд на Церковь и ее место в мире. Это взгляд изнутри Церкви, который определяется ее Символом Веры. Церковь провозглашает единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Непостижимое величие Творца мироздания сразу задает масштаб, в котором притязания тех или иных человеческих вождей оказываются «менее ничтожества и пустоты». Как пророчествует Исайя о дне Суда, «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаия 2:12, 17) |
Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» . |
| |