14) Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании– к Св. Николаю и т. п.? Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах. 14) В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других. Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует через них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). 15) Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. 15) Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи–муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей» ( Втор. 18:22 ). Что касается причисления кого–либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей» Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах», и постоянными ходатаями за нас на небе перед престолом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

wer 23 декабря 2012, 12:23 " И моя цель – вернуть гражданам надежду, которую у них отобрали, и веру в страну и себя. " http://sdelanounas.ru/ Некое созидание происходит на фундаменте капитализма, будучи встроенными в механизмы западной цивилизации - в их порядок, нормы и ценности. Другими словами, в своей стране мы строим западную цивилизацию (причём, нужную и выгодную западу). Хорошо это или плохо?.. Имхо, православие в нашей стране будет там же, где оно в Евросоюзе и Америке. Роман, Вы это понимаете? Дмитрий Матыс 23 декабря 2012, 09:50 К Зорро: Свв.Александр Невский, Дмитрий Донской, Феодор Ушаков лично у меня вызывают желание воздать хвалу Господу, а не " гордость за Страну " . Страна разве сделала их святыми? " Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз семь Господь творяй милость и суд и правду на земли (Иер.9:23-24). Иудеи надеялись на мудрость старейшин своих, на могущество царей своих, на богатство царства своего. Поэтому пророк старается в заблудшем уме их искоренить эту обманчивую надежду и учит, что для них все будет бесполезно, если не придет к ним помощь от Господа; поэтому убеждает уповать на единого Бога, в руке Которого все содержится " (преп.Ефрем Сирин, Толкование на книгу пророка Иеремии, гл.9-я). " Хвалящийся, хвались о Господе. Ибо, совершая такие дела, мы не хвалимся и не приписываем в них чего-либо себе самим, но все это и самую меру, до которой достигни, усвояем Богу. Вот чем и они должны хвалиться. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. Не сказал: мы искусны, но: кого хвалит Господь, то есть того, которого действительность труда и подвига благодатью Божиею явила достойным " (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла, гл.10-я). А вот вы попробуйте обосновать свою " гордость за страну " от Свящ.Писания и Свящ.Предания.

http://pravoslavie.ru/58279.html

А этого можно достигнуть только посредством воспитания. Итак, дело коренного исправления человека, дело прекращения распространяемых смутных настроений сводится к делу воспитания. Оно должно начаться в семье с самого младенчества, продолжаться в детстве, сопровождать юность. Притом не всякое воспитание заключает в себе силу направить сердце и волю к добру, а только христианское воспитание, под осенением благодати, подаваемой через святые Таинства. Это воспитание, начинаемое в семье, должно перейти в школу; перешедшее в начальную школу, должно продолжаться в средней и не должно оставлять высшую школу. Говорить обстоятельно о тех способах воспитания, которые должны быть употребляемы в семье и школе – низшей и высшей, не входит в задачу настоящего нашего слова. Мы ограничимся изложением только самого главного, составляющего сущность истинного, благотворного воспитания. Мудрец израильский выразил сущность этого воспитания в следующем изречении: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Таким образом, в основу воспитания должен быть положен страх Божий и хранение заповедей Его. Каких заповедей? Прежде всего заповедей Десятисловия, сокращенных в две евангельские заповеди о любви: любви к Богу и любви к ближнему. Кто Бога боится, тот будет и греха беречься. Кто Бога боится, тот будет и родителей чтить. Кто Бога боится, тот будет и царя чтить, и властям повиноваться, как от Бога поставленным. Заключим наше слово изречениями мудрых и богодухновенных учителей: Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор.6:14–15 ). Между сынами света и исчадиями ада? Хочешь ли не бояться власти? Делай добро... ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых ( Рим.13:3 ). Благодарность царю земному. Речь в день тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Александровича, в соборе города Ново-Николаевска 79 , 6 декабря 1906 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Адам преступил заповедь Божию и смерть стала уделом людей. Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды ( Пс.48:9–11 ). Одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим ( Еккл.9:2-3 ). Смерть – неизбежна и час ее скрыт от нас. Но страшно, если она застанет нас врасплох. Вы, братие, спросите, как же готовиться к ней? Ответ на это можно найти в житиях святых. Достигнув глубокой старости, преподобный Никон, ученик преподобного великого аввы Сергия Радонежского, когда почувствовал упадок сил и приближение смерти, причастился Тела и Крови Христовых и сказал братии: «Отнесите меня в светлую храмину, которую уготовили мне святого отца молитвы, потому что здесь я не могу больше жить». «И тако на мног час глаголя и братии мир дав, душу свою предаде Господеви». Вот и другой пример. Когда святителю Иоанну Златоусту было открыто Богом через апостолов Петра и Иоанна о близости смертного часа, то он совлек с себя все бывшие на нем одежды, облекся в светлые церковные ризы, причастился Тела и Крови Христовых, сотворил молитву и, сказав поучительное слово, уснул блаженным сном. А вот как готовился к смерти святой благоверный князь Александр Невский. Возвратясь из татарской орды, он через некоторое время почувствовал приближение смерти: тогда он изъявил желание постричься в монахи и принял великую схиму. Затем испросил у всех находившихся при нем прощение, простил всех сам, причастился Тела и Крови Христовых, благословил всех, осенил себя крестным знамением, воздел руки, помолился и предал дух свой Господу. Так, братие, готовились к смерти святые: все они считали непременным долгом причаститься Тела и Крови Христовых, так как твердо помнили слова Господа: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Кто будет так готовиться к смерти, для того она не страшна. Аминь (21) . Ад. Беседа преподобного Макария с черепом о вечных муках Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1Пет. 1,24 ]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [ Ис. 8,18 ]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:42 " вы и сами прекрасно понимаете, что между иудеями и самарянами разница была куда серьезней, чем филиокве. " Алла, а как определить, когда разница становится настолько серьезной, что ставит под угрозу спасение, а когда - еще нет? Я как-то не понял Вас: Вы считаете, что филиокве - это не ересь? не заблуждение, которое вредит спасению? В начале дискуссии Вы вроде бы выражали иную точку зрения, а были несогласны только с определением католичества как антитринитарной ереси, а теперь что-то иное пишите. Для меня важны не названия, а суть дела, которая в том, что филиокве это неправославное учение о Св. Троице с ясно выраженными и исторически обозначившимися последствиями. Вадим К. Катерине 23 июня 2020, 11:28 " верующий христианин без запаса знаний " мертвых " и не очень языков, на которых написаны всевозможные исходные для споров оригиналы+и спец. знаний, не поймет, кто прав. " Катерина, я не думаю, например, чтобы Александр Невский знал древние языки и философию, но он прекрасно понял, что рим. папа неправ, как и прапрадед Невского героя Владимир, еще вчера служивший немым богам, тоже понял, кто прав, а кто - не совсем. Как это им удалось? Знания могут иногда и запудрить мозги их неумелому стяжателю, а вот чистое око все увидит и без языков. А если нет ни того, ни другого - это тяжелый случай, из которого попавшему в него нужно всеми силами стараться выходить, а не думать, что это безразлично. Вадим К. Natalie22 июня 2020, 13:45 продолжение 23 июня 2020, 11:14 " 7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова, 12. К совершению святых, 13. Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного(!), в меру полного возраста Христова, 14. дабы мы не были более младенцами(!), колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15. но ИСТИННОЮ ЛЮБОВЬЮ все возращали в Того, Который есть глава Христос " . Таким образом, любовь не всякая приемлема, ведь она бывает и беззаконной и тогда называется блудом, а только истинная, которая " сорадуется истине " и еще: " соблюдает слово Христово " , Ин. 14, 23, а оно такое: от Отца исходит.

http://pravoslavie.ru/131999.html

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Воздушные мытарства. Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия Цикл «Путь всей земли». Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Павел Рыженко. Александр Невский и хан Сартак.      «После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло . Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь ». Ступени мытарств, равно как и все грехи, взаимосвязанная адская реальность, когда один грех порождает другой, цепляясь за предшествующий, и таким образом, выстраивается некая бесовская иерархия нисхождения души в преисподнюю ада. Грехи немилосердия и мстительности, зачинаются личной гордыней и себялюбием и прямо противостоят известным евангельским добродетелям. Сказано: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 38-39). Эта заповедь ( око за око и зуб за зуб – Лев. 24, 20 ) научала человека в оке другого любить свое собственное око и в зубе другого ценить свой собственный зуб. Христос возводит этот закон на более высокий духовный уровень. Он предлагает любить другого человека, его права и интересы более, чем свои собственные. Посему только и говорит: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую . Этими словами Господь раскрывает перед своими учениками жертвенный характер подлинно духовной жизни, разрушая эгоизм озлобленной личности, замкнутой на самое себя. Семья есть великая школа любви, которая помогает человеку преодолевать эгоизм

http://pravoslavie.ru/101898.html

«Воля Божия» нужна лишь для того, чтобы ссылаться на нее для осуществления вполне человеческой воли — воли нации и государства, или, конкретно, тех представителей политической элиты, которые говорят (и принимают решения) от ее имени. Не раз и не два, беседуя в интернете, мне приходилось сталкиваться с убеждением, что Церковь существует для решения национальных, политических задач, для того, чтобы обеспечивать обрядовое сопровождение национальным мероприятиям, придавать сверхъестественный авторитет решениям национальных вождей, и ободрять борцов за национальное дело уверениями, что в случае гибели их ждет загробная награда. Причем никаких опасений, что Бог осудит такое употребление Его имени всуе, не возникает — потому что, хотя прямым текстом бытие Божие и не отрицается, предполагается, что Его просто нет. Людям в голову не приходит, что они делают что-то нечестивое, что-то, что может навлечь на них осуждение. Астрологи ободряют людей благоприятными прогнозами, колдуны помогают снять тревожность уверениями в силе их магических оберегов, пусть и священники уверяют в помощи Божией. В этом контексте святые могут быть интересны только в качестве национальных героев — и богослужебное почитание чужого национального героя есть нонсенс. А святой Александр Невский для ПЦУ является намного хуже, чем чужим — он был великим князем как в Новгороде, так и в Киеве. Даже самое поверхностное знакомство с его биографией указывает на то, что средневековая Русь была единым цивилизационным, культурным и религиозным пространством, охватывающим и Киев, и Новгород, и Владимир. Есть, конечно, и совершенно другой взгляд на Церковь и ее место в мире. Это взгляд изнутри Церкви, который определяется ее Символом Веры. Церковь провозглашает единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Непостижимое величие Творца мироздания сразу задает масштаб, в котором притязания тех или иных человеческих вождей оказываются «менее ничтожества и пустоты». Как пророчествует Исайя о дне Суда, «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаия 2:12, 17)

http://radonezh.ru/2024/02/07/dva-obraza...

Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Все, конечно, знают заповедь «Не убивай», которая казалось бы воспрещает брать в руки оружие. Но Господь дал нам и другую заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15. 12,13). Воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защищать тех, кто не может себя защитить. Воин идет умирать, чтобы другие жили. Это подвиг. Об этом говорили и св. отцы и учителя Церкви, например Афанасий Великий: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им памятники, возвещающие превосходные их деяния». (Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху. Книга Правил). Церковь высоко чтит воинский подвиг, поэтому так много святых среди воинов: Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Феодор Ушаков… Современные СМИ, орудие вкрадчивой пропаганды, целенаправленно наносят урон моральному авторитету армии. Но защищать свою Родину — святой долг каждого воина. Нельзя забывать, что «Война явление страшное, но еще более страшное явление — это поражение, и пока человечеством не найдены решения для предотвращения войн, надо напрягать все усилия, чтобы это поражение не случилось. Поэтому государству необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, национально воспитанная и прекрасно обученная, вот почему важно использование всякого опыта, дабы его не покупать, когда случится, ценой крови…» .

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010