Самоотверженная любовь и есть истинно христианская, она возвышает человеческую душу, она приближает ее к Богу. Она делает человека настолько близким к Богу, что его уже можно назвать святым. Вот таким был великий князь Александр Невский. Его же молитвами да поможет нам Бог так же работать на благо нашей любимой Родины. Аминь. Слово в Неделю 12ю по Пятидесятнице 19 сентября 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Один из законников спросил Господа нашего Иисуса Христа: «Какая наибольшая заповедь в законе?» ( Мф.22:36 ). Это был хороший вопрос, потому что заповеди Божии нужны человеку. Если человек боится Бога, если человек страшится быть наказанным от Бога, то он должен выполнять заповеди, а их ведь так много во всей Библии. Какая же наибольшая? Это был правильный вопрос. Если человек любить Бога, то он желает угодить Ему, а стало быть, хочет выполнить самую большую заповедь; поэтому, с точки зрения человека, любящего Бога, этот вопрос был уместным. Посмотрим, какие же в Библии заповеди являются наиболее известными. Самая первая заповедь была дана человеку в Рою. Она заключалась в следующих словах: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16–17 ). Это была первая заповедь данная совершенно невинному человеку, не знавшему греха, не имевшему никаких искушений; но ему нужна была заповедь, и исполнив ее, став совершеннее, он угодил бы Богу. Но, как мы знаем, человек согрешил и нарушил эту простую заповедь, данную только для упражнения. Потом, через многое время, последовали те заповеди, которые Бог изрек на горе Синае и которые были начертаны на каменных скрижалях. Это десять заповедей ( Исх.20:2–17 ). Первая: «Я господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня». Вторая: «Не делай себе кумира ни на небе – вверху, ни на земле – внизу». Третья: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Четвертая: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный текст: «Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр ( Ин.18:10 ). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи... и когда они… отвечали: “вот, здесь два меча”, тогда Он сказал им: “довольно” ( Лк.22:38 ). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что Он будет предан» 537 . А где возможно предательство, там нужно и оружие. Сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ) С другой стороны, словами: « взявшие меч, мечом погибнут » – Господь разрешил и самооборону, и ведение войны с напавшими оккупантами. Ибо этими словами – « взявшие меч » – обрекается Господом на смерть начавший войну агрессор, а словами: « мечом погибнут » – благословляется защита Отечества с оружием в руках. Именно так и понимал их, эти слова, святой благоверный князь Александр Невский. Перефразируя эти слова Христа, он однажды изрек: «Кто на Русь с мечом, пойдет от меча и погибнет» . То есть: не нападай – и останешься жив! В Послании к Римлянам апостол Павел признает право за светской властью иметь армию и надзирающим за порядком органам власти носить (то есть и применять) оружие. При этом они, представители власти, называются Божьими слугами. Сказано: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). И далее мы читаем: Мф.26:53–54 . «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?». Действия апостола Петра осуждаются как несвоевременные, но не как преступные. В связи с чем святитель Иоанн Златоуст и пишет: «Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя» 538 . Словами: « или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » – Христос поясняет, что Бог не нуждается в защите человеческой, но скорее наоборот…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время. Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8). «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36). Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.3 Голосов: 175 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1// Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3// . Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Кучкин В.А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв.

http://pravoslavie.ru/48583.html

Церковь освящена Крестом Христовым, Его учением, молитвами и таинствами, по выражению катехизиса. Святость неразрывно связана со свободой. Высшая степень святости осуществляется только в свободных действиях свободной твари, у людей и Ангелов. Для того, чтобы положить начало святой Церкви, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, жертву крестную. «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за Нее, чтобы освятить Ее, очистить банею водною, посредством Слова; чтобы представить Ее Себе Славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:26–27 ). Иисус Христос молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла... Освяти их истиною Твоею... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:15–20 ). Стать причастным святости Божией – в этом и состоит цель жизни христианской. Стать причастным святости Божией можно в различном отношении и в различной степени. У разных святых были разные виды святости, но все они были причастны Святости Божией. Свят был Святитель Николай Чудотворец, свят был и пророк Божий, Илия, свят был и преп. Симеон столпник, свят был и Филарет Милостивый, свят был и преп. Серафим Саровский , и святая Великомученица Варвара, и преп. Мария Египетская, но каждый из них свят был по-своему, хотя святость каждого из них была отображением святости Божией, той или другой ее стороны. И св. Алексий, человек Божией, и св. Александр Невский – оба отобразили в себе Святость Божию, но каждый по-своему, в соответствии со своею натурою и своими дарованиями и со своим назначением. Святость Церкви не есть простая совокупность святых людей: Церковь имеет свою особую святость, присущую Ей, как Церкви, проявляющуюся в Ее богослужении, молитвах, таинствах, и других действиях и явлениях Силы Духа Святого. Святостью Церкви освящаются не только живые члены Церкви, но и их останки, по смерти их, и вещи, им принадлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

98 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сб.. М., 2007. С. 213. 99 Кудрявцев О.Ф. «Другой мир»: характерные черты восприятия Руси и русских средневековым Западом//Многоликость целого: из истории цивилизаций Старого и Нового Света. М., 2011. C. 508–540. 101 Хроника Ливонии» Генриха Латвийского. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1938. 352 с. 102 Хрусталев Д.Г. Новгород и его власть в Прибалтике в XII – 1-й четв. XIII в//Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в вост. Прибалтике XII–XIII вв. СПб., 2017. С. 68–138. 103 Конопленко А.А. Орден меченосцев в политической истории Ливонии. Дис. канд. ист. наук. Саратов, 2005. 229 с. 105 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М.: Р. Валент, 2010. С. 160; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М., 2007. С. 182–183. 106 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 161 . 107 Рамм Б.Я. Папство и Русь в X– X V веках. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1959. С. 114; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сб.. М., 2007. С. 186–187. 108 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 170. 109 Головко А.Б. Встреча цивилизаций в середине века: государство князей Романовичей между католическим Западом и монгольским Востоком//Вестн. Удмуртского ГУ. 2012. 3. С. 16–24; Котляр Н.Ф. Даниил, князь Галицкий: док. повествование. СПб.;Киев, 2008. С. 295; Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь, конец XII в. – 1270 г.: Тексты. Перевод. Комм. М.: Индрик, 2002. С. 361; Паславський Kopohaцiя Данила Галицького в kohmekcmi noлimuчhux i церковних biдhocuh XIII ст. Льbib, 2003. С. 82. 111 Кудрявцев О.Ф. Александр Невский и папство//Александр Невский: Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 171. 112 Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007. С. 210–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Санкт-Петербурге прозвучала опера «Александр Невский» 1 июня 2023 г. 10:07 30 мая 2023 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Навстречу солнцу: " Александр Невский " » состоялась премьера оперы «Александр Невский». Мероприятие прошло при поддержке Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии . Автор музыкального произведения — современный российский композитор, советский оперный певец, народный артист Украины, Узбекистана и Северной Осетии, педагог и основатель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Грайр Ханеданьян. Опера прозвучала в исполнении симфонического оркестра под руководством Рустама Сагдиева и сопровождалась звоном с колокольни Троицкого собора Лавры. С приветственным словом перед началом вечера выступил председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по делам молодежи протоиерей Константин Головатский: «Радует, что сегодня духовное творчество развивается в самых разных жанрах. Когда-то его личность вдохновила создателей Александро-Невской лавры и многим ему обязан Санкт-Петербург. Отрадно что и в наши дни он благословляет и вдохновляет самых разных людей на творчество». Опера была написана в 2018 году. По словам автора, толчком к ее созданию послужило прочтение сборника церковных летописей, в которых Александр Невский предстает как неординарная личность, мудрейший и образованнейший человек. О народном защитнике, полководце, дипломате, святом рассказано не только средствами традиционного оперного искусства, но и через мультимедийный визуальный ряд, сопровождающий постановку. Участники проекта получили возможность стать действующими лицами процесса, приняв участие в мастер-классах и творческих встречах с солистами Мариинского театра, посвященных практической стороне создания современной оперы. Проект «Навстречу солнцу: " Александр Невский " » АНО «Центр " ПетербургФорум " » при поддержке Минкультуры РФ реализуется в городах, связанных с именем святого князя. Проект призван способствовать формированию системы востребованных событийных мероприятий в сфере культуры и современного оперного искусства, а также созданию и совершенствованию условий для развития молодежного творчества. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

— Товарищ Невский, разрешите не согласиться. Отец Александр — хороший поп. Он не агитирует за немца. А к тому же он собирает продукты и одежду для расположенного неподалёку отсюда в Сырой низине концлагеря. Спасает наших военнопленных. — Что же тут похвального! — возмутился Невский. — Сдавшиеся в плен — те же предатели. У советского правительства и коммунистической партии на сей счёт твёрдая позиция. Никакой пощады тем, кто оказался в плену у фашистов! Что за мягкотелость поведения, товарищ Луготинцев! — Я, товарищ Невский, сам отступал в сорок первом и сам мог оказаться в этом концлагере, — сурово ответил Лёшка. — Вот тогда бы и я разговаривал с вами по-другому, — не менее жёстко произнёс Наум Невский. — Не как с соратником, а как с предателем Родины. А с предателями Родины у меня разговор короткий. Понятно? — Не совсем. — Я спрашиваю, понятно? — Так точно, товарищ комиссар. — Вот то-то же! Владыкина, как только протрезвеет, казним. Но старший закатовский полицай чуял, что ему не следует трезветь. И до самого вечера хитрил, притворяясь мертвецки пьяным. Мычал, мотал головой и как будто ничего не мог сообразить, где он и кто он. — Вот гнида! — восхищался Табак. — Чует, что как только очухается, тут ему и капец. — Ладно, Владыкин! Кончай тут Малый театр устраивать! Чем это ты мог так нажраться, что до вечера не трезвеешь. А? — свирепел Клещёв. — Мы-мым-мм… — раздавалось в ответ. На закате его искупали в ручье, побили, и лишь тогда он понял, что дальше валять дурака бесполезно. Его поставили на поляне, и Наум Невский торжественно произнёс речь: — Перед нами — командир полицаев Владыкин. Несколько лет эта сволочь жировала, работая на благо фашистов. Полицаи села Закаты чинили расправы над мирным населением окрестных мест. Множество советских людей пострадало от рук этой сволочи. За все свои неисчислимые злодеяния предатель Владыкин приговаривается к смертной казни через повешение. Но перед этим я лично отрежу ему нос и уши. Держите его, товарищи. После того как Невский исполнил задуманное, Владыкина с отрезанными ушами и носом, завывающего от боли и ужаса, подвели к берёзе, перекинули верёвку, набросили предателю на шею петлю и решительно вздёрнули. Несколько минут держали в висячем положении. Удостоверившись, что он мёртв, завернули бездыханное тело в рогожу, ночью дотащили до Закатов и подбросили, чтобы люди знали, что будет с каждым предателем. 82

http://azbyka.ru/fiction/pop/

На той самой реке Неве, на берегах которой некогда подвизался св. Александр, потому и называемый Невским, красуется теперь Петербург, столица нашего Государя, и там возвышается трон его. Таким образом, где один (Александр Невский) подвизался, там другой, его потомок, царствует. Один положил основание, а другой на этом основании воздвигает высокое здание народного могущества, свободы и величия. б) После поражения шведов на реке Неве святый Александр Невский одержал блистательную победу над немцами. Немцы уже овладели было многими русскими областями на западе, поставили своих наместников в русских городах. Но, вот, является князь Александр Ярославич, сначала нападает на немецкие области, а потом и на главную немецкую рать. Господь и здесь благословил оружие Своего избранника; Невский герой нанес немцам решительное поражение, выгнал их наместников из русских городов и так доставил русскому народу торжество, а у немецкого надолго отбил охоту нападать на русские земли. Эти немцы со всеми своими владениями входят теперь в состав русского государства и находятся под державою нашего Государя. в) Но святый Александр Невский не был только героем на поле брани... В то тяжелое время свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь. Что же делает св. Александр, победитель шведов, немцев и литовцев, полный любви к отечеству и юношеских сил! Если бы в нем была только отвага, то он, конечно, бросился бы на татар, как и на немцев. Но в нем было еще и разумение воли Божией и смирение пред карающей десницей Господней. Татарское нашествие и татарское владычество – это были такие бедствия, которых нельзя было отвратить человеческими силами. «Это гнев Божий. С Богом никто не в силах спорить. Если Он восхотел покарать, то кто может избавить, кроме Его Самого? Сохраним в непорочности святую веру, и тогда Он умилосердится и после времен уничижения и стыда пошлет нам дни величия и славы». Так рассуждал святый Александр Невский и после славных побед над шведами, немцами и литовцами отправился на поклон к татарскому хану. Он склонил пред ханом свою славную главу и уничижил себя за свой народ, отрекся от своего геройства, отложил свою доблесть воинскую и явил высочайшие добродетели христианские – самоотречение, смирение, покорность воле Божией. Невозможно сказать, как труден, велик и свят был этот подвиг!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Русь, есть как бы водружение креста над могильным памятником Александра Второго. Во всем этом есть что-то непонятное и загадочное. Есть какая-то внутренняя связь между чудесами св. Александра Невского и личностью Александра II. А потому и освящение храма 23 ноября выражало что-то особенное и торжественно-знаменательное. Оно ясно говорило сознанию каждого, что все мы, участвуя в освящении придела во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, устроенного в память чудесного спасения жизни в Бозе почившего Александра-Освободителя, обязаны поучаться из жизни и деятельности первого всему высокому, святому и достойному для подражания и твердо помнить и оправдывать своею доброю жизнью все благотворные бессмертные реформы второго. Александр Невский, происходя от благочестивых родителей, воспитан был в страхе Божием и благочестии; Александр Второй, происходя от мудрых родителей, воспитан был в христианской любви к ближнему и сострадании ко всем несчастным страдальцам. Александр Невский начал княжить в такое время, когда св. Русь находилась под грозными ударами страшного разорителя Батыя, опустошавшего нашу родную землю; Александр Второй вступил на престол в не менее страшную годину для нашего отечества, когда внешние враги готовы были разорвать св. Русь на части. Александр Невский принужден был, сверх того, защищать свое отечество от нападений шведов и литвы, немцев и татар, финских племен – Чудь и Емь, усмирять новгородцев, умиротворять князей и т. п.; Александр Второй должен был спасать наше дорогое отечество от движений в Польше, на Кавказе, умиротворять внутренние беспорядки и недовольство людей негодных. Александр Невский любил св. Русь и для счастья её не щадил ни трудов и сил своих, ни здоровья и самой жизни; сколько раз он путешествовал в Золотую Орду, какие труды и опасности он перенес во время этих путешествий, о которых мы не можем даже и понятия себе составить теперь, при современных удобствах железных дорог и пароходных сообщений; сколько унижения он должен был вынести пред полудиким варваром Азии; сколько подарков должен был нести кровожадному Батыю; сколько разных козней и происков со стороны завистников своих он должен был разрушить и отстранить; не менее того перенес и Александр-Освободитель для счастья нашего дорогого отечества; сколько забот и беспокойств Он должен был вынести при освобождении крестьян; сколько тайных завистников и злонамеренных недоброжелателей своих Он должен был отстранить и разрушить их замыслы; сколько опасностей жизни Он перенес, и где Ему не угрожала смерть, – даже в собственном дворце Его! Александр Невский смело отстаивал и защищал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, ВЕЛИКИЙ ВОИН, ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНИН сентября 2004 Любому человеку, родившемуся и выросшему в России, не нужно объяснять кто такой Александр Невский. Прославленный полководец и тонкий политик, он жил в тяжелые для России времена. Но именно в годы лихолетья, по промыслу Божьему, суждено было ему княжить, для спасения русской земли. Любому человеку, родившемуся и выросшему в России, не нужно объяснять кто такой Александр Невский. Прославленный полководец и тонкий политик, он жил в тяжелые для России времена. Но именно в годы лихолетья, по промыслу Божьему, суждено было ему княжить, для спасения русской земли. Как сказал летописец: " Без Божия повеления не было бы княжения его " . Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Его отцом был князь Ярослав - младший сын князя Всеволода Большое Гнездо. Александру пришлось рано повзрослеть - с юных лет он сопровождал отца в военных походах. Когда же молодому князю исполнилось 16 лет, Ярослав оставил его самостоятельно княжить в Новгороде и уехал в Киев. Начиналось самое трудное для Руси время. В 1237 г. к русским границам подошли войска Батыя. Огнем и мечом пройдя по цветущему государству, татары устремились в Западную Европу, оставив в руинах Рязань, Коломну, Владимир, Киев и многие другие города. Россия была обескровлена, она приняла на себя удар и фактически заслонила собой Запад. А Запад, как всегда, воспользовавшись тяжелым положением русского народа, решил, что настало самое подходящее время, чтобы объявить крестовый поход и, наконец, привести " схизматиков " 1-русских в " истинную католическую веру " . Однако, победами в Невской битве и на Чудском озере Александр Невский блистательно показал всем желающим " просветить " Русь, что введение католичества на Руси - вещь крайне сложная. Западные пределы русской земли были надежно ограждены, но перед князем стояла другая, не менее сложная задача: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников. И вот, Александр Невский, прославленный полководец, человек, которого даже на мгновение нельзя заподозрить в каких-то личных интересах или трусости, с татарами начинает вести политику совершенно иную, чем с немцами или шведами. При всей своей воинственности, у татар было одно преимущество: их веротерпимость. Александр понимал, что борьба с татарами должна быть отложена. Нужно было восстановить разрушенные города и любой ценой сохранить русскую государственность и православную веру.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010