Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Протоиерей Валентин Кречетов Вера маленького мальчика " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 14  голосов:  4.6 из  5) Из собрания протоиерея Валентина Кречетова. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк.10:21 ). I Старушка Феодосья Семеновна с молодых лет жила в нянях, и всю свою жизнь прожила у одних господ – Горностаевых. Всех детей вынянчила она, а когда дети выросли, осталась все-таки у них жить. Когда же младшая барышня вышла замуж, то она перешла к ней нянчить ее детей. Вынянчила и у нее двух сыновей – Андрея и Михаила. Горностаевы очень любили няню, уважали и ценили ее и оказывали ей всякое почтение. Няня же так любила детей, как будто они были ее собственные. Горностаевы были во всех отношениях очень добрые и хорошие люди: жили между собой дружно, и няне у них жилось очень хорошо; только одно страшно огорчало ее: в доме Горностаевых никто не признавал Бога, совершенно отрицали все божеское, так что дети воспитывались без малейшего понятия о Боге. Если и доходило о нем что-нибудь до слуха детей, то родители уверяли их, что религия нужна только для простого народа. И так дети привыкли думать и обходиться без Бога. Когда няня перешла жить к своей младшей барышне, Раисе Ивановне, которая вышла замуж за Виктора Александровича Дементьева, то оказалось, что и у Дементьевых было то же самое, и Виктор Александрович даже еще строже относился к тому, чтобы дети, как он выражался, не привыкли к суеверию, и чтобы кто-нибудь не навязывал бы им ложных понятий. Поэтому очень строго было запрещено говорить в доме о Боге. Няня, конечно, не смела об этом заикнуться, слуги также. Уроки давала детям сама мать. Жили они зиму и лето в деревне, и им было легко воспитывать детей согласно своим идеям.

http://azbyka.ru/deti/vera-malen-kogo-ma...

«С тобой я буду» И в заключение вернемся к теме сиротства советской интеллигенции, на сей раз – на более глубоком уровне. В фильме подспудно ощущается тоска по Богу и прежде всего – в песнях и стихах, которые выполняют функцию хора в античной трагедии. Песни и стихи комментируют события, словно хор в античной трагедии, и в них ощущается тоска по Богу Это – и пастернаковское «Никого не будет в доме» с явлением рождественского чуда, и цветаевское «Благословляю Вас на все четыре стороны». Однако наиболее интересной с религиозной точки зрения представляется «Баллада о прокуренном вагоне», автор которой Александр Кочетков был близок к религиозно-философским кругам, в частности – к Вячеславу Иванову. Самое ее начало является удивительно библейским: – Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, – Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана – Прольется пламенной смолой. – Пока жива, с тобой я буду – Душа и кровь нераздвоимы, – Пока жива, с тобой я буду – Любовь и смерть всегда вдвоем. Ты понесешь с собой повсюду – Ты понесешь с собой, любимый, – Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом. Что это, как не библейское учение о браке и единстве любящих? Разве это не созвучно словам книги Бытия: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24). И это стихи о молитве, способной спасти от беды и погибели: – Но если я безвестно кану – Короткий свет луча дневного, – Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? – Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Эти пронзительные строки, по мнению ряда литературоведов (Кукулина и других), легли в основу знаменитого военного стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», в особенности – эти:

http://pravoslavie.ru/126796.html

Сам Он теперь должен оставить их на некоторое время, чтобы идти Отцу. Но понимая всю трудность возлагаемого на них дела и видя смущение их при известии о том, что Он оставляет их, Он спешит успокоить их верою в Бога и в Него, а также обещанием приготовить им место в доме Отца Небесного и по приходе взять их к себе. На просьбы учеников показать им тот путь, по которому Он идёт и по которому они также могут прийти к Отцу, Иисус говорит, что Он-то и есть истинный и животворный путь, ведущий к Отцу: потому что Он в Отце и Отец в Нём. Если они будут веровать в Него и любить Его, то Он умолит Отца исполнять всё, что ни испросят они во имя Его. Он не оставит их сирыми, но испросит им от Отца Духа Утешителя, Духа Истинного, Который исходит от Отца и может заменить им Его. Этот Дух Святый будет с ними постоянно, будет руководить ими и наставлять их на всякую истину – потому что будет пребывать в них. Вместе с Духом Святым, и Отец и Сын приидут и будут обитать в том, кто будет любить Его, Иисуса, и соблюдать Его заповеди; тот будет возлюблен и Им и Отцом Его. Это обещание послать им Духа Святого должно успокоить их. Он оставляет им Свой мир, и они не должны ни смущаться, ни устрашаться от того, что Он уходит к Отцу. Напротив, они должны бы были радоваться этому уходу, потому что Он, исполняя волю Отца, идёт на борьбу с князем мира сего (диаволом); но диавол не найдёт в Нём ничего такого, что давало бы ему возможность одержать над Ним победу. Исшед из горницы Сионской в сад Гефсиманский, Он на пути учит их о Себе, как о Лозе Виноградной, от общения с которою зависит то, что и ветви дают плоды. Снова подтверждает необходимость исполнения заповедей и указывает, что главная заповедь Его им: любить друг друга; за исполнение её Он уже называет их не рабами, а друзьями Своими. Открывает им ненависть мира к Нему и к ним, предсказывает им гонения от мира и самую смерть. Растворяет сие слово огорчения повторением обетования о Пришествии Утешителя, Который и мир обличит о грехе, правде и Суде, и их наставит на всякую истину, которой они теперь не понимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). В этих словах указана и цель великого дела Христова на Земле и цель Евангелия и средства к достижению этой цели, именно познание Бога и признание Иисуса Христа Сыном Божиим, потом принятие и сохранение всего того, что Он возвестил им. Насколько это последнее не легко, видно из того, что Иисус Христос молит Отца, дабы Он сохранил их от мира, от гибели, потому что мир возненавидел их, как ненавидел и Его, потому что они могли бы также легко погибнуть, как погиб сын погибельный. Наоборот, насколько важно принятие открытой Богом истины, видно из того, что ещё в Ветхом Завете Сам Господь упрекал народ Израильский через пророка ( Иер.2:13 ) в том, что он оставил Его, Источника воды живой, и ископал себе кладенцы сокрушенные, которые не могли сохранять воды. Иначе сказать, Израиль искал ложных источников Боговедения и благочестия и ими хотел утолить жажду своего искания истины; но вместо удовлетворения её, он более и более раздражал ее. Таково было состояние Израиля и во дни пришествия Иисуса Христа. Израиль изолгался, сделался рабом страстей и грехов и искал истины в преданиях старцев и измышлениях человеческих, а не в слове истины; от того он был мёртв и бесплоден: он проникся ложью, так что Спаситель называл Иудеев сынами отца лжи (диавола) и рабами греха. Теперь Он принёс на Землю истину, которая должна была освободить их. Он Сам, как Сын Бога живого, как Истина, должен был освободить их от этого рабства лжи и греха; должен был дать им источник жизни, и Он действительно дал и истину и воду жизни. Ученики Его первые испили от той воды, первые и уразумели истину. Он и молится, чтобы они были соблюдены для людей, для жизни, для истины. Последние слова первосвященнической молитвы: да будет любовь наша в них. Вот тот живительный источник, который течёт от Бога и оживляет сердца людей, который вместо иссушающего эгоизма, отделяющего людей от Бога и разъединяющего их между собою, вносит тесную связь между ними, связывает воедино, оживляет, удаляет всякую ложь и лицемерие между людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Скачать epub pdf Историко-археологическое изложение притчи Притча о неверном управителе считается настолько трудной для толкования, что многие интерпретаторы Нового Завета совсем отказывались от ее толкования, подозревая искажение текста. Но оказывается, смысл этой замечательной притчи почти очевиден, и он становится особенно понятен и актуален в наше время безудержной погони за деньгами – это притча о неправедном доходе, который дает частная собственность. Мы приводим удивительное толкование этой притчи, автором которого является архиепископ Лоллий (Юрьевский) (1875–1935). Сведения об авторе Лоллий (Леонтий) (Юрьевский Александр Иванович ), выпускник казанской духовной академии (1901), с 1921 г. епископ Могилевский, викарий Подольской епархии, составитель известного 12 томного жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков (по месяцам), глубокий знаток Древнего Востока периода ранней Церкви. Недавно издана книга его статей (Лоллий, архиепископ (Юрьевский). Александрия и Египет. Серия: Александрийская библиотека. Египет. СПб. Нева, Летний сад 2001г. 496 с.). Публикация выполнена по изданию: Православный Церковный календарь на 1995 г. С-Пб.: Сатис. 1995. – с. 145–152. I. Лк. 16, 1–9 : «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал 100 мер масла. И сказал ему: возьми расписку твою и садись, скорее напиши: 50. Потом сказал другому: а ты сколько должен? Он отвечает: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми расписку твою и напиши: 80. И похвалил господин управителя своего, что догадливо поступил: ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

События последних глав Деяний апостолов (15–28 главы) , от собора апостольского до прибытия апостола Павла в Рим, могут быть расположены в таком порядке: По возвращении с собора апостольского в Антиохии, апостолы Павел и Варнава пребывали ( διτριβον) в Антиохии учаще ( Деян.15:35 ) довольно долго. К ним в Антиохию приходил апостол Пётр ( Гал.2:11 ). Затем, во время вновь предпринятого путешествия, Павел и Варнава разлучились. Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви ( Деян.15:39–41 ). Это надобно относить к 53-му году по Рождеству Христову. После сего апостол Павел предпринял продолжительное путешествие по Азии и Европе, именно через Сирию и Киликию, прошёл Фригию и Галатию; потом, миновав Мисию, переправился в Македонию; в Троаде взял с собой Луку, который уже не отлучался от него до самой смерти ( Деян.16:9–11 ). Из Македонии Павел с спутниками через Фессалию достиг Афин, а отсюда Коринфа ( Деян.18:1 ). Это длинное путешествие не могло окончиться раньше осени 54 года. В Коринфе он пробыл 1,5 года, то есть до начала 56 года. После довольно продолжительного пребывания в Ахаие, Павел переправился в Сирию, и, побывав в Ефесе, а затем и в Кесарии, приходил в Иерусалим к празднику Пятидесятницы ( Деян.18:22 ). Из Иерусалима он отошёл в Антиохию и, проведя там несколько времени, отправился и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию ( Деян.18:22–23 ). Пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и проповедовал там месяца три в конце 56 года ( Деян.19:1–8 ). Потом проповедовал в училище некоего Тиранна года два – 57-й и 58-й. ( Деян.19:9–10 ). По случаю возмущения, сделанного против Павла Димитрием среброковачем, он должен был удалиться в Македонию ( Деян.20:1 ). Пройдя же те места, пришёл в Елладу. Там пробыл он 3 месяца и, по случаю возмущения, произведённого иудеями, отправился через Македонию и после праздника Пасхи прибыл в Троаду ( Деян.20:3–6 ). К празднику Пятидесятницы он достиг Иерусалима, где был взят под стражу Феликсом, римским правителем. Так проходит 59-й год. В Кесарии он пробыл под стражей два года, до смены Феликса Фестом. Конец этих двух лет падает таким образом на 61-й год по Рождестве Христове. В конце этого года, вероятно, Павел был отправлен морем в Рим, потерпел кораблекрушение вблизи Мальты и в начале 62 года прибыл в Рим, где и находился целых два года, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян.28:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Стихи 68–71 . Вопрос Иисуса Христа к ученикам о том, не думают ли и они оставить Его, вызвал с их стороны в лице Петра исповедание Его Сыном Божиим (или, как в других рукописях, Святым Божиим), имеющим в Себе глаголы живота, и в то же время обнаружил двоедушие или лицемерие Иуды, который, по всей вероятности, был из числа неверующих, но побуждаемый корыстолюбием остался при Христе. Замечательно также, что Иисус Христос не восхваляет веры Петра и Апостолов, а указывает, что и между ними есть неверующие. Такое обличение было тогда необходимо потому, что, оставаясь Его последователями и получив великие обетования, они могли возгордиться своим положением и своей верой. Когда же услышали, что и между ними есть неверующие, есть даже диавол (=орудие диавола), тогда должны были опасаться, чтобы не отпасть от веры и не быть подобными падшему ангелу (Златоустый). Общий обзор событий второго года служения Иисуса Христа Дело Спасителя, начатое в первый год общественного служения, продолжалось и во второй год с такою же силой и плодотворностью. Проповедь Его достигла такой полноты и обширности, какой способны были сердца и умы слушателей. Призванные и уже подготовленные в первый год, некоторые последователи Его, числом 12, теперь уже окончательно избираются из среды других, более других приближаются к Учителю, получают от Него особые наставления и разъяснения, облекаются особыми правами и силами и посылаются к Израилю на проповедь о приближении Царства Мессии – словом, делаются помощниками и продолжателями дела Христова: это 12 Апостолов. Само учение Христово из проповеди о приближении Царства Небесного превращается в проповедь о путях и средствах к достижению этого Царства, о недостаточности прежних средств и указаний Ветхого Закона, о преимуществах Нового, о лицах, имеющих право на это Царство. Из отрывочных и как бы случайных бесед, это учение Христово превращается в непрерывную проповедь – на горе и на берегу моря, в домах и синагогах. В этот год произнесена Нагорная проповедь, составляющая сокращение всего нравственного учения Христова. В этот же год возвышенное и часто неудобопонятное учение Своё Иисус Христос стал предлагать народу по преимуществу в притчах, смысл которых, хотя часто и был сокровен от слушателей, но образ глубоко запечатлевался в сердцах и умах слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Тамара 16 марта 2015, 12:54 Спасибо архимандриту Тихону за его служение во Славу Божию и во благо Отечеству.Исчерпывающий анализ деятельности воинствующих представителей псевдокультуры. Хочется напомнить в этой связи слова свт. Филарета, митрополита Московского: " Любите своих врагов, сокрушайте врагов Отечества и гнушайтесь врагами Божиими " . Марина 16 марта 2015, 12:44 Спасибо, отец Тихон, за статью. И за все ваши труды всегда понятные и добрые. Священник Сергий 16 марта 2015, 12:40 Таких горе-деятелей культуры просто нужно отлучать от Церкви, как в свое время Л.Н. Толстого. Михаил 16 марта 2015, 12:33 Спаси и помоги нам Господи!!! И знаете, скорее всего, какой-то тупик в искустве в искустве получается - они не знают что и как ставить спектакли: призавающе-научающие нравственности, любви. Сам Марк Захаров в этом " расписался " Александр 16 марта 2015, 12:22 Галине Фоминых - судя по стилистическому сходству, и те и другие " демотиваторы " лепятся на одном компьютере... Анна 16 марта 2015, 12:14 Огромная благодарность Вам, о. Тихон, за спокойную и подробную статью. Иван Иванов 16 марта 2015, 11:55 Затем в Евангелии нам повелено непременно, и со всей искренностью, предпринять попытки увещевания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви». Но эти увещевания не должны простираться до бесконечности: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Если следовать этому принципу до конца, то диалог с подобными авторами должен заканчиваться или их покаянием или отлучением от церкви. Если они крещены, конечно. И пусть это отлучение формально для самого отлучаемого, но мы, как христиане имеем право надеяться, что с помощью Божией отлучённый постигнет, что на самом деле оно далеко не формально и сделает всё, чтобы оно было снято.

http://pravoslavie.ru/77914.html

Тогда блаженный сказал императору: «Благочестие ваше стоит, поскольку священники совершают свое служение, во всем исполняя божественные заповеди Спасителя. Но если они не будут думать о своем спасения, отвращая через увещевание паствы от кривой стези, обличения и порицания, но позволят каждому идти своим путем, они за них дадут отчет в тот день воздаяния, будучи приговорены к наказанию, поскольку скрыли в земле талант Господа своего 1177 . Итак, чтобы не быть ответственными за это обвинение, прошу всех вас преуспевать в безупречных делах, воздерживаться от порочного образа жизни и проводить время в молитвах и молениях в святых Божиих, церквах, не оскорблять Святого Духа во гневе вашем 1178  и не приводить в уныние смиренную мою душу. Но узнайте и вот что, чтобы не потворствовать никому, кто нуждается в наставлении, но изобличать его для пользы его души. Ибо некогда и царь Давид, согрешив, был изобличен пророком Пафаном и, приняв смертельный удар, благоразумно произнес исповедание, сказав: Согрешил я пред Господом. Откуда и произошло вдруг исцеление через плоды покаяния. И в награду он получил прощение греха. Ибо сказал ему Пафан: Господь снял с тебя грех твои ( 2Цар. 12:13 ). Да будет это для вас примером спасения, чтобы, будучи обличены в грехах, вы не приходили в негодование, но покаялись со страхом Божиим, отвращаясь от злых ваших дел».  Отвечая, император и все остальные сказали ему: «Мы выслушали твои слова, отче честной. Поступай во всем так, как угодно очам твоим. Ибо никто не нарушит повеления твоего, но все, что будет приказано тобой нам, мы ревностно исполним, повинуясь словам твоим, словно от Самого Христа услышав их». И все дивились, слушая его. После этого, ненадолго прекратив речь, вновь, вдохновляемый Святым Духом, отверзши уста свои, он учил их тому, что провозглашено Господом Богом всяческих и говорит: «От всякого, кому дано много, много и потребуется ( Лк. 12:48 ). И еще: Ибо меньший заслуживает помилования, а сильные сильно будут истязаны ( Прем. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

У Семена Ефимовича Гулина было много своих сочинений, которые он некоторым своим единомышленникам читал. Особенно у назареев уважаются книги; 4 тома Ливанова, «Путешествие пилигрима» Джона Буньяна (ставится почти выше Св. Писания), мистическая книга Якова Бема. В январской книжке того же журнала «Духовный Христианин» за 1907 г. (стр. 61–64) о секте, назареев пишет уже один из членов этой секты, именно, житель с. Хильмилли Ефим Иванович Воронин, в статье своей «О Тарусейском собрании духовных христиан в г. Баку». Автор этой статьи говорит о назареях уже от своего лица. «Рождение, пишет он, страдание и воскресение Христа, а также все св. Писание мы толкуем духовно. Не отрицая естественных рождения, страдания, смерти и воскресения Господа нашего, мы подразумеваем под этим духовное рождение, страдание, смерть и воскресение внутреннего человека. – Духовное рождение начинается с того, что человек, как блудный сын, размотав все имение, ощутит в душе голод. Страдание заключается в том, что человек ощутив голод, начнет нуждаться. – Далее смерть означает то, что человек должен умереть плотским похотям, т. е. оставить дальнюю сторону и начать шествие к Отцу своему. А воскресение означает уже то положение, когда человек свергнет с себя то плотское иго которое приковывает его к земле, и в духе соединится с Отцем» (1Ин.5:18). Далее автор отвергает приписываемое назареям «понятие о несовместимости Духа Христова сразу в нескольких душах», стараясь доказать из евангелия ложность итого понятия. «Помазанием Господа, пишет он, первенствующим апостолом назначен Петр. Что же скажем об остальных апостолах, неужели они не имели Духа Христова? Ап. Павел между тем говорит: «не я живу, живет во мне Христос». Значит, Дух Христов совместим единовременно в нескольких душах, и таково именно наше убеждение». То обстоятельство, что Дух Христов, или Христос идет по наследству и что Он обитал в Авеле, патриархах, пророках, апостолах и предках современных нам назареев, автор далее старается доказать следующими рассуждениями. «Ап. Петр пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего И. Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением И. Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, хранящемуся на небесах для вас». – Далее: «к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:3–4, 10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010