В более позднее время учение об этом в особенности обстоятельно раскрыто у Симеона Солунского . «Всяк человек, рассуждает он, при всем том, что он приял благодать (крещения), – тотчас, как родится, желает плотского.., почему грешит, едва только родившись и еще не понимая». При этом «человек будет наказан за каждый грех», так как «по слову Спасителя, мы должны будем, отдать отчет даже за всякое праздное слово». Если же «покаянием и исповеданием разрешаются все грехи», то «будем каяться, чтобы спастись. И каяться нужно всем, мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстранять себя от покаяния, потому что все мы согрешили и согрешаем, – и все должны каяться» 904 . По-видимому, если необходимость сакраментального покаяния с столь очевидною ясностью проводится – в Священном Писании , и затем в памятниках древне-церковной литературы, – надо бы ожидать, что и обязательность исповеди, как определенного сакраментального института, уклонение от которого должно сопровождаться известными (в церковном отношении) юридическими последствиями для уклоняющегося, – должна была нормироваться – и на самых первых порах устройства христианского богослужения, и со всею очевидностью. – Однако, на деле мы встречаем несколько другое. Правда, Священное Писание и в настоящем случае, хотя и косвенно, тем не менее весьма определенно, дает понять общеобязательный характер исповеди для верующих. Это мы видим в том выражении апостола Иоанна где он рассуждает: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он (Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем его лживым, и слова Его нет в нас» 905 . Однако, обращаясь затем за историческим справками по настоящему предмету к произведениям древне-церковной литературы, и прежде всего до IV в., – мы ни в одном случае не находим категорического указания на общеобязательность исповедь, как уже установившуюся норму церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове Апостолу Варнаве Кипрского монаха Александра – не раньше VI века), что Варнава был учеником Гамалиила и имел соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении Христианства между Антиохийскими язычниками, Варнава, по поручению Апостолов, отправился в Антиохию. В виду необычайного успеха миссии ( Деян. 11:21–24 ) Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и пригласил его в Антиохию в качестве сотрудника: «целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11:25–26). После путешествия в Иерусалим Варнава и Савл, по повелению Святого Духа, Антиохийскою Церковью были отделены на Апостольское служение ( Деян. 11:30; 12:25; 13:2–4 ) и, вместе с племянником Варнавы – Иоанном Марком, отправились в великое благовестническое путешествие (около 45 года). Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя (13–14 главы) отступает на задний план и именно с того момента, когда он начинает именовать Савла Павлом (13:9): собственно Павел является проповедником-миссионером, почему в Листре называли Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием, так как он начальствовал в слове (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и поведали, как Бог отверз дверь веры язычникам. «И пребывали там не малое время с учениками» (14:28). Когда в Антиохии пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава сначала в Антиохии, а потом и в Иерусалиме – на Апостольском Соборе – выступили на защиту христианской свободы ( Деян. 15:2 далее). Но когда в Антиохии же Апостол Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных», то даже Варнава был увлечен лицемерием Петра и последовавших за ним христиан из иудеев, в чем все были обличены Апостолом Павлом ( Гал 2:11 далее). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев, которым они проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Иооанна Марка, но Павел не согласился на это, напомнив, что во время первого путешествия он из Пергии возвратился в Иерусалим и не пошел с ними на дело, на которое они были посланы. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братией благодати Божией» (15:36–40), во Второе великое благовестническое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В числе наших постоянных и надежных партнеров – Совет при Президенте РФ по делам казачества и его председатель Александр Дмитриевич Беглов; заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Сергей Владимирович Железняк; Департамент по межрегиональному сотрудничеству, национальным отношениям и связям с религиозными организациями города Москвы во главе с Юрием Владимировичем Артюхом; руководители комитетов и депутаты Госдумы; МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) во главе с ректором Валентиной Николаевной Ивановой; Российский государственный архив социально-политической истории и его директор Андрей Константинович Сорокин; представители различных органов государственной власти, а также руководители 30 кадетских казачьих корпусов, атаманы казачьих обществ, — все они к нам расположены самым дружественным образом. Всем нашим соработникам огромная благодарность за чувство товарищества, отзывчивость и участие. …Написаны Положения и резолюции, проведены мероприятия, намечены планы на ближайшие годы, — все это, конечно, нужная работа. Но какова самая главная задача обширной деятельности комитета? Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20). Апостол Павел называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Поэтому главная миссия Синодального комитета заключается в том, чтобы казаки, принявшие присягу перед Крестом и Евангелием, оказались в Храме, исполняли заповеди Божии и полнокровно участвовали в Таинствах святой Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-stavropolsk...

Воскресение и возвращение Приговоренный судом человеческим, Он восходит на Крест, умирает и навсегда уходит из мира и истории. Он умер и более никто не сможет увидеть Его, услышать и прикоснуться к Нему. 17 апреля, 2012 Приговоренный судом человеческим, Он восходит на Крест, умирает и навсегда уходит из мира и истории. Он умер и более никто не сможет увидеть Его, услышать и прикоснуться к Нему. I. “Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Ин. 20, 17). Слова Христовы, обращенные к Марии Магдалине, приоткрывают нам таинство пасхального догмата. Иисус из Назарета, странствующий по Палестине отрок Божий заканчивает Свой путь в Иерусалиме. Приговоренный судом человеческим, Он восходит на Крест, умирает и навсегда уходит из мира и истории. Он умер и более никто не сможет увидеть Его, услышать и прикоснуться к Нему. Александр Иванов. " Явление Христа Марии после Воскресения " Отсутствие Иисуса в горизонтальном историческом горизонте непреодолимо и непреложно. Возможно, что традиционному онтотеологическому богословию свойственно преуменьшать значение Его ухода. Однако, реальность этого в историческом понимании вряд ли можно поставить под сомнение. Никто из современников Иисуса и никто в истории после Креста не сможет увидеть Его и быть рядом с Ним. Иисус ушел навсегда. Неправда этой победы сил зла над Добром и Смыслом преодолевается в божественном ответе на свершившееся. Имя ему – Воскресение. Согласно свидетельству Писания, Отец воскрешает Иисуса из Назарета. В отличии от ветхозаветного библейского представления, говорящего о воскресении мертвых, как событии предваряющем суд над отдельным человеком и всем человечеством, Воскресение Христово само делается судом. Судом божественной правды над полнотой неправды, исторически победившей в суде над Иисусом. Преданный Богу и Отцу до конца и без остатка, Иисус поставляется Христом, Мессией, Кириосом и Господом в событии Воскресения. Отныне, Он, Сын Человеческий – Хозяин Истории. Недоступный исторически, Он делается присутствующим в истории Всемогущим Господом Иисусом. Его присутствие не является горизонтальным, пространственным и историческим присутствием. Оно изначально преодолевает границы времени и пространства, совершается силой Святого Духа. Именно поэтому присутствие Христа Мессии сакраментально, то есть реально и объективно, ни в малейшей степени не зависит от характеристик субъективности, влияющих на действительность.

http://pravmir.ru/voskresenie-vozvrashen...

— Все! Батюшка! Сдаюсь! Ты меня, как всегда, «завалил»! — И еще сказано: «.. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». А также: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». И еще: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». — Добил, добил, отец Флавиан! — Я всем своим видом выразил глубочайшее смирение. — Ну хоть остатки-то доесть можно? — Кушай, Леша, кушай! Приятного тебе аппетита! — Флавиан обмакнул солидный кусок щупальца своего октопуса в соус и положил его в рот. И вот так всегда! Почти два года прошло после первого посещения нами Святой горы. Сколько воды утекло, сколько всего произошло за это время! Во-первых, на нынешнюю Пасху владыка Мй посвятил отца Флавиана во игумена, пошутив при этом: «Что ли, на монастырь тебя какой-нибудь настоятелем поставить, отец игумен?» Заметив испуг в глазах новоиспеченного игумена, рассмеялся: «Да ладно уж, не бойся! Сиди в своем ненаглядном Покровском, у тебя там и так уже свой “монастырь”!» Владыка имел в виду поселившуюся в новом приходском доме «келейницей» к сильно сдавшей матери Серафиме инокиню Клавдию. Да, да, да! Вы правильно догадались! Наша драгоценная Клавдия Ивановна выдала Катюшу замуж за летчика Игоря, уезжавшего к новому месту службы, оставила мир и поселилась в нашей «обители». Владыка Мй сам постриг в иночество ее и послушницу Галину, ушедшую из известного монастыря в соседней епархии, насквозь пораженного борьбой с ИНН, паспортами, штрих-кодами, мобильными телефонами, пропагандой «святости» царя Ивана Грозного и прочими стандартными атрибутами отечественного «зелотства». Поварившись в этом монастыре более полутора лет и до тошноты нахлебавшись всей полноты «христианской любви ревнителей благочестия», она в заключение посидела две недели на хлебе и воде в монастырском БУРе (в сталинском ГУЛАГе «БУР» — барак усиленного режима) за отказ впаривать многочисленным паломникам какие-то уж совсем непотребные брошюрки про священноначалие РПЦ.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

Вторично Иисус приходит к ученикам и опять находит их спящими от печали ( Лк.22:45 ). Наконец, в третий раз, находясь в борении и еще прилежнее моляся (стих 44-й), Он с такою же молитвою обращается к Отцу Небесному. В свою очередь и диавол ещё с большим ожесточением нападает на Богочеловека, обуревая его новыми искушениями. Так как Иисус всё решительнее и твёрже заявлял Свою покорность воле Бога Отца и готовность пострадать, то можно думать, что диавол старался внушить Ему не только ненужность и тяжесть предстоящих крестных страданий, но и унизительных для Сына Божия, опасность соблазна Креста для последователей Иисуса: так как все верующие в Него, признающие Его посланником Божиим, увидев Его на кресте, отвергнутся Его и сочтут за обманщика и какого-нибудь преступного человека, которого Бог за тайные грехи наказывает таким страшным образом. В числе этих грехов самый тяжкий может быть тот, что Он не только объявил Себя Мессией, но и считает Себя Сыном Божиим, равным Богу. Это именно искушение через несколько часов мы услышим из уст первосвященников во время суда над Иисусом, когда Он на заклинание Каиафы: Ты ли Христос, Сын Благословенного? объявил, что Он действительно Сын Божий и архиерей, считая это хулою на Бога, разорвал на себе одежды и объявил Его достойным смерти. То же услышим из тех же уст и при Кресте, когда архиереи говорили: если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него, если Он угоден Ему: ибо Он сказал: Я Сын Божий ( Мф.27:42,43 ). Такие же мысли, вероятно, искушая Иисуса, внушал ему и диавол, но с большею дерзостью: «Объяви Себя царём Израилевым, – может быть, говорил искуситель Иисусу, – сотвори чудо, покажи знамение с Неба, и все уверуют в Тебя, и Ты уйдёшь от креста. Если Ты Сын Божий, если Ты угоден Богу, то чаша страданий пройдёт мимо Тебя; Твои ученики останутся при Тебе, и Ты откроешь Царство Божие на Земле. Не бойся того, что у Тебя нет войска и нет оружия для сражения с многочисленными врагами Твоего народа. Весь Израиль поголовно станет под Твои знамена и восстанет против своих угнетателей, Римлян, и готов будет защитить Тебя от всех врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

г) И потому плоть Иисуса Христа должен вкушать всякий, кто хочет жить; д) Но веровать в Иисуса Христа может только тот, кого привлечёт Сам Бог Отец; е) Ропот Иудеев на Иисуса Христа за то, что Он, будучи известен им, как сын Иосифа, назвал Себя сошедшим с Небес; ё) Ропот учеников на то, что Он обещал дать им Свою плоть в пищу; ж) Предсказание Иисуса Христа о Своём страдании и Вознесении; з) Исповедание веры от лица Апостолов Петром, и указание Иисуса Христа, что между ними есть предатель (Искариот). – Вы ищете Меня не потому, что видели чудо, но потому что ели хлебы и насытились. Здесь Иисус Христос косвенно указывает на цель чуда насыщения хлебами. Очевидно, оно имело целью возбудить веру в Него, как в истинного Мессию; но Он много чудес творил и прежде, и однако же немногие уверовали в Него, потому что ожидали от Мессии открытия земного чувственного царства. Чудо умножения хлебов наиболее подходило к их плотским понятиям, и они поспешили за Ним. Иисус Христос поэтому и говорит, что они ищут не чудес – то есть не поводов к вере в Мессию – а чувственного насыщения хлебами. Троекратно Иисус Христос называет Себя хлебом животным (стихи 35, 48, 51), чтобы сильнее утвердить в умах слушателей сио важную истину и не дать им повода думать, что они сами не ясно уразумели слова Учителя. Во-первых , чтобы показать разные виды того, как Он может быть для Своих последователей хлебом жизни. Раз делается Он для них хлебом, когда они приходят к Нему, веруют в Него, ищут Его для удовлетворения алчбы духовной, тогда Он даёт им хлеб как предмет их веры, удовлетворяющей их высшим стремлениям. Во-вторых , Он хлеб для тех, которые видят в Нём Посланника Божьего, Сына Божьего, открывшего миру Отца; Он открывает им величайшее дело попечения Божьего о спасении Рода Человеческого; Он Слово Божие, питающее души глаголами живота. Наконец, Он в собственном смысле хлеб, как подающий верующим в пищу Свою плоть и кровь, телесно соединяющий их с Божеством, делающий их причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Говоря об общих обязанностях христианина, св. Поликарп пишет: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист. Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что неть ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге оправдание нашего – Иисусе Христе, Который грехи наши вознес на Своем теле на древо, Который не сделал греха и в устах у Которого не обрелось лжи и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения, и если будем страдать за имя Его – прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали в это» (VII-VIII гл.). В другом месте он наставляет верных: «будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо «милостыня избавляет от смерти». Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников», и, таким образом, и вы получили бы похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подвергалось бы из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в которых, впрочем, вы и живете». Пресвитерам св. Поликарп напоминает об их обязанности «быть благосердыми, милостивыми ко всем, обращать заблуждающихся, посещат всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищого, всегда старатъся о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха» (VI гл.). Диаконам он внушает, что они «должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двуязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосерды, старательны, должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех». Юношам и девам заповедует «быть непорочными во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого греха» (V гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Да будет путь его тьмою и падением и Ангел Господень да поразит его мечем огненным» а), и как в земле Мадиамской не обрящется зеленого побега, так и в его жилище да не будет обретен благой день, но да будут – имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель, «как Ориву, Зиву и Зевею и Салману» б). И «дьявол да станет одесную его», и «внегда судитися ему да изыдет осужден». «Да будут сынове его сири и жена его вдова. Да будут чада его в погубление» и «въ роде едином да потребится имя его», ибо «возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его» в). И как распалась башня Силоамская и погребла тридцать тысяч мужей, так да исчезнет имя его от земли живых, и да получит в удел проказу Гиезия, и да будет часть его с Иудою и произнесшим: «возьми, возьми, распни его! Да нападет на них (=него) страх и трепет и всякая болезнь! Слыши небо и восплач! Внемли земля и трепещи! И да имеет проклятие и мною грешным, прочетшим эту катару, от «преднего ему до заднего», «от десных его до ошуий его», и ты, Господи, скорый на осуждение направдующих, дай оправдание молению моему и суду моему грешного раба твоего, да славим тебя во веки. Аминь. В приведенном теперь тексте, для определения исторической судьбы рассматриваемого памятника, в особенности обращает на себя внимание перечень некоторых лиц, от имени которых также ниспосылается проклятие преступнику. В частности здесь упоминаются общеизвестные подвижники монашества – Антоний, Евфимий, Харитон и Савва. Затем упоминаются еще два патриарха – вселенский Арсений и вообще святейший Софроний. Как очевидно, в ряду подвижников монашества на этот раз упоминаются только подвижники далекого Востока и собственно (исключая Антония) подвижники Иерусалимской церкви. Отсюда небезосновательно предполагать, что и родина составления настоящего последования, допустим – хотя бы и не в этой самой редакции, – если и не Иерусалимская область, то вообще был далекий Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010