46. Вход в Иерусалим Псковская икона. XVI в. Первые изображения на этот сюжет восходят еще к VI веку (Россанский кодекс). Постепенно композиция становится все более подробной, но главный мотив остается неизменным – это изображение Христа, опрокидывающего столы торговцев. 47. Тайная вечеря. Миниатюра из византийского евангелия. IX в. Среди евангельских тем особо следует выделить Тайную вечерю, глубокий нравственный смысл которой привлекал художников в течение почти двух тысячелетий, от безымянных авторов росписей римских катакомб до Александра Иванова . В этом драматическом эпизоде не только проявляется трагедия евангельской истории, но концентрируются этические заповеди христианского учения. Сцена имеет также глубокий сакральный смысл, так как во время вечери свершилось таинство причащения. Изображение основывается на рассказе евангелистов о прощальной вечере Иисуса со своими учениками во время праздника Пасхи. В этот день ученики приготовили пасху, и когда настал вечер, «Он возлег с двенадцатью учениками», как сказано в тексте. Во время трапезы Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня. И каждый спросил – не я ли? Он же сказал: опустивший со мной руку в блюдо, этот предаст меня». Затем Христос взял хлеб, разломил его и стал раздавать ученикам, говоря при этом: «Сие есть тело мое», – и, взяв чашу, подал им, и сказал: «Сие есть кровь моя» ( Мф.26:20–29 ; Мк.14:17–25 ). Евангелист Лука добавляет, что при этих словах стали апостолы спрашивать друг друга, кто из них сделает это, и спорить между собой. Тогда Христос сказал Петру: «Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня» ( Лк.22:34 ). Иоанн дополняет описание сцены тем, что сообщает: «Один же из учеников, которого любил Христос, лежал у него на груди». Согласно версии Иоанна, Христос, разделяя хлеб, сказал: «Тот, кому я дам хлеб, предаст меня» ( Ин.13:1–2, 23:38 ). 48. Тайная вечеря. Миниатюра армянского евангелия «Таркманчац». 1232 г. 49. Тайная вечеря Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

697 В греческом подлиннике – ξαγορζειν τν αιρν. Глагол ξαγορζειν (пользоваться) имеет также значение «скупать», «выкупать». Этому слову Палладий противопоставляет слово πωλεv (прοдавать). Таким образом, здесь имеет место игра слов: нужно покупать время для добродетели, а не продавать его греху. 702 Имеется в виду пророк Михей. См.: 3Цар. 22:24–27 : «И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться. И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире». 704 Палладий неоднократно обращает внимание на анонимность обличений, с которыми св. Иоанн Златоуст обращается к своей пастве. Это один из основополагающих пастырских принципов, которым следовал константинопольский святитель. 705 Посвященный – μστης. Это слово не встречается ни в Послании к Ефесянам, ни вообще в Новом Завете. В христианскую лексику оно было введено Климентом Александрийским . (См.: Dialogue. T. 1. Р. 375, n. 4.) Можно предположить, что Палладий намекает на слова 1-й главы Послания к Ефесянам: «...прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну (τ μυστριον) Своей воли». (См.: Еф. 1:7–9 .) 706 В Посланиях к Фессалоникийцам слово «братолюбивый» (φιλδελφος) не встречается. Вероятно, Палладий намекает на слова: «О братолюбии (τς φιλαδελφας) нет нужды писать и вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга». (См.: 1Фес. 4:9 .) 711 О целительной силе плюновения Христова см.: Ин. 9:6 : «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». От прикосновения к краю одежды Христа исцелилась кровоточивая жена. См.: Мф. 9:20 : «И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулаеь к краю одежды Его». Оба этих евангельских текста говорят о человеческом смирении перед величием Христовым. Палладий обращается к этим евангельским примерам, чтобы подчеркнуть смирение св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

7) Теснейшее соединение верующих с Христом приточно представлено под видом прозябания отраслей на лозе. Такое соединение даёт им возможность приносить плод мног, то есть исполнять заповеди Его и любить друг друга. Эта же любовь даёт им право уже называться не рабами, но друзьями Христовыми и надеяться на получение всего, чего бы они ни попросили от Отца во имя Христа. Но с другой стороны эта любовь ко Христу и союз с Ним разъединяет их с миром, делает их ненавистными для мира и будет причиною их страданий от мира, за что мир и будет осуждён. Суд этот будет принесён в мир обетованным Духом Утешителем, Который осудит мир за грех неверия в Иисуса Христа – в Того Христа, Который явится к Отцу Небесному не только оправдательною жертвою за людей, но и свидетелем, против тех, которые будут виновниками Его смерти и не примут Его правды. Дух Святый обличит мир и о Суде, откроет Суд, который будет произнесен над князем мира сего, над диаволом, а мир между тем не перестаёт следовать внушениям сего князя зла. То, что они (ученики) не поймут теперь в словах Своего Учителя, будет открыто им Тем же Духом Святым, потому что Он принесёт на Землю учение Христа; Он и послан будет для того, чтобы прославить Сына на Земле. 8) Ученики не поняли слов Иисуса Христа о том, что Он идёт к Отцу и скоро они не увидят Его, и говорили между собою, что значат эти слова. Иисус Христос объяснил им эту печальную истину, прибавив, что Его отшествие от мира будет для мира радостно, а для них печально; но затем вскоре печаль их превратится в радость, как печаль раждающей женщины, которая скорбит, когда страдает муками рождения, и затем радуется о рождении человека в мир. И радость учеников будет состоять именно в том, что они получат всё, что ни попросят от Отца во имя Иисуса Христа, то есть через Него и в силу ходатайства Его перед Отцом, потому что Отец любит их за то, что они веруют в Него, как пришедшего от Отца. Ученики подтвердили, что они действительно веруют в Его пришествие от Отца Небесного. Предсказав им, что они, несмотря на такую веру, скоро оставят Его и рассеются, Он успокаивает их мыслью, что Отец не оставит Его одного, и что Он, несмотря на видимое торжество мира над Ним, победил миρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

v. ter., trecenti, tredecim, triginta, tres и tria. 282 A. Покровский в книге „Библейское учение о первобытной религии“, 1901, стр. 49–53, доказывает, что соблюдение субботы, как дня покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, современно самому началу человеческой истории. 285 Примеры: Левит. 13, 5 (по Синод, переводу): «В седмый день священник осмотрит его (прокаженного), и если язва остается в своем вид, и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней». Там же, 14, 7. 9: «и покропить на очищаемого от проказы семь раз, и объявить его чистым»; «в седмый день обреет все волосы свои». Иис. Нав. 6, 3 : „и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седмый день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами“ и пр. Иезек. 45,23: «и в эти 7 дней праздника он должен приносить во всесожжение Господу каждый день по7тельцов и по 7 овнов без порока». 286 Сравн. Андрея, архиеп. кесарийского, Толкование на Апокалипсис, перев. с греч., (изд. 2, Москва, 1893), стр. 6, 10, 16, 62 и друг., о значении седмеричного числа. 287 Septem capitalia delieta суть; idololatria, blasphemia, homicidium, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus. Tertull. adv. Marc. IV, 9. (II, p. 175 Oehler). 288 Septenarius numerus legitimus ac plenus est. Nam et dies septem sunt, quibus per vicem revolutis orbes conficiuntur annorum; et septem stellae, quae non occident; et septem sidera , quae vocantur errantia, quorum dispares cursus et inaequabiles motus rerum ac temporum varietates efficere creduntur. Lact. Div. Inst. VII, 14. 289 Ambrosius, De Noe c. 12: septimus numerus pienus etc. (Migne XIV, 378). В одном из своих писем Амвросий представил целый (хотя и небольшой) трактат об этом числе. (Migne, XVI, col 1136 ss., coni. col. 1216 CD). 290 Augustin. De civ. D. XI. 31. Conf. De cons, evang. II, 4, и наименование perfectus для septenarius numerus в Quaest. in Hept. (Migne,t. 34, col. 634). 292 Hieron.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

     Есть один суд, который будет единственный справедливый, самый справедливый за всю историю существования человечества от сотворения первого человека. Это – Страшный суд, когда Господь сядет на престоле с ангелами Своими, соберутся все народы, все люди, жившие когда-то на земле, и предстанут на этот суд. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:36 мин. Размер 6.2 Mb ) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ваня 23 февраля 2017, 17:41 Цитата: “И что будет спрашивать у нас строгий и справедливый Судия…” (1:05 – 1:11) Судья – исполнитель закона, судья – служитель закона, судья – раб закона. Судья будет нарушителем закона, если умилосердившись над преступником, простит его и, вопреки закона, помилует его. Господь не справедлив! Если Он будет справедливым, то он будет обычным подзаконным судьёй. Господь не судья – Господь Сам Закон и именно поэтому Он судит как хочет и именно поэтому Он выше всякого закона и всякой справедливости. “И нельзя войти в Царствие Небесное минув Страшный Суд”(8:05 – 8:10). Интересно, если судить “по справедливости”, изменится ли участь благоразумного разбойника после Страшного Суда? Andrew Tramp-Lunar 20 февраля 2017, 08:29 А вот способ обойти Суд и попасть прямиком в царство небесное : " 12. ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. " (Св. Евангелие от Матфея 19:12) Так что всё продумано. Александр Иванов 20 февраля 2017, 03:26 Суд уже идет,но похоже кто то думает это игра 19 февраля 2017, 23:02 Спасибо до мурашек. Вспомнилось: " Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви. Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви. Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви. Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь. " Монах Симеон Афонский Елена Псевдоним 19 февраля 2017, 19:08 Душеполезная, побуждающая к доброделанию проповедь. Указующая верные приоритеты для Поста. Спаси Бог! natalja 19 февраля 2017, 18:47 А много ли православных христиан задумываются серьезно о встрече с БОГОМ? Сомневаюсь. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/101181.html

                      -Владимир,  к вам вопрос.                       -Да. Это так, это верно. Нужно добавить еще, что средства массовой информации Украины назвали это спецоперацией Москвы. Вообще привоз даров на Украину они обозвали спецоперацией, тщательно подготовленной спецвойсками. Действительно, мы были в Киеве с 24 по 30 января. В Киево-Печерской лавре, где в одном храме мы спина к спине, можно сказать локоть к локтю с Игорем Ивановичем Стрелковым были вместе. Но были там исключительно, чтобы охранять святыню и тех отцов…                      -Обеспечивать порядок.                      -Да конечно, тех отцов из афонского монастыря, которые доставили эту святыню из монастыря Святого Павла.                     -То- есть вы туда прибыли как раз по приглашению этих святых отцов с Афона.                    -Да, еще раз напомню, что наместник этого монастыря очень долго молился и ждал волю божию: ехать или не ехать туда. Но в итоге все-таки поехали. Было очень много людей. Несмотря на то, что информация о том событии намеренно нигде не выставлялась. То есть такое событие впервые в истории, мы знаем.  За последние пять веков дары покинули Святую гору впервые. Но нигде не было информации. И, тем не менее, люди шли круглосуточно.                    -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.                     -Могу ли я спастись? У меня в квартире очень много кошек. У меня на них уходит масса времени. Их надо кормить, чистить, если болеют - лечить, идти к врачу. Времени на молитвы у меня остается мало. Но даже я себе вообще не принадлежу. И я думаю: можно мне спастись? И выбросить их я не могу. Знаете, почему? Они такие же разумные животные, они все понимают. И как я возьму и выброшу их на улицу? Куда они денутся? Кто будет их кормить? Кто будет за ними ухаживать? И я просто не знаю, что мне делать?                       -Ваша проблема заключается в том, что вы плохо знаете священное Писание. В книге бытия (Быт.1, 28) сказано: «и благословил их Бог (то - есть Адама и Еву). И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

http://radonezh.ru/text/pochemu-cherez-s...

А кроме того, авторы Евангелий нередко говорили о себе в третьем лице или не упоминали вовсе. Например, Евангелие от Марка опирается на рассказы апостола Петра (Марк был его учеником). Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. Он сам свидетельствует об этом, говоря, что все события земной жизни Христа, все Его слова и все, что говорили Ему, Богородица « слагала в сердце Своем » (Лк. 2:19). Затем апостол Лука эти слова записал. Таким образом, Она свидетельствовала о Христе не меньше евангелистов. Александр Иванов. «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за Ним, смотрят издали на Распятие» Наконец, посмотрим, как Сам Иисус относился к Матери. В Евангелии можно увидеть две, казалось бы, конфликтные ситуации. Первая произошла, когда Христу было двенадцать лет. Он с родителями – Марией и Иосифом – возвращался из Иерусалима и потерялся. Через три дня они нашли Иисуса в Иерусалимском Храме. Там Господь беседовал с религиозными учителями Израиля. Дальше Евангелие повествует: « ... Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему » (Лк. 2:48-49). О втором случае (Мф. 12:49-50) уже говорилось выше. Толкование этих евангельских мест – большая, отдельная тема. А в двух словах – ничего конфликтного в обоих случаях не было. Наличие у Спасителя земных родителей вовсе не отрицает Его зачатия от Духа Святого и того, что Христос был Сыном Божиим. Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя много веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

http://foma.ru/o-pochitanii-bogorodiczyi...

А так как в обществе Иисусовом слуги не было, и никто из учеников не хотел унизить себя до исполнения обязанностей слуги, то обычай должен был остаться неисполненным. Между тем, ученики начали спор о том, кто из них должен считаться большим ( Лк.22:24 ). Тогда Иисус, желая преподать им урок смирения и движимый любовью к остающимся в мире друзьям Своим, изливает на них всецело любовь Свою. Встав из-за пасхальной трапезы, Он умыл ноги ученикам. Привыкшие видеть во всех действиях Божественного Учителя особое знаменование, ученики не спрашивали Его, почему Он так поступает и не препятствовали совершить это дело высокой любви и глубочайшего смирения. Только вера и преданность Петра не могли допустить мысли, чтобы Учитель их – Тот, кого он считал Сыном Божиим и Который так неизмеримо велик, что он не достоин даже умыть ноги Его, чтобы Тот Учитель умывал ноги ученикам Своим. И потому Пётр два раза отрекался от чести быть умытым руками своего Учителя. Но когда Учитель сказал ему, что оставшийся с неумытыми ногами не будет иметь части с Ним, тогда Пётр поспешил просить умовения не только ног, но и головы. Учитель же сказал, что для чистых достаточно омовения только ног; причём намекнул и на присутствие между учениками одного нечистого, то есть предателя. Возлёгши опять за трапезой и объяснив, почему и для чего Он совершил умовение ног, Иисус Христос научил их смирению и повелел им совершать друг другу такое же умовение ног, в знак своего смирения. При сем троекратно указал на присутствие среди учеников предателя: сначала словами Писания: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Пс.40:10 ); потом свидетельством о том, что предатель находится в среде присутствующих – что вызывает со стороны недоумевающих учеников вопросы: не я ли, Господи? Но Иисус дал им один общий ответ: один из 12-ти, опустивший Мною руку в блюдо. Когда же в числе других спросил Его и Иуда: не я ли, Равви?, то Иисус отвечал ему: да, ты сказал; но отвечал так тихо, что никто не слыхал. Тогда Пётр, ещё более обеспокоенный неопределённостью ответа Учителя, сделал знак лежавшему на персях Иисуса любимому ученику Его, Иоанну, чтобы он спросил Его: кто это Господи? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Архелай, услышав это, уверовал в Бога и в слово своего друга. И, встав утром, оба ревностно пошли в монастырь и, придя к блаженному Иоанну, нашли его сидящим под кровлей ворот. Простершись возле честных его ног, они просили его сотворить молитву. Он же, встав, спросил их о причине, из-за которой они пришли. И Архелай, отвечая, сказал: «Честной отче, умоли Бога удалить от меня эту болезнь. Ибо я знаю, что не презрит тебя Бог в том, о чем бы ты ни попросил Его». Он же, отвечая, говорит ему с радостным лицом: «О человек, кто есть я, наименьший из всех людей и живущих здесь братьев, чтобы мне молиться о тебе и силой моления моего исцелить тебя?» Он же вместе со своим другом еще усердней умоляет его со многими слезами снизойти к их просьбе, чтобы не уйти им ни с чем и не потерять надежды. Итак, поскольку он увидел, что у них есть настоящая вера, то говорит Архелаю: «Войди в завет с Богом, сотвори угодное Ему и наполни руки нищих из имений твоих, веруя, что Он может исцелить тебя, и Он устранит твою болезнь». Архелай же, отвечая, сказал ему: «Все приказанное мне твоей святостью я совершу и, если у кого-то незаконно что-то отнял, воздам ему вдвое. Только исцели меня, отче святой». Тогда блаженный Иоанн говорит предстоящим: «Возьмите его и омойте в воде пруда, из которого пьют братия, во Имя Господа нашего Иисуса Христа, и он будет исцелен». Итак, они, взяв его, сотворили так, как он заповедал им, и в тот же час очистилась проказа на лице его. Человек же вернулся к блаженному Иоанну, благодаря Бога и его, припав к ногам его и свидетельствуя об исцелении. Он же, отвечая, говорит ему: «Отныне храни себя оттого, чтобы обижать бедных. Ибо есть Бог, их помощник и попечитель, и Он не перенесет, если ты будешь оскорблять и обижать их. И достаточно для тебя, чтобы удостовериться в сказанном в притче о богаче и Лазаре 1139 , каким образом из-за бесчеловечного и лишенного милости духа он был без милости мучим, – и у него не было ничего из того, что он похитил у него, поскольку он ничего не мог взять, – другой же на лоне Авраамовом, радуясь, нашел упокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010